Главная страница

Диссертация развитие учебных навыков. Уроке иностранного языка 6 Требования фгос на уроке иностранного языка в 56классах 6


Скачать 0.68 Mb.
НазваниеУроке иностранного языка 6 Требования фгос на уроке иностранного языка в 56классах 6
АнкорДиссертация развитие учебных навыков
Дата23.05.2023
Размер0.68 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаedukov-dissertaciya.docx
ТипУрок
#1153447
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Выводы по главе 1




Анализ правовой и психолого-педагогической литературы, затрагивающей лексическую сторону речи, позволил определить, что тренировка лексического навыка способствует формированию лексической компетенции, что благоприятно сказывается на формировании лингвистической компетенции. Лингвистическая компетенция, в свою очередь, выступает необходимым залогом сформированности коммуникативной компетенции. Таким образом, слово становится начальной точкой овладения иностранным языком и общением в широком смысле.

Для успешного построения урока педагогу необходимо ознакомиться с теорией и методикой обучения иностранному языку. Для этого следует получить подробное представление шести этапах работы над словом при формировании лексического навыка, о принципах обучения иностранному языку и о том, как эти принципы могут быть реализованы в работе над лексикой. Одновременно с устоявшейся методикой обучения лексике могут применяться ИКТ-технологии, позволяющие интенсифицировать процесс обучения.

Только названное явление обретает субъектность, поэтому следующим действием теоретически подготовленного педагога должно стать формулирование и проговаривание трудностей, с которыми он сталкивается на уроке при обучении лексике. Мы обозначили для себя ряд трудностей, с которыми планируем справиться, среди которых были выделены прочность хранения информации в памяти, объём и качество наглядного материала при семантизации новой лексики, необходимость разработки методики внедрения новых технологий в процесс обучения.

Было принято решение направить силы на преодоление обозначенных трудностей путём интенсивного внедрения информационно- коммуникационных технологий в урок иностранного языка и с последующей оценкой успешности данного решения.
Глава 2. Экспериментальное исследование по применению информационно-коммуникационных технологий в работе над лексикой на уроке иностранного языка


    1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 5-6 классов и анализ УМК «Английский язык» (авторы: Ю.А. Комарова,

И.В. Ларионова, К. Грейнджер)
Приступая к практической части исследования, стоит начать со сведений об обучающихся и об устоявшемся процессе обучения иностранному языку в школе, в который мы планировали внести изменения. На протяжении двух лет мы работали с обучающимися 5-6 классов возрастом 10-12 лет, которые, придя в пятый класс после начальной школы, обладали рядом психолого-физиологических особенностей.

Обучающиеся находились в начале своего подросткового возраста, при этом у них начинало развиваться логическое и рефлексивное мышление, которое отличается высокой степенью интеллектуальной активности. Подростки, по нашим наблюдениям, на уроках иностранного языка были больше заинтересованы в выполнении практических заданий, где происходит опора на наглядно-действенное мышление.

Подростки охотнее запоминали конкретные факты и примеры, обходя теоретические вопросы стороной, считая их скучными. Это приводило к замедлению абстрактного мышления, что могло сказываться на интересе к обучению и академической успеваемости.

Несмотря на превалирующую роль непроизвольного внимания при обучении в начальной школе, в подростковом возрасте происходит развитие произвольного —обучающиеся уже могут отвлечься от заинтересовавшего их объекта и сосредоточиться на решении задач [Палагина, 2005].

Процесс запоминания в возрасте 10-12 лет характеризуется следующи- ми изменениями: происходит развитие преимущественно словесно-логиче- ского и произвольного видов памяти, увеличивается объем и быстрота запо-

минания информации. Появление новых предметов в средней школе подразу- мевает увеличение количества информации, которую нужно запомнить меха- нически. В результате, многие подростков жалуются на плохую память [Не- мов, 2014].

Несмотря на развитие словесно-логического и произвольного видов памяти, обучение иностранному языку всё ещё может опираться на прочие виды памяти, которые развивались на начальном этапе обучения в школе, и с набором которых обучающийся переходит в пятый класс, становясь подростком. По нашему мнению, учитель должен прибегать к любым методам и средствам для того, чтобы обучающийся смог сохранить в памяти новые лексические единицы и, по возможности, не забывать уже усвоенные. Для этого желательно активировать все виды памяти, такие как моторная, эмоциональная, образная и вербальная память [Блонский, 1964].

Учебно-методический комплекс (УМК), с которым мы работали в 5 и 6 классах, назывался «Английский язык», был разработан Ю.А. Комаровой, И.В, Ларионовой и К. Грейнджер и выпущен издательством «Русское слово».

Каждый из разделов учебника состоит из нескольких подразделов, среди которых четыре темы для построения восьми комбинированных уроков (одна из тем имеет лингвострановедческую направленность), один объёмный текст для чтения с полным пониманием и одна тема для построения урока по формату «предметно-языковое интегрированное обучение» (CLIL). Также каждому разделу предшествует ознакомительная викторина, а завершают краткий справочник по разделу и тест по пройденному материалу.

Учебник определённо был современным и обладал рядом преимуществ: включал разнообразие видов наглядного материала (аудиоматериалы, песни, фото и изображения, таблицы и карты); содержал различные виды упражнений; сбалансированная проработка всех видов речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование); был снабжён справочным материалом и словарём. Однако мы всё равно столкнулись с

рядом неудобств при работе с УМК:

  • Высокий по сравнению с начальной школой объём лексического материала к запоминанию;

  • Отсутствие мультимедийного материала, невозможность работать с содержанием учебника в интернете и на мобильном устройстве;

  • Невозможность честных способов самоконтроля правильности выполнения домашних заданий (нет ключей с проверкой);

  • Слишком редкие (раз в два-три месяца), но при этом объёмные по материалу уроки повторения изученного;

  • Отсутствие ясного алгоритма подготовки к промежуточному тестированию для обучающихся, пропускающих уроки по болезни.

В попытках решить возникшие перед нами проблемы мы обратились к помощи информационно-коммуникационных технологий, протестировали работу ряда интернет-сервисов для обучения иностранному языку и искали способы внедрения таких сервисов в содержание урока, исследовали потенциал таких сервисов в построении элементов автономного и дистанционного обучения.

    1. Возможности интернет-сервисов для обучения иностранному языку Наш опыт использования различных веб-сервисов для тренировки лек-

сического навыка на уроках английского языка распространился на два учеб- ных года, 2017-2018 и 2018-2019.

Сперва мы искали сервис, который позволил бы расширить словарный запас обучающихся, при этом использовал бы несколько видов наглядного материала (хотя бы изобразительный и звуковой) и имел бы элементы интер- активности. На первых порах мы использовали сервис BaBaDum, который от- вечал первоначальным критериям нашего поиска. К тому же сервис мог быть использован на смартфонах обучающихся, поскольку нетребователен к техни-

ческим характеристикам смартфона и легко и корректно запускается во вкладке браузера.

BaBaDum представляет собой сайт-игру с выбором одного из 22 до- ступных для изучения языков, который позволяет знакомиться с новой лекси- кой или закреплять её, если она уже знакома. При этом используется беспере- водной способ работы с лексикой. На сайте представлены пять режимов од- ной и той же игры-викторины с использованием изображений, лексических единиц (ЛЕ) в текстовом, звуковом форматах:

  • четыре изображения одна ЛЕ в виде текста;

  • четыре изображения одна ЛЕ, произнесённое диктором (без текста);

  • четыре ЛЕ одно изображение;

  • одно изображение — перемешанный набор букв для составления слова (плюс ещё несколько «лишних» букв);

  • режим «рандом» — чередование предыдущих четырех режимов в слу- чайном порядке.

Несмотря на разнообразие режимов, приятный графический стиль сайта и простоту в использовании, он не рассматривался нами как сервис, ко- торый может быть использован на «длинной дистанции» при работе с лекси- кой.

Минусы BaBaDum: лексические единицы на сайте не объединены в те- матические блоки, нельзя посмотреть выученные ЛЕ в одном месте (конечно, можно записывать новые ЛЕ в бумажный словарик, но интерес к сайту мгно- венно снизится), нет возможности использовать метод интервального повто- рения слов, поэтому они будут забываться.

Плюсы BaBaDum: можно использовать для разнообразия урока при низких временных затратах (достаточно даже 5 минут); применение сервиса в качестве отдыха, если урок будет построен в формате «работа по станциям»; сервис способен усилить интерес к другим иностранным языкам, среди кото-

рых популярны французский, немецкий, украинский, итальянский, ис- панский и другие.

В определённый момент мы получили возможность вести в школе фа- культативные занятия по английскому языку объёмом 1 час в неделю. В каче- стве названия для факультатива мы остановились на варианте «Интернет- кафе: “Мы из Англии”». В качестве посетителей приглашались ученики 5-6 классов; обычно на занятиях присутствовало от 8 до 15 человек. Кабинет для занятий был оборудован wi-fi роутером, проектором и экраном для него, компьютером для учителя и 15 ноутбуками для обучающихся.

Наличие урока продолжительностью 40 минут, который можно целиком посвятить изучению и тренировке языка с помощью всех доступных техниче- ских средств, позволило нам поработать с более функциональными веб-сер- висами, затратным по времени и концентрации. Несколько занятий было от- ведено погружению в сервисDuolingo.

В Duolingo реализованы принципы дистанционного и модульного обу- чения. Обучающиеся могли под нашим руководством (а также самостоятель- но дома) освоить интересующую лексическую и грамматическую тему. Контент, как и в BaBaDum, полностью составлен разработчиками сервиса, и у пользователя нет возможности создавать собственные модули. В отличие от BaBaDum, лексический и грамматический материал структурирован по тема- тическим категориям. В начале своего использования сервис подойдёт для на- чинающих, обучение строится «от простого к сложному».

С участниками факультативного занятия мы успели завершить началь- ные модули «основы 1», «основы 2», «этикет», «еда», «животные», «множе- ственное число», «притяжательная форма», «местоимения». Перейти к следу- ющему модулю можно только после завершения предыдущего. Поскольку каждый обучающийся продвигался в своём собственном темпе с использова- нием личного аккаунта, некоторые студенты успели освоить модули «оде- жда», «семья», «даты и время», «вопросы», «союзы» и другие. В определен-

ный момент нам пришлось остановить занятия с сервисом, поскольку матери-

ал для изучения значительно опережала программу 5-6 классов. Некоторые студенты продолжили использовать сервис дома; мы смогли наблюдать за их прогрессом дистанционно. В конце концов, нами были выделены как досто- инства, так и недостатки сервиса.

Минусы Duolingo: через некоторое время материал становится сильно сложнее; необходимость концентрироваться как минимум 15-25 минут во время учебного сеанса, что не соответствует возрастным особенностям детей 10-12 лет и с трудом умещается в ограниченное время не факультативного за- нятия; малое количество визуального наглядного материала.

Плюсы Duolingo: представлены все виды речевой деятельности письмо, чтение, говорение, аудирование; учитель в личном кабинете на сайте может видеть прогресс каждого участника «виртуального класса»; наличие чёткой модульной структуры; пользователю периодически предлагается иг- рать в режим повторения.

После того как нам стало понятно, сколько времени достаточно посети- телям факультатива, чтобы сохранять интерес к сервису и поддерживать необходимый уровень концентрации на занятии, мы решили использовать веб-сервисы не только на факультативных занятиях, но и в повседневности, на уроке иностранного языка.

Была поставлена задача найти сервис, который восполнял бы слабые стороны опробованных ранее BaBaDum и Duolingo и позволял: самостоятель- но создавать учебные модули, соответствующие интересам обучающихся; ис- пользовать не только индивидуальную, но и групповую форму работы на уро- ке; сопровождать занятие достаточным количеством визуального наглядного материала. Этим требованиям удовлетворял сервис геймифицикации обуче- ния «Kahoot!».

«Kahoot!» позволяет внедрить в обучение игровой и соревновательный компоненты. «Kahoot!» целесообразней всего использовать для повторения и закрепления лексического, грамматического или лингвострановедческого ма-

териала с помощью тестов и викторин, заранее созданных преподавателем

или другими пользователями сервиса. После каждого вопроса викторины ко- мандам, парам или индивидуальным игрокам демонстрируется правильный ответ и индивидуальный прогресс, количество набранных баллов.

