Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Фf8 – f2+ e4 – e3 2. Фf2 – e2 Kpd4 – e4

  • 3. Kpb7 – b6 Kpe4 – d4 4. Kpb6 – b5 Kpd4 – e4

  • 5. Kpb5 – c4 Kpe4 – f4 6. Kpc4 – d4 Kpf4 – f5 7. Фe2 : е3

  • 1. Фе8 – d7+ Kpd2 – e3 2. Фd7 – e6+ Kpe3 – d2 3. Фe6 – d5+ Kpd2 – c2 4. Фd5 – e4+ Kpc2 – d2 5. Фe4 – d4+ Kpd2 – c2

  • Цугцванг

  • 8. Kph6–g5 Kpe1–f2 9. Фd3–f5+ Kpf2–g2 10. Фf5–g4+ Kpg2–f2 11. Фg4–f4+ Kpf2–g2 12. Фf4–e3 Kpg1–f1

  • 15. Kpf4 – e3 Kpd1 – c1 16. Фf3 : e2

  • 1. Kpg7 – h8 Фg5 – d8+ 2. Kph8 – g7 Фd8 – e7+ 3. Kpg7 – g8 Kpe4 – f5 4. h7 – h8Ф Kpf5 – g6

  • конспект шахматы. КОНСПЕКТ ШАХМАТЫ. Урок первый. Знакомство с шахматами


    Скачать 6.14 Mb.
    НазваниеУрок первый. Знакомство с шахматами
    Анкорконспект шахматы
    Дата04.09.2022
    Размер6.14 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКОНСПЕКТ ШАХМАТЫ.docx
    ТипУрок
    #661248
    страница12 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    Урок двадцать шестой. Борьба шахматного ферзя против пешки.


    Довольно часто в процессе игры тебе или твоему сопернику удаётся добиться большого преимущества: на шахматной доске остаётся ферзь против пешки. Пешке е4 осталось целых три хода до поля превращения, но ферзь белых успевает обогнать пешку и встать на её пути.

    Задача для сильнейшей стороны: уничтожить оставшуюся пешку и поставить мат; для слабейшей: довести свою пешку до последней линии. Несмотря на огромное преимущество, победа достигается не так то просто. А какие приёмы следует для победы применять, ты сейчас и узнаешь.



    1. Фf8 – f2+ e4 – e3
    2. Фf2 – e2 Kpd4 – e4

    Ферзь встал впереди пешки и загородил ей дорогу. Он организовал БЛОКАДУ пешки. Посчитаем теперь количество нападений и защит. Одно нападение на пешку ферзя и одна защита короля. Бить пешку нельзя. Ферзю необходима помощь белого короля.

    3. Kpb7 – b6 Kpe4 – d4
    4. Kpb6 – b5 Kpd4 – e4

    Король нападает на три клетки во все стороны, поэтому его коллеге приходится отступать.



    5. Kpb5 – c4 Kpe4 – f4
    6. Kpc4 – d4 Kpf4 – f5
    7. Фe2 : е3

    Король несколько раз своим правым плечом оттолкнул чёрного короля. В результате у пешки не оказалось защиты. Король использовал приём ОТТАЛКИВАНИЯ ПЛЕЧОМ. Так можно побеждать, если пешке осталось до последней горизонтали две и более клеток.

    Труднее добиться победы, если пешка находится на 2(7)-й предпоследней линии и ей всего один ход до поля превращения. Король рядом и помогает своей пешке. У белого короля нет времени, чтобы приблизиться хотя бы на одну клетку.



    В этой позиции ферзю не удаётся забраться на поле перед пешкой, чтобы организовать «блокаду». Но существует интересный манёвр – ЛЕСЕНКА, с помощью которого белые приближаются к чёрным и заставляют их принять невыгодное положение.

    1. Фе8 – d7+ Kpd2 – e3
    2. Фd7 – e6+ Kpe3 – d2
    3. Фe6 – d5+ Kpd2 – c2
    4. Фd5 – e4+ Kpc2 – d2
    5. Фe4 – d4+ Kpd2 – c2
    6. Фd4 – e3 Kpc2 – d1
    7. Фe3 – d3+ . . .



    Белый ферзь спустился с 8-й горизонтали к чёрным с помощью шахов королю и нападений на пешку по ЛЕСЕНКЕ. Сейчас перед чёрными неприятный выбор: либо сразу отойти от пешки на с1, либо своим же королём заблокировать движение пешки. Белые поставили чёрных в положение ЦУГЦВАНГА.

    Цугцванг


    Цугцванг – это плохой вынужденный ход.

    7. . . . Kpd1 – e1

    Чёрный король не даёт пешке двигаться и белые начинают приближать своего короля к пешке.

    8. Kph6–g5 Kpe1–f2
    9. Фd3–f5+ Kpf2–g2
    10. Фf5–g4+ Kpg2–f2
    11. Фg4–f4+ Kpf2–g2
    12. Фf4–e3 Kpg1–f1
    13. Фe3–f3+ Kpf1–e1
    14. Kpg5–f4

    Белые вновь с помощью «лесенки», поставили чёрных в положение цугцванга и ещё ближе подтянули своего короля. «Лесенка», цугцванг и блокада помогают белым добиться победы.

    14. . . . Kpe1 – d1? Неудачный ход чёрных под СВЯЗКУ.



    Пешка не может двинуться, так как она защищает короля. Воспользовавшись этим, белые приближают короля и создают второе нападение на пешку.

    15. Kpf4 – e3 Kpd1 – c1
    16. Фf3 : e2

    Победа достигается, при условии, если пешки находятся на вертикалях b, d, e, g. Сложнее приходится ферзю, если пешки двигаются по вертикалям a, c, f, h. При приближении ферзя короли ныряют в патовые «гнёзда».



    Ферзь не может побить пешку с2 – из-за пата. На правой половине диаграммы, при ходе белых уже пат, поэтому ферзю приходится освободить линию g. Если король чёрных находится близко от поля g6, то он успевает помочь своему ферзю.

    1. Kpg7 – h8 Фg5 – d8+
    2. Kph8 – g7 Фd8 – e7+
    3. Kpg7 – g8 Kpe4 – f5
    4. h7 – h8Ф Kpf5 – g6

    Цугцванг! Ход белых, и при любом ходе они получают мат или теряют своего ферзя.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта