Главная страница

конспект шахматы. КОНСПЕКТ ШАХМАТЫ. Урок первый. Знакомство с шахматами


Скачать 6.14 Mb.
НазваниеУрок первый. Знакомство с шахматами
Анкорконспект шахматы
Дата04.09.2022
Размер6.14 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКОНСПЕКТ ШАХМАТЫ.docx
ТипУрок
#661248
страница4 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Урок шестой. Как ходят шахматные король и ферзь.


Сегодня у тебя на шахматной доске появятся сразу две самые главные фигуры. Это – шахматные король и ферзь. Чтобы научиться правильно ходить этими фигурами, надо вспомнить, как называются улицы-дороги на шахматной доске. Повторим их названия – вертикаль, горизонталь и диагональ. Оказывается, король и ферзь передвигаются по всем этим линиям. А кто ещё умеет так ходить?

Ферзь и король объединяют в себе ходы ладьи и слона, то есть ходят прямо и наискосок (по вертикали, по диагонали и по горизонтали).

Ферзю доступны многие поля на шахматной доске. Это самая сильная фигура! Ферзь – генерал среди фигур и ему необходимо во время шахматного боя быстро передвигаться на любое поле.

Ферзь может справиться с несколькими фигурами, а если потребуется, то легко уничтожит пешечный ряд.

Шахматный король, в отличие от своего главного помощника ферзя, очень ленив. Он, правда, также может ходить во все стороны, но всего на одну клетку.



Король - самая главная шахматная фигура! Ферзь и король – господа на шахматной доске!

Посмотри, куда может пойти ферзь. Фе4 – e3, e2, e1, e5, e6, e7, e8, a4, b4, c4, d4, f4, g4, h4, a8, b7, c6, d5, f3, g2, h1, b1, c2, d3, f5, g6, h7.
Богатый выбор! Целых 27 полей.
А король? Kpb4 – a4, a5, a6, b6, c6, c5, c4, b4.
Полей всего 8 полей.
Конечно, если наказать короля и ферзя (поставить в угол), то количество полей, куда они смогут пойти, уменьшится. Для короля их будет всего 3. Например, у короля на h8. Kph8 – g8, g7, h7. У ферзя а1 – 21 поле (проверь самостоятельно!).

Главная наша задача – научить тебя видеть всю доску! Увидев первое нападение, начинающие шахматисты сразу перестают искать лучший ход.



Сколько у тебя глаз? Два. А вот у ферзя е5, стоящего в центре доски, – восемь! Постарайся обязательно заметить все жертвы, на которые восьмиглазый ферзь нацелился.

Также с уважением относись к ферзю противника, который способен различными способами нападать на твои фигуры.



Поездка в Метро. На шахматной доске четыре линии, по которым может ездить белый ферзь: диагонали «a6–f1» и «b1–h7», вертикаль «d», 3-я горизонталь. Где сделать пересадку (нападение), чтобы попасть в гости к чёрному ферзю?

Сколько всего разных пересадок может сделать ферзь? Девять: b3, c4, d5, d7, f1, f3, f5, g6, h7. Сосчитай, сколько нападений-пересадок может сделать чёрный ферзь?

Переставь ферзей на поля с4 и g6. Выполни такие же задания для белого и чёрного ферзей. Если нашёл все 9 пересадок – получай «пятёрку»!



На доске два ферзя. Выполни несколько заданий в данной позиции. Будь внимателен! Надо побить чёрного ферзя за два хода. Обычно дети предпочитают уничтожить фигуру противника ходами ладьи.
1. Фа3 – а6 2. Фа6 : h6
А теперь найди, как можно съесть чёрного ферзя ходами слона.
1. Фа3 – f8 2. Фf8 : h6
Ладья + слон.
1. Фa3 – e3 2. Фe3 : h6
Слон + ладья.
1. Фa3 – d6 2. Фd6 : h6
Выполните те же задания ходом чёрного ферзя.
На диаграмме все возможные варианты передвижения ферзей показаны стрелками.

С королём часто случаются следующие недоразумения. Некоторые ребята боятся бить королём фигуры: король часто не бьёт, а убегает в сторону. Король такая же фигура, как и все. А некоторые своим королём атакуют короля противника. Так нельзя! Это считается невозможным ходом.



Король решил проведать своего ферзя. Соверши это путешествие. Но нельзя попадать под удары черных слонов-часовых!
Нарисуй маршрут короля на диаграмме, а затем проверь решение.
Кра1–а2–b3–c3–d4–e5–e6–f7–g8–h8.

Урок седьмой. Как ходит шахматный конь.

Сегодня у нас самая любимая фигура всех детей – шахматный конь. Многих родители уже научили ходить конём. Наша задача помочь тебе научиться ещё лучше прыгать этой фигурой.
Известно, что конь ходит буквой «Г». Но ход по этой букве иногда вырастает до невероятных размеров и конь может оказаться совсем не там, где нужно.



Поэтому учиться ходам коня будем так: посчитаем от белого коня раз – два – в сторону. Сначала два раза вверх и налево – конь оказался на цифре 1 (d7).
Раз – два – в сторону (теперь направо). Конь приземлился на цифре 2 (f7).

Или так: ход шахматной ладьи + ход шахматного слона. Движемся вниз на одну клетку ходом ладьи и на одну клетку вниз ходом слона. Наш конь окажется на цифре 3 (поле d3) или цифре 4 (поле f3).

Поиграем в Цветочки. Ты видел когда-нибудь стреноженного коня? Это когда коню спутывают ноги, чтобы он не мог далеко ускакать.
Так вот. Нашему коню спутали ноги на поле е5. А вокруг него большое поле с цветами. И наш конь выбирает вкусные цветы, которыми он полакомится, когда ему развяжут ноги.
Наша задача: расставить цветочки-пешки вокруг коня. Первую пешку ставим вместе, считая знакомое раз – два – в сторону. Получилось f7.
Назовём все поля, куда мечтает прыгнуть конь:
Ке5 – f7, g6, g4, f3, d3, c4, c6, d7.



Наш сытый конь захотел в гости. Самое интересное задание – это путешествие конём из угла в угол. Захотелось белому коню, живущему на поле а1, сходить в гости к чёрному. А чёрный конь в другом углу живёт, на поле h8. Дорог много. Вот одна из них.
Ka1 – b3 : с5 – d7 – e5 – f7 : h8
По дороге конь может «подкрепиться» пешкой с5, а самые кровожадные могут «закусить» и конём. Будем вежливы – нанесём ответный визит.
Kh8 – g6 – h4 – g2 – e3 – c2 : a1
Часто путешествие коня заканчивается на полях g7, g8, h7. А вот оттуда в угол не попасть.



Теперь упражнения для совершенствования прыжка этой интересной фигуры. Постарайся попасть конём в угол доски. Смотри не свались с доски!
Для коня с6:
1. Kc6 – a7 2. Ka7 – c8
3. Kc8 – b6 4. Kb6 – a8
Для коня g7:
1. Kg7 – e6 2. Ke6 – f8 3. Kf8 – g6 4. Kg6 – h8
Для коня a2:
1. Ka2 – c1 2. Kc1 – b3 3. Kb3 – a1
Для коня g1:
1. Kg1 – h3 2. Kh3 – f2 3. Kf2 – h1

Ты ещё не заметил одну особенность прыжков коня? При прыжке шахматный конь всегда меняет цвет поля. Стоял на белом – значит приземлится на чёрном.

Когда конь хочет кого-то побить, то при этом он может прихватить фигуры, стоящие на его пути. Как избежать таких ошибок?

Запомни, что конь бьёт только фигуру на том поле, на которое приземляется! Конь как бы протискивается или перелетает через фигуры, не обращая на них никакого внимания.



Чтобы ты стал настоящим шахматным джигитом, выполни такие задания.

  1. Дома немного попрыгай конём по доске.

  2. Если в квартире паркет квадратиками – «скачи на коне» в кухню и обратно. Привлеки к этому процессу всю свою семью. Походите след в след. Можно станцевать коневой танец.

  3. Перейди шахматное поле конём наискосок из угла в угол. Побывай конём во всех углах.

  4. Поставь на доску несколько пешек и фигур (не забудь углы!) и поиграй в Зёрнышки. Кстати, удастся ли тебе очистить всю шахматную доску за 21 ход?

  5. Нарисуй в тетради квадрат размером 8x8 и ходом коня обойди как можно больше клеток, останавливаясь в каждой только один раз. Каждый новый прыжок коня обозначается следующим числом. На диаграмме чуть повыше показано движение коня по квадрату (конь прыгнул на b3 – пишем «2», на а5 – пишем «3», b7 – «4»).

Кто больше займёт клеток на нарисованном квадрате доске, прежде чем все ходы у коня закончатся, – тот чемпион!

