Главная страница
Навигация по странице:

  • Домашнее задание

  • Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и цели урока. III. Работа по теме урока.

  • Ход урока I. Организационный момент. II. Работа по новой теме.

  • Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания.

  • III. Работа по теме урока.

  • Фабула

  • 1-й вариант

  • literatura_8_klassПОУРОЧКИ. Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)


    Скачать 1.48 Mb.
    НазваниеУрок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)
    Дата11.04.2023
    Размер1.48 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаliteratura_8_klassПОУРОЧКИ.doc
    ТипУрок
    #1053173
    страница27 из 30
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30

    IV. Работа по новой теме.

    1. Слово учителя.

    Андрей Платонов владел редким художественным даром – проникать в «вещество существования», то есть в неприметные заботы, беды и радости, из которых состоит повседневная жизнь, он умел передавать атмосферу семейного быта, неуловимые оттенки отношений в кругу самых близких людей.

    Он любил слово «сокровенный», в котором одновременно слышатся и «кров», и «кровь», и «откровенность», и «покров», и «сокровище». О сокровенных силах, управляющих душевной жизнью людей, – о любви, семье и счастье – многие рассказы Платонова 30-х годов. А в 1946 году после того, как сам писатель вернулся с фронта, был написан рассказ (повесть) «Возвращение» («Семья Ивановых») – о солдате, пришедшем с войны. Долгожданная встреча с семьей, казалось бы, должна нести с собой только радость. Однако герой не может примириться с тем, что в его отсутствие близким помогал другой человек; ревнует жену. И вот Иванов решает снова уехать из дома – на этот раз навсегда.

    Платонов показывает солдата-победителя с сочувствием, но видит и его эгоизм, боязнь потерять свое превосходство перед домочадцами. «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие...» – упрекает отца с матерью 11-летний Петрушка.

    Сын, рано повзрослевший в войну и смешной в непрестанной хозяйственной озабоченности, вызывает у Иванова смешанные чувства. «Рассуждает, как дед, а читать небось забыл», – говорит отец с неприязнью. Еще немного, и кажется, что неуступчивость героя навсегда разобьет эту рядовую (что подчеркнуто самой распространенной русской фамилией) семью. Но когда поезд увозит Иванова вдаль от дома, он вдруг видит двух торопливо и неуклюже бегущих за составом маленьких людей. Не сразу он понимает, что это его дети. «Иванов ... чувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганьем... Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

    Рассказ сразу после появления был жестоко осужден: автора обвинили в клевете на действительность – в искажении образа бойца, воина. Такая убийственная официальная реакция лишила Платонова надежды на признание. Подобно другим «опальным» авторам, в конце 40-х годов он писал для детских журналов и издательств рассказы, переложения народных сказок, опубликовал пьесу «Пушкин в лицее».

    С войны Платонов вернулся тяжелобольным, в конце 40-х гг. он уже редко выходил из дома.

    «Вторая жизнь» Андрея Платонова началась через семь лет после его кончины. В 1964 году автор разгромной рецензии на рассказ «Возвращение» (она называлась «Клеветнический рассказ А. Платонова») критик В. Ермилов признал в печати, что ошибся в оценке произведения. Однако по цензурным соображениям многие главные произведения писателя не печатались до конца 80-х гг., и только в эпоху «перестройки» в связи с острым общественным интересом к политической истории страны, к событиям 20–30-х гг. вновь вспомнили Платонова.

    В 1989 г. в Москве состоялась первая международная конференция, посвященная творчеству писателя. В доме на Тверском бульваре в Москве, где жил Платонов, была наконец установлена мемориальная доска.

    2. Комментированное чтение рассказа «Возвращение» с выделением ключевых образов и понятий.

    По всему рассказу отмечаем запахи, употребление слов «сердце», «добрый», «добро», «радость», «душа», «привыкнуть».

    «Это постоянство и терпение означали верность и неизменность женского сердца, – по крайней мере, в отношении вещей и своего дома, куда эта женщина, вероятно, возвращалась» (учебник).

    Ключевая фраза: «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека».

    Отмечаем, что девушку называют «Маша-дочь пространщика». Пространщик – служитель бани, но само звучание слова никак не ассоциируется с баней. Это словосочетание, несколько раз повторяемое в тексте, перекликается с другим образом: «Поезд, который должен увезти отсюда домой и Машу, и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве». Платонов усиливает образ простора – пространства, называя девушку «просторной Машей», употребляя слова с сочетанием стр-:

    «А теперь Маше непривычно, странно и даже боязно было ехать домой к родственникам, от которых она уже отвыкла».

    Образ пространства соединяется со словами «привыкла» – к летчикам, кочевой жизни военного аэродрома, «отвыкла» – от домашней жизни, от родных.

    «Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии», но Иванов привык находить себе «простую подручную радость», – он обратился к Маше с просьбой поцеловать ее.

    (С. 167, учебник.)

    Автор подчеркивает чистоту просьбы Иванова («деликатно и любезно»), ее незамутненность дурными мыслями через описание запаха, который ощутила Маша (конец абзаца: «От него сильно пахло табаком, сухим поджаренным хлебом, немного вином, – теми чистыми веществами, которые произошли из огня или сами могут родить огонь»).

    Пространщик – пространство – просторный – странно – поверхностно – отдельные образы складываются в один образ неустойчивости, временности военного быта, который вызывает привычку к неопределенности, непрочности.

    Повторяющиеся образы и понятия-мотивы – особенно важны для понимания концепции автора. Таким является образ запаха: «Позже Иванов признавался себе, что вопросы Маши пахнут, как осенние павшие листья в лесу, и он не мог их никогда забыть».

    Важный мотив: родной город ощущается как чужбина, к оставшимся в живых родственникам Маша «не чувствовала сердечной привязанности».

    – Как ощущает Иванов час свидания с семьей? (Как «радостный и тревожный».)

    – Почему? («Он сам не знал, почему он так делал...» Маша «доверилась Иванову по доброте сердца, не думая более ни о чем».)

    – Сцена прощания Иванова и Маши (с. 206, учебник).

    «Иванов привычно поцеловал ее и любезно обещал вечно помнить ее образ».

    Два дня достаточно человеку, четыре года прожившему в условиях фронта, чтобы возникла привычка. Иванов поступает с Машей так, как было принято в мужской среде: он говорит «любезно» ритуально-красивые, но в действительности пошлые слова из многочисленных сборников «Как написать письмо любимой девушке». Маша отвечает ему глубоко искренне, и создается ощущение дисгармонии диалога (чтение диалога, с. 206, учебник).

    Маша своими ответами разрушает попытку Иванова отгородиться от душевной боли.

    Маша заплакала, только оставшись одна; она «никого не могла забыть, ни подруги, ни товарища, с кем хоть однажды сводила ее судьба».

    Домашнее задание: дочитать рассказ Платонова.

    Урок 62

    УТВЕРЖДЕНИЕ ДОБРА, СОСТРАДАНИЯ, ГУМАНИЗМА
    В ДУШАХ СОЛДАТ, ВЕРНУВШИХСЯ С ВОЙНЫ
    (ПО РАССКАЗУ А. П. ПЛАТОНОВА «ВОЗВРАЩЕНИЕ»)


    Цель урока: отметить, как противопоставлена II часть рассказа I части, а что объединяет обе части.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и цели урока.

    III. Работа по теме урока.

    1. Слово учителя.

    Закончилась первая часть рассказа. Она противопоставлена второй части по ключевым образам: пространство – дом; легкая котомка – сундук, добро; простая подручная радость – тихая семейная радость; тревожная жизнь – хозяйство, тепло дома; свобода – долг перед детьми; один – семья; запах леса – запах дома.

    Попытаемся отследить, отметить это противопоставление двух частей, двух образов жизни.

    Запись темы и эпиграфа ко второй части рассказа:

    Всех привычек перемена

    Поначалу тяжела.

    А. Твардовский

    – Что же объединяет эти две части? (Мотив радости, сердечного чувства, доброты, правды. Несколько раз возникает мотив пространства, походной жизни, от которой еще не отвык четыре года проживший на фронте солдат:

    «Он дышал устоявшимся родным запахом дома – тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же и прежде, четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него. Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было свойства родного дома. Иванов вспомнил еще запах Маши, как пахли ее волосы; но они пахли лесной листвой, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной жизнью».

