Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные подструктуры личности и виды их формирования

  • В педагогическую профессию Глава


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеВ педагогическую профессию Глава
    Дата27.03.2023
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPedagogika_NOVAYa-1.docx
    ТипДокументы
    #1016891
    страница9 из 32
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   32

    Глава 5. Личность как предмет воспитания,
    внешние и внутренние факторы ее развития

    § 1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания
    личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование


    В современной науке личность – это основополагающая психолого-педагогическая категория, рассматриваемая как ведущая характеристика человека, форма и способ организации его социального бытия, индексная единица состоятельности эволюционного пути развития человечества, критерий прогрессивности педагогических систем и развитости воспитательных отношений47.

    В современных научных исследованиях личность трактуется как сложное образование, которое формируется в процессе жизни человека в обществе. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития в обществе. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» - социальная характеристика, указывающая на те ее качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Любое общество формирует определенный тип личности. Неслучайно иногда личность называют микросоциумом, а общество – макросоциумом, подчеркивая тем самым их взаимозависимость. Сегодня уже непреложным является тезис о том, что без понимания природы, механизмов и способов формирования личности, без разработки научных основ воспитания, как ведущего фактора ее социального становления, невозможно понять развития общества и наоборот. Поэтому в психолого-педагогических исследованиях активно разрабатываются такие теоретические подходы воспитания и развития личности, как аксиологический, антропологический, деятельностный, системный, личностно-ориентированный (гуманистический), историко-эволюционный и др.

    В соответствии с аксиологическим подходом сама личность с ее особенностями, ее развитие, становление ее базовой культуры, формирование ценностных ориентаций в педагогическом процессе рассматриваются как высшая ценность.

    Антропологический подход в воспитании и развитии личности предусматривает сохранение, развитие и учет в педагогическом процессе таких свойств человека, как целостность, разумность, активность, динамичность, духовность, противоречивость, креативность.

    Историко-эволюционный подход в психологии личности позволяет выделить универсальные закономерности развития человека в биогенезе, социогенезе, персоногенезе и тем самым открывает возможность междисциплинарного синтеза представлений о сущности и факторах развития личности, а в психолого-педагогических исследованиях прогнозировать и структурировать поле проблем, с которыми связано будущее развитие личности.

    Системный подход позволяет охарактеризовать личность:

    - как систему с совокупностью взаимосвязанных свойств, качеств, личностных поведенческих проявлений;

    - как элемент различных физических, биологических и социальных систем (например, чтобы «вылечить» человека, необходимо преобразовать ту систему, которая приводит к возникновению «болезни», изменить мир человека) 48.

    В соответствии с вышеназванными теоретико-методологическими подходами в современных психолого-педагогических исследованиях личность рассматривается как:

    − общественный индивидуум, субъект труда, общения и познания, активного преобразования природной, социальной среды и самого себя;

    системное социальное качество, приобретаемое индивидуумом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и степень представленности общественных отношений в индивидууме;

    − ценность, ради которой осуществляется развитие общества;

    − человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р.С. Немов);

    − конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями (Л.А. Омельяненко);

    − человек, достигший определенного уровня психического развития, который характеризуется тем, что в процессе самопознания он определяет собственное «Я», начинает воспринимать себя как единое целое, отличное от других людей;

    − человек, который осознанно оказывает воздействие на социальную, природную среду и на самого себя;

    − многомерное существо, проявляющееся одновременно как участник историко-эволюционного процесса, носитель социальных ролей и программ социотипического поведения, субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразование природы, общества и самого себя (А.Г. Асмолов).

    Многомерностью характеризуется не только сущность понятия «личность», но и составляющие ее структуры, определяющие индивидуальность каждой личности.

    В психолого-педагогических теориях личности часто употребляются также такие термины, как «индивид», «индивидуальность», «развитие», «формирование», «социализация».

    Понятие «индивид» предполагает принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных и психологических характеристик.

    Индивидуальность − обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических, психических и социальных особенностей индивида, отличающих его от остальных окружающих его людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. По мнению ученых, индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

    Развитие личности – это поступательное движение личности к более совершенному, ее переход от старого качества к новому, процесс смены низших ступеней развития высшими; взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, приводящих к анатомо-физиологическому созреванию человека, совершенствованию его нервной системы и психики, активизации познавательной и творческой деятельности, обогащению его мировоззрения, духовно-нравственных убеждении; процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

    В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие. Биологическое развитие - анатомо-морфологическое и физиологическое созревание организма. Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, эмоциональной, мотивационной сфер, характера), интеллектуальными (расширение, углубление знаний, умений, навыков, интеллектуальной культуры) и духовными (нравственное, гражданское становление) изменениями.

    Движущими силами развития личности являются противоречия. Основными из них являются: противоречия между стремлением ребенка к самостоятельности и отсутствием у него жизненного опыта; привычными нормами поведения и новыми требованиями; новыми потребностями и

    старыми возможностями; между сознанием, чувством и поведением; адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы и проявлениями активности элементов, факторов, несущих индивидуальную изменчивость и др.

    Формирование личности − становление личности как совокупности общественных отношений под воздействием различных факторов; результат на данный конкретный момент (какой-то уровень приобретения определенной формы, вершины – комплекса свойств, качеств личности).

    Социализация личности − непрерывный процесс усвоения человеком социального опыта (определенной суммы знаний, умений, навыков, норм и ценностей), позволяющего ему успешно функционировать в социуме качестве полноценного члена общества.

    Общую схему взаимосвязи формирования и социализации личности как процессов присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта в ходе взаимодействия с факторами окружающей социальной среды можно представить следующим образом: социальная конкретно-историческая система общества, образ жизни в данной социальной системе - процесс совместной деятельности ребенка, взрослого в социальной группе как основа социализации личности (механизм интериоризации) – формирование личности – проявление личности как субъекта деятельности (механизм экстериоризации) – преобразование совместной деятельности социальной группы – преобразование образа жизни в данной социальной системе (по А.Г. Асмолову).

    § 2. Теории развития личности


    В исследованиях отечественных и зарубежных ученых наблюдается стремление понять человека как интегрированного целого. Понимание поведения личности во всей его многоплановости – сложная психолого-педагогическая проблема. Ее трудность является следствием того, что в основе поведения людей лежат два фактора: внутренние причины и социальная ситуация их развития.

    В настоящее время в психолого-педагогической теории и практике не существует общепринятого мнения о том, какой из факторов является детерминантой поведенческих проявлений личности и ее развития в целом, следовательно, сосуществуют следующие альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и объясняющие роль внутренних и внешних факторов в ее развитии:

    биологическая (биогенетическая) теория (Ч. Ломброзо, У.Х. Шелдон, Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.). Представители этого направления считают личность сугубо природным существом, поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.), в абсолют возводят наследственные (биологические) факторы и отрицают роль социальных факторов (воспитания и среды) в развитии личности, доказывают связь криминального поведения с биологическими особенностями человека.

    Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей. Другая группа ученых считает доказанным факт наличия интеллектуального, поведенческого неравенства людей благодаря неравенству биологической наследственности. Наибольшую известность среди концепций этой ориентации получила психодинамическая теория, разработанная З.Фрейдом, рассматривающая человека как замкнутую энергетическую систему, имеющую постоянную величину.

    По мнению ряда современных отечественных представителей биогенетической ориентации, индивидуальное развитие человека – это реализация конкретной генетически заданной программы, определяющей целостное его становление, в том числе и поведения. Так, например, В.М.Русалов обнаружил ценный ряд врожденных программ поведения, отличающихся у разных людей в соответствии с морфологическими особенностями их организма. Им выявлено 12 программ мужского поведения; программы, определяющие продолжительность сохранения детских форм поведения и др.49

    Социологическая (социогенетическая) теория (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеций и др.) ставит во главу угла процессы социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что преобразования личности, происходящие в процессе ее развития, прежде всего зависят от изменений в общественном положении, системы социальных ролей, прав и обязанностей, т.е. от структуры социальной деятельности человека. Она включает несколько направлений. По мнению сторонников одного из направлений (теории научения) в процессе своей адаптации человек получает и усваивает информацию о социальных ценностях, ролевом поведении, социальных позициях и т.д. Как отмечает М.А. Галагузова, «ребенок в процессе социализации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот процесс нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать ролями, но уже не социальными, а антисоциальными»50.

    Теоретики бихевиоризма, как одного из направлений социогенетической теории личности, подчеркивают, что социальные роли людей и большинство форм социального поведения личности формируются в результате наблюдения над социальными моделями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума.

    Итак, представители разных направлений социогенетической теории утверждают что: человек рождается как существо биологическое, однако в процессе жизнедеятельности в социуме он постепенно социализируется под влиянием, прежде всего, тех социальных групп, которые его окружают; среда является определяющим фактором развития личности; воспитание призвано корректировать характер влияния среды; чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче в ней проявляются биологические черты (инстинкты обладания, разрушения, половые и т.д.).

    Для современной психолого-педагогической теории и практики актуальны персонологическая (личностно-центрированная) и историко-эволюционная теории. Персонологическая теория на первый план выдвигает сознание и самосознание личности, как субъекта своего развития, исходя из того, что основу ее совершенствования составляет творческий процесс формирования и реализации ее жизненных целей и ценностей. Согласно данной теории, развитие человека – это процесс сознательной реализации им врожденной специфической человеческой активности, «духовного стремления» (по К.Д. Ушинскому). В настоящее время персонологическое направление выступает как гуманистическое (К. Роджерс, А. Маслоу и др.), суть которого развивается в изучении личности, отказе от манипулятивного подхода в ее воспитании, развитии, определении личности в качестве высшей социальной ценности.

    Историко – эволюционная теория рассматривает развитие человека как процесс преобразования и воспроизводства им общественно-исторического опыта, культуры человечества и своих собственных свойств (физических данных, психофизиологических систем, темперамента, знаний, статусов, ролей и т.д.), как процесс со-действия с другими людьми и с собой. Со - действие с другими людьми ведет ребенка к принятию норм поведения от подражания к самоконтролю поведения. Образ жизни окружающего ребенка социально-предметного мира предоставляет ему потенциальные возможности для развития. Эти возможности реализуются в той мере, в какой сам ребенок воспринимает ценности, нормы, мотивы, выработанные обществом, как субъективно значимые, как цель, ради которой он живет51. В контексте данной теории основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, благодаря которой происходит не только интеграция личности в общество, но и ее индивидуализация.

    Дальнейшее развитие данная теория получила в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева под названием теории деятельности.

    В отечественной психолого-педагогической науке можно выделить и ряд других теорий: теория отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев); теория общения (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов); теория установки (Д.Н. Узнадзе).

    Любая конкретная психолого-педагогическая система определенного образовательного учреждения или специалиста, работающего в нем, живет и развивается, совершенствуется на основе использования теорий развития личности или их отдельных элементов, поэтому их глубокое знание специалистами педагогического профиля значимо, необходимо.

    § 3. Научная трактовка проблемы основных факторов развития личности


    Развитие человека (биологическое и социальное) – сложный, противоречивый, длительный процесс, детерминированный влиянием множества внутренних и внешних, социальных (социальная среда и воспитание) и биологических (наследственность) факторов.

    Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое и социальное неотделимы, воздействуют на развитие человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействия неодинаковы на разных этапах возрастного развития человека, в разных ситуациях и видах общения и деятельности.

    Некоторые ученые (Д.Дидро, К.А.Гельвеций, К.Д.Ушинский и др.) полагали, что развитие личности определяется равным сочетанием влияния наследственности, среды и воспитания. К.Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и собственной деятельности.

    Наследственность (генетическая предрасположенность) – свойство организмов передавать из поколения в поколение определенные качества и свойства. Науками генетической направленности доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем по наследству информацию о свойствах организма.

    Вместе с тем, наука генетика доказывает, что приобретаемые качества и жизненный опыт человека не фиксируются в его генном аппарате и поэтому не могут передаваться по наследству. В человеке нет никаких врожденных социальных личностных свойств и качеств, как это пытаются утверждать биологизаторы. Его личностное развитие осуществляется по программе социальной.

    Указывая на определенную роль внешних воздействий на развитие и формирование личности, наука не отрицает влияние биологического на развитие личности. Человек является непосредственно природным существом. Как природное существо человек наделен природными силами, задатками и способностями, которые оказывают влияние на социальное развитие человека, на его формирование как личности. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей есть определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности (тонкий природный слух, феноменальная память, математические задатки и т.д.). Эти задатки позволяют людям интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки, труда, а также влияют на их личностное формирование. Однако влияние биологического на развитие личности нельзя переоценивать. Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но между ними нет равенства. В развитии личности преобладающее значение имеют социальные факторы (общество, социальные институты, семья). По этому поводу известный отечественный ученый – психолог К.К. Платонов отмечал, что биологически обусловленная подструктура личности подчинена ее социально обусловленной подструктуре, т.е. в конечном счете развитие личности определяется теми возможностями, которые заключают в себе внешние условия (см. табл. 1).

    Таким образом, исследования психологов и педагогов позволили вывести общую научную закономерность: развитие личности детерминировано внутренними (физиологическими и психологическими свойствами организма) и внешними (социальной средой, окружающей человека, и организованным воспитанием) условиями. В процессе воспитания и взаимодействия с социальной средой изменяется внутренняя сущность человека. Однако среди социальных факторов отечественная наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии ребенка. Социальная среда может воздействовать на ребенка непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием. Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся и нейтрализуя негативные, воспитание в состоянии играть действительно доминирующую роль в формировании личности.
    Таблица 1

    Основные подструктуры личности и виды их формирования

    (по К.К. Платонову)


    Подструктуры личности

    Соотношение социального и биологического

    Направление анализа

    Виды формирования

    Направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания)

    Биологического почти нет

    Социально-психолого-педагогическое

    Воспитание

    Опыт (привычки, знания, умения, навыки)

    Значительно больше социального

    Психолого-педагогическое

    Обучение

    Особенности психических процессов (воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память)

    Часто больше социального

    Индивидуально-психологическое

    Упражнения

    Биопсихические свойства (темперамент, половые, возрастные свойства)

    Социального почти нет

    Психофизиологическое, нейропсихологическое

    Тренировка

    Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия негативно влияющих виктимогенных факторов социальной среды, придать развитию личности гуманистический характер, привлечь научный и практический педагогический потенциал для прогнозирования и конструирования стратегии и тактики процесса формирования личности в том или ином социуме. Поскольку источники развития личности находятся вне личности, и это развитие осуществляется по социальной программе в соответствии с требованиями общества, появляется возможность путем совершенствования общественных условий и воспитания оказывать действенное влияние на личностное формирование человека.    

    Большое значение для педагогической теории и практики имеет положение о том, что развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогическим воздействием всех внешних и внутренних (индивидуально-личностных) факторов, оказывающих влияние на развитие личности.

    § 4. Роль активности личности в собственном развитии. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания


    Современная гуманистическая педагогическая наука рассматривает развитие личности не как пассивный продукт влияния среды и воспитательных воздействий.Огромное значение в этом процессе она придает активности самой самодетерминирующейся, самоорганизующейся личности, ее творческо-преобразующей деятельности,направленной на саморазвитие.

    В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям, ее готовности к анализу своих и средовых возможностей, потенциалов, она может формироваться в самых различных направлениях, имеющих для нее личностный смысл. Если педагог в ходе воспитательной деятельности актуализирует внутренний личностный потенциал учащегося, стимулирует его деятельность к самоопределению, самореализации и самоутверждению на основе помощи в раскрытии его потенциальных возможностей и возможностей социума по их реализации, он будет саморазвиваться в направлении своего личностно-смыслового развития, проявляя при этом творческо-преобразующую активность в своем личностном развитии. Это позволяет утверждать, что воспитание играет доминирующую роль в развитии (саморазвитии) личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на мотивацию ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его саморазвитие.

    Хотя саморазвитие и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название персонификации воспитания (от лат. persona - личность, facere - делать). Персонификация выполняет следующие функции: обеспечивает конкретизацию воспитания, развития, саморазвития личности исходя из общего, типичного и своеобразного в ребенке; повышает действенность, результативность педагогических воздействий по отношению к отдельной личности; повышает возможности школьника в саморазвитии, позволяет преодолеть формализм в педагогическом процессе. В соответствии с этим все внешние, социализирующие личность, факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию лишь тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой (потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д.) и оказывают на них положительное влияние. В этом заключается глубинная сущность процесса воспитания и его связи с процессами развития и саморазвития личности.

    Выступая в качестве внешнего фактора развития личности, воспитание может быть эффективным только при условии, если оно будет опираться на внутренние механизмы личностного формирования учащихся, стимулировать их к активной работе над собой, к саморазвитию и самосовершенствованию. В педагогическом процессе первостепенное значение имеет не только знание воспитателем возраста и личных особенностей детей, но и личных черт и возможностей воспитанников. Персонификация понимается как опора на личностные свойства (направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся жизненные установки, доминирующие мотивы деятельности и поведении и т.д.).

    Принцип персонификации в воспитании требует, чтобы воспитатель:

    − систематически выявлял и учитывал в своей профессиональной деятельности особенности характера, вкусы, привычки, способности, образ мышления, мотивы, жизненные планы, установки, направленность каждой личности, специфику ее поведенческих проявлений, систему ее отношений к окружающей действительности, самому себе, труду, учебе;

    − умел пользоваться диагностическими методиками для выявления личностных свойств и качеств воспитуемых;

    − привлекал детей к разнообразным видам посильной и по мере усложняющейся деятельности, обеспечивающей прогрессивное формирование запроектированного образа личности;

    своевременно выявлял и минимизировал предпосылки, которые могут помешать достижению цели, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новейших сложившихся условий и событий;

    − во всех видах организуемой деятельности стимулировал активность личности в саморазвитии, развивал их самостоятельность, самодеятельность и инициативу воспитанников; не столько управлял, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность;

    − сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, способов, форм самовоспитания.

    Комплексная реализация этих требований позволяет обеспечить оптимальность педагогического процесса на основе возрастного и личностно-ориентированного подходов, так как опирается на закономерности педагогического процесса.

    § 5. Возрастные периоды развития и воспитания личности


    Физическое и духовное развитие человека тесно связано с его возрастом и поэтому на необходимость учета не только индивидуальных, но и возрастных особенностей детей в педагогическом процессе указывали еще в глубокой древности. Для эффективного педагогического управления процессом развития детей ученые еще в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды развития личности.

    Современные ученые считают, что правильно организованное воспитание должно учитывать возрастные особенности подрастающего поколения, основываться на них. Каждый возраст педагогу и самому ребенку диктует свои законы, доминанты развития.

    В современной педагогической науке принята следующая периодизация возраста человека от рождения до 28 лет:

    − младенчество (1-й год жизни);

    − преддошкольный возраст (1-3 года);

    − дошкольный возраст (3-6 лет): младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-6 лет), старший дошкольный возраст (5-6 лет);

    − школьный возраст (от 6-7 до 18-19 лет): младший школьный возраст (от 6-7 до 10 лет), средний школьный возраст (10-15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет);

    − послешкольный возраст: младший юношеский возраст (19-21 год), средний юношеский возраст (22-25 лет), старший юношеский возраст (26-28 лет).

    В настоящее время в ходе развития детей наблюдаются такие явления, как акселерация (ускорение) и ретрадация – отставание детей в физическом, психическом и социальном развитии, что позволяет отметить некоторую условность и подвижность выделенных этапов, приводит к пересмотру границ между возрастными периодами.

    У ученых нет единой точки зрения относительно возрастной периодизации физического, психического и социального развития человека. Хотя знание главных закономерностей возрастного развития позволяет подойти к успешному решению практически важных задач, лежащих в основе педагогики. Важнейшая из них, как отмечают ученые, − оценка возрастной нормы – доминант, особенностей развития. Критерии возрастной нормы должны учитывать диапазон возможностей организма, обеспечивающих надежность его функционирования на каждом этапе развития. Возрастная норма нередко рассматривается как совокупность среднестатистических параметров, характеризующих морфофизиологические, психические и социальные особенности организма. Однако такое представление о возрастной норме, практически возводящее количественную оценку морфологической и функциональной зрелости организма на разных этапах развития в абсолют, не отражает сущности самих возрастных преобразований, определяющих развитие организма по адаптивному пути и организующих его взаимоотношения с внешней средой. И это является одним из актуальных направлений современного педагогического исследования.

    В психолого-педагогической литературе для каждого возрастного этапа разработаны (хотя не окончательно) критерии (доминанты) развития, учет которых позволяет совершенствовать педагогический процесс, и, следовательно, развитие и саморазвитие каждой личности. В качестве примера можно привести следующие особенности (доминанты) развития детей старшего школьного возраста:

    − завершение в основных чертах физического развития (юноши выдерживают большие физические двигательные нагрузки), первого периода полового созревания, продолжается общее созревание организма;

    − формируются мировоззрение, убеждения, характер, осуществляется жизненное самоопределение, самоутверждение, бурный рост самосознания, активное осмысление будущего (это пора поисков, надежд и мечтаний);

    − проявляется избирательное отношение к познавательному процессу, учебным предметам, собственная точка зрения относительно происходящих событий, стремление дать собственную оценку им (это период расцвета умственной деятельности, критического осмысления окружающей действительности). Самостоятельность мышления юноши, девушки приобретает определяющий характер, что крайне необходимо для самоутверждения их личности;

    − развивается умение комплексной оценки себя и окружающих людей. При этом, как отмечает И.П. Подласый, старшеклассники в людях больше ценят интеллектуальные качества (находчивость, живость ума, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентироваться в способах и путях ее решения); «примерка» к себе этих качеств стимулирует процесс их самовоспитания и саморазвития; у них кумирами становятся гармонически развитые личности);

    − ускоренными темпами формируются нравственные и социальные качества; более отчетливо становятся моральные понятия, оценки; крепнут этические убеждения; чувство взрослости становится глубже и острее; появляется стремление выразить свою индивидуальность; им хочется обратить на себя внимание, утвердить свою самобытность, при этом у них часто наблюдается потеря чувства меры, демонстративное увлечение модными вещами, порой и не совсем безобидными, что требует терпения и помощи со стороны педагогов;

    − проявляется усиленный интерес к таким этическим ценностям, как смысл жизни, любовь, счастье, долг, свобода, ответственность, чувство достоинства и т.д. Этому способствует не только сам сензитивный период нравственной зрелости, но и новые сложившиеся социальные условия (положение в обществе и коллективе интенсивность и характер общения);

    − усиливаются сознательные мотивы поведения в обществе, коллективах;

    − жизненные планы, ценностные ориентации отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям52;

    − возникновение новой системы отношений со взрослыми, в том числе с родителями, основанной на эмансипации (освобождения от зависимости, подчиненности от них, признание своего суверенитета) и др.

    Гибкий и педагогически грамотный учет данных возрастных особенностей позволяет направить процесс развития, саморазвития старшеклассников в правильное личностно-смысловое и социально-одобряемое русло.

    Вопросы и задания для самоконтроля


    1. Раскройте сущность понятий: «человек», «личность», «индивидуальность». Какое значение они имеют для педагогики?

    2. С.Л. Рубинштейн писал: «Воспитание направляет развитие, оно – главная сила в формировании личности. Вместе с тем следует сказать, что слабость воспитания тяжело сказывается на формировании личности ребенка, т.к. не создает иммунитета к отрицательным условиям жизни». Согласны ли Вы с мнением автора? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

    3. Можно ли воспитанием полностью изменить человека? Как бы на этот вопрос ответили представители разных концепций воспитания? Чью точку зрения Вы разделяете и почему?

    4. Что такое персонификация воспитания? Как это понятие помогает уяснить механизмы саморазвития личности и воспитания?

    5. Проанализируйте «Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» и определите, какие новые проблемы поставлены сегодня перед педагогической наукой и практиков в решении задач воспитания и развития личности.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   32


    написать администратору сайта