Главная страница

Политология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга). В. А. Мельник


Скачать 2.74 Mb.
НазваниеВ. А. Мельник
АнкорПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
Дата22.04.2017
Размер2.74 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
ТипДокументы
#5217
КатегорияСоциология. Политология
страница12 из 42
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   42

123

группы на власть. В конечном счете этими причинами оправдывается тот факт, что меньшинство управляет, а большинство добровольно подчиняется.

Признание легитимности власти имеет чрезвычайно важ­ное значение для ее эффективности. Как отмечает Л. С. Санистебан, автор одного из западных учебников по по­литологии, действующие принципы легитимности устанав­ливают необходимый минимум доверия между правящей элитой и теми, кто в нее не входит. Те, кто властвует, в подобном случае чувствуют, что они делают это на законном основании, а те, кто подчиняется, рассматривают их пре­тензию на господство как правомерную. Конечно, правящие группы понимают, что даже политическая власть, основан­ная на самых прочных принципах легитимности, при оп­ределенных условиях может быть свергнута. В этом смысле власть любой группы (элиты) является в большей или меньшей мере хрупкой. История дает множество примеров, когда, казалось бы, прочные властвующие группы были свергнуты в относительно короткие сроки [78. С. 40].

Как показывает анализ политических отношений, скла­дывающихся в различных странах и на различных истори­ческих этапах, существуют весьма разнообразные основания легитимности. Поэтому в политической науке их принято классифицировать по определенным типам.

Классическая типология легитимности власти, и поныне не утратившая своего познавательного значения, предло­жена Максом Вебером. Все разнообразные основания леги­тимности он сводит к трем: традиции, харизме и легальности [15. С. 646—647]. Какие же особенности характерны для каждого из этих типов легитимности власти?

Традиционное господство оправдывается обычаем, нормы которого выступают в качестве основы отношений господства и подчинения. Эти освященные обы­чаем нормы указывают на то, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться. При традиционном типе леги­тимности на вопрос о том, почему власть принадлежит данной группе лиц, следует ответ, что так было всегда. Традиционные нормы имеют обязывающую силу как по отношению к членам властвующей группы, так и по от­ношению ко всему населению. Нарушение традиции лиде­рами ведет к потере легитимности их власти в глазах масс.

124

Харизматическое господство основывается на авторитете личности лидера, которому приписываются исключительные черты. Власть харизматического лидера оправдывается преклонением перед ним большинства насе­ления, которым он воспринимается в качестве своего вождя. Между лидером и массами устанавливаются интенсивные эмоциональные связи. Слова и дела такого лидера окружены ореолом непогрешимости. В своей политической деятель­ности он может руководствоваться не существующими обы­чаями или действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Однако неудачи харизматиче­ского лидера могут привести к потере его популярности среди масс и, следовательно, к утрате им легитимности своей власти. К тому же при харизматической власти всегда остро стоит проблема ее наследования.

Легальное господство, или рациональный тип легитимности власти, основывается на признании добро­вольно установленных юридических норм, регулирующих отношения управления и подчинения. Наиболее 'развитой формой этого типа легитимности является конституционное государство. Конституция определяет основные нормы, ко­торыми четко регламентируется порядок формирования, функционирования и смены правящих групп. В то же время эти нормы открыты изменениям, но тоже по установленным законом процедурам. Таким образом, в системах подобного типа власть легитимируется, оправдывается действующим законодательством.

Разумеется, рассмотренные типы легитимности власти являются идеальными, не существующими в «чистом виде». В конкретных условиях каждой страны эти три типа пе­реплетаются при преобладании одного из них. Это и по­зволяет характеризовать политическую власть в той или иной стране с точки зрения оснований ее легитимности как традиционную, легальную или харизматическую.

Сравнительный анализ различных обществ показывает, что легитимность власти независимо от ее типа простирается от чрезвычайно широкого одобрения до полного отрицания. В каждой стране различные категории населения не в одинаковой мере признают авторитет существующей власти. Можно сказать, что легитимность никогда не достигает

125

признания. В то же время исследователи сходятся и на Том, что очень немногие правящие группы являются полностью нелегитимными, осуществляющими свою власть исключительно насильственными методами,

Степень легитимности власти, т. е. уровень ее под­держки Населением, достаточно трудно установить, однако существуют определенные показатели, которые могут быть использованы с этой целью. Среди таковых аналитики преж­де всего Называют: уровень принуждения, необходимый для проведения той или иной политики в обществе; количест­венный I* качественный анализ попыток свержения прави­тельства иди лидера; сила проявления гражданского непо-виновения (бунтов, восстаний и т. д.). О степени легитим­ности власти можно судить по результатам выборов, мас­совым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему правительству. Отсутствие принуждения при осуществлении государствен­ной политики также указывает на степень легитимности правления.

Очевидно, что легитимность может быть как обретена, так и утрачена. Она может появиться как результат тех или иных обстоятельств и на разные сроки, а ее потеря также м^жет быть вызвана различными факторами. Не­удивительно поэтому, что во все времена предметом по­стоянной озабоченности правящих групп является легити­мация с^оей власти и политики, т. е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки массами, они стремятся воздейстъовать На сознание людей всеми средствами идеологическими, научными, правовыми, этическими, эмо-циональцо-психологическими. Одновременно власти реши­тельно Противодействуют тем, кто ставит правомерность их правления под сомнение.

Такил^ образом, проблема легитимности власти является одной из важнейших в теории политики и практической организации политической жизни. Приведенные здесь по­ложения Не исчерпывают все ее основное содержание. К более углубленному анализу легитимности власти мы об­ратимся ^ри рассмотрении тем «Политическая система об­щества» ^ «Политическое лидерство».

126

3.3. Демократия как форма политической жизни

Мы уже ВВСЛИ В обЪрОТ ПОНЯТИС ПО-

литической жизни общества. Здесь рас­смотрим ее демократические основы, или просто демократию, как форму политической жизни, основанную на легальном типе легитимности власти.

Понятие демократии как и сами демократические формы организации политической жизни, формировалось на про­тяжении многих столетий. Первые демократические формы политической жизни появились одновременно с возникно­вением государства. Классическим образцом античной де­мократии считается древнегреческий город-государство Афины, где ключевые вопросы государственной жизни ре­шались голосованием на народных собраниях. Прямой на­следницей этого опыта стала Римская республика. Причем римляне не просто переняли у греков механизм демократии, но подвели под него широкую правовую основу. Следующей вехой в становлении демократических форм политической жизни явились институты сословного представительства в средние века. С Новым временем связано появление прин­ципов организации политической жизни, которые состав­ляют основу форм демократии, существующих ныне в большинстве западных стран.

Надо заметить, что несмотря на очевидные успехи в развитии демократии, все же практически всюду существует неудовлетворенность ее состоянием. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с книгой видного амери­канского политолога Майкла Паренти «Демократия для немногих», уже в самом названии которой содержится общая оценка характера политической жизни такой, казалось бы, имеющей развитые демократические традиции страны, как США. Оказывается, нет такой стадии в развитии демок­ратии, которая удовлетворяла бы всех. Однако это вовсе не означает отрицания ценности демократии как формы политической жизни. В этой связи часто вспоминают слова Уинстона Черчилля о том, что у демократии много недо­статков, но у нее есть и одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего.

Что же понимается современной политологией под де-

127

мократией? Сам термин «демократия» появился в Древней Гре­ции. Он составлен из двух греческих слов: demos — народ и kra-tos — власть, что буквально означает «власть народа». Однако, как это видно из предыдущего изложения, власть всегда означает господство одних людей над другими. Поэтому сам по себе тер­мин «демократия» указывает на народ как субъект власти, но не указывает на объект властного воздействия. Следовательно, этот термин сегодня имеет более широкое содержание, чем его эти­мологическое значение.

В настоящее время в политической науке существует множе­ство определений демократии. Однако преобладающим является понимание демократии как формы государственно-полити­ческого устройства, основанной на признании народа в качестве источника и субъекта власти. В более развернутом виде опреде­ление демократии было сформулировано американским прези­дентом Авраамом Линкольном: «government of the people, by the people, for the people» («правление народа, осуществляемое на­родом и для народа»). Здесь все три английских предлога выра­жают различные аспекты и существенные признаки демократии, а именно: демократия исходит «из» самого народа («of»), она осуществляется народом («by») и в интересах народа («for»)» [23. С. 137].



Для того, чтобы общество могло назы-ваться демократическим, оно должно от-вечать целому ряду требований. Назовем их принципами, или критериями, демо­кратии, к которым современная политическая наука относит с*ле-дующие:

П признание народа источником власти и носителем верхов­ной власти;

П наличие гражданских прав у предельно широкого круга взрослого населения;

П равная возможность участия в политической жизни для всех граждан;

П выборность основных органов власти;

П решение вопросов голосованием;

П возможность для каждого гражданина получить полное

128

представление по существу рассматриваемого вопроса;

П право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественного объединения.

Заметим, что данные критерии являются идеалом для
общества, которое стремится к демократии. В современном
мире, пожалуй, нет страны, в которой эти требования были
бы выполнены полностью. Реальная демократия всегда вы­
ступает в лучшем случае как власть большинства над мень­
шинством, в худшем — как господство хорошо
организованного меньшинства над большинством при фор­
мальном согласии последнего подчиняться.
Механизм - Этот вопрос является углублением и
демократии расширением ранее поставленного воп­
роса о механизме политической власти.
В данном случае нас интересуют организационно-правовые
основы механизма властных отношений, в котором реали­
зуются изложенные выше принципы демократии. Этот ме­
ханизм складывался на протяжении столетий, вбирая в себя
политический опыт многих народов. Его главными элемен­
тами являются:
П 'законодательное закрепление основных экономических,

социальных и политических прав человека; D свободные, равные, прямые, тайные выборы органов вла­сти;

П решение вопросов большинством при твердых гарантиях права меньшинства открыто отстаивать свои интересы;

П сочетание непосредственных и представительных форм участия граждан в управлении делами общества;

П законодательное закрепление и обеспечение права отзыва лиц, избранных в органы власти;

П политический плюрализм, т. е. наличие не менее двух политических партий;

D наличие лояльной оппозиции;

П разделение законодательной и исполнительной властей при их относительной самостоятельности в рамках за­крепленных полномочий;

Q независимость суда;

129

П верховенство принятого в установленном порядке закона; П наличие альтернативных источников информации.

Следует особо подчеркнуть значение средств реализации и защиты прав человека в демократической организации политической жизни. Если внимательно присмотреться к другим элементам этого механизма, то можно увидеть, что все они в конечном счете замыкаются именно на правах человека. Без наличия гарантированных (юридически и социально-экономически) прав и свобод человека в обществе не может осуществляться демократический политический процесс.

Разновидности современной

демократии С:

Разумеется, механизм осуществления демократии не является застывшим, раз и навсегда данным. Он развивается вместе с развитием теории и практики демократии как формы организации политической жизни, протекания политического процесса. Его конкретные очер­тания меняются также в каждой стране. В различных его модификациях могут доминировать те или иные элементы. Соответственно в современной теории и практике выделя­ется несколько форм демократии.

В зависимости от того, какому субъекту политики — личности, группе или народу — отдается приоритет при осуществлении власти, различают либеральные (индивиду­алистические), плюралистические и коллективистские раз­новидности демократии.

Либеральные, или индивидуали­стические, демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства. Поэтому они первосте­пенное внимание уделяют созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих любое подавление личности властью. В этих целях либеральные демократии стремятся создавать механизмы, позволяющие обеспечивать права индивида за счет ограничения власти большинства. Сфера деятельности государства здесь сводится, главным образом, к охране общественного порядка, обеспечению безопасности и юри­дической защите прав граждан. Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совер­шенствованию механизмов их взаимного сдерживания и

130

уравновешивания с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии лич­ности.

Следует заметить, что либеральные демократии в дей­ствительности есть весьма редкое явление. К такой форме демократии тяготеют, например, Соединенные Штаты Аме­рики. Однако и здесь попытки ее осуществления в «чистом» виде постоянно наталкиваются на необходимость преодо­ления противоречий между индивидуальными, групповыми и общими интересами. Современное государство призвано выступать не только гарантом индивидуальных прав и сво­бод, но и регулировать экономические и социальные про­цессы с целью гармонизации интересов различных общественных групп.

Плюралистические (от лат. pluralis — множественный) демократии, которые характерны для боль­шинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возмож­ность политического выражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых отношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и он по­этому не может выступать главным субъектом политики. В плюралистических демократиях основное внимание уде­ляется созданию такого механизма политического взаимо­действия, который обеспечивал бы возможность всем гражданам открыто выражать и отстаивать своих интересы. Доминирующая роль в этом механизме отводится незави­симым группам политического влияния. Здесь действует множество группировок — партий, общественных объеди­нений и движений, — стремящихся участвовать в реали­зации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы. Важное значение придается также обес­печению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могу­щественными общественными группами или большинством граждан.

131

Коллективистские демократии, известные также под названием народные демократии, напротив, ис­ходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемым правом устанавливать законы и опреде­лять деятельность правительства. Представления о коллек­тивистской форме демократии восходят к идее Ж. Ж. Руссо о народном суверенитете, суть которой мы уже излагали. Коллективистские демократии так или иначе признают при­оритет народа или отождествляемого с ним крупного со­циального субъекта (например, рабочего класса, коренной этнической общности) в выражении общей воли и осуще­ствлении власти. Такие демократии фактически исходят из однородности народа как социального субъекта, непогре­шимости его воли, и поэтому они абсолютизируют принцип подчинения меньшинства большинству, а также отрицают автономию личности. Попытки осуществить коллективист­скую демократию в «чистом» виде приводили на деле к правлению от имени «народа» узкой группы лиц, к подав­лению политических прав и гражданских свобод, к жестоким репрессиям против любого инакомыслия. Опыт их реали­зации в ряде стран показывает, что власть народа не может быть реальной без одновременного признания и институ­ционально-правового закрепления личности в качестве важ­нейшего субъекта политики.

Формы демократии можно подразделять также в зави­симости то того, кто преимущественно — непосредственно народ или его представители — осуществляет властные функции. В соответствии с этим выделяют прямые (пле­бисцитарные) и представительные (репрезентативные) де­мократии.

Прямые, или плебисцитарные (от лат. plebiscitum — решение народа), демократии исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие по­литические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконт­рольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократии, как это имеет место, например, в Швейцарии, постоянно расширяется круг вопросов, реша­емых непосредственно гражданами. Это и принятие важ­нейших законодательных актов, и выбор политических

132

решений стратегического характера, и принятие решений местного значения. Нетрудно видеть, что плебисцитарная демократия позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осу­ществлять эффективный контроль за деятельностью инсти­тутов государства и должностных лиц.

Представительные, или репрезе­нтативные (от фр. representation — представительство), демократии, напротив, исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти. При таком подходе демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом представи­тельное управление. Участие граждан в принятии полити­ческих решений при этом в целом не отвергается, но оно ограничивается весьма узким кругом вопросов. Достаточно точное определение сути представительной демократии дал немецкий политолог Ральф Дарендррф. «Демократия, — считает он, — не «правление народа», такого ла свете просто не бывает. Демократия — это правительство, изби­раемое народом, а если необходимо — то народом и сме­щаемое; кроме того, демократия — это правительство со своим собственным курсом» [29. С. 91 ]. При рассматрива­емой форме демократии отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, конституцион­ного ограничения компетенции органов власти и должно­стных лиц при их полной независимости в пределах закона.

Условий Как видно, все разновидности совре-
демокрагии менной демократии имеют определен­
ные достоинства и недостатки. Кроме
того, ни одна из них в действительности не существует в
«чистом» виде. Складывающиеся конкретные формы демок­
ратии обусловливаются историческими, экономическими,
геополитическими и иными особенностями развития каждой
отдельной страны. Но для того чтобы появились и разви­
вались демократические формы политической жизни, тре­
буются определенные социальные, экономические и куль­
турные предпосылки. Без наличия таковых политический
процесс протекает в недемократических формах. Что же
это за предпосылки?

133

Во-первых, это высокий уровень экономического разви­тия страны, многообразие форм собственности, наличие развитого рынка, конкуренция товаропроизводителей. Соб­ственно, сама демократия представляет подобие политиче­ского рынка с его конкуренцией, состязательностью идей, программ, позиций. Для существования такого политиче­ского рынка необходимо разграничение (а значит, и кон­куренция) политических интересов. Последнее же бази­руется на многообразии экономических интересов, в основе которого находится плюрализм форм собственности.

Во-вторых, наличие многообразного состава населения, т. е. социального плюрализма и органически связанных с ним гражданского общества и правового государства. Со­держание этих понятий будет рассмотрено далее. Здесь же отметим, что наличие в обществе сферы свободной дея­тельности частных лиц, их внегосударственных ассоциаций и институтов, отношения которых друг с другом и госу­дарством регулируются законом, расковывает инициативу граждан, а том числе и в области политических отношений. Весьма важной предпосылкой является также относительно высокий уровень благосостояния различных категорий граж­дан, что позволяет достичь необходимой для демократии степени общественного согласия.

В-третьих, это высокая степень развития культуры. Культура общества в целом, и особенно культура в области политической жизни, является мощным катализатором де­мократических процессов. Она есть первейшее условие уча­стия человека в политике. Здесь уместно будет привести следующие слова В. И. Ленина: «Безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика» [52. Т. 44. С. 174]. Демократия

и государство

Мы уже отмечали некоторую услов­ность понятия «демократия», т. е. рас­хождение между буквальным смыслом этого термина и его реальным содержанием в настоящее время. Развивая эту мысль, укажем и на противоречивое отношение, которое существует между понятиями «демок­ратия» и «государство».
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   42


написать администратору сайта