Главная страница

В педагогическую профессию Глава


Скачать 0.62 Mb.
НазваниеВ педагогическую профессию Глава
Дата27.03.2023
Размер0.62 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPedagogika_NOVAYa-1.docx
ТипДокументы
#1016891
страница11 из 32
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   32

Глава 7. Воспитание в целостном педагогическом процессе

§ 1. Сущность воспитания и его особенности


Понятие воспитание – одно из ведущих в педагогике. Тем не менее, до сих пор нет единого общепринятого его определения. В силу того, что существуют различные педагогические парадигмы, сложились и различные подходы к определению воспитания.

На ранних стадиях развития человечества воспитание было слито с социализацией, осуществляемой в процессе практического участия детей в жизнедеятельности взрослых (производственной, общественной, ритуальной, игровой и т.д.). Однако оно ограничивалось лишь усвоением жизненного и практического опыта, а также житейских правил, передававшихся из поколения в поколение. Усложнение труда и жизнедеятельности людей привело к выделению воспитания в особую сферу общественной жизни. В раннеклассовых обществах цели и содержание воспитания определялись, прежде всего, социально-экономическими отношениями и идеологией общества. Оно было сориентировано на привитие человеку положительно оцениваемых в обществе качеств, приобщение к культуре и на развитие задатков и способностей в соответствии с классовой принадлежностью. В средние века возникли институты воспитания для детей торговцев и ремесленников — ремесленные или цеховые школы, гильдейские школы. С развитием мануфактурного и фабричного производства появилась система школ для детей рабочих, дающих необходимый для профессиональной деятельности минимум общеобразовательных и профессиональных знаний и умений. Становление и развитие его системы уже в XVII веке обусловили формирование и интенсивное развитие науки о воспитании — педагогики. В XIX воспитание становится одной из важнейших функций государства. Ставя перед ним задачи эффективного формирования необходимого для него типа гражданина, государство все более последовательно занималось совершенствованием всей системы воспитания в целом.

С середины XX века меняется общая направленность воспитания. Оно в возрастающей степени приобретает развивающий характер, что связано со стремительной урбанизацией и индустриализацией мирового сообщества, научно-техническим прогрессом.

Как уже отмечалось, категория «воспитание» — одна из основных в педагогике, меняющая свою сущность в зависимости от исторически сложившихся подходов. Характеризуя объем понятия, многие педагоги-исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией),и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у людей определенную систему качеств личности, взглядов и убеждений. Часто оно также трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма и т.д.).

Обобщение представленных и некоторых других подходов с учетом особенностей современного этапа развития отечественной педагогики позволяет под воспитанием понимать процесс педагогического взаимодействия воспитателя и воспитуемого с целью формирования у последнего необходимой системы личностных свойств и качеств.

Однако процесс такого взаимодействия тесно связан с такими понятиями как: процесс воспитания и воспитательный процесс. И.В. Харламовым процесс воспитания рассматривается как сознательно организуемое взаимодействие педагогов и учеников, организация их деятельности по овладению социальным и духовным опытом, ценностными отношениями. По мнению Б.Т. Лихачева, воспитательный процесс – это широкое и многостороннее взаимодействие детей в качестве активных субъектов деятельности с окружающий природно-социальной средой, окружающими взрослыми людьми.

При этом необходимо учитывать, что современная педагогика рассматривает процесс воспитания не как прямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось многие годы), а как социальное взаимодействие различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп, групп и коллективов) и социальных — институтов воспитания. Содержание и характер такого взаимодействия обусловлены социальными ценностями, идеологией и общественной психологией.

Воспитание представляет собой явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства, а также с их этно-социальными традициями и социально-психологическими особенностями проживающих в них людей, и имеет ряд особенностей:

1. Процесс воспитания многосторонний, многоплановый. Он осуществляется в семье, школе, в системе дополнительного образования, в социуме.

2. Воспитание – это длительный, динамичный, непрерывный процесс. Его результаты мало заметны для немедленного восприятия; он направлен в будущее. Поэтому его необходимо осуществлять, исходя из потребностей сегодняшнего, а главное, завтрашнего дня.

3. Воспитание имеет ступенчатый характер: первоначальные представления, простейшие навыки, умения, убеждения, привычки поведения. При этом все ступени находятся в тесной взаимосвязи.

4. Воспитание – это двухсторонний и активный процесс, включающий в себя два компонента: самовоспитание + целенаправленное педагогическое взаимодействие.

5. Концентризм в содержании воспитательной работы (к одним и тем же качеством личности приходится возвращаться неоднократно).

6. Эффективность воспитательного процесса зависит от сотрудничества и координации усилий всех социальных институтов воспитания.

Проблема цели воспитания – одна из самых дискуссионных в педагогике. В современной педагогике утверждается гуманистическая парадигма воспитания (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Н.Е. Щуркова и др.), в основе ее модели – личностно-гуманистический подход, который определяет отношение педагога к ребенку как субъекту собственной жизнедеятельности, как личности, способной к самоопределению, самовоспитанию, самореализации при педагогической поддержке учителя. С точки зрения Д.И. Фельдштейна, в воспитании личности «растущего» человека важно все: социализация, формирование ценностных ориентаций, жизненной позиции, научное мировоззрение, базовые потребности, общая культура.

Главная цель воспитания современной педагогики – создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности, то есть подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в обществе, чтобы человек сумел реализовать себя в сфере культуры, трудовой деятельности, был способен приумножить общественные ценности.

§ 2. Общие закономерности и принципы воспитания


Как было сказано, принципы воспитания – это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендующий по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов (см. текст гл. 5, § 5).

Вместе с тем, рассмотрение воспитания как составной части развития и социализации человека, как взаимодействия воспитателя и воспитанника позволяет выделить ряд принципов воспитания, которые могут рассматриваться как принципы и образования, и организации социального опыта человека, и индивидуальной помощи воспитуемым. В этом случае понимание воспитания как создания условий для развития человека обусловливает принципы природосообразности и культуросообразности. Из подхода к воспитанию как к целенаправленному развитию личности вытекает принцип ориентации воспитания на развитии личности. Связь воспитания с другими факторами развития человека отражается в принципе дополнительности.

Главные идеи принципа природосообразности воспитания зародились еще в античном обществе (Демокрит, Платон, Аристотель). Более глубоко они были разработаны Я.А.Коменским, занимали важное место в педагогических системах Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.А.Дистервега. При различных толкованиях самого понятия природы их объединял подход к человеку как к ее части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире. Современная же трактовка принципа исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию окружающего мира и самого себя. Вот почему развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы его собственного «Я» и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности к природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

Принцип культуросообразности в мировой педагогике сформулировал Ф.А.Дистервег на основе идей Дж.Локка и К.А.Гельвеция. Он утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т.е. всю современную культуру в широком смысле слова и конкретной страны, являющейся его родиной. К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой развили эту идею понятием «народности воспитания». П.Ф.Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры как совокупность религии, быта и нравственности народа. Современное понимание принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур. Считается, что цели, содержание и методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

Принцип ориентации (иногда - центрации) воспитания на развитие личности основывается на зародившейся в античном обществе и получившей свое воплощение в трудах многих мыслителей идее о том, что задачей воспитания является развитие человека. В XX веке эта идея разрабатывается Дж.Дьюи, К.Роджерсом, А.Маслоу и др., которые рассматривают воспитание как создание возможностей для самореализации и самоактуализации личности. Следовательно, этот принцип исходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам, группам и коллективам. Он предполагает, что это положение должно стать основой философии воспитания, идеологии общества в сфере воспитания, центральной ценностной ориентацией, как воспитателей, так и воспитанников. Ограничение приоритета личности возможно лишь при необходимости обеспечения прав других личностей. Процесс воспитания, институты воспитания и общности воспитанников при этом подходе рассматриваются лишь как средства развития личности.

Принцип дополнительности воспитания сформулирован физиком Н.Бором в 1927 году и стал применяться в различных сферах познания как методологический принцип. В современной педагогике его предложил использовать В.Д.Семенов, который рассматривал воспитание как один из факторов развития человека, дополняющий природные, социальные и культурные влияния. Такой подход дает возможность трактовать само воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного (частного), религиозного (конфессионального) и общественного (социального) воспитания, что ведет к отказу от школо-центризма и этатизма (франц. etat — государство). В первом случае это приводит к пониманию современной школы как одного из многих институтов воспитания, лишившегося монополии в образовании, но сохранившего приоритет в систематическом обучении. Отрицание же этатизма означает признание того, что в гражданском обществе воспитание осуществляет не только государство, но и общество через семью, общественные и другие организации.

Обзор литературы позволяет выделить также и следующие принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса:

  • принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой;

  • принцип комплексности, целостность, единство всех компонентов воспитательного процесса;

  • принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников;

  • принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему;

  • принцип опоры на положительное в личности ребенка;

  • принцип воспитания в коллективе и через коллектив;

  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников;

  • принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности.

Среди закономерностей воспитания ученые выделяют : 1) характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества; 2) единство целей, содержания и методов воспитания; 3) неразрывное единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   32


написать администратору сайта