Главная страница
Навигация по странице:

  • «Бушует полая вода»

  • IV. Творческая работа. – Какой след в вашей душе оставила поэзия Бунина Напишите об этом в рассуждении «Бунин – поэт».Домашнее задание

  • Уроки

  • Ход уроков

  • II. Работа с новым материалом.

  • А) «Господин из Сан-Франциско».

  • Биография И.А.Бунина. Бунин. Урок 2 жизнь и творчество ивана алексеевича бунина (18701953)


    Скачать 61.12 Kb.
    НазваниеУрок 2 жизнь и творчество ивана алексеевича бунина (18701953)
    АнкорБиография И.А.Бунина
    Дата12.06.2022
    Размер61.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБунин.docx
    ТипУрок
    #586433
    страница2 из 3
    1   2   3
    Тематика поэзии Бунина

    Учитель. Продолжая традиции русской классики, Бунин умело соединяет в стихах звучание пейзажной и философской лирики:

    а) Сообщение 1. Бунин – тончайший живописец природы.

    Уже говорилось о том, что Бунин очень любил август, но он наслаждался и тем теплом, ощущением света и радости, какое приходит к человеку с наступлением весенних дней.

    Хотя первая строка стихотворения «Бушует полая вода» обещает бурное и стремительное развертывание лирической картины-переживания, описание весны у Бунина отличается неторопливостью и мягкостью рисунка.

    Бунину природа интересна и сама по себе. Он отличный наблюдатель и открывает многое, чего не заметит простой глаз, – например, солнечных зайчиков, которые трепещут по стенам комнаты, отброшенные необычным зеркалом – обыкновенной лужей.

    Однако главное – не в этих наблюдениях. Природа у Бунина существует как бы в двух измерениях: это реальный предметный мир (черные бугры, лужи, круглые рыхлые облака – их легко представить), и в то же время это нечто живое, озаренное присутствием человека.

    В этом втором измерении небо не просто окрашено в голубой цвет, а становится «невинным», солнце – «ласковым», ветер – «мягким» и к тому же «тихонько закрывающим глаза».

    Природа и воспринимающий ее человек оказываются неразделимыми, присутствие поэта ощущается с первых же строчек в самых, казалось бы, привычных картинах. Если полая вода может бушевать и сама по себе, то шумит «глухо и протяжно» она уже для человека.

    «Черные бугры» существуют безотносительно к человеку, но в образе поднимающегося над ним тумана ощущается человеческое восприятие: лишь человек увидит в тумане напоенность теплом и светом. Тем более это относится к определениям «невинное» небо и «ласковое» солнце. И, наконец, растворенность человека в весенней природе открыто обнажается в восклицании:

    Весна, весна! И все ей радо.

    Как в забытьи каком стоишь

    И слышишь свежий запах сада

    И теплый запах талых крыш.

    Здесь все включает и самого поэта, и небо над ним, и сад, и ветер, и кричащих петухов. Все слито в единой радости теплу и свету.

    Весна Бунина – «деревенская» весна с криками петухов, тихими гумнами и дворами. Поэт «смотрит» на природу из усадьбы, вдыхает «свежий запах» из сада; солнечные зайчики прыгают в «зале». Он открывает читателю новую, еще никем из поэтов так не описанную и не увиденную весну. Она полна новых красок, запахов, звуков. Это ранняя весна, когда кое-где уже обнажились пласты земли, но еще нет зелени.

    Бунин рисует как живописец, тонко передавая цветовой фон весеннего пейзажа. Вначале возникает черно-белая гамма, необычная потому, что создается не знакомым глазу сочетанием белого снега и черных деревьев, а черными буграми земли и белым утренним туманом. В картине полдня господствуют золотисто-голубые тона неба.

    Светлый, теплый колорит весеннего дня создают отраженные в лужах солнечные лучи и веселые прыгающие зайчики. Краски Бунина отличаются нежностью и по изяществу тонов напоминают акварели.

    Не менее выразительно и музыкальное сопровождение весны. Оно начинается протяжным и глухим шумом весенних вод, потом на этом фоне слышится веселый крик прилетевших грачей и все смолкает, чтобы насладиться теплом и светом.

    В безветрии и тишине делаются ощутимыми запахи – «свежий запах сада и теплый запах талых крыш».

    А затем в новой оркестровке повторяется первая музыкальная тема – крик птиц на фоне журчащей воды. Только вода уже не глухо шумит, а журчит и переливается («сверкать» она может, только переливаясь, иначе не возникнет подвижных бликов). А важный крик грачей сменяется более привычным домашним пением петухов.

    Многих поэтов привлекает приходящее вместе с весной ожидание обновления, торжество вечной молодости природы. Читая Бунина, думаешь не об этом, а просто радуешься первозданной прелести весны, отдаешься ее теплу, впитываешь ее запахи и наслаждаешься нежностью весенних красок.

    После зимнего безмолвия даже пение петуха кажется отрадным. И возникает в душе чувство любви к родной стороне, где нет ни заморских птиц, ни роскошных деревьев, ни ярких нарядных красок, а кричат по утрам грачи да петухи и «солнце ласковое греет».

    Бунин открывает красоту привычного, заставляя взглянуть на закомый мир «промытыми», свежими глазами.

    И, подчиняясь поэту, останавливаешься вместе с ним, чтобы вобрать в себя и навсегда запомнить воздух, краски и запах Родины. Бунин – высокий мастер пейзажа, хотя сам он говорил, что «не пейзаж его влечет, не краски жадный взор подметит, а то, что в этих красках светит – любовь и радость бытия».

    Он – несравненный поэт листопада:

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

    Тем больше его заслуга, что он себя природе не навязывает, и все-таки невольно, от прикосновения его осторожной и безошибочной кисти, обнаруживается естественная связь между явлением пейзажа и душою поэта, между бесстрастной жизнью природы и сердцем человеческим.

    б) Сообщение 2. Тема одиночества.

    Тема одиночества созвучна и другим в многообразном творчестве Бунина. Лирический герой любовных стихотворений поэта грустит в одиночестве, когда нельзя уже не грустить. Кто-то разлюбил его, кто-то покинул, и не от кого ждать вестей:

    Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы...

    Все цветет и поет, молодые надежды тая...

    О, весенние зори и теплые майские росы!

    О, далекая юность моя!

    Но он счастлив тем, радостно ему оттого, что он еще может вспоминать о дали, тосковать по юной весне своей: ведь приходит та последняя пора, когда уже и не жалеешь об утраченной молодости, – последняя, равнодушная старость...

    «Улыбнись мне», обмани меня, просит он уходящую женщину; и она, может быть, даст ему «ласку прощанья» и все-таки уйдет, и он останется один.

    Не будет отчаянья, не будет самоубийства – только осень сделается еще пустыннее:

    И мне больно глядеть одному

    В предвечернюю серую тьму.

    … … … … … … … … … … …

    Что ж! Камин затоплю, буду пить,

    Хорошо бы собаку купить.

    И может быть, самая неразделенность любви уже ослабляет муку одиночества. Главное – любить самому.

    Тема одиночества явилась составляющей частью философской лирики Бунина.

    Чтобы зародилась грусть, вовсе не нужна какая-нибудь личная катастрофа: довольно и того, что жизнь в самом процессе своем – нечто оскудевающее, какое-то неодолимое запустение. «Эта горница была когда-то нашей детской», а теперь нет уже мамы, нет ели, посаженной отцом, и теперь никто уже не отзовется на «безумную тоску».

    И весь дом, вся покинутая и осиротевшая усадьба представляют собою разоренное гнездо, и ей самой невыносимо слушать, как мертвый маятник в долгие осенние ночи поет ей свою гнетущую отходную.

    Дворянское гнездо, тургеневское начало, которого так много в стихотворениях Бунина, отдало им всю поэзию своего элегизма – поэзию опустелой комнаты, грустящего балкона, одинокой залы, где своеобразно отражается природа, играя на ее старых половицах лучами своего нестареющего солнца, рисуя на полу свои «палевые квадраты».

    И болью воспоминания, романтикой сердца звучит нечаянный дрожащий аккорд старого клавесина – «на этот лад, исполненный печали, когда-то наши бабушки певали»...

    В ответ на эти стихи Бунина ничье сердце не может не забиться горестным звучанием, ибо «все мы теряем свои звезды»:

    Ту звезду, что качалася в темной воде

    Под кривою ракитой в заглохшем саду, –

    Огонек, до рассвета мерцавший в пруде,

    Я теперь в небесах никогда не найду.

    А там, где момент одиночества изображен не в этом красивом освещении заката, там стучатся в душу отчаяние, безнадежность, черная скорбь, – и нельзя без волнения читать «Кустарник», про эту вьюгу, которая нас «занесет равнодушно, как стог, как забытый овчарник».

    Изнемогая от жажды, одиноко бродит далеко от родного Загреба хорват со своей обезьянкой. В одиночестве сидит цыганская девочка-подросток у дороги, около дремлющего отца:

    Спи под кибиткой, девочка! Проснешься –

    Буди отца больного, запрягай –

    И снова в путь... А для чего, – кто скажет?

    Жизнь, как могила в поле, молчалива.

    Из одиноких страданий личности выводит Бунин мысль о вечности красоты, о связи времен и миров. От любимых им будней, от реальности «в старых переулках за Арбатом» сознание его отвлекают моменты важные и величественные – и словно движется перед вами какая-то колесница человечества.

    в) Учитель. В тематике стихотворений Бунина нельзя не отметить тему народа.

    Поэт искусственной и мнимой считает разницу между помещиком и мужиком: история соединила их органически.

    Смертным приговором звучат слова Бунина на деревенском кладбище, на погосте «рабов, дворовых наших» (в эпоху 1905 года):

    Мир вам, давно забытые! – Кто знает

    Их имена простые? Жили – в страхе,

    В безвестности – почили. Иногда

    В селе ковали цепи, засекали,

    На поселенье гнали. Но стихал

    Однообразный бабий плач – и снова

    Шли дни труда, покорности и страха.

    … … … … … … … … … … … … …

    Мир вам, неотомщенные! – Свидетель

    Великого и подлого, бессильный

    Свидетель зверств, расстрелов, пыток, казней,

    Я, чье чело отмечено навеки

    Клеймом врага, невольника, холопа,

    Я говорю почившим: «Спите, спите!

    Не вы одни страдали: внуки ваших

    Владык и повелителей испили

    Не меньше вас из горькой чаши рабства!»

    Бунин – одна из разновидностей «кающегося дворянина». Если он так неумолимо показывает деревенскую голь, то именно этим карает себя. «Я, чье чело отмечено навеки клеймом раба, невольника, холопа...»

    Именно это чувство общей вины, эта сопричастность греху, это отсутствие равнодушия и постороннего любопытства – именно это объясняет, почему строки Бунина не производят оскорбительного впечатления и не возмущают против автора. Они художнически объективны, но они человечески участливы.

    Значит, имеет Бунин право не идеализировать деревни – иначе ему пришлось бы идеализировать и самого себя. Автор в некоторых случаях совсем отказался от елейных красок, сатирически изображая мужика:

    Ельничком, березничком – где душа захочет –

    В Киев пробирается божий мужичок.

    Смотрит – нет ли ягодки? Горбится, бормочет,

    Съест и ухмыляется: я, мол, дурачок.

    «Али сладко, дедушка?» – «Грешен: сладко, внучек».

    «Что ж, и на здоровье. А куда идешь?»

    «Я-то? – А не ведаю. Вроде вольных тучек.

    Со крестом да с верой всякий путь хорош».

    Ягодка по ягодке – вот и слава Богу:

    Сыты. А завидим белые холсты,

    Подойдем с молитвою, глянем на дорогу,

    Сдернем, сунем в сумочку – и опять в кусты...

    Талант не лжет. Пугает, томит русская деревня на страницах Бунина… Но ни разу читатель не испытывает такого впечатления, что автор выдумал, сочинил или хоть сгустил краски.

    Во всяком случае, правильно или неправильно «объясняет» деревню Бунин, – но уж, наверное, изображает он ее глубоко, безбоязненно и художественно.

    Народное слово он подслушал и воспроизвел мастерски. Он черпает из невозмущенных русских ключей. И когда читаешь его страницы, когда отдаешься на волю его словесных волн, чарам его языка, вспоминаешь бессмертные слова Тургенева: «…Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

    IV. Творческая работа.

    – Какой след в вашей душе оставила поэзия Бунина? Напишите об этом в рассуждении «Бунин – поэт».

    Домашнее задание:

    1. Выучить наизусть стихотворение (на выбор): «Крещенская ночь», «Одиночество», «Последний шмель». Сделать его анализ.

    2. Прочитать рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки».

    3. Индивидуальные сообщения:

     - по повести «Деревня» (учебник, в. 8, 9);

    • по сборнику «Темные аллеи» (учебник, в. 13).


    Уроки 4–5
    «
    И В ЭТОМ – ВЕСЬ БУНИН» (А. Н. АРХАНГЕЛЬСКИЙ).
    СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ
    В ПРОЗЕ БУНИНА. ПСИХОЛОГИЗМ БУНИНСКОЙ ПРОЗЫ
    И ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ


    Целипознакомить с разнообразием тематики прозы Бунина; научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина; развивать навыки анализа прозаического текста.

    Ход уроков

    I. Проверка домашнего задания.

    Чтение наизусть и анализ стихотворений Бунина: «Крещенская ночь», «Одиночество», «Последний шмель».

    II. Работа с новым материалом.

    1. Слово учителя.

    Особенности Бунина-художника, своеобразие его места среди современников и шире – в русском реализме XIX–XX вв. раскрываются в произведениях, в которых, по его словам, его занимала «душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина». Познакомимся с некоторыми рассказами.

    2. Сообщения учащихся.

    а) Повесть «Деревня» (на основе материала учебника, с. 39–43).

    б) Сборник «Темные аллеи».

    Работавший  над  циклом  «Темные  аллеи»  в  течение  многих  лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл «самым совершенным по мастерству». Основная тема цикла – тема любви, чувства, раскрывающего самые потайные уголки человеческой души. Любовь у Бунина – основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают.

    Уже в первом рассказе, получившем, как и весь сборник, название «Темные аллеи», появляется одна из основных тем цикла: жизнь неумолимо идет вперед, мечты об утраченном счастье иллюзорны, ибо человек не может влиять на развитие событий.

    По мысли писателя, человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого. В рассказе «Кавказ» героиня, убегая с возлюбленным, покупает свое счастье ценой жизни мужа.

    И. А. Бунин удивительно подробно и прозаично описывает последние часы жизни героя. Все это, несомненно, связано с общей бунинской концепцией жизни. Человек умирает не в состоянии аффекта, а потому, что свою долю счастья в жизни он уже получил и жить ему больше незачем.

    Убегая от жизни, от боли, герои И. А. Бунина испытывают радость, потому что боль становится подчас непереносимой. В самоубийство вкладываются вся воля, вся решимость, которых человеку так недостает в жизни.

    Стремясь получить свою долю счастья, герои Бунина часто эгоистичны и жестоки. Они осознают, что щадить человека бессмысленно, ибо счастья на всех не хватит, а раньше или позднее ты испытаешь боль утраты – не важно.

    Писатель даже склонен снять ответственность со своих героев. Поступая жестоко, они лишь живут по законам жизни, в которой они не в силах ничего изменить.

    В рассказе «Муза» героиня живет по принципу, который продиктован ей моралью общества. Главная тема рассказа – тема жестокой борьбы за короткое счастье, и великая трагедия героя в том, что он воспринимает любовь не так, как его возлюбленная, эмансипированная женщина, не умеющая принимать во внимание чувства другого человека.

    Но, несмотря на это, даже малейший проблеск любви может стать для героев Бунина тем моментом, который человек всю свою жизнь будет считать счастливейшим.

    Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.

    Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Увы! Как часто найденное счастье оборачивается  утратой,  как  это  случилось  с  героями  рассказа  «В Париже».

    И. А. Бунин удивительно точно умеет описывать сложность и многообразие тех чувств, которые возникают у любящего человека. И ситуации, описанные в его рассказах, самые разные.

    В рассказах «Пароход «Саратов», «Ворон» Бунин показывает, как причудливо может переплетаться любовь с чувством собственничества.

    В рассказе «Натали» писатель говорит о том, как ужасна страсть, не согретая настоящей любовью.

    Любовь в бунинских рассказах может вести к разрушению и горю, потому что она возникает не только тогда, когда человек «имеет право» полюбить («Руся», «Кавказ»).

    В рассказе «Галя Ганская» речь идет о том, какой трагедией может закончиться отсутствие в людях духовной близости, когда они по-разному чувствуют.

    А героиня рассказа «Дубки» сознательно идет на смерть, желая хоть один раз в жизни ощутить настоящую любовь. Таким образом, многие рассказы Бунина трагичны. Подчас в одной короткой строке писатель раскрывает крушение надежд, жестокую насмешку судьбы.

    Рассказы цикла «Темные аллеи» – образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин был одним из тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.

    3. Работа с текстами (проверка домашней подготовки).

    А) «Господин из Сан-Франциско».

    В  своем  творчестве  Бунин  продолжает  традиции  русской  классики. Следом  за  Толстым,  философом  и  художником,  Бунин  обращается к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско», написанном в 1915 году, в разгар Первой мировой войны.

    Как донесена авторская концепция мира в рассказе?

    В рассказе «Господин из Сан-Франциско» заметно мощное влияние Льва Толстого – философа и художника. Подобно Толстому, Бунин судит людей, их тягу к наслаждениям, несправедливость общественного устройства с точки зрения вечных законов, управляющих человечеством.

    Мысль о неотвратимой гибели этого мира с наибольшей силой отразилась в данном рассказе, в котором, по словам критика А. Дермана, «с какой-то торжественной и праведной печалью художник нарисовал крупный образ громадного зла – образ греха, в котором протекает жизнь современного гордого человека со старым сердцем».

    Гигантская «Атлантида» (с именем затонувшего мифического континента), на которой путешествует к острову наслаждений – Капри – американский миллионер, – это своего рода модель человеческого общества: с нижними этажами, где без устали снуют ошалевшие от грохота и адской жары рабочие, и с верхними, где жуируют привилегированные классы.

    Обнажая паразитизм «пар чистых», населяющих этот цивилизованный ковчег, пассажиры «Атлантиды» утром «пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до 11 часов полагалось бодро гулять по палубам.., а в 11 – подкрепляться бутербродами с бульоном; подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, еще более питательного и разнообразного, чем первый...»

    Каков он, «полый» человек, в изображении Бунина?

    И. А. Бунину достаточно лишь несколько штрихов, чтобы мы могли увидеть всю жизнь американского миллионера. Некогда он выбрал себе образец, на который хотел равняться, и после долгих лет напряженного труда он наконец понял, что добился того, к чему стремился. Он богат.

    И герой рассказа решает, что настал тот момент, когда он может насладиться всеми радостями жизни, тем более, что у него есть для этого деньги. Люди его круга ездят отдыхать в Старый Свет – едет туда и он. Планы героя обширны: Италия, Франция, Англия, Афины, Палестина и даже Япония. Господин из Сан-Франциско поставил своей целью наслаждаться жизнью – и он ею наслаждается, как умеет, точнее, ориентируясь на то, как это делают другие. Он много ест, много пьет.

    Деньги помогают герою создать вокруг себя подобие декорации, которая ограждает от всего, чего он не желает видеть.

    Но именно за этой декорацией проходит живая жизнь, та жизнь, которую он никогда не видел и никогда не увидит.

    Что является кульминацией рассказа?

    Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя. В ее внезапности заложен глубочайший философский смысл. Господин из Сан-Франциско откладывает свою жизнь на потом, но никому из нас не суждено знать, сколько отведено нам времени на этой земле. Жизнь нельзя купить за деньги. Герой рассказа приносит на алтарь наживы молодость ради умозрительного счастья в будущем, он и не замечает, как бездарно прошла его жизнь.

    Господину из Сан-Франциско, этому бедному богачу, противопоставлена эпизодическая фигура лодочника Лоренцо, богатого бедняка, «беззаботного гуляки и красавца», равнодушного к деньгам и счастливого, полного жизни. Жизнь, чувства, красота природы – вот что является, по мнению Бунина, главными ценностями. И горе тому, кто сделал своей целью деньги.

    Как звучит тема любви в произведении?

    И. А. Бунин не случайно вводит в рассказ тему любви, потому что даже любовь, высочайшее чувство, оказывается искусственной в этом мире богачей.

    Именно любовь для своей дочери не может купить господин из Сан-Франциско. А она испытывает трепет при встрече с восточным принцем, но не потому, что он красив и может волновать сердце, а потому, что в нем течет «необычная кровь», потому что он богат, знатен и принадлежит к знатному роду.

    И высшая ступень опошления любви – пара влюбленных, которыми восхищаются пассажиры «Атлантиды», не способные сами на столь же сильные чувства, но про которую лишь капитан корабля знает, что она «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле».

    Прочитайте статью в учебнике (с. 45–46).

    Составьте план к ответу на вопрос: Как выражена тема обреченности мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
    1   2   3


    написать администратору сайта