Главная страница
Навигация по странице:

  • § 3. Реализация целевых установок воспитания в практической

  • Работаем с первоисточником

  • В области формирования личностной культуры

  • В области формирования социальной культуры

  • В области формирования семейной культуры

  • Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся.

  • Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся. Принцип ориентации на идеал.

  • Аксиологический принцип.

  • Принцип следования нравственному примеру

  • Принцип диалогического общения со значимыми другими

  • Принцип полисубъектности воспитания и социализации.

  • Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.

  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

  • В педагогическую профессию Глава


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеВ педагогическую профессию Глава
    Дата27.03.2023
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPedagogika_NOVAYa-1.docx
    ТипДокументы
    #1016891
    страница8 из 32
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   32

    § 3. Методологические принципы педагогических исследований


    В современной педагогической науке объективно существуют различные методологические подходы, на основе которых определяются способы изучения и преобразования педагогической теории и практики.

    Рассмотрим подробнее некоторые из современных методологических подходов.

    1. Системный подход является одним из ведущих подходов в педагогике, он обусловлен признанием того, что образование, как и весь педагогический процесс, функционирует в пространстве многочисленных систем, взаимосвязанных элементов. Корни системного подхода следует искать в философских воззрениях Аристотеля, Платона и других известных философов. Научное обоснование он получил в середине XX века; в России его актуализация связана с исследованиями В.П. Беспалько, Л.В. Загрековой, Н.В. Кузьминой, В.П. Симонова, В.А. Сластенина, Л.И. Новиковой и др. В отечественной педагогике стал применяться в 70-е годы прошлого столетия.

    Следует отметить, что жизнеспособность этого подхода подтвердили педагоги-практики. Так, воспитательная система, созданная А.С. Макаренко, бесспорно, опирается на системный подход и отражает его сущность: объект воспитания рассматривается как сложная, многофункциональная система, в свою очередь испытывающая комплекс воздействий. Поэтому процесс воспитания должен нести в себе все компоненты, свойственные системе как философскому и педагогическому феномену.

    1. Личностно - ориентированный подход в конце XX века – начале XXI века стал одним из наиболее популярных, воспринятых практически как руководство к действию и реализации подходов. На протяжении десятков лет являлся методологической ориентацией в педагогической деятельности. Основы этого подхода заложены в работах зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс, С. Френе и др.) и отечественных (Л.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.) психологов. В современной отечественной педагогике личностно-ориентированный подход стал предметом исследования Е.В. Бондаревской, Л.И. Новиковой, И.С. Якиманской и других. Сущность этого подхода состоит в том, что воспитание ориентировано на личность ребенка, на создание необходимых условий для самоопределения, самопознания, самовоспитания и самореализации человека, развития его неповторимой индивидуальности, субъективных качеств.

    Главное в личностно-ориентированном подходе, как утверждает И.С. Якиманская, «не формировать заранее заданные свойства, а помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться», поддержать «человека в человеке» и развить в нем механизмы самовоспитания, адаптации, саморегуляции.

    В связи с тем, что системообразующим стержнем личностно-ориентированного подхода является личность, он предполагает, как было сказано выше, ориентацию в воспитательном процессе на личность как субъект, объект и результат самобытного личностного самообразования.

    1. Личностно-ориентированный подход тесно связан с деятельностным подходом, основой которого является признание того, что становление и развитие человека происходит в деятельности и предполагает его активную деятельностную позицию: человек должен рассматривать свою жизнедеятельность как предмет и средство своего преобразования. У истоков научного обоснования сущности деятельностного подхода в воспитании стояли российские психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Значительный вклад в изучение личности внесли Л.И. Божович, В.А. Караковский, Д.И. Фельдштейн и др., акцентирующие внимание на том, что ребенок является субъектом деятельности, а воспитание – путь, восхождение к субъектности. Кроме того, деятельностный поход существенно изменяет понимание качества и результата воспитания: они определяются не только знаниями, умениями, навыками, которые изучили и усвоили воспитуемые, а тем, прежде всего, насколько будет развита их потребность и способность к самосовершенствованию.

    2. Аксиологический (ценностный) подход. В последние годы в отечественной педагогике возрастает интерес к аксиологии – науки о ценностях, которая рассматривается как основа новой философии образования и методологии современной педагогики. Разработка аксиологического подхода в воспитании связана с именами ведущих отечественных педагогов А.Г. Асмолова, Б.С. Гершунского, В.В. Николиной, В.А. Сластенина и др.

    Следует отметить, что обращение к ценностям – главная отличительная черта нашего времени, важнейшее направление государственной политики в области образования. В Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, которое во многом зависит от ее ценностей. Согласно аксиологическому подходу, человек рассматривается как высшая цель и ценность общества и как самоцель социального, личностного и профессионального развития. В.В. Николина подчеркивает, что аксиологический подход требует особого внимания в изучении не абстрактного, а конкретного человека в определенных историко-социокультурных условиях жизни, в каждодневных формах его существования, включать в воспитательное поле такие аксиологические феномены, как ценности, мотивы, переживания, вера, созидание и идеал.

    Таким образом, главной особенностью аксиологического подхода в педагогике является гуманистическая ценностная ориентация человека, формирование у подрастающего поколения способности выбрать и принять те общечеловеческие (гуманистические) ценности, которые помогут его личностной и профессиональной самореализации.

    1. Культурологический подход был впервые реализован в России С.Т. Шацким. Принципиально важным в исследованиях С.Т. Шацкого является то, что культуру он рассматривал как средство развития и воспитания личности, как главное условие гармонизации отношений человека с окружающим миром, природой и самим собой.

    Современные исследователи проблемы считают, что культурологический подход провозглашает личность как ценность культуры, ориентирует систему образования на диалог человека с культурой как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию (Е.В. Бондаревская). По мнению В.А. Сластенина, самоопределение в культуре, выработка на этой основе жизненной позиции, своего жизненного кредо - центральная линия в формировании личности.

    Сущность культурологического подхода состоит в том, что культура рассматривается в качестве социально-антропологического и собственно педагогического явления. Это позволяет изучать педагогическую деятельность на общекультурном фоне, исследовать ее факты и явления в русле педагогики и культуры.

    Культурологический подход обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация этой функции предполагает ориентацию образования на воспитание человека культуры. Важнейшим условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры – в образование, тем самым, культурологический подход тесно связан с акмеологическим подходом.

    1. Акмеологический подход. Основными методологическими категориями акмеологического подхода являются развитие и человек как продукт социального и биологического развития. Теоретической основой акмеологического подхода к развитию личности в системе образования являются акмеология (от греч. акме – вершина, пик, расцвет) – это интегрированная область знаний о достижении человеком вершин своего творчества, образования, профессионализма. В ней интегрируются знания философии образования, психологии, педагогики, генетики, валеологии, физиологии, целостного учения о человеке. И особенно важно, что интегрированная наука рассматривает закономерности достижения вершин развития на каждом возрастном этапе его жизни (В.Н. Максимова).

    Акмеологический подход ориентирован на целостное и устойчивое развитие образовательных систем и субъектов образовательного процесса в условиях этих систем. При таком подходе методологическая категория «акме», вершина развития человека, – это зрелая личность, способная к проектированию и осуществлению высших достижений в своем личностном саморазвитии на основе целостной жизненной позиции и новой стратегии жизни.

    7. Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский. В соответствии с его взглядами антропологический подход означает системное использование знаний о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

    8. Синергетический подход (от греч. «синергейя» - сотрудничество, совместное действие). Это научное направление сравнительно молодо. Его разработкой занимаются отечественные педагоги Н.А. Рыбников, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др. Синергетический подход основан на признании необходимости использования в воспитании совокупности идей, понятий и методов, приводящих к самопознанию, самостроительству и самореализации личности. Данный подход ставит вопрос о соединении педагогики с реальной жизнью в России, с социальной ситуацией ее развития, с менталитетом российского народа.

    Выделенные методологические подходы (принципы) носят интегративный характер, взаимодополняют друг друга, нередко трансформируются. Как отрасли гуманитарного знания они позволяют выявить важнейшие проблемы и определить стратегию их разрешения.

    § 4. Логика научно-педагогического исследования


    Логика педагогического исследования предполагает реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического, прогностического.

    На эмпирическом этапе на основе глубокого знания основного вопроса, осмысления большого количества фактов формируется проблема исследования. Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования, строится гипотеза, разрабатываются методики. На экспериментально-теоретическом этапе осуществляются наблюдения, эксперименты в соответствии с разработанной методикой. Уточняется, совершенствуется гипотеза, создается теория. На прогностическом этапе изучаются, исследуется полученные результаты об объекте исследования; обрабатываются результаты эксперимента и наблюдений.

    Самое важное в завершенном педагогическом исследовании – это внедрение его результатов в практику.

    § 5. Методы и методика педагогического исследования


    Методы исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Их разделяют на несколько групп.

    Теоретические методы – это анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, операции с понятиями, моделирование, построение гипотез. Они служат для интерпретации и обобщения теоретических положений и эмпирических данных.

    Эмпирические методы. К ним относятся наблюдение, изучение продуктов деятельности, документов, опросные методы (анкетирование, беседы, интервью), социометрия, метод независимых характеристик и др. Для получения комплекса результатов служит метод эксперимента.

    Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

    Статические методы используются при обработке массового материала – определение средних величин полученных показателей и представляются в виде графиков, диаграмм, таблиц.

    Методика исследования – это целенаправленная система методов, обеспечивающая достаточно полное решение научной проблемы.

    Вопросы и задания для самоконтроля


    1. Зачем исследователю нужно знать методологию?

    2. Что изучает методология?

    3. Назовите уровни методологического знания и покажите их специфику в педагогике.

    4. Определите различие между методологической культурой ученого и педагога-практика.

    5. Раскройте сущность системного подхода как общенаучную методологию педагогики.

    6. Назовите методологические принципы педагогических исследований и конкретизируйте их примерами.

    7. Охарактеризуйте логику педагогического исследования.

    8. Как вы считаете, почему на современном этапе в науке возрастает роль субъекта: сам исследователь, его интересы, мировоззрение.

    Глава 4. Разработка в педагогике проблемы целей

    воспитания. Формирование всесторонне и гармонично

    развитой личности как основная цель современного

    воспитания

    § 1. Значение целей воспитания для разработки теории

    и методических основ воспитания


    Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики является проблема целеобразования и целеполагания. Под целеобразованием понимаются поиски, определения и формулирование целей воспитания подрастающих поколений. Целеполагание понимается как легитимизация целей, закрепление их в официальные выражения педагогической политики государства, придания им законодательного статуса, нормативных установок.

    С философской точки зрения, человеческая деятельность всегда определяется ее целью. Науковедение определяет цель как мысленное предвосхищение результата деятельности и как непосредственный мотив деятельности. Философское понятие «целесообразность» трактуется как генетически связанное с процессами целеполагания, представляющего собой существенный компонент человеческой деятельности.

    Мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, условий развития педагогических систем.

    Изучение динамики целевых установок в историческом контексте позволяет сделать вывод о том, что цели воспитания определяются конкретными социально-экономическими условиями и отражают потребности общества в конкретной модели человека.

    История педагогики – это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно исторический характер и выражают исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций.

    Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

    Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.

    Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Педагогический процесс – это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели нет эффективной педагогической деятельности. Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

    Выбор целей воспитания и обучения не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики. В философии выделяются три подхода к выбору целей. Идеалистический: цели определяются целеполагающим началом, сверхъестественной силой, богом, духом, который вносит смысл в человеческую жизнь. Имманентная философия утверждает: цели определяются внутренними потребностями индивидуальности, зависят от индивидуальной природы личности. Материалистический подход говорит: цели воспитания зависят от потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей данного общества и соответствует уровню общественного развития и педагогической системы.

    § 2. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части


    С античной Греции до сегодняшнего дня реализуется и развивается идея гармоничного развития личности. Средневековье предало ее забвению, но с новой силой она заблистала в эпоху Возрождения (XIV – XVI века). Идею всестороннего и гармоничного развития человека поддержали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Г. Гельвеций, Д. Дидро и другие просветители XVIII века.

    В отечественной педагогике традиционная формула, раскрывающая цель воспитания подрастающих поколений, выражена словосочетанием «всестороннее гармоническое развитие личности». В свою очередь, термин «всестороннее» при его аналитическом рассмотрении включает спектр ведущих параметров формирования личности. Процесс воспитания интерпретируется как управление интеллектуальным развитием (умственное воспитание), физическим и психическим, нравственным, эстетическим. И далее – трудовой подготовкой, а также развитием экологической, экономической, политической культуры. Понятие «гармоническое» предполагает согласованное, без неравномерностей и односторонности, развитие всего спектра достоинств личности. Как общественный и личностный идеал, гармоническое развитие личности противостоит дисгармонии ее становления.

    История педагогической науки свидетельствует о том, что идея гармонизации развития человека зародилась в русле философской мысли. Педагогическая наука подвергала конкретизации абстрактно-гуманистическое толкование идеи всестороннего гармонического развития личности. Но наряду с этим выдвигались и другие цели воспитания, которые вводились в ранг нормативов педагогической деятельности.

    Появление социально-экономических предпосылок для всестороннего формирования личности связано со становлением общества, основанного на машинном производстве.

    Сама природа крупной промышленности обусловливает необходимость перемены труда, расширения технической подготовки рабочих, совмещения профессий, ставит задачу замены частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, всесторонне развитым индивидуумом. Эта способность крупной промышленности, имеющей высокоразвитый технический базис, становится всеобщим законом общественного производства. Из этого закона следует, что сама природа крупной промышленности требует всестороннего развития не отдельных личностей, а всех людей, участвующих в общественном производстве.

    Однако к обоснованию всестороннего развития личности в эпоху высокоразвитого машинного производства необходимо подходить и с другой стороны. В преобразующей мир человеческой деятельности происходит самореализация личности, ее творческое самосозидание. С этой точки зрения назначение, задача каждого человека заключается в том, чтобы всесторонне развивать все свои способности и творческие задатки.

    Таким образом, и объективные потребности машинного производства, и интересы самой личности обусловливают необходимость ее всестороннего развития. Поэтому современная школа как у нас, так и за рубежом так или иначе решает задачу всестороннего развития своих воспитанников.

    Новые задач перед воспитанием ставит развертывание компьютерной революции. Все это приводит к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.

    Основными структурными компонентами всестороннего развития личности являются: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд (содержательный аспект обозначенных компонентов всестороннего развития личности рассмотрен в гл. 8).

    Будучи идеалом воспитания, к которому стремится общество, необходимость всестороннего и гармоничного развития личности определяет общее направление учебно-воспитательной работы. В этом смысле она выступает как общая цель воспитания. Для школьного же воспитания необходимо, чтобы этот идеал был конкретизирован в соответствии с теми социально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется. Это требует более детальной разработки его содержания и методов на каждом этапе развития общества и школы с тем, чтобы не забегать вперед и учитывать меру возможного в его осуществления. Сегодня всестороннее и гармоничное развитие личности рассматривается как идеальная цель воспитания; реальной же целью воспитания является формирование базовой культуры личности, на основе которой создается возможность ее всестороннего развития.

    В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования конечный результат образовательной деятельности российской школы фиксируется в портрете будущего выпускника – гражданина России:

    • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

    • осознающий и применяющий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества осознающий свою сопричастность к судьбе России;

    • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

    • владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

    • готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность;

    • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством;

    • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать для достижения общих, в том числе, общественно-значимых результатов;

    • осознанно выполняющий и пропогандирующий правила здорового образа жизни;

    • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы.


    § 3. Реализация целевых установок воспитания в практической

    работе школы и учителя

    Осуществление всестороннего и гармоничного развития личности нельзя представлять абстрактно. Оно тесно связано с возможностями общества – материальными и духовными, с уровнем развития самой школы.

    Проблема всестороннего и гармоничного развития личности отражается прежде всего в учебных планах школы, в которых дается перечень учебных предметов. В них предусматривается изучение предметов, которые обеспечивают усвоение знаний по основам важнейших наук и умственное развитие учащихся, техническую подготовку, физическое, эстетическое и нравственное воспитание.

    Конкретное содержание обучения и воспитания, а также развитие личностных качеств учащихся разных возрастов раскрывается в учебных программах и учебниках, которые разрабатываются для каждого класса. Таким образом, учитель обеспечивается и должен руководствоваться в своей работе рядом нормативно-методических документов.

    Каждый предмет имеет широкий спектр воспитательно-развивающего влияния. Он содействует прежде всего умственному развитию личности, несет в себе большой потенциал нравственного и эстетического воспитания (нравственные идеи – в литературе, красота симметрии – в математике и т.д.), в той или иной мере дает возможность ознакомления с техникой, производительным трудом людей (техническое обучение).

    Необходимо в полной мере использовать воспитательно-развивающий потенциал каждого урока и других видов учебных занятий. Это означает, что осуществление всестороннего развития личности должно определять как целевые установки каждого урока, так и его содержание, а также методы обучения.

    Решению этой проблемы должны быть подчинены различные формы внеклассной учебно-воспитательной работы, которые в той или иной мере способствуют умственному, техническому, нравственному и эстетическому формированию учащихся, выявлению и развитию их творческих задатков и способностей.

    Учитель, исходя из целей воспитания, обязан детально определять учебно-воспитательные цели каждого урока и всех учебных заданий учащимся и, сопоставляя с этими целями реально достигаемые результаты, непрерывно совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

    Работаем с первоисточником

    В данном контексте теоретический и практический интерес представляют цель и задачи воспитания и социализация обучающихся, их основные направления, принципы и особенности организации, представленные в «Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования».46 В частности, согласно обозначенной программы, цель воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи:

    В области формирования личностной культуры:

    - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

    - укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

    - формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

    - формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;

    - формирование морали – осознанной обучающимися необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

    - усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

    - укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

    - развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    - развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

    - развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

    - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

    - формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

    - формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного назначения будущего профессионального выбора;

    - осознание подростком ценности человеческой жизни, формирования умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

    - формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

    В области формирования социальной культуры:

    - формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического общества, российской гражданской нации;

    - укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

    - развитие патриотизма и гражданской солидарности;

    - развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

    - формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных групп;

    - формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

    - укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

    - развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

    - усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    - формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

    - формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

    В области формирования семейной культуры:

    - укрепление отношения к семье как основе российского общества;

    - формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

    - укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

    - усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

    - формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

    - знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

    Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (национального воспитательного идеала) с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

    Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся. Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

    Каждое из этих направлений основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать из усвоение обучающимися.

    Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

    - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов);

    - воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

    - воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

    - воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общество в гармонии с природой);

    - воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

    - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

    Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или другому направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.
    Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся.

    Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

    Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.

    Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремленность людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

    Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиска смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

    Принцип идентификации. Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм – происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока еще скрытые в нем самом, но уже сложившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть – нравственную рефлексию личности, мораль – способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность – готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

    Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования ( прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнерства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.

    Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание – это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в ходе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

    Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

    - общеобразовательных дисциплин;

    - произведений искусства;

    - периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

    - духовной культуры и фольклора народов России;

    - истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

    - жизненного опыта своих родителей и прародителей;

    - общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

    - других источников информации и научного знания.

    Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

    Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.

    § 4. Цели воспитания в мировой практике


    В истории человеческого общества глобальные цели воспитания изменялись и изменяются в соответствии с философскими концепциями, психолого-педагогическими теориями, с требованиями общества к образованию. В мировой практике имеются в настоящее время различные взгляды на цели воспитания, образования.

    В США выработана в 20-е годы и сохраняется в измененном виде концепция адаптации личности к жизни, согласно которой школа должна воспитать эффективного работника, ответственного гражданина, разумного потребителя и доброго семьянина. Школа прививает учащемуся ценности общества. В 80-е годы программа модифицирована и получила название «воспитание в целях выживания». Есть и другие программы.

    Гуманистическая (либеральная) педагогика провозглашает целью школы воспитание автономной личности с критическим мышлением и самостоятельным поведением, человека, реализующего свои потребности, в том числе высшую потребность в самоактуализации, развитии внутреннего «Я». Крайним выражением этой позиции является взгляд, по которому школа вообще не должна ставить целей формирования личности. Ее задача – давать информацию и обеспечить право выбора направления саморазвития (экзистенциализм). Другие подходы к целям образования на Западе составляют варианты двух названных.

    Проблема целей в воспитании состоит в том, что глобальные цели формулируются декларативно, слишком общо. Это затрудняет разработку программ и процессов воспитания, а также возможность проверки результатов воспитания. Решение проблемы предлагается направлением «педагогическая технология», по которому цели воспитания должны формулироваться в терминах поведения личности.

    Вопросы и задания для самоконтроля


    1. Какое значение для педагогической теории и практики имеет четкое определение целей воспитания?

    2. Какие общественно-экономические предпосылки обусловили необходимость всестороннего и гармоничного развития личности?

    3. В чем состоит сущность всестороннего и гармоничного развития личности как основной цели (идеала) современного воспитания? Дайте характеристику его составных частей.

    4. Какие задачи возникают перед современным учителям в реализации целевых установок воспитания?

    5. Каковы особенности целей воспитания в мировой практике?

    6. Как вы понимаете мнение известного российского педагога академика Е.В. Бондаревской о том, что особенность процесса воспитания заключается в событийности, когда участники события получают не только знание, но и опыт переживания, чувства, эмоции, действий?

    7. Изучите в школах своего города, района опыт воспитания личности школьников. Обсудите этот опыт. Продумайте систему основных проблем, по которым вы будете осуществлять обсуждение.



    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   32


    написать администратору сайта