Главная страница

Отец и сын Рыленковы. Уроках предмета Родная литература


Скачать 5.14 Mb.
НазваниеУроках предмета Родная литература
АнкорОтец и сын Рыленковы
Дата01.04.2022
Размер5.14 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаОтец и сын Рыленковы.pptx
ТипУрок
#435195

«Отец и сын Рыленковы»

Проект ученицы 9 класса

Шульской Карины

Введение.

Обоснование выбора темы.

На уроках предмета «Родная литература» я впервые прочитала стихи Николая Рыленкова. Среди них были строки, посвящённые озеру Сапшо и Чистик, природе нашего края. Они меня поразили своей проникновенной простотой и глубокой любовью к родной природе. Мне захотелось больше узнать о самом поэте и его творчестве. В результате я узнала, что у Николая Рыленкова был сын, который тоже был связан с литературой, тоже писал стихи.

У обоих Рыленковых была непростая судьба, свои трудности, но интересная и насыщенная жизнь. Они теперь не с нами, но каждый из них сделал столько, что потомки будут знать эти имена, учиться у них мужеству в преодолении жизненных препятствий, учиться быть гражданином своей страны, просто быть неравнодушными людьми.

Передо мной встали задачи:

- Отобрать и изучить литературу по данному вопросу.

- Исследовать стихи Н. Рыленкова и А.Н. Рыленкова

- узнать, какие воспоминания остались о них как о поэтах и просто людях.

Для этого я наметила следующие шаги:

-консультации с учителем литературы и зав. школьным музеем Шукаевой Р.Л.

- изучение литературы,

- обработку информации,

- написание работы,

-развитие умений анализа стихотворного текста,

- реализовать себя и свои знания,

- создание презентации к работе или буклета.

Практическая направленность проекта и его актуальность.

В 2019 году исполнилось 110 лет со дня рождения Николая Рыленкова, 50 лет со дня его смерти. В этом же году исполнится 90 лет со дня рождения Анатолия Рыленкова. Цифра «9»- знаковая цифра в жизни этих людей, как я считаю.

Презентация, буклет и сама работа могут пригодиться для проведения вечера поэзии на разные темы, в том числе посвящённого природе Смоленского Поозерья, для расширения кругозора, возможно, будет способствовать развитию интереса к чтению поэтических произведений.

Краткая биография Николая Рыленкова.

2.2. Основные мотивы творчества

Н.И.Рыленков-русский советский поэт. Он родился 2 (15) февраля 1909 года в деревне Алексеевка Рославльского уезда Смоленской области в крестьянской семье.

В 1916 году случилось горе – умер его отец, а в 1919- мать.

В 1926 окончил школу в Рославле. В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», а в 1929 начал печататься в местных газетах «Наша деревня», «Путь молодежи», «Брянский рабочий».

В 1933 году окончил факультет русского языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в Смоленской газете «Рабочий путь»

Н.И.Рыленков вспоминал: «Я знал, что в город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» — это была не метафора, но жизненная программа

В 1933 году выходит первая книжечка поэта «Мои герои». Отличительной особенностью этой книги было стремление создать поэтическую биографию нового селянина. В традиции деревенской лирики тридцатых годов, решительно утверждавшей «невыдуманность» лирического героя, обязательно дававшей ему имя и биографию, Рыленков в своём первом сборнике сделал особый нажим на «биографии». Разделы книги имели характерные названия: «Биографии моих героев», «Соревнование героев», «Герои на досуге». Репортажи о своих земляках поэт делает в привычном стиле тогдашней «газетной» поэзии. Доброжелательные отклики на первую книгу недолго вводили в заблуждение молодого поэта. Он понял, что публицистика не его стихия, что лучше всего и самобытнее всего он может выразить себя в лирике, в пейзаже, в картинном изображении родной смоленской природы.

Тогда он начал длительные поиски своего стиля. Его манера предполагала простой рисунок стиха, естественной развития чувств и соединение души человека с душой природы. В поэзии Николая Рыленкова хорошо видна интеллигентность, которая не отрицает своего крестьянского происхождения и ценит народные традиции, язык, взгляд на жизнь, по-крестьянски сдержанна и немногословна. Николай Рыленков ставит на первое место типовые, природные, а не субъективно-личностные поэтические ценности. Его самобытность заключается не в утверждении о собственной неповторимости, а в подборе по-настоящему свежих, естественных слов, убеждающих своей сердечностью и искренностью. В самом начале своего творческого пути Николай Рыленков обнаружил, что изощренность образов и стиля способна поразить и на время захватить читателя своей экстравагантностью, однако при этом не способна принять участие в строительстве человеческой души. В поисках истины о предназначении поэзии Николай Рыленков обратился к произведениям классиков, чтобы понять тайны их вечно актуальных строк. 

К 1940 году лирика Николая Рыленкова приобрела зрелые черты. Поэт овладел искусством соединения в своих лирических стихотворениях бытовых тем с философскими, «земного» с «небесным», простонародных словечек с высоким книжным словом.

Николай Рыленков участвовал в Великой Отечественной войне. На фронте он продолжал писать лирические стихотворения, уделяя внимание не столько описанию батальных сцен, сколько описанию настроения и чувств солдата. Стихотворения Николая Рыленкова, написанные в годы войны, продолжали традиции его довоенной лирики. На фронте поэт видел то, чего не замечали другие, следящие за масштабными, героическими событиями: комбата, читающего «Илиаду» в землянке, зверобой и кукушкин сон, растущие у переправы, запах костра, слезы не по годам взрослого мальчика, совершившего подвиг. В 1945 году Николай Рыленков вступил в КПСС.

В шестидесятые годы он вошёл как мастер, обладающий широким поэтическим инструментарием. В этот период он в полную силу раскрыл свой талант в пейзажной и любовной лирике. Он проникновенно воспевал красоту природы России и своей родной Смоленщины. Книги Николая Рыленкова этих лет, такие как «Рябиновый свет», «Корни и листья», «Пятое время года», «Жажда», «Снежница», отличались истинной самобытностью и высочайшей поэтической культурой. Позднее творчество Николая Рыленкова основывалось на многолетнем жизненном опыте и глубоких знаниях жизни и поэтического мастерства. В своей «Автобиографии» Николай Рыленков писал: «В последние годы я вернулся к своим прежним, мирным лирическим темам, но вернулся уже с другим подходом — обогащенный суровым опытом».

Известнен нам период в творчестве поэта, который связан с селом Слобода (ныне Пржевальское). Красота здешней природы производила сильное впечатление на Рыленкова. Именно здесь ему было спокойно и, как сейчас говорят, комфортно. Несколько раз, посещая эти края, он всё больше наслаждался и проникался озёрами, лесами, полями. В 1966 году Н.Рыленков приобрел дом на улице «Набережной». В нём, в его кабинете было написано 87 поэтических произведений, два поэтических этюда, книга «На озере Сапшо», четыре новеллы, один рассказ, статьи в газеты «Правда», «Литературная газета» о писателях – классиках и современниках. Можно сказать, что, работая здесь, Н.Рыленков подводит некоторую черту – итог своего творчества.

Пребывание в Слободе – Пржевальском - это большой пласт не только в биографии и творчестве поэта, но и в судьбе моей страны, которая складывается из жизни и творчества её Граждан.

Николая Ивановича Рыленкова интересовала жизнь, активно происходящая вокруг, он не сидел взаперти у себя в кабинете. Н. Рыленков интересовался делами сельского хозяйства, бывал на полях, на фермах, беседовал с работниками. Тогда было трудное и странное время: нельзя было заготовить сена для своего подворья по разным причинам, от этого страдали и государственные бурёнки, и личные. Не праздное любопытство посылало поэта на тракторный стан или ферму, свои наблюдения и перегибы в управлении сельским трудом он выразил в гневном письме в газету, нашли они и отражение в стихах, резко звучавших и обличавших случайных в сельском хозяйстве правителей.

В одном человеке с большим любящим сердцем соединились Поэзия и Гражданская позиция.

. Краткая биография Анатолия Николаевича Рыленкова.

Изучив литературу о Николае Ивановиче Рыленкове, я ещё больше заинтересовалась его судьбой и творчеством.

Летом 2018 года внучка Рыленкова Галина Анатольевна передала в школьный музей портрет поэта, нарисованный углём, некоторые воспоминания его сына Анатолия. Для меня открылась ещё одна страница жизни поэта – его сын, который тоже бывал на даче в Слободе (об этом говорят фотографии тех лет). Я узнала, что Анатолий Рыленков тоже был поэтом.

Летом 1929 года в деревне Ломня, что в Рославльском (а ранее Екимовичском) районе , появился на свет Анатолий Рыленков, будущий поэт и прозаик. Необходимо сразу оговориться: при его жизни с литературно – художественной стороны он был малоизвестен.

Трудное военное детство, гибель матери на глазах сына (она подорвалась на мине в 1943г), только закалили характер Анатолия, усилили его желание связать свою жизнь с литературой. Всего в жизни он добивался сам. Когда наступали моменты особенно трудные, когда, казалось, уже не хватало сил доводить работу до конца, он осмеливался в своих письмах к отцу, уже известному поэту, выразить недовольство тем, что нет от него помощи, то получал очень строгие отповеди, отрезвляющие и дающие новый стимул к продолжению научно-исследовательских трудов.

Анатолий Рыленков учился в Московском областном педагогическом институте им. Н. Крупской. По распределению молодой специалист попадает в Городковскую школу Бурято – Монгольской автономной республики. Четыре года спустя он возвращается на Смоленщину. Здесь он работает сначала директором Ромодановской школы, но чувствует, что административная работа – это не его стезя. Позднее Анатолий Николаевич работает учителем русского языка и литературы в Шумячской средней школе. Потом пришлось поработать завучем, инспектором роно, инструктором идеологического отдела райкома партии.

Считается, что этот отрезок времени стал самым плодовитым в области создания литературных произведений. Несмотря на то, что отец Анатолия, поэт Николай Рыленков, запрещал ему писать стихи, мотивируя это тем, что один поэт Рыленков уже есть, Анатолий не мог противиться тому, что было дано ему свыше и просилось на бумагу.

Погружение в мир литературы подвигло молодого специалиста на поступление в аспирантуру в Москве. Молодой талантливый человек увлёкся

творчеством И.С. Соколова – Микитова, написал и защитил диссертацию по этой теме.

В качестве выпускника аспирантуры он получил направление в Кемеровский институт культуры, где и проработал проректором в течение 7 лет. Потом была работа проректора в Карачаево – Черкесском педагогическом институте и в 1980 году Анатолий Рыленков становится доцентом Смоленского педагогического института. Дипломированный специалист, кандидат наук и доцент, Анатолий Рыленков проработал в СГПИ 16 лет. В ноябре 1996 года его стало из-за тяжёлой болезни.

Литературное наследство А.Н. Рыленкова – это стихотворения о родной природе, малой родине, о местах, привлекших его в своё время в Сибири, в Ставропольском крае. Нельзя сказать, что его стихи – это стихи о деревне и только. В них есть и городские мотивы

Они же звучат и в прозе, где события пропущены через детское сознание. В прозе А. Рыленкова звучит тревога от надвигающейся войны, он рассказывает о коллективизации в деревне. Все сюжеты и большинство героев – это конкретные случаи из жизни автора, конкретные люди, когда-то его окружавшие. Творчество Анатолия Рыленкова очень искренне, простотой, подкупающей правдивостью.

В 1997 году стараниями супруги Анатолия Николаевича и его коллег по институту была выпущена книга под названием «От всей души»

Читая его стихотворения (а их в книге 118), волей-неволей слышишь некую перекличку с творчеством отца – Николая Рыленкова. Сельский пейзаж включает в себя буйство разнотравья, цветов и других красот сельского пейзажа.

Необходимо оговорить тот момент, что перекличка в творчестве отца и сына не должна умалять творческие способности последнего. Такое случается и в творчестве других поэтов.

Кроме пейзажных «перекличек», можно отметить ещё и тему искусства, литературы. Видимо, поэтому Рыленков-старший не разрешал сыну печататься, желая оградить его от подражательства. Но, ознакомившись с творчеством Анатолия Рыленкова, я могу сказать, что оно характеризует поэта как человека талантливого, доброго, сострадательного, энергичного. К сожалению, его духовной энергии не суждено было раскрыться в полной мере в его стихах и прозе.

Соприкосновение двух талантов в поэзии, интерпретация стихотворений двух авторов.

В своих поэтических произведениях Н.Рыленков воспевает красоту и скромность природы родного края. Некоторые его стихотворения посвящены историческим деятелям, композиторам, поэтам, писателям. Эти произведения создают неповторимый образ истории и культуры нашей страны.

«Поэзия Н.И.Рыленкова несет в лучших своих образах наш аромат поля и луга, звон лесного ручья и шелест придорожного татарника, журавлиный крик осенних перелесков и деловитое бормотание весенней реки…»,-так в своей статье охарактеризовал поэзию Рыленкова Виктор Кочатков.

И действительно, если присмотреться, то можем увидеть, что она несет образ Родины и способствует сохранению в нас отечества.

Важная часть творчества Н.Рыленкова- его пейзажная лирика. Она воплотила в себе необходимое и прекрасное чувство природы, а так же любовь к её звука и краскам. В его стихах мы можем заметить всю красоту полей, лугов, озер, лесов и смену времен года.

Природа полёлка Пржевальское отзывалась в душе поэта всегда, она наполняла его пониманием того,что вся она – единое целое. На берегах озера Сапшо Рыленков видел аистов, таких дорогих и близких, потому что напоминали о детстве, о родных краях в Тюнинской волости Рославльского уезда. Воспоминания о детстве, размышления о пройденно пути легли в основу трогательного стихотворение «Аист»

АИСТ

И вот стою на острове зелёном

У сказочного озера Сапшо

И аиста приветствую поклоном,

И на душе, как в детстве, хорошо


Н.И.Рыленков очень любил природу и однажды, собравшись за дарами леса в Куров Бор, он обнаружил, что сосновый бор вырублен, безжалостность и халатность этого происшествия потрясли автора, который не смог даже продолжать начатое. Его возмущению не было конца « … не могу видеть всего этого варварства вокруг» Рассерженный, он долго не мог прийти в себя и уехал домой. Об этом с болью говорят эти строчки:

Борьба с природой? Нет, и не страшно слышать это.

Борьбу ведут с врагом, а нам природа-мать

Николай Рыленков отдавал предпочтение из всех времён года весне. У него образ весны и лирический, и материальный одновременно. Для него было важно не пропустить «праздник первых цветов, первых песен». Этот «весенний праздник, чтоб до поры душой не постареть» воспринимается читателем восторженно. Читая строки:

…только с тобой

Мне земная краса раскрывается

И понятней становится

Русской природы душа!,

Понимаешь, что лучше весны и природы родного края весной нет.

Если мы сравним его с Анатолием Рыленковым (его сыном), то у него в стихотворении «Наша весна» звучит похожий мотив: всё просыпается, душа человека жаждет перемен, она откликается на зов весны, которая может дать человеку всё:

Всё равно никуда мне не деться,

От себя не уйти никуда.

Будут в озеро звёзды глядеться

И мигать, и мигать до утра.

Следующая тема, любимая обоими поэтами, - тема русской красавицы – берёзки. Берёзка сопровождает любого русского человека с детства, недаром её считают символом Родины. Вот, что пишет Николай Рыленков в стихотворении «Весны наперсница – берёзка»:

Не зря подростками

Косили травы мы

Да под берёзами,

Да под кудрявыми.

Анатолий Рыленков видит берёзку стройной девушкой:

Сбежали берёзки с пригорка к реке,

По-девичьи, шумной толпою,

У каждой берёзы – платочек в руке,

Белый платочек с зелёной каймою.

Отец называл родную Смоленщину берёзовым краем. Ему вторит Николай:

В краю застенчивых берёз

И приднепровских зорь

Я босоногим парнем рос,

Мужая исподволь.

Смоленщина – один из главных образов обоих поэтов. Этот образ складывается не только из пейзажей, но и быта и трудовых будней людей.Есть у отца и сына стихи, посвящённые знаменитым людям. Например, у Н.Рыленкова – это стихи, посвящённые Глинке М., Ф Коню.

У Анатолия – скульптору С.Т. Конёнкову, произведениям искусства – картине И. Репина.

Такая параллель, возможно, сердила старшего Рыленкова, он запрещал Анатолию печататься, и тот, выполнял наказ отца. Но сердцу не прикажешь и вот, что происходит с поэтом:

Чуть стал я с рифмами знаком-

С тех пор покоя нет,

С тех пор за письменным столом

Встречаю я рассвет.

И каждый раз, когда сажусь

За стол я у окна,

Боюсь, до ужаса боюсь

Я белого листа.

Я от него бежать хочу,

Но некуда бежать,

И я от ярости кричу,

Готов его порвать.

Но я за стол опять сажусь

Подальше от дверей…

Я каждый раз листа боюсь-

Как совести своей

Анатолий Рыленков проникновенно говорит о природе в стихотворении «Ах вы, росы, медовые росы…»

Восклицания лирического героя говорят о том, что дух захватывает у него и у всех, кто знает крестьянский труд не понаслышке, кто сам вставал хоть когда-нибудь спозаранку, чтобы успеть на сенокос по росе. Лирический герой испытывает радость от труда, но его переполняет ещё чувство молодости, тайны свидания (не случайно в лугах на покосах мы теряем душевный покой). В свидетели он «берёт» росы, на виду у которых всё происходит. Край, где живёт герой – песенный. Это и звон кос на лугу, и переливы соловьиных песен. У молодого героя стихотворения смутно зреет любовь к девушке, ведь в рисунке сенокоса он видит девичьи косы. Стихотворение очень красочное (медовые росы, пожар на полнеба от зари). Молодого человека постоянно охватывает то грусть, то неведомая сладость. Наверное, с первой влюблённостью приходит жизненный опыт, начинается взросление.

Ах вы, росы, медовые росы,

Как пожар, на полнеба заря.

И дымятся, дымятся прокосы

За широкой спиной косаря.

Ах, вы росы, медовые росы…

Суматошное время страды.

Как звенят, как поют наши косы

До далёкой вечерней звезды.

Ах вы, росы, медовые росы,

Ах ты, песенный край луговой!

Не случайно в лугах на покосах

Мы теряем душевный покой.

…Ах вы, росы. Медовые росы.

Непонятная грусть за душой…

Ах, покосы, как девичьи косы.

Что вы сделали только со мной.

Тема покоса, красоты природы, крестьянского труда может перекликаться с идентичными темами других поэтов. Но в данном случае мы видим, что это самостоятельный талантливый голос в поэзии.

Рассвет на реке

Едва заметною полоской

Чуть опоясался восток.

Луной облитая берёзка

Бросает тень наискосок.

Вода в реке дымится паром,

Избытком пряного тепла.

С каким-то юношеским жаром

Зовут подруг перепела.

И пахнет утренней росою,

Осокой, прелью луговой,

И пахнет тёплою рекою

И свежей сочною травой…

Очень наблюдательный человек мог из обычного описания утреннего пейзажа создать лирическое стихотворение. Читая эти строки, начинаешь ощущать прохладу раннего утра, когда луна ещё светит и отражается в белом стволе берёзки. Вода, остывая, отдаёт часть себя паром. Робко начинается день узким солнечным пояском над горизонтом.

Перемешивая обратный порядок слов с прямым порядком слов соседних предложений, автор создаёт иллюзию простого и спокойного рассказа о том, что он видит и ощущает, передавая своё состояние читателю. Автор – человек, очарованный родной природой поэтизирует мир вокруг себя.

И закончить рассказ о творчестве А.Рыленкова и о нём самом, как человеке хочу стихотворением «Призвание»

Все тонкие запахи лета

Открыла мне с детства природа:

И росную щедрость рассвета,

И музыку песен народа,

И краски поры листопада,

И первую трель соловья…

Я знаю, что это - награда.

И знаю, что это – моя.

Открытая рана сквозная,

Что ежесекундно болит,

Но если росинка живая

Неловкий мой стих посетит –

Мне большего счастья не надо,

Не надо мне жизни иной,

Чем быть открывателем клада,

Совсем потерявшим покой.

Само название стихотворения говорит о том, что как бы ни противился автор, а призвание у него есть, оно дано свыше. Стихи зреют в душе, навеянные родным краем. Даются они иногда нелегко. Видимо, автор противоречит слову, данному им когда-то отцу, стихи не печатать. Но они здесь, в душе, и это открытая рана. С другой стороны автор не жалеет о своём даре, он говорит о том, что ему все родное, каждая росинка – для него радость. Повторяющиеся в начале строк союз «и» усиливает объем окружающего мира: и росинка, и песни, и соловьиная трель, - всё это стихи. Автор благодарен судьбе за свой дар, противиться которому он не в силах.

Заключение

Поэзия признанного и известного поэта Николая Ивановича Рыленкова и его сына, малоизвестного в литературных кругах, Анатолия Николаевича Рыленкова несёт в себе мелодию лесного ручейка, аромат луговых цветов, каждый шорох природных явлений. Эта поэзия несёт в себе образ Родины. Существует выражение: «Поэзия способствует сохранению отечества в нас самих». Поэзия Рыленковых способствует сохранению в нас отечества и поэтому имеет право быть нам известной и рассчитывать на наше внимание.

Анатолий Рыленков ведёт рассказ о своём отце на мероприятии, посвящённом 100-летию поэта.

Спасибо за внимание


написать администратору сайта