При использовании «Kahoot!» мы не создавали собственные виктори- ны, а пользовались уже готовыми, которые находили через поиск по базе мо- дулей, загруженных пользователями. База тестов и викторин сайта очень бо- гатая, поэтому найти игры на некоторые из тем, пройденных нами ранее, не составило труда. Среди использованных нами викторин встречались темы

«World Languages», «Flags», «School Subjects», «Comparing Animals».

Игровое обучение, при котором обучающиеся взаимодействуют друг с другом, стало для нас отличной педагогической практикой. А элементы гей- мификации позволили вовлечь обучающихся в совместную работу по реше- нию проблем, способствовало критическому мышление. Так же, как и в слу- чае с BaBaDum и Duolingo, веб-сервис показал одновременно и преимуще- ства, и недостатки.

Минусы «Kahoot!»: недостаточно разнообразные режимы, сервис не подойдёт для системного обучения.

Плюсы «Kahoot!»: оптимальное время использования, подходящее для урока (достаточно 5-10 минут); большая база готовых тестов и викторин; сов- местная работа; соревновательность.

По результатам использования трёх различных сервисов для обучения иностранному языку нами были окончательно сформулированы требования к сервису, который помогал бы нам справиться с трудностями, возникающими при обучении лексической стороне речи, и максимально удовлетворял бы на- шим потребностям, среди которых:

    • возможность для учителя создать собственный учебный модуль;

    • задействование всех видов речевой деятельности в различных ви- дах лексических упражнений;

    • задействование не менее трёх видов представления одной и той

же лексической единицы (текст, изображение, звук);

    • возможность провести полноценную учебную сессию за 10-15 минут как в классе, так и дома;

    • возможность учителя дистанционно наблюдать за прогрессом каждого из обучающихся;

    • возможность обучающихся взаимодействовать с другими участ- никами курса;

    • наличие режима повторения трудных, плохо усвоенных слов;

    • возможность обзора всего материал курса в одном месте до нача- ла обучения, во время работы с модулем и по завершении модуля;

После того как мы изучили функционал следующего веб-сервиса, Qui- zlet, а также опробовали его в действии, мы обнаружили, что он в полной мере удовлетворяет нашим потребностям. Впоследствии в течение двух летQuizlet был регулярно использован обучающимися на уроках и дома. Обу- чающиеся осваивали пять учебных модулей, подкрепляющих материал из учебно-методического комплекса. О создании этих модулей и методике рабо- ты с ними речь пойдёт в следующем параграфе. Также мы сравнили возмож- ности опробованных нами веб-сервисов в наглядном виде [Приложение В]


    1. Опыт работы с интернет-сервисом QUIZLET и создания электронного модуля с учебными материалами


Перед тем, как исследовать возможностиQuizlet, попробуем подобрать термин для обозначения этого сайта. Опираться будем на данные официаль- ного сайта, обзоры прессы и статьи педагогов, пользующихся Quizlet.

Создатели Quizlet в разделе сайта «наша компания и цели» определяют свой продукт как «самое большое онлайн-сообщество учеников и учителей в мире» и приводят данные о том, что с их учебными модулям каждый месяц работают более 50 миллионов учащихся из 130 стран мира. Самих же моду- лей насчитывается более 300 миллионов [Quizlet: наша компания и цели,

электронный ресурс]. В разделе об истории создания упоминается, чтоQuizlet был создан более 10 лет назад Эндрю Сутерлендом, которому необходимо было «средство для подготовки к школьному тесту по французской лексике» («а tool to help him study for a French vocabulary test»).

В обзоре зарубежного интернет-журнала PCmag сайтQuizlet определя- ется как платформа для заучивания наизусть («a platform for rote learning»), а также характеризуется как простой, направленный на пользователя онлайн- инструмент для обучения («a simple, user-centric online tool for studying») [Quizlet Review by By William Fenton and Jill Duffy].

