Главная страница
Навигация по странице:

  • о терпимости Франклин Д. Рузвельт. четыре свободы Якоб Буркхардт. о малых нациях Тайна — щит тирании

  • Величие униженных МЭН-ЦЗЫ 372-289 годы до нашей эры, Китай Народ составляет главный элемент, государство — второстепен- ный, а государь — последний. человек и истина

  • Провозгласить свободу еще не все

  • ГЛАВА 4 ВозмущЕНИЕ уГНЕтЕННых Несчастные несут свое бремя молча А.П. Чехов Пословица Телугу Махатма Ганди Дизраэли. Дети тьмы

  • Избиение младенцев Мера суждения Доминго Фаустино Сармьенто Английская поговорка М. А. Бакунин Товарищ и соратник, а не раба

  • . об имущественном равенстве Педро Сьеса Де Леон. Забота инков об общественном благополучии Максим Горький. Торжество разума

  • Товарищ и соратник, а не раба

  • Забота инков об общественном благополучии

  • контр. В. Д. МордачевА. Н. Романов права


    Скачать 356.22 Kb.
    НазваниеВ. Д. МордачевА. Н. Романов права
    Анкорконтр
    Дата16.05.2023
    Размер356.22 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла29147_Prava+cheloveka_a5.pdf
    ТипКнига
    #1136636
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    ГЛАВА 3
    тИрАНы В рАзНом обЛИчьЕ
    Действие и следствие
    Карел Чапек
    Дени Дидро
    В.И. Ленин. Против самодержавия
    Мэн-Цзы. Величие униженных
    человек и истина
    Генри Давид Торо
    Русская пословица
    Вольтер. о терпимости
    Франклин Д. Рузвельт. четыре свободы
    Якоб Буркхардт. о малых нациях
    Тайна — щит тирании
    Чезаре Беккариа
    Мариано Морено
    о цели и средствах
    Джон Филпот Курран
    Эмануэль Арнольд
    Карл Маркс
    А.И. Герцен. Провозгласить свободу еще не все

    6 38 5
    Действие и следствие
    КАРЕЛ ЧАПЕК
    1890-1938 « Побасенки»
    Тиран и философы:
    Я буду действовать, а вы будете подыскивать основания для моих действий.
    ДЕНИ ДИДРО
    Франция
    «Энциклопедия», 1751-1772
    Гонения создают лицемеров, но не адептов.
    Против самодержавия
    В.И. ЛЕНИН
    «Проект и объяснение программы
    социал-демократической партии»,
    Написано в тюрьме, 1895-1896
    ... Русская социал-демократическая партия требует прежде всего:
    1. Созвания Земского собора из представителей всех граждан для выработки конституции.
    2. Всеобщего и прямого избирательного права для всех русских граждан, достигших 21 года, без различия вероисповедания и нацио- нальности.
    3. Свободы собраний, союзов и стачек.
    4. Свободы печати.
    5. Уничтожения сословий и полного равенства всех граждан перед законом.
    6. Свободы вероисповедания и равноправности всех националь- ностей....

    6 39 5 7. Предоставления каждому гражданину права преследовать вся- кого чиновника перед судом, без жалоб по начальству.
    8. Отмены паспортов, полной свободы передвижений и пересе- лений.
    9. Свободы промыслов и занятий и уничтожения цехов.
    Величие униженных
    МЭН-ЦЗЫ
    372-289 годы до нашей эры, Китай
    Народ составляет главный элемент, государство — второстепен- ный, а государь — последний.
    человек и истина
    ГЕНРИ ДАВИД ТОРО
    Соединенные Штаты Америки
    «Гражданское неповиновение», 1849
    Является ли демократия в том виде, в каком мы ее знаем, наи- более совершенной формой правления? Нельзя ли сделать еще один шаг вперед на пути признания и обеспечения прав человека?
    Страна только тогда достигнет вершин свободы и прогресса, когда она признает отдельного человека носителем высшей власти и суве- ренитета, источником своей власти и государственности и когда она буде соответственно к нему относиться. В моем воображении я вижу государство, которое справедливо по отношению ко всем людям и к каждому относится с уважением, как к соседу; оно даже не сочтет нарушением мира и порядка то, что некоторые лица обособятся от него, не вмешиваясь в его дела и одновременно не забывая о своих обязанностях соседа и соотечественника. Государство, которое может принести такой плод и даст ему упасть, созрев, подготовит почву для появления еще более совершенного и прекрасного государства, которое также возникает в моем представлении, но которое мне еще не приходилось встречать.
    РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА
    Сила не в силе, а в правде.

    6 40 5
    о терпимости
    ВОЛЬТЕР
    «Трактат о веротерпимости», 1763
    Естественным правом называется то, что природа указывает всем людям. Вы воспитали вашего ребенка — он обязан оказывать вам ува- жение, как отцу, и благодарность, как благодетелю. Вы имеете право на продукты земли, возделанной вашими руками. Вы дали и получили обещание — оно должно быт выполнено.
    Человеческое право не может быть основано ни на чем ином, как на этом естественном праве, а великое всемирное начало того и другого на всей земле заключается в следующем: «Не делай другому того, что ты не желаешь, чтобы делали тебе». Мы не понимаем, как, следуя это- му принципу, один человек мог бы сказать другому: «Верь в то, во что я верю и во что ты не можешь верить — иначе ты умрешь». Так говорят в Португалии, в Испании, в Гоа. В некоторых других странах теперь говорят уже только: «Верь — или я тебя возненавижу; верь — или я тебе буду делать все зло, какое могу; чудовище, ты не исповедует мою религию — значит, у тебя нет религии; ты должен быть ненавистен твоим соседям, твоему городу, твоей провинции».
    Если бы человеческое право допускало подобный образ действий, то японец должен бы был ненавидеть китайца, китаец — сиамца, по- следние преследовали бы обитателей страны Ганга, которые напали бы на жителей берегов Инда; монгол вырвал бы сердце первому попавше- муся уроженцу Малабара, малабарец зарезал бы перса, перс — турка, и все вместе набросились бы на христиан, которые давно уже грызут друг друга.
    Следовательно, право нетерпимости нелепо и жестоко: это право тигров и даже еще хуже того: тигры раздирают жертву, чтобы насытиться, а мы истребляем друг друга из-за параграфов.
    четыре свободы
    ФРАНКЛИН Д. РУЗВЕЛЬТ
    Соединенные Штаты Америки
    Речь «Четыре свободы», 6 января 1941
    Мы мечтаем о мире, опирающемся на четыре основные свободы.
    Первая — это свобода слова и самовыражения — во всем мире.

    6 41 5
    Вторая — свобода каждого человека по-своему чтить бога — во всем мире.
    Третья — свобода от нужды, что в переводе на международный язык означает заключение экономических соглашений, которые обе- спечат в каждой стране здоровую мирную жизнь для ее граждан, — во всем мире.
    Четвертая свобода — свобода от страха, что в переводе на международ- ный язык означает всеобщее сокращение вооружений — в такой степени и таким образом, чтобы ни одна страна не смогла совершить агрессию против любого своего соседа, — во всем мире.
    Такой мир — не видение далекого будущего. Прочные основы его достижимы уж сейчас, в наше время и для нашего поколения.
    о малых нациях
    ЯКОБ БУРКХАРДТ
    1818—1897, Швейцария
    «0 мировой истории»
    Малые страны существуют для того, чтобы в мире могли быть госу- дарства, где подавляющее большинство населения является гражданами в полном смысле слова... Ибо у малых стран нет ничего, кроме этой подлинной свободы, что возмещало бы им отсутствие преимуществ крупного государства.
    Тайна — щит тирании
    ЧЕЗАРЕ БЕККАРИА
    Италия
    «О преступлениях и наказаниях», 1764
    Тайные обвинения являются очевидным, но освященным злом, и у многих наций вследствие слабости их государственного устрой- ства они стали необходимостью. Этот обычай делает людей лживыми и скрытными. Кто может подозревать в другом доносчика, тот видит в нем своего врага. Люди привыкают тогда скрывать свои настоящие чувства, а привыкнув притворяться перед другими, кончают тем, что притворяются перед собой. Несчастны люди, дошедшие до такого со- стояния: лишенные ясных и твердых начал, которые указывали бы им путь, они блуждают, потерянные и колеблемые, по обширному морю сомнений, поглощенные заботой спастись от чудовищ, им угрожающих;

    6 42 5
    их настоящее всегда отравлено неизвестностью будущего; они лишены длительных наслаждений, доставляемых спокойствием и безопасно- стью; немногие наслаждения, выпадающие на их долю и за которые они хватаются жадно и беспорядочно, едва ли утешат их в том, что они жили на свете... Кто может защититься от клеветы, когда она вооружена самым сильным щитом тирании — тайной? Что же это за правление, где правитель в каждом подданном подозревает врага и вынужден ради общественного спокойствия лишать спокойствия каждого из граждан?
    МАРИАНО МОРЕНО
    Бразилия «О праве писать», 1810
    Правда и добродетель несут в себе свое наилучшее оправдание, и там, где идет спор, свободная дискуссия, они всегда проявляются во всем блеске и великолепии; если же ограничить свободу дискуссии, челове- ческий дух померкнет, заблуждения, ложь, предрассудки, фанатизм и жестокость разобщат народы, неся им унижение, разорение и нищету.
    Яростное перо цензора вымарало ссылки на Эразма Роттердамского «Космографии»
    Мюнстера (XVi век) и выкололо глаз на изображении великого голландского гуманиста,
    500-летие со дня рождения которого мир отметит в 1969 году. Справа: «Как подавляют
    свободу печати» — французская карикатура XiX века.
    о цели и средствах
    ДЖОН ФИЛПОТ КУРРАН
    Ирландия
    Из речи в защиту Роуана, который
    обвинялся в сочинении бунтарского пасквиля,
    29 января 1794

    6 43 5
    От каких бедствий избавляет народ свобода безбоязненно выражать свои мысли? Я скажу вам, джентльмены, от чего она избавляет народ и от чего она избавляет правительство. Я скажу вам также, какую опасность для народа и для правительства таит в себе уничтожение этой свободы...
    И если вы сомневаетесь в том, что подавление свободного выражения недовольства со стороны даже отдельной личности влечет за собой страшные последствия, то взгляните на те порабощенные страны, где подобные ограничения вводятся для сохранения деспотизма. Деспот всегда в опасности. Его постоянно осаждают страхи, а раб неустанно что- то замышляет, — деспот предотвращает угрозы, раб поджидает случая нанести удар. Развязка равно неожиданна для обоих: решающая мину- та приходит внезапно — в результате либо очередного сумасбродства первого, либо исступленной ярости последнего, и невозможно узнать об измене раньше, чем будет нанесен предательский удар.
    ...Пресса подавлена, народ порабощен, государь убит! Выступая в защиту общества и, следовательно, мира и свободы в рамках прочно- го союза двух наших стран, я призываю вас охранять свободу печати, этого великого стража государства, обличителя обмана обществен- ности. Оберегайте свободу печати, ибо, как только она перестанет существовать, с ней вместе сойдут в могилу и свобода подданных и безопасность короны.
    ЭМАНУЭЛЬ АРНОЛЬД
    Чешский публицист
    «Временный закон о печати»
    в Габсбургской империи, 1849
    Единственное истинное назначение этого временного закона о печати, на мой взгляд, состоит в том, что он введен — временно! — для того, чтобы научить писателей держать язык за зубами; когда же они за такое предполагаемое время научатся этому, они раз и навсегда лишатся дара речи.
    Если в период действия закона чешские писатели будут все-таки стремиться отстаивать правду, им придется проявить бесстрашие, достойное Яна Жижки, ибо согласно закону их будут отправлять на скамью подсудимых буквально за каждое слово.
    Для редакторов не лишним было бы обратиться к правительству за разрешением заранее перевезти весь редакционный инвентарь пря- мо в тюрьму и там продолжать свою работу. Если такого разрешения

    6 44 5
    получить не удастся, тогда не слишком «толстому» журналу нужно будет иметь по крайней мере четырех редакторов: двое будут отбывать наказа- ние, третий — сидеть на скамье подсудимых, а четвертый — заниматься своим прямым делом. Четвертого, пожалуй, придется все-таки сдержи- вать, чтобы он, не дай бог, не выпил глотка шампанского, с которым в его кровь попала бы искра французского вольнодумства, — тогда журналу понадобится вдвое больше редакторов. Кроме того, издателю журнала не худо было бы иметь по меньшей мере несколько золотых приисков, чтобы тратить прибыли на уплату всевозможных штрафов.
    Редактора, если, конечно, он не пешка, а человек, в душе которого живет любовь к человечеству, вряд ли можно будет застать в редактор- ском кресле. Чаще всего он будет сидеть в тюрьме, где ему представится возможность согнать со щек румянец, зажженный солнцем свободы...
    Писатель не сможет произнести ни единого слова против пода- вления свободы прихвостнями власть имущих, не рискуя услышать тяжелый скрип затворяющейся тюремной двери. Любой его поли- тический трактат будет всего лишь карточным домиком, опрокинуть который зарубежный писатель, творящий в условиях свободы, сможет одним дуновением. Все это вряд ли пойдет на пользу простому наро- ду, который, скорее всего, снова погрузится в темноту и невежество.
    Но так как наш народ любит заниматься политикой и докапываться до истины, то вряд ли он будет мириться с таким положением вещей.
    КАРЛ МАРКС
    «Дебаты шестого рейнского ландатага
    (статья первая). Дебаты о свободе печати
    и об опубликовании протоколов сословного собрания», 1842
    Истинная, коренящаяся в самом существе свободы печати, цен- зура есть критика. Она — тот суд, который свобода печати порождает изнутри себя.
    ...Цензура сама признает, что она не есть самоцель, что она не есть нечто хорошее само по себе, что она, следовательно, покоится на принципе: «Цель оправдывает средства». Но цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель... Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование. Подобно религиозному проповеднику, — хотя

    6 45 5
    и в другом смысле, — и он также следует принципу: «повиноваться больше богу, чем людям», — людям, к числу которых относится и он сам со своими человеческими потребностями и желаниями... Главнейшая
    свобода печати состоит в том, чтобы не быть промыслом. Писатель, который низводит печать до простого материального средства, в на- казание за эту внутреннюю несвободу заслуживает внешней несвобо- ды — цензуры; впрочем, и самое его существование является уже для него наказанием.
    Провозгласить свободу еще не все
    А.И. ГЕРЦЕН
    1812- 1870
    «С того берега»
    Люди думают, что достаточно доказать истину, как математиче- скую теорему, чтоб ее приняли; что достаточно самому верить, чтоб другие поверили. Выходит совсем иное, одни говорят одно, а другие слушают их и понимают другое, оттого что их развития разные. Что проповедовали первые христиане и что поняла толпа? Толпа поня- ла все непонятное, все нелепое и мистическое; все ясное и простое было ей не доступно; толпа приняла все связующее совесть и ничего освобождающее человека. Так впоследствии она поняла революцию только кровавой расправой, гильотиной, местью; горькая историческая необходимость сделалась торжественным криком; к слову «братство» приклеили слово «смерть». «Fraternite ou la mort!»
    *
    сделалось каким- то «La bourse ou la vie»
    **
    террористов. Мы столько жили сами, столько видели да столько за нас жили наши предшественники, что наконец нам непростительно увлекаться, думать, что достаточно возвестить римскому миру евангелие, чтоб сделать из него демократическую и социальную республику, как это думали красные апостолы; или что достаточно в два столбца напечатать иллюстрированное издание des droits de l'homme
    ***
    , чтоб человек сделался свободным.
    *
    «Братство или смерть!» (франц.) — Ред.
    **
    «Кошелек или жизнь» (франц.) — Ред.
    ***
    Прав человек (франц.) — Ред.

    6 46 5
    ГЛАВА 4
    ВозмущЕНИЕ уГНЕтЕННых
    Несчастные несут свое бремя молча
    А.П. Чехов
    Пословица Телугу
    Махатма Ганди
    Дизраэли. Дети тьмы
    Джонатан Свифт. Избиение младенцев
    Мера суждения
    Доминго Фаустино Сармьенто
    Английская поговорка
    М. А. Бакунин
    Товарищ и соратник, а не раба
    Кемаль Ататюрк
    Генрик Ибсен
    Махатма Ганди
    Томас Мор. об имущественном равенстве
    Педро Сьеса Де Леон. Забота инков об
    общественном благополучии
    Максим Горький. Торжество разума
    Несчастные несут свое бремя молча
    А.П. ЧЕХОВ
    «Крыжовник», 1898
    Мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Все тихо, спокойно, и протесту- ет одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ве- дер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок,

    6 47 5
    очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз.
    Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть не- счастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.
    ПОСЛОВИЦА ТЕЛУГУ
    о-в Маврикий
    Упадет ли лист банана на колючку или колючка на банановый лист равно страдает лист.
    МАХАТМА ГАНДИ
    1869-1948, Индия
    Для меня всегда было загадкой, как могут люди усматривать что-то почетное для себя в унижении ближних.
    Дети тьмы
    ДИЗРАЭЛИ
    Англия «Сибилла, или Две нации», 1845
    Шахта извергает из чрева рабов... Огромная толпа молодых людей
    — увы, обоего пола, однако их невозможно отличить ни по одежде, ни по языку; все они одеты по-мужски; с уст, созданных для ласковых, нежных речей, то и дело срываются проклятия, которые даже мужчину заставят содрогнуться. А ведь многие из них — будущие матери Англии!
    Но можно ли удивляться грубости и чудовищности их языка, зная о страшных, нечеловеческих условиях, в которых они живут?
    Обнаженные до пояса, одетые лишь в холщовые штаны, с при- стегнутой к кожаному поясу железной цепью, свисающей между ног, английские девушки по двенадцать, а иной раз и по шестнадцать часов в сутки то толкают вверх, то тащат за собой вагонетки с углем по кру- тым подземным переходам, где им приходится пробираться ползком, в полной темноте, порой увязая в грязи. И эти нечеловеческие усло- вия до сих пор остаются незамеченными Обществом за запрещение работорговли. Достопочтенные джентльмены из этого общества делают

    6 48 5
    вид, что им ничего не известно о страданиях детей, которым поручено открывать и закрывать вентиляционные двери в шахтах, и это тем более поразительно, что многие из этих детей работают именно у них. Поглядите на этих несчастных детишек, выползающих из недр земли: им по четыре- пять лет от роду, есть среди них и девочки, прелестные создания, пока еще нежные и боязливые; им поручена ответственная работа, и характер ее заставляет их приходить в шахты первыми, а уходить последними. Их труд нельзя назвать тяжелым, да иначе и быть не может, но он вынуждает их весь день проводить в темноте и одиночестве. И поэтому их работа сродни наказанию, придуманному философствующими филантропами для самых страшных преступников, почитающих это наказание страшнее смерти, которую оно призвано заменить.
    Проходит час за часом, и все, что связывает их с миром, который они оставили, и с миром, в который они пришли, — это проходящие мимо вагонетки с углем, для которых они открывают перегородки подземных галерей; и от того, насколько тщательно будут они закрывать вентиля- ционные двери за проходящей вагонеткой, зависит безопасность шахты и жизнь находящихся там людей.
    Избиение младенцев
    ДЖОНАТАН СВИФТ
    Ирландия
    «Скромное предложение, имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии
    были бы в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для
    общества», 1729
    Печальное зрелище предстает перед теми, кто прогуливается по этому большому городу или путешествует по стране, когда они видят на улицах, на дорогах и у дверей хижин толпы нищих женщин с тремя, четырьмя или шестью детьми в лохмотьях, пристающих к каждому прохожему за милостыней. Эти матери, не имея возможности честным трудом заработать себе на пропитание, вынуждены все время блуждать по улицам, вымаливая подаяния для своих беспомощных младенцев; а те, когда вырастают, или становятся ворами, за отсутствием работы, или покидают свою любимую родину для того, чтобы сражаться за пре- тендента на трон в Испании, или же продают себя на Барбадос.
    Я думаю, что все партии согласны с тем, что такое громадное ко- личество детей на руках, на спине или под ногами у матерей, а часто

    6 49 5
    и у отцов, представляет собою лишнюю обузу для нашего королевства в его настоящем плачевном положении. Поэтому всякий, кто мог бы изыскать хорошее, дешевое и легкое средство превратить этих людей в полезных членов общества, вполне заслужил бы, чтобы ему воздвигли памятник как спасителю отечества. Но моя задача отнюдь не ограни- чивается заботой о детях одних только профессиональных нищих; она гораздо шире и распространяется вообще на всех детей определен- ного возраста, родители которых по существу так же мало способны содержать их, как и те, кто просит милостыню на улицах... Поэтому я скромно предлагаю на всеобщее рассмотрение свои мысли по это- му поводу, которые, как я надеюсь, не вызовут никаких возражений.
    Один очень образованный американец, с которым я познакомился в
    Лондоне, уверял меня, что маленький здоровый годовалый младенец, за которым был надлежащий уход, представляет собою в высшей сте- пени восхитительное, питательное и полезное для здоровья кушанье, независимо от того, приготовлено оно в тушеном, жареном, печеном или вареном виде. Я не сомневаюсь, что он так же превосходно подой- дет и для фрикассе или рагу.
    Я беру на себя смелость просить всех обратить внимание и на то об- стоятельство, что из учтенных нами ста двадцати тысяч детей двадцать тысяч можно сохранить для дальнейшего воспроизведения потомства, причем только четвертая часть этих младенцев должна быть мужского пола. Это больше, чем обычно оставляется баранов, быков и боровов; я принимаю здесь во внимание, что эти дети редко бывают плодами законного брака — обстоятельство, на которое дикари не обращают особого внимания, и поэтому одного самца будет вполне достаточно, чтобы обслужить четырех самок. Остальные же сто тысяч, достигнув одного года, могут продаваться знатным и богатым лицам по всей стране. Следует только рекомендовать матерям обильно кормить их грудью в течение последнего месяца с тем, чтобы младенцы сделались упитанными и жирными и хорошо годились бы в кушанье для изыскан- ного стола. Из одного ребенка можно приготовить два блюда на обед, если приглашены гости; если же семья обедает одна, то передняя или задняя часть младенца будет вполне приемлемым блюдом, а если еще приправить его немного перцем или солью, то можно с успехом упо- треблять его в пищу даже на четвертый день, особенно зимою...
    В конце концов, я не так уж неистово увлечен своей собственной идеей, чтобы отвергнуть всякое другое предложение, сделанное умными

    6 50 5
    людьми, если оно будет в равной степени безвредным, дешевым, удоб- ным и эффективным... Я бы хотел, чтобы те политические деятели, ко- торым не нравится мое предложение и которые, может быть, возьмут на себя смелость попытаться ответить мне, сперва спросили бы родителей этих детей, не считают ли они теперь, что для них было бы великим сча- стьем, если бы в свое время их продали и съели в возрасте одного года, как я сейчас предлагаю. Ведь тем самым они избежали бы целого ряда бесконечных несчастий и бедствий, которым они подвергались все это время благодаря гнету помещиков, невозможности уплатить арендную плату без денег и без сбыта для своих продуктов, недостатку элементар- ного питания, отсутствию жилища и одежды для защиты от непогоды и совершенно неизбежной перспективе навсегда оставить в наследство подобные же или еще большие бедствия своему потомству.
    Мера суждения
    ДОМИНГО ФАУСТИНО САРМЬЕНТО
    1811 - 1888, Аргентина
    Об уровне цивилизации можно судить по тому, какое социальное положение занимает в ней женщина.
    АНГЛИЙСКАЯ ПОГОВОРКА
    XiV век
    Когда Адам пахал, а Ева пряла, — о кто тогда был дворянином?
    М. А. БАКУНИН
    1814 - 1876
    Оно (воспитание) должно стремиться не к дрессировке характера, ума и сердца, а к их пробуждению к независимой и свободной деятель- ности. Оно должно не иметь другой цели, как развитие свободы…
    Товарищ и соратник, а не раба
    КЕМАЛЬ АТАТЮРК
    Турция, 1923
    Пренебрежение, с которым мы относимся к нашим женщинам, — вот истинная причина неудач нашей социальной системы. Судьба определяет продолжительность нашей жизни, но смысл и значение

    6 51 5
    ей придает наша деятельность. И если в обществе деятельна лишь мужская его половина, а женщинам действовать не дано, такое обще- ство поражает паралич. Если общество хочет развиваться, достигать поставленных целей, оно должно выполнять определенные обязан- ности и ничего не отдавать на волю случая. Нашему обществу нужна наука и техника, и потому знания должны приобретать и мужчины и женщины — на общих правах и во имя общей цели. Известно, как важно в жизни и в любой области человеческих устремлений разде- ление обязанностей. В этом разделении на долю женщин выпадают определенные задачи, которые они должны выполнять, но эти задачи должны предполагать всестороннее участие в деятельности, направ- ленной на достижение общего счастья и благосостояния. Домашний труд — это лишь наименее настоятельная и наименее важная часть общественных обязанностей женщины.
    ГЕНРИК ИБСЕН
    Норвегия
    «Кукольный дом», 1879
    ХЕЛЬМЕР: Ты прежде всего жена и мать.
    НОРА: Я в это больше не верю. Я думаю, что прежде всего я чело- век, так же как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком.
    ХЕЛЬМЕР: Ты судишь, как ребенок. Не понимаешь общества, в котором живешь.
    НОРА: Да, не понимаю. Вот и хочу присмотреться к нему. Мне надо выяснить себе, кто прав — общество или я.
    МАХАТМА ГАНДИ
    1869-1948, Индия
    Если бы я родился женщиной, я восстал бы против любых пре- тензий мужчины считать, что женщина рождена быть его игрушкой.
    Чтобы понять сердце женщины, я сам духовно перевоплотился в нее. Мне не удавалось понять сердце жены до тех пор, пока я не стал относиться к ней иначе, чем раньше, вернув ей все права и от- казавшись от всех моих так называемых прав мужа...
    Я понял, что жена не раба, а товарищ и соратник мужа, призванный делить с ним на равных правах все радости и печали. Как и муж, жена имеет право идти собственным путем.

    6 52 5
    об имущественном равенстве
    ТОМАС МОР
    Англия
    «Утопия», 1516
    Этот мудрец [Платон] легко усмотрел, что один-единственный путь к благополучию общества заключается в объявлении имущественного равенства, а вряд ли это когда-либо можно выполнить там, где у каж- дого есть своя собственность. Именно, если каждый на определенных законных основаниях старается присвоить себе сколько может, то, каково бы ни было имущественное изобилие, все оно попадает немно- гим; а они, разделив его между собою, оставляют прочим одну нужду, и обычно бывает так, что один вполне заслуживает жребия других: именно — первые хищны, бесчестны и никуда не годны, а вторые, наоборот, люди скромные и простые и повседневным трудом прино- сят больше пользы обществу, чем себе лично... Я, правда, допускаю, что оно [бремя скорбей] может быть до известной степени облегчено, но категорически утверждаю, что его нельзя совершенно уничтожить.
    Например, можно установить следующее: никто не должен иметь зе- мельной собственности выше известного предела; сумма денежного имущества каждого может быть ограничена законами; могут быть из- даны известные законы, запрещающие королю чрезмерно проявлять свою власть, а народу быть излишне своевольным; можно запретить приобретать должности подкупом или продажей; происхождение этих должностей не должно сопровождаться издержками...
    Забота инков об общественном благополучии
    ПЕДРО СЬЕСА ДЕ ЛЕОН
    Испания, XVi
    ...Столь велик был страх перед правителями, что все племена сей обширной земли не смели их ослушаться и повиновались им с таким усердием, как если бы сам бог был рядом и мог тут же покарать вино- вного. Они страшились правителей, зная их могущество и справедли- вость: сотворившего зло ожидало неминуемое возмездие, и отвратить его нельзя было ни подкупом, ни мольбою. Но инки были справедливы к подвластным им племенам; они не позволяли творить над ними

    6 53 5
    произвол, облагать их чрезмерной данью или чинить им другую не- справедливость; мало того, многим племенам повелели они превратить бесплодные земли, на которых предки их терпели нужду великую, в плодородные и изобильные, дав им то, что им для этого недоставало; а другим племенам, терпевшим нужду в одежде, повелели они дать стада. Одним словом, всем известно было, что за смирение и покор- ность плативших дань племен правители охраняли их земли, указывая им путь от невежества к знаниям, от бедности к изобилию.
    Торжество разума
    МАКСИМ ГОРЬКИЙ
    «Владимир Ильич Ленин», 1920
    — Как видит Ленин новый мир?
    И предо мной развертывается грандиозная картина земли... Все люди разумны, и каждому свойственно чувство личной ответствен- ности за все, творящееся им и вокруг него. Повсюду города-сады
    — вместилища величественных зданий, везде работают на человека покоренные и организованные его разумом силы природы, а сам он — наконец! — действительный властелин стихий. Его физическая энергия не тратится больше на грубый, грязный труд, она перероди- лась в духовную, и вся мощь ее направлена к исследованию, основных вопросов бытия...
    Облагороженный технически, осмысленный социально, труд стал наслаждением человека. Действительно освобожден, наконец, разум человека — самое драгоценное начало в мире — и, действительно, разум стал бесстрашен... Не думаю, чтоб я приписал Ленину мечты, чуждые ему, не думаю, что я романтизирую этого человека, — я не могу представить его себе без этой прекрасной мечты о будущем счастье всех людей, о светлой, радостной жизни. Чем крупней человек, — тем более дерзка его мечта.

    6 54 5
    1   2   3   4


    написать администратору сайта