    Автор с чуткостью, осторожно описывает чувства солдата, после долгой отлучки вернувшегося домой. Он чувствует радость – но еще не может ощущать ее всем сердцем: «вероятно, он слишком отвык от домашней жизни», как отвыкли за долгие годы войны десятки тысяч солдат.)

    – Как вы думаете, почему Платонов дал героям такие имена и фамилии – Иванов и Маша? (Автор описывает не редкую, частную ситуацию, а то, что переживало подавляющее большинство людей.)

    – В родном доме без него шла своя жизнь – как и у него на фронте. Совершенно изменился сын Петр: за те годы, что отец «жил на фронте», а мать целый день работала на заводе, он научился вести хозяйство, думать не о себе, а о своих родных, научился заботиться о пище и тепле. (Записать в тетрадь: ключевые слова: сундук, добро, хозяйство, польза, тепло, кормить.)

    Такие заботы были непосильны для ребенка, и он словно разучился радоваться жизни. Иванов-отец понял свой долг: «Ему нужно было как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей – тогда постепенно все пойдет к лучшему, и Петрушка будет бегать с ребятами, сидеть за книжкой, а не командовать с рогачом у печки». Иванову трудно понять сына: армию в последние годы войны снабжали хорошо («...тебе хорошо было на готовых харчах!» – думает Петрушка), а в тылу было очень голодно.

    К жене и детям приходил Семен Евсеич, семью которого убили немцы: «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека».

    – Можно ли осуждать Семена Евсеича за то, что он, осиротевший человек, прилепился сердцем к бедствующей семье? Можно ли осуждать Любовь Васильевну за то, что она приняла помощь чужого мужчины?

    Читаем ночной разговор героя с женой (с. 179–180, учебник).

    Автор с большим искусством передает чувства мужчины,
    у которого, с одной стороны, задето мужское самолюбие, разбужена ревность: его жена привечала другого мужчину, принимала его помощь и даже позволила ему поцеловать себя; в то же время он ощущает виноватым и себя – ведь он не сразу приехал к жене, а остался на два дня с Машей, и это чувство вины раздражает его, заставляет злиться на других и искать виновных. Читатель-мужчина, возвратившийся с войны, узнавал, возможно, в описанной ситуации себя.

    Иванов заявляет: «Ничего без расчета не бывает», – забывая, что сам попросил поцелуя у Маши без расчета, только по влечению сердца. В поступках Семена Евсеича, как в зеркале, он видит себя: он тоже поцеловал Машу сначала только в щеку. Оскорбительно называя Семена Евсеича «Семен-Евсей», «Сенька-Евсейка», «Сенька и Евсейка», Иванов тем самым оскорбляет и свою жену, которая отогрела сердце человека, тосковавшего «по мертвой семье».

    И опять мы видим, как Иванов говорит пошлые, пустые фразы, которые разбиваются о глубокую искренность жены: «Эх, какая ты, Люба, все вы, женщины, такие» – «Зачем нам время, когда тебя нет!»; «С одного-то счет и начинается: один, потом два», «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя...» – «Ты воевал, а я по тебе здесь обмирала, у меня руки от горя тряслись, а работать надо было с бодростью, чтоб детей кормить и государству польза против неприятелей-фашистов».

    Слепое мужское самолюбие мешает Иванову разглядеть истинное положение дел, и отповедь сына он воспринимает как оскорбление. Он решает уехать от жены, и его мысли автор передает с помощью несобственно-прямой речи: «Все равно его сердце ожесточилось против нее и нет в нем прощения человеку, который целовался и жил с другим, чтобы не так скучно, не в одиночестве проходило время войны и разлуки с мужем. А то, что Люба стала близкой к своему Семену или Евсею потому, что жить ей было трудно, что нужда и тоска мучили ее, так это не оправдание, это подтверждение ее чувства».

    Жена не знает, что он тоже целовался и жил с другой, – может быть, она бы тоже не нашла в своем сердце прощения человеку, который от скуки целовал другую женщину. Но жена не знает, а читатели знают и понимают, что оба героя хотят начать новую жизнь ради детей, измученных войной.

    – Чтение эпизода «Дети бегут к переезду» (с. 187, учебник).

    – Какие слова автора обращены к мужчинам, возвращающимся в свои семьи после войны? (От слов: «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать...» до слов «... а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».)

    Писатель словно призывает мужчин-фронтовиков «узнать своих детей», вспомнить свою жену, почувствовать ту боль и то горе, которые они испытали во время войны. И помнить о самом главном, ради чего воевали, – о будущем страны, детях.

    Домашнее задание: подготовиться к уроку-концерту «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».


    Урок 63

    В. П. АСТАФЬЕВ:
    СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА.
    РАССКАЗ ИЗ КНИГИ «ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН» –
    «ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ»


    Цели урока: вспомнить страницы жизни и творчества В. Астафьева; создать эмоциональный настрой, подготовив к восприятию нового рассказа; работать над осознанным, выразительным чтением.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Работа по новой теме.

    1. Викторина по произведениям Астафьева (угадать по отрывкам названия рассказов и их автора, вспомнить имена главных героев. Тему урока и цели сформулировать после викторины!):

    а) «Правда, он понимал, что речушки могут впадать не только в Енисей, но и в какое-нибудь другое озеро, но он не хотел про это думать. Речка, которую он так долго искал, должна привести его к Енисею, иначе ... он обессилеет и пропадет».

    б) «Во, герой глухариный, спит соби, а батько с маткой глузду зъихалы...»

    в) «Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

    г) «По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там еще ничего не поспело, напластали беремя луку-батуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали. Оставили всего несколько перышек на свистульки. В обкусанные перья они пищали всю дорогу, и под музыку мы скоро пришли в лес, на каменистый увал».

    д) «И тут я увидел сидящего на беседке еще одного человека. Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки, крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука только по случаю поездки в город или по большим праздникам».

    2. Сообщение темы и целей урока.

    3. Рассказ подготовленного ученика о жизни и творчестве Астафьева.

    4. Чтение вступительной статьи о В. П. Астафьеве (с. 202–203, учебник) с последующей беседой о прочитанном.

    – Согласны ли вы с В. П. Астафьевым в его убеждении, что дружба имеет решающее значение в формировании характера человека?

    – Имеет ли дружба столь важное значение в вашей жизни?

    – Вспомните определение цикла как особого жанрового образования (с. 87, учебник, II ч.).

    5. Выразительное чтение рассказа «Фотография, на которой меня нет».

    В рассказе мы встретимся с уже знакомыми нам и любимыми героями – Витей Потылицыным и его бабушкой Катериной Петровной, с дедушкой, Санькой Левонтьевым и другими жителями деревни.

    Домашнее задание: дочитать рассказ «Фотография, на которой меня нет»; индивидуальные задания: 1) составить схему системы персонажей рассказа Астафьева, указав в ней всех главных и второстепенных персонажей, род их деятельности и то, как они связаны друг с другом; 2) составить схему композиции рассказа, указать границы экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки действия; обозначить своеобразие композиции рассказа.


    Урок 64

    РАССКАЗ В. П. АСТАФЬЕВА
    «ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ».
    ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА


    Цели урока: познакомить учащихся с укладом сибирской деревни довоенного времени; отметить особенности сюжета: яркость и красочность языка Астафьева; познакомить с литературоведческими понятиями «динамический» и «адинамический» сюжет, «внесюжетные элементы».

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. Анализ составленных схем (индивидуальное задание) системы персонажей и композиции рассказа.

    2. Краткий пересказ сюжета рассказа.

    III. Работа по теме урока.

    1. Сообщение темы и целей урока.

    2. Беседа по вопросам.

    – Что нового о сельской жизни в первой половине ХХ века вы узнали из рассказа В. П. Астафьева?

    – Сюжет очень прост и не исчерпывает содержание рассказа. Что же необычного в этом произведении?

    – Почему мы читаем его с неослабевающим вниманием, хотя и не следим за изгибами сюжета?

    3. Введение понятий двух типов сюжетов.

    Сюжетсистема событий и действий, заключенная в произведении, его событийная цепь в той последовательности, которая дана в произведении.

    (Фабула – «выпрямленный сюжет».)

    Существует два типа сюжетов:

    а) динамический – развитие действия происходит напряженно, стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателей, сюжетные элементы четко выражены, развязка несет огромную содержательную нагрузку;

    б) адинамический – развитие действия замедленно и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса, элементы сюжета выражены нечетко, развязка отсутствует или является формальной; в общей композиции много внесюжетных элементов, которые перемещают на себя внимание читателя. В таком сюжете главное – картина устойчивого бытия, которую рисует автор.

    Вывод: сюжет рассказа Астафьева – адинамический; в нем важно не столько то, чем закончится история с фотографией, важен тот уклад сибирской деревни, довоенный, глубоко русский быт, который описывает автор.

    (На доске: запись или проекция.)

    Внесюжетные элементы: элементы, которые не продвигают действие вперед, во время которых ничего в сюжете не изменяется, герои остаются в прежних положениях: описание, авторские отступления и вставные эпизоды.

    Описаниелитературное изображение внешнего мира или устойчивого жизненного уклада.

    Авторские отступленияболее или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического или автобиографического характера, не характеризующие отдельных персонажей или отношение между ними.

    Вставные эпизодыотносительно законченные фрагменты, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в другое место и время и т. п.

    – С помощью чего автор показывает нам жизнь сибирской деревни?

    4. Самостоятельная работа по вариантам: найти в рассказе указанные внесюжетные элементы.

    1-й вариант. Описания: «Деревенское окно, заделанное на зиму, – своего рода произведение искусства»; «Люблю я смотреть на оживающие цветы».

    2-й вариант. Авторские отступления: «А я таким вот и помню деревенского учителя...»; «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

    3-й вариант. Вставные эпизоды: беседа дяди Левонтия с учителем, помощь деревенских людей учителям («Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое»); сбор утильсырья («А в какой школе начали работать наши учителя!»); уроки в лесу, встреча со змеей («Как он много знал!»).

    (Обратить внимание на глубокий гуманистический смысл прочитанных отрывков.)

    5. Работа со схемой системы персонажей.

    – Посчитайте всех героев рассказа Астафьева. Мы получили почти полное представление о жителях сибирского села. Кроме главных героев, автор упоминает и выселенцев, и тетку Авдотью, и «дитенка» учителей, и сплавное начальство, и ямщиков, и десятника сплавконторы Илью Ивановича Чехова, и дядю Левон-тия, и председателя сельсовета Митроху, и учеников Овсянской начальной школы Ваську Юшкова, Витьку Касьянова, Кольку-хохла, Ваньку Сидорова, Нинку и Саню Шахматовских. Деревня Овсянка – не абстрактное село. Она живет, смеется, дерется, ругается и радуется, звучат человеческие голоса, слышится лай собак и стук гостя в замерзшую дверь. Автор добивается того, что мы начинаем любить не только главных героев рассказа, но и всю Овсянку, ее глубоко русский уклад жизни, Енисей, увалы и вместе с ними – всю нашу Родину.

    6. Словарная работа: яркость и красочность языка Астафьева.

    – Как и в других произведениях Астафьева, в этом рассказе у него «вкусный» язык. Он ярко и красочно описывает жизнь деревни, употребляя диалектные и устаревшие слова, и от этого речь рассказчика и героев звучит более убедительно и выразительно.

    а) Дайте определение следующим словам, встретившимся вам в тексте рассказа (по карточкам):

    катанки – это...

    куть – это...

    магарыч – это...

    прострел – это...

    сарана – это...

    талина – это...

    туес – это...

    увал – это...

    швырок – это...

    б) А как вы понимаете смысл таких слов, как:

    парниша-ревун, домовничать, деревенская молодица, гужом ходили, ухарски гикая, настегала прутом, нудь в ногах, догляд людской...?

    – Продолжите эту работу: самостоятельно найдите в тексте диалектные и устаревшие слова.

    в) Выделите в тексте рассказа Астафьева фразы, принадлежащие бабушке героя. Что необычно, на ваш взгляд, в ее речи? Как характеризует эту героиню ее речь?
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30


    написать администратору сайта