Главная страница

конспект шахматы. КОНСПЕКТ ШАХМАТЫ. Урок первый. Знакомство с шахматами


Скачать 6.14 Mb.
НазваниеУрок первый. Знакомство с шахматами
Анкорконспект шахматы
Дата04.09.2022
Размер6.14 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКОНСПЕКТ ШАХМАТЫ.docx
ТипУрок
#661248
страница6 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Урок одиннадцатый. Шахматная рокировка и все о ней.


С чего мы начнём сегодняшний урок? Ты должен захватить центр, вывести своих двух коней и двух слонов на боевые позиции.
Фигуры вышли, и настал черёд королей. Неуютно они себя чувствуют в центре – над ними нависли грозные слоны, грозят прискакать кони. Поэтому Его Величество надо беречь от неприятностей. Для этого придумали специальную королевскую защиту – Шахматную Рокировку!



Для короля выстраивается уютный шахматный домик, из которого он спокойно может наблюдать за ходом сражения.
Вы знаете, что за один ход перемещается только одна шахматная фигура. Но один раз в партии делается исключение, когда могут передвинуться сразу две фигуры: ладья и король.



 

Как делают рокировку?


Король движется по направлению к ладье через одно поле (на поле того же цвета), а ладья перепрыгивает через короля и становится рядом.

 

Для чего делается рокировка?


Рокировка делается для защиты своего короля (для его безопасности). Посмотрите на позицию короля после рокировки. Ладья надежно защищает своего короля по 1-й линии, а пешки не дают вражеским фигурам даже приблизиться.

 

Какие бывают рокировки?


Посмотрите: до ладьи «h» путь короля короче – две клетки, до ладьи «а» расстояние длиннее – целых три. Поэтому рокировки так и называют: длинная рокировка и короткая рокировка.

 
Как записывать рокировку?



Нужно сосчитать пустые клетки между ладьёй и королём, определить какая рокировка – короткая или длинная.
Вот эти клетки шахматисты договорились записывать НОЛИКАМИ:

  • верхняя стрелка: 2 клетки – 2 нолика – короткая рокировка: 0 – 0

  • нижняя стрелка: 3 клетки – 3 нолика – длинная рокировка: 0 – 0 – 0.

 

Когда нельзя делать рокировку?\

А теперь самое грустное. Оказывается, существует много случаев, когда нельзя делать рокировку – целых шесть!!! Познакомимся со всеми.

НЕЛЬЗЯ делать рокировку, если:

  1. король уже ходил (на диаграмме король белых побывал на е2 и вернулся обратно);


  2. ладья уже ходила (делала ход на h3). Рокировку с ладьёй а1 делать можно, если, конечно, и она ещё не ходила;


  3. между королём и ладьёй находится какая-либо фигура (слон с1 не даёт возможности сделать рокировку). После отхода слона препятствие исчезает и рокировка становится возможной;
    3а) нельзя одновременно побить фигуру противника и заодно сделать рокировку (0 : 0 или 0 : 0 : 0);


  4. королю шах (ферзь h4 атакует короля).
    Белые могут сначала закрыться от шаха, например пешкой g2–g3, а затем сделать рокировку;


  5. белый король после рокировки окажется под ударом фигуры противника – под шахом.
    Слон не даёт возможность рокировать белым. Рокировку можно будет сделать, если прогнать или уничтожить слона. В этом может помочь конь е3:
    1. Кe3 – c4 ! Чёрному слону приходится уйти;


  6. король при рокировке должен перейти поле, которое атакует фигура противника (чёрный ферзь f3 и конь e3 контролируют (бьют) поля d1 и f1, поэтому рокировка ни в короткую, ни в длинную сторону невозможна).
    Нельзя делать рокировку через «битое поле».
    Чемпион мира Эммануил Ласкер предлагал такую формулировку правил 4, 5, 6:
    Нельзя рокировать, если король или ладья попадают после рокировки под удар.
    Интересное решение чемпиона мира.


Урок двенадцатый. Как записывать шахматную партию.

Сегодня мы с тобой продолжим шахматное сражение. Конечно, дома ты уже поиграл со своими родителями, может, даже выиграл.
А мы попытаемся записать всё то, что будет сегодня происходить на шахматной доске. Для чего необходимо научиться правильно записывать ход партии?

По многим важным причинам:

  1. Самая главная причина. Чтобы ты сам лучше научился играть в шахматы. Допустим, ты сыграл в школе или кружке не очень хорошо, где-то ошибся, но не знаешь где. По записанным ходам ты вместе с папой разберёшь ход партии и найдёшь ошибку.
    Будем надеяться, что в следующих партиях ты таких ошибок не сделаешь. А если записи партии не будет, то никто не убережёт тебя от подобных неприятностей в будущем.

  2. Умея записывать партию, можно играть по переписке. Допустим, твой друг живёт в другом городе, а тебе хочется сыграть с ним в шахматы.
    Тогда ты пишешь ему письмо и сообщаешь свой первый ход. Твой друг тут же отвечает и завязывается интересное сражение.

  3. Играли-играли с другом, но не успели сегодня сыграть партию. Имея запись, вы можете спокойно доиграть её на своих будущих занятиях.

  4. Для истории. Вот станешь завтра чемпионом мира, придут к тебе журналисты и попросят посмотреть твои партии, чтобы узнать, как росло юное дарование. А ты им – целый блокнот партий!

  5. И наконец, чтобы показать свои партии тренеру. Твой учитель сам разберётся с записью как следует, отругает за плохие ходы и подскажет, как исправить ошибки, чтобы не допускать их в новых партиях.

Поэтому давай не лениться. Будем записывать шахматные партии. Вспомни, как мы развивали фигуры на прошлом занятии. Помнишь, как выводили в бой всех ко-ней и слонов? Повтори всё сейчас на своих шахматных досках. А теперь всё это попробуем записать в твоей тетрадке.

В тетради надо нарисовать таблички для записи шахматной партии.

Как это сделать? Очень просто! Отдай тетрадку родителям, а сам отправляйся смотреть «Спокойной ночи» с Хрюшей и Степашей по телевизору. Через час отбери работу. А то папа с мамой увлекутся и могут расчертить всю тетрадь. А тебе нужны всего три страницы.

Если ты не доверяешь своим родителям и тебе захочется расчертить самому, а главное – сделать это лучше и правильнее, то поступим так.

  1. Откройте чистую страницу тетради.

  2. Раздели страницу сверху донизу примерно пополам. Постарайся, чтобы «пополамы» получились почти одинаковыми.

  3. Далее отсчитай три клетки сверху и проведи слева направо линию.

  4. Затем отсчитай три клетки слева и проведи ещё одну линию сверху вниз для номеров ходов.

  5. Вверху напиши фамилии играющих. Белые всегда – слева, чёрные – справа. Лучше, если в тетрадках уже заранее будет тобой написано, где должны находиться «белые», а где «чёрные».

Вот образец записи шахматной партии



Начни с записи 7-10 ходов. Затем доведи количество до 20 ходов. А через месяц постарайся записать всю партию со своим противником.

Какие ошибки чаще всего встречаются при записи шахматной партии?

  1. Чаще всего дети путают, где надо записывать ходы белых, где чёрных.

  2. Могут отсутствовать названия фигур. И наоборот, у пешки может появиться название «П».

  3. Может не быть соответствия между ходами и номерами ходов. Часто ходов у белых больше, чем у чёрных. Встречаются пропуски на месте хода.

  4. Ходы белых и чёрных «гуляют» из одной колонки в другую.

  5. Не всегда буквы пишут правильно – особенно «b», «d», «g».

  6. Нет фамилий играющих. Обычно дети предпочитают обходиться записью «белые – чёрные».

  7. Неправильно записываются ходы.

Задача. Помоги шахматному другу!



Гордый Вася выиграл партию, но забыл записать, какие в ней были ходы. А также не забудь найти ошибку белых.

 

Урок тринадцатый. Основные законы дебюта. Ловушки. Детский мат.

Сегодня мы опять вернёмся к началу шахматной партии. С каждым днём ты становишься всё более опытным шахматистом, но всё же совершаешь ещё много ошибок. Одна из них – «детский» мат. Многим его показали родители или друзья. Конечно, хочется побыстрей победить своего друга-соперника.



1. e2 – e4 e7 – e5
2. Фd1 – h5 Kb8 – c6
3. Cf1 – c4 Kg8 – f6
4. Фh5 : f7X.

Иногда это удаётся. Но начиная партию таким образом, ты нарушаешь многие дебютные принципы. Если против тебя будет играть сильный шахматист, то наказание последует страшное и суровое. Он сразу заметит основные недостатки твоего дебюта: в бой рано выходит ферзь, не развиваются остальные шахматные фигуры, застрял в центре король.

А так как «детский» мат поставить опытному бойцу тебе вряд ли удастся, то готовься к тому, что предстоит много попутешествовать ферзём.

Введём новые обозначения:
? – плохой ход, ! – сильный ход.

Посмотрим партию, где чёрными играет шахматист, который знает защиту от «детского» мата.
1. e2 – e4 e7 – e5 2. Фd1 – h5? Kb8 – c6
Чёрные выводят коня и защищают пешку е5.
3. Cf1 – c4 g7 – g6
Легко отражается угроза белого ферзя.
4. Фh5 – f3 Kg8 – f6
Выводится фигура и перекрывается линия «f».
5. Фf3 – b3? . . . Белые во что бы то ни стало хотят добраться до поля f7. Целых три хода прыгал ферзь. А теперь в атаку переходят чёрные кони.
5. . . . Kc6 – d4! 6. Cc4 : f7+ Kpe8 – e7 7. Фb3 – c4 b7 – b5! 8. Фс4 – с5+ Kpe7 : f7 9. Фс5 – с3 Kf6 : e4 10. Фc3–d3 d7–d5!



Давай подведём итоги дебютного сражения. Белый ферзь сделал семь (!) ходов в дебюте из десяти. За это время чёрные «оседлали» своими конями центр, мобилизовали все силы и остались с лишней фигурой – куда-то делся белый слон.

Преимущество чёрных!

Более того, они готовы продолжать наступление. Грозит ход 11. . . . Сс8–f5 и страшный отскок коня е4. Думается, что эта партия несколько охладит пыл любителей «детского» мата.

Дети, особенно девочки, очень любят повторять ходы своего противника. Правда, это довольно часто сходит с рук. Но всё же для «повторюшек» есть одна маленькая партия, которая должна стать хорошим лекарством от попугайства.

1. е2 – е4 е7 – е5 2. Kg1 – f3 Kg8 – f6 3. Kf3 : e5 Kf6 : e4? 4. Фd1 – e2 . . .



Чёрные сейчас не могут пойти 4. . . . Фd8–е7, так как белые съедят чёрного коня, а вот чёрный ферзь ответить взятием коня не сможет – сам погибнет.
Приходится коню с е4 уходить. Тогда белые конь и ферзь наносят по войску чёрных целый залп ударов. 4. . . . Ke4 – f6 5. Ke5 – c6+!

Конь пошёл под три нападения чёрных фигур, но совсем этого не боится! На доске – вскрытый шах – ходил конь, а удар нанёс белый ферзь. Надо спасать чёрного короля, но тогда гибнет чёрный генерал-ферзь. Либо на е7, либо на d8.

В партиях, которые мы разобрали, много ловушек. Что это такое? Допустим, ты заметил, что твой противник оставил незащищённой на шахматной доске фигуру или пешку. Не спеши их хватать! Может быть, противник что-то задумал? Съешь пешку, а сам получишь мат.

Чтобы хорошо вести шахматную партию, соблюдай основные дебютные принципы:

  1. Стремись к быстрейшему развитию фигур;

  2. Не ходи несколько раз одной фигурой;

  3. Располагай свои фигуры так, чтобы они не мешали друг другу;

  4. Не выводи без необходимости своего ферзя в начале партии;

  5. Постарайся понять значение каждого хода;

  6. Старайся опередить противника в развитии фигур – получишь хорошие шансы на атаку.

  7. Не занимайся в дебюте «пешкоедством» – отстанешь в развитии.

  8. Старайся установить контроль над центром.

  9. Подумай о безопасности короля. Лучше отправить своего короля в спасительную рокировку.

  10. Не строй «ловушки» противнику – сам в них попадёшь, а играть хорошо не научишься.

Урок четырнадцатый. Кто сколько стоит. Ценность шахматных фигур.

Раз шахматы – это маленькая страна, в которой своя жизнь и своя война, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта. Деньги должны быть лёгкими и удобными, и ты легко догадаешься, кто у нас самый лёгкий. Так сколько стоят шахматные фигуры и как определить ценность шахматных короля, ферзя, ладьи, слона, коня и пешки?

Среди огромных фигур на доске не сразу и заметишь маленькие шахматные пешки. Но именно они приняты за единицу измерения ценности фигур.

Пешка – это 1 шахматный рубль (деревянный) на шахматной доске.

Сколько стоят шахматные фигуры? Всё зависит от того, где эта фигура стоит, на сколько клеток она нападает.



Посмотри на позицию и сравни положение белого и чёрного коней. Белый атакует 8 полей, а чёрный лишь 2, к тому же ему некуда пойти – везде его съедят. Неравноценны у сторон и слоны. Чёрный не может ходить, а белый «посадил под замок» отряд чёрных фигур. Никакого значения не имеет лишняя чёрная ладья, её два хода бесполезны.

Сравним Их Величеств. У чёрного короля для передвижений несколько клеток, а белый – гуляет по всей доске. Понятно, что более свободные белые фигуры должны легко одержать победу.

Подвижность шахматной фигуры, а также способность её держать под ударом поля доски (Ударность) определяет её силу (Ценность).

Проходные пешки приковывают к себе самые сильные фигуры противника. Но если пешка не может двигаться (блокирована) или сдвоена, то её цена сильно падает, почти до нуля.

Такой проворный, вёрткий конь, перепрыгивающий свои и чужие фигуры в начале партии, становится медленным и неуклюжим к её концу.

Зато ладья, которая из-за пешек никак не могла найти себе места в начале игры, выходит на свободу и становится очень сильной фигурой.

Ферзь в конце партии может справиться с целой армией фигур и пешек. А в начале он может запутаться в частоколе ног слабых фигур.

Силу фигур можно измерить только на пустой доске.
У них появляется Абсолютная сила.

Вспомним наши первые уроки – мы считали, что ферзь, стоящий в центре доски, держит под контролем 27(!) полей. Ладья может нападать лишь на 14. Можно сказать, что сила ферзя равна почти двум ладьям.
От количества полей, которые может контролировать каждая шахматная фигура, от количества направлений возможного движения, от скорости и маневренности зависит сила шахматной фигуры.
Но в зависимости от позиций, которые, как калейдоскоп, меняются в шахматной партии, изменяется и Относительная сила любой шахматной фигуры. Часто слабая фигура играет более важную роль по сравнению с сильной фигурой. Даже пешка может принести победу над самим ферзём.

Таблица силы и ценности шахматных фигур

 

Фигуры

Кол-во ходов максим.

Кол-во ходов миним.

Направ. движения максим.

Направ. движения миним.

Сила фигуры



(4)

1

(3)

1

1



8

2

8

2

3



13

7

4

1

3–3,5



14

14

4

2

5



27

21

8

3

10



8

3

8

3

4 (сила)

 

Почему конь по силе примерно равен слону? Кажется, что слон более подвижен и бьёт гораздо больше полей на шахматной доске.

Но у слона есть один важный недостаток. Он может ходить лишь по полям одного цвета.

Король – это особая в шахматах фигура. Его ценность несравнима с ценностью даже всех фигур – с его потерей партия сразу заканчивается.

Поэтому шахматный король бесценен! Но он тоже имеет право вести бой. Король может закрыть путь трём пешкам. А в паре с пешкой он может доставить неприятности самым сильным фигурам.

Чтобы быстрее войти в шахматную жизнь нужно знать следующие равенства.



Если в процессе борьбы один из соперников обзавелся лишней фигурой или пешкой, то говорят, что у него материальное преимущество.
Если ты после борьбы поменял коня или слона на ладью, то у тебя лишнее качество.
Если ты поменял равноценные фигуры, например коня на слона, то считается, что произошел шахматный размен. А если после произошедших обменов у одной стороны не хватает до равенства материала, то произошёл неравноценный размен.

Урок пятнадцатый. Как избежать шахматных зевков?

Как научиться играть, чтобы проигрывать как можно меньше? Чаще всего виной твоих поражений являются грубые ошибки.

Обычно ты подставляешь под бой свою фигуру или не убираешь фигуру после нападения на неё противника. Это грубые ошибки, ведущие к проигрышу. На шахматном языке грубые ошибки называются зевками.

Как избежать зевков? Очень просто! Надо постараться быть внимательным. Дадим тебе несколько советов и сразу же разберём их на примерах. Миллионы шахматистов до тебя ошибались подобным образом. Но лучше учиться на чужих ошибках, чтобы не пришлось учиться на своих.



Допустим, противник собрался поставить тебе знакомый «детский» мат.
1. e2 – e4 e7 – e5
2. Фd1 – h5 . . .

