Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Король может просто УЙТИ из-под шаха. Если уж и приходится бежать, то делай это как можно непринужденнее.Крh6 – h7

  • 3. Можно просто ПОБИТЬ вражескую фигуру. Cd3 : a6

  • Шах – это нападение на короля любой фигуры или пешки.

  • Мат называется спёртым .Даже одна пешка может объявить мат королю. От пешки g7 королю не спастись.Две чёрные ладьи с1 и d2 объявляют белому королю линейный мат

  • «детский», горизонтальный, вертикальный, диагональный и даже «дурацкий» маты . Мат – это шах, от которого нет защиты. Мат – это конец шахматной партии

  • Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол!

  • Королева (ферзь) любит свой цвет.

  • ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ

  • . . . Kb8–c6

  • Но сначала позаботимся о Его Величестве!

  • конспект шахматы. КОНСПЕКТ ШАХМАТЫ. Урок первый. Знакомство с шахматами


    Скачать 6.14 Mb.
    НазваниеУрок первый. Знакомство с шахматами
    Анкорконспект шахматы
    Дата04.09.2022
    Размер6.14 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКОНСПЕКТ ШАХМАТЫ.docx
    ТипУрок
    #661248
    страница5 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Урок девятый. Что такое шах, мат и пат.


    Шахматный король – самая главная фигура на шахматной доске. Потеряв короля, шахматное войско должно сдаваться! ШАХУ – МАТ, что в переводе с индийского означает: королю пришёл конец!
    На диаграмме ладья напала на короля белых и говорит: «Король, король, я тебя съем!»
    А по шахматному это будет: «ШАХ!» Король думает: что бы ему сделать, чтобы его не побила ладья?



    1. Король может просто УЙТИ из-под шаха.
    Если уж и приходится бежать, то делай это как можно непринужденнее.
    Крh6 – h7

    2. Король приказывает слону ЗАСЛОНИТЬ себя от шаха (встать между собой и королём).
    Сd3 – g6
    Слон у белого короля стал ЩИТОМ – этот приём называется: ЗАЩИТА ОТ НАПАДЕНИЯ.

    3. Можно просто ПОБИТЬ вражескую фигуру.
    Cd3 : a6
    Самый надёжный способ избавиться от шаха!
    Можно быть уверенным, что теперь ладья больше шаховать не будет.
    Шах – это нападение на короля любой фигуры или пешки.



    Любая фигура и пешка могут напасть на короля. Король выбирает одну из имеющихся возможностей спастись. Конь с h6 атакует короля противника даже через фигуры. Такой способностью другие фигуры не обладают. Поэтому приходится от шаха уходить.

    Слон белых с а6 пошёл на поле b7. Сразу две фигуры (слон и ладья) атакуют короля чёрных – двойной шах. Чёрный ферзь b5 не может побить сразу две фигуры, поэтому от двойного шаха можно только уйти королём.

    Если пешка чёрная с3 пойдёт вперёд, то она вскроет дорогу слону d4, и он нападёт по диагонали на белого короля – получится вскрытый шах.

    Чёрный ферзь с полей g4–f3 может вечно нападать на белого короля – вечный шах, так как королю с полей g1 и h1 никуда не убежать. Тем не менее, после всех этих маленьких неприятностей короли остаются живыми.



    У чёрного короля на а8 очень уютный домик. Конь с7 объявил королю шах, от которого некуда бежать. Свои же фигуры только мешают, а помочь королю не в силах. Следующим ходом белый конь должен побить короля. Мат называется спёртым.

    Даже одна пешка может объявить мат королю. От пешки g7 королю не спастись.

    Две чёрные ладьи с1 и d2 объявляют белому королю линейный мат. Одна ладья атакует белого короля, а другая караулит вторую горизонталь, на которую он мог бы отступить.

    Две ладьи белых «помогли» чёрному ферзю g3 объявить эполетный мат. Ферзь нападает на короля g1 и контролирует поля f2, g2, h2.

    В шахматной партии встречаются: «детский», горизонтальный, вертикальный, диагональный и даже «дурацкий» маты.
    Мат – это шах, от которого нет защиты.
    Мат – это конец шахматной партии, приводящий к победе одного из участников борьбы. Любая фигура и пешка способны объявить мат.

    Как записать, что случился шах или мат?
    ШАХ при записи обозначается знаком + .
    Кс3 – е4+. Конь с3 пошёл на е4 – ШАХ!
    МАТ при записи обозначается знаком Х .
    Фа4 : е8Х. Ферзь а4 бьёт е8 – МАТ!



