Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные направления и стили искусства ХХ века . Название

  • Итоги Вопросы изадачи:1. Определите основные направления изменений в культуре XX в.2.

  • Условия, факторы Влияние

  • Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века Генная инженерия

  • Сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли

  • Джозеф Карл Робнетт Ликлайдер

  • Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План


    Скачать 1.47 Mb.
    НазваниеУрока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План
    Дата24.05.2023
    Размер1.47 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаlektsii_po_vsemirnoy_istorii.docx
    ТипУрок
    #1156145
    страница37 из 38
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38
    Тема 2.16. Развитие науки и культуры во второй половине XX - в начале XXI века. Развитие общественной мысли. Деятели науки. Развитие экономической мысли - Г. Мюрдаль, Дж. Бьюкенен, Дж. Гэлбрайт. Массовая культура и ее место в современном обществе. Роль средств массовой информации и коммуникации в жизни современного общества. Формирование единого культурно-информационного пространства. Норберт Винер, Джозеф Ликлайдер, Женеве Тим Бернерс-Ли. Новые направления в развитии искусства, художественной культуры: неореализм, социалистический реализм, экзистенциализм, абстрактный экспрессионизм, постмодернизм, поп-музыка, рок-музыка. Литература. Живопись. Кино. Представители новых направлений в мировом искусстве.

    1. Условия развития культуры

    В годы Второй мировой войны значительное количество деятелейкультуры - Э. Хемингуэй, А. де Сент-Экзюпери, Л. Арагон и другие сооружием в руках воевали против фашистов. Произведения в области литературы, музыки,искусства, кино играли важную роль в закаливании морального духанародов, приближая победу над фашизмом. Осмысление причин и последствий войны,ее жестокости, поведения людей в экстремальных условиях стало важной темоймирового искусства.

    В условиях "холодной войны" идеологический сторонутворчества стал преобладать над художественным. Периодические обострения социально-экономическихпротиворечий, массовые общественные движения обусловили появление различных форм контркультуры("Разгневанные", рокеры и т.д.). Они словно противостояли бездуховностимассовой культуры и классической культуре прошлого. Назревания экологическойкатастрофы, гонка вооружений, острые международные кризисы способствовали росту настроенийпессимизма, предчувствие апокалипсиса.

    Распад колониальной системы способствовал повышению роли стран,развивающихся в мировой культуре. Международное признание получили индийскийкинематограф, африканские и латиноамериканские музыкальные ритмы и мелодии.

    Однимиз следствий научно-технической революции (НТР) стал ускоренное развитиесредств массовой коммуникации, создало материальную основу для небывалогорасцвета массовой культуры и появления рок-музыки.

    2. Образование

    После войны изобразительное искусство развивалось двумянаправлениям.

    Сторонники реализма продолжали считать, что задачаискусства заключается в создании таких образов, которые бы легко узнавались человеком,были ей доступны и понятны. Они начали искать новых средств воздействия на внутренниймир человека.

    В то же время вспыхнул всеобщий интерес к направлению,получивший название абстракционизма. Если в реализме в центре произведения является человек,предметы, окружающие ее, природа, то в абстракционизме художник стремится выразитьсвои чувства, мысли, порывы через образы, которые невозможно встретить вреальном мире. То есть художники абстрагировались (отчуждались, отходили) отмира вещей и жили в своем отдельном мире. Это мог быть мир цветных пятен,геометрических фигур, переплетающихся линий.

    Разделение искусства на реализм и абстракционизм является условным.На самом деле существует множество различных направлений, жанров, в которых применяютсяразнообразные приемы изображения.

    Подъем после войны демократического движения способствоваловозникновению разновидности критического реализма - неореализма. Его учредителямибыли итальянские кинорежиссеры Р. Росселини, Д.де Сантис, Л. Висконти,М. Антониони. Неореализм поставил целью показать "розгримование жизни ", развернув перед зрителями панораму жизни трущоб, озлобленныхнищетой людей, борьбу за социальную справедливость. Художники не скрывалиблагосклонного отношения к героям, утверждали идеалы доброты и человечности.Особенностью их метода была точная передача деталей, привлечение непрофессиональныхактеров, использование народного языка и местных диалектов. Это сближало художественноекино с документальным.

    Принципы неореализма оказали значительное влияние на мировой кинематограф, который творчески был использован в фильмах Стэнли Крамера (США),Акиры Куросавы (Япония), Анджея Вайды (Польша), Алексея Германа (СССР).

    Неореализм проник в изобразительном искусстве (Р. Гуттузо,А. Фужерон, Э. Уайет) и в литературе (Э. де Филиппо, М. Миллер, Д. Олдридж).

     

    3. Развитие литературы

    Вехами художественного осмысления фронтовой войны сталипослевоенные романы немецких авторов А. Зегерс, В. Бределя, Э.-М.Ремарка,Б. Апиций. Судьбы обманутых нацистской пропагандой, мораль физически искалеченногопоколения были главной темой произведений писателя Г. Белля и скульптора ФрицаКремера. Последний создал немало скульптурных композиций, передавая чувства исилу духа узников концлагерей.

    Бурные события ХХ века дали многим писателямповод к историческим параллелям. Роли насилия в истории, выдающейся личности инарода, судьбы творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящен произведения ЛионаФейхтвангера (1884-1958) "Лисы в винограднике", "Мудростьчудака "," Гойя ". Латиноамериканский роман, яркопредставлен произведениями Ж. Амаду (Бразилия), М. Асуела (Мексика), Г. Маркеса(Колумбия). Творчески переработав достижения мировой литературы, они рассказалио трагической судьбе коренного населения, засилье монополий, злоупотреблениедиктаторских режимов, борьбу крестьян за землю. Латиноамериканская прозаотличается эпическим характером повествования. В центре внимания зачастую не лицо,а коллектив - село, город, народ. Самостоятельным персонажем нередко является природа.

    В 50-х годах в литературе появляются "разгневанные молодые люди "- английские писатели К. Эмис, Д. Уэйт, Д. Осборн и др.Их произведения отличались антифашистской направленностью, переживанием за судьбумолодежи, презрением к респектабельности и фальши. Они отстаивали свободулица и его право на самовыражение. "Разгневанные" и американские"Битники" стали идейными предшественниками рок-движения.

    Реализм стал важным орудием в освещении злободневныхпроблем современности. Так, в творчестве американского художника и писателяРокуэлла Кента (1882-1971), романе Д. Олдриджа "Охотник" показанонеразрывную связь человека с природой, гибель которой ведет к вырождению личности иобщества в целом.

    Горькая правда о войне в Индокитае и Алжире представленав романах П. Курдата и А. Стиля, в киноленте А. Стоуна "Взвод".Преступная деятельность спецслужб отражена в романах Грэма Грина (1904-1990)"Тихий американец", "Наш человек в Гаване", в кинолентахД. Дамиани и С. Поллака.

     

    4. Социалистический реализм

    Наибольшее распространение реализм приобрел в СССР(Социалистический реализм), где он считался частью официальной идеологии.

    Революции 40-х годов в Восточной Европе и некоторых странахАзии, рост коммунистического и рабочего движения привели к распространению социалистического реализма. Основными его чертами принято считать: присутствиенового героя - революционера-пролетария, коммуниста; воспеваниекоммунистических идеалов; отображение и оценка жизненных ситуаций с точки зрениямарксизма-ленинизма; многогранность художественных форм и проявлений. Некоторые исследователи отрицают существование социалистического реализма, утверждая, что это разновидностькритического реализма.

    В искусстве стран, которые называли себя социалистическими,доминировали темы Второй мировой войны, классовой борьбы, революции, пафосапреобразований. Начиная с 60-х годов, в официальном искусстве и массовой культуреусилились парадность, эйфорическое захвата действительностью, гигантомания.

    В 50-60-х годах развернулась кампания противабстракционизма, борьба с инакомыслием, а в действительности против всех авангардныхтечений. Она привела к игнорированию творчестве художников, которые не вписывались врамки соцреализма. Решающее значение имела партийная принадлежность. Поэтомуавангардисты-коммунисты - П. Пикассо, Р. Гуттузо, П. Элюар и другие -остались без серьезной критикой.

    После событий в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии(1968 г.) усилились гонения против политического и художественного инакомыслия,расширилась сфера закрытых для искусства тем, что привело к массовой эмиграциидеятелей искусства из "социалистического рая". Такова была судьба поэта,прозаика Бориса Пастернака. В 1958 г. он за роман "ДокторЖеваго "был удостоен Нобелевской премии. В СССР он был подвергнутнравственном гонению. Его заставили отказаться от премии, обвинили впродажности.

    В 1970 г. другой русский писатель А. Солженицын былудостоен Нобелевской премии. После публикации первого тома книги"Архипелаг ГУЛАГ", в которой он раскрыл правду о системе советскихконцлагерей, А. Солженицын был выслан из страны и лишен советскогогражданства (1974 г.).

    Не имел возможности печататься в СССР поэт Иосиф Бродский. Онбыл даже осужден за "тунеядство". В 1972 г. выехал заграницу, а в 1987 г. получил Нобелевскую премию за поэтические произведения.

    В противовес официальному искусству начало развиватьсянелегальное искусство "андеграунд", которое стремилось к творческой свободы,независимости от государственных и партийных структур. Проявлением этого был самиздат,подпольные рок-группы, неформальные художественные объединения. Творческая интеллигенция сталаодной из влиятельных сил в демократических революциях 1989-1991 гг

    В искусстве социалистического реализма есть немало достижений.В СССР кинорежиссер С. Герасимов, писатель А. Платонов, художник Д. Шмариновсоздали ряд талантливых произведений. Признание получила творчество французскогописателя Л. Арагона (1897-1980). Его роман "Страстная неделя"(1958) исторически и психологически правдиво изображает художника во время "стадней "Наполеона, неделю тяжелых раздумий и колебаний, принципиальных решений осущность своей жизни как офицера, гражданина, человека, художника. В литературеСоветского Союза популярностью пользовались произведения М. Шолохова, А. Гончара,Ч. Айтматова.

    Продолжал свои поиски испанский художник СальвадорДальше. В егопроизведениях отражаются сокровенные уголки человеческого разума. Большинство его образов напоминают химер с человеческими чертами. Реальные люди на картинах изображались нам в вымышленном среде. Его картины возбуждают мысль и заставляют задуматься над философскими проблемами человечества.

    Чилийское поэт Пабло Неруда (1904-1973) стал известным благодаря сборнике стихов "Испания в сердце ", напечатанной во время его дипломатической работы в Испании в годы гражданской войны. Главным его произведением стала эпическая поэма "Общая песня ", посвященная судьбе Латинской Америки с древнейших времен до середины ХХ в. Это произведение является одним из шедевров мировой литературы и памятником самосознания латиноамериканцев.

    Глубокий след в искусстве оставили художники-коммунисты Ренато Гуттузо и Андре Фужерон,воплотивших в живописи принципы неореализма. Всемирно известными стали рисунки Херлуфа Бидструпа и Жана Еффеля, работавших в жанре комикса, предоставив ему гуманистического и политическую окраску.

    Поиски новых форм в реализме привели к распространению в 60-х годах гиперреализма. В произведениях гиперреализма сюжет не имеет никакого значения. Используя искусную технику, художники пытаются документально передать цвет и форму предмета, имитируя фотографию.

     

    5. Театральное искусство

    В второй половине ХХ в. общей чертой театрального искусства стало захват социальной и политической проблематикой.

    Этапом развития театрального искусства стал эпический театр Бертольда Брехта(1898-1956). В своем творчестве он заставлял зрителя анализировать то, что происходит на сцене. Внимание привлекалось не к развязке, а к ходу событий. Для этого применялся эффект "отчуждения": рассмотрение общеизвестных истинс нетрадиционной точки зрения, обращение к залу, исполнение песен, не связанных с сюжетом, чередование стихов и прозы, диалогов и песен, замена декорации приоткрытой занавесе, использование масок. Пьесы Брехта были понятны людям во всех уголках мира. Возглавляемый Брехтом Берлинский Ансамбль стал одним из выдающихся театральных коллективов.

    В Англии "литература разгневанных" прямо вошла в театр через творчество Дж.Осборна, Шийлы Дилэни, Брендана Биэн и др. Театр этого направления отмечался непримиримостью к общественному лицемерия, двойной морали, крайнего индивидуализма.

    В Западной Европе пропагандировал критический направление так называемый "театра бсурда "(Сэмюэль Беккет, ирландский драматург, Эжен Ионеско, французский драматург). Главная идея произведений - бессмыслица окружающего мира, который может лишь порождать хаос, страх, неразумные поступки людей - от отчаяния к бунта.

    В послевоенные годы развивалась "документальная драма", которая сосредоточилавнимание на событиях германской истории периода зарождения нацизма.

    Американскийтеатр увлекался психологическим анализом поступков людей (Теннесси Уильямс иАртур Миллер).

    Яркозаявил о себе молодежный театр - французский, английский.

    Выдающимсяявлением стали "интеллектуальные драмы" Макса Фриша и ФридрихаДюрренматта (Швейцария).

    НЕНесмотря на идеологическое давление, развивалось театральное искусство в СССР."Театр на Таганке" стал одним из центров духовной диссидентства.

     

    6. Массовая культура

    Развитие средств массовой коммуникации - Прессы, радио, телевидение, кино, звуко-и видеозаписи, книгоиздания, их доходность и способность влиять на общественное мнение и вкусы стимулировалиневиданный развитие массовой культуры. Ее главная цель – получение максимальной прибыли, а главные качества - доступность и развлекательность. Массовая культура породила специфические жанры - шоу, триллер, боевик, шлягер, комикс. Общей их свойством является пропаганда индивидуализма, физической силы и насилия, а нередко - идеологическая и шовинистическая направленность. Чертой массовой культуры является культ "звезды" - нередко искусственное создание популярности писателей, художников, певцов, актеров, спортсменов, а также"Приручения" разнообразными способами талантливых людей с целью их коммерческой и идеологической эксплуатации.

    В социалистических странах, где массовая культура была монополизирована государством, его коммерческий характер был заменен организацией пропаганды официального политического курса, формированием культа вождей. Развлекательность проявлялась в организации различных идеологических шоу, романтизации классовой борьбы и революции, подвигов разведывательных и правоохранительных органов.

    В изобразительном искусстве проявлением массовой культуры стал поп-арт (популярное искусство), который пришел на смену непонятном большинству абстракционизма. Произведения поп-арта строятся на сочетании фотографии, муляжей, репродукций с консервными банками, деталями машин и т.д. Бездуховность и популяризация дурного вкуса представители поп-арта пытаются компенсировать доступностью своих произведений любому зрителю.

    Театральная и телевизионная разновидность поп-арта - хеппенинг - основывается на устроенных режиссером экстремальных ситуациях. Попадая в них, зрители становятся активными участниками событий.

    Появилась "Массовая литература", рассчитанная на неприхотливые вкусы. Создавалась она в доступной форме, подавая сложные явления в упрощенном, иногда примитивном виде. "Массовая литература" призвана развлекать читателя. Основными ее темами являются приключения, описание ужасов, преступность и т.д. Некоторые герои "массовой литературы ", как например агент 007 Джеймс Бонд, стали всемирно известными персонажами. Типичный герой этой литературы - супермен, благородный юноша, который выходит на бой со злом, полагаясь на мужество и физическую силу.

    В своих проявлениях массовая культура существует как средство для развлечений. Ориентируясь на специфические потребности и вкусы, она иногда порождает настоящие таланты. Созданный ею сверхприбыль частично вкладывается в развитие других видов культуры.

     

    7. Экзистенциализм

    После Второй мировой войны получила распространение философия экзистенциализма (существование) и искусство абсурда. Их идеологами были французские писатели и философы Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю(1913-1960). По их мнению, экзистенцию (бытие) понять невозможно, егоможно лишь почувствовать. Поэтому основу своей философии они выложили не в научных трудах, а в художественных произведениях. В центре их внимания - личность, ее отношения с миром, обществом, Богом. По их убеждениям, история ХХ в. свидетельствует, что "Бог умер", и поэтому бытие не имеет смысла.Жизнь человека состоит в интуитивном гонении за маревом-политикой, моралью ,свободой, представление о которых изменяется с изменением обстоятельств. Любые человеческие ценности - абсурд. Единственной силой, способной ему противостоять, является искусство - постоянный творческий бунт.

    Пессимистическая философия экзистенциализма, распространилась в литературе, драматургии, кино,породила "антитеатр" (Э. Ионеску - театр парадоксов) и "Антироман" (А.Роб-Грийе, Н. Саррот, Ф. Саган). Произведения отличаются отсутствием сюжета, аморфным характером персонажей, спонтанностью их поведения,которую невозможно объяснить, непонятностью диалогов. Жизнь персонажей -трагический фарс, а идеалы, как правило, отсутствуют.

     

    8. Музыка

    Как и в изобразительном искусстве, в музыке существуют два главных направления -классический и модернистский. В СССР и социалистических странах преобладал классическийнаправление. Это с одной стороны, было положительным, потому что формировались музыкальные вкусы,распространялась классическая музыка. С другой стороны, это вызвало протест и нигилизм,особенно у молодежи.

    В послевоенные годы сформировалось созвездие выдающихся композиторов, исполнителей, певцов.Среди них русские композиторы Сергей Прокофьев, Родион Щедрин, Артур Шнитке,американские Леонард Бернстайн, Джан Карло Менотти.

    Вершин искусства достигли пианисты Давид Горовиц и Ван Клиберн (США), Святослав Рихтер(Россия), скрипачи Павел Коган, Давид Ойстрах и его сын Игорь (Россия), Иегуди Менухин (США), певцы Лучано Паваротти (Италия), Марио Ланца (США), Евгения Мирошниченко, Анатолий Соловьяненко (Украина) и многие другие.

     

    9. Рок-движение

    Феноменом художественной жизни 60-х годов стал рок-движение, сформировавшееся в Англии и США, а впоследствии охватил весь мир. Выйдя из недр массовой культуры, создатели года -Элвис Пресли, группы "Битлз", "Роллинг Стоунз" и другие исполнители - порвали с ней, выразив стихийный протест молодежи социальной неустроенности, войнам, милитаризма, расовой дискриминации. Тексты песен были откровенны, их образ подчеркнуто демократичным, а их поведение бросала вызов нормам морали. Музыкальное дарование исполнителей, повышенные звуки, ритмичные мелодии вызывали восхищение, превращались в силу, способную объединить молодежь.

    Творчестволегендарной группы "Битлз" в зачаточной форме содержала идейные истилевые направления года, которые впоследствии сложились в самостоятельные течения. Их песнистала неофициальным гимном молодежи. День рождения и день трагической гибели ДжонаЛеннона отмечаются молодежью многих стран мира.

    Роксвязан с передовыми движениями. Международный рок-фестиваль 1968 приговорил войну во Вьетнаме. С того времени стали популярными фестивале "Рок против? "(расизма, милитаризма, наркомании).

    Рок-музыканты проводили экологические и благотворительные акции.

    Неоднородность рок-движения позволила бизнеса выхолостить бунтарство многих групп и использовать их в коммерческих целях, вернув рок в лоно массовой культуры.

    Рок интегрировался не только с массовой, но и с классической культурой. Знаменательным событием музыкальной жизни стала рок-опера Уэббера и Райса "Иисус Христос -суперзвезда ", которая объединила достижения года с традиционной оперой.

    Завоевав мировое признание, рок долгое время оставался англоязычным. Лишь в 70-х годах возникли группы, которые пели на родном языке. Их творчество положила начало национальным рок-движениям.

    В Советском Союзе рок-музыка приобрела распространение в 60-х годах. Она клеймилась официальной идеологией как проявление буржуазной культуры. Поэтому рок-музыка существовала полулегально, иногда подпольно. Постепенно рок-музыке удалось выйти на широкую аудиторию. Лидерами советского рока стали группы "Машина времени "," Аквариум "," ДДТ "," Кино "и другие. Со временем рок стал не только музыкой, но и стилем жизни и мышления молодежи. Он характеризуется открытостью, внутренней и внешней свободой, пацифизмом, нетерпением тоталитаризма, презрением к ценностям "сытого"общества.

     

    10. Архитектура

    В архитектуре всегда сочетаются два элемента - чисто художественный и прагматичен. Здания призваны украшать города и села, удовлетворять материальные потребности людей. Кроме того, архитектура может использоваться и для достижения каких идеологических целей. Так, после победы над Германией советское руководство увековечила это событие в архитектуре. В конце 40-х -в 50-х годах в Москве были возведены помпезные триумфальные высотные дома. Самый известный из них - Московский университет. По примеру СССР парадные здания сооружались и в других социалистических странах. Их фасады были перенасыщены украшениями, отчего создавалось впечатление отсутствия в их авторов хорошего вкуса.

    Тем время европейские зодчие пошли по пути развития так называемой "новой архитектуры "Для нее характерны рациональность, четкость форм и линий, применение новых технических конструкций, таких материалов, как бетон, металл,стекло. Однако недостатками "новой архитектуры" были универсальность,однотипность, сходство домов. Против такой тенденции выступили представителинациональных архитектурных школ.

    Попыткисовместить лучшие мировые достижения с национальными особенностями яркопроявились в творчестве выдающегося бразильского архитектора Оскара Нимейера.

    Французские архитекторы осуществили смелые проекты, которые соединили сооружения прошлых времен ссовременными архитектурными возможностями.

    Нынешняя индустрия позволяет архитекторам осуществлять самые смелые фантазии. В сооружениях сочетаются прямые и гнутые линии, необычайной формы конструкции. Появляются здания в виде трапеций, шаровидные.

    На первом этапе развития "новой архитектуры" почти все подчинялось внешней форме, человек нередко "растворялось" в гигантских помещениях. Постепенно архитекторы начали преодолевать этот недостаток. Возникла цель поставить архитектуру в зависимость от человеческого фактора. Впрочемнекоторые архитекторы восприняли это как призыв отойти от традиционных форм. Возводятся дома, вид которых не соответствует требованиям жилых помещений.

    Сейчас архитекторы продолжают искать более совершенные формы, которые бы гармонировали с природой.

    Окончание"Холодной войны" и оздоровления международной жизни имели положительный влияние на духовную жизнь общества. Мир, наконец, пришел к пониманию приоритета общечеловеческих ценностей. Открылись перспективы культурного сотрудничества.

    Демократические революции в странах с тоталитарными и авторитарными режимами дали толчок не бывалому развития культуры. Начали развиваться различные школы и направления.

    Одновременно в современной культуре прослеживаются тревожные тенденции. Национальные культуры безгосударственной поддержки не выдерживают конкуренции с массовой культурой.

     

    Интересно знать

    Основные направления и стили искусства ХХ века.

    Название

    Основные идеи

    Модерн (в поэзии - символизм)

    Обращение к  мистических, персонифицированных образов природы, символов. Освобождение предыдущих  культурных традиций.

    Дадаизм

    Отрицание ценностей  цивилизации, изображения антиэстетических, отталкивающие стороны жизни.

    Экспрессионизм

    Повышенная эмоциональность,  буйство звука, цвета, отрицание бытового жизненного опыта.

    Примитивизм

    Взгляд на мир глазами  ребенка.

    Кубизм

    Изображение действительности в  виде взаимосвязанных, геометрически правильных фигур, отражения не  предмета, а его конструкции

    Футуризм

    Передача динамики,  движения, изменения.

    Абстракционизм

    Отказ от реального  изображения, выражение внутреннего мира художника.

    Сюрреализм

    Создание собственного  мира надреальности, которая иррациональна, символическая, фантастическаяпровозгласила основным источником  творчества подсознательное, а методом - разрыв логических связей.

    Конструктивизм

    Сближение искусства с  инженерной творчеством, рациональная организация творчества.

    Поп-арт

    Преобразование  любого предмета повседневной жизни в объект искусства. Попытка раскрыть в  вещах внутреннюю суть

    Постмодернизм

    Сочетание различных  стилей прошлого и настоящего. Западе и Востока, элементов фольклора, массовой культуры,  поп-арта

    Монументализм

    Сочетание национальных  реалистических традиций с показом эпических картин истории, революционной борьбы

    Антиутопия

    Произведения, содержащие  предупреждения о предстоящих катастрофы

    Кинетическое искусство

    Создание сложных устройств,  движущихся

    Гипперреализм

    Искусство, стремящееся  фотографической иллюзорности изображения

    Оп-арт

    Использование оптических  эффектов

    Концептуализм

    Отрицание визуальной  информации, рассмотрение искусства как сообщения (основная форма - концепт перфоманс)

     

     

    Итоги

    Вопросы изадачи:

    1.    Определите основные направления изменений в культуре XX в.

    2.    Определите условия, факторы, которые влияли на развитие культуры во второйполовине ХХ в.

    Условия, факторы

    Влияние

     

     

     

    3.    Согласны ли вы с тем, что массовая культура не должна доминировать надтрадиционной. Свое мнение обоснуйте.

    За последние сто лет промышленное производство планеты возросло более чем в 50 раз, при этом 4/5 всего прироста получено с 1950 г Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 трлн долларов и может в ближайшие полвека увеличиться в 5-10 раз Если следовать принципу \"бытие определяет сознание\", то можно было бы ожидать и такого же уровня развития культуры в XX в Конечно, дать более-менее объективную оценку культурной жизни второй половины всего века-это дело будущего Однако специалисты уже сейчас делают некоторые выводы по поводу состояния культуры, в котором в оказалось человечество в новом тысячелетии своей истори своєї історії.

    Разнообразие современной культуры с точки зрения расовой, этнической, религиозной, языковой, социально-экономической разнообразии современных народов вовсе не противоречит применению категории \"мировая культура\" Речь я о становлении единой общечеловеческой культуры, которая развивается через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм.

    Каковы основные тенденции развития современной культуры?

    Прежде растущая интернационализация народнохозяйственных связей привела к тому, что на долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины торговли ли, почти 80% новой техники и технологий Таким образом, во все уголки земного шара передаются передовые методы производственной культуры О росте интернационализации жизни современности свидетельствуют всеобъемлющий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникаций.

    Равенство, братство, свобода, единение всех людей является прежде всего не нравственно-культурным требованием, а жизненной потребностью, естественным фактором Возникает общечеловеческая культура Современные средства передвижения и передачи информации сближают людей, а научная и техническая мысль все больше интернационализируется.

    Однако культура XX в полностью выявила ограниченность, односторонность технологической цивилизации Культура этой цивилизации складывалась на основе особых отношений человека и природы Человек пытался вырваться я из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство над природой, прогресс, наращивание технологических и научных знаний Природа становится объектом человеческой деятельности, эксплуатации, к т ого же неограниченной Цель деятельности человека заключалась в том, чтобы накапливать все больше материальных благ и богатств и на этой основе решать все проблемы.

    Техногенной цивилизации присуще представление, что природа для эксплуатации является неисчерпаемой Однако такой психологии наступает конец. Идейные и научно-технические движения последних десятилетий имеют целью создание новой экологической культуры. Экологический кризис очерчивает границы имеющегося типа экономического развития Речь идет о новых отношения с природой и между людьми.

    Прежде, Земля, как и человек, как показали последние знания о Вселенной, не является его центром Человечество лишь пылинка в мире бытия. Радикально меняется представление о постепенности и необратимость общественного прогресса. С появлением атомной, химической, биологической оружия массового уничтожения ценность науки и научно-технического прогресса поставлена под сомнение. Человечество ощутило бессилие перед неуправляемыми силами научно-технического прогресса.

    В XX перед человеком появились проблемы, от решения которых зависит будущее цивилизации Эти проблемы получили название глобальных (фр global - всеобщий, от лат globus - шар) К ним относятся: угроза войны с применением оружия массового поражения, борьба с загрязнением окружающей среды; преодоление голода, нищеты; поиски новых источников сырья Человечество надеется на решение этих глобальных проблем. Хотя есть пессимистические модели будущего. Получили распространение исследования футурологов (от лат futurum - будущее), некоторые из которых считают, что суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем, внешне детерминирующих жизнь личности. По их мнению, возникает новая ситуация, когда человек, а не производство, его интеллектуальные и творческие способности становятся главным фактором общественного прогресса. Развитие личных качеств, творческих способностей и возможностей, воспитание высококвалифицированной рабочей силы становится наиболее выгодным вложением капитала.

    В современных условиях очень распространена массовая культура основном она распространяется с помощью современных средств коммуникативной техники (телевидение, видео-и звукозаписей, кино, прессы, книгопечатания). Индустриализация культуры является одной из закономерностей современности Однако этот процесс имеет две стороны С одной стороны, индустриализация культуры делает ее доступной для широкой аудитории, с другой - общедоступность искусства, облегченность и упрощенность восприятия резко снижает положительное влияние искусства на развитие личности. Если высокая, элитарная культура ориентируется на интеллектуальную, думая в публику, то массовая культура - на \"усредненную\" аудиторию Человек теряет свою индивидуальность и потребность в духовном самосовершенствовании посредством культуры Человек-конформист, приспособленец в основном потребляет культуру.

    Углубление отчуждения в обществе и кризис традиционных религиозных и моральных ценностей на рубеже 50-60-х годов привели рок-культуры Рок выразил мировосприятие послевоенного поколения, где муз физика - это не все, что составляет его содержание Главное в рок-культуре - нравственная позиция Молодые послевоенное поколение было разочаровано в ценностях довоенной эпохи, на которых спекулировали все тоталитарные режимы что развязали Вторую мировую войну и ядерное противостояние Свой протест молодежь стремилась выразить политически и идеологически нейтральной поведением, предоставить искусству и нравственности простой, человеческий смысл освободить их из-под диктата государства, церкви, политических партий Сторонники рок-культуры внешним видом, манерами поведения, музыкой и пением подчеркивали свою связь с массами, ощущение свободы человеческой солидарности.

    Эволюция рок-культуры происходила в сторону потери им социальной ориентации (\"панк\", \"металл\" *) Современный рок имеет большое количество стилевых форм В целом сложность и противоречивость рок-культуры свидетельствует не просто о значительной фазе мировой культуры, а именно о кризисе.

    Итак, современная культура, объединяющая человечество, основывается на общечеловеческих ценностях, защите прав человека, гуманизме, распространении научных знаний и передовых технологий, взаимообогащении национальных культур, экологическом отношении к жизни и окружающей среды Несмотря на все противоречия и конфликты, кризисные явления, деятельность представителей различных художественных течений и направлений, различных национальных культур формируется многолика, противоречива, однако единственная общечеловеческая культура на основе целостности миру.
    Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

    Генная инженерия

    Огромных успехов добились учёные-генетики, сумевшие выявить материальный носитель наследственности ДНК (дезоксирибонук­леиновую кислоту), находящуюся в хромосомах. Структура молеку­лы ДНК была расшифрована британскими биофизиками Ф. Кри­ком и М. Уилкинсом совместно с американским биохимиком Дж. Уотсоном в 1953 г. Учёные научились делить ДНК на отдельные гены и соединять их друг с другом — были заложены основы генной инженерии. Советский учёный И. А. Рапопорт открыл супермута­гены — вещества, в десятки и сотни раз повышающие частоту воз­никновения мутаций у самых разных организмов. Это позволило в последующие годы найти методы искусственного получения мута­ций и с их помощью создать ценные сорта растений и штаммы мик­роорганизмов — продуцентов антибиотиков, аминокислот. На рубеже тысячелетий биологи научились конструировать искусственные генетические системы, вмешиваться в явления наследственности.

    Открытия медицины

    Вторая мировая война не отвлекла внимания человечества от поиска новых ле­карств. Так, в 1943 г., американский учёный Зельман Ваксман открыл стрептомицин — средство против печально знаменитой палочки Коха (бактерий туберкулеза). Именно Ваксман в 1941 г. назвал антибиотиками органические вещества — лекарства, полу­чаемые из организмов и способные либо уничтожать микробы, либо препятствовать их росту. На рубеже 1950-1960-х гг. по­явился полусинтетический пенициллин. Со временем число полусинтетических антибиотиков выросло ещё больше. Эти медицинские средства произвели настоящую революцию в лечении болезней, расправившись со страшными инфекциями. Медики активно применяют электростимулятор сердца (впервые использован в 1952 г. врачом Цолле), научились делать искусственное шунтирование сердца и использовать хи­миотерапию для уничтожения раковых клеток. С помощью инженеров были созданы аппараты искусственных лёгких, почек и сердца, новые операционные инструменты, в том числе «атомный нож» (кон­центрированный пучок протонов) для лечения головного мозга и лазерные лучи для лечения отслоения сетчатки глаза, придумана компь­ютерная томография для обследования внутренних органов. Активно развивается трансплантационная хирургия.
    Развитие физики

    Столь бурного развития физики, как в довоенный период, уже не было. Но многие новые открытия учёные совершили и в этой науке. Они сделали попытки сравнить скорости распространения гравитационного и электромагнитного взаимодействия, которые, согласно эйнштейновской теории относительности, совпадают. В Европе был построен Большой адронный коллайдер высоких энергий, который должен помочь проверить ряд фундаментальных физических и астрономических теорий. В начале XXI в. учёные Эд Фомалонт и Сергей Копейкин, измерив скорость распространения гравитации, сумели подтвердить ряд тезисов теории относительности. Одним из перспективных направлений исследований является изучение вопросов устройства вещества на субэлементарном уровне.

    Развитие химии

    Во второй половине XX в. химики подарили человечеству новые мате­риалы искусственного происхождения — нейлон и кевлар. В современной химии широко используются новые методы исследования — рентгеновская, электронная и инфракрасная спектроскопия, магнетохимия и масспектрометрия. Они позволяют уточнять состав исследуемых объектов, устанавливать мельчайшие детали строения молекул, отслеживать протекание сложнейших химических процессов. Со второй половины XX столетия биохимия выходит на первые роли в естествознании.
    Компьютеризация

    В 1944-1945 гг. для военных целей американскими учёными были созданы электронно-вычислительные машины (ЭВМ) — ЭНИАК и МАНИАК. Использование электронных компонентов вместо электромеханических реле и зубчатых колёс позволило принципиально повысить быстродействие вычислительных машин. Впервые был использован принцип хранимой в общей памяти программы. В 1950 г. первая ЭВМ появилась и в СССР; её разработал коллектив во главе с академиком С. А. Лебедевым.

    ЭНИАК. 27-тонный ЭНИАК (самая тяжёлая машина в истории) занимал зал пло­щадью 200 кв. метров. За 1 секунду он производил 300 операций умножения или 5000 операций сложения при тактовой частоте 100 кГц, потребляя мощность до 150 кВт. Он включал в себя и автономные схемы для выполне­ния ускоренного умножения, деления, извлечения квадратного корня, и ещё три устройства для табличного вычисления разных функций.

    «Колоссус». В 1942—1943 гг. в Великобритании была построена и успешно использо­валась цифровая вычислительная машина на электронных лампах «Колоссус», с помощью которой расшифровывались секретные немецкие радио­граммы. Оценивая заслуги её создателя А. Тьюринга, один из его коллег сказал: «Я не хочу сказать, что мы выиграли войну благодаря Тьюрингу, но беру на себя смелость сказать, что без него мы могли её и проиграть». В память о Тьюринге установлена премия его имени за выдающиеся работы в области математики и информатики.
    ЭВМ (использовавшие двоичную систему счисления) стали широко приме­няться в гражданской и военной сфе­рах. Развитие техники и программного обеспечения происходило стремительно. Вскоре появилась теория искусственного интеллекта. Усовершенствование ЭВМ и быстрый прогресс в других областях электроники (включая радио и телевидение) стали возможными благодаря изобретению транзистора (полупроводникового прибора, усиливающего и пре­образовывающего электромагнитные ко­лебания). Возникла новая наука кибернетика, изучающая законы получения, хранения, передачи и переработки ин­формации. Её основателем и пропагандистом стал американский учёный Норберт Винер. В 1948 г. вышла его книга «Кибернетика», которая произвела переворот в мировой науке.
    В 1950-1960-е гг. ЭВМ стали меньше по размерам, стоимость машин снизилась, что позволило начать их массовое производство. Эти устройства стали активно использовать не только учёные, но и бухгалтера и управленцы. Количество элементов внутри одной микросхемы ЭВМ постоянно росло, а в 1971 г. фирма Intel выпустила первый микропроцессор для настольных калькуляторов. Это стало настоящей революцией в компьютерной технике. В 1969 г. зародилась первая глобальная компьютерная сеть — прообраз будущего Интернета. Благодаря появлению и развитию персональных компьютеров (ПК) вычисли тельная техника стала по-настоящему массовой и общедоступной. Большие компьютеры и суперкомпьютеры продолжают развиваться, без них невозможно функционирование многих отраслей науки и техники.

    Уже сейчас технологии позволяют воспринимать информацию с рукописного или печатного текста, с бланков, с человеческого голоса, узнавать пользователя по голосу, осуществлять перевод с одного языка на другой, прослушивать и записывать аудиофайлы, просматривать современные фильмы. Это позволяет общаться с компьютерами всем пользователям, даже тем, кто не имеет специальных знаний в этой области. Смартфоны объединили функции ПК и телефона. Привычными предметами быта стали вещи, которые ещё недавно являлись признаками богатства, — цветные телевизоры, транзисторные радиоприёмники, пылесосы, холодильники, стиральные и посудомоечные машины, персональные компьютеры, видеомаг­нитофоны, DVD-проигрыватели, переносные аудиоустройства, мобильные телефоны, камкордеры (малогабаритные комплекты, совмещающие в одном корпусе видеомагнитофон и видеокамеру).

    Сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли OM (англ. Sir Timothy John «Tim» Berners-Lee; род. 8 июня 1955 года, Лондон) — британский учёный, изобретатель URI, URL, HTTP, HTML, создатель Всемирной паутины (совместно с Робертом Кайо) и действующий глава Консорциума Всемирной паутины. Автор концепции семантической паутины. Автор множества других разработок в области информационных технологий.
    Джозеф Карл Робнетт Ликлайдер (англ. Joseph Carl Robnett Licklider, 11 марта 1915 — 26 июня 1990), известный в научной и ИТ-среде как J.C.R. или «Лик» («Lick») — американский учёный. Ранние работы были посвящены психоакустике, последующие работы — в сфере информационных технологий.

    Вклад Ликлайдера в возникновение Интернета огромен, он состоит из идей и принципов, а не из изобретений и технологий. Ликлайдер предвидел необходимость объединения в сеть компьютеров, имеющих простые пользовательские интерфейсы. Его идеи предвосхитили компьютерную графику, интерфейсы, работающие по принципу указания и выбора (point-and-click), цифровые библиотеки, электронную коммерцию (e-commerce), дистанционное банковское обслуживание (online banking), а также программное обеспечение, размещаемое в сети.

    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


    написать администратору сайта