Главная страница
Навигация по странице:

  • Что представляет собой понятие “восточная деспотия”

  • Документ (1). В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях


    Скачать 24.86 Kb.
    НазваниеВ процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях
    Дата08.02.2023
    Размер24.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент (1).docx
    ТипДокументы
    #927308



    В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

    Восточная деспотия – (от греч. Despotéia — неограниченная власть), форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина. Классическими Д. были государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон, Египет, Индия, Иран, Китай и др.), где основные полномочия по распоряжению землёй как главным средством производства были сосредоточены в руках центральной государственной власти.

    Ирригационная теория происхождения государства – выдвинута К. Виттфогелем в наше время, она основывается на исторических фактах. В Древнем Египте и некоторых других государствах регионов с жарким климатом при переходе на оседлое земледелие возникла необходимость ирригационных работ, они были сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации, её стали осуществлять специальные организаторы, которые впоследствии и образовали государственный аппарат. Теория является локальной и может объяснить процесс происхождения государства лишь в некоторых регионах.

    Фараон – современное название царей в Древнем Египте. Греческое слово «греч. Φαραώ» заимствовано из Библии (ивр. פַּרְעֹה‎) Паро; оригинальное египетское «per-oh» буквально означает «великий дом». Обычным же наименованием египетских царей было выражение «повелитель Тростника и Пчелы», то есть соответственно Верхнего и Нижнего Египта, либо просто «повелитель обеих земель».

    Осирис – (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

    Маат – египетская богиня правды и справедливости, дочь Ра, изображается с завязанными глазами и с страусовым пером на голове; отожествляется с Фемидой.

    Вопрос 1. Понятие восточной деспотии.

    Восточная деспотия характеризуется высочайшим уровнем централизации власти, вся полнота которой сосредоточивалась в одном лице (фараона, вана, халифа, императора).

    Глава государства в такой форме правления обладал как светской (законодательной, исполнительной, военной, судебной), так и религиозной властью. Личность главы государства обожествлялась, его воля и власть имели религиозный, сакральный характер и были непререкаемы. Повеления главы государства осуществлялись с помощью громоздкого, сложного, медлительного бюрократического аппарата. Человек ценился невысоко, даже будучи формально свободным, он был “рабом порядка”, религии, традиций.

    Восточная деспотия — следствие раннего состояния общества и, в частности, господства общинных отношений. Восточная деспотия могла сосредоточить силы народа на решении важнейших задач — создании ирригационных систем, ведении военных действий. Но она же и тормозила раскрепощение личности, подчас деформировала общественные цели (строительство пирамид фараонов в Египте, Великой китайской стены). Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа. Природные условия здесь были благоприятными (теплый субтропический климат, плодородные почвы), однако хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия земледельческих общин. Координация такой работы в рамках всей страны предопределяла огромную концентрацию власти, способствуя превращению верховного правителя в неограниченного деспота.

    Восточная деспотия характеризуется следующими типичными признаками.

    Во-первых, полномочия правителя в такой форме правления не ограничены. Он считался не только собственником всей земли в государстве, но и имел право распоряжаться жизнью или смертью каждого из своих подданных.

    Во-вторых, светская власть и церковная объединялись в одном лице. Личность главы государства в большинстве стран Древнего Востока обожествлялась.

    В-третьих, власть осуществлялась многочисленным бюрократическим аппаратом. В-четвертых, человек был рабом «порядка», веры, традиции.

    Господствующий класс древневосточных государств состоял из крупных чиновников, военачальников, а также жрецов официальных культов. Основные же производственные функции выполняли классы мелких товаропроизводителей (крестьян, ремесленников), а также рабов и близких к ним по положению подневольных работников. Рабство на Востоке не было всеобъемлющим социальным институтом. Рабский труд почти неприменялся в сельском хозяйстве и ремесле, а использовался в основном на государственных работах при строительстве каналов, дорог, крепостей.

    Своеобразие государственного строя древневосточных государств создавалось прежде всего его социальной базой – общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах коллектива, к которому он принадлежал. В то же самое время сельские общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти,

    В целом для древневосточного региона были характерны замедленные темпы исторического прогресса. Крупные социальные сдвиги происходили зачастую лишь под влиянием внешних завоеваний или природных катаклизмов.

    Почти одновременно в различных регионах Древнего Востока возникли высокоразвитые правовые культуры е более совершенным, чем при родовом строе уровнем развития правовой системы.

    Вопрос 2. Особенности государственности Древнего Египта.

    Одним из наиболее ранних государств, в котором достаточно полно представлены черты такого исторического явления, как восточная деспотия является Древний Египет.

    Египет стоит у истоков мировой цивилизации. Здесь раньше, чем где бы то ни было сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это точно произошло, достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до Р.Х. государство в Египте существовало.

    Название “Египет” (страна Бога Птаха, главного в пантеоне девяти богов в Мемфисе, столице Нижнего Царства) этой стране дали греки, однако сами жители традиционно называли её Кемет (“Черная земля” – после ежегодного разлива Хапи – Нила, вода оставляла после себя черный слой плодородного ила).

    На рубеже IV-IIIтыс. До Р.Х. возникают два отдельных царства – Верхний Египет и Нижний Египет. В период так называемого Раннего Царства – XXXI—XXIX вв. до Р.Х. – они объединяются.

    Исходя из этого, особенностью хронологии древнеегипетской истории является выделение нескольких этапов, называемый в научной литературе Царствами.

    В истории Древнего Египта выделяют следующие этапы развития:

    · Раннее царство (XXXI—XXIX вв. до Р.Х.);

    · Древнее царство (XXVIII—XXIII вв. до Р. Х.);

    · Среднее царство (XXII—XVII вв. до Р. Х.);

    · Новое царство (XVI—XI вв. до Р. Х.);

    · Позднее царство (XI-IV вв. до Р.Х.

    Последним и решающим событием для древней цивилизации стало завоевание Египта Александром Македонским.

    Вопрос 3. Социальная структура общества.

    В конце существования Древнего царства светская аристократия добивается почти полной независимости. В период Среднего царства она сохраняет и упрочивает привилегии. Во время Нового Царства ее положение меняется к худшему. Оставаясь господствующим классом, светская аристократия должна была примириться с деспотическим господством фараона и его правительства с одной стороны, выдвижением жречества – с другой.

    Огромное влияние на общество оказывало жречество, оно непосредственно вмешивалось в судебные дела и управление. Храмы и жрецы становятся собственниками огромных богатств. Жреческие звания становятся наследственными.

    Основной общественной ячейкой в Древнем Египте являлась сельская община. В общем пользовании общины были свободные земли, включая нераспаханную целину, луга, леса. Зачастую община обрабатывала часть земли сообща, отдавая полученный урожай в качестве платы налога, для создания запасов.

    Управление общиной осуществляется общим собранием, советом, старейшиной. Сельская община здесь сохранилась и после того, как возникло государство. Это объясняется тем, что земледелие в Египте было возможным только как орошаемое. Создание, содержание в порядке ирригационных сооружений требовало коллективных усилий.

    Основную массу населения составляли зависимые и подневольные люди. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или египтяне, доведенные до рабского состояния, «слуги царя», выполнявшие различные виды работ. Они владели небольшим имуществом и получали скудное пропитание.

    Вопрос 4. Организация государственной власти.

    Во главе государства стоял верховный правитель – фараон. Он обладал всей полнотой власти, воплощал в себе мощь египетского государства и наделялся пышным титулом правителя Верхнего и Нижнего Египта. Для управления государством был создан обширный бюрократический аппарат. Реальное исполнение государственных дел возлагалось на писцов. Они выполняли административные поручения, руководили общественными работами, ведали делопроизводством, собирали налоги, раздавали продукты и т.д. За службу они получали зерно, земельные владения и даже рабов. Повседневное руководство бюрократическим аппаратом осуществлялось джати. Сначала он был жрецом города (резиденции фараона), начальником царского дворца, а со временем в его руках сосредоточиваются нити управления царским хозяйством. Уже в Древнем царстве джати, который обычно был близким родственником фараона, фактически осуществлял управление страной. Джати считался «казначеем богов» и «начальником всех работ и поручений», был верховным судьей, ему докладывали «о крепостях Юга и Севера». Он должен был знать «обо всем выходящем из царского дома… ему докладывали о себе наместники, затем он идет к царю на совет».

    Помимо джати, источники называют в качестве одного из самых важных сановников государства главного казначея. Затем идет «начальник работ», обязанностью которого было наблюдение за оросительной системой. В одном ряду с названными должностными лицами стоит сановник, управляющий комплектованием и снабжением армии.

    Под непосредственным контролем джати в период нового царства находились главы специализированных домов: управляющий «домом оружия», руководивший военным ведомством, управляющий «домом царских сокровищ», управляющие «белыми домами» - ведомства по сбору и распределению продуктов, изделий ремесла и т.д.

    Многие сановники занимали должности обычно по наследству, но формально их назначение утверждалось указом фараона. Номенклатура должностей была разнообразной: начальники пограничной, продовольственной службы, главы финансового ведомства, канцелярии, судьи различных рангов и др. Из жизнеописания одного из чиновника периода Древнего царства узнаем, что его карьера началась с носителя царских сандалий, затем он стал начальником склада, а в конце жизни он — предводитель войска и начальник управления Верхнего Египта.

    Аппарат подавления состоял из армии и полиции. Основное ядро армии составляли со времени Древнего царства профессиональные части. Для военных действий за пределами страны набирали ополченцев. В период Нового царства почти вся армия становится профессиональной, ее отборные войска комплектовались из иностранцев.

    Местное управление было сосредоточено в руках монарха и его чиновников.

    Таким образом, в государственном управлении устанавливались, меняли свои названия самые различные должности и титулы. Подчас одно лицо наделялось никак не связанными друг с другом обязанностями (как было сказано выше, носитель царских сандалий был вместе с тем и главнокомандующим армии).

    Однако со времени Древнего царства достаточно четко выделялись три направления государственной деятельности:

    · финансовое ведомство по сбору налогов;

    · ведомство публичных работ, осуществлявшее, в частности, строительство ирригационных сооружений;

    · военное ведомство.

    Вопрос 5. Право Древнего Египта.

    Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения. Олицетворением справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и моральных заповедей, выступали также отдельные божества (бог Осирис как «владыка справедливости», богиня порядка и справедливости Маат. Её символическое изображение в виде «Пера Истины» противостояло в загробном суде Осириса на чаше Весов правосудия сердцу – душе умершего).

    Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не только с наличием противоположностей между небесными и земными порядками, не только с деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян, Шамаш у вавилонян, Дике, Фемида, Немезида у греков), но и с надлежащим путем (образом поведения, бытом). В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о «сердце и словах» (о мыслях и приказах) богов и фараонов.

    Письменные источники, которые сохранились до наших дней в форме папирусных документов и надписей на каменных плитах или памятниках, слишком скудны и фрагментарны. Пока с уверенностью можно сказать лишь одно: египетское право не было примитивным. Для общественных отношений той эпохи оно характеризовалось довольно высоким уровнем юридической техники. Египтяне успели создать большое количество правовых институтов в области имущественного, семейного, уголовного и процессуального права.

    Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Еще в древности египетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ее формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуществом.

    Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий оплату, вступление во владение, а также действия религиозного характера.

    Существовало несколько видов договоров — договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды, поклажи, товарищества.

    Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Женщина в подавляющем большинстве случаем обладала теми же правами, что и мужчина. Брак заключался на основе договора от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж, и жена.

    Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат — сестру, однако в «разумных пределах» и если случались увечья, то за них следовало наказание.

    Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. В то же время измена жены каралась смертью. В одной из сохранившихся надписей говорилось о том, что жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа была сожжена».

    Уголовная часть египетского права отличалась поразительной мягкостью и только лишь в весьма ограниченной степени выраженным принципом мести: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, принципом, который сплошь и рядом доминировал на Древнем Востоке.

    Право Древнего Египта знало следующие виды преступлений:

    · государственные — измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны;

    · религиозные — убийство священных животных, чародейство;

    · против личности — убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного;

    · против собственности — кража, обмеривание, обвешивание;

    · преступления против чести и достоинства – прелюбодеяние, изнасилование.

    Правовые нормы той эпохи оправдывались существованием тогда общим принципом: обвинение и контробвинение должны быть равноценны. Имело место характерное для многих правовых систем стремление мотивировать правовые нормы в соответствии с этической нормой, в основу которой был положен принцип равноценности и которая выражалась в форме требования справедливости и законности в определении юридической ответственности.

    Применялись различные телесные и членовредительские наказания, смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

    Судебное устройство в Древнем Египте не совсем ясно. В период Древнего царства суд не был еще отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения – шести палат. Все судебные дела решались коллегиально.

    Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Судопроизводство носило письменный характер.

    В древних египетских правовых источниках имеются четко выраженные формулировки, например, принципа тщательной проверки соответствия взаимно предъявленных исков. Данный принцип был представлен в символической форме в виде двух уравновешенных чаш весов. Из этого могли бы сделать вывод о том, что каждый член египетского общества, выполняя требуемые от него законом предписания, обретал соответствующее, мотивируемое принципом равноценности (эквивалентности) право, согласно которому он мог рассчитывать на получение того, что причиталось ему в соответствии с существовавшими тогда нормами правовой системы

    Именно в древнеегипетском праве впервые был сформулирован принцип справедливости, который впоследствии сыграл значительную роль в истории права

    Для изучения темы

    Прочитайте:

    1. Симонишвили Л.Р. История государства и права зарубежных стран. М., МФПА, 2010.



    1. Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. М., Норма, 2007.



    1. История государства и права зарубежных стран / под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. М., 1996. Ч. 1.

    2. История государства и права зарубежных стран / под ред. К. И. Батыра. М., 2004.

    3. Черниловский 3. М. История рабовладельческого государства и права (с приложением источников). М., 1959.

    4. Жидков О. А. История государства и права стран Древнего Востока. М., 1963

    5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Т. 1, 2. М. Любое издание.

    6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. 3. М. Черниловского. М., 1996

    7. Лурье И.М. Очерки древнеегипетского права. XVI-X вв. М., 1960

    Для поиска необходимых нормативно-правовых актов используйте следующие сайты:

    Обратите внимание на:

    · Сущность восточной деспотии;

    Организацию государственной власти в Древнем Египте;

    · Правовое положение населения в Древнем Египте

    · Особенности правового регулирования в Древнем Египте

    Ответьте на вопросы:


    1. Что представляет собой понятие “восточная деспотия”?

    2. Охарактеризуйте периодизацию Древнего Египта.


    3. В чем выражаются особенности организации государственной власти в Древнем Египте?


    4. Какое правовое положение в системе государственной власти занимал фараон?

    5. Какова социальная структура древнеегипетского общества? Охарактеризуйте основные источники древнеегипетского права.

    Практические задания:

    1. Составьте таблицу известных в Древнем Египте преступлений и соответствующих им видов наказаний.

    2. Составьте схему организации государственной власти в Древнем Египте.

    3. Подумайте и наглядно представьте, как выглядел пантеон Богов в Древнем Египте.


    написать администратору сайта