Главная страница

Политология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга). В. А. Мельник


Скачать 2.74 Mb.
НазваниеВ. А. Мельник
АнкорПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
Дата22.04.2017
Размер2.74 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
ТипДокументы
#5217
КатегорияСоциология. Политология
страница28 из 42
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   42

326

По политическому содержанию войны можно подразде­лить на справедливые и несправед­ливые, прогрессивные и реак­ционные. Критерием для такого деления является характер воздействия войны на общественно-исторический прогресс. Справедливыми однозначно признаются оборони­тельные и национально-освободительные войны. Такими, в частности, были: Отечественная война 1812 года — осво­бодительная война России против наполеоновской агрессии; война за независимость в Северной Америке 1775—1783 годов — освободительная война 13 английских колоний, в ходе которой создано государство Соединенные Штаты Аме­рики (1776); Великая Отечественная война 1941—1945 го­дов — справедливая, освободительная война народов Со­ветского Союза против фашистской Германии и ее союз­ников. Несправедливыми, реакционными являются захват­нические войны. История дает множество примеров таких войн, одним из них является захват Ираком территории Кувейта в 1990 году.

Далее, по масштабу конфликтных действий войны могут быть локальными, региональными и мировыми, по количеству воюющих сторон они „бывают д в у с т о'р онними и многосто­ронними. Если в военный конфликт втягивается большинство государств, то война приобретает характер мировой.

Классификацию войн можно производить и по другим признакам. Так, по военно-техническим средствам ведения военных действий можно выделить конфликты с использо­ванием обычных вооружений или орудий массового унич­тожения. Надо отметить, что с развитием научно-технического прогресса средства ведения войны становятся все более изощренными и опасными. Накопленный в мире потенциал разрушения таков, что он способен вызвать гло­бальную катастрофу, грозящую гибелью человечества.

войны

Политические Для каждой из воюющих сторон по-
последствия литические последствия бывают раз­
личными в зависимости от развития
войны и ее исхода.
В период военных действий, особенно на начальных

327

этапах конфликта, происходит консолидации воюющей со­циальной общности (класса, нации, народа), что сопровож­дается укреплением власти правящей политической элиты. В рамках политической системы возникает новый порядок приоритетов. Эти процессы усиливаются в случае успешных военных действий, а легитимность власти становится осо­бенно прочной в случае достижения победы. В это же время для политической элиты стороны, терпящей военное пора­жение, наступает период сложностей. Война выносит окон­чательный приговор созданным правящей группой политическим институтам. Как правило, политические си­лы, проигравшие войну, теряют способность управлять стра­ной и сходят с политической арены. Иногда и после поражения правящая группа остается у власти, но эти случаи крайне редки.

Чаще всего поражение нации открывает новый период в ее истории и конституирование новой политической си­стемы. Истории известно немало случаев, когда исход войны приводил к изменению всей политической системы общества или к прекращению существования самого государства.

Война может также дать толчок движению скрытых пружин социального переворота. Всякая война требует ог­ромных жертв, она ложится тяжелым бременем на плечи широких слоев населения, что может привести их к раз­очарованию своим правительством и конфликту внутри сообщества. Так, собственно и произошло в России в 1917 г.: революционному взрыву здесь предшествовала тяжелая во­енная кампания, которая привела к истощению страны и утрате царским режимом своей легитимности.

Проблеме Войны столь прочно вошли в ткань й£-
преодолвния войн тории развития человечества, что труд­
но представить возможность их исклю­
чения в обозримом будущем. Маркс такую возможность ус­
транения угрозы войн связывал с перспективой утверждения
коммунистических общественных отношений, когда, по его
мнению, исчезнут предпосылки для любых социальных кон­
фликтов. Если же, вслед за Зиммелем, конфликты рассмат­
ривать как результат проявления присущих людям инстинктов
враждебности, то вряд ли вообще есть какая-либо возможность
искоренения такой их разновидности, как войны.

В наше время, когда человечество столкнулось с реальной опасностью самоуничтожения, многими разделяется мысль, что в этих условиях война уже не может выступать как целесообразный вариант политического действия. В этой связи широкое распространение получают идеи ненасиль­ственной борьбы в политических процессах современности. Но сама по себе эта хорошая мысль проблему искоренения войн еще не решает.

По этой же причине ряд философов, социологов и по­литологов различных направлений полагают, что ныне сни­мается вопрос о справедливых и несправедливых войнах, стираются различия между ними. Эти ученые считают, что поскольку в наше время любой локальный военный конф­ликт может привести к всемирной ядерной катастрофе, то во имя спасения человечества не должно быть никаких войн — ни справедливых, ни несправедливых. Однако войны по-прежнему остаются реальностью политической жизни, и каждая из конфликтующих сторон свою войну считает справедливой и прогрессивной. И все же хочется надеяться, что социальный и нравственный прогресс человечества ког­да -нибудь приведет к устранению войн из жизни общества f. на Земле установится прочный и ненасильственный мир.

12. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА

12.1. Личность как субъект политики

Личность Человека изучают многие науки, но в
и общество разных аспектах. Политология выяс­
няет его место и роль в системе по­
литических отношений. Однако деятельность человека в
сфере политики есть лишь часть его многообразной соци­
альной жизни. Поведение здесь подчиняется общим со­
циологическим закономерностям. Поэтому рассмотрение
личности как субъекта политики следует начать с уяснения
проблемы взаимоотношения между личностью и обществом.
Но сначала необходимо определить суть таких понятий,
как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
В обыденной речи перечисленные термины употребля­
ются, как правило, в одном и том же значении, но в науке


328


329



их смысл различается. Наиболее абстрактным и, следова­тельно, объемлющим является понятие «человек». В раз­личных контекстах оно может иметь смысл любого из названных терминов. В то же время в словаре русского языка термином человек обозначается «живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда».

Словом индивид обозначается человек (лицо) просто как единичный представитель данного биологического рода или социальной общности.

Термином индивидуальность обозначается то особенное, специфическое, что отличает данного человека от всех других людей.

Понятие личность многозначно. С одной стороны, оно представляет конкретного индивида как субъекта деятель­ности. С другой стороны, личность понимается как соци­альное свойство индивида, как совокупност) интегрированных в нем социально значимых черт, второй аспект понятия наиболее важен с точки зрени: социологии и политологии, так как эти науки отдельный! человек интересует не сам по себе, а как член определенно) общества, социальной группы, характеризующийся нею рыми социально-типичными чертами.

Здесь мы подошли к проблеме взаимоотношений лич­ности и общества. Как же соотносятся они друг с другом? Различные философские и социологические школы неоди­наково трактуют проблему сущности человека и общества, а также взаимоотношений между ними. Это один из сам сложных мировоззренческих вопросов, который волнует 4i ловечество на протяжении тысячелетий. До настоящего B мени не предложено его общепринятой трактовки, конечном счете каждый человек решает этот вопрос дл: себя сам и по-своему. Но придя к тому или иному решению, он обнаруживает, что не одинок в своей позиции что у него есть единомышленники. Так что и наша трак­товка данной проблемы есть одна из возможных.

Рассмотрим три разные концепции, представлении! классиками социологии — Эмилем Дюркгеймом, Максо! Вебером и Карлом Марксом.

Эмиль Дюркгейм исходит из того, что социальная pi

ззо

альность — общество в целом и составляющие его явления и институты — автономна по отношению к индивидуальной реальности. Ученый противопоставляет «социальные фак­торы» и «индивидуальные факторы», «коллективные пред­ставления» и «индивидуальные представления», «кол­лективное сознание» и «индивидуальное сознание». Все сим­патии Дюркгейма на стороне первого ряда. Он признает, что общество возникает в результате взаимодействия ин­дивидов, но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. И теперь вся жизнь индивидов оп­ределяется социальной реальностью, влиять на которую они не могут или влияют очень незначительно, не меняя сути социальных факторов. Сама же личность, по Дюрк-гейму, есть двойственная реальность, в которой сосущест­вуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. В последней выражается постоянство человеческой природы против меняющихся вместе с обще­ством исторических черт личности.

Позиция Макса Вебера прямо противоположна точке зрения Дюркгейма. Для Вебера нет социальной реальности, кроме индивидов. Он не отрицает существования и необ­ходимости изучения таких социальных образований, как каасс или нация, государство или семья, но ученый считает, что сами по себе они не могут действовать целенаправленно и осмысленно. Этим коллективным социальным формам нельзя приписывать волю и мышление, и поэтому они не являются субъектами общественного развития. Вебер видит в роли субъекта отдельных индивидов, которые только и могут совершать осмысленные, целенаправленные действия. Все общественные образования, с его точки зрения, пред­ставляют собой, скорее, способы организации сгшцифиче-ских действий отдельных индивидов. Поэтому социология, считает Вебер, в качестве исходного пункта своих иссле­дований должна брать поведение индивидов или группы индивидов, стремясь при этом раскрыть смысл их действий. В этой связи ученый называл свою социологию понимаю­щей, которая должна делать доступными для понимания Действия индивидов.

Еще один вариант решения данной проблемы содержит теория Карла Маркса. В его понимании, субъектами обще-

33!

ственного развития являются социальные образования не­скольких уровней: человечество, класс, нация, государство, семья и личность. Движение общества осуществляется в результате действий всех этих субъектов. Однако они от­нюдь не равнозначны, и сила их воздействия на обществен­ное развитие изменяется в зависимости от исторических условий. В разные эпохи как решающая сила выдвигается один из них. В первобытном обществе основным субъектом социальной жизни была семья и возникающие на ее основе образования — род, племя. В классовом обществе таковыми становятся крупные социальные общности — классы, нации. Следующим доминирующим субъектом социального дейст­вия должно стать осознавшее себя и смысл своего сущест­вования «обобществившееся человечество».

Как же представлял себе Маркс соотношение между личностью и обществом? Исходным пунктом, ведущим к раскрытию взаимосвязи между ними, является выдвинутый им тезис о том, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, что в своей действитель­ности она есть совокупность всех общественных отношений [59. Т. 3. С. 3 ]. Это означает, что социальные качества человека не даны ему с рождением, не возникают из него самого, а их основой являются существующие общественные отношения. Каждый индивид застает последние как внеш­нюю по отношению к себе реальность, а затем в процессе I своей жизнедеятельности осваивает их определенную сово­купность, формируя тем самым свои личностные социальные; качества. Таким образом, личность, согласно Марксу, ecn>j продукт и в то же время субъект общественных отношений. В свою очередь общество есть результат взаимодействия' как живших в прошлом, так и живущих в данный момент i поколений людей.

Для понимания глубинной сущности взаимосвязи лич- J ности и общества важно подчеркнуть, что человек, not Марксу, не есть пассивный объект воздействия со стороныj общества и составляющих его социальных групп. Это вли-! яние человек испытывает в процессе собственной деятель-: ности, в ходе активного своего взаимодействия с социальной ] реальностью. По мере того, как индивид осваивает накоп­ленный и существующий в общественных отношениях со-

332

циальный опыт, он превращается в сознательного субъекта общественного развития. Становясь таковым, он и сам ока­зывает воздействие на социальную реальность, внося свою лепту в жизнь общественного целого. Таким образом, об­щество и личность находятся в диалектической взаимосвязи, суть которой Маркс выразил следующей краткой формулой: «Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» [59. Т. 42. С. 118].

Итак, мы рассмотрели три различные точки зрения на отношения личности и общества. Подчеркнем, что этот вопрос остается открытым. Поэтому каждый может само­стоятельно выбрать ту позицию, которая согласуется с его мировосприятием. Автор же считает, что третья точка зре­ния в наибольшей мере соответствует действительному по­ложению вещей. Поэтому в дальнейшем изложении темы будем исходить из того, что отправными моментами в понимании человека как субъекта политики являются та социальная реальность, в которую он включен, и те соци­альные функции, роли, которые он в ней выполняет.

Социальная роль Под социальной ролью принято пони-
личности мать такой образ поведения индивида,
который ожидается от каждого, кто
занимает данное положение в системе общественных отно­
шений. Нормативы, образцы поведения индивида, приняв­
шего на себя выполнение определенной социальной роли,
даются ему как нечто внешнее, более или менее обяза­
тельное. И критерием оценки выполнения индивидом своей
социальной роли служит степень соответствия его действий
принятым для данной ситуации образцам поведения.

Однако, чтобы человек был в состоянии выполнять оп­ределенную роль в обществе, он должен предварительно освоить в той или иной мере имеющийся социальный опыт, приспособиться к существующим условиям своей жизнеде­ятельности. Процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей посредством усво­ения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности, называется социализацией. Этот процесс осуще­ствляется с помощью определенных механизмов влияния как на социальные качества индивида со стороны общества,

333

так и наоборот. В первом случае речь идет о механизме социализации индивида, во втором — о механизме изме­нения социальной системы.



лтичвсквя Процесс освоения индивидом социаль­
но-политических знаний, норм, цен­
ностей и навыков деятельности, в
результате которого он принимает на
себя определенную политическую роль, называется поли­
тической социализацией личности. Под политической
ролью понимается политическая функция, нормативно одоб­
ренный образ политического поведения, ожидаемый от каж­
дого, кто занимает данное положение.

Процесс политической социализации имеет сложный ха­рактер, в нем можно выделить две стороны: объективную и субъективную. Первая сторона связана с тем, что на личность всегда воздействует множество объективно суще­ствующих социальных факторов и само это влияние носит непреднамеренный характер. В качестве таковых факторов выступает вся совокупность существующих социально-эко­номических, политических и духовных отношений. Субъ­ективная сторона политической социализации связана с сознательной, целенаправленной деятельностью общества по формированию у людей определенных политических качеств. Эту функцию выполняют различные учреждения воспитания, обучения и профессиональной подготовки чле­нов общества,

В процессе политической социализации личности можно ; выделить несколько этапов.

Первый этап совпадает с детским, отроческим и ранним юношеским периодами в жизни индивида, когда он в семье, группе ровесников, школе, юношеских органи­зациях формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения.

Второй этап политической социализации индивида связан с периодом его интенсивного обучения в различных учебных заведениях — от старших классов общеобразова­тельной школы до высшего учебного заведения. В это время формируется информационная сторона мировоззрения лич­ности; существующая система социальных норм и ценностей

трансформируется в ее внутренний мир; закладываются основы политической культуры.

Третий этап связан с активной социальной дея­тельностью индивида, когда он включается в работу госу­дарственных институтов и общественно-политических организаций, в подготовку и проведение всевозможных по­литических акций. В этот период происходит внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношения к этому положению, вытекающих из него обязанностей. Общим результатом данного этапа полити­ческой социализации индивида является превращение его в гражданина, т. е. в человека, сознающего себя членом данного государства (политического сообщества), пользую­щегося всеми правами, обеспеченными законами этого го­сударства, и исполняющего установленные законами обязанности. Только осознав себя гражданином, индивид начинает действовать как полноценный субъект политиче­ских отношений.

Наконец, четвертый этап политической социализации — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политиче­скую культуру. Итогом политической социализации инди­вида к тому или иному моменту его сознательного жизненного пути является принятие и выполнение им одной или нескольких политических ролей.

В литературе встречаются и иные периодизации процесса политической социализации личности, различающиеся как по числу этапов, так и по содержательным особенностям последних. Как правило, такие периодизации связываются с возрастными стадиями развития личности. Некоторые авторы, например, выделяют первичный и вторичный этапы политической социализации. Первичный связывается с детским и юношеским возрастами индивида и характе­ризуется интенсивным усвоением политической информа­ции, а также приобретением начального опыта политической жизни. Вторичный этап связывается с периодом социальной зрелости индивида, когда он при­ходит к осознанию в той или иной мере своего места в °кружающей действительности, своих интересов и целей, приобретает навыки самостоятельно вырабатывать свои по-


335

1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   42


написать администратору сайта