Главная страница

конспект шахматы. КОНСПЕКТ ШАХМАТЫ. Урок первый. Знакомство с шахматами


Скачать 6.14 Mb.
НазваниеУрок первый. Знакомство с шахматами
Анкорконспект шахматы
Дата04.09.2022
Размер6.14 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКОНСПЕКТ ШАХМАТЫ.docx
ТипУрок
#661248
страница2 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



















Урок второй.

Шахматная доска.


Давай поближе познакомимся с шахматной доской.
Восемь рядов идут слева направо. Эти ряды обозначены цифрами и называются горизонталями. Ты видел, как солнце заходит за край леса или моря. Говорят, что солнце заходит за горизонт.
Столбики клеток на шахматной доске, идущие снизу вверх, называются вертикалями. Например, все деревья растут снизу вверх. Вертикали обозначаются латинскими буквами.



Расскажи, что идёт снизу-вверх? Решётки, дома, ноги, столбы... Так ты быстро познакомишься с вертикалями. А что располагается слева-направо? Провода, рельсы, пол, след от самолёта, улицы в городах, поверхность воды...

Косые линии доски, проходящие через поля одного цвета, называются диагоналями. Шахматные диагонали бывают белые и чёрные. Диагонали разные по длине. Бывают совсем маленькие. Диагональ, проведённая из угла в угол, называется большой диагональю.



Как соединяются клетки в горизонталях, вертикалях и диагоналях? В горизонталях соседние клетки соединяются боковыми сторонами, в вертикалях – верхней и нижней сторонами, а в диагоналях клетки соединяются противоположными углами.

Обозначения клеток шахматной доски.

Каждая клетка имеет своё обозначение. Узнать название каждой клетки помогут буквы и цифры по краям шахматной доски. Естественно, не все дети в знают, как называются латинские буквы. Требуется выучить названия букв и правильно их писать.

a b c d e f g h

Особое внимание надо обратить на некоторые «похожие» друг на друга шахматные буквы. Чем же эти буквы так похожи?

b d g

Буквы «b» и «d» путаются из-за того, что юному шахматисту совершенно невозможно сразу запомнить, с какой стороны ставят палочку от нолика. Также букву «d» (раз она «дэ») частенько заменяют на «д» - русское. Ну а «g» (раз она «жэ») обязательно превратится в «ж».

Но особенно много хлопот доставят вам доски с ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Заклей на своей доске «большие» буквы и наклей маленькие!

Вместо A B C D E F G H пусть будут a b c d e f g h !

«Шахматных» букв всего 8. А не проще ли их просто выучить? Буквы у нас латинские. А произносятся они так:

a – а
e – е
b – бэ
f – эф
c – цэ
g – жэ
d – дэ
h – аш

Лучше всего начинать изучение с трёх первых букв – a, b, c. Когда ты их твёрдо усвоишь, можно добавить ещё парочку – d, e. А потом три послед-них – f, g, h. Совершенствуйся в обратном порядке (от «h» к «а»), так как тебе придётся и чёрными играть.



Как же узнать название каждого поля? Через выбранную клетку проведём горизонтальную и вертикальную линии. Линии придут на край доски, где имеются буквенные и цифровые обозначения. Сначала назовём букву, а затем цифру: c4, e6 – (цэ 4, е 6)

На доске буквы и цифры обычно с обеих сторон, поэтому линии проведены во все стороны. Для тренировки назови все поля по большой чёрной диагонали, начиная с левого нижнего угла: a1, b2, c3, d4, e5, f6, g7, h8. Теперь по большой белой диагонали – из верхнего левого угла в нижний правый: a8, b7, c6, d5, e4, f3, g2, h1.



Запомни, в каком порядке надо называть положение фигуры на доске: фигура — буква — цифра. Сначала назови ладью. Затем найди букву и последней назови цифру.
Ладья стоит на е2.
Конь стоит на c5.
Слон стоит на f7.

Урок третий. Шахматная нотация. Запись позиции.

Ты не успел доиграть партию с дедушкой, так как пора спать. Не грусти — доиграешь завтра! Но мама требует убрать шахматы со стола. Тоже не беда! Мы запишем шахматную позицию, а завтра ты расставишь фигуры и доиграешь партию.

Представь себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура.



Король живёт
на улице «b» в доме № 7.
Ферзь живёт
на улице «с» в доме № 4.
Ладья живёт
на улице «е» в доме № 5.
Слон живёт
на улице «f» в доме № 8.
Конь живёт
на улице «g» в доме № 2.

Теперь запишем покороче — на шахматном языке. Приняты такие сокращения:
Кр - Король
С - Слон
Ф - Ферзь
К - Конь
Л - Ладья
п. - пешка

Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит буква «Р»!

Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 — позиция на доске записана. Теперь сам запиши положение фигур.

Заставим тебя поработать шахматным почтальоном. Представь, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Бери фигуру, находи нужную улицу и поднимайся вверх по ней до нужного дома. Там ставь фигуру.

Старайся не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали.

Теперь другая игра. Представим, что пошёл сильный дождь и смыл записанную позицию в нашей книжке. Запись исчезла, но фигуры на шахматной доске стоят. Попросим тебя восстановить запись позиции в твоей тетрадке.

Сыграй по 3 раза в Почтальона и в Дождик. Позиции на доске, конечно, всё время расставляются новые.

Таким образом вскоре ты научишься и записывать позицию фигур, и восстанавливать позицию по записи.

Для чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать?

Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться.

Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:

  1. Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур — вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.

  2. Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король — ферзь — ладья — слон — конь — пешки.

  3. Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».

Давайте попробуем записать эту позицию — она из недоигранной юными шахматистами партии.



Начинаем с белых:
Крс1, Фf2, Лe1 (первой мы записали именно эту ладью – она по алфавиту ближе к вертикали «а»), Лh1, Ke4 (этот конь ближе к первой горизонтали), Ke6.
С фигурами, кажется, всё. Что дальше?
Не забудь про пешки, они хоть и маленькие, но тебе пригодятся:
пп. (буквы «пп.» пишем лишь раз): a3, b2, c2, c5, g3.

Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью.
Чёрные: Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Cg4, Cg7;
пп. b7, c6, f7, g6, h7.

Несколько полезных советов:
Снимай только записанные фигуры! Записал короля, снял его с доски, затем ферзя, дальше... пока на доске не останется фигур.
Если занятие близится к концу, то оставь пять минут на запись отложенной партии.

Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки:

  1. путаем Короля и Коня (забываем писать маленькую «р» у короля. Пишем «К» вместо «Кр»);

  2. забываем последовательность и записываем все фигуры в разнобой;

  3. ленимся записать позицию соперника.

Обязательно укажи имена и фамилии противников — кто с кем играл.

Не расстраивайся, если у вас с противником не совпадает запись отложенной партии. Восстановить позицию можно и по ходам!

Урок четвертый. Плывет ладья по доске. Запись ходов.

Сегодня мы познакомимся с ходами шахматной ладьи. Ты сделаешь свои первые шаги по будущему полю сражения. Погуляешь по прямым линиям.

Возьмём ладью и поставим её на любую клетку на шахматной доске. Несмотря на то что ладья очень похожа на башню, она может быстро передвигаться, как маленький танк. Ладья ходит по прямым линиям вперёд и назад, вправо и влево на столько клеток, на сколько захочет. И когда хочет, может остановиться.

Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям и вертикалям.
Ладья – линейная фигура.

Ладью в давние времена называли Судьбой – птицей Рух. Прилетала Рух на шахматную доску и решала исход сражения.



Ладья стоит на поле b5. Она может пойти на все четыре стороны:
влево – на 1 клетку – a5,
вперёд – на 3 клетки – b8,
вниз – на 4 клетки – b1.
Наконец, ладья может перелететь через всю доску – направо на поле h5.

Каждое перемещение ладьи по доске называется шахматным ходом. Давай расскажем обо всех ходах ладьи.
Ладья стоит на b5 – пошла на а5.
Ладья стоит на b5 – пошла на b8.
Ладья стоит на b5 – пошла на b1.
Ладья стоит на b5 – пошла на h5.



Теперь запишем ход чёрной ладьи.
Ладья а4 пошла на f4.
Вместо «пошла» нарисуем дорожку ( длинное тире).
Лa4 ---- f4

Попробуй сам записать два хода белой ладьи с g7 на b7 и на g2.
Дорожку можно писать
немного покороче .
Ладья g7 пошла на b7.
Лg7 – b7
Ладья g7 пошла на g2.
Лg7 – g2



Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место.
Такой шахматный ход будем называть «взятием».
Ладья с5 бьёт коня f5.
Вместо «бьёт» поставим двоеточие – «:».
Лс5 : f5

То, что ладья съела коня, писать не надо, так как от коня ни копыт, ни даже уздечки не осталось. За сколько ходов белая ладья a1 может съесть чёрную h8? Ответ: за два.

Первым ходом ладья a1 лишь создаст угрозу взятия вражеской фигуры. Такой манёвр ладьи называется «нападением».
Первый ход. Ладья а1 пошла на а8.
Второй ход. Ладья а8 бьёт h8.

Как записать эти два хода? Прежде всего, напишем номер хода, а затем и сам ход.
1. Ла1 – а8 2. Ла8 : h8

Также запишем и путешествие чёрной ладьи.
Первый ход. Ладья h8 пошла на h1. 1. Лh8 – h1
Второй ход. Ладья h1 бьёт а1. 2. Лh1 : а1

Это задание нужно повторить несколько раз. Давай немножко по¬плаваем ладьёй по доске, всё время меняя направления.



Расставь на доске побольше пешек и фигур чёрного цвета и белой ладьёй уничтожь их все по очереди, записывая каждый ход.

Эту игру можно назвать Курица и Зёрнышки.
Главное – научиться нападать на фигуры противника. Съесть-то каждый сможет!
1. Ла1 – h1 2. Лh1 : h6 3. Лh6 – h7
4. Лh7 : b7 5. Лb7 – b3 6. Лb3 : f3
7. Лf3 – f5 8. Лf5 : d5

Естественно, ладья – это курица, а пешки – это зёрнышки, которые белой ладье нужно собрать. Надо тратить не более двух ходов на уничтожение каждой пешки!

И ещё одно важное правило: ладья не может перепрыгивать ни через свои, ни через чужие фигуры.

Найди другие маршруты для нашей ладьи. Первым ходом она двумя способами нападает на любую фигуру, вторым может её «съесть»:

  1. 1. Ла1 – a7 2. Лa7 : b7

  2. 1. Ла1 – d1 2. Лd1 : d5

  3. 1. Ла1 – a3 2. Лa3 : f3
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта