Главная страница
Навигация по странице:

  • Преподавание музыки в школе в условиях реализации ФГОС.

  • Особенности современного урока музыки в условиях реализации ФГОС.

  • Технологии в преподавании предмета «Музыка».

  • Аттестационная работа по музыке. Аттестационная работа по музыке.doc. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся.


    Скачать 42.78 Kb.
    НазваниеУрок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся.
    АнкорАттестационная работа по музыке
    Дата21.04.2021
    Размер42.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАттестационная работа по музыке.doc.docx
    ТипУрок
    #197183



    Аннотация

    В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». Для лучшего усвоения учащимися основной образовательной программы представлены личностные, предметные и метапредметные требования к школьнику. Для получения высоких результатов в образовании в программе разработаны универсальные учебные действия.

    Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, умел размышлять и обсуждать.

    Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).

    В предлагаемой работе остановимся на некоторых теоретических и практических аспектах преподавания музыки в условиях ФГОС.

    Данная работа ориентирована на учителей, преподавателей музыки.
    Содержание

    1. Введение ……………………………………………………………………4

    2. Преподавание музыки в школе в условиях реализации ФГОС…………6

    3. Особенности современного урока музыки в условиях реализации ФГОС………………………………………………………………………11

    4. Технологии в преподавании предмета «Музыка»……………………...16

    5. Заключение ……………………………………………………………… 21

    Литература ……………………………………………………………….23


    1. Введение

    В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности. В условиях глобализации, информационной цивилизации и рыночной экономики приоритетной педагогической задачей общества является претворение в системе образования и его структуре общечеловеческих задач по формированию и сохранению компонентов духовной культуры.

    Переход образовательных учреждений на новые федеральные государственные образовательные стандарты поставил перед учителями музыки очень серьёзные и масштабные задачи, выполнение которых требует затраты огромного количества времени и сил. После многолетнего преподавания музыки по методике, в которой ученик получал знания с помощью учителя, а учитель был транслятором знаний, при этом ученик довольно часто выступал в роли пассивного слушателя, перестроиться самому и перестроить своих учеников на совершенно другую модель получения знаний невероятно сложно.

    Деятельность учащихся на уроке согласно требованиям ФГОС  должна быть организована учителем таким образом, чтобы учащиеся знания получали самостоятельно, работая индивидуально и в малых группах, а роль учителя на уроке была минимальна и сводилась только к организации учебного процесса. Такой подход называется системно-деятельностным.  Применение системно-деятельностного подхода к преподаванию музыки и предметов области искусство требует огромного мастерства от учителя, так, как  сохранить на уроке при таком подходе  живое общение учащихся с искусством очень непросто.

    Современное образование предусматривает создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся, введение их в сферу новых компетентных возможностей, формирование и развитие компетентностей, дающих возможность созидательного преобразования действительности и способствующих жизненному самоопределению.

    Перед современным педагогом в условиях ФГОС встала следующую цель: формирование у обучающихся основ музыкальной культуры как неотъемлемой части их  общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования. Музыкальное образование должно развивать общие  способности  обучающихся, а также  помогать образному и ассоциативному мышлению, фантазированию, проявлению творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства.

    Для достижения цели решаются задачи:

    - применение в обучении и воспитании современных образовательных технологий;

    - организация деятельностного характера обучения;

    - развитие познавательного интереса к предмету через организацию внеклассной работы и повышение мотивации к учению;

    -  формирование предметных, метапредметных, личностных результатов;

    -  создание условий для проявления и роста музыкально одарённых детей.



    1. Преподавание музыки в школе в условиях реализации ФГОС.


    Цели общего музыкального образования. Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

    Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

    • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

    • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

    Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

    Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

    • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

    • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

    Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему задач личностного, познавательного, коммуникативного развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьника, обеспечение их интенсивного интеллектуально – творческого развития, активного познавательного поиска в сфере искусства, самостоятельного освоения различных учебных действий.

    Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта «второго поколения» диктуют необходимость освоения педагогами-музыкантами его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». В него включены: базовые национальные ценности,  хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях; основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы; универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.

    Базовые национальные ценности представлены в содержании вариативных программ по предмету «Музыка» и новых учебно-методических комплектов и направлены на формирование ценностных ориентаций личности, ее духовного багажа, так как изучаемые на уроках музыки произведения представляют, прежде всего, «золотой фонд» мирового музыкального наследия прошлого и настоящего времени.

    К основным элементам научного знания следует отнести: теорию интонационной природы музыки; музыковедческие категории – образ, жанр, стиль, язык; композитор – исполнитель – слушатель; музыка народная и профессиональная; социальные функции музыки и др., а также основные положения музыкально - педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в которой задачи воспитательной направленности предмета «Музыка» решаются на основе усвоения основных закономерностей музыкального искусства.

    Универсальные учебные действия (УУД) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания.

    УУД на музыкальных занятиях классифицируются на:

    • личностные (осознание жизненного смысла музыкальных образов, триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества);

    • познавательные (осознание музыки как «искусства интонируемого смысла» по Б.В.Асафьеву, усвоение особенностей музыкального жанра, стилей, языка как средств создания музыкального образа, структурирование и обобщение знаний о различных явлениях музыкального искусства, умение осознанно строить речевое высказывание-размышление о музыке в форме монолога и диалога, оценка восприятия и исполнения музыкального произведения и др.);

    • регулятивные (опора в процессе познания музыки на имеющий жизненно-музыкальный опыт, работа над исполнением сочинения на основе исполнительского плана, оценка воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей, собственные переживания и др.);

    • коммуникативные (учет позиций одноклассников, умение вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений, сотрудничество в процессе выполнения учебных заданий, разработки и защиты исследовательских проектов и др.);

    • информационные (умение работы с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской, умение извлекать необходимую для уроков музыки, проектно-исследовательской, внеурочной деятельности информации из поисковых сетей Интернета, создавать компьютерные презентации и др.).

    Основные категории и понятия ФГОС осваиваются учащимися в основной школе с позиций содержания общего музыкального образования и воспитания, базирующегося на таких «пластах» музыкальной культуры как:

    • фольклор;

    • музыка религиозной традиции;

    • шедевры композиторов-классиков (русских и зарубежных);

    • современная (академическая и популярная) музыка.

    Данные «пласты» (направления) музыкальной культуры представлены в учебно-методических комплектах по предмету «Музыка» разных авторских коллективов, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки. В зависимости от содержания предмета и конкретного УМК, эти направления музыкального искусства соотносятся друг с другом с разной степенью взаимодействия и раскрывают учащимся художественную картину мира, воплощаемую в музыкальных образах разных времен и народов, эпох, стилей и жанров.

    Музыкальный фольклор позволяет ввести учащихся основной школы в мир традиционной народной культуры. Фольклор предстает на музыкальных занятиях как искусство синкретичное, в котором сочетаются напев и слово, движение и звучание народного инструментария, элементы костюма и среда бытования тех или иных образцов народного творчества. Народные обряды, традиции и праздники также становятся предметом изучения, как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Народность интонаций, тем, образов музыки служит предметом изучения многих произведений мировой музыкальной культуры.

    Музыка религиозной традиции в вариативных программах изучается на основе культурологического подхода, как часть культуры того или иного народа, как часть «храмового синтеза искусств». Так освоение музыкальной культуры русской Православной церкви основывается на доступных школьникам сочинениях, их воплощении в классической музыке, церковных праздниках. При этом не исключается знакомство учащихся с музыкой других религиозных конфессий, как в урочной, так и во внеурочной деятельности

    Классическое наследие составляет значительную часть музыкального материала программ по музыке. Именно знакомство учащихся с лучшими хрестоматийными образцами классической музыки позволяет формировать «иммунитет против пошлости» (Д.Б. Кабалевский), закладывать в сознание подростков понимание тех «вечных тем» искусства и жизни, которые воплощаются в музыкальных образах. Это – любовь и ненависть, добро и зло, мир и война, жизнь и смерть, отношение к Отчизне, матери, природе, культуре и т.п. Нравственная основа произведений классической музыки позволяет развивать «родственное отношение к миру» (М. Пришвин).

    Современная музыка представлена в содержании музыкального образования как академическим направлением, развивающим лучшие традиции классики, так и произведениями массовой популярной музыки – оперетта, мюзикл, джаз, рок-опера, нью - фолк, эстрадная, авторская песня.

    Выше изложенные концепции современного образования в предметной области «Музыка» приобрели актуальность и высокую значимость в реализации современных образовательных стандартов и нашли непосредственное отражение в системе уроков музыки.



    1. Особенности современного урока музыки в условиях реализации ФГОС.

    Современный урок музыки интегрирует традиционный подход к преподаванию музыки (когда школьники осваивают музыкальные произведения как уже сложившиеся явления, которые надо пережить, изучить и запомнить) – с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества композитора-исполнителя-слушателя.

    Учитель определяет структуру урока в соответствии с типом урока и его дидактическими задачами, этапами. При проектировании урока необходимо опираться на типологию уроков в соответствии с ФГОС нового поколения. В технологии деятельностного метода обучения в центре системно-деятельностной педагогики определена следующая типология уроков:

    • урок открытия нового знания;

    • урок рефлексии;

    • урок обучающего контроля;

    • урок систематизации знаний.

    Обобщенная структура урока деятельностной направленности включает следующие этапы:

    1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (иначе , это организационный этап, на который отводится 1-2 минуты). Цель этого этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

    2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения.

    3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. Цель: обсуждение затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

    4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.(4 этап – постановка цели и задач урока).

    5. Реализация построенного проекта 4-5 минут. На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.

    6. Первичное закрепление 4-5 минут. Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала).

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

    8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. На данном этапе выявляют границы применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, обеспечивающий возможность подготовки к введению следующих тем.

    9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов свой деятельности и всего класса.

    Реализация системно-деятельностного подхода предполагает, что на уроке музыки на первый план выходит опыт творческой деятельности, который возможно реализовать через следующие виды деятельности учащихся на уроке:

    • слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; сравнение исполнительских трактовок, выявление связей музыки с другими видами искусства, историей, жизнью;

    • пение: хоровое, ансамблевое и сольное пение: одноголосное и двухголосное исполнение образцов классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения; вокализация основных тем инструментальных произведений, поиски вариантов их исполнительских трактовок;

    • инструментальное музицирование: расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах; инструментальная импровизация, создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений;

    • музыкально-пластическое движение: обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными;

    • драматизация музыкальных произведений: создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения (разыгрывание песен, музыкальные импровизации-инсценировки сказок, драматизация произведений программной музыки).

    Особенностью современного урока музыки является возможность организация разных форм музыкально-творческой деятельности школьников. Ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы.

    Новые подходы к проведению урока музыки ориентируют учителя на использование современных педагогических технологий и нетрадиционных форм проведения урока: ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии, театральные технологии, диспуты, дискуссии, дебаты, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-экскурсии и т.д.

    Необходимо подчеркнуть, что изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей, обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). В данном случае возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

    Следует обратить внимание, что наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино-концертных залов.

    Основными методическими принципами организации и реализации современного урока музыки являются:

    • принцип деятельности, который заключается в том, что ученик в процессе обучения является активным субъектом учебно-познавательной, учебно-практической, творческой деятельности деятельности;

    • принцип увлеченности, согласно которому в основе уроков музыки лежит эмоциональное восприятие музыки, что предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно – образного музицирования;

    • принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, который ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой;

    • принцип тождества, контраста, сходства и различия, который реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка;

    • принцип интонационности, который регулирует процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным;

    • принцип диалога культур, который предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других народностей, на ее основе сопоставление и выявление общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.

    Таким образом, урок, как номинальная единица процесса образования, в различных вида и формах проявления и выполняющая многообразные функции образовательного процесса в целом, является важным структурным элементом системы образования, через которую реализуются современные требования образовательного стандарта.

    1. Технологии в преподавании предмета «Музыка».

    Предмет «Музыка», как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).

    В преподавании музыки, в связи с внедрением ФГОС, я использую следующие технологии:

    1.Технология развития ассоциативно – образного мышления школьников ( подразумевает взаимодействие музыки с искусством живописи, литературы, театром, кино и д.р. )

    2. Здоровье сберегающая технология (Слушание музыки, исполнение песен, участие в разнообразной творческой деятельности снимает нервные перегрузки, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся).
    Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении.

    Во время пения и интонирования музыкальных произведений на уроках музыки происходит оздоровление голосового аппарата, развитие дыхания..

    Слушание лучших образцов музыкального искусства, игра на музыкальных инструментах, занятия музыкально-театральным и вокальным искусством  оказывают значительное психотерапевтическое воздействие на детей, снимая нервнопсихическое напряжение, вызванное другими уроками, способствуют общему оздоровлению.

    Чередование на уроке разных видов деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, движения под музыку) также способствует снятию усталости.

    Смена расположения рабочих мест – один из способов создания комфортной обстановки для обучения.

    3. Игровая технология (школьники во время игры мало устают, во – вторых, активно работает их мозг и интеллект) Как известно, игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

    Игровая деятельность на уроке выполняет следующие функции:

    • развлекательную (это основная функция игры - доставить удовольствие, пробудить интерес);

    • коммуникативную;

    • самореализации в игре;

    • игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

    • диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

    • функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

    • межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);

    • социализации (включение в систему общественных отношений).

    4. Групповые технологии.

    При групповой работе класс делится на группы для совместного решения определенных учебных задач.

    Пример групповой работы, применяемые на итоговых уроках:

    • Каждой группе в начале работы раздать кусочек ватмана (или альбомный лист), нарезки («лапшу») с именами композиторов и их произведениями, с которыми обучающиеся познакомились за четверть, клей-карандаш, фломастер.

    • Группам дается задание: приклеить на листок ватмана имена композиторов, а напротив каждого имени – название музыкального произведения данного композитора (получается 5-7 пар). Ученики обсуждают задачу, намечают пути ее решения. Далее – реализовывают задачу на практике. (6-9 минут).

    • Каждая группа представляет найденный совместно результат (1-2 минуты).

    • Обсуждение и коррекция результатов совместно с учителем. За каждый правильный ответ – 1 балл (1-2 минуты на каждую команду).

    • Далее каждой группе дается возможность проверить работу команды-соперника. За каждый найденный неправильный ответ – 1 балл (1-2 минута).

    • Каждой команде возвращается листок с выполненной ею  работой. Учитель в произвольном порядке включает для прослушивания фрагменты музыкальных произведений, с которыми обучающиеся познакомились в течение четверти. Задача детей – проставить цифрами рядом с названием музыкального произведения, каким по счету оно прозвучало (7-10 минут).

    • Обсуждение и коррекция результатов совместно с учителем. За правильный ответ – 1 балл (1-2 минуты).

    • Далее можно дать задание  каждой группе спеть по 1 разученному в четверти произведению. Оценивается чистота исполнения, выразительность, массовость (3-4 минуты).

    • Подсчет очков и выставление оценок за урок (при выставлении оценок учитывается мнение товарищей по команде).

    Таким способом можно в игровой форме в течение одного урока вспомнить и закрепить пройденный за четверть материал.

    Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся в группе, коммуникацию, общение, взаимопонимание и др. К групповым технологиям обучения относятся также групповые проекты.

    1. Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ).

    Большое значение на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности в настоящее время приобретают информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео).

    Информационно-коммуникационные технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Применение ИКТ активирует познавательную и творческую деятельность школьников. Для эффективного преподавания музыки необходимо широко использовать аудиозаписи, фрагменты фильмов, цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы,  ресурсы сети Интернет, возможности электромузыкальных инструментов и др.

      Учебный процесс значительно активируется при использовании на уроке ярких и содержательных презентаций. Оценить степень усвоения детьми пройденной темы, а ученику – закрепить в игровой форме полученные на уроке знания помогают интерактивные контрольные работы (тесты). Значительно расширить и обогатить песенный репертуар на уроке и во внеурочной деятельности позволяет использование качественных «минусовок». Однако необходимо помнить, что применение ИКТ на уроке музыки не должно заменять  живого общения ученика с учителем, живого звучания музыкальных инструментов и детских голосов.

    Следует отметить, что задачу учителя входит  не только самостоятельный поиск информации и материала для уроков, но и формирование самостоятельных умений и навыков школьников, направленных на владение навыками работы с различными источниками: самостоятельный поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, умение выделять в огромном количестве информации главное, развитие критического отношения к информации, распространяемой по каналам СМИ.

    1. Технология метода проекта.

    Выделяются следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

    1.Ролевые (инсценирование детских симфонических сказок, детских опер, мюзиклов; фрагменты жизни и творчества композиторов, и т.д.)

    2.Исследовательский проект (научно-исследовательская работа по изучению биографий композиторов, мастеров сцен, деятелей искусств или музыкальных жанров, инструментов)

    3.Сценарный проект (создание сценариев творческих вечеров, концертов, мероприятий)

    4.Творческий проект (театрализованные представления музыкальных произведений итд)

    5. Информационный проект (изготовление стендов, стенгазет, публичные выступления с сообщениями)

    6.Практико-ориентированные проекты (изготовление дидактического материала, презентации к уроку по какой-нибудь теме, создание музыкальных игр и музыкальных инструментов, физкультминуток)

    Но для осуществления проектной деятельности учащихся необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Ведь недаром эти технологии относят к ведущим технологиям ФГОС нового поколения.

    Итак, все описанные в работе технологии способствую качественному освоению содержания предметной области «Музыка». Процесс образования с использованием различных технологий становится более насыщенным, познавательным. Данные технологии реализуют не только образовательные функции, но и мотивационные, коммуникативные, творческие и др..


    1. Заключение

    По итогам работы хотелось бы отметить, что современное, активно развивающееся общество требует новых изменений, в том числе и в образовательной среде. ФГОС стал комплексом мер, которые неоспоримо ведут систему образования к инновационным изменениям, удовлетворяющим потребности общества.

    Предметная область «Музыка», является неотъемлемой часть образования. Она удовлетворяет нравственные, эстетические потребности общества, духовно обогащает каждого члена общества.

    Методы организации обучения музыки: использование гибких и разнообразных методик в современном образовании, направленных на поддержание интереса и активности учащихся в процессе обучения; учет индивидуальных личностных особенностей учащихся (темп обучения, стиль обучения, смена видов деятельности учащегося и т.п.); использование прикладного характера обучения с учетом создания учебных ситуаций на основе реальной практики с применением полученных знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, в т.ч. выходящих за рамки традиционного урока: командная работа, обучение в сотрудничестве, самостоятельная деятельность вне школы, исследовательская и проектная деятельность, выполнение проектных работ с учетом межпредметных знаний и смежных предметов, поиск и получение знаний из различных источников (Интернет-ресурсы, библиотечные предметные и научные издания, иные образовательные организации, производственные компании и т.п.

    Литература

    1. Критская, Е.Д. Уроки музыки. 7 класс: Поурочные разработки [Текст] / Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева. – М.: Просвещение, 2012.

    2. Примерные программы основного общего образования. Искусство [Текст]. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

    3. Рапацкая, Л.А. Русская музыка в школе [Текст] / Л.А.Рапацкая, Г.С.Сергеева, Т.С.Шмагина. - М.: Владос, 2003.

    4. Ригина, Г.С. Музыка. Книга для учителя [Текст] / Г.С.Ригина / М.: Учебная литература, 2000.

    5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения).

    6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.


    написать администратору сайта