Когда первым выходит слон, а за ним ферзь, то ферзя очень хорошо отгонять ходом пешки. 2. Сf1–c4 Кb8–c6 3. Фd1–h5 g7–g6 4. Фh5–f3 Кg8–f6.

Что хорошо ходом позже, не проходит сразу. Посмотри, что произойдёт, если пойдёт пешка.
2. . . . g7 – g6??

Грубая ошибка обозначается двумя ??.
3. Фh5 : e5+ . . .

Ферзь напал на короля, а правым глазом смотрит на ладью. Король чёрным дороже, чем ладья, и его приходится закрывать. 3. . . . Сf8 – e7 4. Фe5 : h8 . . .

Чёрные остаются без ладьи, а взамен получают ферзя-разбойника в своём лагере.

Как избежать этой ошибки? Не вспоминай, как защищаться от выпада ферзя, а сразу начинай думать. Спроси себя: «Зачем ферзь вышел вперёд? На кого он напал?»

После этого надо:

  1. провести от вражеского шахматного ферзя УСЫ во все стороны. Это трудно, так как у ферзя бывает до восьми «усов». Оставь «усы», которые смотрят в твою сторону. Выясняется, что «усы» ферзя упираются в твои пешки h7, f7, e5;

  2. сосчитать количество НАПАДЕНИЙ и ЗАЩИТ.

На пешку h7 – одно нападение ферзя и одна защита ладьи. Значит не страшно – не «съедят».

То же с пешкой f7 – она пока защищена королём. Белый слон ещё на с4 не вышел. А вот у пешки е5 совсем нет защит.

Значит надо подвести защиту к пешке. Лучше всего 2. . . . Кb8–c6; но так же сравнивает количество нападений и защит: 2. . . . d7–d6; 2. . . . Фd8–e7; 2. . . . Фd8–f6; 2. . . . Сf8–d6. Пешка е5 защищена.
3. Сf1 – c4 . . .



После выпада слона находим опасный «ус». Это второе нападение на пешку f7. Грозит 4. Фh5:f7X.

Есть два способа. Либо добавить количество защит до двух, либо уменьшить количество нападений.

Как защищаться?
2 н. = 1 з. + 1 з. 2 н. – 1 н. = 1 з.
Простая арифметика!
Вторая защита 3. . . . Фd8–f6 или 3. . . . Фd8–e7.
А ход пешки 3. . . . g7–g6! это уменьшение нападений, которое перекрывает дорогу ферзю. Теперь один из «усов» пешки g6 касается белого ферзя.

Давай познакомимся с популярным дебютом для начинающих – защитой двух коней.
1. e2–e4 e7–e5 2. Кg1–f3 Кb8–c6 3. Сf1–c4 Кg8–f6 4. Кf3 – g5 . . .
На пешку f7 два нападения. Часто дети уравнивают количество нападений и защит ходом ферзя, считая, что теперь взятие не угрожает. 4. . . . Фd8 – e7?



1 н. слона + 1 н. коня = 1 з. ферзя + 1 з. короля.
Тем не менее, белый конь всё равно врывается в лагерь чёрных.
5. Кg5 : f7 Фe7 : f7?? 6. Сc4 : f7+ Крe8 : f7

Оказывается, что в этом случае нужна совсем другая арифметика. Ферзь стоит 10 пешек, конь и слон – по три, пешка – 1.
1 + 10 = 3 + 3 + ...
пешка + ферзь = конь + слон + ...
И чёрные проиграли пять пешек или ладью!

Правильно играть 4. . . . d7–d5! Этот ход перекрывает дорогу белому слону, и число ударов на пешку f7 уменьшается с 2 до 1.

Что надо делать, чтобы избежать зевков?

  1. После хода фигуры противника – ПРОВЕДИ от этой фигуры УСЫ во все стороны.

  2. УРАВНЯЙ количество нападений и защит.

  3. Защиты должны быть РАВНОЦЕННЫМИ.

Урок шестнадцатый. Линейный мат двумя ладьями.

Слово «Шахматы» в переводе означает «конец королю»! А гибель короля – это немедленный конец шахматной партии. Начнём с самого простого шахматного мата. Это линейный мат 2-мя ладьями. Не пытайся поставить этот мат в центре, ведь ладей-то даётся две, а линий, на которые может пойти король, три.

Вывод: мат королю ставим на краю шахматной доски. Тогда вполне хватит двух ладей, так как у короля надо отнять крайнюю и соседнюю с ней линии. Тебе необходим чёткий план!

Шахматный план - как ставить мат двумя ладьями?

А. Выбрать край доски.



Где будем ставить мат королю? На краю!
У доски 4 края (вертикали «a», «h». 1-я и 8-я горизонтали). Посчитай сколько клеток до каждого края доски чёрному королю. До вертикали «a» – 4 клетки, до вертикали «h» – 3, а ближе всего до 8-й горизонтали – всего 2 клетки!
Нужный нам край выбран! Раз до 8-й горизонтали чёрному королю ближе всего, то и загонять короля двумя ладьями будем именно на неё.

 

В. Отрезать короля.



Вредный чёрный король добровольно на 8-ю горизонталь не пойдёт! Шах с 6-й горизонтали лишь поможет королю убежать подальше от края доски.
Ход ладьёй с поля h1 на поле h5 «отрезает» шахматного короля от центра доски.
1. Лh1 – h5 Kpe6 – f6
Ладья берёт на себя роль СТОРОЖА. Теперь король чёрных не может пойти на 5-ю линию. Всю линию простреливает ладья белых.
Кстати, вторая ладья тоже прекрасно могла справится с ролью сторожа – 1. Ла2–а5.

 

С. Оттеснить короля (сторож, метла).

Наша задача заключается в том, чтобы отнять у короля три оставшиеся горизонтали – 6-ю, 7-ю и 8-ю.
Понятно, что после 5-й горизонтали идёт 6-я. Плохо начинать атаку на короля ладьёй h5. Если наш сторож уйдёт с 5-й линии, на ней сразу же с радостью окажется чёрный король
2. Лh5–h6+? Kpe6–е5.
У сторожа уже есть работа: сторожить!
Ладьи должны работать в паре очень чётко. Одна сторожит линию, другая занимает следующую.
Освоим вторую профессию: МЕТЛЫ!
2. Лa2 – a6+ Kpf6 – g7
Ладья подмела короля с 6-й линии, а бывший сторож – ладья h5 уже заснул и стал БЕЗДЕЛЬНИЦЕЙ.



D. Переброска ладьи.

Теперь без дела осталась ладья h5. Но на h7 ладья пойти не сможет, так как её там ждёт подкравшийся король. Беги от короля как можно дальше, но...
3. Лh5 – b5 Kpg7 – f7
Посмотри внимательно. Ладья h5 специально не дошла одну клетку и остановилась на вертикали «b». Чтобы не путаться друг у друга под ногами, ладьи работают на соседних линиях!
4. Лb5 – b7+ Kpf7 – e8
5. Лa6 – a8# МАТ !!!
Каток из двух белых ладей неумолимо накатывается на чёрного короля. Ладья b7 контролирует 7-ю линию, а ладья а8 отняла все поля на 8-й.

Запомни: СТОРОЖ, БЕЗДЕЛЬНИЦА, МЕТЛА!

Трудно перейти с горизонтального на вертикальный мат. Можно посоветовать «отрезать» короля не по цифрам, а по буквам. Если это не помогает, то переверни шахматную доску на 90 градусов, вертикалью «h» вверх.

При матовании по вертикалям надо обязательно следить за последовательностью ходов по буквам: Ладья на «d», ладья на «e», а вот линия «f» у тебя пропущена, сразу идёт «g»! Если это заметишь, то никогда не ошибёшься.

Сегодня мы с тобой научились ставить линейный мат двумя ладьями. Пока ты ещё не достиг полного совершенства, обязательно ставь мат по строгому плану.

Шахматный план

  1. ВЫБРАТЬ край доски.

  2. «ОТРЕЗАТЬ» короля (поставить сторожа).
    («1-й и 2-й пункты плана «ВЫБРАТЬ – ОТРЕЗАТЬ» вскоре можно объединить в один пункт).

  3. ОТТЕСНИТЬ короля. Сторож, метла.

  4. ПЕРЕБРОСИТЬ ладью.

Ещё несколько советов:

  1. Если мат ставят ладья с ферзём, то ферзю лучше стоять за ладьёй.
    Тогда:
    а) король не съест ладью, ферзь её защищает.
    б) не надо перебрасывать ладью.

  2. Если мат ставят два ферзя, то нельзя ни на секунду ослаблять давление на короля. Может получится пат. Будет очень обидно. Помни, что ферзь короля не боится – король на него не нападёт.

Давай шахи – избежишь пата!

Урок семнадцатый. Решение шахматных задач.

На предыдущих наших занятиях ты научился делать рокировку и ставить мат двумя ладьями. Проверим, как ты освоил этот материал. Сегодня на уроке попросим тебя решить несколько шахматных задач.



Для начала простая задачка. Белые начинают и дают мат в 2 хода.

Первым ходом ладья отрезает короля, а вторым – другая ладья наносит решающий удар.
1. Лa1 – a7 Kpe8 – d8
2. Лh2 – h8#.

Давай разберём, правильно ли записано решение задачи.

  1. Начнём с номеров ходов. Обрати внимание, что в записи должны присутствовать номера ходов. Раз задача в два хода, то и начнём с того, что напишем в столбик цифры «1, 2».

  2. Не забудь, что чёрные обязаны ответить. Ход чёрных надо также записать под номером 1.

  3. И не забудьте поставить знаки «#», «+».

Только в этом случае, задача считается правильно решённой и правильно записанной.

 




Теперь реши задачу, где первыми начинают чёрные. Задача для тебя простая, но как правильно записать решение?

1. . . . Лa8 – a2
2. Kpd1 – е1 Лh7 – h1#

На что ты должен обратить внимание? Нет первого хода белых! Вместо него нужно поставить три точки. Белые начинают ходить сразу со второго хода.

 



Повторяем 6 НЕЛЬЗЯ(!) для рокировки. В какую сторону король белых может сделать рокировку? Оказывается, что нет препятствий для рокировки в короткую сторону.

Король под шах не попадает, битое поле не переходит. А в длинную сторону рокировку делать нельзя – поле «d1» бито конём и ферзём.

 

Шахматная игра «5 матов». Забудь про цвет. Чёрные уже сделали рокировку. Белые решили за это их наказать. Они начинают и дают мат в один ход 5-ю различными способами.

Сейчас ты сам поставишь себе оценку. Напиши в тетрадке № ходов в столбик – 1, 2, 3, 4, 5.

Каждый новый мат прибавляет балл. Первое решение найдём вместе. «Единицу» тебе ставим сразу!

1. Фf6 – g7#.
Ферзь напал на короля. Королю некуда пойти, нечем закрыться, да и нельзя побить ферзя – он защищён ладьёй и конём. Найди остальные решения самостоятельно, и пока не подглядывай, так как ответы мы тебе сразу даём.

2. Фf6 – h8#.
Ферзь может на короля напасть с другого поля.

3. Лh7 – h8#.
Ладья вполне может заменить ферзя.

4. Лh7 – g7#.
Кто контролирует поле h8? Конь.

5. Кf7 – h6#.
Самый красивый мат конём! Можно прибавить балл, или «+», если ты нашёл этот трудный ход.

Наибольшие затруднения вызывает пятый мат, часто его заменяет мат конём на h8. Частенько «забодать» короля пытаются слоны. Хороший результат 3–4 правильно найденных решения.

Думается, что этот и следующий пример помогут тебе хорошо разобраться с записью при решении задач и лучше понять темы предыдущих занятий: «рокировка», «мат двумя ладьями».

 



Реши задачу с двумя ладьями. Как поставить королю мат в 2 хода? Первую задачу решают быстро! Помогает знакомое «отрезать».

1. Лh1 – h2 Kpa1 – b1
2. Лd8 – d1#.

Во 2-й задаче ладью d8 переставляем на e8. Ладья е8 не может пойти на е1 – мешает король. Приходится ей стать сторожем. Что делать второй ладье? Помогает король.

1. Лe8 – e2 Kpa1 – b1
2. Kpe1 – f2#.

Король открыл дорогу ладье! Теперь она упирается не в белого короля, а в чёрного!

Последняя позиция. Ладья на f8. Не помогает ход короля. Открыв дорогу одной ладье, король закрывает дорогу другой. Чуть поможем тебе. Обрати внимание на положение ладьи h1 и белого короля. Может быть, они ещё не ходили?!

1. Лf8 – f2 Kpa1 – b1
2. 0 – 0#.

Неправда ли красивая позиция? В задачах всегда смотри на положение короля! Встречаются гениальные решения сразу в первой задаче (рокировка!). Тогда решать оставшиеся необязательно.

 

Урок восемнадцатый. Линейный мат шахматным ферзем.

Ферзь, как и ладья, линейная фигура. Поэтому план такой же, что и для всех линейных матов.

Шахматный план. Как ставить мат ферзем?

