Главная страница

Политология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга). В. А. Мельник


Скачать 2.74 Mb.
НазваниеВ. А. Мельник
АнкорПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
Дата22.04.2017
Размер2.74 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
ТипДокументы
#5217
КатегорияСоциология. Политология
страница15 из 42
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   42

159

полизирует институционализированную власть, обладая за­
конным правом применения принуждения [78. С. 30].
Функции Исследование функций государства яв-
государства ляется детализацией вопроса о его
сущности, общественной роли. Функ­
ции отражают главные направления деятельности государ­
ства по выполнению им своего предназначения. В функциях
государства и проявляется его сущность. Если говорить в
самом общем виде, то государство выполняет две основные
функции: посредническую и функцию управления.

Посредническая функция прямо связана с природой государства как орудия регулирования противоречий и конфликтов, которые возникают в обществе, разделенном на социальные группы. Социальные конфлик­ты в конечном счете могут быть урегулированы лишь с помощью общественной силы, возвышающейся над частны­ми интересами различных социальных групп. В качестве таковой и выступает государство. Его посредническая роль состоит в том, что властвующая политическая группа ищет формулы компромисса между конфликтующими сторонами. Предлагая и навязывая такие решения, которые в основном удовлетворяют конфликтующие стороны, государственная власть стремится предотвратить опасность прямого столк­новения между ними.

Понятно, что в ходе выполнения данной функции го­сударство в конечном счете разрешает конфликты в инте­ресах социальных групп, занимающих господствующее положение в обществе. Однако оно при этом вынуждено в той или иной мере ограничивать претензии противостоящие сторон. В некоторых случаях правящая группа ставит гос­подствующие социальные силы перед необходимостью со­глашаться с не устраивающими их решениями, если в конкретный момент такие условия компромисса обладают значительной поддержкой масс. При подобных обстоятель­ствах правящая группа идет на существенные уступки со стороны своего слоя ради общих интересов, во имя сохра­нения основ социальной системы и целостности общества и государства.

Наряду с посредническими функциями в отношениях между господствующими и подчиненными социальными

160

группами, властвующая группа вынуждена также выступать в качестве арбитра и в конфликтах между различными своими частями.

Выше мы отмечали, что правящая группа не есть некий монолит, она имеет достаточно сложную внутреннюю струк­туру. Между различными составляющими этой группы мо­гут возникать достаточно острые противоборства. Как и конфликты с массами, эти столкновения могут оказаться столь же или даже еще более опасными как для самих правящих групп, так и для общества в целом. Поэтому дальновидные властвующие группы стремятся восстановить свое единство, используя для этого всевозможные средства вплоть до принуждения.

Посредническая функция государства не ограничивается урегулированием внутренних социальных конфликтов. На государственную власть возложена обязанность разрешать внешние конфликты, обеспечивать развитие отношений с зарубежными странами. Умение правящей политической группы обеспечивать укрепление обороны страны, повыше­ние ее безопасности, развитие международных отношений является столь важным, что она может усилить или потерять свою власть в зависимости от успеха или неуспеха в этом деле. Еще более важное значение посредническая функция имеет для обеспечения внешних условий жизнедеятельности страны, поддержания и укрепления целостности общества, ибо внешние конфликты чреваты не только ослаблением государства, но и прекращением его физического сущест­вования.

161

Функция управления состоит в регулировании хода дел в стране в целом, в более или менее эффективном контроле за выполнением определенных видов деятельно­сти, необходимых для сохранения и развития общества как целого. В любом обществе имеются проблемы, связанные с обороной, экономикой, использованием природных ресур­сов, производством продуктов питания, развитием здраво­охранения, образования, социального обеспечения, судо­производства и т. д. Задачей государства является воздей­ствие на общественную систему в целом и отдельные ее элементы с целью разрешения этих проблем или смягчения их остроты. Функция управления не менее важна для

63ак. 140

нормального развития общества, чем регулирование социаль­но-классовых отношений. От того, с какой эффективностью она выполняется, зависят общественная стабильность и пре­стиж правящих политических групп.

Итак, государство как основной институт политической системы выполняет две главные функции — посредническую и функцию управления. Обе они находят свое выражение в деятельности государства по регулированию как своих внут­ренних, так и внешних проблем. Анализ содержания этих двух функций показал, что их можно расчленить на ряд более узких по своему характеру и содержанию. В отечественной политологической и правоведческой литературе все они, как правило, подразделяются на внутренние и внешние функции государства. К внутренним относятся: защита сущест­вующего способа производства, регулирование социальных отношений, хозяйственной деятельности, охрана обществен­ного порядка и другие. Внешние функции составляют: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета стра­ны, защита интересов государства на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими страна­ми, участие в решении глобальных проблем человечества и другие.

Территория, население, власть, функ­ции— все это содержательные характе­ристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государст­ва весьма существенно отличаются друг от друга по особен­ностям своей внутренней организации, что обнаруживается* в своеобразии их внешнего облика. Это относится к различ­ным составным элементам и сторонам деятельности государ­ства: организации власти, территориальному устройству, ме­тодам осуществления властных велений, совокупности вы­полняемых функций и т. д. Особенности устройства и функ­ционирования государства и составляют его форму.

В научной литературе еще в недалеком прошлом высказы­вались различные мнения относительно содержательных ас­пектов понятия «форма государства». Это связано с тем, что конкретные проявления понятия «форма» примени­тельно к государству могут быть самыми разнообразными:

162

от форменной одежды представителя органа власти до внут­ренней организации государства. Однако к настоящему вре­мени утвердилось понимание формы государства как единства трех основных элементов, а именно: формы прав­ления, формы государственного устройства и формы по­литического режима [63. С. 257].

Форма правления есть организация верховной государственной власти, ко­торая предопределяет структуру вы­сших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Истории изве­стны две формы правления: монархия и республика.

Монархия явилась первой исторической формой прав­ления. Она характеризуется тем, что верховная власть в стране осуществляется одним лицом. Глава государства — монарх — занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, ее органа или избирателей.

Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая характеризуется всевластием главы государства. При второй власть монарха фактически не распространяется на сферу законодательства и значи­тельно ограничена в области управления. Функции монарха в таком случае носят преимущественно представительский

характер.

Республика как форма правления, хотя и возникла позже монархии, тоже известна уже в древности. Она отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от пред­ставительного органа или избирателей. Имеются три ос­новные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и формально ответ­ственно перед ним. В любой момент парламент может путем голосования выразить свое одобрение (вотум доверия) или неодобрение (вотум недоверия) деятельности того или иного министра, главы правительства или правительства в целом. Руководитель правительства — председатель совета министров, премьер-министр, канцлер — официально не

является главой государства, но реально он — первое лицо в политической иерархии парламентской республики. Глава государства — президент здесь избирается либо парламен­том, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосова­нием народа. Однако в системе органов власти он занимает скромное место. Его обязанности обычно ограничиваются представительскими функциями, которые мало чем отли­чаются от функций главы государства в конституционных монархиях.

Президентская республика характеризуется
жестким разделением властей, при котором органы госу­
дарственной власти обладают значительной самостоятель­
ностью по отношению друг к другу. Президент здесь
одновременно является главой государства и правительства,
он избирается независимо от парламента либо коллегией
выборщиков, либо непосредственно народом. Он сам назна­
чает правительство и руководит его деятельностью. В пре­
зидентской республике парламент не может вынести вотум
недоверия правительству, а президент — распустить пар­
ламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать
действия президента и правительства с помощью принима­
емых законов и через утверждение бюджета. Президент, в
свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от
лат. veto — запрещаю) на решения законодательного органа.
В президентской республике правительство отличается ста­
бильностью, а сам президент может быть отстранен от
власти лишь в случае нарушения им конституции либо
совершения преступления. „, f |

Полупрезидентская, или смешан­ная, республика не имеет типичных черт первых двух разновидностей рассматриваемой формы правления, но тя­готеет к одной из них. Ее характерной чертой является двойная ответственность правительства — и перед прези­дентом, и перед парламентом. В полупрезидентской респуб­лике президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом рас­клада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также

164

имеет возможность контролировать правительство путем
утверждения ежегодного бюджета страны, а также посред­
ством права вынесения правительству вотума недоверия. В
целом же распределение полномочий и порядок взаимоот­
ношений между различными институтами власти в полу­
президентской республике варьируется от страны к стране.
Форма Под формой государственного уст-
государстввнного ройства принято понимать территори-
устро ства ально-организационную структуру
государства. С помощью этого понятия
государственное устройство характеризуется с точки зрения
распределения власти в центре и на местах. По этому
признаку различают унитарные (простые, национальные),
федеративные (союзные, многонациональные) и конфеде­
ративные государства, а также имперские образования.

Унитарными являются государства, для которых характерна высокая степень централизации политической власти. Административно-территориальные единицы таких государств не обладают признаками государственности, су­веренитета.

К федеративным относят государства,

территориальные части которых в той или иной мере об­ладают суверенитетом, имеют признаки государственности. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия же между федерацией и входящими в нее государственными образованиями определяются еди­ной конституцией.

Конфедеративные государства — это союзы суверенных государств, образуемые для совместного решения определенных задач экономического, военного, со­циального и иного характера. В таких союзах отсутствуют единые органы государственной власти и управления, а создаются специальные учреждения только для координации действий участников союза по реализации намеченных за­дач. Как показывает история, конфедерации — весьма не­прочные межгосударственные образования, они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные союзы.

Империи (от лат. imperium — власть, государст­во) — это государственные образования, характерными осо-

165

бенностями которых являются обширная территориальная основа, сильно централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и пе­риферией, а также разнородный этнический и культурный состав населения. Империи возникают за счет территори­альной экспансии из первоначального ядра, которым мог быть город или национальное государство.

Надо заметить, что значительная часть исторического развития человечества происходила в рамках империй. На месте исчезающих империй, как правило, возникали новые имперские образования. И в новейшее время происходят аналогичные процессы. Наряду с распадом империй клас­сического образца и возникновением новых национальных государств происходят и процессы территориальной, эконо­мической и военно-политической интеграции различных государств с образованием единых управляющих центров.

Форма Политический режим, напоминаем,
полйтическогб означает совокупность методов осуще-
режима ствления власти, способ функциониро­
вания государства и политической системы в целом. С этой
точки зрения, как мы уже знаем, выделяют демократиче­
ские, авторитарные и тоталитарные государства. Различают
также и определенные разновидности последних: например,
конституционная монархия в условиях демократии, фашист­
ская республика. Вообще же формы политических режимов
чрезвычайно разнообразны. Та или иная их разновидность
складывается под влиянием множества всевозможных факто­
ров: исторических традиций страны, состояния экономики,
соотношения социально-по-литических сил, характера зако­
нодательства, международной обстановки и других. В отличйб
от формы правления политический режим является более
гибким и в большей мере подвержен изменениям. Иногда
обозначение политического режима, существующего в стране
к тот или иной период, связывается с именем высшего дол­
жностного лица государства, от которого в значительной мере
зависит выбор приемов и средств властвования (например,
режим Муссолини, режим Франко).

Исторический тип С помощью данного понятия отражают

государстве типичные черты, свойственные всем

государствам на том или ином этапе

166

исторического развития общества. Методологической посыл­кой для такой типологизации явилось марксистское поло­жение о государстве как производном от существующих социально-экономических отношений феномене. Из нее сле­дует, что в различных по своим формам государствах, но принадлежащих к одной и той же исторической эпохе, имеются общие сущностные черты. В наибольшей мере исторически обусловленные типологические черты государ­ства проявляются в характере отношений между господст­вующими и подчиненными социальными классами, которые обеспечиваются государственно-правовыми средствами.

С этой точки зрения различают следующие исторические типы государства: рабовладельческое, феодальное и буржу­азное.

Рабовладельческое государство обеспечивает такие социально-экономические отношения, при которых господствующий класс присваивает практически весь про­дукт, созданный трудом подчиненного ему класса рабов. Последние лишаются также каких бы то ни было полити­ческих и юридических прав. Их можно продавать, подобно вещи, а также безнаказанно убивать. Государство при этом на протяжении длительного времени защищало только ра­бовладельцев. И лишь на последней стадии истории рабо-влЪдельческой эпохи в правовых документах стали появляться запреты убивать рабов.

Феодальное государство, пришедшее на смену рабовладельческому, характеризуется неограниченной вла­стью владельцев земельной собственности — феодалов или, что то же самое, помещиков. Данное государство обеспе­чивает такие социально-экономические отношения, при ко­торых, с одной стороны, имущий класс вправе передавать крестьянам в пользование землю, что зачастую4 означало их принудительное прикрепление к земле. С другой сто­роны, крестьянам вменяется в обязанность отдавать своим хозяевам часть произведенного продукта, а также безвоз­мездно работать на них. В отличие от рабов, крестьяне в феодальном государстве являются собственниками орудий труда и домохозяйства. При всей их зависимости и бес­правии, крестьяне все же признаются в качестве юриди­ческих лиц.

167

Буржуазное государство, которое возникает на индустриальной стадии развития производства, упразд­няет сословные привилегии и провозглашает формальное равенство людей перед законом. Оно предоставляет граж­данам право свободно нанимать работников либо продавать свою рабочую силу владельцам собственности. Однако и здесь, согласно Марксу, имеет место присвоение владель­цами собственности части создаваемого наемными работ­никами продукта в форме прибавочной стоимости. Обеспечивая данные отношения правовыми средствами, го­сударство объективно выступает в качестве инструмента реализации прав и интересов в первую очередь частных собственников — буржуазии. Вместе с тем оно не снимает с себя обязанности защиты законных прав других категорий граждан. В буржуазном государстве утверждается также принцип выборности органов власти, что способствует раз­витию демократических форм политической жизни.

Следует, однако, иметь в виду, что государства одного и того же исторического типа существенно отличаются друг от друга в зависимости от того, к каким цивилизационным сообществам они принадлежат. Как известно, по многим показателям различаются восточное (азиатское) и западное общество. В первом из них, например, доминирующее зна­чение приобрели коллективистские начала в организации общественной жизни, во втором — индивидуалистические. Объективной основой данных различий являются, главным образом, геоклиматические условия жизни людей. Соответ­ственно различают восточные и западные разновидности указанных выше типов государств.

Исторически первыми возникли восточные государства — Египет, Ассирия, Персия, Китай, Индия и другие. Как уже отмечалось, их характерной чертой явля­ется то, что с самого начала государство в восточном об­ществе выступает в качестве собственника на основные средства производства. Это обусловлено тем, что на всех исторических этапах государство здесь вынуждено выпол­нять функцию организации общественных работ, которые в сложных климатических условиях оказываются не под силу отдельным семьям или добровольным ассоциациям (например, строительство сложных ирригационных соору-

168

жений). Распорядителями или, в данном случае, фактиче­скими владельцами собственности здесь являются должно­стные лица государства. Социальное положение человека в восточном обществе, следовательно, определяется его при­надлежностью (или непринадлежностью) к чиновничеству, а также занимаемым местом в иерархии государственного аппарата. Соответственно и исторический тип восточного государства обусловливается не столько формой собствен­ности (она во все времена одна и та же — государственная), сколько технологическим способом производства и степенью эксплуатации государством производителей материальных благ (например, использование рабского труда или прину­дительное прикрепление крестьян к земле). Именно в таком смысле следует понимать рабовладельческий или феодаль­ный тип того или иного восточного государства.

В западном обществе, колыбелью которого является ан­тичное Средиземноморье, природно-климатические усло­вия, напротив, способствовали становлению института частной собственности. Здесь в преимущественном-положе­нии оказывались те общины, которые позволяли своим членам заниматься частнопредпринимательской деятельно­стью. Поэтому западные государства складывались и эволюционировали прежде всего как орудие в руках экономически господствующих классов. Именно класс, об­ладающий средствами производства, и создал здесь перво­начально города-государства для выявления воли частных собственников, защиты ими своих интересов и подчинения себе неимущих социальных групп. На всех последующих исторических этапах государственная власть в западном обществе также являлась производной от власти экономи­ческой, а исторический тип государства определялся, глав­ным образом, формой частной собственности на средства производства. Следовательно, применительно к западному обществу названия исторических типов государств — рабовла­дельческое, феодальное и буржуазное — четко указывают на экономически и политически господствующие классы и характер их отношений с подчиненными социальными груп­пами.

Имеющиеся классификации выделяют также государст­ва, переходные от одного исторического типа к другому.

169

Например, в литературе встречаются суждения о том, что
современное западное общество находится в состоянии пе­
рехода к новому, отличному от буржуазного, историческому
типу общества и государства. Однако по вопросу о госу­
дарствах переходного типа среди ученых существует боль­
шой разброс мнений, вплоть до взаимоисключающих.
Особенно это касается дискуссий относительно так назы­
ваемого социалистического государства. Суть нашей точки
зрения по данной проблеме состоит в следующем.
Проблема Согласно Марксу, социализм есть бес-
социалистического классовое, безрыночное и, следова-
государства» тельно, безгосударственное общество.
Оно станет естественной реальностью
на такой стадии развития производительных сил, когда
простой процесс труда превратится во всеобщий научный
процесс. В своих произведениях основоположники марксиз­
ма постоянно подчеркивали, что по мере движения общества
к социализму (коммунизму) государство как орудие клас­
сового господства будет отмирать. Поэтому, с марксистской
точки зрения, постановка вопроса о существенных чертах
«социалистического государства» должна быть признана те­
оретически бессмысленной. И действительно, в произведе­
ниях самого Маркса ни разу не встречается понятие
«социалистическое государство». Одновременно Маркс по­
лагал, что в период революционного перехода от капита­
лизма к коммунизму государство изменит свой характер,
а именно: из орудия господства имущего меньшинства оно
превратится в орудие реализации интересов большинства.
Однако такой тип государства он назвал не социалистиче»
ским, а «революционной диктатурой пролетариата» [59. Т.
19. С. 27].

В свете вышеизложенных критериев советское общество неправомерно было бы называть социалистическим в мар-ксовом смысле этого понятия. Оно не было бесклассовым, безрыночным и безгосударственным общественным устрой­ством. Неправомерно называть «социалистическим» и со­ветское государство. По Марксу, в социалистическом обществе вообще нет места государству как орудию гос­подства людей над людьми. Советское общество, в основе которого была единая государственная собственность, унас-

170

ледовало типологические черты традиционного (докапита­листического) восточного общества. Здесь были ликвидиро­ваны классы частных собственников, но реальным распорядителем государственной собственности являлся пар­тийно-государственный аппарат. Он же обладал и неогра­ниченной властью. Участие народа в распоряжении собственностью, распределении произведенного продукта и осуществлении власти было чисто формальным. Это озна­чает, что советское государство обладало типологическими чертами восточного государства.

Нельзя, однако, не видеть, что оно имело и собственную специфику. Суть ее состоит в том, что советское государство, несмотря на свой бюрократический характер, обеспечивало весьма эффективную социальную защиту всех категорий граждан и одновременно сдерживало устремления служащих аппарата управления к личному обогащению. В отличие от восточного общества классического образца, здесь со­словное деление и сословные привилегии существовали в неявном и смягченном виде. Основная масса граждан от­давала свои силы и способности обществу и получала через свои трудовые коллективы и общественные фонды потреб­ления примерно равные средства существования. На этом, в сущности, основании некоторые аналитики, как, напри­мер, известный философ А. А. Зиновьев, называют советское общество реальным коммунизмом [36. С. 297—299].

Разумеется, советское общество никому не запрещено характеризовать и как социалистическое или коммунисти­ческое, если при этом отдается отчет в том, что понятие «социализм» употребляется в ином, нежели у Маркса, смыс­ле. Но в таком случае было бы целесообразно указывать к отличительную черту данного типа общественного уст­ройства: например, «государственный социализм». Маркс в подобных случаях именно так и поступал. В его произво­лениях неоднократно встречаются такие понятия, как «фе­одальный социализм», «казарменный коммунизм», •демократический коммунизм» и т. п. Но он никогда не употреблял понятие «социалистическое государство».

Кстати, из того факта, что советское государство, как и любое иное, нельзя характеризовать как «социалистиче­ское», отнюдь не следует, что его непременно надо было

171

отправлять на слом. Объективные условия, которые вызвали к жизни данный тип государства, не исчезли. Из этого следует, что некоторые присущие советскому государству характерные черты неизбежно будут вновь воспроизведены в новых формах. Можно, в частности, утверждать, что в России, как и в большинстве других стран бывшего СССР, ;| государство и впредь будет решающим фактором органи- | зации и развития экономики, а также других сфер обще­ственной жизни.

5.2. Правовое государство и гражданское общество

Государство и право

Напомним, что право есть система об­щеобязательных, формально опреде­ленных гарантированных государством норм, т. е. правил поведения общего характера, выступа­ющих в качестве регулятора общественных отношений. Дей­ствие права распространяется на все важнейшие сферы жизни. Мы уже отмечали, что его нормы являются юри­дическим выражением и закреплением отношений, скла­дывающихся в различных областях общественной жизни и прежде всего в сфере материального производства. Правовые нормы соответствуют культурному развитию общества, ис­пытывают влияние исторических традиций, требований нравственности и других факторов.

Как видно, государство и право не тождественные яв­ления. Если государство представляет собой организацию политической власти (выраженной в определенных орга­нах), то право — регулятор общественных отношений — состоит из норм, т. е. правил поведения общего характерам

В то же время государство и право есть тесно связанные между собой общественные феномены. Их объединяет более широкое социальное явление — политика. И государство, и право служат средствами политического властвования и потому оба имеют непосредственно политический характер. В этом своем качестве они находятся в тесном взаимодей­ствии, взаимозависимости. В чем же выражается эта вза­имосвязь?

Зависимость государства от права состоит в том, что право есть необходимое орудие в руках государства. Без

172

юридических норм государство не может обойтись. Именно с помощью норм права господствующие социальные силы выражают свою волю. В связи с этим в советской поли­тологической и правоведческой литературе часто приводи­лось марксистское положение о том, что право есть возведенная в закон воля господствующего класса [59. Т. 4. С. 443]. Право является, таким образом, средством ор­ганизации государственной власти. Посредством юридиче­ских норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населе­ния страны.

Однако существование самого права немыслимо, просто невозможно без государства. Юридические нормы исходят от государства, оно конкретизирует их в индивидуальных актах, принимает меры к их обеспечению. Как мы видели, при легитимной власти большинство граждан добровольно следует нормам права. Вместе с тем в любом государстве всегда имеется какая-то часть людей, которые в той или иной мере не признают действующие законы, и. потому они не спешат их выполнять или попросту пытаются иг­норировать. В таких случаях для обеспечения всеобщности норм права государство вынуждено прибегать к мерам при­нуждения. Пока без этого не обходится ни одно государство.

^Органическая взаимосвязь государства и права с наи­большей полнотой выражается в деятельности правового государства, которое является в свою очередь важнейшим элементом гражданского общества.

Понятий правового! Идея правового государства развилась
государства из идеи господства закона в жизни
народа, общества, социальных групп,
личности, а также в деятельности государства и всех его
должностных лиц. Еще Платон отмечал: «Я вижу близкую
гибель того государства, где закон не имеет силы и находится
под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над
правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение
государства и все блага, какие только могут даровать го­
сударствам боги» [67 Т. 3. Ч. 2. С. 188—189]. Аналогичные
взгляды высказывались и Аристотелем: «Там, где отсутст-
вует власть закона, нет и государственного устройства.
Закон должен властвовать над всем» [3. Т. 4. С. 497].

173

Истории известен случай с древнегреческим философом Сократом, который был необоснованно приговорен к смер­тной казни. Имея возможность уйти от исполнения нака­зания, Сократ этого не сделал, так как тем самым он нарушил бы закон, соблюдение которого для него было свято. Превратив ценой своей жизни идею незыблемости закона в непреходящее завоевание человечества, Сократ навеки обессмертил свое имя.

Идеи верховенства закона в деятельности государства, его органов, должностных лиц и всех граждан позднее развивались такими представителями западноевропейской политической мысли, как Ш.-Л. Монтескье, Дж. Локк, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс. Философское обос­нование этой идеи дано И. Кантом, рассматривавшим государство как «объединение множества людей, подчинен­ных правовым нормам». Идея верховенства закона связана с утверждением суверенности народа, гарантированностью его свободы, подчинением государства обществу. Эта мысль была выражена К. Марксом в следующих словах: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный» [59. Т. 19. С. 26]. Государство, деятельность которого подчиняется установленному демократическим пу­тем закону, получило название правового государства.

Сам термин «правовое государство» (Rechtsstaat) сфор-мировался и утвердился в немецкой юридической литера­туре в первой трети XIX в. в трудах К.-Т. Велькера, И. Аретина, Р. фон Моля и других ученых. В дальней­шем теория правового государства получила широкое рас-^ пространение и в России, где в числе видных ее сторонников были Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский и другие.

Основные принципы В различных концепциях правового го-

сударства можно выделить, как мини-:. :":::;.:;

мум, три взаимосвязанных компо­нента, необходимых для выражения его специфики. Условно эти компоненты или элементы теории и предполагаемой ею практики В. С. Нерсесянц предлагает назвать так: собственно-правовой (или юриди-ко-нормативный), индивидуально-правовой (или компонент
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   42


написать администратору сайта