Отечественные авторы называютQuizlet «онлайн-сервисом для созда- ния и применения флеш-карточек и обучающих игр» [Заславская, электрон- ный ресурс], а также «сервисом Web 2.0» [Иванова, Ахметшина, 2017].

Несмотря на то, что в приложениях Quizlet для мобильных платформ Android и iOS существует оффлайн-режим, не требующий подключения к ин- тернету, основной функционал Quizlet раскрывается именно через подключе- ние онлайн. Поэтому обозначим Quizlet как «интернет-сервис», или синони- мичными ему терминами «онлайн-сервис», «веб-сервис», или просто «сер- вис», сознательно убирая избыточную приставку «Web 2.0», используемую в методической литературе, поскольку на сегодняшний день подавляющее большинство сайтов и так являются представителями данного этапа развития всемирной паутины.

Интернет-сервис имеет определённую популярность среди исследова- телей, учителей иностранного языка и учителей других предметов. В научно- методической литературеQuizlet освещается в ряде публикаций и часто вхо- дит в подборки web-приложений для обучения иностранному языку [Бурен- кова, 2014; Вельдина, Мамелева, 2018; Гузь, 2017; Печинская, Степанова,

2015; Климентьев, Климентьева, 2018; Хардинг, 2017; Krasnova, Mikeladze, Laine, 2014; Lysunets, Bogoryad, 2015]. Некоторые исследования посвящены тщательному описанию функционала и возможностей Quizlet [Авраменко,

Шевченко, 2017; Байтурсунова, 2018; Кушнір, 2019]. Поиск публикаций, в ко-

торых описывался бы практический аспект использования веб-сервиса и ана- лизировался бы результат примененияQuizlet на уроках, дал весьма скромные результаты [Абсалямова, 2016].

Прежде всего в Quizlet нас привлекли понятный интерфейс, возмож- ность создавать собственные модули, разнообразие режимов обучения. Режи- мы обучения разделяются в онлайн сервисе на режимы изучения и игровые режимы. Среди режимов изучения выделены пять:

  • Флеш-карточки (Cards) — создаются учителем с учетом той лексики, которую нужно изучить, закрепить или тренировать. К каждому слову мы старались подобрать изображение из бесплатной базы изображений Quizlet. К каждой карточке можно «привязать» произношение на нескольких языках.

  • Заучивание (Learn)— от обучающегося требуется написать перевод сло- ва или соотнести слово на английском языке и изображение. Во время выполнения режима сервис показывает, сколько слов являются «усво- енными», сколько «знакомыми», и сколько слов ещё только ожидают работы с ними.

  • Правописание(Spell) от пользователя требуется написать слова, кото- рые он слышит. Режим похож на режим Learn, но развивает навык ауди- рования.

  • Письмо (Write) — обучающийся пишет в окно ответа перевод того по- нятия, которое изображено на картинке.

  • Тест (Test) — режим контроля, который состоит из заданий на соответ- ствие, множественный выбор и истинные/ложные высказывания, пись- менный перевод слов. Учитель может изменять параметры теста, чтобы убрать из него, например, изображения или один из типов заданий.

Из всех режимов обучения можно выйти в любом момент и начать ра- боту с другим режимом. Прогресс в досрочно завершенном режиме при этом сохранится. Также особенностью этих режимов является то, что пользователь

может воспользоваться функцией «не знаю ответ». В таком случае будет про- демонстрирован правильный ответ и предложение скопировать или перепеча- тать его в поле ответа. В таком случае слово будет помещено сервисом в раз- ряд сложных и будет чаще демонстрироваться обучающемуся, реализуя тем самым принцип интервального повторения.

Три игровых режима позволяют взаимодействовать со словами в игро- вой форме и набирать очки. По завершении игры можно увидеть своё место на доске достижений и узнать, улучшился ли персональный результат игрока в сравнении с прошлыми попытками:

  • Подбор (Scatter) — игра на соотнесение слова и его эквивалента на иностранном языке. Пользователь должен перетягивать мышкой карточки со словами, «разбросанные» по экрану.

  • Гравитация (Space Gravity) — игрок путешествует по планетам и защи- щает слова от астероидов, прилетающих из открытого космоса. Необхо- димо как можно скорее напечатать перевод слова, чтобы уничтожить астероид. Красные астероиды содержат слова, наиболее сложные для усвоения, исходя из опыта игры конкретного игрока. Если игрок про- пускает красный астероид, игра заканчивается.

  • Игровой режим Live — запускается учителем на уроке и позволяет со- здать команды игроков со случайным составом. Команды соревнуются в форме викторины в рамках одного учебного модуля. В процессе игры развиваются навыки межличностного общения и закрепляется уже изу- ченный материал.

Чтобы раскрыть возможные способы взаимодействия с веб-сервисом Quizlet и подробнее познакомиться с методикой его внедрения на урок ино- странного языка, мы решили описать опыт создания одного учебного модуля и применения его от начала изучения темы и до конца.

Подгруппа 5б класса школы №76 г. Красноярска в 2017-2018 учебном году работала по учебнику Ю.А. Комаровой «Английский язык». С этой под- группой мы впервые решили использовать сервис Quizlet на занятиях.

Поскольку ранее на уроках мы не использовали интернет-сервисы для тренировки лексического навыка, в качестве материала для создания модуля был выбран лексический блок, частично знакомый обучающимся и находя- щийся в их пассивном словарном запасе. Первый модуль на Quizlet мы разра- ботали на основе лексического материала раздела 2 «All about School» упомя- нутого учебника Ю.А. Комаровой. Далее будут детально описаны предприня- тые нами шаги по созданию и внедрению учебного модуля в урок английско- го языка.

      1. Создание модуля. На регистрацию учительского аккаунта, ознакомле- ние с функционалом сайта и создание собственного модуля у нас ушло чуть более часа. С помощью инструментов создания карточек мы создали набора пар «термин — определение»; сервис автоматически предлагал нам выбрать перевод слова, изображение и возможность записать собственное аудиосооб- щение к паре слов. Функция записи голоса доступна только в платной версии сайта или на время пробного периода — в свободной версии, который мы пользовались, аудио к карточкам также добавлялись, но с использованием электронного голоса, впрочем, весьма реалистичного.

Мы включили в модуль три блока лексики раздела 2 «All about School».

A. School Subjects («A Really Busy Day»), B. School Objects («My Big School Bag»), C. Wholefood («My Lunchbox»). Словарь модуля составил 35 терминов.

      1. Предъявление сервиса на уроке. В конце первого занятия, после вве- дения, семантизации, тренировки и активизации 10 слов (блок А) по подтеме

«School Subjects» мы уделили 5 минут знакомству с сервисом Quizletс помо- щью учительского компьютера и экрана с проектором.

Место учителя заняли три ученика, которые по нашей просьбе исследо- вали на глазах у класса три режима: «карточки» (рассмотрено и перевёрнуто

10 карточек с текстом, звуком и изображением), «заучивание» (ученики вы-

полнили 10 заданий по пройденный словам) и «подбор» (ученики по очереди сыграли по разу в игру на соотношение, выявили победителя). Фактически были повторены этапы работы со словом «семантизация» и «тренировка», но с новым наглядным материалом.

В качестве домашнего задания мы попросили класс зарегистрироваться в сервисе (игра без регистрации тоже возможна, но учитель не будет видеть анонимных участников) и тренироваться в трёх режимах, которые были пока- заны на уроке.

      1. Внедрение Quizlet как элемента автономного обучения и элемента модели «перевёрнутого класса». Используя механизм, упомянутый парагра- фом выше, в конце урока мы познакомились с учебными режимами «пись- мо», «правописание» и игровым режимом «гравитация», уделив этому 10 ми- нут. По завершении первого блока лексики мы предложили обучающимся самостоятельно изучить дома второй блок лексики («My Big School Bag») из раздела 2 и прийти на следующий урока уже со знанием новых лексических единиц. Таким образом, задача ввести в свой лексический запас новые едини- цы, придать им значение, сохранить в памяти и сопроводить звуковыми, мо- торными и визуальными образами была предоставлена самим обучающимся.

Мы попросили участников модуля чаще играть в режимы «подбор» и

«гравитация», руководствуясь тем фактом, что в бесплатной версии личного кабинета учитель может видеть результаты обучающихся только в этих режи- мах работы. Познакомившись с таблицей лидеров в «подборе», более попу- лярном из режимов, мы смогли сделать вывод о том, кто справляется с новой лексикой хуже или лучше [приложение 2].

      1. Соревнование в группе. Когда обучающиеся уже полностью освоили все три блока лексики из раздела «All about School» как с помощью УМК, так и посредством Quizlet, мы предложили им поиграть в игру-викторину, режим Quizlet Live. Веб-сервис сгенерировал шестизначный код, который был сооб- щён игрокам. Обучающиеся, пользуясь ноутбуками нашем распоряжении

было 15 ноутбуков, из них мы задействовали 5) и личными смартфонами, зашли по специальной ссылке, ввели код, и сервис разбил их на команды.

Обучающиеся переместились по классу так, чтобы оказаться рядом с членами своей команды; игра началась. Команды соревновались друг с дру- гом в прохождении викторины по изученному модулю. При этом им приходи- лось работать совместно при поиске термина, соответствующего определе- нию, так как ни у одного из них не было всех ответов, приходилось работать с другими членами команды, внося при этом свой вклад по пути к победе.

При закреплении лексики оказалось, что точность важнее скорости, т.к. режим «Live» был строг к ошибкам и необдуманным ответам. Если команда отвечала неправильно несколько раз, ей приходилось начинать игру сначала, предоставляя фору сопернику.

Режиму «Live» в первый раз мы уделили 20 минут от урока. За это вре- мя обучающиеся несколько раз меняли команды согласно инструкциям серви- са Quizlet, вследствие чего им пришлось адаптироваться к новому составу и развивать свои навыки социального взаимодействия. Впоследствии мы игра- ли в режим «Live» ещё несколько раз, но это заняло у нас меньше времени (5- 10 минут). Было принято решение по крайней мере один раз во время изуче- ния нового раздела учебника устраивать соревнования между участниками модуля в таком режиме со сменой нескольких раундов.

      1. Контроль знаний. По окончании работы с разделом «All about School» УМК и соответствующему ему учебным модулем на платформе Qui- zlet мы провели тест с помощью соответствующего режима сервиса. По- скольку у нас не было доступа к расширенной (платной) версии Quizlet, и мы не смогли бы узнать результаты теста дистанционно, было решено провести тест в классе, по очереди вызывая обучающихся к двум ноутбукам. На прохо- ждение теста отводилось не более 7 минут, обучающиеся ждали своей очере- ди, занимаясь работой с текстом из учебника.

Во время тестирования мы субъективно отметили несколько преиму-

ществ такого формата: результаты электронных тестов были достовернее бу-

мажных; обучающиеся во время электронного тестирования демонстрирова- ли меньше признаков стресса, чем при выполнении теста в бумажной форме; учитель не тратил времени на проверку тестов.

Ещё одним инструментом контроля может стать создание виртуального класса на платформе Quizlet и записи в него обучающихся. В таком классе учительсможет оценивать, комментировать результаты обучающихся и сле- дить за их прогрессом. Функция доступна в расширенной версии сервиса, предоставляемой по подписке.

По завершении раздела учебника и электронного модуля мы узнали у обучающихся об их предпочтениях при использовании сервиса Quizlet. Обу- чающимся была предложена анонимная анкета с вопросом: «В каких режи- махQuizlet вам больше всего понравилось проводить время? Отметьте три ва- рианта» (рис. 1). Всего на выбор предлагалось восемь режимов, доступных обучающимся. В опросе приняли участие 13 респондентов, обучающихся в классе.

Можно заметить, что наибольшую положительную реакцию вызвали у обучающихся режим игры в группах «Live» и режим игры «Подбор». Режи- мы, где необходимо было много печатать на клавиатуре, «Гравитация»,

«Письмо», «Заучивание», «Аудирование», были отмечены редко. Можно вы- двинуть предположение о наличии зависимости между продуктивностью ре- жима Quizlet и его популярностью у обучающегося: чем чаще при выполне- нии задания игроку приходится печатать на клавиатуре правильные ответы (такие режимы назовём «продуктивными»), тем менее понравится обучающе- муся режим.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта