Главная страница
Навигация по странице:

  • 7. Рекомендуемые темы рефератов

  • Обязательные для подготовки к занятию литературные источники

  • Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники

  • В. Ф. ВойноЯсенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом последипломного образования. История медицины учебное пособие


    Скачать 4.2 Mb.
    НазваниеВ. Ф. ВойноЯсенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом последипломного образования. История медицины учебное пособие
    Анкорistoriya_meditsiny_uch_posobie_.doc
    Дата28.04.2017
    Размер4.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаistoriya_meditsiny_uch_posobie_.doc
    ТипУчебное пособие
    #6174
    страница40 из 48
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   48

    6. Ситуационные задачи.


    1. Врачеватели Древнего мира связывали болезни зубов, сопровождающиеся зубной болью, с наличием червя, который растет в зубе. Древнеиндийский хирург, Сушрута предлагал убивать зубного червя, заполнив кариозную полость воском, а затем выжечь его раскаленным зондом.

    - Как вы думаете, с чем были связаны подобные представления о причине болезней зубов?

    7. Рекомендуемые темы рефератов:

    1.Развитие стоматологии в России.

    2 И.В.Буяльский - хирург, анатом. Его заслуги в стоматологии.

    3. Зубоврачебная помощь в земской медицине

    8. Литература:


    Обязательные для подготовки к занятию литературные источники:

    1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —560 с.

    Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники:

    1. Лисицин Ю.П. История медицины: учебник для медицинских ВУЗов. – М.: Медицина, 2004. - 270 с.

    2. Троянский Г.Н., БелолапотковаА.В. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины для студентов и преподавателей стоматологического факультета. - М.: ВУНМЦ, 2000. - 176 с.

    Тема №16: История развития сестринского дела.

    1. Значение изучения темы.

    Знакомство с основными этапами развития сестринского дела в России и в Европе сдревних времен и до наших дней позволяет проследить преемственность между поколениями сестер милосердия в различные периоды человеческой истории.

    2.Цель изучения темы: ознакомиться с основными этапами развития отечественной и мировой медицины в области сестринского дела.

    Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о том, как развивались сестринское дело и сестринский уход в различные периоды времени.


    Знать: Вклад Н.И. Пирогова, Е.М. Бакуниной, Ф. Найтингейл в становление и развитие сестринского дела в нашей стране и в Европе.

    Уметь: сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

    Иметь представление об основных достижениях в области сестринского дела.


    Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами.

    3. Краткое содержание темы.


    Женский уход за больными существовал во все времена и во всех странах мира. Женщины выполняли гигиенические мероприятия и создавали комфортабельные условия для больных, чаще родственников.

    В монастырях сестры ухаживали за больными бескорыстно. Массово для ухода за больными женщины не привлекались. На Руси уже в Х веке княгиня Ольга организовала больницу, где уход был поручен женщинам. В XVI веке "Стоглавый собор" издает указ об организации мужских и женских богаделен с привлечением на работу женщин.

    В XVII веке в период "Смутного времени" на территории Троице-Сергиевского монастыря был создан первый госпиталь – в 1612 году.

    В 1618 году при Троицком монастыре возникла первая (в современном понимании) больница. В 1650 году появилась больница на территории Андреевского монастыря. Достоверных данных нет, но возможно в этих больницах применялся женский уход.

    Впервые в России женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован при Петре 1.По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам.

    Женский труд в гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли «бабы-сидельницы». В тоже время, до конца века специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах, видимо, не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 г., когда появилась служба "сердобольных вдов". В этом же году и в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются "вдовьи дома" для призрения неимущих.

    В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского "вдовьего дома" на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для "прямого назначения" ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге, и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак -"Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОЛЮБИЕ"

    В 1818г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось по учебнику Х.Оппеля. Это было первое руководство на Русском языке для специальной подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822г.

    В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение - первая в России община сестёр милосердия, получившая название Свято-Троицкая.

    В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства благотворительных организаций. Однако свои требования к уходу за больными и ранеными в России предъявила Крымская война 1854-1856гг.

    Оценивая войну, как «травматическую эпидемию», Н.И. Пирогов был убежден, что «не медицина, а администрация играет главную роль в деле по­мощи раненым и больным на театре войны». И он со всей страстью боролся с «тупоумием официального медицинского персонала», «ненасытным хищниче­ством госпитальной администрации» и всеми силами пытался наладить четкую организацию медицинской помощи раненым на театре военных действий, что в тех условиях можно было сделать только за счет энтузиазма одержимых. Такими были сестры милосердия.

    С именем Н. И. Пирогова связана первая в мире государственная орга­низация женского ухода за ранеными на театре военных действий.

    В 1854 г., как только началась Крымская война, Н. И. Пирогов — «пер­вый хирург во всей стране и европейская знаменитость» тотчас же заявил о своей готовности «употребить все свои силы и познания для пользы армии на боевом поле». По прошествии некоторого времени совершенно неожиданно для себя он получил приглашение явиться к великой княгине Елене Павловне (жене брата императора Николая I — Великого князя Михаила Павловича Романов1), которая «взяла на себя решить его просьбу» и предложила знаме­нитому хирургу «свой гигантский план организовать женский уход за ранены­ми и больными на поле битвы».

    В то время женский уход в больницах уже существовал и в Европе (диаконисы), и в нашей стране (сердобольные вдовы в Мариинской больнице, Свя­то-Троицкая община и др.). Однако никто не помышлял о женском уходе в полевых лазаретах и перевязочных пунктах на самом театре военных действий. «Честь введения этого учреждения в наших военных госпиталях, — писал Н. И. Пирогов, — принадлежала Великой княгине Елене Павловне».

    В октябре 1854 г. Великая княгиня Елена Павловна обратилась к патрио­тическим чувствам русских женщин и для желающих «принять на себя высо­кие и трудные обязанности сестер милосердия» основала на свои средства «Крестовоздвиженскую общину сестер попечения о раненых и больных во­инах», Община объединила российских женщин из самых разных слоев обще­ства, от весьма образованных (среди них были жены, вдовы и дочери титуляр­ных и коллежских советников, дворян, помещиков, купцов, офицеров Россий­ской армии и флот1) до простых малограмотных женщин. До отправления в Крым они проходили краткосрочную (несколько недель) подготовку в Пе­тербургской Медико-хирургической академии. Руководство их деятельно­стью в Крыму было поручено академику Н. И. Пирогову.

    Принимая это предложение. Пирогов «принужден был признаться, что он только раз в жизни, и то лишь поверхностно, в свое пребывание в Париже, по­сещая госпитали, увидел там женскую службу». Но он был убежден, что женский такт, чувствительность и нравственный контроль сестер милосердия будут более действенны против злоупотреблений госпитальной администра­ции, чем разного рода официальные комиссии.

    12 ноября 1854 г. Н. И. Пирогов (вместе с докторами Л. Обермиллером, В.С. Сохраничевым и фельдшером И. Калашниковым) прибыл в Севастополь и сразу же начал работу в госпитале: «...С 8 часов утра до 6 часов вечера (пока не стемнеет) остаюсь в госпитале, где кровь течет реками, с лишком 4000 раненых», — писал он своей жене. В госпитале Пирогов встретил мест­ных севастопольских женщин: «При перевязке можно видеть ежедневно трех или четырех женщин; из них одна знаменитая Дарья; одна дочь какого-то чиновника, лет 17 девочка, и одна жена солдата. Кроме того, я встречаю еще одну даму средних лет... Это — жена какого-то моряка, кажется, приходит раздавать свой или другими пожертвованный чай. Дарья является теперь с ме­далью на груди, полученною ею от Государя, который велел ее поцеловать Ве­ликим Князьям, подарил ей 500 рублей и еще 1000, когда выйдет замуж... Под Альмою она приносила белье, отданное ей для стирки, и здесь в первый раз обнаружилась ее благородная наклонность помогать раненым. Она асси­стирует и при операциях».

    Так писал Н. И. Пирогов о Дарье (Александровне) — дочери матроса черноморского флота, которая известна в истории под именем Даша Сева­стопольская; она была одной из первых русских женщин, помогавших ухажи­вать за ранеными на поле боя. К началу войны ей исполнилось 15 лет, она оста­лась круглой сиротой, и когда союзные войска высадились в Евпатории, Да­рья отправилась вслед за русскими войсками. Во время сражения при р. Альме (т.е. уже 8 сентября 1854 г.) под неприятельским огнем она, как могла, пере­вязывала раненых, — ее повозка стала «первым перевязочным пунктом». С тех пор до конца марта 1855 г. она ухаживала за ранеными и больными вои­нами на перевязочных пунктах, в госпиталях и лазаретах осажденного Сева­стополя, за что и получила от императора медаль и золотой крест с надписью «Севастополь».

    Помимо местных женщин в Крыму была еще одна группа женщин — сер­добольные вдовы обитательницы Петербургского и Московского Вдовьих домов, находившихся под покровительством императрицы Александры Фе­доровны. В Симферополь они прибыли в конце 1854 г. Обученные уходу за больными, они «с материнской почтительностью» ухаживали за «защитника­ми тамошних твердынь». «... Лучшим свидетельством их самоотвержения служит-то, что 12 вдов кончили свое существование» в Симферополе среди на­пряженных госпитальных трудов, «вследствие истощения сил и заразы».

    Первый отряд сестер Крестовоздвиженской общины (с главной началь­ницей А. П. Стахович) прибыл в Крым вслед за Н. И. Пироговым 1 декабря 1854 г., а 6 декабря Н. И. Пирогов уже писал жене в Петербург. «Дней 5 тому назад приехала сюда Крестовоздвиженская Община Елены Павловны, числом до 30-и, и принялась ревностно за дело; если они так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомнения, много пользы. Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операци­ях, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и за смотрите­лями и даже врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием по­могающей, оживляет плачевную долю страданий и бедствий».

    В октябре 1855г. в Севастополе Н.И.Пирогов для каждой категории сестёр Крестовоздвиженской общины разработал подробную инструкцию деятельности, однако и от врачей, особенно от молодых, он требовал "исполнения опыта сестёр", считая, что сёстры "не слепые исполнительницы приказов лица, только что вступившего на врачебное поприще".

    В Севастополе Н. И. Пирогов сразу же разделил сестер милосердия на не­сколько групп. Первая занималась сортировкой раненых по роду и степени болезни, принимала от них деньги и вещи. Сестры второй группы принимали раненых от первой группы, переносили их в смежную залу перевязочного пун­кта для немедленной операции и не только перевязывали больных, но и помо­гали врачам во время операций и при обработке ран. Третья группа сестер за­нималась уходом за ранеными, которых должны были оперировать на следую­щий день. Четвертая группа состояла из сестер и одного священника, они за­нималась безнадежно больными и умирающими, доставляя им последний уход и предсмертные утешения. Были сестры-аптекарши, которые готовили, хра­нили, распределяли и раздавали лекарства, и сестры-хозяйки, которые следи­ли за чистотой и сменой белья, содержанием больных и хозяйственными служ­бами, и раздавали провизию. Позднее появился, особый транспортный отряд сестер, которые сопровождали раненых при дальних перевозках.

    Особенно высоко Н. И. Пирогов ценил Екатерину Михайловну Бакунину (дочь губернатора Санкт-Петербург1) «идеальный тип сестры милосердия», которая наравне с хирургами ра­ботала в операционной и последней покидала госпиталь при эвакуации ране­ных, находясь на посту и днем и ночью, а 27 августа 1855 г. она была послед­ней сестрой, ушедшей из Севастополя через понтонный мост на Северную сторону.

    После крымской войны Е.М.Бакунина принялась за создание новой общины сестёр милосердия. Но, к сожалению, её стремление, её борьба против превращения общины в религиозный орден, за дальнейшее совершенствование подготовки сестёр не принесла успеха. У неё появилось твёрдое убеждение в том, что в основу таких общин следует положить не религиозные, а моральные принципы. Не важно, к какому вероисповеданию принадлежит сестра, а важны её общественные взгляды и моральные принципы. Однако с этим не согласилась княгиня Елена Павловна, и летом 1860г. Бакунина навсегда простилась с общиной, где она была сестрой-настоятельницей. Простившись с общиной Бакунина у себя в имении, в Тверской губернии, организовала на собственные средства небольшую лечебницу для крестьян.

    Всего на театре военных действий под руководством Н. И. Пирогова было более 160 сестер милосердия, 17 из них умерли при исполнении своих обязан­ностей, верные своему долгу. Они страдали от тифозной горячки, некоторые из них были ранены или контужены. Но все они, «перенося безропотно все труды и опасности и бескорыстно жертвуя собою для достижения предприня­той цели, ...служили на пользу раненых и больных»".

    В то же время по другую линию фронта в расположении английских войск начала свою благородную деятельность британская сестра милосердия Фло­ренс Найтингейл (Nightingale, Florence, 1820—1910), которая во всём мире считается основоположницей сестринского дела. Покинув Лондон в конце октября 1854 г., она вместе в 38 сестрами милосердия прибыла в турец­кий город Скутари (недалеко от Стамбул1) 4 ноября 1854 г. для оказания по­мощи раненым и больным воинам, которых доставляли из Крыма морем на ан­глийских судах. «Леди с лампой» (англ. «The Lady of the Lamp») — так назы­вали ее солдаты, такой помнят ее и сегодня в современной Великобритании.

    Удивительно и прекрасно то, что почти в одно и то же время женщины различных стран, двух противоборствующих армий Крымской войны были едины в своем благо­родном стремлении — помочь раненым и больным воинам в тылу и на театре военных действий. В этой войне еще не было красно-крестного флага, но уже воплощались в жизнь его гуманные идеалы. Именно в этой войне были заложены идеи будущего красно-крестного движения, вдохновившие впоследствии Анри Дюнана после битвы при Сольферино (1859)

    От сестер милосердия Крестовоздвиженской общины ведет свою историю Российское общество Красного Креста, которое было создано в Петербурге в 1867 г. (первоначальное название «Российское общество попечения о ране­ных и больных воинах»). В наши дни Российский Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца играет важную роль в развитии отечественно­го здравоохранения и деятельности Международного Красного Креста.

    Международным комитетом Красного Креста в 1912г. учреждена медаль Флоренс Найтингейл, которой награждают сестёр, проявивших героизм в военных действиях. В годы великой Отечественной войны 1941-1945гг. 46 сестёр в нашей стране были награждены этой медалью. В конце 60-х годов 18 века появились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси. Мысли об организации международной добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности возникли у швейцарца Анри Дюнана под влиянием поразившей его деятельности сестёр в период Крымской войны.

    В 1862 г. он издаёт "Воспоминания о Сольферино" и принимает окончательное решение о создании международной организации помощи жертвам войны. В 1863 в Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи раненым, переименованный в 1876 в Международный комитет Красного Креста. На этой конференции был учреждён особый международный отличительный знак обеспечивающий правовую защиту на поле боя: красный крест на белом фоне. Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867г., и тогда же было создано общество попечения о раненых и больных войнах. С 1871г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время. В 1897г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге институт, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте составлял 2 года.

    В начале ХХ столетия руководство благотворительными учреждениями возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1909 году была открыта Марфо-Марьинская обитель, которая к 1911 году становится "центром милосердия" в Москве. В 1914 году община была превращена в госпиталь в связи с началом Первой Мировой Войны. Подготовка сестринского персонала осуществлялась при общинах. До 1917 года в России насчитывалось 10 тысяч сестер милосердия. 26 августа 1917 года в Москве состоялся I Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестер милосердия.

    Первые медицинские школы появились в 1920 году. Были разработаны программы по подготовки акушерок, медсестер и санитаров. В 1927 году под руководством Н.А. Семашко, издано "Положение о медсестрах" в котором определены обязанности медицинских сестер по уходу за больными. В 1934-1938 годах подготовлено 9 тысяч медсестер, насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ и отделений.

    В это время появляются новые требования к подготовке медсестер: "для сознательного отношения к назначениям врача, она должна быть медицински грамотна".

    К 1940 обеспеченность средними медицинскими кадрами, по сравнению с 1913г., возросла в 8 раз. В 1942г. начинает выходить журнал "Медицинская сестра".

    В пятидесятые годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.

    В 1993 была создана и принята философия сестринского дела.

    В 1994г. создана Ассоциация Медицинских сестёр России, принимающая участие в работе Международного Совета сестёр.

    В 1995г. впервые в России Г.М. Перфильева, лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему:"Сестринское дело в России".
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   48


    написать администратору сайта