Урок восьмой. Как ходит шахматная пешка.

Сегодня ты узнаешь, как позволено вести себя простым солдатам шахматной армии – шахматным пешкам. Восемь белых и восемь чёрных пешек – их много, но они самые слабые. Правда, если пешки соберутся вместе и начнут двигаться, то с их лавиной не смогут справиться самые сильные фигуры.
На каждую маленькую пешку приходится целых пять правил передвижения по доске. Поставим на доску несколько белых и чёрных пешек.

Правило 1 (как пешки ходят)

Маленькие пешки ходят

  1. по вертикали,

  2. вперёд,

  3. на одну клетку.

Белые двигаются со 2-й на 8-ю горизонталь. Чёрные пешки им навстречу – с 7-й на 1-ю. (Ходы белых пишутся слева, а чёрных – справа).
1. e5 – e6 h4 – h3
2. e6 – e7 h3 – h2



Правило 2 (первый ход)

Если пешки ещё не ходили и стоят на 2(7)-й горизонтали, то свой первый ход они могут сделать как на одну, так и на две клетки (через клетку).
1. b2 – b4 b7 – b5
2. d2 – d4 g7 – g5
3. с2 – с4 с7 – с5
Все пешки могут пойти на две клетки!
Букву «П» (пешка) перед ходом не пишут!
Теперь внимание! Пешки частенько упираются друг в друга (например, пешки е7 и е6). Ладья, король и ферзь совершили бы взятие, но пешки и белая, и чёрная, так и останутся стоять друг против друга до тех пор, пока путь перед ней не освободится.
Если пешка встречает кого-нибудь на своём пути, она дальше ходить не может.



Правило 3 (взятия)

Пешки бьют вперёд наискосок (по диагонали) на одну клетку.
Посмотрите на белую пешку e2 и чёрную d3. При ходе белых последует
1. e2 : d3,
а при ходе чёрных
1. . . . d3 : e2.
(При записи шахматных ходов три точки после «1» обозначают, что сейчас ход чёрных).
Такие же взятия могут совершить другие пары пешек: a – b, b – c, f – g.
Посмотрите на пару b5 и b6. Это встретившиеся пешки. Но теперь у них появилась возможность двинуться вперёд со взятием.
Шахматные солдаты-пешки смело идут вперёд. Спросим их: «Зачем?» Отправляясь в путь, каждый солдат мечтает дойти до конца и стать генералом. Конечно, пешка мечтает стать ферзём, но может надеть и не такие «высокие» погоны. За этот подвиг пешке присваивают звание, которое она пожелает. Посмотрите на диаграмму. Любая пешка может повысить своё звание.



Правило 4 (превращения пешки)

Когда пешка доходит до последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру того же цвета, кроме короля.
При этом пешка снимается с доски, а на её место становится новая фигура.
1. b7 – b8Ф    c2 – c1C
(b7 : c8K)    (c2 : d1К)
2. f6 – f7    h3 – h2
3. f7 – f8C    h2 – h1K
(f7 : g8Л)    (h2 : g1С).
После записи хода обозначим фигуру, в которую превратилась пешка.
Пешка b7 пошла на b8 – ферзь. b7 – b8Ф
Пешка c2 бьёт на d1 – конь. c2 : d1К
Как ты думаешь, сколько ферзей одного цвета может быть на шахматной доске одновременно?
Оказывается, 9 (в 8 ферзей могут превратиться пешки и ещё один свой. Не забыли про него?).

Правило 5 (Взятие пешки на проходе)

Если пешка, стоящая на 2(7)-й горизонтали, ходит сразу на два поля и проходит через поле, которое атакует пешка другого цвета («битое поле»), то последняя может её побить.
Правило действует только один ход.



На верхней половине диаграммы показано, как происходит взятие пешки на проходе.
1-ая часть – пешка стоит на 7-й линии и хочет пойти сразу на две клетки:
1. . . . g7 – g5;
2-ая часть – белая пешка хочет съесть чёрную;
3-ая часть – что получилось после взятия:
2. h5 : g6;
На нижней части диаграммы вы видите «битое поле» е3, которое преодолевает белая пешка e2, и пару «голодных» чёрных пешек d4, f4, мечтающих ей закусить. Белым не рекомендуется ходить:
1. e2 – e4 так как чёрные пешки d4 и f4 могут совершить взятие на проходе:
1. . . . f4 : e3 (d4 : e3).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта