Учебник по философии. В результате изучения курса философии студенты должны
Скачать 1.56 Mb.
|
Тема 10 Основные идеи и концепции философии модернизма и постмодернизма
Ключевые термины: модернизм, постмодернизм, антропология, неотомизм. Модернизм(от фр. moderne – новейший, современный) – это система течений в искусстве и философии, возникновение которой относиться приблизительно к 70–м гг. ХІХ в. Основными идеями модернизма как культурной волны является начинание новой жизни, нового ощущения времени, приоритета «современного» над «устаревшим». Развитие общества должно происходить на основе 4 принципов: демократии, доминирования индустрии, техники и естествознания. Идеальная личность эпохи модернизма сама творит историю и выступает центром культурно-исторического процесса. Культурное сознание модернизма строится вокруг идеи бесконечного прогресса, который понимается как тотальное подчинение мира человеческой воле. Культура эпохи модернизма вселяла в человека глубокую уверенность, что его рождение, жизнь и труд имеют высокое предназначение. Эта уверенность была разрушена двумя мировыми войнами, которые показали, что достижения человеческого разума могут быть обращены против человека. Общий мировоззренческий и культурный кризис в 60–70-х гг. ХХ в. породил новую идеологию искусства, которая получила название постмодернизм. Основой формирования постмодернизма стал философский дискурс о Модерне, начатый Ф. Ницше, М. Вебером и др. Доминантной в этом дискурсе была мысль о том, что эпоха Модерна спровоцировала активизацию таких негативных культурных явлений, как европоцентризм, технократизм, тоталитаризм, потребительский способ мышления. Основными характеристиками постмодернистской культуры является дискретность, локальность, фрагментированность, случайность, акцент на игровом начале, антиантропоцентризм, отсутствие жостких оппозиций и универсальных идеалов. Постмодернизм тесно связан с развитием структурной лингвистики и герменевтики. Сама культура в постмодернизме понимается как совокупность текстов. Целью человека является интерпретация того или иного культурного текста. Наиболее яркие представители постмодерна: Ж.-Ф.Лиотар (1924–1998), Ж. Бодрийар (1929–2007), Ж. Делез (1925–1995), Ж. Деррида (1930–2004), Ричард (Дик) Рорти (1931–2007). Позитивизм – этофилософское направление, которое утверждает, что источником подлинного (позитивного) знания могут быть только отдельные конкретные науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование действительности. Позитивизм сформировался в 30–40-е гг. ХІХ в. Основателями этого направления были француз О. Конт (1798–1857) и англичанин Г. Спенсер (1820–1903). По мнению О. Конта, нет никаких противоречий между материализмом и идеализмом, поэтому философы должны отказаться от этого бессмысленного спора и всецело обратиться к научному знанию. Это предполагает ряд существенных черт философии: а) философское знание должно быть точным и достоверным и опираться на достижения других наук; б) философия должна использовать научный метод познания (прежде всего, эмпирическое наблюдение); в) философия должна быть свободной от аксиологического подхода к объекту исследования, беспристрастно исследовать факты, а не их причины и внутреннюю сущность; г) философское знание должно раз и навсегда отказаться от претензий на статус «царицы наук», особого общетеоретического мировоззрения – философия должна стать конкретной наукой и занять свое место в ряду других наук. О. Конт выдвинул закон двойственности эволюции, в которой он выделял интеллектуальную и техническую формы. В связи с этим он выделил три стадии интеллектуального развития (теологическую, основанную на религии; метафизическую, основанную на вероятностном знании; позитивную, основанную на науке), а также три стадии технического развития (традиционное общество, доиндустриальное общество, индустриальное общество). Стадии интеллектуального и технического развития соответствуют друг другу: теологическая – традиционному обществу, метафизическая – доиндустриальному обществу, позитивная – индустриальному обществу. Г. Спенсерразработал учение об эволюционном позитивизме. В его понимании философия должна заниматься феноменами, имеющими чувственный характер и поддающимися систематизации. Эти феномены обусловлены познавательными способностями человека и являются проявлениями в сознании бесконечного, безусловного, не данного в опыте. Разницу между философией и наукой Г. Спенсер видел лишь в степени обобщения феноменальных данных. Знание философ делил на три типа: а) знание необъединенное (обыденное); б) знание частично объединенное (научное знание, которое расширяет и систематизирует данные, полученные эмпирическим путем); в) полностью объединенное знание (философия, которая подразделяется Г. Спенсером на общую и специальную). Основной задачей общей философии является анализ ключевых понятий, а специальная философия призвана эти понятия интерпретировать, согласовывать с различными эмпирическими данными. Сущность научного познания, по Г. Спенсеру, состоит в выявлении сходных характеристик и отбрасывании несходных. Философом был сформулирован универсальный закон взаимосвязи материи и движения (закон космической эволюции), призванный стать основанием для синтеза знания. Процесс эволюции, по его мнению, направлен в сторону достижения равновесия сил. При этом имеет место чередование стадий усиления структурной организованности и нарушения равновесия. Следовательно, данный процесс не всегда является прогрессивным. Несмотря на то, что учение Г. Спенсера утратило свою популярность в начале ХХ в., многие его идеи (прежде всего, структурно-функциональный подход и теория равновесия), оказали значительное влияние на последующее развитие философии позитивизма. Позитивизм изначально пытался выстроить систему знания, которое является бесспорным, точным, найти научный метод, который позволил бы создавать такую систему положительного знания. Классической немецкой философии позитивизм противопоставил «полезное» и «удобное» для применения в жизни знание, истина в котором осмысливается на основе точных экспериментальных данных. Представитель второй исторической формы позитивизма Э. Мах (1838–1916) полагал, что вещи есть «комплексы ощущений». К сумме ощущений он сводил и человека. Идеи Э. Маха получили распространение на рубеже ХІХ–ХХ вв., в период кризиса в физике, который различные исследователи пытались решить путем нового истолкования понятий классической физики Ньютона. Представлениям об абсолютном пространстве, времени, силе, движении, философ противопоставил их релятивистское понимание, которое выразилось в идее глубокой субъективности этих категорий. Последователи Э. Маха заявляли, что любое положительное (научное) знание есть знание философское, поэтому философия не может иметь своего отдельного от других наук предмета. Третья форма позитивизма возникает в 20-е годы ХХ в. под общим названием «неопозитивизм» (от греч. neos – новый; лат. positivus – положительный, основанный на опыте). В нем объединяются различные теории: логический позитивизм, логический эмпиризм, логический атомизм, философия лингвистического анализа, аналитическая философия, критический рационализм. К наиболее известным представителям данного философского направления принадлежат: М. Шлик, Р. Карнап, А. Айер, Б. Рассел, Ф. Франк, Л. Витгенштейн. Основные идеи неопозитивизма заключаются в следующем: а) философия должна заниматься аналитической деятельностью, т. е. выяснением логического смысла языка конкретных наук; б) главное в философии не метод познания, а истолкование знаний, полученных конкретными науками. Постпозитивизм – это понятие, принятое для обозначения ряда современных западных философских течений, возникших в 50–70-е гг. ХХ в. и критикующих неопозитивизм. В основном они близки к логическому эмпиризму. Сюда относится критический рационализм К. Поппера, прагматический анализ У. Куайна, методология науки Т. Куна и др. Философ и социолог К. Поппер(1902–1994) известен тем, что внес весомый вклад в развитие принципов научного познания. В качестве важнейшего условия признания научной гипотезы он выдвигал понятие фальсифицируемости (лат. falsus – ложный). Сущность этого понятия состоит в следующем: гипотеза или теория является научной только в том случае, если она может быть принципиально опровергнута с помощью опыта. До этого представителями логического позитивизма был выдвинут принцип верификации, на основании которого научное знание отделялось от ненаучного. К. Поппер в своих работах подчеркивал одновременно и необходимость, и недостаточность этого принципа. Согласно К. Попперу, развитие науки сопровождается конкуренцией различных научных теорий. В этой связи философ выдвинул следующие идеи: а) основной целью науки является достижение высокоинформативного содержания; б) в процессе роста знания растет глубина и сложность решаемых проблем, но эта глубина зависит от уровня науки на определенном этапе ее развития; в) переход от одной научной теории к другой не является результатом накопления знания, поскольку каждая теория состоит из круга проблем, порожденных ею самой. Американский философ У. Куайн (1908–2000) считал науку способом приспособления организма к окружающей среде. Философия от нее отличается лишь большей степенью обобщения. Кроме того, У. Куайн подчеркивал особую роль языка в процессе познания и считал его важнейшей формой человеческого поведения. Он выступал против разграничения аналитических и синтетических предложений. К аналитическим предложениям относятся предложения логики и математики, зависящие только от формального значения составляющих их терминов. В отличие от них, синтетические предложения эмпиричны и основаны на фактах. Отдельные предложения нельзя вырывать из контекста их языковой системы или теории. По У. Куайну, проверке в научном знании подлежит не изолированные предложения и гипотезы, а только их система. Философ и историк Т. Кун (1922–1996) разработал теорию научных революций. По его мнению, развитие научного знания происходит через скачкообразную смену парадигм. При этом любой критерий имеет смысл только в контексте определенной парадигмы. Смена парадигм, по Т. Куну, происходит по следующей схеме: а) нормальная наука (каждое открытие может быть объяснено исходя из господствующей системы воззрений); б) экстраординарная наука (возникает в период кризиса в науке, вызванного накоплением аномалий – фактов, необъяснимых с позиции господствующей парадигмы, что приводит к появлению множества конкурирующих альтернативных теорий); в) научная революция (формирование и установление новой научной парадигмы). Основные идеи постпозитивизма: а) ослабление внимания к формальной логике; б) обращение к истории науки; в) отсутствие жестких границ между эмпирией и теорией, наукой и философией. Современный эмпиризм привлекает внимание ученых, для которых поиск истины есть главный вопрос их деятельности. Позитивизм во всех своих разновидностях является формой выражения неудовлетворенности традиционными философскими системами и отражает попытку исследователей усилить опору философии на достижения науки путем их отождествления и абсолютизации. Современная философия уделяет большое внимание проблемам антропологии – учению о природе (сущности) человека. Как философское направление, антропология развилась из западноевропейской (прежде всего, немецкой) философии первой половины ХХ в., основанной на идеях «философии жизни», феноменологии, экзистенциализма. Основоположниками «философии жизни» являются Ф. Ницше (1844–1900), А. Бергсон (1859–1941), О. Шпенглер (1880–1936). В рамках этого философского направления основное внимание уделяется вопросам истории общественной жизни, культуре, мировоззрению, «вечным» вопросам о смысле жизни, о природе сущего. Одной из наиболее ярких фигур «философии жизни» был немецкий философ Ф. Ницше. Он развивал идею о том, что сущностью и законом мира является воля к власти, господство сильных над теми, кто слабее их. Ницше известен как создатель мифа о сверхчеловеке. В своих работах он создал этот образ идеального человека, взятого позднее на вооружение теоретиками фашизма, и называемого «белокурой бестией», «новым варваром», «существом, отдавшимся инстинктам дикого зверя». В своей деятельности «сверхчеловек» руководствуется не столько рациональным мышлением и нормами морали, сколько физиологическими потребностями и стремлением к власти. Одновременно, как считает Ницше, этот человек наделен высшими доблестями, совершенством и должен стать творцом более совершенных форм жизни и отношений в обществе, которое, в свою очередь, должно быть питомником по выращиванию сильных личностей. Согласно взглядам Ницше, вся беда общества заключается в том, что люди, восприняв учение христианства о равенстве всех перед Богом, требуют равенства и на Земле. Идее социального равенства философ противопоставляет миф о природном, фатальном неравенстве людей. Существует раса господ, призванная повелевать, утверждает Ницше, и раса рабов, которая должна повиноваться. Поэтому надо отказаться от христианской морали, «морали рабов» и признать «мораль господ», не знающих жалости и сострадания (сильному позволено все). Религию Ницше заменяет положением о «смерти Бога» и «вечном возвращении» как существовании бессмертной души. Необузданная воля к власти, волюнтаризм, убежденность в иллюзорности всех научных и моралистических представлений – главные идеи этой философии. Актуализация идей Ф. Ницше, В. Дильтея и др. в начале ХХ в. привела к формированию в Германии антропологического направления в философии (философская антропология). Основными ее представителями являются М. Шелер (1874–1928), Г. Плеснер (1892–1985), А. Гелен (1904 – 1971). Это философское направление претендует на создание «синтетической» концепции человека, согласно которой человек выступает как свободная, независимая личность, поведение которой определяется, в первую очередь, его внутренней сущностью, а не внешними обстоятельствами. В 20-е гг. ХХ в. в Германии развивается экзистенциализм (лат.exsistentia – существование). Его идейными предшественниками были С. Керкьегор, Ф. Ницше, Э. Гуссерль. Основными представителями экзистенциализма в Германии являются: К. Ясперс, М. Хайдеггер; во Франции – Г. Марсель, Ж.