Главная страница
Навигация по странице:

  • ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

  • Политология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга). В. А. Мельник


    Скачать 2.74 Mb.
    НазваниеВ. А. Мельник
    АнкорПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
    Дата22.04.2017
    Размер2.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
    ТипДокументы
    #5217
    КатегорияСоциология. Политология
    страница9 из 42
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   42

    91

    Начнем с социологического направления в разви­тии современной политологии. Пожалуй, оно занимает одно из ведущих мест в западной политической науке, все более заметным становится и у нас. Представители социологическо­го направления изучают явления политики в контексте и че­рез призму анализа общества во всей сложности и многообра­зии его социальной структуры и процессов. Решающее воз­действие на становление и развитие этого направления в по­литологии оказали труды немецкого социолога Макса Вебера (1864—1920) и французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858—1917). Недавно на русское языке изданы важнейшие произведения этих авторов [15, 32]. Значительный вклад в разработку проблематики политической социологии внес француз Морис Дюверже (р. 1917), фундаментальная книга которого «Социология политики» (1966) выдержала за рубе­жом несколько изданий.

    В рамках социологического направления итальянцы Вильфредо Парето (1848—1923) и Гаэтано Моска (1858— 1941) разработали основы современной концепции эли­ты. К примеру, Парето считает существенной чертой всех че­ловеческих обществ их деление на элиту («лучших») и неэли­ту, а «круговорот» элит — их стабилизацию и последующую деградацию — движущей силой общественного развития, ле­жащей в основе всех исторических событий. Согласно этой концепции индивиды, наделенные от рождения предрасполо­женностью к манипулированию массами с помощью хитрости и обмана («лисы») или способностью применения насилия («львы»), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчерпания «потенций» правящей элиты с последующей ее деградацией.

    В русле социологического направления находится раз­работанная русским ученым Моисеем Острогорским (1854—1919) и немецким (в 1926 г. принял итальянское гра­жданство) — Робертом Михельсом (1876—1936) кон­цепция политических партий. Ми-хельс, в частности, выдвинул идею неизбежности олигархи­ческого перерождения всех демократических партий и сис­тем. Невозможность демократии без организации, без управленческого аппарата и профессионального лидерства,

    по Михельсу, неизбежно ведет к закреплению за партий­ными функционерами постов и привилегий, отрыву ру­ководства от партийных масс, к его фактической несменя­емости. Как указывает ученый, харизматических лидеров сменяют простые бюрократы, революционеров и энтузиас­тов — консерваторы, приспособленцы, демагоги, заботящи­еся только о своих интересах, а не об интересах масс. Руководящая группа становится все более изолированной и замкнутой, создает специальные органы для защиты своих привилегий и в перспективе имеет тенденцию к превраще­нию в часть правящей элиты. Новая верхушка чувствует потенциальную угрозу со стороны рядовых членов органи­зации, отбрасывает внутрипартийную демократию, маски­руя свои действия необходимостью преодоления трудностей, борьбы с врагами и т. п. Схожие идеи выдвинуты и другими исследователями политических партий.

    Значительную роль в западной политологии играет такое направление, как институционализм. Его представители изучают устойчивые формы организации и регулирования общественной, в том числе политической жизни. Основным понятием, используемым данным направ­лением, является «политический институт», под которым по-ни'мается создаваемое для выполнения определенных поли­тических целей и функций учреждение, имеющее внутрен­нюю организационную структуру и подчиняющееся установ­ленным правилам и нормам деятельности. Политическое поведение людей институционализмом изучается в тесной связи с существующей системой социально-нормативных ак­тов и институтов, необходимость возникновения и функци­онирования которых признается в качестве естественноисто-рической закономерности. Под таким углом рассматриваются и все политические явления. Представителями этого направ­ления в политологии являются американцы Сеймур Мартин Липсет (р. 1922), Чарлз Миллс (1916—1962), француз Мо­рис Дюверже и др.

    Системно-функциональные кон­цепции политики, находясь в русле социологического

    * Харизма (греч. harisma — милость, божественный дар) — исклю­чительная одаренность. Харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности — мудрости, героизме, «святости».


    93


    92



    направления, дополняют и продолжают институционализм. Представители системно-функционального подхода иссле­дуют политику, ее институты с точки зрения их места и значения (функции) в обществе. Наиболее видными сто­ронниками этого направления в политологии являются уже называвшийся немецкий социолог и политолог Макс Вебер, американские ученые Гарольд Дуайт Лассуэлл (1902— 1978), Толкотт Пирсоне (1902—1979), Дэвид Истон (р. 1917), французский — Мишель Крозье (р. 1922) и др.

    Согласно Парсонсу, политическая подсистема связана прежде всего с необходимостью достижения общих целей социальной системы. Власть осуществляет требования сис­темы, опираясь на соответствующие институты «поддержа­ния власти». В работах Лассуэлла большое внимание уделяется роли массовых коммуникаций в функциониро­вании политической власти. Ему принадлежит ставшая классической формулировка, согласно которой «акт ком­муникации рассматривается по мере ответа на вопрос «КТО — сообщает ЧТО — по какому КАНАЛУ — КО­МУ — с каким ЭФФЕКТОМ?». Истону принадлежит при­оритет в разработке основ теории политической системы. Ныне общепризнанными являются выдвинутые им положе­ния о том, что такая система состоит из многих частей, образующих единое целое, и имеет определенные границы, отделяющие ее от среды.

    Концепции политического плю­рализма, в истоках которых находится теория «социальной солидарности» Эмиля Дюркгейма, разрабаты­вают француз Морис Дюверже, американец Роберт Даль (р. 1915), немец Ральф Дарендорф (р. 1929) и др. В основе их взглядов находятся положения о том, что в современном обществе классы как таковые исчезли, а вместо них суще­ствуют различные взаимодействующие социальные слои, интересы которых не являются антагонистическими, они вполне примиримы. В этих условиях государство выполняет функцию согласования интересов различных групп, высту­пает в качестве нейтрального арбитра между конкурирую­щими политическими силами, призвано не допустить преобладания одних над другими.

    Теория демократии имеет давнюю

    94

    историю своего развития. Ее современные основы заложены в трудах французского мыслителя Алексиса де Токвиля (1805—1859). Новый интерес к теории демократии в за­падной политологии проявился после второй мировой войны, и с тех пор носит устойчивый характер. В рамках теории демократии сложилось современное учение о правовом го­сударстве, гражданском обществе, правах и свободах чело­века. Видными теоретиками данного направления являются американские ученые С. М. Липсет и Р. Даль, австрийский и американский экономист и социолог Йозеф Шумпетер (1883—1950).

    Теории бюрократии традиционно занимают значительное место в современной западной политологиче­ской проблематике. Наиболее полное и систематическое развитие эта концепция получила в трудах М. Вебера, американских социологов Роберта Кинга Мертона (р. 1910), Алвина Гоулднера (1920—1980), С. М. Липсета и др. В их работах всесторонне исследуются функции и струк­туры бюрократической организации. Процесс бюрократиза­ции представляется как явление, характеризующееся внутренне присущей западному обществу «рационально­стью». Важнейшими в этой теории являются вопросы об узаконении (легитимации) бюрократической власти, о со­отношении бюрократии и демократии.

    Концепции тоталитаризма также являются предметом современной политологии. Значитель­ное место проблема тоталитаризма занимает в трудах не-мецко-американского философа и политолога Ханны Арендт (1902—1975), австро-американского экономиста и политолога Фридриха фон Хайека (1899—1988), испанского философа Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955), русского философа Н. А. Бердяева (1874—1948) и др. В произведе­ниях указанных авторов дается описание тоталитаризма как общества, качественно отличного от всех, которые су­ществовали в истории. Его отличительной чертой является превращение личности в атомизированного индивида, пред­ставителя «массы», сплачиваемого в коллективные соци­альные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции. Возникновение и эволюция тоталитаризма связывается с антилиберальными политическими течения-

    95

    ми, отрицавшими ценность личности и рассматривавшими чело­века как момент в движении к некой коллективной цели. Эконо­мические истоки тоталитаризма усматриваются в стремлении властей в экстремальных условиях решать экономические про­блемы путем централизации управления и контроля над народ­ным хозяйством. Интерес к проблеме тоталитаризма не снижает­ся и теперь.

    Разработке теории международных отно­шений большое внимание уделяется в сочинениях одного из крупнейших мыслителей Франции Раймона Арона (1905—1983). Его наиболее крупной и значительной работой является книга «Мир и война между нациями», в которой сформулирован ряд получивших широкую известность идей относительно сущности международных отношений применительно к социально-политическим и научно-техническим реалиям современной эпо­хи. Надо подчеркнуть, что Арон внес также заметный вклад в разработку таких политологических концепций, как теория инду­стриального общества (о ней пойдет речь в одной из последую­щих тем курса), демократии и тоталитаризма. Признанным клас­сиком новейшей теории международных отношений является американский политолог Куинси Райт. Видными представите­лями этого направления в политологии являются также амери­канские ученые Р. Моргентау, Д. Розенау, М. Катан, С. Хантингтон и др.

    Мы привели краткий обзор современной политологии, но и из него видно, насколько разнообразны предмет и проблематика этой интереснейшей науки. Еще раз подчеркнем, что изучение и осмысление всех теоретических достижений современной поли­тологии потребует больших усилий как со стороны наших про­фессиональных политологов, так и со стороны всех, кто интере­суется и занимается политикой.

    ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

    3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

    3.1. Политика и политические отношения

    Понятие и сущность Многообразные связи, складывающие-
    политичвских ся'между людьми в процессе их дея-
    ношени тельности в различных сферах общест­
    венной жизни, принято называть об­
    щественными отношениями.
    Соответственно отношения,
    складывающиеся между людьми в связи с их участием в
    делах политически организованного сообщества, в государ­
    ственных делах, называются политическими отношениями.
    Как же возникают политические отношения и в чем их
    суть? Совершенно очевидно, что ответ на эти вопросы
    вытекает из определения государства, наличие которого
    есть основной признак политически организованного сооб­
    щества людей. Обратимся в ответу, который дает на данный
    вопрос Макс Вебер. «Государство, — пишет Макс Вебер в
    работе «Политика как призвание и профессия», — есть
    отношение господства людей над людьми, опирающееся на
    легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как
    средство» [15. С. 646]. Как видно, данное определение в
    принципе не расходится с хорошо известным в нашей стране
    марксистским определением. Последнее лишь уточняет


    97


    43ак. 140



    субъекты политических отношений — социальные клас­сы.

    Вопрос о причинах возникновения государства, его об­щественной роли и, следовательно, сущности политики так­же хорошо исследован, особенно марксистской политической мыслью. Напомним, что кроме марксистского, выдвинуто несколько иных объяснений происхождения государства. К числу основных из этих концепций относятся следующие: теологическая (государство есть порождение божественной воли); патриархальная (государство является результатом исторического развития семьи; абсолютная власть монарха служит продолжением власти отца, патриарха в семье); договорная (государство возникло в результате договора между людь­ми); органическая (государство есть возникший естественным путем в ходе борьбы людей за выживание единый организм, в котором правительство выполняет фун­кции мозга); психологическая (государство есть результат врожденной психической потребности людей подчиняться); концепция покорения (государство есть форма господства победителей над по­бежденными) .

    Согласно марксистскому, или историко-материалистиче-скому, подходу, государство возникает в результате обще­ственного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Логически этот процесс может быть представлен следующим образом. С появлением разделения труда стало возможным произ­водство излишков продукта, остающегося после удрвлетво* рения первичных потребностей общества. Этот излишек приводит к социальным конфликтам, так как обладание им оспаривается различными лицами и группами. Те, кому удается распорядиться им по своему усмотрению либо во­обще присвоить его в частном порядке, занимают господ­ствующее положение по отношению к другим членам общества. Общество делится на конфликтующие социальные группы. В таких условиях и возникает государство. Разди­раемое внутренними противоречиями общество уже не мо­жет обойтись без особой группы людей, выполняющей с помощью силы функции поддержания целостности сообще-98

    ства. Социальная группа, деятельность которой образует новую отрасль разделения труда, становится самостоятель­ной, в том числе и по отношению к тем, кто ее уполномочил на выполнение данных функций. С этого момента вся жизнедеятельность людей осуществляется в рамках пол­итически организованного сообщества, что и означает по­явление государства.

    В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс показал, как данный процесс осуществлялся на ранних этапах развития общества. В этой работе с позиций материалистического понимания истории рассмотрены результаты исследования первобытного обще­ства, полученные американским ученым Льюисом Морга­ном (1818—1881). Приведем из нее небольшой отрывок, в котором содержится предельно сжатое изложение маркси­стского понимания сущности государства.

    «Государство, — писал Энгельс, — есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противопо­ложности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми эконо­мическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновения, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство» [59. Т. 21. С. 170]. При всем дальнейшем расширении и усложнении общественных функций госу­дарства эта его изначальная суть — опирающееся на фи­зическое насилие господство людей над людьми — остается неизменной.

    Здесь необходимо отметить, что понимание государства как стоящей над обществом силы вовсе не является моно­полией марксизма. Оно очень распространено с самых древ­них времен. Да, господство, опирающееся на насилие, — это существенная черта государства любого типа. И это его свойство чаще и охотнее всего избирается при рассмот­рении проблематики государственности. Однако, что каса-

    99

    ется специфики в понимании общественной роли государ­ства, смысла применяемого им насилия, то в по- литической науке существуют два подхода.

    Марксистская аналитическая традиция, как известно, признавая интегрирующую функцию государства, акценти­ровала внимание на том, что оно есть орган классового господства, орудие эксплуатации угнетенных классов, а другие аспекты его деятельности рассматривала в качестве вторичных. Из такого понимания государства вытекает, что свою объединительную функцию, т. е. задачу поддержания целостности сообщества, оно выполняет 'путем создания с помощью силы такого «порядка», который узаконивает и упрочивает угнетение одного класса другим. Такой подход к объяснению государства последовательно отстаивал В. И. Ленин.

    Вместе с этим в политологии издавна развивается и другая традиция в понимании общественной роли государ­ства. Она рассматривает государство как универсальную организацию, призванную обеспечивать оптимальную це­лостность сообщества путем налаживания сотрудничества всех его участников. Еще во времена, когда государство не отделяли от общества, назначение политики состояло в обеспечении жизни полиса как чего-то единого, целостного. Выдающиеся мыслители XIX в. специфику государства так­же видели в его объединительной функции. В наше время политика уже не сводится только к государству, но традиция видения основной роли государства в обеспечении целост­ности общества, организованного взаимодействия больших социальных общностей сохраняется и теперь. При таком понимании государства его объединительная функция состоит i побуждении участников социальных общностей к частичному или полному отказу от индивидуальных и групповых устремлений ради интересов сообщества.

    Анализируя указанные подходы к пониманию государ­ства и политики, известный французский социолог и по­литолог Морис Дюверже отмечает: «Политическая теория колеблется между двумя драматически противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной по­литика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обще-

    100

    ством и получением благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости. Первое понимание служит сохранению привилегий меньшинства за счет боль­шинства. Вторая означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество» [39. С. 106].

    Чтобы обобщить сказанное, попытаемся ответить на воп­росы, как же следует оценивать роль государства: как всеобщую организацию или как комитет по управлению делами одного класса за счет подавления интересов других? Или, может быть, эти две традиции в понимании государства совместимы, отражают диалектические стороны одного и того же сложного явления?

    Нам представляется ответ следующим. Во всех случаях государство выступает гарантом целостности сообщества лю­дей. Однако выполнение государством данной роли сопря­жено с двумя внутренне противоречивыми аспектами его деятельности. С одной стороны, деятельность государства подчинена реализации общих интересов и потому оно дей­ствительно есть орган целого. С другой стороны, эту свою функцию государство способно выполнять лишь при условии использования им общества как средства обеспечения своего собственного существования. Данный аспект деятельности государства неизбежно предполагает применение его и как орудия реализации интересов одних социальных групп за счет ущемления интересов других. В различные периоды общественного развития на передний план выступают либо первая, либо вторая стороны деятельности государства, но во всех случаях его классовость не исчезает, а действует как сторона, как момент государственности наряду с вы­полнением общенациональных задач.

    Таким образом, сущность политических отношений состоит в том, что это отношения, возникающие между участниками социальных общностей в ходе реализации ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов и требующие использования средств государственного подчи­нения. В этом своеобразие политических отношений в срав­нении с другими видами общественных отношений, их специфика как формы деятельности, организации людей. Всякая общественная проблема приобретает политический характер, если она связана с интересами социальных групп

    101

    или общества в целом и требует для своего решения ис­пользования средств подчинения, в качестве которых вы­ступает государство.

    Соответственно и политику в собственном смысле слова можно определить как сферу деятельности, связанную с реализацией потребностей и интересов индивидов, социаль­ных групп, классов, наций, общества в целом, ядром которой являются завоевание, удержание и использование государ­ственной власти. Любая политика, в конечном счете, есть взаимодействие между людьми, сопровождающееся их раз­межеванием и консолидацией по поводу обладания властью. И именно потребности и интересы людей, социальных групп побуждают их участвовать в политике, бороться за овла­дение средствами власти. Об этом хорошо сказал В. И. Ле­нин: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жер­твами обмана и самообмана в политике, пока они не на­учатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обе­щаниями разыскивать интересы тех или иных классов» [50. Т. 23. С. 52]. Это высказывание сегодня, пожалуй, можно лишь дополнить следующими словами: интересы тех или иных лиц, социальных групп, слоев, классов, наций, на­родов.

    Cy|i»|i;fibi С понятием «субъект» мы будем иметь
    дело щ протяжении всего курса, поэ-
    тому напомним его общенаучное зна­
    чение. Под субъектом понимается но­
    ситель предметно-практической деятельности, обладающий со­
    знанием, а также самосознанием (осознанием самого себя)*и
    в связи с этим — способностью к осмысленному, целенап­
    равленному действию. Иными словами, признаками субъек-
    тности кого-либо являются обладание самосознанием,
    осознанной целью, способностью к действию по ее реализации.
    В философии представители одних направлений в качестве
    субъектов признают только человеческие индивиды, сторон­
    ники других направлений — как индивиды, так и их раз­
    личные общности. Мы исходим из того, что носителями
    предметно-практической деятельности выступают как инди­
    виды, так и социальные группы, общности, их объединения,
    которые будем называть социальными субъектами.
    102

    Соответственно всякая социальная единица, будь то от­дельная личность или социальная организация, группа или крупная общность людей, имеющая осознанный специфи­ческий интерес и стремящаяся для его удовлетворения ов­ладеть средствами государственного подчинения или оказывать влияние на деятельность тех, кто ими владеет, выступает в качестве субъекта политических отношений, или политической (социально-политической) силы.

    Данное определение требует некоторого дополнительного пояснения. Субъектами политических отношений могут ре­ально выступать только такие социальные единицы, которые способны относительно самостоятельно действовать, участ­вовать в политике, т. е. имеют для этого соответствующую мотивацию и обладают необходимыми знаниями, умениями и возможностями. Применительно к отдельному индивиду или общественной организации это условие представляется достаточно очевидным. Что касается крупной социальной общности (например, класса), то она становится субъектом политики в том случае, если осознает себя имеющей спе­цифический интерес общностью и самоорганизуется для борьбы за свои права и интересы. Именно благодаря орга­низационным структурам общности, являющимся необхо­димым инструментом для выражения и представления интересов и устремлений ее членов, крупная общественная группа становится субъектом политики, или социально-по­литической силой.

    Понятно, что субъекты политики чрезвычайно разнооб­разны. Перечислим основные, разделив их на две группы.

    К первой группе субъектов политики относятся объек­тивно существующие основные социальные общности и еди­ницы. Это — народ, классы, нации, народности,хоциальные, территориальные, религиозные, профессиональные и демо­графические группы, наконец, индивиды. Каждый из этих социальных субъектов обладает своим специфическим ин­тересом, который и побуждает к участию в политике. Их называют первичными субъектами политики.

    Вторую группу субъектов политики образуют социальные институты и организации, которые формируются людьми и их общностями с целью участия в политике. Они назы­ваются политическими институтами, к которым обычно

    юз

    относят: органы государства, политические партии, обще­ственные организации и движения. Все они вторичны по отношению к субъектам политики первой группы, так как создаются для выражения политических интересов различ­ных социальных групп, классов, наций, народов.

    Очевидно, что различные социальные субъекты нерав­
    ноценны в качестве политической силы. Например, ни один
    индивид не может играть в политике ни более весомую,
    ни даже такую же роль (как по форме, так и по существу),
    как общественный класс или политическая партия. Как
    нам представляется, в качестве основных субъектов по­
    литики можно признать общественные классы, нации и
    народы. Именно интересы и степень активности данных
    общностей определяют силу, общественное значение, пер­
    спективу и результаты разрешения социальных противоре­
    чий. Интересы всех других сил, непосредственно
    действующих в политике, подчинены интересам указанных
    общностей и координируются с ними.
    Фбрмь) Политические отношения есть взаи-
    политйчвского модействие субъектов политики. Здесь
    "вады^олитики неизбежно встает еще один вопрос: ка­
    ковы же характер и формы этого вза­
    имодействия? Как мы видели, феномен
    политики колеблется между двумя ее крайними интерпре­
    тациями: одна из них трактует политику как результат и
    поле столкновения конфликтующих интересов, вторая —
    как правление порядка и справедливости, осуществляемое
    с согласия и в интересах всех членов сообщества. Это
    означает, что конфликт и согласие объективно составляют
    две важнейшие характеристики политического взаимодей­
    ствия. Каждая из них может принимать самые различные
    формы, например, от полного согласия (консенсуса) уча­
    стников политики до вооруженной борьбы между ними. К
    рассмотрению различных форм взаимодействия субъектов
    политики мы будем обращаться в ходе дальнейшего изло­
    жения курса.

    В зависимости от состава участников политического вза­имодействия и предмета тех вопросов, которые они стре­мятся решить с помощью государства, можно выделить несколько видов политики. Как правило, различают по-
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   42


    написать администратору сайта