Главная страница

Политология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга). В. А. Мельник


Скачать 2.74 Mb.
НазваниеВ. А. Мельник
АнкорПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
Дата22.04.2017
Размер2.74 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
ТипДокументы
#5217
КатегорияСоциология. Политология
страница5 из 42
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

40


Политическая мысль Нового времени
Дальнейшее развитие политической теории в западных странах происходит на фоне буржуазных революций XVI— первой половины XIX в. Было бы слишком сложно искать границу между политической мыс­лью Возрождения и Нового времени в собственном смысле слова. Политические идеи нового класса — буржуазии, зародившиеся еще в предшествующей эпохе, получают свою всестороннюю разработку в последующее, Новое время. На его начальном этапе доминирующее значение приобретают идеи уничтожения ограничений, накладываемых феодаль­ным государством на свободу индивида. В дальнейшем в произведениях мыслителей Нового времени гражданская концепция политики получает свое логическое продолжение в социальной концепции, в которой акцент с индивида переносится на социальные группы и общности как субъ­ектов политики. В целом совокупность социально-полити­ческих идей, выдвинутых буржуазными мыслителями Нового времени, получила название либерализма (от лат. liberalis — свободный).

Политическая наука Нового времени связана с именами крупнейших мыслителей ряда стран, она как бы переме­щается из одной страны в другую, следуя за бурными общественными событиями. Центрами политической жизни и соответственно политической науки становятся то Гол­ландия, то Англия, то США, то Франция, то Германия. Мы приведем здесь имена и основные идеи лишь тех мыс­лителей, которые олицетворяют действительно этапные вехи на пути развития политической теории.

Некоторые исследователи отцом современной политоло­гии как науки считают англичанина Томаса Гобфса (1588— 1679). Свое политическое учение он изложил ^в философском труде «О гражданине» и трактате «Левиафан , или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

* Левиафан — огромное чудовище, описанное в Библии, в Книге Иова, особенно в главе 41: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огромные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас». Вот с таким чудовищем отождествлял Томас Гоббс государство.

41

Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мысли, на основе общественного договора из естественного догосу-дарственного положения, когда люди находились в состоя­нии «войны всех против всех». Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира. В результате обще­ственного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, тем самым добровольно ограничивших свою свободу. Но на государя одновременно была возложена функция охраны мира и благоденствия. Первым обществен­ным договором, по мнению Гоббса, был завет (союз) между Богом и патриархом Авраамом, согласно которому Бог обе-товал (обещал) Аврааму и его будущему многочисленному роду свое покровительство, а Авраам обязал себя и свое потомство повиноваться повелениям, уставам и законам Бога [21. Т. 2. С. 95, 315—316].

При всех различиях концепция общественного договора была ядром политических построений голландцев Гого Гро-ция (1583—1645) и Бенедикта Спинозы (1632—1677), ан­гличанина Джона Локка (1632—1704). Бесспорной заслугой последнего является выдвижение идеи разделения власти в государстве между различными органами, для того чтобы не допустить ее деспотического использования и злоупот­ребления ею.

Существенное развитие политические идеи получили в трудах мыслителей французского Просвещения. Его наи­более видными представителями являются Шарль Луи Мон­тескье (1689—1755), Вольтер (1694—1778), Жан Жак Руссо (1712—1778). В их произведениях принципы свободы •* ра­венства превратились в развернутые политические учения.

Так, развивая идею разделения властей, Монтескье до­казывал, что политическая свобода может быть гарантиро­вана только при относительно независимом существовании законодательной, исполнительной и судебной властей. Он считал, что политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако мно­голетний опыт показывает, что каждый человек, наделен­ный властью, склонен злоупотреблять ею и он идет в этом направлении до последнего предела. «Чтобы не было воз­можности злоупотреблять властью, — пишет Монтескье в своем знаменитом труде «О духе законов», — необходим

42

такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга... Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет... Не будет свободы и в том случае, если су­дебная власть не отделена от власти законодательной и исполни­тельной... Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или про­стых людей, были соединены три власти: власть создавать зако­ны, власть приводить в исполнение постановления общегосудар­ственного характера и власть судить преступления или тяжбы ча­стных лиц» [61. С. 289—291].

Вольтер считал своим политическим идеалом «просвещенную монархию», где просвещен не только сам монарх, но и его под­данные. Руссо принадлежит заслуга в выдвижении идеи народо­властия. Он считал, что никакой парламент не может представ­лять народ, а поэтому каждый закон должен быть принят всем народом, то есть плебисцитом. «Депутаты народа, — писал Рус­со, — не являются и не могут являться его представителями; они лишь его уполномоченные; они ничего не могут постановлять окончательно. Всякий закон, если народ не утвердил его непо-Ьредственно сам, недействителен; это вообще не закон». [76. С. 222]. Избранники народа, по мысли Руссо, должны заниматься только исполнением законов, перед которыми все равны.

Логическим развитием демократических идей европейского Просвещения явились политические идеи американских мысли­телей Бенджамена Франклина (1706—1790), Джона Адамса (1735—1826), Томаса Джефферсона (1743— 1826), Джеймса Меоисона (1751—1836), Александра Гамильтона (К757—1804) и других. Многие из выдвинутых ими идейных принципов и по­стулатов формулировались в ходе борьбы США за свою незави­симость как политические требования, а затем были закреплены в конституционных документах. К числу важнейших из них, во­шедших в фундамент современной политической и правовой науки, относятся: идея о том, что все люди от природы сво­бодны, независимы и обладают некоторыми неотчуждаемыми правами и прежде всего правом на жизнь, свободу и на стремление к счастью; право народа на политическое само-

43

определение и независимое существование; право народа сменять такое правительство, которое не отвечает своему назначению — обеспечивать достижение всеобщего сча­стья и безопасности; дополнение идеи разделения властей идеей системы сдержек и противовесов, обеспечивающих равновесие между соперничающими властями; идея су­дебного надзора за конституционностью принимаемых за­конов.

Значительные заслуги в развитии политических идей принадлежат немецким мыслителям Иммануилу Канту (1724—1804), Иоганну Готлибу Фихте (1762—1814), Ге­оргу Вильгельму'Фридриху Гегелю (1770—1831). Кант, к примеру, большое внимание уделял обоснованию идеологии либерализма. Краеугольным принципом его политической теории является положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей. Этот нравст­венный по своей сути закон он назвал «категорическим императивом», считая, что его велением должны руковод­ствоваться все люди. В своем гуманистическом трактате «К вечному миру» Кант разработал проект установления «веч­ного мира» путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств. Гегелю же при­надлежит заслуга разработки и разграничения категорий «гражданское общество» и «государство». Как видно, идеи немецких мыслителей не потеряли своего значения и в настоящее время.

Надо отметить, что утверждение либеральных, демок­ратических идей в общественном сознании и политической жизни стран Западной Европы отнюдь не было легким и беспрепятственным. Во многих случаях они осуществлялись в ходе насильственных революционных преобразований. Особенно жестокий, кровавый характер носила буржуазная революция во Франции. Это вызвало со стороны ряда мыс­лителей отрицательную реакцию на политические идеи просветительства, волну критики либерально-демократиче­ских нововведений. В результате в Новое время зародилось и стало развиваться такое течение политической мысли, как консерватизм (от лат. conservare — сохранять). Наи­более видными представителями этой традиции на началь­ном этапе ее эволюции явились англичанин Эдмунд Берк

44

(1729—1797), французы Жозеф де Местр (1753—1821) и Луи де Боналъд (1754—1840).

Содержание социально-политических идей консерватиз­ма подробно будет рассмотрено в соответствующем разделе учебника. Здесь же заметим, что в ходе своего развития консерватизм оформился как политическое течение, ори­ентирующееся на сохранение, преемственность, учет наци­ональной почвы в процессе общественного развития. В настоящее время он вобрал в себя многие принципы клас­сического либерализма. Однако в период своего становления консерватизм выступил с прямо противоположными либе­рализму политическими идеями. Например, Берк полагал, что во имя стабильности общества следует критиковать и даже высмеивать революционные идеи, противостоять ре­волюционерам и их преобразованиям. На тот период это означало не что иное, как отрицание идей просветительства, то есть идей свободы личности и демократических форм организации власти. Эту же линию продолжили Луи де Бональд и Жозеф де Местр. Первый доказывал, что суще­ствует только единственная подлинная конституция — ко­ролевская, а второй отстаивал самый недемократический •идеал правления — абсолютную монархию.

Наряду с политическими идеями, обосновывающими воз­никновение и утверждение капиталистических обществен­ных отношений (либерализм) или отстаивающими старые общественные порядки (консерватизм), в XVI—первой по­ловине XIX в. в Западной Европе развивалось направление общественно-политической мысли, представители которого в своих трудах целиком отрицали как старый, феодальный, так и новый, буржуазный, социально-политический строй, выступая защитниками интересов угнетенных народных ни­зов. В такого рода произведениях обосновывалась необхо­димость принципиально новых общественных порядков, основанных на равенстве всех членов общества, коллек­тивной собственности, обязательном труде для всех, обще­ственном самоуправлении. Это направление получило название утопического социализма. Его наиболее извест­ными представителями являются англичанин Томас Мор (1478—1535), итальянец Томмазо Кампанелла (1568— 1639), англичанин Джерард Уинстенли (1609 — после

45


1652), французы Жан Мелье (1664—1729), Анри Сен-Симон (1760—1825), Шарль Фурье (1772—1837), англичанин Ро­берт Оуэн (1771—1858).

В произведениях одних социалистов-утопистов будущее общество связывается с народовластием, с самым широким участием трудящихся в управлении общественными делами. Так, в идеальном государстве, описанном Томасом Мором в книге «Утопия», все должностные лица избираются на­родом, действуют в интересах народа и отчитываются перед ним. Во главе Города Солнца — идеальной республики, сконструированной Томмазом Кампанеллой в его одноимен­ной книге, стоит мудрейший и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчинены три со­правителя: Мощь, Мудрость и Любовь. Они выбирают ни­зших должностных лиц, носителей истинного знания. Традицию народовластия, идущую от Томаса Мора, про­должил Уинстенли. Идеалом общественного устройства он провозгласил «свободную республику», в которой предус­матривается выборность и сменяемость всех должностных лиц. Причем никто не может быть избран на общественный пост, пока ему не исполнится сорок лет, так как только к этому возрасту, по мнению Уинстенли, человек приоб­ретает опыт управлять собою и другими.

В сочинениях других социалистов-утопистов прослежи­вается критическое отношение к институтам государствен­ной власти. Мелье, например, считал сущностью государст­венной деятельности организованное насилие. Сен-Симон полагал, что в промышленной системе отпадает необходи­мость в политических институтах с многочисленными уп­реждениями и должностями, что политика вместо управ­ления людьми будет заменена управлением вещами и про­изводственными процессами. Здесь, как нетрудно видеть, содержится мысль об отмене государства. Фурье считал, что ни народный суверенитет, ни всеобщее избирательное право, ни республиканские учреждения не изменят жалкого положения народа. В силу этого политика и политическая деятельность представлялись ему бесполезным занятием.

Поскольку в идеях социалистов-утопистов содержатся догадки относительно будущих форм общественного уст­ройства, то они, несомненно, имеют не только историко-познавательное значение.

46

Законным преемником и продолжателем революционно-демократических и социалистических традиций, развивав­шихся западноевропейской социально-политической мыслью Нового времени, явилось учение Карла Маркса (1818—1883) — марксизм*. Вместе с тем марксизм есть не простое продолжение предшествующих ему социально-по­литических идей. Он представляет собой попытку дать от­веты на новые вопросы, поставленные ходом истории в первой половине XIX в. Важнейшим из них явился вопрос о путях утверждения провозглашенного эпохой Просвеще­ния идеала свободной личности. Первые практические шаги к такому идеалу показали, что система общественных от­ношений, сложившаяся в результате буржуазных револю­ций, далека от совершенства и нуждается в преобразовании. Так возникла потребность в поиске путей к свободе лич­ности через ее социальное освобождение. Марксизм, в сущ­ности, целиком посвящен анализу данной проблемы. В центре его внимания оказались вопросы о сущности, тен­денциях развития, движущих силах и будущем буржуазного общества, всех его институтов с точки зрения интересов человеческой свободы. В контексте этого анализа марксизм выработал новые подходы и к объяснению государства, политики и права.

Сущность этого подхода состоит прежде всего в диалекти-ко-материалистическом понимании государства, политики и права — в утверждении того, что их базисом является сово­купность господствующих в классовом обществе производст­венных отношений, в раскрытии характера взаимодействия базиса и политической надстройки. «Способ производства ма­териальной жизни, — считает К. Маркс,— обусловливает со­циальный, политический и духовный процессы жизни вообще» [59. Т. 13. С. 7]. Это означает, что политическую реальность нельзя понять только из самой себя, что для этого следует обратиться к материальным жизненным отношениям. Такой подход хотя и может приводить к недооценке чисто полити­ческих явлений в общественном развитии, позволил по-новому взглянуть на многие вопросы, которые на протяжении веков волновали политическую мысль.

Некоторые произведения написаны Карлом Марксом совместно с Фрид-рихом Энгельсом (1820—1895).

47

В первую очередь это относится к пониманию природы государства и права. Напомним, что еще ранее политическая мысль, отбросив положение о божественной природе госу­дарства, пришла к идее его земного происхождения. Однако мыслители — непосредственные предшественники Марк­са — оставались здесь, в сущности, на прежних методоло­гических подходах. Государство они рассматривали как результат «осуществления идеи», только саму идею они приписывали уже не Богу (мировому разуму, абсолютному духу), а людям. По Марксу и Энгельсу, земные основы государства коренятся в материальных экономических от­ношениях. Государство порождается не свободной волей людей, а есть закономерный результат разделения труда и связанного с ним образования социальных классов.

Точно так же Маркс и Энгельс объясняют право: его нормы выступают не как свод установленных людьми пра­вил своего поведения в соответствии с абстрактными пред­ставлениями о добре и справедливости, а являются юриди­ческим выражением и закреплением существующих обще­ственных отношений и прежде всего тех, которые имеют место в сфере материального производства.

Руководящей нитью марксистского анализа политики как общественного явления выступает выдвинутое К. Мар­ксом и Ф. Энгельсом положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завое­вание и удержание власти. Ранее буржуазные мыслители, а также социалисты-утописты тоже знали о существовании классов и классовой борьбы, подробно описали ее в свеих произведениях, но они не рассматривали борьбу классов как движущую силу истории. К. Маркс и Ф. Энгельс с классовых позиций подходили и к сущности политической власти, определяя ее следующим образом: «Политическая власть в собственном смысле слова — это организованное насилие одного класса для подавления другого» [59. Т. 4. С. 477]. Будучи средоточием антагонизма классовых инте­ресов, политическая власть капиталистического общества, по Марксу, выступает в виде системы диктатуры буржуазии над пролетариатом.

В свете этих основополагающих идей К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривают вопросы о происхождении поли-48

тической власти, об исторических формах государства, о его будущем, а также многие другие теоретические и прак­тические вопросы политики. Обосновывая закономерность движения человеческой истории «к уничтожению всяких классов и к обществу без классов», они выдвинули положе­ние о закономерности отмирания государства и всякой по­литики, ибо в обществе без классов и классовых противо­речий, с их точки зрения, государство не нужно и невоз­можно.

Политические идеи марксизма на Западе получили рас­пространение и развитие в трудах В. Либкнехта и А. Бебеля (в Германии), П. Лафарга (во Франции), А. Лаб-риолы (в Италии) и многих других мыслителей.

Оценивая значение марксизма в развитии политической мысли, необходимо еще раз подчеркнуть его нетрадицион­ность, соответствие новым, революционным по своему ха­рактеру историческим условиям. То, что человечество к концу XX в. не пришло к классовой однородности общества и отмиранию государства, еще не опровергает самой этой исторической тенденции. Происходящие в условиях науч­но-технической революции коренные изменения в социаль­ной структуре общества как раз находятся в русле вскрытой Марксом тенденции. Разумеется, отдельные частные поло­жения Марксова учения сегодня требуют уточнения. На­пример, подлежит переосмыслению суженное толкование ортодоксальным марксизмом сущности государства как ма­шины подавления. Такое упрощение обедняет картину дей­ствительной, многоаспектной структуры государства, ре­ально отправляемого им набора функций.

Однако неправильным было бы на этом основании вообще отрицать значение Маркса в развитии общественной мысли, пытаться умалчивать его научные достижения. Правомер­ность методологических подходов Маркса к политической теории, как и его важнейшие достижения в области фило­софии, социологии и политэкономии никогда не ставились под сомнение. О значении теоретического наследия Маркса Для современного научного знания хорошо сказал Карл Поппер (1902—1994), один из крупнейших социальных фи­лософов XX в. и, кстати, научный критик марксизма: «Он (Маркс. — В. М.) на многое открыл нам глаза и обострил
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


написать администратору сайта