Доклад Косухиной. Устроение общин, как ответ на вызовы времени
Скачать 32.06 Kb.
|
Ваше Преосвященство, досточтимые отцы, братья и сестры, сегодня я представлю доклад на тему «Устроение общин, как ответ на вызовы времени». Слайд 1 – Название темы Для каждого православного человека слова «община» и «братство» знакомы. «Община» сейчас часто ассоциируется с приходом, и в Уставе РПЦ дается конкретное определение прихода, как с: Слайд 2 - Цитата из Устава Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Епископ Макарий (Опоцкий), создатель целого ряда православных братств в начале XX в, существовавших с некоторыми перерывами на территории России с 1908 по 1941 г., полагал, что община – ядро прихода, т.е. наиболее активные его члены. В этом смысле, община может иметь не только черту принадлежности к определенному приходу, но и качественные характеристики. В 1990-е на волне энтузиазма в нашей стране многие пришли в церковь, известен тот, факт, что люди массово крестились, однако, сейчас многие люди уходят по разным причинам, корень которых кроется в недостаточной воцерковленности (или церковности) человека. Многие на приходах являются по устоявшемуся выражению «захожанами» или «формальными» христианами (данные соцопроса). А современная ситуация в стране и мире порождает новые искушения времени – искушение разделения, увлечение антицерковными настроениями. Сейчас у священника много забот, на его плечи ложится решение множества задач и зачастую не остается времени и сил на заботу обо всех членах прихода. Что же может помочь? Актуализация опыта общинной и братской жизни, накопленного на протяжении всей истории христианства может способствовать противостоянию новым вызовам времени. Общины и братства являются традиционными формами существования церкви, начиная с примера, данного нам Христом через собирание общины своих учеников и апостольского века, заканчивая примерами новомучеников и исповедников XX века и современной практикой. Они помогают быть человеку укорененным в церковной жизни. Чем дальше человек от церкви, чем меньше воцерковлен, тем меньше способен пройти через искушения времени. Что есть община, какими должны быть ее качества, чтобы стать ядром прихода, помощниками священнику, углубленными в жизнь церкви и крепкими перед искушениями? У нас есть пример, описанный в Священном Писании. Земная жизнь Христа протекала в общине учеников, в которой Он был главой. Вслед за ним апостолы создавали общины в разных городах, о чем свидетельствует книга Деяний. «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви» (Деяния 2:46—47) Что мы здесь читаем? Первые общины были: -Единодушны, находились в любви; - Общая жизнь каждодневная, общение, не раз в полгода; - Совместная Евхаристия; - Радостны, открыты для принятия новых членов, которые учились у апостолов. Возможно ли было иметь такие община после смерти апостолов? Да, Примеры известных общин в истории РПЦ по хронологии: Общины Антония и Феодосия в Киево-печерской лавре XI века Община преп. Сергия Радонежского в общежительном монастыре, духовные центры просвещения и миссии XIV в. Нестяжательная община Нила Сорского – конец XV- нач. XVI Серафим Саровский – основатель девичьей общины в Дивеево в первой половине XIX в. Иоанн Кронштадский и его община, нацеленная на духовное делание Мечевская община начала XX в., как богослужебно-покаяльная семья Община архимандрита Сергия (Савельева) с конца 20-х XX в. Кроме того, размышления о критериях качества жизни христианской общины есть и в наследии немецкого пастора и богослова Дитриха Бонхеффера. Жизнь в христианской общине Дитрих Бонхеффер знал не понаслышке, он имел собственный опыт общинной жизни в Финкенвальде, который описал в своей знаменитой книге «Жить вместе». Я буду приводить их парами – критерий и антикритерий. 1) Благодарность – недовольство. Какой дух живет в общине – дух благодарности, который выражается вовне в постоянном умножении даров и умножении числа общинников. «Ежедневный рост общины (как внешний, так и внутренний – Прим. авт.), – свидетельство силы живущего в ней Господа» [Хождение, 174]. «Благодарящий за малое, принимает и большое» – это принцип христианской жизни [Жить, 23]. 2. Ходатайство – обвинение (жалоба), которые выражаются в отношениях друг ко другу. Общинник и особенно ее старший «не должен жаловаться на свою общину, даже перед Богом не должен, не говоря уже о людях; не для того ему доверена община, чтобы он становился ее обвинителем перед Богом и людьми» [Жить, 24]. 3. Молитва и тяга к чтению Евангелия – тяга к человеку. Слово Божье правит в общине [Жить, 26], оно связывает, а не привязывает братьев, как это происходит в непосредственных взаимоотношениях. Отсюда Дитрих Бонхеффер выводит еще одну пару – духовная и душевная действительность, духовное единение и душевное желание, духовная и душевная любовь. 4. Служение – наслаждение (желание) - Служение кротости: «Кто намерен учиться служению, тому необходимо сначала научиться думать о себе самом как о чем-то незначительном… - Служение слушания: «Первое служение ближнему состоит в том, чтобы слушать его» [Жить,89]. Всѐ начинается с этого. «Если кто-то не может слушать своего брата, тот скоро не будет слушать и Бога, он и пред Богом говорить будет только сам» [Жить,90]. Наивысшее слушание – в исповеди - Служение помощи: заключается в «действенной готовности к помощи» в малых внешних делах [Жить,91] - Служение несения бремени: оно состоит в том, чтобы научиться «выносить другого человека» [Жить,92]. «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал. 6:2) [Новый завет, 381]. 5. Ненависть/любовь ко греху (самооправдание и самопрощение). Община – это место, где ненавидят грех. Таким образом, помимо условия принадлежности к приходу община может иметь и качественные характеристики. К основным из них можно отнести следующие: единство веры, главенство Христа, общий образ жизни, общение, совместная евхаристия и по Бонхефферу критерии, говорящие о воплощении христианского учения в жизнь (благодарность, ходатайство, молитва и чтение Писания, служение и ненависть ко греху. Чему общины способствуют, какие обычно цели ставятся? Цели общин Среди целей существования общин можно выделить личные (стать личностью, «преображение в сынов света») и церковные (формирование внутренней церковности, упорядочение церковного общения, воцерковление, познание родства дуг с другом и др.). Слайд с цитатами: 1) Личные: Стать личностью, воплощение в сынов Света; - В статье А. Будановой, анализировавшей понятие общины у создателя православных братств еп. Макария Опоцкого — пишет о. Николай в докладе на съезде епархиальных миссионеров в 1914 г Цель приходской общины,., — это дать людям доброй воли возможность без злобной помехи со стороны мира сего преображаться из сынов тьмы в сынов света, из детей дьявола в детей Божиих. 2) Церковные: воплощение внутренней церковности человека по еп. Михаилу Грибановскому «Идеал прихода — это та первоначальная христианская община, о которой, в непреложное руководство каждому верующему, столь просто и вместе столь невыразимо трогательно повествуется в Деяниях апостольских. На храме и его служителях у всякого истинно верующего члена Христовой общины само собой сосредоточиваются величайшая любовь и высокое благоговение. Он не может не видеть собственной славы и собственной похвалы в благолепии и чистоте дома Божия, в осмысленности, истовости и красоте богослужения, во всеобщем уважении и почете своего пастыря, в его назидательности и, наконец, в его авторитетном руководстве всеми приходскими делами. Вот тот первый круг обязанностей, который налагается Церковью на каждого искренно желающего внести церковность в свою практическую жизнь»11 общение свт. Василий Великий писал, что «и самым устройством тела нашего Господь научил нас необходимости общения» познание родства друг с другом Св. Григорий Палама писал о таком общении: «Мы с вами составляем одно целое о Христе, и ради Христа молим вас, как если бы Он через нас молил вас: примиритесь с Богом! Познайте родство друг с другом, родство не только по душе, но присущее вам и по телу…» воцерковление Братства как форма существования церкви тесно связана с общинами. Они рождаются там, где есть активные верующие прихода, желающие потрудиться в определенной сфере жизни. На Западе братские движения чаще распространялись в форме орденов. А история РПЦ знает братства, которые появились в конце XVI в., направленные на борьбу с католической экспансией после принятия Брестской унии, движение Боголюбцев, чаявшее возрождения церковной жизни, братства и попечительства просветительской, миссионерской и благотворительной направленности, появившиеся в 1864 году. Уже к 1893 году Российская империя насчитывала более 160 братств. В конце XIX века известны также трезвеннические братства, например Татевское общество трезвости Сергея Рачинского (https://sfi.ru/sfi-today/article/bratstva-traditsionnoie-i-novoie.html). Большой вклад в осмысление опыта братских движений внес Н.Н. Неплюев, создавший с начала сельскохозяйственную общину, а затем трудовое братство в конце XIX века. XX век представлял собой продолжительный вызов вере и церкви, результатом которого стала ее дискредитация, утрата христианской традиции, атеистическое государство. Однако, новомученникам и исповедникам тоже был открыт опыт братской жизни. После 1917 года началась новая волна появления союзов и братств. С одной стороны, это связано с призывом патриаха Тихона в 1918 году к верующим Российской церкви создавать духовные союзы для «защиты попираемых прав церкви православной» в ситуации государственного переворота. Появляется Александро-Невское братство при приходе в Санкт-Петербурге по инициативе священномученника Иннокентия (Тихонова), союз Православных братств по благослословению Вениамина(Казанского). Священноисповедник Роман Медведь, имеющий опыт жизни в неплюевском братстве, по благословению патриарха Тихона организовал Братство ревнителей православия в честь святителя Алексия, митрополита Московского, насчитывавшее около 200 человек, просуществовавшее вплоть до его ареста в 1931 году. Также известны братства свщмучка Сергия (Звездинского), епископа Серпуховского Арсения (Жадановского), расстрелянного в 1937 г. Потребность в братском движении возникла и в среде русской эмиграции. С 1924 года в Париже собралось братство Святой Софии по инициативе свящ. Сергия Булгакова и Антон Владимирович Карташова, в которое входили русский богослов Василий Васильевич Зеньковский, философ Николай Бердяев, прот. Георгий Флоровский, свящ. Александр Ельчанинов и другие. Борис Талантов - церковный публицист, исповедник веры, основал братства вятских христиан в 60-е годы XX века. Когда возникают общины и братства? Общины существовали всегда. Братства для РПЦ – более позднее явление конца XVI века, хотя на Западе они возникли раньше. Традиционно считается, что братства возникают в кризисную эпоху, в эпоху гонений – как, например, в 1918 году или для противостояния униатству. Но также можно сделать вывод и о том, что они появляются в эпоху стагнации, когда «нужно движение веры, не исходящее от церковной институции, и тогда оно исходит от мирян», как например, община Серафима Саровского, братства Н.Н. Неплюева и еп. Макария (Опоцкого). В XIX веке создание братств часто инициировалось государством для борьбы с инославными или «раскольничьими» влияниями на окраинах империи. Сквозь какие вызовы времени приходилось проходить известным общинам и братствам? - Искушение разделения и увлечения иными учениями (Западно-украинские братства); - Разрушение, утрата веры, антицерковные настроения (общины и братства особенно XX века, современность); Современная церковь, пережившая по выражению представителя русской эмиграции «70 лет Вавилонского пленения, до сих пор восстанавливается после, духовная традиция была утеряна, после принятия положения 1961 года приходская жизнь находилась в упадке и несвободе. Если до революции в целом люди больше знали о вере, то сейчас для исправления ситуации и воцерковлении людей, для становления и укрепления общинной жизни на приходах важно не только укрепление священников, но и катехизация мирян. Опыт длительной катехизации, который может способствовать укреплению общинной и появлению братской жизни есть в Преображенском братстве, в Калининграде у священника Георгия Урбановича. Этот опыт можно узнавать и им делиться. И хотя «община» ассоциировалась в русском государстве изначально с крестьянской общиной, затем с собранием людей конкретного прихода, оно может вобрать в себя и качественные характеристики единства, общения, ученичества у Христа, любви и стать движущей силой прихода, помощью священникам. С. 43 Устроение общин, как ответ на вызовы времени «Устроение общин, как ответ на вызовы времени». Община является одной из форм жизни церкви. В современном значении это понятие чаще всего связывают с «церковной общиной» и «приходской общиной», однако, некоторые исследователи рассматривают его и вне рамок церкви, отмечая некоторые этапы в становлении понятия. С одной стороны, это понятие используется для характеристики первобытного строя. Известный социолог Ф. Теннис отмечает, что существует два типа общественных отношении: «общинный» и «общественный». Он считал, что в мире можно наблюдать тенденцию перехода от первого ко второму – от «органических, эмоциональных, непосредственных, личностных и самоценных, в механические, рационально-договорные, формально-правовые, рыночные, анонимные отношения» (Гордеева, с. 43). В русском государстве крестьянская община была сходна с церковной (Костромин, 9). В образовании связи понятия с приходской жизнью, освобождение его от «бытовой» и «сельской» нагрузки важная роль отводится трудам М. Грибановского. Согласно ему, община в отличие от монашества способствует утверждению не внешней, а внутренней церковности человека. (прот. Павел, с.44). В настоящее время община тесно связывается с приходом и согласно Уставу РПЦ: «Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме». по замечанию прот. Павла Ходзинского, у понятия «церковной общины» нет четкого определения (Павел, с. 38). Существует также связь понятий «община» и «братство». Епископ Макарий (Опоцкий), создатель братства в начале XX в., не различал эти понятия. Он рассматривал общину, как ядро прихода. (Буданова, с. 101). В качестве целей общины и братств виделись следующие: 1) Индивидуальные: Стать личностью, воплощение в сынов Света; борьба с грехом 2) Церковные: внутренняя церковность по Грибановскому воплощение евангельской жизни упорядочение церковного общения и создание единого церковного пространства веры и любви между братьями-христианами (Костромин) воцерковление Среди основных характеристик жизни церковной общины называют следующие: Единство; Глава – Христос – Община учеников, Бонхеффер Общая жизнь (костромин) Общий образ жизни (прот. Павел Хондзинский Общение (Костромин) Если обратиться к этимологии слова по светским словарям Древнерусского языка И.И. Срезневского и Даля, то можно увидеть, что оно имеет 3 основных значения, это Общинно-братские движения существовали на протяжении всей истории христианства. В Евангелии нам показана этот изначальный образ существования церкви. Земная жизнь Христа протекала в общине учеников, в которой Он был главой. Вслед за ним апостолы создавали общины в разных городах, о чем свидетельствует книга Деяний. Константиновский период истории Церкви, союз церкви и государства, начавшийся в начале IV века в Византии, способствовал тому, что стали появляться монашеские общины. Становление христианства государственной религией спровоцировало снижение уровня церковности и вовлеченности людей в церковную жизнь. Крещения стали совершаться без длительной подготовки. Монашеский образ жизни стал ответом на поиск аскетический усилий. «Община» в русском государстве долгое время ассоциировалась с крестьянской общиной. Освобождение его от «сельской» нагрузки произошло благодаря трудам М. Грибановского, под ней стали подразумевать приходское собрание, так понимается и сейчас. Наиболее активные верующие прихода могут составлять братства. Они рождаются из общин. Общины и братства – традиционная форма существования церкви на протяжении всей истории христианства, начиная с общины учеников Христа и апостольского века, заканчивая примерами новомучеников и исповедников XX века и современной практикой. Среди целей существования общин и братств можно выделить личные (стать личностью, «преображение в сынов света») и церковные (формирование внутренней церковности, упорядочение церковного общения, воцерковление и др.). Помимо условия принадлежности к приходу община может иметь и качественные характеристики. К основным из них можно отнести следующие: единство веры, главенство Христа, общий образ жизни, общение, совместная евхаристия. Кроме того, Бонхеффер выделял другие. Цели и черты общинной жизни делают ее устойчивой к различным вызовам времени, к которым относят разделения, разрушения, потерю веры. Чем дальше человек от церкви, чем меньше воцерковлен, тем меньше способен пройти через искушения времени. XX век – продолжительный вызов вере и церкви, результатом которого стала ее дискредитация, утрата христианской традиции, атеистическое государство. Однако, новомученникам и исповедникам тоже был открыт опыт общинно-братской жизни. После распада СССР многие люди на волне энтузиазма приходили в церковь, однако, с течением времени, не воцерковившись глубоко, уходят. Противостояние современному вызову разделения и увлечения антицерковными настроениями возможно через актуализацию опыта общинной и братской жизни, чтобы понятие «община» восприняло полноту своих значений – стало бы пониматься как не только собрание прихода, но и несло качественные характеристики. Аксючиц В. 70 лет Вавилонского пленения // Вестник РХД. 1988. №1. С. 67-92 Буданова А.В. Понятие личности и общины в пастырской практике епископа Макария (Опоцкого) // Вестник Свято-Филаретовского института. 2015. №13. С. 97 – 107 Гордеева И.А. Идеи Н. Н. Неплюевав контексте истории неославянофильства второй половины xix - начала XX века // Вестник Свято-Филаретовского института. 2017. №21. С. 5-16. Костромин К., прот. К вопросу о свойствах христианской общины // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 2 (6). С. 5–16 Крошкина Л.В. «Источник ни с чем не сравнимой радости»: Дитрих Бонхёффер о качествах жизни христианской общины // Доклад на секции Богословия и философии XXIV ежегодной богословской конференции «Сретенские чтения», Москва : СФИ, 2018. Хондзинский П., прот. Понятие «общины» в русской богословской традиции. Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2012. Вып. 3 (41). С. 38–46 Шилкина М.В. Православные братства Русской православной церкви: религиозный и социальный проекты// Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 217—23 Братства: традиционное и новое/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://sfi.ru/sfi-today/article/bratstva-traditsionnoie-i-novoie.html/ (Дата обращения 28.10.2022). Устав Русской Православной Церкви 2000 г. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419782 (Дата обращения 29.10.2022). |