Главная страница

Политология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга). В. А. Мельник


Скачать 2.74 Mb.
НазваниеВ. А. Мельник
АнкорПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
Дата22.04.2017
Размер2.74 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
ТипДокументы
#5217
КатегорияСоциология. Политология
страница14 из 42
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   42
часть исторически существовавших политических систем
была по преимуществу авторитарной. Видимо, можно ут­
верждать, что в настоящее время в ряде стран существуют
политические системы переходного типа, в которых дейст­
вуют механизмы трансформации от тоталитаризма или ав­
торитаризма к демократизму, либо наоборот. Такие системы
характерны для трансформирующихся обществ, которые
осуществляют радикальные реформы по переходу от одного
вида социально-экономических отношений к другому. По­
литические системы переходного типа характеризуются сла­
бостью всех политических институтов, отсутствием усто­
явшихся политических и правовых норм, необузданностью
политических страстей, утратой социальными группами
привычных идейно-политических ориентации и другими
особенностями.

и революция политической

Будучи производной от социально-классовой дифференциации общества и государственности, политическая си­стема является исторически видоизме­няющимся феноменом. По мере изменений в расстановке социально-классовых сил в обществе претерпевает измене­ния и механизм политических отношений. Динамизм по­литической жизни, следовательно, находит свое выражение в изменении институтов политической системы. Политиче­ский процесс теперь мы можем определить как совокупную деятельность социальных субъектов, направленную на обес­печение конституирования, функционирования, развития или преобразования политической системы.

Конституирование политической системы происходит, как правило, в переломные моменты истории государства, когда с политической арены уходят отжившие свойства господствующего класса и существующая система управле-

151

ния, а на их месте появляются новые политические силы. Они образуют отвечающую их потребностям политическую надстройку; их волю в новой политической системе выпол­няют соответствующие им партии, другие институты. Имен­но такой период, с нашей точки зрения, переживает в настоящее время Республика Беларусь. Это — революци­онный момент в развитии политической системы общества.

В спокойные периоды жизни государства, когда господ­ствующие классы занимают прочное положение среди со­циальных сил, развитие политической системы носит эволюционный характер. В это время происходят опреде­ленные видоизменения отдельных политических институтов и политической системы в целом. Это могут быть частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных орга­низаций, утрата прежних позиций какими-либо институ­тами и занятие их места другими, появление новых политических сил и т. д. В таком случае имеет место эво­люционное развитие политической системы.

Разумеется, для нормальной жизнедеятельности обще­ства предпочтительными являются стабильность в функци­онировании его политической системы или, во всяком случае, эволюционный характер ее развития. Но полити­ческая система имеет надстроечный характер, ее стабиль­ность зависит от устойчивости общественно-экономических отношений, развитости социально-классовой структуры об­щества. Именно эти факторы являются основой стабильно­сти политических систем в развитых демократических государствах.

Проблема Выше мы рассмотрели классификацию""*
легитимности типов легитимности политической вла-
политических систем сти> разработанную Максом Вебером.
Она была большим теоретическим до­
стижением и долгое время определяла методологию и по­
нимание проблематики власти в западной политологии.
Однако, как полагает известный американский политолог
Дэвид Истон, эта типология не учитывает всего богатства
оснований правомочности власти — теории согласия, об­
щественного договора, суверенности народа и других. По­
мимо этого, слабость классификации Вебера заключается

152

в отсутствии четкого различия между двумя объектами легитимации: 1) власти составляющих правящую группу лиц; 2) политического режима и институтов политической системы.

Выдвинутый Истоном подход имеет более универсальный характер и потому оказывается более приемлемым как теоретическая основа исследования правомочности совре­менных политических систем. Кроме традиционного объекта легитимации, каковым предстает власть в личном смысле, т. е. группы лиц, ее осуществляющих, выделяется другой объект легитимации — политический режим, политическая система в целом. Истон называет три источника поддержки власти и режима: 1) основные идеологические принципы; 2) привязанность к структурам и нормам режима; 3) пре­данность власти по причине положительной оценки лич­ностных черт людей, которые ее представляют. Указанным источникам соответствуют три типа легитимности (право­мочности) институтов власти: идеологическая, структурная и личная.

Идеологическая легитимность опирается на ценности и принципы, на которые ссылается власть и политический режим. Ценности и принципы, образующие легитимирующую идеологию, и вытекающие из них цели служат моральным основанием власти и режима. Убеждения в правильности данных ценностей и принципов, а также вера, что власть и режим есть их воплощение, составляют главный мотивационный источник социальной поддержки. В результате члены общества признают моральное право власти на управление, а также одобряют политические институты и нормы режима.

Структурная легитимность вытекает из убеждения в ценности институтов политической власти и норм режима. Конечно, это убеждение частично ^представ-ляет собой результат воздействия легитимирующей идео­логии, но в определенной степени оно возникает самостоятельно как следствие деятельности институтов по­литической системы и выполнения режимом властных фун­кций. Если члены общества убеждены — независимо от источников такого убеждения — в правомочности инсти­тутов режима и его норм, то и власть воспринимается ими как правомочная, однако при условии, что она была избрана

153







в соответствии с нормами режима и управляет в соответ­ствии с его нормами и целями.

Личная легитимность есть выражение морального одобрения лиц, выполняющих властные роли в рамках институтов режима. Психологические источники такого одобрения могут быть различны: отождествление лидеров с идеалом; рациональный выбор, эффект действия харизмы или демагогии. Личная легитимность близка к харизмати­ческому типу власти, но не тождественна ему. Категория личной правомочности шире харизматической. К лидеру с персонализированной легитимностью массы питают симпа­тию, но в целом все же в его восприятии господствует рациональный подход, расчет. Если личная правомочность достигает высокой степени, власть на основе использования широкой социальной поддержки может попрать существу­ющие институты и нормы режима и заменить их другими.

В стабильных политических системах, как правило, име­ет место взаимоусиление различных типов легитимности: идеологическая легитимность укрепляет структурную и лич­ную, личная влияет на структурную и идеологическую, структурная — на идеологическую и личную.

Таким образом, политическая система общества является сложным, многогранным институциональным механизмом политики. Ее оптимальное функционирование имеет иск­лючительно важное значение для жизнеспособности и нор­мального развития как общества в целом, так и сос­тавляющих его групп и индивидов. Для полного, всесто­роннего познания политической системы необходимо углуб^-ленное изучение каждого из ее элементов, их взаимосвязей и взаимодействия.

5. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

5.1. Элементы, функции и форма государства

Происхождение и смысл термин* «государство»

154


Государство выступает в качестве ос­новного средства осуществления по­литической власти. Это обстоятельство придает ему статус основного инсти-

тута политической системы. В качестве такового государство само обладает сложной институциональной структурой, вы­полняет специфические функции, характеризуется опреде­ленными формами устройства и типологическими чертами. От степени развитости государства, условий, форм, методов его функционирования в решающей мере зависит качество политической жизни, уровень демократизма общества. Наи­большее развитие демократические формы политической жизни получают в правовом государстве и гражданском об­ществе.

Как политический институт государство возникает на раннем этапе, в период разложения родового строя. Однако сам термин «государство» впервые появляется в Новое время в Европе. Сначала он укореняется в Испании («estado») и во Франции («etat»), позднее — в Германии («Staat»). С самого начала его содержание определяется развитием со­временного государства. Исходное латинское слово «status» («состояние», в средние века также «сословие») постепенно приобретает новое значение. Им обозначали приверженцев обладателя власти, затем обладание властью, и наконец, власть как общественную функцию. Начиная с XVII в. понятие «государство» также обозначает государственное учреждение. Но помимо этого в смысл данного термина включаются и существовавшие до Нового времени значения, в связи с чем исчезают более древние слова «res publika», «civitas», «regimen», «imperiiim».

Таким образом, история термина «государство» показы­вает, что его следует рассматривать как конкретное, при­вязанное к исторической эпохе понятие и относить исключительно к современному государству. В настоящее время этот термин также в зависимости от контекста может иметь различный смысл. Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и ис­полнительно-распорядительными органами политической власти, а также с системой правовых норм, определяющих их функционирование. Во-вторых, этот термин употребля­ется для обозначения отношений политической власти, т. е. отношений господства и подчинения между различными группами граждан, между органами власти (например, пар­ламентом и правительством), а также между органами

155

власти и общественными организациями. В-третьих, в обы­денной речи термин «государство» зачастую употребляется как синоним понятий «страна», «отчизна», «общество».

Такая многозначность термина «госу-дарство» не случайна. Она вытекает

государства

r J

из сущности государства не только как классовой, но и как универсальной ор­ганизации, призванной обеспечивать целостность общества. Эта многозначность обусловлена и самой организацией го­сударства, в структуру которого органически вплетены ос­новные компоненты общества.

Как универсальную форму организации общества госу­дарство составляют следующие элементы: территория, на­селение, власть.

Территория — это физическая, материальная основа государства. Территорию государства составляет та часть мирового пространства, на которой в полной мере действует власть данной правящей политической группы. Причем эта территория не сводится только к так называемой твердой земле. В нее входят также недра, воздушное пространство, территориальные воды. Во всех перечисленных средах го­сударство осуществляет свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

С территорией прежде связан вопрос возникновения и исчезновения государств. В конечном счете без территории государств и не бывает. С утратой территории (например, в результате войны) государство прекращает существование. Именно этим объясняется тот факт, что с вопроса о контроле** над той или иной частью пространства начинают разви­ваться многие внутренние и внешние политические конф­ликты. И именно поэтому одной из главных целей правящих политических групп, не состоящих на службе иностранных держав, является гарантирование территориальной целост­ности государства, для чего используются различные сред­ства — от дипломатических до военных.

Население как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории дан­ного государства и подчиняющееся его власти. Здесь важно подчеркнуть, что проживающее на территории государства

156

все население составляет сообщество людей, единый народ, нацию. Надо заметить, что в большинстве западных госу­дарств, особенно в англоязычных странах, понятия «народ» и «нация» употребляются как тождественные. Понятие «на­ция» (от лат. natio — племя, народ) связывается с госу­дарством, и под таковой понимается все сообщество людей, народонаселение занимаемой государством территории не­зависимо от этнической принадлежности, объединенное од­ним правлением. Разумеется, в действительности в рамках народа как всего населения данного государства нередко сосуществуют различные этнические группы (народности), которые также иногда называют себя нациями.

Влияние государства на население носит всеобщий ха­рактер. Каждый человек, проживающий на территории оп­ределенного государства, включая и иностранных граждан, подчиняется единой власти. Однако это отнюдь не означает, что население государства едино во всех отношениях. На­род — это далеко не однородное по своему составу сооб­щество. В его рамках сосуществуют различные сословные, классовые, этнические, конфессиональные и другие общно­сти, обладающие специфическими социально-экономиче­скими и духовными интересами. Но именно народ как составной элемент государства выступает в качестве интег­рирующей общности по отношению к входящим в него социальным группам.

Целостность народа, т. е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием це­лостности государства. Раскол населения по социально-клас­совому или иному (этническому, религиозному) признаку несет с собой большую угрозу существованию государства. Возникновение конфликта, например, между этническими общностями, сосуществующими в рамках одного государ­ства, сопровождается, как правило, отказом по крайней мере/одной из сторон подчиняться правящей группе, что почти неминуемо ведет к распаду страны на несколько самостоятельных государств.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Сущность, черты и субъекты политической власти мы рассмотрели выше. Здесь продолжим анализ механизма организации политической власти. Прежде всего

157

подчеркнем, что государство придает своим властным ве- | лениям обязательную силу для всего населения. Эти веления | выражаются в виде юридических норм (законов), прини- ? маемых уполномоченными на то государственными органа- ; ми. Именно через законодательные органы государства ,*-правящая политическая группа доводит свою волю до под­властных. Обязательность же соблюдения населением юри­дических норм обеспечивается деятельностью исполни­тельно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов лю­дей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.

Как видно, механизм организации государственной вла- : сти имеет институциональный характер, т. е. власть пра­вящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято на­зывать органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, ис­полнительной и судебной ветвей власти, имеющие в раз­личных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопас­ности, а также вооруженные силы. Посредством этих ор­ганов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Некоторые авторы особо выделяют контрольные органы власти — прокуратуру, кон-** трольную палату и т. п. Иногда в качестве органов власти называются средства массовой информации — государст­венные печатные органы, радио и телевидение. Однако последние не располагают какими-либо властными полно­мочиями и, следовательно, не могут быть отнесены к ин­ститутам власти. Возможны, однако, и другие подходы к структурированию органов государства.

Разумеется, власть осуществляется конкретными людь- ? ми, состав которых меняется. Однако вследствие своего • проявления в форме организационных учреждений, под- • чиняющихся установленным правилам и нормам деятель-

158

ности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчи­востью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько осо­бенности устройства и функционирования его властных институтов. Иными словами, правители меняются, а госу­дарственные властные учреждения сохраняются. Именно поэтому можно говорить, например, о признаках амери­канского государства, не зависящих от входящих в его органы меняющихся лиц.

Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т. е. государственная власть на тер­ритории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — .как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отноше­ниях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

Осуществление государством властных полномочий со­пряжено с реализацией принадлежащих ему монопольных прав^ которые тоже являются признаками государства. К таким правам относятся: монополия неэкономического при­нуждения, не допускающая физического принуждения и насилия со стороны частных лиц и отдельных групп; иск­лючительное право издавать обязательные для всех законы; исключительное право эмиссии денежных знаков; право определять и взимать налоги и сборы, выпускать займы, осуществлять бюджетную политику; право создавать, со­держать вооруженные силы различного назначения и органы пресечения противоправных действий; право на осуществ­ление внешней политики.

Таким образом, можно согласиться со следующим обоб­щенным определением государства как политического ин­ститута. Государство — это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общно­стью, закрепленной на определенной территории, где под­держивается юридический порядок, установленный правящей политической группой (элитой), которая моно-
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   42


написать администратору сайта