Главная страница

конспект шахматы. КОНСПЕКТ ШАХМАТЫ. Урок первый. Знакомство с шахматами


Скачать 6.14 Mb.
НазваниеУрок первый. Знакомство с шахматами
Анкорконспект шахматы
Дата04.09.2022
Размер6.14 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКОНСПЕКТ ШАХМАТЫ.docx
ТипУрок
#661248
страница8 из 14
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

 Урок двадцатый. Квадратный мат шахматной ладьей.


На прошлом уроке ты научился ставить линейный мат ладьёй. Было это очень долго, хотя мат мы всё же поставили. На сегодняшнем уроке попытаемся это сделать намного быстрее. Для этого надо знать таблицу умножения!
Сколько будет 2x2? Это ты уже знаешь. Знаешь, и то, что ладья ходит не только по горизонталям, но и по вертикалям. И короля вражеского может отрезать по горизонталям и вертикалям.



Посмотрите на позицию.
1. Лс1 – с3 . . .
Белая ладья ограничила подвижность чёрного короля по третьей горизонтали и по вертикали «с». Ладья построила для короля две СТЕНЫ. Чёрный король этим недоволен и попытается вырваться на свободу.
Сейчас у короля большая КОМНАТА в квадрате d4–d8–h4–h8, и у него для прогулок 5 шагов снизу – вверх и 5 шагов слева – направо. 5X5 = 25
1. . . . Кре4 – d4
Король чёрных хочет её согнать, но у ладьи находится хороший защитник – белый король.

Теперь они вдвоём каждым ходом будут ограничивать его жилую площадь. Ладья будет непреступной, но движущейся СТЕНКОЙ (вертикальной и горизонтальной) для короля противника, а наш король у ладьи надёжный СТОЛБ-подпорка.
2. Kpe1 – d2 Kpd4 – e4 3. Лc3 – d3 . . .
Стенка подвинулась вправо. Ладья отняла у короля сразу 5 клеток по вертикали d. У чёрного короля для про-гулок осталось: 5x4 = 20 клеток.
3. . . . Кре4 – е5 4. Крd2 – е3 . . .
Белый король сам может наступать на своего коллегу, и отнимать у него «лишнюю» площадь (d4, e4, f4). Сейчас это «ЗЕРКАЛЬНАЯ СТЕНА». Чёрный король пытается обежать королевскую стенку по вертикалям «g и h», но...
4. . . . Кре5 – f5 5. Лd3 – d4 . . .



Попытка вырваться из плена не удалась. Ладья снова ограничила короля. Теперь у короля:
4x4 = 16 клеток.
5. . . . Kpf5 – e5
Ладья стоит хорошо, поэтому белому королю приходится отступить – он защищает свою ладью, но это ненадолго, через ход оттеснение короля противника продолжается.
6. Kpe3 – d3! . . .
«Комната» у короля не увеличилась!
6. . . . Kpe5–f5 7. Лd4–e4 . . .
Ладья сразу бросилась уменьшать площадь.
7. . . . Kpf5–f6



Ладья ходить не может, так как король вырвется на свободу. Надо двигаться королём – вдоль ДЛИННОЙ стенки, чтобы комната была не вытянутая, а квадратная.
8. Kpd3 – d4 Kpf6 – f5
9. Kpd4 – d5 Kpf5 – f6
10. Лe4 – e5 Kpf6 – g6
11. Kpd5 – e6 . . .
Король выполняет роль «зеркальной стены».
11. . . . Kpg6 – g7 12. Ле5 – g5+ Kpg7 – h6
Король почти прижат в краю доски поэтому можно нарушить правила СТЕНЫ и СТОЛБА.
13. Kpe6 – f6 Kph6 – h7
У короля остался лишь коридор.
1x3 = 3 клетки.

Белые ставят мат разными способами не позднее 3-го хода! Но существует опасность – при невнимательной игре возможен ПАТ! Не стоит СТЕНКЕ–ладье двигаться вперёд, уменьшая площадь короля до одной клетки. Единственное, что не надо делать – это ограничивать короля до 1 клетки: 1x1 = пат!
15. Лg5–g6 Kph7 – h8 16. Лg6–g7?? –
королю с h8 некуда ходить. Будь внимательнее!



Есть целых 20 способов поставить мат в 3 хода. Сколько ты найдёшь? Симпатичны вот эти два!
14. Kpf6 – f7 Kph7 – h6
15. Лg5 – a5 Kph6 – h7
16. Лa5 – h5#.

14. Лg5 – h5+ Kph7 – g8
15. Лh5 – h1 Kpg8 – f8
16. Лh1 – h8#.
Совпадают ли наши вкусы?

Ну вот, наконец-то, мы и оттеснили короля в самый угол и поставили ему мат.
Какой мат тебе больше понравится, такой и ставь. Главное, чтобы результат был одинаковым. Можно сочетать два мата: линейный и «квадратный». Но это придёт лишь с опытом!

Правила постановки квадратного шахматного мата такие же:

  1. постарайся расставить для своего партнёра самую «неудобную» позицию, чтобы поставить мат было труднее всего;

  2. кто поставит мат за наименьшее количество ходов, тот и победил.

 

Урок двадцать первый. Косичка. Мат двумя слонами.

Сегодня у тебя достаточно сложное задание: научиться ставить мат двумя слонами. Почему двумя, а не одним? Один слон даже в углу доски не может поставить мат. К тому же король легко обманывает слона, так как он переходит его диагональ по полям другого цвета.
Раз один слон не может ограничить короля, а король со слоном не могут поставить мат, то ясно, что два слона и король должны работать вместе.

Шахматный план - Как ставить мат двумя слонами

A. Закинуть слоновую сеть.
Слоны первыми двумя ходами образовали (СЕТЬ), из которого чёрный король (золотая рыбка) уже никогда не выберется.
1. Cc1 – d2 Kpe5 – f5
2. Cf1 – e2 Kpf5 – e4
3. Kpe1 – f2 Kpe4 – d4
К слонам подходит белый король, и все три фигуры становятся вместе, в одном ряду.



B. Плетём КОСИЧКУ.
Два слона должны ходить парой, как бы сцепившись хоботами. Видели, как девочки заплетают косичку? Движения слонов похоже на косичку.
Слоны ходят по вертикалям «d» и «e» до тех пор, пока не дойдут до полей d6 и e6. Белый король поддерживает движение слонов по линии «f».

Для чего плетут косичку? Чтобы золотую рыбку вытащить на берег. Посмотрите, как работали слоны под руководством короля.



Вперёд должен идти рыбак – король. 4. Kрf2–f3! Плохо 4. Ce2–d3? Kрd4:d3 и нечем будет плести косичку, а на 4. Cd2–е3 Kрd4–с3 рыбка выскочит из сетей.
Как не ошибиться?! Если чёрный король «слева», то ходим вперёд «правым» королём! Если чёрный король «справа или в центре», то ходим вперёд «левым» слоном! Поняли кому идти вперёд?!
4. Kpf2 – f3! Kрd4 – d5
Черному королю приходится пятиться назад.
5. Cd2 – e3 Kpd5 – d6

Слонов подтягивай аккуратно – «косичка» не должна разваливаться. Ошибкой будет 5. Cе2–d3? Kpd5–d4 и чёрный король набросится на незащищённых слонов. Ничего страшного нет, но придётся «пятится» назад и терять время.
6. Cе2 – d3 Kpd6 – e5
Король извернулся и смело стал напротив нашей троицы. Раз он смелый, то и мы смелые.
Воспользовавшись поддержкой короля смело идёт вперёд слон. И чёрному королю приходится пятится назад.
7. Cd3–e4 Kpe5–d6
8. Kpf3–f4 Kpd6–e6
9. Ce3–d4 Kpd6–e6
Фигуры выровняли РЯДЫ на 4-й горизонтали.
10. Cd4–e5 Kpe6–e7 11. Ce4–d5 Kpe7–d7 12. Kpf4–f5 Kpd7–e7 13. Cd5–e6 Kpe7–d8 14. Ce5–d6 Kpd8–e8 15. Kpf5–f6 Kpe8–е8(d8)



C. КОСИЧКУ слоны заплели – 2-я часть плана выполнена.
Теперь обратите внимание, где оказался король. Он находится либо на d8, либо на e8. Главное – вовремя остановиться и не продолжать плести «косичку» после 16. Сd6–e7?? получится ПАТ (при короле на е8) или король прыгнет в море прямо с берега (Kpd8–c7) и придётся снова забрасывать сеть.
Теперь последняя часть плана.

D. КОРИДОР для короля – жарка «золотой рыбки».
Задача белых заключается в том, чтобы загнать короля чёрных в угол.

Будем загонять его в угол, ближайший к нашему королю (h8). Слоны поочерёдно отнимают у чёрного короля поле за полем. Пять полей, которые необходимо отнять у короля, отмечены стрелкой над доской и звёздочками на ней. Поле с7 слон уже отнял у короля.



16. Cd6 – c7! Kpe8 – f8
Если нельзя пойти слоном на с7 за один ход, то пойди за два:
16. Cd6–b8(e5) Kpd8–e8
17. Cb8–c7 Кpe8–f8.
17. Ce6 – d7 Kpf8 – g8
Король чёрных стремится обежать белого по краю, но белый король пресекает эту попытку.
18. Kpf6–g6! (ЗЕРКАЛО) Kpg8–f8 19. Cс7–d6+ Kpf8–g8 20. Cd7–e6+ Kpg8–h8 21. Cd6–e5X
МАТ!!!
А тебе в подарок маленькие зацепочки, которые тебе помогут запомнить сегодняшний урок.

Шахматный план постановки мата двумя слонами

  1. Закинуть СЕТЬ.

  2. Сплести КОСИЧКУ.

