Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • Предмет исследования

  • Образец аналитического обзора литературы (2). Уже на протяжении нескольких десятилетий зарубежные и отечественные историки английской литературы отмечают значение в ней образов моря и острова


    Скачать 43.5 Kb.
    НазваниеУже на протяжении нескольких десятилетий зарубежные и отечественные историки английской литературы отмечают значение в ней образов моря и острова
    Дата14.06.2022
    Размер43.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОбразец аналитического обзора литературы (2).doc
    ТипДокументы
    #589439

    ВВЕДЕНИЕ
    Уже на протяжении нескольких десятилетий зарубежные и отечественные историки английской литературы отмечают значение в ней образов моря и острова. Необходимо отметить, что огромное влияние на развитие образа острова оказала территориальная принадлежность Британии. Британия островное государство и вполне естественно, что образ острова проходит через всю историю английской литературы, и оказывает непосредственное влияние на специфику развития сюжета, характеров героев и их поступков. Рассмотрение творчества Джона Фаулза (John Robert Fowles, 1926-2005) в указанном аспекте позволяет показать эту тенденцию на материале прозы признанного английского классика минувшего века.

    Джон Фаулз (1926-2005) – современный английский писатель, поэт, романист и эссеист, один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе. Джон Фаулз широко известен в Великобритании и за ее пределами: его книги переведены несколько языков, некоторые из его романов были экранизированы. Перу Фаулза принадлежат шесть романов, сборник повестей, сборник стихов, а также несколько сборников философской и литературоведческой эссеистики. Центральная тема большинства его романов – преображение героя, его становление как личности и развитие его мировоззрения под влиянием внешних обстоятельств.

    Творчество Д.Фаулза уже привлекало внимание как западных, так и отечественных исследователей и литературных критиков. Ряд научных работ в России посвящен рассмотрению различных аспектов творчества писателя.

    Джон Фаулз называл Грецию своей второй родиной и многократно обращался к образам и мотивам греческой культуры, восхищаясь своеобразием греческого ландшафта, делился воспоминаниями о годах своей молодости, проведенных на одном из островов Греции, последующих путешествиях по стране, нашедших отражение в творчестве писателя. Интерес Фаулза к Греции проявился как вследствие личных впечатлений от пребывания в стране, так и в результате его глубокого увлечения древнегреческой мифологией, философией (особенно философией Гераклита), творчеством античных авторов (прежде всего, Гомера), поэзией XX в.: К. Кавафиса, Г. Сефериса, Я. Рицоса, О. Элитиса.. Отражение темы Греции в творчестве писателя, не могло остаться незамеченным для исследователей его творчества.

    Кандидатская диссертация Павловой А.А. «Греция в прозе Джона Фаулза»1 посвящена изучению рецепции Греции и греческой культуры в эстетике и художественном творчестве Дж. Фаулза. В исследовании охарактеризован процесс возрастания интереса к Греции и ее древней самобытной культуре в Западной Европе с конца XVIII века. Сопоставлен греческий мотивно-тематический комплекс в творчестве Фаулза с эллинистической традицией в английской литературе XIX–XX вв. и определено своеобразие эстетики и творчества писателя в контексте данной традиции. Выявлены предпосылки возникновения интереса Дж. Фаулза к Греции и ее культуре. Проанализирован образ Греции в романе «Волхв». Выявлена роль мифологических образов, мотивов, аллюзий в романах Фаулза («Волхв», «Коллекционер», «Женщина французского лейтенанта», «Мантисса»).

    Поразительное богатство интертекстуального пространства романов Фаулза не может не поражать даже искушенных читателей. Разнообразные аллюзивные слои, составленные из мифов античности, многочисленные параллели с классиками английской и французской литературы, философские труды экзистенциалистов, психологические исследования К. Юнга и 3. Фрейда, культурологические, музыкальные и живописные аллюзии - тесно переплетаются между собой, образуя сложную, многоуровневую ткань его романов. Одним из доминирующих, лейтмотивных слоев произведений романиста составляют шекспировские аллюзии.

    Диссертация Д.С. Папкиной «Шекспировские аллюзии в прозе Джона Фаулза»2 предлагает многоаспектное изучение корпуса шекспировских аллюзивных включений в прозе Джона Фаулза, рассмотрение его своеобразия и особенностей функционального значения. В данном исследовании автором проанализированы и обобщены варианты шекспировского интертекста в прозе Джона Фаулза, прослежены особенности его функционирования, и взаимоотношения в рамках прозы писателя. Дан анализ типов и функций шекспировских аллюзивных включений в тексте произведений Дж. Фаулза, рассмотрено своеобразие отношений автор-текст-читатель, а также феномен лейтмотивного интертекста как элемента поэтики и проблематики произведений романиста.
    Диссертация Кочергиной В.В. «Театрализация как принцип воспроизведения реальности в постмодернистском романе («Маг» Джона Фаулза и «Редкие земли» Василия Аксёнова)»3 изучает концепт театральности в романе Джона Фаулза «Волхв». В работе подробно анализируется ролевой принцип поведения главных героев в плане раскрытия человеческой личности и психотипа поведения в различных жизненных ситуациях. Опираясь на теорию Ю.Лотмана о театрализации в литературе, автор исследует также театральный карнавал как художественный код воспроизведения действительности в романе «Волхв».
    Отмечая страсть к литературным экспериментам, нельзя не заметить намеренную ориентацию Фаулза на классическую традицию. Автор, как и многие писатели: конца XX века (например,. Д. Лодж, П. Акройд, А. Байетт), создаёт художественные тексты, выступающие не только генетатором новых смыслов, но и конденсаторами культурной памяти. Изучению традиции английской классической литературы посвящены несколько отечественных работ.
    В монографии Смирновой Н.А. «Жизнь и мнения лорда Байрона, джентльмена: Байроновская «школа» Фаулза. К вопросу об игровой поэтике»4 рассматривается соритмическое созвучие произведений Байрона и Фаулза. Как указывает автор, оно сказывается в первую очередь в особом способе репрезентации авторского «я», что придает тексту новое измерение. А также в способности представить это «я» не просто многоликим, динамичным, всегда имеющим особый статус художника-демиурга в романтическом понимании.
    Диссертация Лебедевой А.В. «Поэтика новелл Джона Фаулза»5 посвящена исследованию современных тенденций в развитии жанра новеллы и романа как по отдельности, так и в смысле их межжанрового взаимодействия, их диалог с традицией на примере произведений Фаулза. Автор приходит к выводу, что новеллы у Фаулза - не только самостоятельные произведения. Они также могут выступать как неотъемлемый элемент, как часть романа. Вставные новеллы в романах Дж. Фаулза «Волхв» и «Любовница французского лейтенанта» — это имплицитно введенные в основной текст составляющие. В зависимости от степени и формы связи в романе вставные новеллы могут обладать той или иной мерой самостоятельности. У Фаулза практически все новеллы могут рассматриваться как отдельные произведения. Также в диссертации творчество писателя рассматривается в контексте традиции английской литературы.

    Ряд литературоведческих исследований посвящен философским категориям в творчестве Фаулза, вписанных в контекст постмодернистского направления в литературе ХХ века.

    В монографии Смирновой Н.А. «Тезаурус Джона Фаулза»6 рассматривается творчество Фаулза в контексте современной литературно-критической и философско-культурной мысли, представляя его магистром виртуозной литературной игры.

    В монографии «Уроки Джона Фаулза»7 В.Г.Тимофеев особое внимание уделяет технологии воздействия на читателя, которую автор разрабатывал в течении многих лет. Наиболее детально эта проблема рассмотрена на материале романа «Любовница французского лейтенанта».

    Автор монографии «Эволюция картины мира в произведениях Дж.Фаулза»8 В.В. Меняйло исследуют вопросы теории и интерпретации текста в когнитивном аспекте. Особое внимание уделяется формированию эволюции картины мира автора. В качестве материала исследования в работе используются тексты романов Дж.Фаулза.

    Зарубежные исследования творчества Фаулза базируются в основном на трех концепциях. Согласно самому распространенному взгляду, берущему начало в первых монографиях о писателе, среди них можно выделить работу У.Памера9 - это романист философского склада, с традиционной английской моралистической тенденцией, которая во второй половине XX в. окрашивается под влиянием времени в экзистенциалистские тона.

    Другая группа исследователей - видит в Фаулзе крупнейшего представителя английского постмодернизма (Р. Скоулз, А. Флейшман, Р. Берден, С. Лавдей, Т. Д'Ан, М. Брэдбери, JI. Хатчеон, Д. Лодж)10 с типичной склонностью, к мифологизму, сложной игре повествовательных планов, интертекстуальности.

    Наконец, следует особо выделить оригинальную концепцию Р.Хаффейкера11, автора одной из первых диссертаций о Фаулзе, выпустившего в 1980 году книгу, в основу которой были положены материалы личного общения и переписка с писателем. Хаффейкер считает Фаулза, прежде всего, «натуралистом», писателем, в основе литературного творчества которого лежат его взаимоотношениях природой.

    Из сделанного обзора литературы о Фаулзе видно, что современных отечественных и зарубежных исследователей волнуют самые разные аспекты творчества писателя: эволюция философско-эстетических взглядов Фаулза, постмодернистская основа его произведений, диалог с традицией, Греческая тема, интертекстуальность, лексико-стилистические особенности языка, проблемы экфрасиса. Что касается образа острова в творчестве Фаулза, то он находит отражение в ряде научных работ (А.А.Павлова, Д.С.Папкина,), в основном, этой теме посвящены параграфы глав диссертаций. Однако, до сих пор не было специального исследования, собравшего воедино все аспекты его проявления. Этим фактором обусловлена актуальность темы настоящей диссертационной работы.

    Новизна диссертации состоит в том, что в ней исследуются принципы и приемы конструирования образа острова, его смысловое наполнение и эволюция на материале двух романов Д.Фаулза − «Коллекционер» (The Collector, 1963), «Волхв» (The Magus, 1965), сборника эссе «Кротовые норы» (Wormholes — Essays and Occasional Writings, 2003), «Женщина французского лейтенанта» (The French Lieutenant's Woman 1969) и дневниковых записей, вышедших отдельным сборником (2003) . Все романы и эссе переведены на русский язык.

    Объект исследования романы Д.Фаулза «Коллекционер» (1963), «Женщина французского лейтенанта» (1969), «Волхв» (1965), сборник эссе «Кротовые норы» (2003), сборник дневниковых записей (2003). Все указанные романы и сборник эссе переведены на русский язык. Цитаты в диссертации представлены в переводе издательств.

    Предмет исследования – конструирование образа острова в вышеперечисленных романах и публицистике Д.Фаулза.

    Цель работы – изучить принципы и приемы конструирования образа острова в двух вышеупомянутых романах, сборнике эссе, сборнике дневниковых записей Д.Фаулза.

    Задачи:

    1. Сопоставить островной мотивно-тематический комплекс в творчестве Фаулза с островной традицией в английской литературе XX века и определить своеобразие творчества писателя в контексте данной традиции;

    2. Опираясь на шекспировские аллюзии в романе «Коллекционер», выявить особенности конструирования образов главных героев как «островов сознания»;

    3. Проанализировать образ острова в романе «Волхв»;

    4. Определить роль биографического фактора в создании образа острова в романе «Волхв»;

    5. Определить значение образа острова в творчестве Джона Фаулза.

    Структура работы – введение, две главы, заключение.

    1


     Павлова, Анна Алексеевна. "Греция в прозе Джона Фаулза": диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.03, Москва, 2010. - 208 с 


    2


     Папкина, Дарья Сергеевна. Шекспировские аллюзии в прозе Джона Фаулза: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.03. - Великий Новгород, 2004. - 161 с.

    3


     Кочергина, Валерия Витальевна. Театрализация как принцип воспроизведения реальности в постмодернистском романе: "Маг" Джона Фаулза и "Редкие земли" Василия Аксёнова: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01, 10.01.03., Москва, 2017. - 153 с. 

    4


     Смирнова, Н.А. Жизнь и мнения лорда Байрона, джентльмена: Байроновская «школа» Фаулза. К вопросу об игровой поэтике. – Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001 – 124с. – УДК 82.111(091)(092)

    5


     Лебедева, Ольга Владимировна Поэтика новелл Джона Фаулза: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.03. – Великий Новгород, 2005. – 199 с.



    6


     Смирнова, Н.А. Тезаурус Джона Фаулза: монография / Н.А. Смирнова – Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2000 – 358 с. – ISBN 5-93680-026-1

    7


     Тимофеев, Валерий Германович. Уроки Джона Фаулза: монография / В. Г. Тимофеев; С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. фак. - Санкт-Петербург: Петерб. ин-т печати, 2003 (СПб.: Heidelberg). - 111 с.; 20 см.; ISBN 5-87403-039-5

    8


     Меняйло, В.В. Эволюция картины мира автора в произведениях Дж.Фаулза: монография / В.В. Меняйло - Санкт-Петербург : Астерион, 2011 – 177 с. – ISBN 978-5-94856-902-4

    9


     Palmer William J. The fiction of John Fowles. Tradition, art, and the loneliness of selfhood. Columbia, 1974

    10


     Scholes R. Tabulation and Metafiction (John Fowles as Romancer). Chicago, 1980; Fleishman A. The Magus of the Wizard of the West // Journal of Modern Literature. Vol. 5, №2, 1976. P. 297-314; Burden R.J.J. Fowles, J.Howhes, Cl.Simon: Problems of Self and Form in Post-modernist Novel. Oxford University Press, 1980; Loveday S. The Romances of John Fowles. New York: St. Martin's Press, 1985; D'Haen Th. Text and Reader: A Communicative Approach to Fowles, Barthes, Cortazar, and Boon" L., 1983; Bradbury M. John Fowles's The Magus // Sense and Sensibility in Twentieth-Century Writing. Southern Illinois Press, 1970. P.26-38; Hutcheon L. Narcissistic Narrative: The Metafictional Paradox. Waterloo, 1980; Lodge D. The Modes of Modern Writing: Metaphor, Metonymy, and the Typology of Modern Literature. L., 1977.

    11


     Huffaker R. John Fowles. Boston: Twayne, 1980. 



    написать администратору сайта