Главная страница
Навигация по странице:

  • Работаем с первоисточниками

  • В педагогическую профессию Глава


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеВ педагогическую профессию Глава
    Дата27.03.2023
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPedagogika_NOVAYa-1.docx
    ТипДокументы
    #1016891
    страница13 из 32
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   32

    Глава 9. Содержание и средства воспитания учащихся

    § 1. Понятие о содержании воспитания


    Воспитание – одно из ведущих понятий в педагогике – рассматривается как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Важным элементом процесса воспитания является его содержание, включающее идеи, теории, концепции, научные положения, точки зрения, факты по различным аспектам жизни личности, общества, государства – в целом все то, на чем формируется и развивается личность.

    Определение содержания воспитания зависит от состояния развития всех наук и, прежде всего, общественных, гуманитарных, социально-экономических, психолого-педагогических. Вопрос о содержании воспитания в современных условиях является сложнейшим в теории и практике воспитательной деятельности в связи с тем, что российское государство отказалось от прежней, коммунистической, идеологии, а новая совокупность идей в области воспитания находится в стадии разработки и формирования. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания, но в целом (согласно новому подходу к воспитанию в России) основной целью воспитания можно рассматривать формирование высоконравственной, разносторонне развитой личности, гражданина, патриота как основы для дальнейшего развития. Следует отметить, что воспитание направлено на формирование базовой культуры личности (О.С.Газман), которая определяется как система норм, убеждений, принятых человеком ценностных ориентиров, стиля жизни и поведения. Базовая культура предъявляет определенные требования к содержанию и технологии воспитания, представляя их как комплекс целей, задач воспитания, социальных ценностей и идеалов в единстве со средствами их достижения и реализации. Напомним, что под средствами воспитания понимается педагогически независимый источник социального опыта, которым является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъектов в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, звук, событие, произведение творчества).

    Содержание воспитания раскрывается через совокупность основных направлений, актуализированных сегодня педагогической теорией и практикой, а именно: формирование мировоззрения, духовно-нравственное воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание и профессиональная ориентация, эстетическое воспитание, экономическое воспитание, экологическое, физическое и формирование здорового образа жизни. Выделяют и другие виды воспитания. Каждое из этих направлений имеет свои цели, которые реализуются в содержании воспитательного процесса с помощью рекомендуемых педагогической наукой воспитательных технологий. Следует заметить, что содержание воспитания в значительной степени определяется государственной политикой и состоянием духовной сферы общества и находит свое отражение в планах, программах, во всех воспитательных мероприятиях и действиях субъектов воспитания. в частности сегодня актуальным для практических работников общеобразовательной школы (учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей, психологов и др.) является реализация основных идей, обозначенных в «Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»55. Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

    Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

    § 2. Формирование мировоззрения школьников

    2.1. Сущность, назначение, функции мировоззрения


    В традиционной педагогике формирование мировоззрения школьников является одним из направлений воспитательной деятельности. Под мировоззрением понимается система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые формируют, воссоздают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его жизнедеятельности.

    Закон Российской Федерации «Об образовании» подчеркивает, что содержание образования должно обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и степени обучения, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений. В основе мировоззрения лежит миропонимание (то есть совокупность определенных знаний, представлений о мире, которые относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему). На основе таких знаний и представлений возникли, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности. Следует отметить, что мировоззрение связано с убеждениями (осознанной потребностью личности, побуждающей ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями). Мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, интеллекутальной работы человека, образуя упорядоченную систему (философских, политических, этических и др.).

    В мировоззрение входит и мировосприятие, которое выражено в определенных целях, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, религии. Важнейшей оценкой мировоззрения является степень его истинности, систематичности, глубины и всестороннего осмысления жизни.

    Формирование мировоззрения происходит двумя путями: стихийно (на основе обыденного опыта) и осознанно (посредством теоретической разработки идей, принципов, идеалов). Мировоззрение может существенно меняться в зависимости от условий жизни человека. Каждый человек свободен в выборе своего мировоззрения, однако он не может быть свободным от общественных отношений. Вследствие этого – в мировоззрении человека всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их представления о реальности. Для нашего времени характерно всеобщее признание ценностей демократии и прав человека, его экономической, политической свободы, свободы совести и выбора мировоззрения. Возрастающую ценность приобретает и образование, с которым связывают перспективы развития российского общества. Необходимо обратить внимание на то, что любая образовательная система формирует мировоззренческие идеи, основанные на принципах толерантности к взглядам учащихся. Современная российская школа ориентирована на формирование у учащихся научно-материалистических взглядов. Сегодня и религия в полной мере признает высокое предназначение научного знания, стремясь вступить с ним в союз. Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа школьников.

    Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями. Для выработки школьниками мирровоззренческих взглядов очень важна позиция педагога, который выступает носителем норм и идеалов вполне определенного мировоззрения. Показателями сформированности мировоззрения является наличие системы знаний, убеждений, способности совершенствовать свои знания и деятельность.

    Сегодня ученых и педагогов крайне беспокоит возрастание духовной апатии российских школьников. Все больше людей охватывает тревога за будущее, продиктованная глобальными проблемами современности (как выжить человечеству, как уменьшить социальную несправедливость в отношениях между людьми). В связи с этим главная задача формирования научного мировоззрения состоит в том, чтобы дать человеку ориентиры для самостоятельных действий в нашем сложном и противоречивом мире.

    2.2. Воспитательная функция религии


    Религия – одно из направлений общественного сознания. В настоящее время довольно часто высказываются суждения о том, что религия в значительной степени может помочь нашему обществу найти выход из нравственного кризиса, которому в немалой мере способствовало вхождение России в рыночную экономику. Именно сегодня мы начинаем осознавать ценность нравственного опыта многих подвижников веры, этических исследований ряда религиозных мыслителей. Особенно популярными на Руси были проповеди Иоанна Златоуста. Известно огромное влияние на духовную жизнь страны святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Нила Сорского, Иоанна Кронштадтского.

    Религия (с момента ее возникновения) определяет основные понятия, нормы, отношения в обществе. Основу религиозного мировоззрения составляет система нравственных понятий, принципов, этических норм в обществе, то есть религиозная мораль о добре и зле, о нравственности и безнравственности. Следовательно, религия признает высшие нравственные ценности. Религиозная мораль выражается в совокупности моральных норм (заповедей), религиозных чувств (любовь, совесть), волевых качеств человека, призванных регулировать отношения между людьми в семье, в обществе. Религиозная мораль общезначима для всего общества, она формирует поведение, цели и устремления людей. В связи с вышесказанным следует обратить внимание на то, что, как показывают наблюдения, довольно сложно использовать нравственный потенциал религии в практике воспитания подрастающего поколения, так как воздействие религии на нравственность зависит от содержания того или иного учения, от исторических и конкретных обстоятельств, от самой личности, от того, что принимает из религии тот или иной человек.

    Несомненная воспитательная функция религии очевидна, так как религиозные учения проникнуты нравственной проблематикой и оперируют понятиями морального сознания (добро и зло, счастье, смысл жизни и другими). Таким образом, вполне обоснованно можно говорить о нравственном потенциале религии. И действительно, еще К.А.Гельвеций в своей работе «Об уме» писал, что религиозная нравственность «есть не что иное, как усовершенствованная человеческая нравственность». Поэтому трудно рассчитывать на успехи в нравственном воспитании школьников без усвоения ими всего того, что было наработано в этой области религиозной мыслью. Однако для решения задач усвоения нравственных ценностей, которые содержатся в религии, необходимы совместные усилия многих исследователей (педагогов, философов, писателей и т.д.).

    Выделим наиболее важные воспитательные аспекты религии. Прежде всего необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что религия играла (и играет) важную роль в выявлении, осмыслении и пропаганде норм нравственности, повседневного общения, начальных правил семейной педагогики, воспитания. Религия внесла значительный вклад в разработку воспитания, в преодоление негативных качеств, в развитие позитивных сторон человеческой личности. Несомненное воспитательное значение имеют советы религиозных мыслителей в борьбе с пороками, злыми наклонностями. Нравственное значение имеют многие христианские таинства, праздники (исповедь, родительские дни, обеты). Благодаря религии у молодежи формируются специфическая ценностно-нормативная система, особенности мышления, стиль жизни.

    Итак, именно ценности христианства должны быть положены в основу духовно-нравственного воспитания личности, так как они аккумулируют в себе духовно-нравственные ценности мировой культуры, мировой педагогической и философской мысли, устремляют личность к поиску Истины, творчеству Добра, к жизни по Любви, Совести, Чести. Проблема духовно-нравственного развития личности в контексте основных идей православного мышления является одним из перспективных направлений развития современной педагогической науки, что требует дальнейшего исследования. В частности, православие было фундаментом развития русской школы и педагогики, начиная с Х века. В центре воспитательной концепции православия стоит задача духовно-нравственного становления личности. Православие имеет также культурологический, этнопедагогический, антропологический, ценностный и др. аспекты, учет которых имеет важное воспитательное значение. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что носителями духовно-нравственных ценностей «являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество»56.

    § 3. Умственное воспитание


    В современных условиях, которые характеризуются огромным потоком информации и многообразием способов ее освоения, проблема умственного воспитания учащихся становится в зоне особо пристального внимания педагогов. Умственное воспитание предполагает формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных способностей, интеллекта, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.

    Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности (и ее планирование), выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Отметим, что формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию учащихся, которое понимается как совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий. К свойствам ума относят такие его качества, как глубину, системность, многосторонность, скорость, точность, критичность.

    Необходимо отметить, что процесс созревания и изменения умственных сил происходит под воздействием биологических и социальных факторов. Педагогу важно знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной – интеллект дан человеку от рождения и обусловлен биологически наследуемыми особенностями нервной ткани и химико-электрических процессов, обслуживающих мышление. С ростом человека способности генетически вступают в силу, проявляясь в полной мере (гештальтпсихология, генетическая психология Ж.Пиаже). Согласно другой – умственные силы развиваются под воздействием внешней среды, но для их развития требуется повторение умственных процессов, что увеличивает легкость, с которой совершаются эти процессы, таким образом, происходит формирование привычек (Л.С.Выготский). В соответствии с этим в отечественной педагогике разрабатывалась система умственного воспитания, задачами которого является формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями. Основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения, в частности: ясно излагать свои мысли, читать, писать, считать, навыки самостоятельной работы и др.

    Пути задач умственного воспитания – обучение и внеклассная работа с учащимися. Следует отметить, что проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали психологи Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается подбором заданий исследовательского характера.

    Во внеклассной работе имеются такие формы умственного воспитания, как конкурсы, научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, олимпиады. В процессе умственного воспитания личности педагогу необходимо учитывать, что развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности – ее потребностями, мотивами, интересами и, вследствие этого – стремиться к созданию положительных эмоций в деятельности детей, тщательно продумывать содержание учебного и внеурочного материала, отбирать методы его подачи.

    Показателями умственной воспитанности следует считать наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, научное мировоззрение.

    § 4. Гражданское воспитание


    Гражданское воспитание является одним из актуальнейших направлений воспитательного процесса, так как имеет своей целью воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества, формирование гражданственности. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам. Воспитание гражданственности личности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека. Критерием гражданской зрелости служит единство слова и дела. Гражданское воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности человека.

    Теория гражданского воспитания была разработана в начале ХХ века немецким педагогом Г.Кершенштейнером. Многие отечественные педагоги также выделяли гражданское воспитание, но определяли его задачи различным образом. Так, К.Д.Ушинский считал, что нравственную основу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине. П.П.Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, а формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию. В.А.Сухомлинский указывал на неразрывную связь гражданственности с гуманизмом, уделяя внимание формированию гражданских позиций растущего человека. Цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена и других.

    Важнейшее направление гражданского воспитания – формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать свои возможности в обществе. Гражданский опыт приобретается детьми в семье, детских общественных организациях, учебных заведениях и т.п. Гражданская ответственность формируется, когда человек осознает реальные проблемы своей страны и начинает защищать ее интересы. Педагогу следует помнить о том, что гражданская ответственность формируется, когда человек способен постигать смысловую и целевую организацию общественной жизни и готов на созидательные преобразования социальной среды.

    Содержание деятельности по гражданскому воспитанию включает изучение конституционных и правовых норм поведения, воспитание в духе мира и ненасилия, формирование гражданского сознания как формы общественного сознания, культуры межнационального общения, правовых отношений, системы знаний и представлений о достижениях нашей страны.

    Повышению эффективности гражданского воспитания способствует создание условий для психологического настроя на восприятие идей гражданственности, самоконтроль как условие гражданского общения для сохранения мира, взаимопонимания, терпимости и порядка в обществе. В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности. Курс на построение государства социальной направленности, провозглашенный Президентом РФ, предполагает воспитание человека, способного жить в гражданском обществе. В связи с этим необходимость гражданского воспитания особо возрастает.

    Работаем с первоисточниками

    В «Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»57 определено следующее содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по воспитанию гражданственности, социальной ответственности и компетентности.

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

    • общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

    • системные представления об институтах гражданского общества и современном состоянии России в мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

    • понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

    • осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

    • системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

    • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

    Воспитание социальной ответственности и компетентности:

    • осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

    • усвоение позитивного гражданского опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

    • освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

    • приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

    • осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

      • социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

      • социальные роли в классе: лидер – ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

      • социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

    • формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

    Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

    Изучает Конституцию Российской Федерации, получает знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.

    Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин).

    Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения учебных дисциплин).

    Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам).

    Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями).

    Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военно-служащими.

    Получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).

    Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографией выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

    Формы занятий и виды деятельности с обучающимися по воспитанию социальной ответственности и компетентности:

    Активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.

    Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

    Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).

    Приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.

    Активно участвуют в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролируют выполнение обучающимися основных прав и обязанностей; защищают права обучающихся на всех уровнях управления школой и т.д.

    Разрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных социальных проектов – проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему школы, городского или сельского поселения.

    Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.

    § 5. Экономическое воспитание


    В связи с развитием рыночной экономики экономическое воспитание приобретает особую актуальность, появляется необходимость в формировании у школьников нового экономического мышления и экономической культуры, выступающей важным фактором социально-экономического прогресса. Ядром экономической культуры общества является развитое общественное экономическое сознание, где формируются ценностные нормативные основы экономики и бытия. Экономическое воспитание входит в экономическую подготовку школьника. Являясь составной частью формирования мировоззрения, экономическое воспитание направлено на приобретение школьниками доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ. Таким образом, оно формирует экономические знания, навыки, умения и личностные качества, соответствующие принципам и нормам рационального хозяйствования. Экономическое воспитание в школе преследует цели формирования современного экономического мышления, сознательного включения в социально-экономические отношения и соответствующую практическую деятельность. В современном мире важно формировать личность, способную ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразной. Эта цель достигается путем решения комплекса направлений. Основными направлениями экономического воспитания являются: создание условий для участия школьников в экономических отношениях, формирование бережного отношения к имуществу, рациональному использованию материально-технических и учебно-методических средств, использование в воспитательной работе экономических стимулов, распространение экономических знаний, обучение умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности, формирование психологической готовности к возможным трудностям, развитие предприимчивости, ответственности, усвоения основных экономических понятий, категорий, законов и процессов.

    На необходимость экономического воспитания указывали К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и другие. Многие авторы (А.Г. Калашников, М.Н. Скаткин и другие) связывали экономическое воспитание с политехническим образованием.

    Содержание экономического воспитания предполагает использование различных предметов для освоения школьниками экономических знаний, изучение специальных курсов по началам экономики (как в учебное, так и во внеучебное время), «бизнес-клуб», «клуб менеджеров», «маркетинг-клуб» и т.д. Путем факультативных занятий, начальной профессиональной подготовки учащихся старших классов по профессиям, связанным с маркетингом, менеджментом, банковским и биржевым делом и т.д.

    Формы и методы экономического воспитания направлены на выработку потребностей и умений самостоятельно приобретать экономические знания и использовать их в нестандартных ситуациях.

    § 6. Экологическое воспитание


    В контексте модернизации отечественного образования актуализируется проблема экологического воспитания школьников. Экологическое воспитание задает новые ценностно-смысловые ориентиры всему образованию, предполагает переход от культуры потребления и покорения природы к культуре «со-бытия» с природой, гармонизации отношений человека и природы. Экологическое воспитание, являясь частью общего образования, связано с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества в контексте идей устойчивого развития общества.

    Под экологическим воспитанием понимается формирование экологического мышления, эмоциональных чувств, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении рационального использования и охраны окружающей среды. Его цель – воспитать моральную ответственность личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности, бережном отношении к природе как к национальной и общечеловеческой ценности.

    Экологическое воспитание включает изучение природы в контексте глобального, национального, регионального. Конкретный район проживания становится основой изучения, оценки прогнозирования будущих изменений в случае нарушения экологического состояния, а также формирования доброты по отношению ко всем субъектам природы. Следует обратить внимание, что теоретические и прикладные аспекты экологического воспитания средствами природы раскрыты В.А.Сухомлинским, И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной, Н.Ф. Винокуровой, Г.С. Камериловой.

    Современный этап развития экологического воспитания строится на принципах единства, исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека к природе, на стремлении к гармонизации этих отношений. На основе данных принципов определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами, понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека. Содержание экологического воспитания связано с утверждением идеала человека, для которого органично умение сохранять биологическое равновесие среды. Такой подход требует навыков эффективной производительной деятельности, воспитания чувства ответственности за ее последствия.

    Реальное значение в жизни школьника имеет способность защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Для этого необходимо обладать умениями: соблюдения культуры личного поведения, предотвращение негативных последствий в природном окружении (в результате поступков других людей), выполнение посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелательного явления.

    Содержание деятельности по экологическому воспитанию включает: разъяснение причин негативных экологических последствий деятельности и возможностей их предотвращения, вовлечение воспитанников в мероприятия по охране природы, экологическое просвещение, изучение природы, окружающей воспитанников, анализ ее экологического состояния, знакомство с проблемами экологических систем мира, страны, места проживания, изучение поведения человека и его влияния на экологическую обстановку – в масштабе конкретного региона и мира в целом, обеспечивать реализацию концепции устойчивого развития общества и природы, способствующей гармонизации природы и человека.

    На современном этапе развития нашего общества мы все чаще слышим о надвигающейся глобальной экологической угрозе и негативных изменениях в среде обитания. Есть общее представление, что необходимы масштабные межгосударственные программы спасения и защиты окружающей среды. В их числе – программа формирования экологической культуры учащихся. (Основное содержание, формы и виды деятельности обучающихся по экологическому воспитанию в соответствии с «Программой воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования» изложены в §10 настоящей главы)
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   32


    написать администратору сайта