    Начинающие не умеют проводить пешку в ферзи, и обычно партии заканчиваются так. Короля b8 никто не атакует, но ему некуда не пойти, так как все поля вокруг (a7, a8, с7, с8) держат белые король и пешка.

    Ну а королям g1 и h8 не разрешают выйти чёрный ферзь g5 и белый король е2.

    Интересно положение короля белых на а1. У короля ходов нет, а закрывающие его фигуры не могут отойти, так как они защищают Его Величество от шахов. Во всех позициях – пат, то есть ничья.

    Пат – это положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все фигуры лишены возможности двигаться. Король в этот момент не находится под шахом.
    Слово ПАТ пришло к нам из итальянского.
    Patta – игра вничью.

    Урок деcятый. Как начинать шахматную партию.

    Сегодня, наконец-то, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай подготовим шахматную доску к бою.
    Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются.



    Расставим фигуры на будущем поле сражения. Положи доску первой горизонталью перед тем, кто будет сегодня играть белыми фигурами.

    Возьми ладьи и возведи крепостные башни – поставь в углах доски: белые ладьи на полях a1 и h1, чёрные на полях а8 и h8.

    Рядом с ладьями ставим коней (белые – b1, g1; чёрные – b8, g8). Затем слонов (белые – c1, f1; чёрные – c8, f8). По второму ряду (для чёрных по седьмому) поставим солдат. Пускай пешки дружным рядом охраняют подданных королевства.
    Остались две клетки – для Их Величеств. Как запомнить, кого куда поставить?
    Существуют два правила. Они вам помогут!

    1. Королева (ферзь) любит свой цвет. Белую королеву нужно поставить на белую клетку d1, чёрную королеву – на чёрную d8.

    2. «d»Д – для Дамы (ферзя), d1 – белой Даме, d8 – чёрной.

    Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску. Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от короля – КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАНГ.
    Поля d4, d5, е4, е5 – назовём ЦЕНТРОМ.

    С чего начать? В самые кратчайшие сроки тебе необходимо мобилизовать свои силы, вывести войска на лучшие для атаки позиции, построить с по-мощью пешек неприступные окопы, успеть надёжно защитить свой генеральный штаб (короля) и провести разведку боем.
    Эта стадия партии называется ДЕБЮТОМ.
    Центр можно сравнить с высотой. Кто владеет высотой – у того огромное преимущество. Стремись своими фигурами в самом начале партии занять центр! Оттуда твоим фигурам будет удобно смотреть во все стороны. Они смогут и начать атаку и прийти королю на помощь.



    1. е2 – е4
    Что сказали белые?

    1. Они объявили войну.

    2. Захватили важное центральное поле е4.

    3. Белая пешка грозит своим следующим ходом перейти границу – середину шахматной доски и оказаться на территории противника.

    4. Они осуществляют контроль над полями d5 и f5 в чужом лагере.

    5. Открыли дорогу слону и ферзю.

    Тебе важно научитьñя не просто механически выводить фигуры, а делать свои ходы, понимая их смысл. Поэтому первые шаги делаем вместе, объясняя каждый ход.

    1. . . . e7 – e5
    (Ход чёрных при записи партии также помещают под цифрой «1», но после «. . .»).
    Чёрные своим первым ходом:

    1. Заявили о согласии вести военные действия.

    2. Также захватили одно из центральных полей, осуществили контроль над полями d4 и f4, открыли дорогу своим слону и ферзю.

    3. Препятствуют вторжению белых.



    2. Kg1 – f3 . . .
    Белые своим вторым ходом:

    1. Вывели в бой коня.

    2. Конь напал на пешку противника. Давно известно, что лучшая защита – нападение.

    3. Конь осуществляет контроль над центральными полями d4, e5.

    4. Препятствуют выводу ферзя на поля g5, h4.

    5. В будущем конь может помочь своей пешке d2 побороться за центральное поле d4.

    2. . . . Kb8–c6 3. Cf1–c4 Cf8–c5 4. Kb1–c3 Kg8–f6 5. d2–d3 d7–d6 6. Cc1–g5 Cc8–g4



    В нашей партии сделано шесть ходов. За это время и белые и чёрные вывели все свои лёгкие фигуры. Заметь, что кони повернули свои морды к центру, а слоны связали коней. Все фигуры удачно расположены вокруг шахматного центра, все защищены и готовы вести наступательные действия.
    Но сначала позаботимся о Его Величестве!
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта