Главная страница

Политология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга). В. А. Мельник


Скачать 2.74 Mb.
НазваниеВ. А. Мельник
АнкорПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
Дата22.04.2017
Размер2.74 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
ТипДокументы
#5217
КатегорияСоциология. Политология
страница16 из 42
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   42

174

прав и свобод личности) и организационно-правовой (или институционально-властный) [62. С. 7—9].

Основополагающим принципом первого из названных компонентов теории правового государства является прин­цип правового равенства, который означает формальную независимость друг от друга субъектов права. Причем пра­вовое равенство (а вместе с тем подразумеваемые им не­зависимость и свобода) носит всеобщий характер в том смысле, что оно распространяется одинаковым образом на всех субъектов соответствующего круга правовых отноше­ний. Это в первую очередь относится к взаимоотношениям личности и государства, признающимся равнозначными субъектами права, конфликты между которыми подлежат разрешению только судом.

Реализация принципа правового равенства предполагает такое правопонимание, в рамках которого так или иначе проводится различие в понимании права и закона. Суть этого различия можно свести к следующему.

Право, как известно, есть единый масштаб и -равная мера (норма), применяемая к социальным ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые признаки. В этом своем качестве право выполняет регулирующую роль в обществе, определяет меру свободы людей, их объединений и госу­дарственных органов во взаимоотношениях между собой. При таком понимании права в нем можно выделить, во-первых, совокупность регулирующих норм, общих для че­ловечества в целом и составляющих его народов. Во-вторых, совокупность исторически обусловленных регулирующих норм, существующих в конкретных государствах (нацио­нальные системы права). И, в-третьих, группы родственных национальных систем права. Этими обязательными для всех субъектов общественных отношений нормами обусловлен приоритет права перед властью, волей отдельных личностей, общества в целом или какой-либо его части. Право, таким образом, выступает как независимый от воли законодателя социальный феномен со своими объективными свойствами и регулятивным принципом.

Закон же есть вся совокупность официально-властных установлений, общеобязательных актов и норм, наделенных принудительной силой. Хотя закон и выступает формой

175

выражения норм права, он все же жестко связан с волей законодателя и потому не всегда может соответствовать объективно сложившимся регулирующим нормам права. Од­нако принцип правового равенства требует, чтобы законо­датель, другие органы власти, как и все иные субъекты правовых отношений, исходили из норм существующей пра­вовой системы. Иными словами, данный принцип требует от власти, обладающей правом законотворчества, ограни­чивать свои права и свободы ею же созданными законами. Причем это самоограничение власти распространяется и на сам порядок принятия и пересмотра законов, который тоже регламентируется. Содержание любого законодательного ак­та, принятого с соблюдением всех формальных процедур его разработки, рассмотрения и утверждения, не должно, по идее, противоречить требованиям права. Такой законо­дательный акт принято называть правовым. Соответственно и государство, в котором законы принимаются и подверга­ются изменению только в законодательно установленном порядке, называется правовым.

Как видно, смысл и значение указанного различения права и закона в концепции правового государства состоят в выявлении объективных условий и оснований, необходи­мых как для разграничения и противопоставления права и произвола (в том числе и произвола в форме общеобяза­тельных актов и норм), так и для того, чтобы закон был правовым, т. е. полностью соответствовал требованиям пра­ва. Такое различение необходимо также для достижения соответствия требованиям права всех общеобязательных ак­тов и в целом нормотворческой и иной деятельности пуб^ личной власти. При отождествлении же права и закона, т. е. при понимании права как продукта ничем не огра­ниченного властно-принудительного нормотворчества, от­крывается путь для произвола со стороны властей. При таком «праве» власть, будучи в принципе свободной от • правовой связанности и ограниченности, в лучшем случае может воздерживаться от нарушения своих же актов. Только v при наличии общего и равного для всех критерия справед- ' ливости — четкой правовой нормы — может быть реали--' зован принцип равенства субъектов права.

Основополагающим принципом второго, индивидуально- \

176 I

правового компонента теории и практики правового госу­дарства является принцип неотчуждаемости прав и свобод человека. Реализация данного принципа имеет своим ус­ловием утверждение правовой формы и правового характера взаимоотношений между публичной властью и подвласт­ными как субъектами права. При этом предполагается также, что правосубъективность индивидов, правовой ха­рактер их отношений с государством — это не «дар» или уступка власти людям, а существенная составная часть объективно складывающегося в данном сообществе права, соблюдение которого является обязанностью всех, и прежде всего публичной власти, ее представителей. Иными словами, в правовом государстве за личностью признаются неотъем­лемые, неприкосновенные и ненарушаемые со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы.

Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека вы­кристаллизовывался на протяжении многих столетий. Клас­сическая его формулировка содержится в написанной американским просветителем и государственным деятелем Томасом Джефферсоном (1743—1826) Декларации незави­симости США (1776). «Все люди, — провозглашается в указанном документе, — созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых — право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью» [30. С. 34]. В настоящее время общепринятым является положение, согласно которому права и свободы человека проистекают из присущего человеческой личности достоинства. Считается также само собой разумеющимся, что достоинство, как и вытекающие из него права, неотъ­емлемо от человека.

Современные представления о содержании неотъемлемых прав и свобод человека отражают интеллектуальный и по­литический опыт человечества, связанный с преодолением имевших место в прошлом различных форм угнетения лю­дей. Политической и правовой наукой ныне в качестве неотъемлемых признается широкий комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Задача их рассмотрения выходит за рамки данной темы. Поэтому здесь лишь заметим, что в концентрированном виде они изложены во Всеобщей де-

177

кларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Де­кларацию дополняют еще четыре документа ООН, прида­ющие ей юридическую силу: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Между­народный пакт о гражданских и политических правах и два Факультативных протокола к последнему. Взятые все вместе, они составляют документ, известный под названием Международный билль о правах человека [72 ]. К реальному обеспечению и неукоснительному соблюдению закреплен­ных в нем прав и свобод человека призваны стремиться все государства, если они действительно желают стать пра­вовыми.

Основополагающим принципом институционально-вла­стного компонента теории и практики правового государства является принцип разделения властей, согласно которому различные органы и учреждения механизма государственной власти четко специализируются в осуществлении властных полномочий. В классическом варианте разделения властей целостный механизм государственной власти представлен институтами законодательной (парламент и представитель­ные органы местного управления), исполнительной (пра­вительство и исполнительные учреждения на местах) и судебной (органы правосудия и надзора) ветвей власти. При этом предполагается, что парламент принимает законы, соответствующие требованиям права, и никаких исполни­тельных функций он не осуществляет. Исполнительная власть призвана оперативно управлять обществом в строгом соответствии с принятыми законами, никаких же законо­дательных функций на нее не возлагается. Судебная власть призвана защищать права, обеспечивать соблюдение закон­ности в деятельности всех субъектов права.

Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей не означает, однако, их независимости друг от друга. В структуре механизма государственной вла­сти первичный, верховенствующий характер имеет законо­дательная власть. Устанавливаемые ею правовые нормы являются основой деятельности институтов других ветвей власти. Исполнительная власть, хотя и действует в рамках своих полномочий самостоятельно, носит по своей сути вторичный, производный характер. Все ее действия и акты

178

соответствующих органов основываются на законе и на­правлены на исполнение закона. Закон является основой функционирования и судебной власти. Однако в осущест­влении правосудия суд действует независимо от законода­тельной и исполнительной властей и подчиняется только закону. Одновременно суд призван выполнять функции арбитра в спорах других ветвей власти о праве. В этой связи существенное значение в системе судебной власти имеет институт конституционно-правового контроля за пра­вомерностью актов и действий всех ветвей власти. Консти­туционный суд призван защищать право от всех возможных форм его нормативного нарушения.

Основной смысл принципа разделения властей, следова­тельно, состоит в создании организационно-правовых усло­вий, исключающих монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивающих со­ответствие всей системы публичной власти (ее институци­онально-властных структур, функций, полномочий, актов, действий и т. д.) требованиям права. В идеале концепции правового государства предполагается, что все институты власти являются одинаково представительными, должност­ные лица их избираются народом. Однако подчеркнем, что только во взаимосвязанном и согласованном единстве рас­смотренные принципы выражают существо концепции пра­вового государства.

Таким образом, в правовом государстве вся система организации и правил деятельности публичной власти, ха­рактер ее взаимоотношений с подвластными соответствует критериям правомерности и справедливости, исключают лю­бые легализованные формы произвола властей, ущемления прав и свобод граждан. В нем обеспечивается верховенство только такого закона, который полностью отвечает требо­ваниям права. Это означает, что основной принцип пра­вового государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена правом. С учетом этого правовое госу­дарство в самом общем виде еще можно определить как государство, в котором господствует право.

Понятие В органической связи с идеей право-
гражданского вого государства формировались и
представления о гражданском обще-

179

стве. Исторически идея гражданского общества восходит к политико-правовой мысли западноевропейской античности, в частности к творчеству Цицерона, когда складывались представления о гражданстве и возникло понятие общества. Именно в это время от латинского слова civis (гражданин) было образовано понятие civitas (общество). Оба понятия были связаны одновременно с представлением о городе и государстве, о том, что лежит по ту сторону (citer), т. е. в городе, в отличие от деревни, и о культурном различии между ними. Отсюда просматривается и родство понятий civis (гражданин) и civilis (гражданский и культурный). Однако в широкое употребление понятие «гражданское об­щество» вошло после Французской буржуазной революции XVIII в., уничтожившей сословность и провозгласившей Декларацию прав человека и гражданина. С гражданским обществом связывался процесс правового регулирования вза­имоотношений между личностью, обществом и государст­вом.

Исходным моментом современных представлений о гражданском обществе явилась идея Гегеля о различении общества и государства. До этого на протяжении столетий понятия «государство» и «общество», а затем «государство» и «гражданское общество» рассматривались как синонимы. Данная идея является не более чем отражением объектив­ного процесса дифференциации, «эмансипации» различных сфер общественной жизни, становления их в качестве са­мостоятельных относительно государства. Этот процесс и ведет неуклонно к формированию гражданского общества, в котором человеку законом гарантируется свободный выбор его экономического, политического и духовного бытия.

Общество, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограни­чена и строго определена, называется гражданским обще­ством. Такое общество составляет комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов (включая семью, школу, церковь, средства массовой информации, производственные, творческие и иные объединения по ин­тересам, политические партии, общественные организации

18G

и движения), взаимодействие которых регулируется граж­данским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого политического государства.

Становление гражданского общества есть, в сущности, бесконечный процесс совершенствования всех без исклю­чения сторон жизнедеятельности людей. Как и правовое государство, реально оно возникает лишь на индустриальной стадии развития производства. Его материальной основой является крупная машинная промышленность и развитая сфера научно-технического обеспечения производства. В отличие от традиционных общественных форм, облик ко­торых определяется аграрным, сельскохозяйственным типом производства и крестьянским, деревенским укладом жизни, гражданское общество заявляет о себе ростом городов, рас­ширением и усложнением инфраструктуры городского хо­зяйства, доминированием городских форм жизнедея­тельности людей. Его появление знаменует формирование одновременно нового типа личности, нового типа коллек­тивности и нового типа отношений между личностью, об­ществом и государством.

Отличительные Они проявляются прежде всего в но-

черты гражданского Вом, ассоциативном, характере связей
общества , „ „
, и отношении между людьми. Это оз­
начает, что в таком обществе группы
людей и их организации обладают реальной, гарантирован­
ной государством, возможностью свободно объединяться для
достижения общих хозяйственных, политических, научных,
культурных и иных целей. В отличие от коллективности
традиционного общества, которая поддерживается обычаем,
преданием, мифом, предрассудком или просто безотчетным
«коллективным бессознательным», ассоциативный тип кол­
лективности обеспечивается сознанием принадлежности лю­
дей к общей культуре, единства их интересов и
устремлений, рациональности выбранных средств и методов
достижения цели деятельности. Такой тип коллективности
предполагает самостоятельность человека, его независи­
мость от внешней опеки, способность рассчитывать на соб­
ственные силы и, следовательно, на новое, более
ответственное и более деятельное, отношение к сообществу
равных и неравных себе индивидов.

181

С точки зрения характера отношений между личностью, обществом и государством становление гражданского обще­ства означает утверждение демократических, правовых норм во всех сферах общественной жизни. В ходе станов­ления и развития гражданского общества происходит замена архаичных, традиционных форм регулирования жизнедея­тельности людей рациональными, установленными самими гражданами и гарантированными государством, института­ми и нормами. Чем большее развитие получают структуры общественной самодеятельности граждан, тем больше по­является оснований для правовой регламентации обществен­ных отношений. Гражданское общество и есть не что иное, как форма организации общественной жизни, основанная на соблюдении индивидами, их объединениями и государ­ством сознательно установленных взаимных прав и обязан­ностей. Оно несовместимо ни с тоталитарными, ни с авто­ритарными методами управления общественными процес­сами. Следовательно, гражданское общество и правовое государство составляют единое целое и выражают степень демократизма политической жизни и политической системы как ее институционально-правового механизма.

Поскольку соотношение между государством и граждан­ским обществом является особой проблемой, вызвавшей многовековую полемику, рассмотрим это соотношение более подробно.

государством и гражданским

ОбЩвСТВОМ :

182


Соотношение Правовое государство является пред-
ме^ду правовым посылкой и условием развития граж­
данского общества. Ни одна общест­
венная ценность, на которой основы­
вается современная жизнь людей,
практически неосуществима без юри­
дических гарантий. Именно в согласованных и закреплен­
ных правовым государством рамках и процедурах
происходит столкновение политических целей и взглядов,
выяснение и сравнение общественных позиций и программ.
Для различных политических сил открывается простор для
привлечения на свою сторону граждан. В любом государстве
важно наличие общего интереса или интегрированных ин­
тереса и воли большинства граждан. В правовом государстве
можно иметь свое мнение по поводу государственно-пра-

вовых велений, но следовать им, когда они состоялись, обязательно. Приведем лишь один пример из жизни пра­вового государства. Договор между СССР и ФРГ, заклю­ченный в 1970 г. правительством В. Брандта, был поддержан в бундестаге большинством лишь в один голос (249:248), но никто и никогда не поставил под сомнение юридическую силу данного соглашения.

Таким образом, если гражданское общество характери­зуется разнообразием взглядов и подходов, мотивов и ин­тересов, предельной индивидуализацией форм общения и поведения, то правовое государство едино и един­ственно, оно олицетворяет собой «становой хребет» и одновременно форму («скрепу») общества. Убери правовое государство — развалится общество на конкурирующие и борющиеся между собой части, погрязнет в бесконечных спорах, выяснении каждым именно своей «правды» в кро­вавых столкновениях и даже гражданских войнах. Убеди­тельным доказательством этого является пример СССР, который был разрушен вследствие отсутствия правовой го­сударственности, «парада» суверенитетов, «войны» законов и бюджетов, личных амбиций и безнаказанности политиков, политической неопытности и безразличия масс.

Условием стабильности гражданского общества, сохра­нения его целостности является наличие государственной политики, закрепленной государственно-правовыми струк­турами и проводимой ими в жизнь. Такая политика при­звана учитывать весь спектр политических интересов и отдавать приоритет тем из них, которые имеют самое су­щественное значение для сохранения и развития страны. В идеале государственная политика представляет собой оп­тимальный синтез объективных тенденций общественного развития и преобладающих субъективных суждений раз­личных групп о своих интересах в нем. Тем самым в известном смысле такая политика дистанцируется от по­литики конкретных социальных сил, даже составляющих в тот или иной момент большинство в представительных органах власти. Отсюда вытекает необходимость, чтобы такую политику в какой-то мере разделяло и меньшинство, иначе могут появиться непреодолимые трудности при ее реализации. Эта политика призвана быть достаточно ус-
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   42


написать администратору сайта