  3. ТРЕУГОЛЬНИК короля (ПЕРЕДАЧА ХОДА).

  4. КОРИДОР – загнать короля в угол.

 

Урок двадцать второй. Король с пешкой против короля.

Паровоз везет вагончик.

Перед тобой окончание: король с пешкой против короля. Но ещё не всё ясно! Необходимо знать, как играть. Иначе, вместо верной победы получится обидная ничья. Или из-за незнания ты упустишь возможность спасти партию. Видел ли ты паровоз с вагончиками? Сможет ли вагончик сам, без паровоза, доехать до станции? Конечно, нет!

Белые не могут пойти вперёд королём, так как чёрный король смотрится в ЗЕРКАЛО и отнимает три поля у короля противника – c5, d5, e5.
Если по шахматному, то чёрный король занимает прямую оппозицию.



Как не проиграть шахматное окончание

Представим, что король белых это ПАРОВОЗ, а белая пешка ВАГОН. Белые не смогли проложить рельсы для короля-паровоза.
Приходится вперёд ехать вагончику-пешке, а это невыгодно белым. Король чёрных не пропустит пешку к станции назначения.
Вагон не может ехать впереди паровоза!

Чёрные точной игрой достигают ничьей. Достаточно соблюдать лишь три правила:

  1. Если пешка ходит вперёд, то король блокирует движение пешки.

  2. При необходимости король отходит только по вертикали пешки.

  3. На ход противника королём вперёд, занять оппозицию (посмотреться королём в ЗЕРКАЛО).

Посмотрим всё на практике.

1. e4 – e5+ Kpd6 – e6 (1 правило)
Не пускаем пешку!

2. Kpd4 – e4 Kpe6 – e7 (2 правило)
Отходим по РЕЛЬСАМ

3. Kpe4 – f5 Kpe7 – f7 (3 правило)
Не пускаем короля – смотримся в ЗЕРКАЛО!

4. e5 – e6+ Kpf7 – e7
(1 правило)

5. Kpf5 – e5 Kpe7 – e8
(2 правило)

6. Kpe5 – d6 Kpe8 – d8
(3 правило)

7. e6–e7+ Kpd8–e8 (1 правило)
8. Kpd6–e6 пат.



Если ничего не перепутаешь, то ничьей в этом окончании добьёшься обязательно!!! Обрати внимание на одну интересную особенность окончания. Если пешка вступает на 7 (2)-ю горизонталь с шахом, то получается ничья, если без шаха, то сильнейший добивается победы.

Как выиграть шахматное окончание

Паровоз едет впереди вагона по рельсам.

На доске ЗЕРКАЛО. Чёрный король встаёт на пути белого короля, заглядывает в ЗЕРКАЛО и не пускает его вперёд. После хода чёрного короля королевское отражение в ЗЕРКАЛЕ исчезает и белому королю есть куда двигаться вперёд. Поэтому белые добиваются победы.



Опять три (!) правила:

  1. Если чёрный король уходит из ЗЕРКАЛА (уступает оппозицию), то белый идёт вперёд-наискосок на свободное поле, завладевает ключевыми полями и обеспечивает дорогу пешке.

  2. Стараемся вновь и вновь посмотреть в ЗЕРКАЛО первыми (овладеть оппозицией).

  3. Подтягиваем пешку (действуйте внимательно, не теряя оппозицию).

1. . . . Kpd6 – е6
(1 правило) 2. Kpd4 – c5 . . .
После того, как чёрный КИРПИЧ сдвинулся в сторону, у короля появляется возможность двинуться вперёд по диагонали. Зато с «с5» (ключевое поле!) король берёт под контроль рельсы на три клетки вперёд до d6.

2. . . . Kpe6 – d7
(2 правило) 3. Kpc5 – d5 . . .
Белый король увидев короля противника на вертикали пешки должен сразу же вернуться на РЕЛЬСЫ, чтобы сказать «Отъезжай с моего пути!»

3. . . . Kpd7 – c7
(1 правило) 4. Kpd5 – e6 Kpc7 – d8
(2 правило) 5. Kpe6 – d6 Kpd8 – e8

Так как король уверенно обосновался на рельсах у белых есть время подтянуть пешку.
(3 правило) 6. d3 – d4 Kpe8 – d8
(3 правило) 7. d4 – d5 Kpd8 – c8
(1 правило) 8. Kpd6 – e7 Kpc8 – c7



Король-ПАРОВОЗ пускает вагончик-пешку и она доезжает до станции, так как все поля (d6, d7, d8) под контролем.
9. d5 – d6+ Kpc7 – c8
10. d6 – d7+ Kpc8 – c7
11. d7 – d8Ф+

Учтите, что в этом окончании ни одна сторона не имеет права на ошибку.
Всего один ход не по правилам – и уже противник смотрится в ЗЕРКАЛО.
Не проложили дорогу пешки сразу – не проложите никогда!

 
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14


написать администратору сайта