Главная страница
Навигация по странице:

  • © ФГБ ОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения», 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ

  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ АКСИОЛОГИЯ

  • ВЕРБАЛЬНЫЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

  • ГЕРМЕНЕВТИКА

  • ДИХОТОМИЯ

  • ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

  • КОНТРКУЛЬТУРА

  • КУЛЬТУРА БЫТА

  • КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ

  • МАССОВЫЙ ЧЕЛОВЕК

  • МОДЕЛЬ ИНВЕРСИВНАЯ

  • Тематический словарь по культурологии. Удк007 г 67


    Скачать 372.32 Kb.
    НазваниеУдк007 г 67
    АнкорТематический словарь по культурологии.pdf
    Дата06.04.2017
    Размер372.32 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТематический словарь по культурологии.pdf
    ТипУчебное пособие
    #4566
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    УДК-007
    Г 67
    Горелова И.Н., Лысенко Н.Н. Культурология.
    Тематический словарь: Учебное пособие.- М.: МИИТ,
    2011. - 88 с.
    В учебном пособии представлены наиболее часто встречающиеся в учебной литературе и тестовых заданиях термины и понятия культурологии. Представлены также биографические справки о знаменитых мыслителях, внесших вклад в развитие культурологической мысли, а так же о некоторых авторах знаменитых памятников культуры прошлого.
    Учебное пособие рассчитано на бакалавров и студентов всех технических и гуманитарных специальностей
    МИИТа.
    Рецензенты:
    1) д.ф.н., профессор Некрасов С.И. (Московский государственный технологический университет гражданской авиации)
    2) к.ф.н., доцент Некрасов И.А. (Гуманитарный институт
    МИИТа)
    © ФГБ ОУ ВПО
    «Московский государственный

    университет путей
    сообщения», 2011
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие……………………………………………... … с. 3
    Культурология как наука. Понятие культуры…………… с. 5
    Концепции культуры………………………………………. с. 23
    Историческая типология культур………………………… с. 42
    Человек и культура……………………………………….. с. 50
    Межкультурная коммуникация…………………………… с. 53
    Религия в системе культуры……………………………… с. 64
    Искусство в системе культуры…………………………… с. 79
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Характерной особенностью научной и педагогической жизни современной России является ее идеологическое раскрепощение: интенсификация ряда научных направлений,
    которые опираются на общечеловеческие ценности и активно отзываются на глобальные проблемы современного общества,
    на потребности развития личности в современном мире. К
    таким наукам относится целый ряд гуманитарных дисциплин,
    которые несколько лет назад были введены в систему высшего профессионального образования в качестве обязательных. Эти учебные дисциплины призваны обеспечить подготовку специалистов, способных решать не только узкоутилитарные задачи в пределах усвоенного за время обучения в вузе комплекса знаний и навыков, но и творчески применять эти знания в постоянно усложняющемся
    32
    мире, повышать свой образовательный уровень с учетом быстро меняющегося научного потенциала общества.
    Культурология как учебная дисциплина призвана дать современным студентам представление о культуре в единстве всех ее сторон, сформировать у них общую картину развития культуры человечества, помочь студентам уяснить, каковы закономерности в изменении культуры общества и принципы функционирования культурных систем в каждом конкретном обществе. Важной задачей культурологии является и систематизация основных теоретических подходов в исследовании культуры, основных направлений в современной культурологии.
    Однако все эти многомерные задачи осложняются тем, что к настоящему времени культурология еще не выработала единого понятийного аппарата, единой теоретической схемы,
    позволяющей в строго однозначной и логически упорядоченной форме отразить ее содержание. Такая ситуация является естественной, поскольку культура представляет собой очень сложный, многоаспектный и многоуровневый, внутренне противоречивый феномен,
    которому невозможно дать цельное и однозначное описание за столь короткий период времени. Но перед преподавателями и студентами стоит объективно сложная проблема разобраться в формирующемся культурологическом знании.
    Ситуация осложняется еще и тем, что в последние годы в практику преподавания, то есть обучения и проверки знаний студентов, вошло тестирование, которое предполагает однозначное понимание тех или иных проблем культурологии и ее понятийного аппарата.
    Все указанные сложности определяют необходимость в настоящий момент издания разнообразного справочного материала, как для студентов, так и для преподавателей:
    учебников, учебных пособий, методических разработок и
    42
    программ по курсу культурологии. В том числе большую помощь могут оказать словари культурологических терминов.
    Предлагаемое издание представляет собой краткий толковый словарь по культурологии, где представлены основные термины, наиболее часто используемые в культурологии понятия, а так же имена мыслителей, чьи заслуги в развитии культурологической мысли общепризнанны. В словаре приводятся так же имена тех, кто создавал бесценные памятники культуры и чьи имена должен знать каждый образованный человек.
    В учебном пособии с учетом его назначения использованы и обобщены различные материалы, публиковавшиеся в энциклопедической и культурологической литературе.
    Справочный материал расположен по темам, а внутри тем в алфавитном порядке. Темы выделены в соответствии с действующими программами по культурологии и существующей базой тестов по культурологии.
    КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА.
    ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
    АКСИОЛОГИЯ
    (греч. – учение о ценностях) – теория,
    рассматривающая философские вопросы моральных ценностей, в том числе природу и эволюцию ценностей,
    причины их существования и т.д.
    АНТРОПОЛОГИЯ (греч. anthropos - человек + logos - учение) — 1) в широком смысле - наука о человеке; 2)
    совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной)
    средах; 3) биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас.
    52

    АРТЕФАКТ (от лат. arte – искусственный, и factus –
    сделанный) - любой искусственно созданный объект,
    имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое содержание. Артефактами – феноменами культуры являются: рожденные человеком мысли, идеи; сделанные им материальные вещи; используемые им способы действия; и даже эмоции, так же как и нервная система человека является продуктом культуры. Итак, артефакт – это то, что в природе не существовало и создано человеком искусственно и то, что имеет смысл для человека.
    БИНАРНЫЙ МИР – двойной, состоящий из двух явлений и процессов, из противоположностей (добро и зло, день и ночь,
    белое и чёрное, плюс и минус и т.п.), следовательно,
    противоречивый.
    ВЕРБАЛЬНЫЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ (лат. verbalis –
    устный, словесный) – это разговорные (естественные) языки,
    которые являются исторически сложившимися знаковыми системами, образующими основу всей культуры того или иного народа, говорящего на данном языке.
    ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis – жизненный) – направление в биологии, объясняющее процессы жизни, наличием нематериальной «жизненной силы», «души» и т.п.,
    управляющей жизненными явлениями.
    ГЕРМЕНЕВТИКА (лат. толкую, интерпретирую) – 1)
    искусство толкования и интерпретации; 2) теория понимания,
    постижения смыла; 3) искусство постижения чужой индивидуальности.
    ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis – знание, познание + logos –
    слово; понятие, учение) – теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.
    62

    ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ - это любые изменения культурной системы, причинно обусловленные ее предыдущим состоянием, и имеющие определенную стадиальность и направленность. Это понятие описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве.
    ДИФФУЗИОНИЗМ (от лат. diffusio – разлитие, растекание,
    просачивание) – направление в этнографии, социологии,
    социальной антропологии, археологии, культурологии,
    объясняющее развитие культуры отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т.п.). Диффузионизм подразумевает не конкуренцию и вытеснение культур, а их сотрудничество и общение, способность учиться друг у друга.
    По мнению представителей диффузионизма наиболее удачные культурные изобретения, первоначально возникшие в какой-то географической точке (или точках), затем распространяются по всему миру методом стихийного растекания. Диффузионизм определяет каналы культурной коммуникации – это торговля, завоевания, колонизация,
    миграция добровольное подражание).
    ДИХОТОМИЯ (от греч. на две части + сечение) –
    последовательное деление целого на две части.
    ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК – это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на ней народа. Язык формируется и развивается людьми благодаря совместной общественной жизни. Он складывается на основе психофизиологических возможностей, заложенных в биологической природе человека.
    ЗНАК – любой материальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета (явления, свойства
    72
    и т.д.) и используемый для хранения, переработки и передачи информации об этом предмете.
    ИНФРАСТРУКТУРА (лат. infra под + структура) - составные части общего устройства какой-либо области жизни (напр. культурной или экономической), носящие подчинённый, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность
    ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ – система условий создания, сохранения, трансляции и воспроизводства культур.
    ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ - специальные языки,
    которые, в отличие от естественных , сконструированы целенаправленно. Таких языков существует уже более тысячи, и постоянно создаются всё новые и новые.
    Фундаментальными искусственными языками являются:
    письменность, математика, искусство, деньги.
    КОД (фр. code) - совокупность знаков, символов и система определённых правил, с помощью которых представляется,
    передаётся и сохраняется информация.
    КОД КУЛЬТУРЫ – совокупность знаков (символов),
    смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.
    Код культуры как способы самоорганизации культуры дают возможность проследить развитие культуры в ее единстве и многообразии. Культурные коды характеризуют разные типы культур. Различаются три глобальных культурных типа:
    дописьменный (традиционный), письменный (книжный) и экранный, находящийся сегодня в стадии формирования.
    КОНТРКУЛЬТУРА – субкультура, нормы и ценности которой противоречат господствующей культуре; находится в конфликте, противостоит духовной атмосфере в обществе.
    КРИЗИС КУЛЬТУРЫ – понятие, фиксирующее ситуацию,
    возникающую в результате разрыва культуры, прежде всего ее основных ценностных ориентаций, и резко изменившимися
    82
    условиями общественной жизни. В результате происходит кардинальное изменение основных ценностных ориентаций,
    организующих жизнь больших масс людей.
    КУЛЬТУРА – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, в котором происходит реализация сущностных способностей человека к творчеству и самосовершенствованию. Это определение может быть дополнено, учитывая сложность и многомерность культуры как явления в жизни общества.
    КУЛЬТУРА БЫТА – культура, которая формируется и развивается в сфере повседневного общения людей; уклад повседневной жизни.
    КУЛЬТУРНЫЕ ИННОВАЦИИ
    – новообразования
    (культурные новшества), изобретения и открытие культурных артефактов: научных теорий, техник и технологий, создание новой системы ценностей и др.
    КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ – устойчивые схемы ценностных ориентаций и стереотипов в восприятии мира,
    явлений культуры.
    КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ – черты, нормы,
    ценности, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места,
    исторического времени и социального устройства общества.
    Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. В 1959 г.
    американский антрополог Дж. Мердок выделил более 70
    культурных универсалий, общих для всех культур элементов:
    возрастную градацию, спорт, игры, нательные украшения,
    календарь, соблюдение чистоты, приготовление пищи,
    кооперацию труда, ухаживание, танцы, декоративное
    92
    искусство, гадание, толкование снов, разделение труда,
    образование, эсхатологию, этику, этноботанику, этикет, веру в чудесные исцеления, семью, празднества, добывание огня,
    фольклор, табу на пищу, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, правительство, приветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, запрет на кровосмешение, торговлю,
    сексуальные ограничения, учения о душе, музыку,
    мифологию язык, закон, принятие пищи (завтрак, обед, ужин)
    и др.
    КУЛЬТУРОГЕНЕЗ (от греч. genesis – происхождение,
    возникновение, развитие) – 1) учение о происхождении культуры; 2) культурогенез – это процесс возникновения и развития культур, он не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества. Это есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем, потому что сущностью культурогенеза является процесс самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путём возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее.
    КУЛЬТУРОЛОГИЯ – зародившаяся в середине 20 века научная дисциплина, содержание которой составляют теория и практика системных исследований феномена культуры.
    Культурология – это гуманитарная наука о культуре как специфической целостности, изучающая сущность и структуру культуры, о закономерности, существования и развития культуры, способы постижения культуры.
    МАССА - в культурологии это понятие употребляется в следующих контекстах: синоним невежественности,
    некомпетентности; недифференцированное множество, не имеющее организации; толпа, поведение которой стихийно,
    подчиняется массовому психозу, основанному не на разуме, а на страстях; публика, то есть группа людей, объединённая
    102
    внешним и случайными признаками; «сверхорганизованное»
    бюрократизированное общество, здесь господствует тенденция к единообразию и отчуждению, здесь личность теряет свои черты в пользу стадности; механизированное общество, в котором человек утрачивает свою неповторимую индивидуальность и становится массой, простым исполнителем своей профессии.
    МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – культура, которая создается и тиражируется с помощью современных технических средств для потребления большими массами людей. Как правило,
    носит коммерческий характер рассчитана на «усредненного»
    человека с его вкусами, потребностями и интеллектуальными способностями (доступна для всех).
    МАССОВЫЙ ЧЕЛОВЕК – это не человек из массы, а человек с массовым сознанием, его главной характеристикой является то, что он – «как все».
    МОДЕЛИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    – это модели динамики культуры, фиксирующие последовательность изменения стадий и состояний,
    происходящих в истории и культуре.
    МОДЕЛЬ ВОЛНОВАЯ культурно-исторического процесса
    – это модель, в которой культурно-исторический процесс предстает как постоянное повторение определенных циклов в изменении культуры. Графически эта модель может быть представлена в виде синусоиды. О волновых изменениях культуры говорили Д.Вико, П.Сорокин, некоторые современные авторы.
    МОДЕЛЬ ДЕВИАНТНАЯ (лат. deviatio- уклонение от дороги) культурно-исторического процесса – это модель,
    которая возникла на основе линеарной модели. Она стала ответом на трудности, испытываемые классическим эволюционизмом, не сумевшим объяснить факт многообразия культур. Суть модели в том, что существует генеральная
    112
    линия развития культуры, и ветви – отклонения от неё,
    позволяющие объяснить специфику отдельных культур,
    отошедших от главного направления (мультилинейность эволюции). Графически она может быть представлена в виде сильно ветвящегося дерева. Одним из авторов является Л.А.
    Уайт.
    МОДЕЛЬ
    ИНВЕРСИВНАЯ
    (лат.
    inversio
    - переворачивание, перестановка) культурно-исторического процесса – это вариант циклической модели динамики культуры, при котором изменения носят маятниковый характер от одного полюса культурных ценностей к другому:
    от жесткой нормативности к распущенности нравов, от бессловесной покорности к беспощадному бунту, и т.д.
    Инверсионное изменение культуры может охватывать разные периоды и сферы культурной жизни. Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее позитивного опыта, достижений, что рано или поздно приводит к возрождению или реставрации прошлого. Так, европейское средневековье отрицало ценности античной культуры –
    разум, телесная красота и т.д., противопоставляя им ценности раннего христианства – глубокая искренняя вера, духовная красота, утверждаемая через телесное страдание, и т.д.
    Однако эпоха Возрождения привела к восстановлению античной культуры, культивированию ее ценностей, но за
    Возрождением последовали Реформация и контрреформация,
    частично восстановившие пошатнувшееся положение христианской религии.
    МОДЕЛЬ ЛИНЕАРНАЯ культурно-исторического процесса – это модель основана на идее «стрелы времени».
    Человеческий род един, как едина и сама сущность человека.
    Культура понималась как единая мировая культура,
    представляющая собой непрерывный ряд последовательных стадий, каждая из которых совершеннее предыдущей.
    122

    Линеарная модель может принимать самые разные облики, в зависимости от того, что признаётся источником и целью развития культуры. (См. прогрессивная модель, регрессивная модель, девиантная модель).
    МОДЕЛЬ ПРОГРЕССИВНАЯ культурно-исторического процесса – вариант или важный элемент линеарных концепций культурной динамики, который определяется как количественное и качественное улучшение жизни человека и общества, в частности качественное совершенствование культуры общества культуры. Критерий прогресса вводится в зависимости от принятых в конкретных культурологических концепциях понятий о механизме культурного развития, его целях и средствах. Так для Л.Уайта, одного из основоположников современной культурологии,
    понимавшего развитие культуры как процесс покорения природных сил, критерием прогресса было увеличение количества энергии, расходуемой в год на душу населения.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта