Главная страница
Навигация по странице:

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ 412 АГОНИСТИКА

  • АКВЕДУК

  • АРЕОПАГ

  • ВАГАНТЫ

  • ВАРВАРИЗАЦИЯ

  • ГЕДОНИЗМ

  • ЗАПАДНИЧЕСТВО

  • КАЛОКАГАТИЯ

  • КАТАРСИС

  • МЕНЕСТРЕЛИ

  • ОЙКУМЕНА

  • ПАЙДЕЙЯ

  • ПИКТОГРАФИЯ

  • Тематический словарь по культурологии. Удк007 г 67


    Скачать 372.32 Kb.
    НазваниеУдк007 г 67
    АнкорТематический словарь по культурологии.pdf
    Дата06.04.2017
    Размер372.32 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТематический словарь по культурологии.pdf
    ТипУчебное пособие
    #4566
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    ХЕЙЗИНГА Йохан (1872-1945) – голландский историк и культуролог, один из авторов «игровой концепции культуры».
    В своей работе «Homo Ludens» (Человек играющий) Хейзинга утверждает, что игра старше культуры и игра творит культуру. Хейзинга выделяет ряд специфических для игры признаков: 1) это свободная деятельность, которая не может быть необходимостью или долгом; 2) игра не утилитарна, она не направлена на удовлетворение жизненных потребностей,
    на достижение полезного результата, цель игры в ней самой, в удовольствии от выигрыша, своего успеха; 3) игра всегда является выходом за рамки действительности в область воображаемого, придуманного; 4) в игре всегда есть определенные правила, поэтому игра упорядочена; 5) игра всегда есть соперничество с другими, в ходе которого приходится бороться с трудностями, преодолевать препятствия, что придает игре особую остроту; и т.д.
    Игра старше культуры, поскольку все ее основные черты присутствовали в игровом поведении животных. Их игра свободна и доставляет им радость сама по себе. Они соблюдают определенные правила – принимают
    362
    определенные позы, изображают свирепость и т.д. Так что уже у животных игра выходит за рамки простого удовлетворения инстинктов. Возникновение человеческой культуры изначально происходит в форме игры. Все виды деятельности человека в архаическом обществе
    «разыгрывались». Все современные формы культуры также родились в игре: культ вырастал из священной игры, музыка и танец были ритуальной магической игрой, право выделилось из обычаев социальной игры и т.д. Но роль игры в истории культуры не всегда была одинакова. По мнению Хейзинги, по мере культурного развития игровой компонент отступал на второй план. Вытеснение игры активно началось в XYIII в.,
    когда обществом начал завладевать дух практицизма и рационализма. Производство и материальный интерес становятся идолом в жизни людей. Такая ситуация, достигшая в ХХ в. своего апогея, привела к кризису европейской культуры. Практицизм, деловитость берут верх над игровым поведением, необходимость и целесообразность - над непрактичным стремлением к «игре по правилам»;
    благородство и бескорыстие игрового поведения вступили в противоречие с жестокостью рационализированного поведения современного человека. Даже игра превратилась в суррогат игровой деятельности – в профессиональный спорт,
    профессиональное искусство и т.д. Потеряла игра и свой общедоступный и творческий характер, ведь чем больше в ней участников и чем меньше зрителей, тем плодотворнее она для личности. Сегодня же игра имеет намного больше зрителей, чем участников. Путь выхода из кризиса Хейзинга связывает с возрождением первозданной игровой природы культурной деятельности человека.
    ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936) – немецкий философ и культуролог, автор знаменитой работы «Закат Европы».
    Культурологическая концепция Шпенглера – теория
    372

    «замкнутых культур» - вариант теории культурно- исторических типов. Шпенглер отрицает существование единого культурно-исторического процесса, который захватывает все страны. История, по Шпенглеру, есть смена
    «замкнутых культур», между которыми нет взаимопонимания и преемственности. Каждая такая культура подобна живому организму и подчиняется законам органической жизни: она представляет собой целостный «организм», обладающий жестким внутренним единством и обособленный от других
    «организмов»; «организм» рождается, проходит этапы взросления, достигают расцвета, стареют и умирают.
    Подобно растениям, культуры вырастают из определенного ландшафта, приспосабливаясь к его особенностям. Каждая культура обладает особой «душой культуры», которая нематериальна и бессознательно проявляется в деятельности людей и ее результатах – живописи, музыке, архитектуре,
    поэзии, науке и т.д. Вырастая в определенном ландшафте,
    «душа культуры» формирует определенный прасимвол,
    который недоступен разуму человека, но порождает все богатство и своеобразие конкретной культуры. Он кроется в этических нормах и религиозных культах, в символах искусства и форме государства. Но сам прасимвол не исчерпывается своими конкретными проявлениями, он непостижим и неосуществим. В соответствии со своим прасимволом культура чувствует, мыслит и творит.Все культуры уникальны, а потому равноценны. Но не все культуры проходят жизненный путь (около 1000 лет) до конца, они погибают раньше в результате внешних причин:
    природный катаклизмы, военные завоевания и т.д. За всю историю человечества существовало всего 8 культур,
    достигших своего естественного завершения. На последней стадии своего существования (эпоха умирания) эти культуры вступают в стадию цивилизации, которую Шпенглер
    382
    противопоставляет культуре как ее антипод: духовная жизнь замирает, религиозная жизнь угасает, искусство вырождается,
    творчество сменяется бесплодием, стандартной «работой»
    массового человека - жизнь возвращается к чисто биологическому существованию. По мнению Шпенглера,
    Западная Европа вступила в эпоху цивилизации в конце XIX- начале XX вв.Культурологические идеи О.Шпенглера отражены в его работах: «Закат Европы», «Человек и машина» и др.
    ЮНГ Карл Густав (1875-1961) – швейцарский психолог,
    философ и психиатр, основатель «аналитической психологии»
    как учения о «коллективном бессознательном». Будучи учеником и последователем З.Фрейда, Юнг существенно расходился с ним в понимании культуры. Юнг отрицал пансексуализм Фрейда и эротическую интерпретацию всех явлений культуры. Иначе понимал он и структуру психики человека, в частности природу бессознательного Оно. Изучая состояния транса медиумов, галлюцинации и помрачения рассудка, он сделал вывод о существовании в психике человека не только индивидуального бессознательного как выражение животных инстинктов, но и коллективного
    бессознательного – родовой памяти человечества, которая связывает индивида с психическим опытом предшествующих поколений, передается по наследству биологическим путем через структуры мозга и является основой индивидуальной психики. Коллективное бессознательное не приобретается в прижизненном опыте, оно существует уже в душе при рождении человека. Содержание коллективного бессознательного – архетипы как первообразы матери-земли,
    мудрого старца, демонов и т.д. Это не четкие наглядные образы, а скорее некоторые фундаментальные переживания,
    которые фиксировались в древнейших символах,
    первосмыслах, под воздействием которых мы воспринимаем
    392
    и оцениваем окружающий мир. В них выражается причастность человека к таинственной стороне жизни,
    неизвестной, непонятной, а потому пугающей. Но архетипы действуют лишь до тех пор, пока мы не осознаем их существование. Как только происходит их осознание, они из архетипов превращаются в сознательные установки. И это возможность гармонизировать отношение культуры и индивида, его бессознательного.
    Если, по Фрейду, жизнь каждого человека есть неразрешимое противоречие культурных норм и подсознательных влечений, то, для Юнга, бессознательная основа человеческой личности может жить в мире с культурой. Проявления бессознательного можно сделать безопасными и даже поставить на службу культуре. Для этого нужно не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение.
    Особенно много таких символов в религии. Например,
    верующий всегда может помолиться и призвать на помощь
    Бога. По Юнгу, Бог, как и бесы, искушающие человека, есть не что иное, как архетипы, символически выраженные в соответствующих культурных образах. Обращение к ним помогает человеку справиться с ситуацией. Таким образом,
    культура ведет не борьбу, а диалог с бессознательным. Так обеспечивается целостность человеческой души. Основные культурологические идеи Юнга отражены в его работах:
    «Архетип и символ», «Феномен духа в искусстве и науке», «О
    психологии восточных религий и философий» и др.
    ЯСПЕРС Карл (1883-1969) – немецкий философ- экзистенциалист, психолог, автор культурологической концепции
    «осевого
    времени»,
    утверждающей универсальный, общечеловеческий смысл истории.
    Утверждая духовное (божественное) начало в культуре,
    Ясперс признавал линейный характер культурно-
    402
    исторического процесса и его завершение в мировой гуманистической культуре будущего, где реализуется всеобщий диалог, духовное общение людей. На пути к этой цели человечество прошло 4 этапа – 4 исторических типа культурной жизни: 1) доисторический первобытный период
    (предыстория человечества), когда человек утверждает себя в мире как физическое тело; это период обретения навыков физического труда и правил совместной жизни; 2) древние цивилизации, где расцветает духовная культура в рамках мифологической картины мира; 3) осевое время –
    переломный и ключевой момент в истории всех народов,
    когда меняются основы духовной жизни, разрушается мифологическая картина мира и формируется новый тип человека – «одухотворенный человек», который не просто переживает ужас конечности своего бытия, но решает вопросы о смысле этого бытия в религии и философии, а также в «великом искусстве трагедии»; в этот период (около средины I тысячелетия до н.э.) почти одновременно и независимо друг от друга возникают новые культурные центры: даосизм и конфуцианство в Китае; буддизм в Индии;
    зороастризм в Иране; классическая философия античности в
    Древней Греции; и т.д. 4) технический век, где основы духовной жизни осевого времени реализуются в рационализированной форме и быстром развитии науки и техники, что приводит к утрате связи человека с подлинными,
    духовными основами бытия. Выход из этой ситуации – новое осевое время как возрождение «одухотворенного человека».
    Культурологические идеи К.Ясперса отражены в его работах:
    «Истоки истории и ее цель», «Философская вера» и др.
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
    412

    АГОНИСТИКА (греч. благородное состязание) – один из важнейших элементов бытия и культуры Древней Греции,
    принцип состязательности, благородного соревнования во всех сферах общественной жизни.
    АКВЕДУК – в древнеримской архитектуре мост с желобочным водопроводом, характерными арочными пролетами в местах понижения уровня земной поверхности.
    АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – концепция, согласно которой в центре мироздания находится человек.
    АРЕОПАГ – высший орган судебной и политической власти в древних Афинах.
    БАРДЫ – профессиональные певцы, странствующие или живущие при дворе феодалов (Ирландия, Шотландия, Уэльс).
    ВАГАНТЫ – в средневековой Европе бродячие актеры
    (беглые монахи, недоучившиеся студенты), исполнители песен, участники остросатирических представлений.
    ВАРВАР – 1) у древних греков и римлян – всякий чужеземец;
    2) невежественный, жестокий человек.
    ВАРВАРИЗАЦИЯ – культурный процесс, в ходе которого разрушается духовное состояние, достигнутое обществом, и его место занимает «примитивный пласт сознания».
    ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС - пер. с фр. возрождение)
    период в культурном развитии стран Западной и Центральной
    Европы с XIYв. по XYIв., когда происходит возрождение античных ценностей и развитие гуманистической светской культуры.
    ГАУДЕАМУС (лат. gaudeamus – будем радоваться) - название (по первому слову) всемирно известной студенческой песни на латинском языке, возникшей в средние века (1267). Впервые напечатан текст «гаудеамуса» в 1776, а в
    1781 странствующий писатель Киндлабен придал ей форму,
    сохранившуюся до наших дней.
    422

    ГЕДОНИЗМ – этической учение Античности, в котором целью жизни и высшим благом признается наслаждение.
    ГОТИКА - художественный стиль средневековой Европы,
    для которого характерны устремленность ввысь, ажурные остроконечные башни, стрельчатые окна т.д. Связан, прежде всего, с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством.
    ГУМАНИЗМ – идеология, признающая ценность человека как личности безотносительно к его социальному положению и богатству; утверждается право человека на свободное развитие и проявление своих способностей; благо человека признается высшим критерием для оценки общества.
    ДАНТЕ Алигьери (1265-1321) - итальянский поэт, создатель литературного итальянского языка. Его называли «последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени», так как в старых, средневековых сюжетах и символических образах он поднимал новые проблемы в жизни человека.
    Вершина творчества Данте – поэма «Божественная комедия»
    в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай»). Автор сонетов,
    воспевающих любовь к Беатриче. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.
    ЕВРАЗИЙСТВО
    – историко-культурная концепция,
    утверждающая исключительность русского этноса и его культуры, которая определяется синтетическим характером русского этноса. Россия поэтому представляет собой особый тип цивилизации (евразийский), отличающийся и от Запада, и от Востока. Причем, особое влияние на русское самосознание оказала не Европа, а Восток: тюркско-татарский компонент,
    связанный с татаро-монгольским завоеванием Руси.
    ЕВРИПИД (ок. 480-406 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт- драматург, младший из трех великих афинских трагиков
    (Эсхил, Софокл, Еврипид). Творчество Еврипида сложилось уже в период кризиса античной демократии и отличается
    432
    критическим отношением к мифологии, традиционным взглядам на человека как орудия в руках богов. Его героям присущ психологизм. Усиливается интерес к бытовым деталям и частным судьбам людей. Автор трагедии «Медея»
    и др.
    ЗАПАДНИЧЕСТВО – историко-культурная концепция,
    отстаивающая идею органической включенности России в европейскую цивилизацию: Россия – составная часть Европы.
    ИКОНОПИСЬ – писание икон; вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. Эстетика иконы требует воплощения
    «божественного»,
    сверхчувственного в зримых, чувственно воспринимаемых образах. Поэтому складывается канон символических изображений, где отсутствует передача реальных объемов и трехмерного пространства.
    КАЛОКАГАТИЯ – принцип древнегреческой культуры,
    объединяющий телесные и нравственные достоинства человека, утверждающий гармонию «внешнего» и
    «внутреннего» в человеке.
    КАНОН – система правил и норм (порядок) в искусстве, в этике, в философии, господствующая в какой-либо период времени или в каком-либо направлении.
    КАТАРСИС – особое состояние очищения души через сильное эмоциональное переживание, в частности через сопереживание героям античной трагедии.
    КИНИКИ (ЦИНИКИ)
    – последователи античной философско-этической школы, утверждающей свободу как высшую ценность бытия, в том числе свободу от нравственных норм и других достижений культуры; они призывали к аскетизму, умению довольствоваться только простыми, естественными радостями жизни, считая это средством достижения духовной свободы.
    442

    МЕНЕСТРЕЛИ – профессиональные придворные певцы в средневековой Англии и Франции, основная тема песен куртуазная любовь и рыцарские подвиги.
    МИННЕЗИНГЕРЫ – немецкие средневековые придворные певцы ХII-ХIУ веков, авторы слов и музыки, воспевали куртуазную рыцарскую любовь, служение Богу и феодалу и др.
    ОЙКУМЕНА (греч. – населяю) – совокупность областей земного шара, которые , по представлениям древних греков,
    были заселены человеком.
    ОСТРАКИЗМ (от греч. черепок) - 1) в Древней Греции –
    изгнание граждан, опасных для государства, решавшееся путём тайного голосования при помощи черепков, на которых писались имена изгоняемых; 2) изгнание, гонение, осуждение.
    ПАЙДЕЙЯ - в Древней Греции процесс формирования самостоятельной развитой личности.
    ПЕРИКЛ (около 495-429 гг. до н.э.) – выдающийся полководец и государственный деятель с 444 г. до н. э. в
    Афинах выбирался 20 раз стратегом, происходил из знатного рода, но был вождем демократической партии. Вокруг
    Перикла группировались выдающиеся деятели того времени:
    историк Геродот, философы Протагор и Анаксагор, скульптор
    Фидий, трагик Софокл и др. Перикл был инициатором строительства Парфенона и многих других сооружений.
    Возглавлял морской союз греческих полисов в войне с персами. Годы правления Перикла считаются периодом наивысшего подъема культуры демократических Афин – «век
    Перикла».
    ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА – (1463-1494). Ученый,
    философ-гуманист эпохи итальянского Возрождения.
    Поражал окружающих своими энциклопедическими знаниями и ораторскими способностями человека», где обосновывалось особое положение человека в мире. Одним из самых его
    452
    знаменитых трактатов, выражавших гуманистическое мировоззрение, была «Речь о достоинстве. Достоинство человека обусловлено тем, что он причастен всему земному и небесному, а потому в нем утверждается единство души и тела. Кроме того, человек обладает абсолютной свободой выбора, свободой деяния, что делает человека богоподобным.
    Так утверждалась ценность Человека безотносительно к его социальному и материальному положению, его особое место и роль в мире.
    ПИКТОГРАФИЯ – вид рисуночного письма, при котором предметы, события и т.д. изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм.
    РЕВОЛЮЦИЯ ГУТТЕНБЕРГА – изобретение Иоганном
    Гуттенбергом книгопечатного станка в сер. XY в. в городе
    Майнце.
    СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
    – русское общественно- политическое и философское направление, отстаивающее идею национальной самобытности России, источник которой они видели в устоях русской общественной жизни, не содержащих глубоких внутренних противоречий.
    СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos – рассматривающий,
    исследующий) – 1) философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности, сомневающееся в существовании какого- нибудь надёжного критерия истины; 2) критическое,
    недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в возможности, правильности или истинности, крайнее сомнение в чём-нибудь.
    СОБОРНОСТЬ – самобытность русской общественной организации (самоорганизации), в основе которой лежит православие с его принципом решения богословских проблем на вселенских соборах. Исходным положением идеи соборности послужило то обстоятельство, что, находясь
    462
    между двумя культурами – Востоком и Западом и впитывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида родовому клану, общине и западный индивидуализм,
    уважительное отношение к личности. Эти два культурных начал были синтезированы в идее «соборности».
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта