Главная страница

Политология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга). В. А. Мельник


Скачать 2.74 Mb.
НазваниеВ. А. Мельник
АнкорПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
Дата22.04.2017
Размер2.74 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
ТипДокументы
#5217
КатегорияСоциология. Политология
страница3 из 42
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

21

на вскрытые тенденции развития политического явления, на существующие общие закономерности общественного развития. Такие гипотезы можно назвать прогностическими в отличие от ранее означенных объяснительных гипотез.

Инструментальная функция — нахождение ответов на вопросы практической политики типа: какие следует предпринять действия, решения, чтобы достигнуть желаемого политического результата; что надлежит сделать, чтобы предвидения, касающиеся проектов действительно­сти, оказались возможными? Выполнение этих задач требует установления достоверных сведений о реальном положении вещей, а также знания средств достижения положительного результата. Итогом данного вида исследования будут оп­ределенные принципы поведения — правильные, если они ведут к желаемому результату, неправильные, если про­гнозируемый политический результат окажется утопиче­ским.

Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явления в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своем месте в системе об­щественных отношений и своей роли в политических про­цессах. Результатом такого поиска является развитие политического сознания от обыденного уровня к научно-теоретическому, формирование ценностных ориентации, по­мощь в определении политической позиции гражданина, группы, партии.

Идеологическая функция — выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости той или иной политической системы. Данная функция находит свое выражение в поиске ответа на вопрос: к каким общественным идеалам следует стремиться или какие ценности нужно реализовывать в своей практической деятельности? Результатами исследо­вания в данном случае будут хорошо обоснованные по­литические цели. Однако, как будет показано далее, вы­двинутые при этом цели всегда в той или иной мере имеют нормативный характер, поскольку они связаны с интересами участников политических действий. Поэтому политология может способствовать поиску достижимых целей только в

22

той мере, в какой она обеспечивает объективно значимые знания о политической действительности.

Место политологии Политология как наука имеет свой
в системе специфический предмет исследования,
обществоведения который не может быть исчерпан дру­
гими общественными науками. Благо­
даря этому обстоятельству она конституировалась в
самостоятельную дисциплину. Однако политология взаимо­
связана с рядом других общественных наук, объектом ко­
торых также является политическая сфера общественной
жизни. К их числу, прежде всего, относятся философия,
политическая экономия, теория государства и права, по­
литическая история, социология, социальная психология,
география. Как же соотносится политология с этими нау­
ками?

Философия, как известно, претендует на роль
общеметодологической дисциплины, предметом ее исследо­
вания выступают наиболее универсальные принципы мыш­
ления и познания. Философские методы, будучи
универсальными, являются необходимым условием решения
разнообразных конкретных задач, хотя они и не подменяют
собой специальных, частнонаучных методов. Это относится
и к взаимосвязи философии и политологии. Философия
рассматривает наиболее общие вопросы политики. В рамках
социальной философии издавна развивается особое направ­
ление — философия политики, которая занимается миро­
воззренческим осмысливанием политики как социального
феномена. Философское обоснование политики используется
политологией для определения методологии и мировоззрен­
ческой направленности анализа политических явлений и
процессов. \

Политическая экономия, экономически обосновывая политические процессы, позволяет видеть в последних борьбу за реализацию экономических интересов. В этой связи экономическую науку можно рассматривать как одну из методологических основ политологии. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, го­сударственного регулирования экономических процессов. Теория государства имеет своим

23

предметом основные и общие закономерности государства, его сущность, назначение и развитие. Таким образом, по­литология и теория государства совпадают в части иссле­дования роли государства как общественного института, как основного элемента политической системы общества. Однако предметом политологии является теория политики в широком смысле слова, исследование всевозможных поли­тических явлений и процессов. В этой связи политология по отношению к теории государства выступает в роли ме­тодологической основы.

Правовая наука, как известно, связана с регулированием отношений и поведения людей, в процессе общественной жизни, в том числе и в сфере политики. Политология же по отношению к правовой науке является более общей теорией, теоретико-методологической основой последней. Правовая наука руководствуется выводами по­литологии в разработке правовых норм. В то же время правовая наука изучает правовые механизмы разработки и реализации политических решений, без чего не может нормально функционировать политическая власть.

Политическая история исследует процесс развития политической жизни общества, государ­ственных институтов, партий и движений. Соотношение политологии и политической истории определяется тем, что, с одной стороны, политическая наука помогает созда­вать теоретическую базу анализа реальной эволюции по­литических процессов; с другой — история и современная политическая практика служат не только определяющими критериями правильности теоретических выводов полити­ческой науки, но и основой новых обобщений и выводов.

Социологияи политология наиболее тесно связаны друг с другом. С точки зрения объекта и методов исследования политология и такая область социологии, как политическая социология, малоразличимы. Однако остаются принципиальные различия в предмете их исследования. Политология рассматривает политику как процесс, подчи­няющийся определенным закономерностям. Социология политики этот процесс изучает не сам по себе, а его «человеческое измерение». Ее интересует, как политика влияет на развитие людей и их общностей. Словом, если

24

у политологии в центре внимания политика, ее слагаемые, ход и эффективность, то в центре внимания политической социологии — человек в политике, взаимосвязь политиче­ских и социальных отношений.

Социальная психология изучает закономерности и механизмы формирования, функциони­рования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются клас­сы, исторические общности, социальные группы, личности. Предмет ее изучения составляют общественно-психологи­ческие явления в сфере политики. Поэтому политология и социальная психология находятся друг с другом, прежде всего, в партнерских отношениях. В то же время каждая из них по отношению к другой выполняет методологическую роль. Знание политических закономерностей позволяет вскрыть сущность психологических явлений в сфере по­литики. И наоборот, знание психологических закономер­ностей позволяет постигнуть глубинную суть политических процессов.

На стыке политологии и социальной психологии сложи­
лась и развивается относительно самостоятельная научная
^дисциплина — политическая психология, предметом ко­
торой являются психологические факторы политического
поведения людей. Различают также и такое направление
исследований, как психология политики, где предметом
анализа выступает влияние психологических особенностей
людей на реальные политические процессы. Однако на
практике эти два понятия — «политическая психология»
и «психология политики» — чаще всего не различаются,
используются как синонимы. v

География, на первый взгляд, слабо связана с политологией. Однако это не так. Географическая среда, природно-климатические условия существенно влияют на развертывание политических процессов, исторических со­бытий, судеб целых народов. Поэтому политологический анализ должен учитывать данные географической науки. Примером сочетания приемов историко-политического ис­следования с глубоким географическим анализом является книга Л. Н. Гумилева (1912—1992) «Древняя Русь и Великая степь» [24 ]. Благодаря именно такому подходу автору уда-

25

лось из разрозненных, внешне не взаимосвязанных по­литических событий и явлений, калейдоскопического мель­кания «войн и миров» создать целостную картину древне­русской этнической истории.

Для обозначения факта определенного влияния геогра­фических условий на внутреннюю и особенно внешнюю политику государств в политической теории традиционно широко используется понятие «геополитика». В конце XIX в. немецкий географ Фридрих Ратцель (1844—1904) и его ученики создали геополитику как научную дисцип­лину, призванную изучать отношения между географией и политикой. В настоящее время сформировался или разра­батывается ряд различных геополитических концепций.

Наука о политике развивается во взаимосвязи и с теми науками, непосредственным предметом которых не явля­ются процессы и явления политической сферы общества. Среди них прежде всего следует выделить антропологию (науку о происхождении и эволюции человека), демогра­фию (науку о закономерностях воспроизводства населения), этнографию (науку, изучающую состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения на­родов мира), семиологию, или семиотику (науку о свойствах знаков и знаковых систем, главным образом естественных и искусственных языков), и др. Достижения этих наук позволяют полнее выявить общественный контекст и мотивы деятельности политических субъектов.

Особое соотношение существует между политологией и формальными науками, например логикой (наукой о зако­нах и формах мышления, способах доказательств и опро­вержений), кибернетикой (наукой об управлении, связи и переработке информации), статистикой (наукой об общих вопросах сбора, измерения и анализа массовых количест­венных данных о развитии общества). Эти науки, хотя и не вносят в предмет политологии специфического содержа­ния, но предоставляют ей количественные измерения, об­разцы конструирования абстрактных трактовок политических явлений и процессов.

Разумеется, политология взаимодействует не только с указанными выше науками. Если вспомнить, что современ­ная политическая наука проявляет интерес и к предметам

26

изучения чисто естественных наук (биологии, экологии и г. д.), то это будет еще одним подтверждением того, что предмет политологии весьма эластичен, его границы труд­ноопределимы.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

2.1. Становление и развитие западной политической мысли

Политические Возникновение политических идей на
идеи tHTHMHOCifH Древнем Востоке (Египет, Вавилония,
Индия, Китай, Персия) и на Древнем
Западе (Греция, Рим) связано с развитием общественного
способа производства, классовой дифференциацией обще­
ства, возникновением и функционированием государства.
На политические представления людей в этот период силь­
ное влияние продолжает оказывать религиозно-мифологи­
ческое мировоззрение, унаследованное от родового строя.
Общей особенностью политической мысли античности яв­
ляется обоснование божественной, сверхъестественной при­
роды политической власти, а также объяснение с этих
позиций социального, политического и правового неравен­
ства членов различных сословий общества. Политические
взгляды мыслителей античности тесно переплетаются также
с философскими и моральными представлениями.

Среди источников древневосточной политической мысли следует назвать мифологию различных народов, пятикни­жие Моисея и другие произведения Ветхозаветной части Библии, древневавилонский политико-правовой памятник XVIII в. до н. э. «Законы Хаммурапи», учение персидского мыслителя VIII в. до н. э. Заратуштры (Зороастра), учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551—479 гг. до н. э.), древнеиндийские трактат IV в. до н. э. «Ар-тхашастра, или Наука политики» и политико-правовой па­мятник II века до н. э. «Законы Ману», древнекитайский философско-политический трактат «Книга правителя обла­сти Шан» (IV век до н. э.) и другие произведения.

Однако наивысшего развития политическая мысль ан-

27

тичности достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля.

Основными политологическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы», а также ди­алоги «Политик» и, отчасти, «Критий».

В диалоге «Политик» дается определение политики, ко­торая, по Платону, есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми.

Платон выступал идеологом афинской рабовладельческой аристократии, что наиболее ярко видно из его проекта идеального общественного устройства, разработанного в трактате «Государство». Согласно этому проекту, свободные эллины должны быть разделены на три сословия: правите­лей, воинов и трудящихся. Такое устройство общества Пла­тон «выводит» из трех начал (или частей) человеческой души — разумной, яростной и вожделеющей, которым в государстве аналогичны три схожих начала — совещатель­ное, защитное и деловое. Отсюда и деление граждан на три сословия, каждое из которых призвано выполнять оп­ределенные общественные функции.

Власть вручалась философам, так как только они спо­собны руководствоваться разумно понятыми общими инте­ресами. «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не соль­ется воедино — государственная власть и философия ..., до тех пор государствам не избавиться от зол» [67 Т. 3. Ч. 1. С. 275]. Чтобы оградить философов от всяких ни­зменных страстей, связанных с обладанием собственностью,* Платон настаивал на ее ликвидации для данной социальной группы. Одновременно он предложил упразднить для фи­лософов индивидуальный брак и моногамную семью.

Тем людям, у которых преобладает аффективное, му­жественное начало, суждено быть воинами, военачальни­ками, стратегами. На воинов в государстве Платона возлагались задачи проведения в жизнь решений философов и охраны установленного порядка. Это сословие также нуж­дается в оградительных мерах. У стражей, полагал Платон, не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества. Для них также вводилась общность

28

жен. Функция воспитания детей полностью отводилась го­сударству.

Что касается третьего сословия — трудящихся, то его составляют те граждане, у которых преобладает вожделе­ющая часть души, т. е. наиболее элементарная. Поэтому в их обязанность вменяется производительный труд, умно­жение богатства, забота о материальных нуждах общества. Данное сословие неоднородно, в него входят и землевла­дельцы, и ремесленники, и купцы. Однако предполагается, что в отношении нравственных черт все эти разряды стоят на одном и том же уровне. Решение всех вопросов регла­ментации их жизни (собственности, труда, быта, брака и т. д.) Платон оставил на усмотрение двух первых сословий.

В платоновской теории разделения труда и специализа­ции сословий отсутствует, даже не называется, класс рабов. Но в этом нет ничего удивительного. Платон не забыл, не мог забыть о рабстве. Он рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Рабство просто вынесено у него «за скобки» как предпо­лагаемая, сама собой разумеющаяся предпосылка, как ус­ловие деятельности свободной части общества. Таким ебразом, философы и воины в идеальном государстве Пла­тона становятся коллективными рабовладельцами, на ко­торых возлагаются функции по управлению и охране существующего строя.

Платоновский проект идеального государства справедли­во расценивается как утопия. Однако было бы неправильным полагать, что нарисованное в диалоге общество есть чистый плод воображения философа. Как всякая утопия, она со­четает в себе различные элементы. Прежде всего в ней нашли отражение ряд реальных черт уже существовавших в прошлом общественных и государственных форм. Маркс, например, усматривал в платоновской утопии идеализацию египетского кастового строя. Одновременно в ней содержатся критика недостатков современных автору диалога греческих полисов, а также его представления о лучшем и совершен­ном общественном устройстве.

Известно, что Платон трижды безуспешно пытался ре­ализовать свой политический проект на практике. Для этого он выбрал Сиракузы, древнегреческий полис на юге Си-29

цилии. Войдя в доверие к правителю этого государства Дионисию I, он стал вести с ним беседы об управлении подданными. Мы можем только догадываться, какую форму приняли беседы философа с правителем, но известно, что Дионисий возмутился и насильно выставил Платона для продажи на рынке рабов. Один великодушный человек выкупил мыслителя и возвратил его друзьям и философии. Затем еще дважды, уже при Дионисии II Младшем, Платон пытался осуществить свои проекты реформ. Но он все больше убеждался, что «правителя-философа» найти невоз­можно. Последние надежды Платона увидеть царствующим монархом «подлинного философа» унес с собой его ученик Дион, который был предательски убит в тот момент, когда он, получив власть в тех же Сиракузах, готовился осуще­ствить «справедливость» в соответствии с проектом своего учителя. Таким образом, Платону не удалось увидеть во главе государств мудрецов-философов, не был он и сам допущен к власти.

Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого вы­ражали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом в работе «Политика».

Прежде всего отметим, что Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. В отличие от Платона он выдвигает на первое место не «абсолютно наи­лучшую» форму государства, а предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь f себя большинство государств. Главный его упрек Платону состоит в том, что тот преступил пределы должного един­ства, стремясь упразднить всякое многообразие. Считая, что предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи.

Представляются интересными воззрения Аристотеля от­носительно природы государства и человека. В сущности, он явился основоположником неисторического взгляда на эту проблему. Государство, считает Аристотель, существует по природе и по природе предшествует каждому человеку,

зо

Точно так же и каждый человек, по его мнению, по природе своей есть существо политическое, и, следовательно, его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому. Политика, уточняет Аристотель, не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа. Тот же, кто в силу природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне государства, является либо животным, либо божеством.

Методом политики как науки у Аристотеля является анализ, ибо «исследование каждого объекта должно начи­нать прежде всего с рассмотрения мельчайших частей, его составляющих» [3. Т. 4. С. 380 ]. Применительно к политике это означает анализ государства, выяснение, из каких эле­ментов оно состоит. Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Но главное в государстве — это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении.

В зависимости от целей, которые ставят правители го­сударства, Аристотель различает правильные и неправиль­ные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором пресле­дуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным — такой, при котором преследуются частные цели правителей. К правильным он относил следующие государственные формы:

1) монархию (правление одного); 2) аристократию (прав­ление немногих); 3) политию (правление многих). Столько же у него неправильных государственных форм: 1) тирания;

2) олигархия; 3) демократия. Последние развиваются из соответствующих правильных форм, когда цель общего бла­га подменяется частными целями одного, немногих или многих правителей.

Среди правильных форм государства наилучшей Ари­стотель считает политию. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства, по убеждению мыслителя, соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах —
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


написать администратору сайта