literatura_8_klassПОУРОЧКИ. Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)
Скачать 1.48 Mb.
|
IV. Подведение итогов урока по вопросам. 1. Мир природы тесно связан с миром простых сельских жителей. О какой народной примете, раскрывающей глубокие знания свойств растений, вы узнали из рассказа Астафьева? 2. Почему «малоприметное» лицо учителя запомнилось герою на всю жизнь? Найдите описание учителя. 3. Почему в селе все уважали учителей? Почему учитель так никогда и не узнал, кто свалил ему воз дров? 4. Перескажите эпизод встречи со змеей от лица ребят. Дайте оценку поступку учителя. 5. Перечитайте следующий отрывок (проекция на экран): «Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька» (с. 219, учебник-хрестоматия). – Какова, с точки зрения автора рассказа, главная цель жизни учителя? 6. Как вы поняли смысл финальной части рассказа Астафьева? «Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были. Пусть напыщенный солдат или унтер снят у кокетливой тумбочки, в ремнях, в начищенных сапогах – всего больше и красуется их на стенах русских изб, потому как в солдатах только и можно было раньше «сняться» на карточку; пусть мои тетки и дядьки красуются в фанерном автомобиле, ... пусть казак ... изображает казака с кинжалом, пусть ... люди таращатся с фотографий». – Каким чувством проникнуто описание старых фотографий? Что хотел донести автор до современного читателя? Как вы понимаете фразу, заканчивающую повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история...»? Домашнее задание: подготовить выразительное чтение описания со слов: «Люблю я смотреть на оживающие цветы» – до слов: «... и боязно было спугнуть среди зимы впорхнувшего к нам предвестника тепла, солнца, зеленой земли»; используя дополнительную литературу, подготовить биографию А. Т. Твардовского, опережающее задание: начать подготовку к инсценированию глав из трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира: выявить инициативную группу, распределить роли, выбрать сцены, которые будут поставлены в классе. Урок 65 СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941–1945 гг. Цели урока: проверить знания учащимися текста рассказа Платонова «Возвращение», гуманистического смысла рассказа; учить выразительно читать стихотворения, высказывая свое мнение, определяя тему произведения; воспитывать глубокое уважение к ветеранам войны. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Тест и контрольные вопросы по тексту. а) Назовите героев рассказа Платонова «Возвращение», описания которых даны: «...был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок»; «...кожа на лице его, обдутая ветрами и загоревшая на солнце, имела коричневый цвет; серые глаза... глядели... скромно, даже застенчиво, и говорил он хотя и прямо, но деликатно и любезно <...> глухой, хриплый голос пожилого человека, его темное грубое лицо и выражение силы и беззащитности на нем»; «...у нее было живое сосредоточенное лицо ребенка, делающего все в жизни по правде и всерьез, и доброе сердце, потому что она не обижалась...»; «...была миловидна, проста душою и добра своими большими рабочими руками и здоровым, молодым телом <...> любили ее, как старшую сестру... за ее большой рост и сердце, вмещающее, как у истинной сестры, всех братьев в одну любовь и никого в отдельности». б) Какой прием использует автор рассказа «Возвращение», поэтизируя образ героини: «...волосы Маши пахнут, как осенние павшие листья в лесу, и он не мог их никогда забыть». в) Почему фраза Петруши «А я хочу, чтоб вам больше досталось» заставила родителей содрогнуться? г) «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точней и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем». – Какую роль играет этот отрывок в понимании смысла названия рассказа Платонова «Возвращение»? д) Алексей и Любовь Ивановна говорят о тяготах жизни на фронте и в тылу. Как вы считаете, существовало ли где-нибудь на территории нашей страны или на линии фронта спокойное место, где не было бы слез, горя, смертей? III. Сообщение темы и целей урока. 1. Слово учителя, беседа по теме. (Звучит запись песни «Священная война».) Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой... – Что происходит с вами, когда вы слышите эти страстные, на «смертный бой» зовущие строки? Несомненно, не только слухом и рассудком, но и сердцем мы переносимся в страшные годы Великой Отечественной войны, вспоминая «Сороковые» Давида Самойлова. (Чтение стихотворения.) Действительно, у Самойлова – страница фронтовой лирики, воспоминание о лично пережитом, и кажется, поэт и сегодня слышит, как «гремят накатанные рельсы», и видит, как «погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку» на фоне открывшейся ему картины: «... просторно. Холодно. Высоко...» – бесконечно холодные дали странствований военных лет. (Звучит песня «Дороги» на ст. Л. Ошанина.) – Какие образы, присущие народной поэзии, вы встретили в произведении Л. Ошанина «Дороги»? А вот еще одна страница «сороковых, роковых»: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» (Чтение стихотворения К. Симонова подготовленным учеником; демонстрация документальных кадров «дорог войны».) Заметьте: если соотнести стихотворение Симонова с песней «Священная война», мы вновь увидим, что и у фронтового поэта не только его «я», не только судьба его, так жестоко опаленная войной, его фронтовые дороги, но и судьбы России: измученные невзгодами войны «усталые женщины» с их «вдовьими слезами и с песнею женской...» – Какие строки стихотворения показались вам самыми выразительными, поэтически особенно сильными? На мой взгляд, особенно впечатляющи «голоса» родной земли: – Мы вас подождем! – говорили нам пажити. – Мы вас подождем! – говорили леса. – Откуда ворвались эти голоса? Нет ли у этих строк особенной, поэтической «родословной»? Несомненна связь этого стихотворения с древнерусским памятником – «Словом о полку Игореве»! Строки фронтового поэта возвращают нашу память в прошлое: ... На русской земле умирают товарищи, По-русски рубаху рванув на груди! Настоящее и прошлое сливается, «как встарь повелось на великой Руси» и как «повелось» на ней по сию пору: внуки и правнуки в одном строю, одной клятвой повязаны в строках поэта «сороковых, роковых»... (Звучит песня «Катюша» на стихи М. Исаковского.) – А эта песня на стихи М. Исаковского стала любимой многими во время войны и оставалась таковой и после ее окончания. Как вы думаете, почему? – Ассоциативная связь с каким произведением древнерусской литературы прослеживается и в этом произведении? (На экране высвечивается строфа из песни.) Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поет, Пусть он землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет. – Обратите внимание на выделенные слова. Как называется этот прием? Пусть он помнит! Пусть слышит! пусть он бережет землю, а она, Катюша, Маша, Любовь Васильевна (из платоновского «Возвращения»), будет беречь любовь и ждать, подобно Ярославне, ждать, ... когда снега метут, Ждать, когда жара, Ждать, когда других не ждут, позабыв вчера. Ждать, когда из дальних мест писем не придет, Ждать, когда уж надоест всем, кто вместе ждет. Именно они, русские женщины, ожиданием своим могли спасти, помогали выжить в те страшные годы. (Показ фрагмента фильма с исполнением песни на ст. Б. Окуджавы «Белорусский вокзал».) – Каким пафосом проникнуто произведение Б. Окуджавы? – Как вы поняли строки рефрена в песне: «Нас ждет огонь смертельный, / И все ж бессилен он...»? – А на каком художественном приеме «построена» «Песенка о пехоте» Б. Окуджавы? К кому обращается автор? В чем смысл этого обращения? (Звучит запись песни в исполнении автора.) – А каким чувством проникнуто произведение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»? какими средствами художественной выразительности пользуется поэт, чтобы передать трагедию солдата? (Звучит песня «Враги сожгли родную хату».) – Центральным образом стихотворения А. Фатьянова, вынесенным в заглавие, являются соловьи. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? Каким символическим значением он наполняется? (Подготовленный ученик читает стихотворение «Соловьи», звучит песня.) IV. Подведение итогов урока. 1. Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдание; они рассказывают о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат. – Что сближает фронтовые песни с песнями народными? – Так ли уж необходимы нам страницы и строки о Великой Отечественной войне? Она отдалилась от нас более чем на полвека, а о ней появляются все новые произведения. «Завершится» ли она, эта тема? Или Великой Отечественной суждена бесконечная жизнь? Я знаю: никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но сумел сберечь, Речь не о том, но все же, все же, все же... – Как отнестись к этому признанию А. Т. Твардовского, создавшего в годы войны одно из самых любимых солдатами произведений из неразлучной «Книги про бойца» – поэмы «Василий Теркин» и единственного в своем роде стихотворения «Я убит подо Ржевом»? (Если позволяет время, можно прочитать отрывок из этого стихотворения.) При входе на Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге читаем: «Никто не забыт, и ничто не забыто» – последние слова реквиема павшим, созданного Ольгой Берггольц (запомните имя поэта, неотделимое от героической эпохи осажденного Ленинграда!). (Показ слайдов «Пискаревское кладбище.) «Эта память – наша совесть», – сказал поэт Юрий Воронов, который на всю жизнь запомнил ленинградскую блокаду, пережитую в детстве, и только ей отдал свой поэтический дар, создав одну-единственную книгу «Блокада», которую мы читали в 6 классе. Так нужна ли нам память о войне? «Нужна ли», ответил бы своим «Реквиемом» поэт Р. Рождественский: ... Это надо не мертвым! Это надо живым! По образному выражению Блока: Мы, дети страшных лет России, Забыть не в силах ничего! (Звучит песня «Этот день Победы».) 2. В оставшееся время ребята читают «Интервью с ветеранами» (индивидуальное домашнее задание). Урок 66 РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ Цели урока: познакомить учащихся с русскими поэтами ХХ века, рассказывающими о красоте родной природы, о родине и о себе; учить анализировать стихи, осмысливая прочитанное; работать над выразительным чтением. Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Работа по теме урока. Звучит классическая музыка (например произведения Антонио Вивальди). 1. Беседа по вопросам. – На страницах вашего учебника напечатаны стихи русских поэтов ХХ века. Прочитаем их имена. – Какие из этих имен вам уже знакомы? Произведения каких поэтов вы изучали в классе, читали самостоятельно? – Вспомним изученные ранее стихотворения уже известных нам поэтов. (Чтение 2–3 стихотворений.) – Прочитайте самостоятельно предложенные стихотворения. Подумайте, какое из них отзывается в вашем сердце, какое вам бы хотелось выучить наизусть, обсудить? 2. Выразительное чтение стихотворения Ин. Анненского «Снег» с последующим его обсуждением. 1) Выпишите из стихотворения все встретившиеся вам эпитеты. Какую роль они играют в создании центрального образа? 2) Определите размер данного стихотворения. 3. Работа над стихотворениями Мережковского. 1) На какие чувства читателя воздействует Д. Мережковский в стихотворении «Родное»? Какие языковые единицы «выполняют» эту задачу? 2) А как вы поняли строчку последней строфы «Здесь – тише радость и спокойней горе»? 3) Где, по мнению автора, сосредоточена гармония? (Стихотворение «Не надо звуков».) Чему следует учиться у природы? 4. Обсуждение стихотворений Н. Рубцова. 1) Какой образ Руси предстал перед вами в стихотворении Рубцова «По вечерам»? Как вы поняли смысл названия? 2) Какова тема и идея этого стихотворения? А стихотворения «Встреча»? 3) Определите размер стихотворения «Встреча». 5. Обучение анализу стихотворений. 1) Слово учителя, чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой...» Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый, Подорожника твердый клинок. Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня. В государстве ромашек, у края, Где ручей, задыхаясь, поет, Пролежал бы всю ночь до утра я, Запрокинув лицо в небосвод. Жизнь потоком светящейся пыли Все текла бы, текла сквозь листы, И туманные звезды светили, Заливая лучами кусты. И, внимая весеннему шуму, Посреди очарованных трав, Все лежал бы и думал я думу Беспредельных полей и дубрав. Надеюсь, вы вспомнили некоторые особенности поэзии Заболоцкого, его лаконичность, метафоричность, взаимопроникновение образов природы и чувств человека. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением этого поэта и попытаемся осмыслить, разобраться в нем. 2) Выразительное чтение стихотворения «Вечер на Оке» учителем или подготовленным учеником. 3) Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке». В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. В этой строфе нет нарочито поэтических слов и выражений. Создается впечатление, что это вовсе не поэтический текст, а отрывок какой-нибудь лекции по искусству, ее тезис, идея, которая будет доказываться в ходе рассуждения. И в то же время мы чувствуем, что каждое слово стоит на единственно возможном для него месте, и вся фраза максимально точно выражает мысль о том, что очарованье русского пейзажа доступно не каждому человеку (об этом говорил и русский писатель К. Г. Паустовский). Вместе с мыслью строфа содержит туго скрученную пружину чувства, которая будет разворачиваться в следующих строфах. – Каков размер стихотворения? Перед нами строгий 5-стопный ямб, несколько смягченный пиррихиями (пропуск ударения в стопе ямба или хорея). Рифмы богатые. На протяжении всего стихотворения рифма перекрестная. – Отметьте аллитерацию в двух первых строках: С утра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, неочарованных людей. Что-то странное чудится нам в самой постановке вопроса. Размышляя, мы начинаем понимать, что поэт показывает нам человека, не обремененного работой, который не обращает внимания на природу. Именно природа у Заболоцкого работает, трудится: разворачивает новые листья на деревьях, выгоняет травы, создает плоды. Природа занята ежедневной, обыденной, не видной человеческому глазу работой, она как цельное существо со своим разумом и самосознанием не хочет замечать «нас, неочарованных людей», не подверженных ее чарам; вышедших из ее лона, но порвавших с нею связь. И лишь когда за темной чащей леса Вечерний луч таинственно блеснет, Обыденности плотная завеса С ее красот мгновенно упадет. С наступлением вечера природа словно приоткрывает свою тайну, помогает ему проникнуть в чудо. В строфе появляются не только определения, но именно эпитеты. Ощущение тайны передается и с помощью звукописи. Вздохнут леса, опущенные в воду, И, как бы сквозь прозрачное стекло, Вся грудь реки приникнет к небосводу И загорится влажно и светло. С помощью олицетворений автор «оживляет» природу, но он не очеловечивает её: напротив, мы чувствуем, что это человек приближается к природе, к её постижению; что лесам свойственно вздыхать, опускаясь в воду, а реке – приникать грудью к небосводу. Вся строфа представляет собой развернутую метафору, включающую в себя сравнение и сплавленную с олицетворением: по существу речь идёт об отражении деревьев и закатного неба в воде, но поэт как бы переворачивает картину, и мы с естественного языка образов с трудом переводим на язык рациональности. В первой строке настроение создаётся повторением гласных [о] и [у], во второй строке «работает» согласный звук [к], создавая ощущение твёрдой преграды, препятствия. Затем чувства словно прорываются через эту преграду, наполняются звучанием, сонорностью: «грудь реки приникнет». В конце третьей и в четвертой строке появляется звучный [в] и его сочетания с сонорным [л], передающее ощущение насыщенности и силы. Вернемся к первой строфе и сравним ее изобразительную скупость с богатством четвертой строфы. Мысль, заложенная в начале, ярко и стремительно разворачивается в образах. Художественная форма наполнена глубоким смыслом. Из белых башен облачного мира Сойдет огонь, и в нежном том огне, Как будто под руками ювелира, Сквозные тени лягут в глубине. Небо превращается в таинственный мир, где облака – белые башни, из которых нисходит на землю закатный свет – нежный огонь (развернутая метафора). Аллитерация создает ощущение пластичности первой строки. Во второй строке «работает» звук [o]. Природа рисует не на поверхности, а в глубине реки тончайшие картины, создаёт yзopы с точностью и изяществом ювелира, тем самым поверхность реки уподобляется драгоценному камню: одно сравнение вызывает сложный ассоциативный ряд. На память приходят драгоценные геммы с изящными изображениями, проступающими словно бы из глубины камня. И чем ясней становятся детали Предметов, расположенных вокруг, Тем необъятней делаются дали Речных лугов, затонов и излук. Мы привыкли к тому, что деталь противопоставлена широте. Так, например, фотографируя крупно какой-нибудь цветок, мы знаем: то, что на заднем плане, выйдет несколько размыто. С другой стороны, если мы будем фотографировать панораму, то детали не будут видны с ясностью и точностью. Начало шестой строфы – «И чем ясней становятся детали...» – словно готовит нас к этому противопоставлению, в том числе и своей «непоэтической, научной лексикой («детали», «предметы»), но всё оказывается иначе: дали делаются необъятными, то есть более глубокими; не размытыми, а тоже более четкими. Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь. В творчестве зрелого Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с природой в сложных отношениях, может приобщиться к её высокой духовности, неразрывно связанной с рождением новой жизни. В последней строфе стихотворения звучит торжественная, ликующая мелодия мира. Человек – не существо, которое пытается навязать бездушной природе свои житейские категории. Человек, пытающийся познать природу, насыщенную и одухотворенную в своем постоянном творении жизни, человек, ощущающий своё неразрывное единство с ней, – вот образ, которым заряжена поэзия Заболоцкого. Мы видим, что Заболоцкий начинает стихотворение с мысли, которая разворачивается в образ. Образ расширяется до мелодии, заполняющей душу человека. В этом стихотворении ярко выражена формула поэтического творчества Заболоцкого: мысль – образ – музыка. Музыка – не выражение душевных тайн личности, но гармония всеобщей жизни («Жизнь потоком светящейся пыли...», «Горит весь мир, прозрачен и духовен...»). Завершая работу, расставляем логические ударения, ищем интонации и готовим выразительное чтение этого стихотворения. 4) Анализ стихотворения Н. Рубцова «Привет, Россия – родина моя!». Выразительное чтение стихотворения. – Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение? Какие картины представляются вам? – Какие слова кажутся вам редкими, вызывают ощущение близкой старины? – Как вы думаете, почему в стихотворении много восклицательных предложений? – Каков размер стихотворения, способ рифмовки? – Найдите примеры аллитерации. Какую роль играет она в стихотворении? Какую мелодию создает? – Почему в первых строках II строфы трижды повторяется предлог «по»? Какое впечатление этим создается? Строки: Я сильный был, но ветер был сильней, И я нигде не мог остановиться, – связаны с биографией Рубцова. В раннем детстве он остался сиротой. Мать умерла во время войны, след отца потерялся на фронте в 1944 году. Судьба сложилась так, что он почти всю жизнь не имел своего угла, порой скитался от села к селу, от деревни к хутору, просясь на ночлег, а то и располагаясь в стоге сена где-нибудь под звездами. Живя в заброшенных деревнях или ночуя в поле, он чувствовал себя ближе к Богу. Об ощущении близости к высшему миру говорят строки: Как миротворно в комнату мою По вечерам закатывалось солнце! «Изба в лазурном поле» у Рубцова – это не конкретный дом, а, скорее, символ мирного жития. Само выражение напоминает нам описание какого-то старинного герба. Ясная мелодия разливается свободно в последней строфе. Чтобы проникнуть хотя бы немного в тайну этой мелодии, разберем последнее предложение синтаксически: Простор дышал, веял, ликовал (при подлежащем три однородных сказуемых); кроме того, однородные определения и две пары однородных дополнений. Такое строение предложения в сочетании с аллитерацией, эпитеты, объединенные антитезой, мысль о счастье и покое – все это создает неповторимое очарование рубцовской поэзии. |