-П. Сартр; в России – Н. Бердяев, Л. Шестов. Представителями экзистенциализма были талантливые писатели А. Камю, С. Бовуар, Ф. Кафка и др. Основные положения экзистенциализма заключаются в следующем: Эта доктрина делит мир на «неподлинный», отчужденный, в котором человек стремится убежать от самого себя, и мир «подлинный», в котором он сам себя выбирает – мир индивидуального внутреннего «Я». Категория существования – это основная категория философии экзистенциализма. Но в данном случае существование – это не эмпирическое бытие человека, а сверхсуществование – переживание, самосознание – то, что является стимулом человеческой деятельности. Оно глубоко индивидуально и не подчиняется научному определению. Существовать – это значит выбирать, испытывать чувства, быть вечно озабоченным самим собой. Экзистенциализм призывает человека к бунту, к нахождению сил для борьбы с абсурдностью мира и общества. Жить – значит бороться. В этом состоит призвание человека. Истолковывая науку как угрозу для человеческого существования, экзистенциализм основной упор делает на философию. Именно философия должна обратиться к человеку, помочь избежать деперсонализации личности. Своеобразно представлена в экзистенциализме проблема свободы. У К. Ясперса свобода – это свобода воли, свобода выбора. Она не может быть познана, не может мыслиться объективно. Познание – это дело науки, в то время как свобода – это дело философии. У Ж.-П. Сартра свобода определяется возможностью человека действовать, а выбор цели – это выбор своего бытия. Человек таков, каким он себя выбирает (трус или герой). Человек является центральной проблемой концепций психоанализа (неофрейдизма) и персонализма. Основоположником психоанализа является австрийский психиатр З. Фрейд(1859–1939). Главная проблема созданного им учения – бессознательное. Психическое (бессознательное) для психоаналитиков выступает основой для понимания сущности человеческого бытия в его разнообразных измерениях. Оно является генератором и фундаментом деятельности человеческой психики. Бессознательное по своей природе иррационально и содержит основные желания и влечения индивида. Главные из данных влечений полярны: с одной стороны это жизнесозидающие влечения – Эрос (инстинкт жизни, самосохранения и сексуальности), а с другой стороны – Танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструктивных влечений). Борьба этих двух сил не только является базисом бытия конкретного индивида, но и определяет деятельность социальных групп, народов и государств. В психике, по Фрейду, существуют три сложно взаимодействующие между собой сферы: «Оно» (Id, бессознательное), «Я» (Ego, предсознательное) и «Сверх-Я» (Super-Ego, сознательное). Главный стимул деятельности подсознательного – удовольствие. Но для реализации данного стимула бессознательное должно попасть в сознание, преодолев «Я» – моральный цензор, мост между двумя другими сферами психики. «Я» в своей деятельности руководствуется принципом реальности, который формируется как следствие осознанного социокультурного бытия человека. С развитием рационально-морализаторской культуры нарастает конфликт человека и его бессознательного с культурой. Главный стимул деятельности подсознательного – удовольствие. Но для реализации данного стимула бессознательное должно попасть в сознание, преодолев Я (моральный цензор), мост между двумя другими сферами психики. Я в своей деятельности руководствуется принципом реальности, который формируется как следствие осознанного социокультурного бытия человека. С развитием рационально-морализаторской культуры нарастает конфликт человека и его бессознательного с культурой. С другой стороны, табуированные цензурой Я влечения начинают искать «обходные» пути для реализации. Эта реализация осуществляется двумя способами: у некоторых людей приводит к расстройствам психики, а у подавляющего большинства проявляется в сновидениях, ошибочных действиях и словах, а также сублимируется в творчестве – науке, философских размышлениях, а также в религии и искусстве. Таким образом, именно реализация подсознательного является движущей силой развития культуры и раскрытия внутреннего потенциала человечества. Смысл конфликта человека с культурой Фрейд усматривал в возрастающем вытеснении культурой природных влечений человека, что уменьшает его счастье, понимаемое Фрейдом как реализация чувственно-соматических удовольствий, развивает деструктивные чувства страха, вины и дискомфорта. Культура и философия ХХ в. во многом буквально и сознательно приняла концепцию Фрейда на вооружение и начала активно фабриковать продукты, позволяющие ослабить конфликт человека с культурой и природой. В своих произведениях и конкретных проявлениях она дает выход наружу главным табуированным или вытесненным влечениям – сексуальному во всех его проявлениях и агрессивному. В постмодернизме, возникшем на стыке постструктуруализма и постфрейдизма, одной из существенных форм сублимации бессознательного стало выдвижение на первый план категории «телесности» и актуализации в арт-практиках всевозможных форм ее манифестации. Персонализм (лат. pеrsona – личность, личина, маска) возник в конце ХІХ – в начале ХХ вв. К его основным представителям относятся Б. Боун (1847–1910), В. Штерн (1871–1938), Э. Мунье (1905–1950). С точки зрения персоналистов, личность является первичной реальностью (духовным первоэлементом бытия) и высшей духовной ценностью. В ХХ – начале ХХІ вв. весьма влиятельными стали религиозные направления в философии. К ним относятся: философия католической церкви – неотомизм, философия православия, ислама, буддизма, даосизма, индуизма и др. Главное, что привлекает человека к модели религиозного мышления – это проблема богопознания. Ее значение определяется тем, что это не только попытка философского постижения Бога, но и предмет индивидуального обыденного сознания. Наиболее влиятельным направлением религиозно-философской мысли является неотомизм (лат. neo– новый; Thomas – Фома). Возрождая и приспосабливая к реалиям современности учение средневекового схоласта Фомы Аквинского, неотомисты проповедуют идею «гармонии веры и разума», считают, что наука и религия дополняют друг друга, а целью науки является доказательство бытия Бога. В Украине на уровне обыденного сознания также наблюдается процесс формирования теологической модели мышления. Это выражается в поисках божественной реальности, в попытках представить ее отношение к миру и человеку. Отсюда интерес не только к традиционным для Украины религиям (христианству и исламу), но и к восточным учениям, таким как йога, буддизм, конфуцианство и др. В настоящее время в обществе проявляется интерес к религиозно-философским концепциям В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, Н. Федорова, П. Флоренского, Ф. Достоевского, Н. Лосского. Происходит это в силу того, что в произведениях этих философов звучат идеи человеческого существования, поиска смысла жизни через Бога в добре и познании. В заключение отметим, что все новое, появившееся в современной философии, так или иначе связано с человеком, с положением личности в обществе, с анализом условий и возможностей социального прогресса. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Модуль 1. Основные этапы исторического развития философских идей Контрольная часть: Модуль 1 1.1 Материализм – это признание
1.2 Философское направление, которое считает, что разум является первичной основой бытия, называется
1.3 Выберите правильное высказывание
1.4 Идеализм – это
1.5 Мир непознаваем в соответствии с учением
1.6 Существует предание, что первым человеком, который назвал себя философом был - Аристотель; - Гераклит; - Демокрит; - Пифагор; - Платон. 1.7 В центре внимания первых древнегреческих философов был
1.8 Первым философом античности уже в древности считали - Аристотеля; - Гераклита; - Платона; - Фалеса; - Демокрита. 1.9 Величайшим энциклопедистом древности был
1.10 Те древнегреческие философы, которые, осмысливая мир, видели его первооснову в воде, огне, воздухе, земле, назывались:
- номиналистами. 1.11 Учение о воде как первооснове бытия развивал
1.12. Учение об огне как первооснове бытия развивал:
- Фалес. 1.13 В центре внимания философии средних веков был - космос;
1.14 Направление средневековой философии, утверждающее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей, называется
1.15 Положение о двойственности истины, т. е.: у науки истина одна, а у религии другая, выдвинул
1.16 Эпоха Возрождения воспроизводила основные философские идеи
- Средневековья. 1.17 В эпоху Возрождения в центре внимания философов были вопросы
1.18 В философии Нового времени на первый план была поставлена проблема
1.19 Первым философом в Киевской Руси был - митрополит Петр Могила; - Юрий Дрогобыч (Котермак); - Григорий Сковорода; - митрополит Илларион; - Тарас Шевченко. 1.20 Философия в Украине впервые начала изучаться отдельно от теологии
- в Харьковской коллегии. 1.21 Кто является родоначальником философской мысли Украины эпохи Просвещения (ХVIII в.)?
- В. Вернадский. 1.22 Украинский мыслитель, считавший, что мир представляет собой макрокосмос или Вселенную, микрокосмос или человека и символическую реальность, идеальным отражением которой является Библия, это
1.23 Современная философская концепция, которая отвергает науку и делает упор на философском осмыслении бытия человека
1.24 Философская концепция, которая является официальной философской доктриной Ватикана, возрождая учение одного из средневековых схоластов, это
1.25 Современная философская концепция утверждающая, что все философские проблемы – это псевдопроблемы, что наука сама себе философия, называется - экзистенциализм;
1.26 Философское учение современности, которое считает, что не противоречит догмам веры, что откровения и разум находятся в полном согласии друг с другом как две половины единой истины
- феноменология. 1.27 «Учение о четырех благородных истинах» – это
1.28 Карма – это
1.29 Автором учения о «благородных мужах» является
1.30 Автором афоризма «Человек есть мера всех вещей» является
1.31 Философия Сократа – это, прежде всего,
1.32 Согласно Аристотелю, началом философии является
1.33 Школа эллинистической философии, которая учила о неотвратимости судьбы, называется
1.34 Основным критерием для формационного подхода к общественному развитию является
1.35 Социальные группы, называемые классами, возникают на таком этапе развития общества как
Проблемно-поисковая часть: Модуль 1
Доказательная часть: ответы на тесты Модуля 1 1.1 – первичности материи и вторичности сознания; 1.2 – идеализм; 1.3 – материализм – это признание первичности материи и вторичности сознания; 1.4 – признание первичности сознания, вторичности материи; 1.5 – агностицизм; 1.6 – Пифагор; 1.7 – космос; 1.8 – Фалеса; 1.9 – Аристотель; 1.10 – материалистами; 1.11 – Фалес; 1.12 – Гераклит; 1.13 – Бог; 1.14 – реализм; 1.15 – Ибн Рушд (Аверроэс); 1.16 – Античной Греции и Рима; 1.17 – о человеке; 1.18 – метода; 1.19 – митрополит Илларион; 1.20 – в Киево-Могилянской академии; 1.21 – Григорий Сковорода; 1.22 – Г. Сковорода; 1.23 – экзистенциализм; 1.24 – неотомизм; 1.25 – неопозитивизм; 1.26 – неотомизм; 1.27 – буддизм; 1.28 – причинно-следственный закон воздаяния; 1.29 – Конфуций; 1.30 – Гераклит; 1.31 – антропология; 1.32 – удивление; 1.33 – стоицизм; 1.34 – способ производства материальных благ; 1.35 – рабовладельческое общество. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Модуль 2. Общетеоретическая и социальная философия Тема 11 Основы философского понимания бытия и материи
Ключевые термины: онтология, бытие, материя, субстанция. Философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека, поэтому она нуждается в особой категории, которая фиксирует существование мира, человека и сознания. Понятие бытия с самого начала становится одним из мировоззренческих оснований философского мышления. Прав был Г. Гегель, назвав поэму Парменида «О природе», где проблема бытия является центральной, началом философии: есть бытие, а небытия вовсе нет; здесь достоверности путь и к истине он приближает. Понятие «бытие» – древнейшее в философии и означает «быть», «есть», «существовать». Бытие – это чистое существование, не имеющее причины; бытие – причина самого себя, самодостаточная и ни к чему не сводимая, не из чего не выводимая. Бытие – это не вид или разновидность предметов – это бытие существующего и требует понимания. Соотношение бытия и небытия – это философская проблема, которая решалась на протяжении всей истории философии. Впервые в философии это понятие мы встречаем у Парменида. Он придерживается абстрактного понимания бытия, и не видит смысла разграничивать бытие и мысль, ибо без бытия мысли нет. У Гераклита бытие пронизано борьбой противоположностей, из неё рождается самая прекрасная гармония мира, оно изменчиво, динамично. Вечность мира, вечность бытия для него столь же несомненна, как и для Парменида. Бытие и небытие неразрывны, одно порождает другое, одно переходит в другое. У Демокрита – атомы и пустота, то есть, реально существующими оказываются и бытие (атомы) и небытие (пустота). У Платона истинное бытие («мир идей» – духовных сущностей) противопоставляется материальному, в котором соединяется бытие и небытие в виде несовершенных отпечатков идей. С одной стороны, философ проводит мысль о тождественности бытия и разума, с другой, бытие – жизнь, движение, душа, оно несет в мир истину, красоту, соразмерность, благо, и вещи становятся все конкретнее, уходя от абстрактного однообразия. У Аристотеля есть бытие возможности, потенциальное бытие, а бытие действительное, реальное, всегда бытие чего-то, а не просто бытие. В Средние века бытие – это сотворенный Богом мир, Бог – само бытие. В эпоху Возрождения бытие – это природа, а человек – высшее ее творение. В Новое время это понятие играло заметную роль во всех философских системах. Здесь создана такая концепция бытия, которая могла дать обоснование научному знанию. Рассматривают бытие как единичное существование (Бэкон, Гоббс, Локк), а вместе с тем строится система абсолютного бытия (Декарт, Спиноза). В немецкой классической философии бытие наполняется диалектическим содержанием. У Гегеля бытие и небытие объединены изначально, в зародыше, потенциально. Их взаимопереходы рассматриваются как становление. Для Фейербаха бытие – природа, а человек – уникальное её творение. В марксизме – всё реально существующее. Многие современные философские школы разделяют эту точку зрения, уточняя структуру бытия. Русская религиозная философия – бытие духовно, в нём и хаос, и гармония, Зло и Добро. Человек же является точкой пересечения материального и духовного мира, земного и божественного. Таким образом, бытие – это философская категория для обозначения всего того, что существует, имеет место. Бесконечное многообразие духовного и материального, совокупность сущего, тленного и вечного, мир как единое целое. Бытие многоструктурно, поэтому необходимо различать виды бытия – объективная и субъективная реальность, уровни бытия – актуальное и потенциальное бытие, формы бытия – природное и социальное. Объективная реальность включает в себя неживую природу – естественный и искусственный мир, все состояния и явления природы. Это вся первая и вторая природа, лишенная жизни, бесконечная в своём проявлении. Представление о происхождении и эволюции мира сложилось 400 лет назад, а о Галактике люди узнали только в ХХ в. Многообразие неживой природы имеет своё начало (факт расширяющейся Вселенной), но нет ответа, что было до взрыва, что будет в будущем – расширение или сжатие? Есть ли у мира начало и конец в пространстве и во времени? Ясно одно – мир изменяется. Расширяющаяся плазма: звезды, планеты, кометы, входящие в состав удаляющихся друг от друга Галактик, в скоплениях которых происходят взрывы, причины их пока науке неизвестны. Наша планета возникла из рассеянного в протосолнечной системе газо-пылевого вещества примерно 5 млрд лет назад. Сегодня человек сотворил целый мир искусственной природы, где удовлетворяет свои потребности. Возникает закономерный вопрос: Что такое природа в контексте понятия «бытие»? Ответы на него могут быть следующими:
Бытие живой природы включает два уровня:
Это пока все, что известно науке. Субъективное бытие – это мир Духа, особого рода реальность. Она незрима, невесома, присутствует во всех актах человеческой деятельности. Это мир чувств, эмоций, образов, понятий, представлений. Сюда включается индивидуальное сознание во всех формах проявления. Субъективная реальность является продуктом отражения объективной реальности и, в свою очередь, оказывает влияние на нее. Таким образом, бытие есть единство материального и духовного. Это мир сам по себе (ноуменальное бытие) и мир, каким он нам представляется, (феноменальное бытие). Необходимо различать актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие. Актуальное, наличное, в данном пространственно-временном интервале, все, что существует в этот момент. Актуальное бытие вещей и процессов природы, человека, и им созданное, имеет в себе массу нереализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным. В природе происходит благодаря естественным законам. В обществе тоже есть свои законы, но они проявляются через деятельность людей. Бытие связано с небытием, они неразрывны. Одно порождает другое, одно умирает в другом. Бытие одних определяется через переход в небытие других. Бытие – всеобщая, универсальная и единственная в своём роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Но категория «быть» фиксирует факт наличия или отсутствия. Небытие – это когда вещь, явление, мысль (то, что может существовать) перестает быть самим собой, о нём говорят, что ушло в небытие. В философии это не так: если о том, что ушло, говорят, то оно мыслится как нечто конкретное, значит, оно опять существует, но уже в сознании, как идеальное. Идеальный образ может воплотиться в аналогичный объект – копия картины, храм Христа Спасителя. Бытие всегда в настоящем. Все формы бытия существуют по своим законам и являются объектом познания различных наук. Человек – символ единства мира, он открывает этот мир средствами научного и ненаучного познания. Вечность бытия обусловлена законом сохранения и превращения одного вида в другой, а это связано с законом универсального взаимодействия, что и есть развитие. Таким образом, природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и материальное – едины, и предпосылкой этого единства является бытие. Но какую бы форму бытия мы не взяли, основой его является материя как объективная реальность. Категория «материя» очень древняя. Она возникла в истории философии с попыткой древних философов объяснить единство мира, и во всем многообразии найти конечную основу – вечную неизменную субстанцию. Материалисты пытались свести ее к одному началу (Фалес, Анаксимен), другие приходят к признанию множественности начал (Эпидокл). Новой синтезирующей попыткой найти начало всех вещей явилось учение атомистов, одной из самых плодотворных завоеваний человеческой мысли. Эта идея просуществовала более двадцати веков и позволила объяснить множество природных процессов (периодическая система Менделеева). В Новое время высказывается идея общности свойств и физического строения материи. В учении о материи как субстанции акцентировалось внимание на атрибутивных свойствах (протяженность, твердость, непроницаемость, инертность, плотность и т. д.). Правда, здесь, говорят и о «началах», «элементах», «корпускулах» как их носителе. Таким образом, материалистическая традиция в философии исходила из двух принципов – материя рассматривалась как общая вещественная основа, или как совокупность специфических свойств. Эту модель можно назвать субстрактно-атрибутивной. Преодолеть подмену понятия «материя» одним из его видов удалось французскому философу Гольбаху, который полагал, что материя – все то, что воздействует каким-то образом на наши органы чувств. Такой взгляд на категорию «материя» нашел дальнейшее развитие в диалектическом материализме с учетом новых открытий в естествознании. Необходимо разграничивать понятие «материя» в философии и естествознании. В философии – «материя» – категория, которая дана для обозначения объективной реальности и отражается в нашем сознании. Главное свойство – быть объективной реальностью, т. е. существовать вне сознания. А естественно-научные и социальные представления выражают её физические, химические, биологические и социальные свойства. Материя – это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные вещи, явления – виды материи. Материя – общее, что объединяет всё сущее, что существует вне сознания, воздействует на наши органы чувств и отражается в наших представлениях. Данное понятие разграничивает внешний мир на две реальности – материальную и идеальную, то есть сознание, которое и по происхождению, и по содержанию вторично. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, которая изменяется в пространстве и во времени. Объективная реальность двуедина: естественная природа, где сознание вторично, а вторая – результат творческой деятельности человека – мир культуры. Здесь сознание – первично. Сознание не только отражает, но и творит мир. Таким образом, категория материи богата по своему содержанию как субстанция, обладающая атрибутами, она есть единство общего и отдельного. Основные свойства материи: структурность, системность, самоорганизация, отражение, движение, пространство, время. Материя многоструктурна. Неживая природа включает такие элементы:субмикроэлементарный уровень, элементарные частицы, физический вакуум (состояние материи, где происходит сложный процесс появления и исчезновения элементарных частиц); ядерный уровень, атомарный, молекулярный, макротела, планеты, системы планет, звезды, галактики (совокупность планетных систем и звезд), система галактик. Метагалактика – это вся Вселенная. Живая природа включает следующие элементы: нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК); клетка; многоклеточные; популяция (совокупность особей); биоциноз – совокупность популяций (лес – это животные, растения, которые обитают на данном участке земли, воды и находятся в определённом отношении друг с другом); биосфера – глобальная система жизни, образованная в результате биоцинозов. Социум включает следующие элементы:
Что касается строения материи, то современной науке известно два ее вида – вещество и поле, переходящие друг в друга. Вещество дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и сосредоточено в пространстве. Формы вещества многообразны: атомы, молекулы, газы, жидкие и твёрдые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела. Поле – сложное электромагнитное образование, состоящее из квантов («порций»), которые не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле тоже существует в различных видах: гравитационное, электромагнитное, биологическое. Вещество и поле взаимопроникают, дополняют друг друга. Их синтезом, например, является плазма, как особое состояние материи, из неё состоят, в частности, небесные тела типа Солнца. Такое взаимодействие имеет место на уровне элементарных частиц в микромире. Материальный мир – единство противоположного: прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного. |