контр. В. Д. МордачевА. Н. Романов права
Скачать 356.22 Kb.
|
ГЛАВА 5 буДущЕЕ — ЕДИНоЕ общЕстВо Сначала — человечество, потом — нация Монтескье Румынская пословица Ян Амос Коменский. Причины отчуждения людей Мир и порядок зиждутся на правосудии И. Кант Уильям Пенн Доминго Фаустино Сармьенто. Право убежища — неотъемлемое право человека Паскаль. На двух берегах Мудрость одетых в лохмотья «Максимы» птахотепа Хадис кошки и мыши — сомалийская сказка Сначала — человечество, потом — нация МОНТЕСКЬЕ 1689 - 1755 «Мои мысли» Если бы я знал нечто могущее принести Франции пользу, а дру- гим странам разорение, я никогда не открыл бы этого государю, ибо я прежде всего человек, а потом уже француз, или (что то же самое) я человек — в силу неизбежности, а француз — по воле случая. 6 55 5 РУМЫНСКАЯ ПОСЛОВИЦА Надежда человека — в человеке. Причины отчуждения людей ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ чешский просветитель, XVii век Существуют три основные причины, вызывающие отчуждение людей друг от друга: 1) различие взглядов: мы не можем думать об одном и том же одинаково; 2) враждебность: мы не можем относиться к ина- комыслящим без некоторой враждебности; поэтому расхождение во взглядах всегда порождает предубеждение и восстанавливает людей друг против друга; 3) гонения и преследования — результаты враждеб- ности, чреватые для нее серьезными последствиями. Первая причина коренится в разуме, вторая — в чувствах, а третья — в тайных или явных насильственных действиях, которые ведут к общей погибели. Мир и порядок зиждутся на правосудии И. КАНТ немецкий философ «К вечному миру» Понятие международного права как права на войну нельзя мыс- лить (ибо это должно быть правом не по общезначимым внешним законам, ограничивающим свободу каждого отдельного человека, а по односторонним максимам каждого силой решать вопрос о праве), если только не понимать под ним следующее: вполне справедливо, что настроенные таким образом люди истребляют друг друга и, сле- довательно, находят вечный мир в глубокой могиле, скрывающей все ужасы насилия вместе с их виновниками. В соответствии с разумом в отношениях государств между собой не может быть никакого дру- гого способа выйти из свободного от закона состояния постоянной войны, кроме как отречься, подобно отдельным людям, от своей дикой (не основанной на законе) свободы, приспособиться к публичным принудительным законам и образовать таким путем (разумеется, постоянно расширяющееся) государство народов (civitas gentium), которое в конце концов охватит все народы земли. 6 56 5 УИЛЬЯМ ПЕНН Англия «Эссе о современном и будущем мире в Европе», 1692 Мир и порядок зиждутся направосудии, которое государства в такой же мере, в какой само государство является продуктом общества, а общество — результатом всеобщего договора. Если бы государи всей Европы, представляющие это общество илинезависимые объединения людей, которые предшествовали образованию общества, согласились — с той же целью, с какой произошло объединение людей в обще- ство, то есть для сохранения мира и порядка, — образовать в лице своих полномочных представителей какой-нибудь Всеобщий совет или Парламент и установили бы законы справедливости, обязательные для всех государей в отношениях друг с другом... они собирались бы ежегодно или один раз в два-три года, а иногда и по мере надобности и назывались бы Верховным или Высшим собранием, Парламентом или Советом государств Европы... Первая встреча должна состояться в центре Европы, а затем место встречи можно определять по взаимному соглашению... Это Высшее собрание должно улаживать разногласия между государями, если последние не смогут уладить их сами без помощи собрания... И если одна из враждующих сторон из числа входящих в собрание откажется представить на обсуждение оного свои требования и свои претензии или выполнить предписания его, а прибегнет к оружию или будет затягивать исполнение предписания, все остальные страны сообща должны будут принудить ее представить на их рас- смотрение спор и исполнить приговор с возмещением потерпевшей стране убытков и с покрытием издержек, понесенных странами- арбитрами. Право убежища — неотъемлемое право человека ДОМИНГО ФАУСТИНО САРМЬЕНТО 1811-1888, Аргентина Если государство на основе конституции предоставляет иностран- цам убежище, то это нельзя считать ни проявлением снисхождения, ни каким-то особым актом доброй воли с его стороны. Это является 6 57 5 просто признанием неотъемлемого права каждого человека любой страны; нарушение этого права есть лишь одно из проявлений варвар- ской жестокости, которая пятнает историю человечества. На двух берегах ПАСКАЛЬ 1623-1662 «Мысли» «За что ты меня убиваешь?» — «Как за что? Да ведь ты живешь по ту сторону реки? Если бы ты, мой друг, жил по ту сторону, я был бы убийцей, — несправедливо было бы убивать тебя таким образом; но так как ты живешь по другую сторону, то я не убийца, а храбрец и убить тебя я вправе». Мудрость одетых в лохмотья «МАКСИМЫ» ПТАХОТЕПА Древний Египет, Пятая династия iii тысячелетие до нашей эры Не позволяй себе раздуваться от чванства, если ты учен, и от гор- дости, если ты мудр; говори с невежественным так же, как с мудрецом. Ни один художник не может достичь совершенства, ибо искусство бес- предельно. Красивые слова отыскать труднее, чем изумруды, и тем не ме- нее они могут слететь с уст простой служанки, вращающей жернова. ХАДИС Сборник изречений пророка Мухаммеда В день Страшного суда зачтутся и чернила ученых мужей и кровь мучеников.. Аллах повелевает одним учить ближних своих, разъяснять им законы, указывать путь праведный, толковать заповеди [господ- ни] и нравственные каноны; другим же — учиться у ближних своих, постигая эти законы и обогащая свои знания, ибо в противном случае они навлекут на себя скорое возмездие. кошки и мыши — сомалийская сказка СОМАЛИЙСКАЯ СКАЗКА Перевел и пересказал Виктор Важдаев 6 58 5 Вы ждете сказку? О чем? О том, что было? Нет? О том, что есть? А-а! Вы хотите услышать о том, что будет! Странные люди, непо- нятный мир! Но разве для сказки это одно и то же: что было, что есть и что будет? Разве может быть сегодня без вчера? Разве наступит завтра, если не было сегодня?.. Говори не говори, а каждый твердит свое. Иначе сегодня не случи- лось бы того, что вчера, а завтра не было бы того, что было сегодня. Но коли так, я расскажу историю о кошках и мышах. Это настоя- щая сказка: она была, она есть и она будет. Вот она. Слушайте. Однажды свершилось и произошло. На великое сборище собрался кошачий род. Все племена кошек сошлись на этом месте земли, чтобы решить, как победить мышей, раз и навсегда. Сам Кошачий Король явился сюда. Король заговорил. Король сказал: Народы и племена! Привет вам! И они ответили: Слава Королю! Потому что у кошек каждый говорит свое: король говорит: «При- вет!», а народ отвечает ему: «Слава!» — О кошачий народ! — сказал Король. — Мы собрались, зная, что у мышей, для племен их, этот год был годом великого процветания. Мир был добр к ним. Жизнь благоприятствовала, и число их умножи- лось, и они стали жирными и веселыми. Мы же исхудали и ослабели. Вот почему пришлось нам собраться здесь: чтобы найти способ, как изменить свою судьбу, изловить всех мышей и откормиться их сочным мясом! Пусть знающий скажет: что предпринять для этого? Говорите, я жду. И тогда взял слово Старейший Кот, чьи усы были белы, подобно снегам величайшей вершины земли — Килиманджаро, Килиманджаро, которую большинство из вас не видели, а лишь только слышали о ней. Старейший Кот взял слово. Он сказал: Слава Королю. Я хочу сказать и я говорю: надо заманить мышиное племя в ловушку и обмануть! Мы скажем им прекрасное слово «мир», и они задрожат от радости, и глаза их закроются от восхищения! Ибо что может быть приятнее для мыши, когда кошка, вместо того чтобы съесть ее, говорит ей: «Мир», когда кошка говорит ей: «Люблю!» Мудрые слова! — сказал Кошачий Король. — Но в чем же наша хитрость, ум и обман? Слава Королю! — сказал Старейший Кот, чьи усы... Впрочем, насчет усов вы уже знаете все, и мне нечего добавить о них. Но вот насчет его коварного плана мне есть что сказать. Слу- шайте. 6 59 5 Мы призовем мышиный народ, — продолжал Старейший Кот, — чтобы они все до одного, подобно нам, пришли на совещание, которое должно состояться на Великой Равнине, где нет не только деревьев, но даже кустарников. И нет убежища, и негде скрыться. И судьба бу- дет нам благоприятствовать, и жизнь улыбаться. Мы переловим весь мышиный народ и насытимся. Я сказал. О, Старейший! — радостно воскликнул Кошачий Король. — Твоя мудрость достойна тебя! Я сейчас же отправлюсь известить Короля Мышей, что мы предлагаем мир! Ждите вестей и приказаний! Слава Королю! — прокричали кошки и стали ждать. А Кошачий Король отправился к Королю Мышей. Ну, если он отправился к нему, то он и пришел. Но... Вот в том-то и дело, что но!.. К тому времени между их народами уже давно не было никакой любви. И не было мира. И они не доверяли друг другу. Вот и пришлось Королям разговаривать друг с другом на почтительном расстоянии. И поэтому им пришлось говорить громко. И раздельно. Так что каждое слово донеслось до мышей и было услышано ими. Кошачий Король заговорил: — О Мышиный Король! Ты воплощение силы, мудрейший среди мудрецов! Да будет твоя жизнь долгой и прекрасной! Мир с тобой. Приветствую тебя! Мышиный Король отвечал: — О Кошачий Король! Подобно дереву, чья тень способна укрыть всех от испепеляющего жара солнца, ты спасаешь свои племена и на- роды от ударов судьбы!.. О высший судия! Убежище от зла! Да будет мир с тобой. Приветствую тебя! Вот так они начали. — Мудрейший среди мудрецов!— сказал Кошачий Король. — Ты угадал. Я принес мир. С миром я пришел и предлагаю его тебе, Король, и всем твоим подданным. Мы всегда были врагами, тебе известно это. Но спрашиваю я: зачем? Что принесла эта вражда? Горе и вам и нам. Наш старый обычай — убивать вас — уменьшил твой народ числом и продолжает уменьшать. И в то же время мы, сильнейшие, охотясь за вами в зарослях, гибнем от жажды, лишений. Наш драгоценный мех исполосован ветвями кустарников, наши глаза исколоты колючками. Что может быть ужаснее? Мы изнурены, мы слепы! Поэтому-то мы пришли между собой к решению, что лучшее из лучшего — заключить 6 60 5 мир!.. О Мышиный Король! Я торжественно призываю тебя, отклик- нись! Пусть наши народы и племена встретятся на Великой Равнине Дириндиир. Там заключим мы вечный мир и станем истинными бра- тьями! Слава Королю! — Слава Королю! — сказал Мышиный Король. — Ты произнес Великую Речь, мой брат. И мы принимаем предложение о мире. Но скажи, почему именно Великая Равнина Дириндиир избрана тобой для встречи? — О венец творения! — сказал Кошачий Король. — Это так просто объяснить! Сейчас я скажу, и ты поймешь. Там нет ни одного дерева! Там нет даже кустарников! Великая Равнина так ровна, что мы все будем другу друга на виду, никто не скроется, не затаится. У нас не будет ни стрел, ни луков, ни копий-ассегеев, и вы увидите это издали, задолго до того, как мы, подобно братьям, обнимемся. Мы предлагаем, чтобы эта встреча состоялась завтра, в день полной луны, в середине утра! — Слава Королю! — сказал Мышиный Король. — Мы принимаем предложение! А что он еще мог сказать? Я спрашиваю вас, что может ска- зать в ответ тот, кому предлагают мир? Только одно, что он согласен. Он-то был согласен, Мышиный Король, но только он думал: мир ли этот мир или это не мир? — Слава Королю! — сказал он, а что еще он мог сказать? — Мы со- гласны с днем, который вы избрали. И мы согласны с местом, которое вы назначили.Потому что мир прекрасен, если он наступает в горах, лесах или долине. Мир прекрасен, где бы он ни наступил, лишь бы он только наступил!.. Так говорил Мышиный Король долго, долго, и громко, и раздель- но, и цветисто. Так говорил и говорил, пока не закончил... — Возложим наши надежды на завтрашний день полной луны, в середине утра. Слава Королю! И когда Кошачий Король плавно и неторопливо удалился, Мыши- ный Король печальный побрел навстречу своему народу. Но что это? Народ мышей исчез. И Короля ждал только один, но зато самый Старый Мыш. Его усы... Но не будем сравнивать его усы со снегами вершины Килиманджаро Не будем и не будем. Потому что, хотя это был очень старый, более того, Самый Старый Мыш в королевстве, он был всего только мышью и не более!.. И если уж сравнивать его усы, то, пожалуй, они были по белизне подобны соли, горькой, горькой!.. 6 61 5 — Слава Королю! — сказал Самый Старый Мыш. — Слава тебе, что ты говорил так громко, так раздельно, так цветисто и... так долго! Потому что мы слышали все. И поняли: не тебе и не нам нарушать слово о мире! Это было бы бесчестно! Но глупо было бы довериться народу кошек и их Кошачьему Королю! Поэтому знай: пока ты состязался с ним в красноречии, мы уже действуем! Идем, и ты увидишь! И они пошли. И они пришли. Куда? Ну конечно, к Великой. А там... На бескрайних просторах Великой Равнины работа кипела. Каж- дая мышь уже вырыла себе глубокую нору. И теперь, когда норы были готовы, готовы и готовы, каждая мышь торопилась — скорее, скорее, скорее — унести выкопанную землю подальше, чтобы скрыть следы своей работы, избежать подозрений. — К утру работа будет закончена! — сказал Самый Старый Мытп своему Королю. — И каждая мышь сядет у входа в свою нору. И когда в середине утра в долину придут племена кошек и их Кошачий Король, мы встретим их, готовые ко всему. Если они принесут с собой мир, все будет хорошо. Но если они придут с войной и попытаются набросить- ся на нас, то каждая мышь мгновенно скроется в своей норе! И враги ничего не получат и будут опозорены и обесчещены! А мы останемся целы и невредимы!... И вот настало утро. Утро дня полной луны. И пришла середина утра. И явились они: полчища, полчища, полчища. Племена кошек. И впереди — Кошачий Король. Великий Король Мышей! — сказал Король Кошек, и глаза его при каждом слове то расширялись, то сужались... — Все ли твои подданные здесь присутствуют? Да, мы все здесь! — сказал в ответ Мышиный Король. — А твои пле- мена и народы все ли собрались? Все ли согласны на примирение? — И ты еще спрашиваешь, о мудрейший! — воскликнул Кошачий Король. — Подожди одно мгновение, я скажу им об условиях нашего мира, и мы заключим друг друга в объятия!.. С этими словами Кошачий Король повернулся и оглядел бес- численные ряды тех, кого он привел с собой. Готовые к нападению, стояли его воины, его племена. А там, за ними, сидели, стояли — ах, какие жирные, ах, какие вкусные, ах, какие беззащитные! — доверчи- вые мыши. И их Мышиный Король. Уж его-то он разглядел особенно 6 62 5 внимательно, дородного, как то присуще королям, откормленного, с изобильным телом! И тогда в глазах Кошачьего Короля, словно он опьянел, закачался черный туман. И, призывая к битве, Король воскликнул: — Хватайте их! Не давайте им пощады! Пусть ни одна мышь не ускользнет от нас! И они ринулись вперед, на беззащитных мышей! Но... Вот в том-то и дело, что но!.. Великая Равнина была пуста.. Как голый камень. Как ровная поверхность озера в безветренный день. Кроме разъяренных кошек, на земле Великой Равнины не было ни души! Потому что... Ну, мы с вами знаем почему. Ведь все мыши по отдельности мгновенно скрылись в своих норах. Каждая по отдельности. И следовательно, все вместе. Но было еще одно потому что! И вы сейчас узнаете какое. Но сначала я должен сказать, что никакого пиршества у кошек и их Кошачьего Короля не получилось. Не получилось и не получилось. Более того. Они покрыли себя позором, нарушив торжественное обещание мира. Солгав. Обманув. Потому что... Вот теперь пора сказать самое главное. Потому что кошки забыли сомалийскую пословицу, которая го- ворит: «О вы, кто считает себя умным! Помните, что всегда найдется кто-нибудь умнее вас!» Кошки забыли это. И для них вчера, сегодня и завтра — с чего мы начали нашу сказку, — это одно и то же. И поэтому, как бы они ни были хитры, сильны и коварны, жизнь будет учить их и не перестанет учить. А мы с вами запомним эту мудрую пословицу и лучше будем пола- гаться не на чужую глупость, а на собственный ум. И тогда мы поймем, что жизнь никогда не останавливается, а идет, идет и на самом деле завтра — это не сегодня, и сегодня — это совсем не вчера!.. Содержание ВВеДеНИе ................................................................................................3 ГлАВА 1. В защиту человека .....................................................................5 Ханна Саба. Права человека… завтра Ж. Эрш. Право быть человеком Права человека в современном мире ГлАВА 2. Во все времена, под всеми небесами все тот же призыв ........................................................20 Махатма Ганди. Каждое право есть обязанность Права человека – неприкосновенны. Африканская поговорка Спиноза. О праве мыслить Когда 2 × 2 = 4... или 5 (Андре Шенье, Ф.М. Достоевский, Песталоцци, Мариано Морено) Видеть в соседе себя. Талмуд Всмотрись в душу человека. «Ханкампу» О свободе от страха (Атхарваведа, Цицерон, Билль о правах) Сервантес. Как Дон-Кихот освободил слугу Хосе Марти. О национальной свободе Птицы в клетке (Игнацы Красицкий, Джозеф, Вождь Индейского Племени) Душа человека не знает оков (Ардашир i, Нитирэн) Государственная машина и общество (Карл Маркс, Икейский Вселенский Собор) Аристотель. О волеизъявлении Когда гражданское неповиновение становится долгом (Генри Давид Торо, Илья Эренбург, Жан-Жак Руссо) Симон Боливар. Против тирании Аббат Сийес. Если бы только... Слушайся голоса правды (Гесиод, Ганская Пословица, Абу-Бекр, Киёси-Киёсава, Школа Мо-Цзы, Станислав Сташиц) ГлАВА 3. Тираны в разномобличье ............................................................37 Действие и следствие (Карел Чапек, Дени Дидро) 6 64 5 В.И. Ленин. Против самодержавия Мэн-Цзы. Величие униженных. Человек и истина (Генри Давид Торо, Русская пословица) Вольтер. О терпимости Франклин Д. Рузвельт. Четыре свободы Якоб Буркхардт. О малых нациях Тайна – щит тирании (Чезаре Беккариа, Мариано Морено) О цели и средствах (Джон Филпот Курран, Эмануэль Арнольд, Карл Маркс) А.И. Герцен. Провозгласить свободу еще не все ГлАВА 4. Возмущение угнетенных ............................................................46 Несчастные несут свое бремя молча (А.П. Чехов, Пословица Телугу, Махатма Ганди) Дизраэли. Дети тьмы Джонатан Свифт. Избиение младенцев Мера суждения (Доминго Фаустино Сармьенто, Английская поговорка, М. А. Бакунин) Товарищ и соратник, а не раба (Кемаль Ататюрк, Генрик Ибсен, Махатма Ганди) Томас Мор. Об имущественном равенстве Педро Сьеса Де Леон. Забота инков об общественном благополучии Максим Горький. Торжество разума ГлАВА 5. Будущее — единое общество .....................................................54 Сначала — человечество, потом – нация (Монтескье, Румынская пословица) Ян Амос Коменский. Причины отчуждения людей Мир и порядок зиждутся на правосудии (И. Кант, Уильям Пенн) Доминго Фаустино Сармьенто. Право убежища — неотъемлемое право человека Паскаль. На двух берегах Мудрость одетых в лохмотья («Максимы» Птахотепа, Хадис) Кошки и мыши – сомалийская сказка |