Управленческих
Скачать 1.67 Mb.
|
5.3. Активизирующие методыМетоды имеют несколько вариантов реализации. К ним относятся методы психологической активизации и методы подключения новых интеллектуальных источников. К психологическим относятся: конференции идей, методы мозговой атаки, вопросов и ответов. Методы подключения основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. Это теоретико-игровой, метод наставничества, работа с консультантами. Методы психологической активизации Методы конференции идей, мозговой атаки, вопросов и ответов широко известны. Метод конференции идей основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Базовые правила использования данного метода состоят в следующем: запрещается любая критика, в том числе позитивная и насмешки; число участников в диапазоне 4—12; формулируются одна-две зависимые друг от друга задачи; время обсуждения ограничивается 30—50 минутами; ведется запись всех предложений, включая и абсурдные. На Западе и в США распространен метод мозговой атаки, в основе которого лежит стимулирование мышления на уровне подсознания. Считается, что подсознание является неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и источником неосознанного появления блестящих идей. Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к решению заданных проблем. Приведем набор активизирующих вопросов для данного метода: Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт? Можно ли достичь тех же результатов вообще не делая этой работы? Можно ли сделать продукт или работу более легкими? Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса? Можно ли сделать это более приятным? Можно ли найти непортящуюся или более прочную форму? Можно ли сделать это более безопасным? Можно ли сделать это более полезным? Можно ли сделать это более удобным? Можно ли сделать это более чистым и аккуратным? Можно ли сделать это более надежным? Теоретико-игровой метод Теоретико-игровой метод применяют при большом объеме информации, трудностях ее обработки или недостатке времени. Не всегда руководители знают современные методы экономических или организационных расчетов. А в памяти компьютера эти методы постоянно хранятся и вводятся новые. Теоретико-игровой метод основан на создании человеко-машинной системы разработки решений. Эта система очень плодотворна, так как использует большой интеллектуальный потенциал в виде программного и информационного обеспечения поддержки решений. Метод позволяет корректировать модель системы управления после каждого сеанса проведения игры. Предшественником теоретико-игрового метода были традиционные совещания на различных уровнях управления. Обычно на таких совещаниях принимаются важные технологические, экономические и социальные решения. На рис. 5.9 и в табл. 5.1 приведены типовая схема взаимодействия субъектов управления и их профессиональные (должностные) интересы при решении вопросов, связанных с переходом на выпуск нового изделия. Рис. 5.9. Схема взаимодействия субъектов управления Таблица 5.1. Профессиональные интересы участников
Как видно по таблице, профессиональные интересы участников совещаний существенно расходятся. Этим объясняются многочисленные случаи негативных последствий таких совещаний, проявляющиеся в необоснованных нервных напряжениях, давлении на участников. Решения, принимаемые на таких совещаниях, не всегда были эффективными. Качественным развитием методики проведения деловых совещаний стало внедрение в процесс разработки УР интеллектуальной вставки в виде компьютерной модели организации. Эта модель представляет собой набор: справочных данных (например, полные данные о потенциальных поставщиках и их продукции); имитационной модели компании; методик экономического расчета и прогнозирования; информации о решениях в аналогичных ситуациях в других организациях и реальных полученных при этом результатах; законодательных актов и др. В результате совещание резко меняет эмоциональную окраску, становясь во многих отношениях позитивным и более результативным (рис. 5.10). Рис. 5.10. Схема взаимодействия субъектов управления при теоретико-игровом методе РУР По схеме рис. 5.10 совещание проходит за несколько сеансов игры — обычно 10—12. На первом сеансе все участники вводят в компьютер свои максимальные требования. После обработки этих данных компьютер выдает вариант решения каждому участнику совещания. Если данный вариант по отношению к заложенной модели является некорректным или невыполнимым, то каждому участнику даются рекомендации о желательных изменениях первоначальных требований. После обсуждения участники вводят коррективы и процесс продолжается либо до достижения консенсуса, либо до принятия общего решения о неэффективности нового изделия и нецелесообразности его производства (отрицательное решение). Любая формальная модель компании обедняет содержательный аспект исследуемого объекта и не в полной мере учитывает особенности его развития. Поэтому опыт профессионального руководителя служит дополнительным источником корректировки модели. |