A. Выбрать край доски. Выбираем к какому краю доски ближе всего находится король чёрных. Именно на этом краю доски будем ставить мат.

B. Отрезать короля.
Ферзь должен стремиться к тому, чтобы максимально отрезать короля от части шахматной доски, удалённой от 8-й линии.
1. Фd1 – d5 . . .
(«выбрали», «отрезали»).

C. Ферзь–КОНЬ
(оттеснение короля).



Задача сводится к оттеснению короля на последнюю горизонталь. Ферзь один справляется с этой проблемой. Только шахами эту задачу не выполнить. Наоборот, шахи только вредят! Король при шахе может выбрать, куда ему отойти, и совсем не собирается отправляться на последнюю линию.

Король чёрных не может приблизиться к ферзю и согнать его как ладью. Обрати внимание, как расположен ферзь по отношению к королю. Ферзь нападает на короля, как шахматный конь.

Он не даёт шахов, зато заставляет короля отойти. Такое положение повторяется на всех горизонталях, пока король не окажется на 8-й (последней). Куда бы не ни пошёл король, – убегает ли он по горизонтали или сразу отступает на следующую линию, – ферзь-конь обязан сразу же следовать за ним в знакомую позицию.

Ещё проще – ферзь копирует ход короля!
Король вправо – ферзь вправо, король вверх по диагонали – ферзь вверх по диагонали.
1. . . . Kpf6 – g6
(«погнали» – королю приходится отступать).
2. Фd5 – e5 Kpg6 – h6
(ферзь, как конь заставляет короля отступать).
3. Фе5 – f5 Kph6 – g7
(король вынужден перейти на 7-ю горизонталь).
4. Фf5 – e6 Kpg7 – h7
(ферзь сразу же переходит на новую линию).
5. Фe6 – f6 Kph7 – g8
(король на краю доски!)
6. Фf6 – e7 Kpg8 – h8



А теперь – ВНИМАНИЕ!
Сейчас, если ферзь пойдёт на f7, то у короля чёрных не окажется больше ходов. Такое положение называется патом. Конечно, пат тебе не нужен!

Получивший пат не проиграл партию, а добился ничьей, потому как главное условие шахматной партии – поставить мат королю – не выполнено. Поэтому в получившейся позиции не надо торопиться. Необходимо оставить королю два поля.

D. Вдох–выдох. Мы оставили два поля чёрному королю, на вдох-выдох (чтобы у короля была возможность двигаться). Теперь пата больше опасаться не нужно, и белые приступают к последней части плана.

E. Приблизить своего короля. Пока чёрный король бегает по двум клеткам, белые приближают к нему своего короля и ставят напротив коллеги.
7. Kpe1 – e2 Kph8 – g8 (вдох)
8. Kpe2 – e3 Kpg8 – h8 (выдох)
9. Kpe3 – e4 Kph8 – g8 (вдох)
10. Kpe4 – f5 Kpg8 – h8 (выдох)
11. Kpf5 – g6 Kph8 – g8 (вдох)

Теперь у белого ферзя есть выбор. Какой же мат поставить? Вероятно, лучшим будет мат, где ферзь окажется между королями. Ферзь нападает на короля чёрных, отнимает все поля для отступления, а король белых защищает своего ферзя.
12. Фe7 – g7# (d8, e8).

С появлением опыта ты не погонишь короля противника по всей доске, а ещё раз используешь пункт 2 «отрезать».

Например, можно было сыграть 3. Фe5–g3, поменять направление атаки на вертикаль «g»; тогда мат получится гораздо раньше.
3. Фe5 – g3 Kph6 – h5

Можно ещё сократить решение, если не бежать своим королём за королём противника, а заставить «гору идти к Магомету».
4. Фg3 – g7! Kph5 – h4
5. Фg7 – g6 Kph4 – h3
6. Фg6 – g5 Kph3 – h2
7. Kpе1 – f2 . . .
Чёрному королю самому пришлось идти навстречу...
7. . . . Kph2 – h1
8. Фg6 – g1#.



Сегодня мы с тобой научились ставить мат ферзём одинокому королю. Давай запишем в твою тетрадь все части шахматного плана:

  1. Выбрать край шахматной доски.

  2. Отрезать шахматного короля противника.

  3. Оттеснить шахматного короля противника. Ферзь–Конь.

  4. Оставить шахматному королю противника две клетки. Вдох–выдох.

  5. Приблизить своего короля.

 
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта