Учебник по философии. В результате изучения курса философии студенты должны
Скачать 1.56 Mb.
|
Тема 14 Сознание и гносеологический аспект деятельности человека
Ключевые термины: истина, сознание, мышление, искусственный интеллект. Человеческое сознание – явление сложное и многоплановое. В силу своей исключительной сложности и многогранности сознание является предметом интереса со стороны многих наук и вненаучных форм познания. Философия, используя и обобщая достижения различных форм познания, сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных вопросов как сущность, происхождение и структура сознания, возможности и пути его изучения. Вопросы эти с древности остаются дискуссионными, не имеющими однозначного решения. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, считают его самостоятельной, созидающей сущностью (субстанцией) всех вещей и процессов. Дуализм (или психофизиологический параллелизм) рассматривает сознание и тело как независящие друг от друга начала и не видит взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме. В отличие от идеализма и дуализма, материализм рассматривает сознание не как нечто автономное, независимое от материи, а, напротив, как ее свойство. Свойство в отличие от таких атрибутов материи, как движение, пространство, время не является всеобщим. Оно присуще особому виду высокоорганизованной материи – человеческому мозгу. Однако осознает, мыслит не мозг как таковой, а человек, обладающий мозгом, причем, человек в единстве с системой – природной, социальной, культурной – в которую он включен как активно действующий элемент. Материализм исходит из того, что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично (но не второстепенно), производно от материи. Вторичность сознания рассматривается в трех аспектах: 1) историческом (сознание как особое свойство материи возникает на определенном этапе ее эволюции); 2) психо-физиологическом (сознание – функция головного мозга человека); 3) гносеологическом или эпистемологическом (сознание – высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправленностью). Сознание имеет сложную внутреннюю структуру, включающую различные элементы и уровни своего существования. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, интуиция, внимание. Ощущение дает человеку непосредственное отражение отдельных внешних сторон предметов и явлений. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов. Воля – это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществлять намеченное. Исключительно важное место в структуре сознания занимает память как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Тем самым память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности. Эмоции – это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний (предчувствия, радость, восторг, гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия, антипатия). Огромный познавательный потенциал обнаруживается в интуитивной способности сознания человека. Интуиция – это способность непосредственного постижения истины путем прямого ее усмотрения без соответствующего доказательства. Особенность интуитивного «видения» («озарения», «вспышки») сознания проявляется в неожиданности решения проблемы, в неосознанности путей и средств ее решения. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения. Важным элементом сознания является внимание. Благодаря сосредоточенности внимания интересующий нас объект находится в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы, события вызывают не только познавательные мысли, идеи, но и определенные эмоции, обнаруживающие себя в волнении, восхищении, любви, ненависти и т. д. Отдельные философы и, особенно, психологи отождествляют сознание с вниманием. Единство и всесторонняя активизация названных выше и многих других психических процессов, учет условий становления сознания и характера его функционирования позволит глубже осмыслить природу человека. Сознание как свойство материи возникает на определенном этапе ее эволюции. История возникновения сознания – одна из составляющих общего процесса развития материи, в ходе которого возникает и развивается жизнь, все многообразие живой природы, а затем и мыслящий человек. Сознание есть высшая форма и результат развития важного свойства материи – отражения. Отражение – это изменение одного предмета под воздействием другого, или, иными словами, передача особенностей одного предмета другому в процессе их взаимодействия. Способность к отражению и его характер зависит от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение проявляется в неорганическом мире, в мире растений, животных и, наконец, у человека. В простейшем случае отражение в неорганической природе – это механические деформации, физико-химические изменения. С возникновением жизни формируются качественно новые формы отражения. Простейшей формой отражения в живой природе является раздражимость,представляющая собой ответную реакцию организма на внешнее или внутреннее воздействие среды в виде возбуждения. Эта форма отражения, имеющая приспособительный характер, широко распространена у растений и простейших животных. Более высокой формой биологического отражения, по сравнению с раздражимостью, являются рефлексы и ощущения. Рефлексы и ощущения появляются у животных, обладающих нервной системой. На этой ступени эволюции возникают психические формы отражения, отличающиеся избирательностью и активностью. Рефлекс – это закономерная реакция организма на внешнее раздражение, осуществляемая при участии центральной нервной системы. По мере морфологического усложнения организмов в процессе органической эволюции наряду с безусловными (или врожденными) рефлексами и на их основе у животных появляются и условные (или приобретенные), рефлексы, возникает высшая нервная деятельность. Дальнейшее развитие присущего материи свойства отражения происходило у наших предков под определяющим влиянием социальных факторов. Точнее, процесс возникновения сознания протекал в единстве с возникновением общества. Решающая роль в этом процессе перехода биологической формы движения материи к социальной принадлежит трудовой деятельности. Она способствовала формированию абстрактного мышления и возникновению высших, сугубо человеческих форм отражения. Сознание – это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах. Сознание – это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать, человек делает это мысленно, в идеальной форме. Идеальное – свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический способ существования (бытия) объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслительных образах, проектах и схемах деятельности, духовных ценностях и идеалах. Идеальное есть характеристика сознания как противоположности материи. В этом плане она предстает как субъективная реальность, противостоящая реальности объективной. В отличие от материального, обладающего свойствами вещности, пространственности, временности, идеальное обозначает непротяженность, невещественность, содержательное сходство образа и соответствующего предмета. Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создание нового. Многие философы определяют сознание как величайший дар человеку, чудо из чудес мироздания, указывая при этом, что сознание одновременно и крест, и тяжесть, ибо в нем дана вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную и физическую) временно отключают сознание. Нередко сознание определяют как знание человека об окружающем мире и о самом себе, которое с помощью слов, математических символов, образов художественных произведений может быть передано другим людям, в том числе другим поколениям в виде памятников культуры. По мнению лингвистов, языковая форма является не только условием передачи мысли, но и условием ее реализации. Люди постигают мысль уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся в жесты и мимику. Сознательное – это событие, обработанное языковой системой мозга. Язык человека качественно отличается от «языка» животных (жестов, звуков), выражающего их эмоциональное состояние, желания, потребности. «Язык» животных – это замкнутая система, строго ограниченная приспособленческим отношением к природе. Язык человека – открытая саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир, его свойства и отношения, а также отношения людей. Он дает возможность человеку осмыслить мир и собственную деятельность в нем. Сущность языка выражается в основных его функциях: номинативной (способность языка называть вещи, явления); познавательной (участие в процессе познания); информативной (способность хранить и передавать информацию); коммуникативной (способность общения на самых различных уровнях). Язык такой же необходимый искусственный посредник в отношении человека к миру, как и орудие его преобразования – техника. Родившийся человек пока не овладеет этими двумя основными посредниками – орудием труда и языком – не становится человеком в полном смысле этого слова. В тоже время сознание не исчерпывается тем, что может быть выражено в языке, рационально усвоено. Коммуникативное происхождение сознания обуславливает способность мысленного диалога с самим собой, т. е. ведет к появлению самосознания (рефлексии). Самосознание– это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Оно предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает. Это способность человека посмотреть на себя как бы со стороны, осознать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в обществе. Оно возникает под влиянием определенных общественных условий, которые требуют от людей умения оценивать свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм. Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия – это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Уровни рефлексии могут быть разнообразными – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего внутреннего духовного мира, например, изживает дурные привычки. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким он был прежде. Проблема сознания и языка с появлением компьютерных технологий оказалась тесно связанной с проблемой искусственного интеллекта. Термин «интеллект» в философии трактуется как высшая познавательная способность мышления, которая отличается творческим, активным характером в отличие от пассивно чувственных форм познания. Мышление животных, их «язык» остаются на уровне элементарного мышления. У животных есть память, им свойственны зачатки анализа, синтеза и других мыслительных операций, осуществляемых на уровне предметных образов, а не понятий. У человека же сознание связано с абстрактным понятийным мышлением. В отличие от человека и животных, машина, обладающая так называемым «искусственным интеллектом», оперирует не образами, а знаками. Здесь может осуществляться процесс «самонаучения» (самообучающиеся, самопрограммирующиеся ЭВМ). Однако это «научение» особого рода. То, что ЭВМ, скажем, способна доказывать математические теоремы, еще не означает ее умения также играть в шахматы или решать научные проблемы и наоборот. Конечно, ЭВМ может выполнять, причем значительно быстрее человека, многие умственные операции. Но полностью заменить человека она не может потому, что работает по программе, заложенной в нее человеком, и находится в его власти. Проблема искусственного интеллекта имеет многовековую историю. Ранее, при создании вычислительных устройств, как правило, шли путем имитации предметных действий человека или его мышления. В настоящее время работы, посвященные искусственному интеллекту, ведутся по трем основным направлениям: 1) воспроизводство творческих способностей человека; 2) применение диалоговых форм «общения» человека с компьютером; 3) создание робототехники, важнейшим элементом которой является искусственный интеллект. Человек с его сознанием и ЭВМ идут навстречу друг другу. Техника все активнее начинает выступать партнером человека в его жизнедеятельности. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным» усиливает творческие возможности человека, ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления, способной обеспечить их единство и целостность в интересах сохранения и дальнейшего развития человечества. Cознание представляет собой открытую систему, в которой имеется не только сфера рационального, мыслительного, но и чувственного, эмоционального, волевого. Все составляющие структуры сознания вместе взятые, характеризуют новые возможности человека как существа творческого и самосозидающего. В современной философии познание рассматривается как процесс взаимодействия объекта и субъекта в материально-чувственной деятельности человека. Субъект и объект выступают как стороны практического отношения. Субъект познания – носитель материального целенаправленного действия, которое связывает его с объектом. Объект познания – предмет, на который направлено действие. Исходная характеристика субъекта – активность, объекта – приложение активности. Активность носит осознанный характер, она опосредована целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Человек может быть как объектом, так и субъектом познания. Человек становится субъектом, когда включён в социальную деятельность. Общество выступает субъектом познания через способы познавательной деятельности и систему накопленного знания. Индивид становится субъектом познания, когда может овладеть миром культуры и превратить достижения человечества в свои силы и способности (язык, логические категории знаний). Таким образом, процесс познания есть единство объекта и субъекта, результатом которого выступает знание. Человек познает мир с помощью сознания. Это высшая форма отражения действительности, поэтому важно выяснить познавательные возможности сознания и всей человеческой психики. Рассматривая сознание как систему, можно выделить три сферы: 1) познавательная; 2) эмоциональная; 3) мотивационно-волевая. Познавательная сфера включает чувственное сознание (ощущения, восприятия, представления) и рациональное (мышление, оперирование понятиями). На основе чувственного и рационального познания создаются идеальные образы объектов познания. К познавательным способностям относится внимание, память, воображение, а так же интуиция, корни которой находятся в бессознательном. Эмоциональная сфера – внутренние чувства человека (радость, горе, любовь, сострадание, ненависть и т. д.). Сюда относятся и аффекты (душевное волнение, страсть, гнев, ужас, ярость). Эмоциональное состояние (подавленное, радостное, грустное, жажда, голод) это все влияет на познание. Мотивационно-волевая сфера – мотивы, интересы, потребности человека, что ориентирует его в познавательной деятельности, а так же воля. Воля – это способность к выбору цели и усилия для её достижения. Все сферы взаимосвязаны, но основную роль играет рациональное познание. К психической деятельности относится не только сознательное, но и бессознательное. Особое место принадлежит интуиции (пристальное всматривание). Это способность непосредственного постижения истины без рационального обоснования. Различные мыслители понимали ее по-разному. В сенсуализме – способность непосредственного постижения истины с помощью чувств, она не нуждается в обосновании (белизна снега, зелень травы). У рационалистов активно используется понятие «интеллектуальная интуиция» (например, математические, логические аксиомы). В иррациональной философии (А. Бергсон и др.) интуиция противопоставляется логике и рациональному познанию и понимается как сверхразумная, мистическая деятельность. В современной науке интуицию рассматривают как форму непосредственного познания, связанную с рациональным, опосредованным познанием. Это могут быть и внезапные идеи, без осознания мыслительного процесса, который к ней привел. Весь ход рассуждений не всегда осмысливается, отдельные звенья могут выпадать в бессознательное из общей логической цепочки. Результат осознается как очевидная истина. Это мы наблюдаем в деятельности учёных, медиков, художников, юристов. В структуру познавательной деятельности включаются такие ее уровни как чувственное и рациональное. Чувственное познание: ощущение – субъективный образ предмета, первичная информация о мире, восприятие – целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения, в нем отражаются различные свойства вещи как одно целое, представление – это опосредованный целостный образ, сохраняемый и воспроизводимый с помощью памяти. Оно базируется на прошлых восприятиях, воображении, мечте, фантазии и т. д. Рациональноепознание – это, прежде всего, мышление, которое опирается на чувственное познание и дает обобщенное знание. Оно осуществляется в 3 формах: понятия, суждения, умозаключения. Понятие – это обобщенное логическое выражение существенных свойств предметов. В них закрепляются результаты познания. Научные понятия выражают внутренние связи и отношения, служат ступенями познания. Понятия подвержены изменениям в результате практики. Практика закрепляется в сознании в форме понятий. Понятия возникают и существуют в сознании в виде суждений. Суждения – это форма, в которой совершается мыслительный процесс, мыслить, значит высказывать суждения. Они могут быть утвердительными или отрицательными. Элементами всякого суждения являются понятия, а содержание самих понятий раскрывается путём суждения. К суждению человек может прийти опосредованно с помощью умозаключения. Умозаключения на основе имеющихся знаний дают нам новые знания. Здесь совершается переход от известного к неизвестному путём выведения одних суждений из других. Суждения, на основании которых делается вывод называются посылками. Выведенное новое суждение – следствие или заключения. Вывод, если он сделан правильно, всегда содержит новое знание. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные. Большое значение в познании играют анализ и синтез, логическое и историческое. Уровни познания существуют в неразрывной связи и образуют диалектический путь познания: от живого созерцания, к абстрактному мышлению – от него к практике. Итог познания – достижение истинного знания. Истина – это соответствие знания объекту исследования. Истина – объективна. Понятие «объективная истина» выражает содержание знания о мире и обозначает личное отражение объективного мира в сознании. Истинность понятий и выводов следует рассматривать в зависимости от условий, места и времени их возникновения. С изменением исторических условий меняется и истинность положений и выводов. Истина представляет собой непрерывный процесс и для объяснения движения истины в философии выработаны понятия абсолютной и относительной истины. Они раскрывают взаимоотношения между бесконечным процессом познания и исторической обусловленностью этого процесса на отдельной ступени его развития. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, ее разновидностью являются вечные истины. Абсолютная истина познается не сразу, не целиком, а через относительные истины. Абсолютная истина – это бесконечный процесс, отдельными звеньями которого являются относительные истины – не полные, не точные знания. Истина есть процесс движения мысли от неполного знания к более полному, абсолютному. Игнорирование этого приводит к релятивизму или догматизму. Но полные исчерпывающие знания о мире в целом недостижимо, так как мир бесконечен и неисчерпаем. Абсолютная истина предстает как бесконечная сумма относительных истин, которые формирует человечество на протяжении всей своей истории. Таким образом, истина не только результат познания, но и средство, и способ реализации его целей. Истина возможна только в неразрывной связи с практикой. Она есть единство познания, преобразования и освоения мира человеком. Проблема истины связана с поиском ее критериев. Существовали различные критерии истинности знания. У эмпириков (сенсуалистов) основной критерий истины – это данные ощущений и восприятий, то есть соответствие знаний опыту. У рационалистов критерием истины выступает интеллектуальная интуиция. Когерентная теория истины представляет ее как внутренне согласованное, непротиворечивое знание. Существует также логический критерий истины. Он реализуется через выведение знаний из общих истинных положений. В целом, главным критерием истины должна быть, прежде всего, практика, то есть целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. Она имеет социально-историческую природу. Чувственный и рациональный, логический и эстетический критерии истины опосредованы практикой. Практика – это решающий и всеобщий критерий, но и она бывает относительной, поскольку не всегда в данный исторический момент может подтвердить или опровергнуть истинность знания. |