Главная страница
Навигация по странице:

  • Методика выявления уровня развития образной речи1

  • Ушакова-О.С-Струнина-Е.М.-Методика-развития-речи-детей-дошкольно. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста Учеб метод пособие для воспитателей


    Скачать 1.09 Mb.
    НазваниеУшакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста Учеб метод пособие для воспитателей
    Дата06.03.2022
    Размер1.09 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУшакова-О.С-Струнина-Е.М.-Методика-развития-речи-детей-дошкольно.pdf
    ТипЛитература
    #384964
    страница22 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24
    МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
    (СНОСКА: Исследование Л.Е Шадриной.)
    Связная речь младших дошкольников имеет свои особенности. Она ситуативна, высказывание предварительно не планируется, а строится по ходу речи. Характер высказываний, их полнота, связность и грамотность зависят от условий общения. К таким условиям авторы относят характер общения, содержание речи, индивидуальные особенности ребенка.
    Для выявления уровня развития связной речи в младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать эти условия, а именно — обследование должно проводиться человеком, который хорошо знаком ребенку, в непринужденной обстановке. Для обследования следует использовать разнообразный материал (картинки, игрушки, личный опыт ребенка), высказывания ребенка должны включаться в деятельность с предлагаемым материалом, обязательна мотивация этой деятельности.

    Связная речь характеризуется наличием смысловых связей между структурными элементами, которые выражаются синтаксически и лексически, поэтому именно этот критерий является основным при оценке детских высказываний. При этом важно учитывать приоритетные линии развития разных сторон речи младших дошкольников.
    Не отрицая важного влияния работы по воспитанию правильного звукопроизношения у малышей для их умственного и речевого развития, необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, дикции, темпа речи, поскольку в этих умениях заложено наиболее важное условие становления связной речи. Работа над интонационной выразительностью речи поможет избежать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность й выразительность высказывания.
    В решении задач формирования словаря на первое место выдвигается работа над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Не умаляя значения работы над расширением словарного запаса, которая происходит в основном при ознакомлении ребенка с окружающим миром, подчеркнем важность качественной работы над словом при создании самостоятельного высказывания. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества речи, как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умений свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел говорящего.
    Работа над грамматической формой слова и предложения, т. е. формирование грамматического строя речи, рассматривается в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся согласовывать имена существительными имена прилагательные в роде, числе, падеже. В дальнейшем это должно привести к правильному употреблению этих форм в связном высказывании.
    Для создания самостоятельного высказывания особое значение приобретает работа над синтаксисом. Здесь на первый план выступает задача обучения правильному построению разных типов предложений, а также способам создания разных типов текстов (описательных и повествовательных), в которых соблюдается общая структура, используются разнообразные средства связей между отдельными предложениями и между частями высказывания.
    Для выявления умений создавать высказывания разных видов детям предлагается: игрушка
    (задание 1), набор игрушек, связанных одним сюжетом, или одна сюжетная игрушка — мишка с букетом цветов, зайка с барабаном и пр. (задание 2), предметная картинка (задание
    3), сюжетная картинка (задание 4), тема для рассказывания из опыта (задание 5).
    Не обязательно все задания предлагать вместе. Обследование должно проводиться в течение нескольких совместных игр взрослого с ребенком. Задание рассказать обязательно мотивируется, например: «Кукла Таня огорчена, кто-то назвал ее некрасивей, но ведь это не так. Давай ее успокоим, расскажем, какая она замечательная»; «Мишутка собирался в гости, но зеркала у него нет, он очень переживает, хорошо ли он выглядит.
    249Давай ему расскажем». Такая мотивация побуждает к описанию объекта, поэтому используется при предъявлении единичных объектов, в заданиях 1 и 2.
    При предъявлении сюжетных игрушек и сюжетных картинок (задания 3 и 4) взрослый просит ребенка рассказать о том, что случилось с героем, маме-зайчихе или доктору
    Айболиту (в зависимости от характера сюжета). Умение рассказывать о себе (задание 5) фиксируется в совместных беседах взрослого с ребенком, причем не обязательно задавать вопросы о том, где был ребенок, что он делал, кого видел, что у него дома есть. Лучше взрослому рассказать о себе — о своей собаке, попугае, приключении в выходной день, о своем путешествии за город. Это вызовет у ребенка желание говорить о себе, причем
    инициатива рассказывания будет принадлежать самому ребенку.
    В силу преимущественного развития диалогической речи у детей этого возраста построить целостное высказывание самостоятельно трехлеткам еще трудно. Поэтому взрослый должен помогать ребенку. При этом лучше использовать не вопросы, а подсказ слова-связки между частями высказывания.
    Задание 1. Ребенку показывают игрушку (котенка) и предлагают рассказать о ней. Задание дается в игровой ситуации. Котенок спрятался, его нужно найти, а затем рассказать про него.
    Взрослый предлагает: «Давай расскажем вместе», — и начинает фразу: «Это... Он... У котенка... Котенок умеет ... Он любит...». Ребенок ее заканчивает. Методика совместного рассказывания позволяет выявить, ориентируется ли ребенок на средства выражения логических связей между предложениями.
    Характеристика ответов:
    1) ребенок заканчивает все предложения, интонационно завершая высказывание;
    2) заканчивает лишь два предложения;
    3) говорит, не обращая внимания на связи.
    Вначале при характеристике ответов даются высказывания высокого уровня, затем Среднего уровня и ниже среднего.
    Аналогично проводится задание 2. Здесь даются две игрушки (котенок и щенок) и выявляется умение строить сюжетный рассказ (повествование). Схема, предложенная
    ^взрослым, уже другая: «Встретились..., стали ... Вдруг... И тогда». Такая помощь позволяет определить, понимают ли дети смысловые связи в тексте, правильно ли отбирают языковые средства для их выражения. Высказывания детей позволяют сделать вывод об особенностях их звукопроизношения, лексики и грамматического строя.
    Остановимся на критериях, характеризующих связность речи:
    § соответствие высказывания теме;
    § структура высказывания (наличие начала, середины, конца);
    § раскрытие микротем (в описаниях);
    § последовательность изложения (в повествованиях). Оценивается также степень самостоятельности ребенка при рассказывании (самостоятельно, с помощью взрослого, невыполнение).
    В соответствии с данными критериями выделяются уровни развития связной речи детей.
    I уровень — высокий. Детские тексты структурно оформлены. Описания достаточно подробны, выделенные признаки объекта характеризуются, используются элементарные средства выразительности (сравнения, определения). Предложения между собой связываются при помощи разнообразных средств (местоимений, лексического повтора, синонимической замены). Повествования имеют четкую логику и последовательность, содержат элементы описания, прямую речь.
    II уровень — достаточный. Описания состоят из двух частей (возможно отсутствие начала или конца). В основной части микротемы раскрываются частично. Между предложениями преобладает цепная связь, выраженная с помощью элементарных средств (местоимения, лексический повтор). В повествованиях также допускается пропуск одной структурной части при обязательном наличии основной. В основной части действия развиваются в целом последовательно, текстовая связность присутствует.
    III уровень — средний. Описания характеризуются композиционной незавершенностью.
    Микротемы. выделяются, но лишь некоторые из них частично раскрываются. Используются
    цепная и формально-сочинительная связи, при доминировании формальной. Повествования не имеют четкой структуры. Нарушается последовательность действий в основной части.
    Наряду с цепной местоименной связью используется и формально-присоединительная связь.
    IV уровень — низкий. Описания и повествования состоят из перечисления отдельных частей объекта или предметов, изображенных на картинках, нескольких действий. Связи преимущественно формальные.
    Данное обследование ярко выявляет индивидуальные различия в развитии связной речи младших дошкольников.
    Таким образом, эти данные свидетельствуют о преобладании к началу четвертого года жизни ситуативной речи. Это выражается в том, что высказывания детей композиционно не завершены, в текстах выделяются в среднем три микротемы, которые, как правило, не раскрываются или раскрываются частично, в большинстве случаев они даже не связаны друг с другом. Это приводит к тому, что последовательность их постоянно нарушается. Между предложениями преобладает, как отмечалось выше, формально-сочинительная связь. В качестве связок дети часто используют союзы, местоимения, наречия. Это позволяет сделать вывод о необходимости использования механизмов развития диалогической речи для формирования разных видов монологической речи.
    Методика выявления уровня развития образной речи1
    (СНОСКА: Исследование H.B. Гавриш.)
    Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно.
    Литературный язык требует к себе постоянного, бережного отношения. Насыщение речи штампами и казенными словами ведет к грамматической неупорядоченности, потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности.
    Накопленная веками сокровищница народного языка богата меткими изречениями, образными словами и словосочетаниями, пословицами, поговорками, фразеологизмами.
    Обогащенная этими языковыми средствами речь любого человека становится выразительной, яркой, живой. Однако добиться этого можно только при условии, если воспитывать интерес к языковому богатству, развивать умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.
    Как известно, становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны) про исходит в период дошкольного детства. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.
    Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки).
    Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что к старшему дошкольному воз расту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла про изведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности.

    В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образ но выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях.
    Поиск путей формирования образности связной речи дошкольников на основе использования разных жанров литера туры, устного народного творчества, фразеологизмов составим основную цель нашего исследования.
    Использование некоторых образных средств в речи дошкольников, случаи включения их в самостоятельное связное высказывание свидетельствуют о необходимости формирования у
    Детей представлений о средствах выразительности и целесообразности их применения в художественном тексте.
    Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности и эмоциональности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной ре чи дошкольников.
    Своей образной сущностью, иносказательностью фразеологизмы сближаются с пословицами и поговорками, художественная сила которых заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, насыщен синонимами, антонимами, сравнениями, в основе многих пословиц лежит метафора. Все это делает их ценнейшим языковым материалом, и этим был определен наш выбор в поиске средств формирования образности речи дошкольников.
    Выявление уровня образности речи детей в самостоятельных связных высказываниях, особенностей восприятия литературных произведений, в том числе малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, фразеологизмов, загадок), можно проводить в виде индивидуальных бесед с каждый ребенком с помощью пяти серий заданий.
    I серия заданий выявляет умение детей придумывать самостоятельно рассказ или сказку, используя выразительные средства. Проверяется, может ли ребенок логически последовательно развивать сюжет, в соответствии с темой, которую он сам выбрал, какие средства выразительности он будет использовать в своем сочинении.
    После вводной беседы о любимых книгах ребенку предлагается придумать рассказ, сказку; дать название высказыванию, определить жанр и объяснить свой выбор.
    Оцениваются представления детей о жанре (сказка, рассказ, стихотворение), умение выбрать тему, развернуть сюжет в логической последовательности; оценку получает также соблюдение композиции (наличие начала, середины, конца) и использование средств художественной выразительности — лексических, синтаксических, стилистических.
    Для значительной части детских сочинений характерно нарушение логической последовательности, композиции текста, несоответствие содержания теме.
    В процессе анализа творческих рассказов выделяется некоторая зависимость между уровнем связности как качественной характеристики текста и уровнем образности.
    В своих связных высказываниях дети используют разнообразные средства образности: синтаксические (назывные и бессоюзные предложения, инверсию, прямую речь, уточнения, повторы), лексические (эпитеты, определения, эмоционально оценочную лексику).
    Метафоры и сравнения не только в рассказах, но и в сказках детей встречаются в единичных случаях. Вместе с тем наблюдаются факты, свидетельствующие о влиянии языка художественных текстов на детские сочинения: дети используют специфические сказочные обороты, выражения.
    Анализ детских сочинений с точки зрения образности показывает существование связи
    между уровнем художественного восприятия литературных произведений и уровнем выразительности творческих рассказов детей.
    II серия заданий направлена на выявление особенностей восприятия детьми литературных произведений разных жанров.
    Детям предлагаются литературные произведения разных жанров: стихотворения А.
    Балонского «В лесу» и И. Бунина «Листопад» (отрывок), рассказ М. Пришвина «Полянка в лесу» (отрывок), сказка «Три поросенка» в обработке СВ. Михалкова. Могут быть и другие произведения, но основным критерием выбора должна быть высокая степень образности, насыщенность средствами художественной выразительности. Задаются вопросы: «Что тебе прочитали? Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение)? О чем говорится в
    ...? Как автор называет ...?»
    Оценивается умение различать жанр, понимать его специфические особенности, определять тему и основное содержание произведения.
    Анализ ответов детей показывает, что у них не сформированы четкие представления о жанровых особенностях литературных произведений. Наиболее близким и понятным детям жанром является сказка. Легче всего дети справляются с выделением и воспроизведением эпитетов. Восприятие и выделение Э тексте сравнений вызывает у них значительные затруднения, а понимание метафоры — самое трудное задание. Другие средства художественной выразительности (метонимия, олицетворение, гипербола) замечаются детьми в редких случаях.
    III серия задании определяет понимание детьми значения фразеологизмов: как в воду опущенный, дать слово, заячья душа, надуть губы, сломя голову, в поте лица, прибавить ходу.
    Сначала каждое выражение дается ребенку в изолированном виде, выясняется, как он его понимает, затем этот же фразеологизм предлагается в контексте. Глубину понимания ребенком фразеологизмов можно проверить через задание: «Придумай предложение или рассказ, в котором кто-то мог бы так сказать». Фиксируются и оцениваются правильные, буквальные, отрицательные ответы, точность словоупотребления, умение придумывать предложения с заданным выражением.
    Анализ особенностей понимания значения фразеологизмов показывает, что значительная часть детей испытывает трудности в восприятии и понимании образного содержания фразеологизмов. Вместе с тем результаты обследования показывают возможность обучения детей осознанию образного содержания и обобщенного значения фразеологизмов.
    IV серия заданий выявляет понимание пословиц: Трусливому зайке и пенек — волк. Едет
    Емеля, да ждать его неделю. Бедному Ванюшке везде одни камушки.
    Ребенку предлагается вспомнить или придумать небольшую историю, в которой кто-то из героев мог сказать такие слова. Пословица дается детям сначала вне текста, а потом в тексте, который облетает ее понимание. При анализе оценивается не только умение объяснить значение пословицы, но и способность включить ее в соответствующую речевую ситуацию.
    Результаты обследования показывают, что детям старшего дошкольного возраста доступно понимание обобщенного значения пословиц.
    V серия заданий выявляет умения детей воспринимать и понимать образное содержание загадок, вычленять средства художественной выразительности из текста загадки. Детям предлагаются три загадки. Читается текст: «За деревьями, за кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара». (Лиса.) Ребенок отгадывает (или нет) загадку, а потом ему задаются вопросы: «Как ты догадался, что это лиса? (Понимание метафоры.) С чем сравнивают лису? Почему лису сравнивают с пламенем? (Выделение сравнений.) Как можно по-другому сказать о лисе? С чем ее можно сравнить?» Оценивается понимание детьми художественного образа, заключенного в загадке, вычленение сравнения,
    эпитетов, осознание метафор.
    Анализ особенностей восприятия детьми разных жанров литературных произведений
    (стихотворения, рассказа, сказки), малых фольклорных форм (загадок, пословиц, поговорок, фразеологизмов) позволяет установить уровни восприятия детьми образной речи. Такое обследование позволяет сделать вывод о том, что важным фактором формирования образности речи детей является взаимосвязь работы на речевых занятиях, в процессе ознакомления с художественной литературой, а также в повседневной жизни. Ознакомление с малыми фольклорными жанрами (загадками, пословицами, поговорками, фразеологизмами), использование специальных упражнений, творческих заданий подводит детей к осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных и жанровых особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в художественном тексте.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта