Главная страница
Навигация по странице:

  • духовной культурой.

  • Ценности

  • Институты

  • Контркультура

  • Культуртрегерство

  • Локальные культуры

  • Массовая

  • Теория культурных циклов

  • Тема 17 Глобальные проблемы современности и общественный прогресс

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Модуль 2. Общетеоретическая и социальная философия Контрольная часть: Модуль 2

  • Учебник по философии. В результате изучения курса философии студенты должны


    Скачать 1.56 Mb.
    НазваниеВ результате изучения курса философии студенты должны
    АнкорУчебник по философии.doc
    Дата21.06.2018
    Размер1.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник по философии.doc
    ТипДокументы
    #20577
    страница15 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
    Тема 16

    Культура и цивилизация: генезис и развитие


    1. Культура и цивилизация: терминологический аспект.

    2. Ключевые компоненты, категории и функции культуры.

    3. Феномен цивилизационного процесса.


    Ключевые термины: культура, цивилизация, артефакт, норма, ценность.

    Понятие «культура» имеет многовековую историю. Это понятие имеет два дополняющих друг друга толкования. Первое происходит от общепринятого латинского слова cultura – уход, обработка, возделывание воспитание, развитие. Менее известным, хотя и более древним, является второе толкование: у друидов (кельтских жрецов) «культ» – почитание, на Древнем Востоке «ур» – свет, огонь; а вместе – почитание света.

    Впервые понятие культура употребил древнеримский оратор Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Под культурой он понимал благотворное воздействие, которое оказывают занятия философией на ум человека.

    В средние века культура ассоциировалась с личным совершенством человека. В эпоху Возрождения культурным считался универсально развитый, деятельный человек.

    В эпоху Просвещения (ХVШ в.) культуру понимали как воплощение разумного, измеряемого достижениями наук и ремесел.

    Начиная с эпохи Возрождения, понятие «культура» входит в обиход, становится широко употребляемым. При этом, культура осмысливается как нечто противоположное «натуре», природе. Гердеру, рассматривавшему культуру как развитие способностей ума человека, принадлежит определение культуры как второй природы.

    Культура – это совокупность ценностей, созданных человеком. Культура представляет собой язык, объединяющий человечество; среду, в которой вырастает личность.

    Когда говорят о культуре, имеют в виду нечто ценное для человека не как физического, а как духовного существа. В силу этого под культурой подразумевают ценности этические, эстетические, религиозные. Их называют духовными ценностями, а сферы их функционирования – духовной культурой. Они проникают и в сферу производства и в сферу быта (например, дизайн), поэтому есть и понятие «материальная культура». Их объединяет то, что они не только созданы человеком, но и существуют для человека, т. е. культура воплощает в себе не только труд, но и человеческую духовность.

    Человек, как субъект и как результат культурного процесса, живет и развивается в обществе, поэтому культура – это специфически общественный способ жизнедеятельности и саморазвития человека. Это не только совокупность результатов человеческой деятельности, но и сам ее процесс, а также подлинно человеческие отношения между людьми.

    Современная культура формируется как структура, состоящая из образов жизни или стилей жизни. Существует общий тип культуры, который трансформируется в различных слоях общества, доходя в этих трансформациях до противоположности. Всякая культура рождает свою антикультуру, представляющую собой реальность, в которой господствующие в обществе принципы не отвергаются, а выступают в иной форме выражения. Например, патологический стиль жизни, социокультура нищеты.

    Наряду с понятием культуры, в философии, начиная с ХVШ в., стал широко употребляться, известный уже в античности, термин «цивилизация»(лат. civilis – гражданский, государственный). Цивилизация – это определенный тип социальной организации общества, направленный на воспроизводство, приумножение общественного богатства и регламентацию гражданской жизни.

    В истории человечества складывались различные типы цивилизаций. Известный английский исследователь философии истории А. Тойнби утверждает, что в настоящее время существуют пять цивилизаций: Западная, Восточно-православная, Исламская, Индуистская и Дальневосточная. О. Шпенглер цивилизацию определяет как заключительную стадию развития любой культуры: она является свидетельством ее упадка и деградации вследствие урбанизации самого мира и машинизации человека. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.

    В философии и социологии выделяются четыре подхода к пониманию цивилизации: 1) отождествление цивилизации и культуры, когда эти понятия считаются синонимами; 2) цивилизация истолковывается как идеал прогрессивного развития человечества; 3) цивилизация выступает как определенная стадия в развитии локальных культур; 4) цивилизации рассматриваются как качественно различные этнические (связанные с принадлежностью к какому-либо народу) общественные образования, характеризующие уровень социально-материального развития тех или иных регионов планеты.

    Каждая цивилизация возникает на энергетическом поле культуры. Цивилизации в истории могли в разной степени приближаться или отдаляться от культуры, но никогда не существовали отдельно от нее. Когда говорят о цивилизации, ее начало связывают с качественно новым этапом в развитии материальной культуры – использованием техники. В науке известно деление ранней истории человечества на дикость, варварство и цивилизацию. Начало последней связывают с умением применять металлы в производстве.

    Понятия культуры и цивилизации, как отмечено выше, часто употребляют как синонимы, но иногда их противопоставляют, заявляя о враждебности цивилизации культуре. Впервые об этом заговорил в XVIII в. Руссо, который критиковал цивилизацию за то, что человек живет в ней не естественными, а навязанными ему ценностями, подчиняясь внешним, а не внутренним, факторам бытия. В XIX в. сходную мысль высказывал Ницше: прогресс рождает маленького человека, чем дальше продвигается прогресс, тем более уменьшается человек. Мыслители ХХ – начала ХХI вв. уже не сомневаются в том, что, сделав жизнь человека удобнее, прогресс не сделал его счастливее, но сделал главной проблемой культуры бездуховность.

    Созданными техническими средствами человечество способно уничтожить себя, поэтому сохранение культуры есть сохранение человечества. А, следовательно, у человека нет альтернативы: будущее человечества – это развитие культуры. Культура проявляется через развитие человека как сознательного, творческого и самодеятельного существа. Прогресс культуры выступает как один из законов истории общества. Каждая культура, прежде всего, цивилизует общество и человека.

    Каждый народ творит свою собственную самобытную культуру, с учетом того факта, что каждая культура имеет устойчивую, консервативную сторону в виде традиций и новаторскую – в форме творчества.
    В культуре выделяются четыре базовых элемента, которые передаются из поколения в поколение. Это ценности, нормы, институты и артефакты.

    Ценности – это убеждения о том, что есть добро, истина, красота, справедливость и т. д., которые разделяет большинство членов данного общества.

    Нормы – это предписания, образцы поведения, меры суждения о вещах и мера оценки.

    Институты – это общественные структуры (государство, армия, брак и семья и др.), посредством которых передаются культурные ценности и нормы.

    Артефакты – это предметы или явления, которые возникли в результате целенаправленной деятельности человека.

    Категории культуры – это наиболее общие понятия, которые служат для компрессии опыта, нахождения предметных отношений, расчленения и синтеза культурной действительности. К основным категориям культуры относятся:

    Миф – в научной литературе употребляется в нескольких значениях: 1) миф как символическое представление людей о мире; 2) миф как результат наивной веры, коллективного художественно-образного мышления на чувственно-эмоциональном уровне; 3) повествования о богах и «культурных героях». Если обобщить все эти значения, то можно сказать, что миф – это специфическое символическое повествование, являющееся результатом коллективного мышления и чаще всего представляющее собой описание деяний богов, или других сверхчеловеческих существ, которые оказались в необычных и сверхъестественных обстоятельствах.

    Ритуал – совокупность предписаний и правил, которые определяют порядок действий в социальной жизни, или при исполнении культовых обрядов. Ритуал тесно связан с мифом, поскольку миф является обоснованием ритуала, а ритуал его практической актуализацией. Миф для древнего человека представлял собой единственную возможную реальность. Именно в мифе содержалось первичное обоснование социальных отношений, норм поведения, общественных ценностей. В ритуале же миф обретал свое наиболее полное проявление.

    Знак – материальный объект, который воспринимается чувственно и используется для обозначения представлений о другом объекте, который является значением данного знака. В некоторой степени знак заменяет тот объект, который он обозначает. Совокупность знаков, подчиненная определенным правилам, называется знаковой системой, примером которой является естественный язык, система знаков дорожного движения и т. д. Знаки и знаковые системы играют важнейшую роль в любой культуре, т. к. способен кодировать, сохранять и транслировать информацию, в результате чего возможна передача культурного опыта и знаний. Внедрение знаков в социокультурную практику человека связано с развитием способности человеческого разума к абстрагированию, оперированию понятиями о предметах вместо самих предметов.

    Символ – образ, воплощающий идею, которой определенная группа людей придает особый смысл. Символ представляет ту информацию, которую фиксируют ощущения в человеческом сознании. Поскольку символ характеризуется условностью, то он в значительной степени является тайным и скрытым для непосвященных. Символ способен передавать духовное содержание культуры через определенные материальные предметы, а также образы или действия. В отличие от знака символ более многозначен и связан с диалогической формой познания, поскольку его истинное содержание раскрывается только в процессе коммуникации. В том случае, если символ не задействован в культурном и социальном диалоге, он утрачивает свое аутентичное значение и вырождается в пустую форму.

    Архетип – прообраз, первичная структурная форма или образец. Архетип предполагает сквозную символическую структуру, пронизывающую плоскость культуры, которая при изменениях конкретно-исторического наполнения сохраняет специфическую тематизацию. Например, представления и благе и прекрасном присуще каждой культуре на каждом этапе ее развития, но в каждом отдельном случае эти представления имеют свои отличительные особенности.

    Цивилизация – ступень развития культуры, противоположная варварству. Иногда понятие цивилизации употребляется как синонимичное понятию культуры и понимается как относительно самодостаточное социально-историческое образование. До начала XIX в. цивилизация понималась как процесс культурного развития, в то время как с первой половины XIX в. данное понятие стало обозначать определенное состояние общества. О. Шпенглер и Н. Данилевский истолковывали цивилизацию как завершающую стадию развития культуры, период культурного угасания.

    Ценности – убеждения о том, что есть добро, истина, красота, справедливость и т. д., которые разделяет большинство членов данного общества. Ценности наиболее тесно связаны не с реальным положением вещей, а с желаемым и должным. Большинство ценностей релятивны и трансформируются в ходе культурного и общественного развития. Наличие общих ценностей играет важнейшую роль в поддержании культурного единства.

    Нормы – предписания, образцы поведения, меры суждения о вещах и мера оценки. В нормах формулируются критерии социального поведения и мышления. В рамках культурной практики часто нормы возникают из ценностей. Общность норм обеспечивает существование коммуникативных связей внутри культуры.

    Обычаи – традиционные формы культового и социального поведения, закрепленные коллективной привычкой. Обычаи поддерживают стабильность общества и культуры. Для современного общества в связи с постоянно ускоряющимся развитием характерно снижение роли обычаев, которые просто не успевают закрепляться в постоянно изменяющейся социокультурной реальности, что имеет серьезные негативные последствия (дестабилизация социальных процессов, духовная дезориентация и др).

    Законы – в узком понимании – нормативные акты, принятые высшим органом государственной власти. В широком понимании – это категории, позволяющие фиксировать повторяемость, устойчивость и регулярность различных сторон природного и культурного бытия.

    Развитиезакономерная смена материи и сознания, а также их универсальное свойство. Развитие бывает интенсивным (сопровождается возникновением качественно новых форм), а также экстенсивным (предполагает проявление и увеличения уже имеющегося).

    Прогресс – поступательное движение, направленное на развитие человеческой культуры до лучшего, более совершенного состояния. Возникновение представлений о прогрессе стало возможно только благодаря концепции линейного времени, характерного, в частности, для христианского мировоззрения. Для традиционных культур, напротив, характерной является циклическая модель времени. Именно прошлое в традиционных культурах представляло собой абсолютный авторитет и образец для повторения (например, концепция «золотого века» в древнегреческой культуребсолютный авторитет и образец для повторения (). представляло собойя концепции линейного времени, характерного для христианско).

    Регресс – движение назад, в бесконечное. Регресс часто предполагает движение от следствия к причине, от обусловленного к условию. В отношении социального и культурного развития регресс означает движение, противоположное прогрессу, т. е. – утрата социокультурных достижений, возврат к более раннему и более примитивному состоянию, деградация.

    Маргинализация – процесс развития «пограничных» культурных явлений, которые находятся на «краю» культурной системы. В науке распространено мнение, впервые высказанное М. Вебером, о том, что толчком к различным культурным трансформациям служит именно процесс маргинализации.

    Контркультура – культура, которая находится в оппозиции к традиционной.

    Культурное наследование – процесс передачи культурных ценностей и информации во времени.

    Культуртрегерство – распространение культуры, за которым стоят корыстные и захватнические интересы.

    Культурная ассимиляция – слияние одной культуры с другой, которое сопровождается утратой собственной национальной или культурной специфики.

    Локальные культуры – культуры, которые свойственны данной местности или региону.

    Глобальная культура – универсальная, всемирная культура, которая распространяется вне национальных и региональных границ. Понятие глобальной культуры в современном мире тесно связано с развитием информационных технологий, превращающих мир в так называемую «глобальную деревню». Благодаря широким возможностям быстрой передачи информации (как это происходит, например, в сети Интернет), культурные различия и специфические культурные ценности постепенно стираются, уступая место универсальным ценностям и нормам. В то же время, абсолютное господство глобальной культуры в будущем с точностью предсказать нельзя, поскольку история знает целый ряд попыток установления глобальной культуры (Римская Империя, СССР и др.), ни одна из которых не выдержала проверку временем.

    Массовая культура – понятие, которое отражает состояние культуры середины ХХ в. и связано с развитием средств массовой коммуникации. Представления о массовой культуре стали развиваться в Европе приблизительно с середины XIX в. Для массовой культуры характерна массовая потребность в сходных материальных и духовных благах и соответствующее массовое потребление. Именно поэтому в отношении современного общества часто употребляется термин «культура потребления». Данный термин несет несколько негативный оттенок, так как современный процесс потребления отличается высокой степенью механизированности, что ведет к дегуманизации, духовной дезориентации и девальвации многих культурных ценностей, то есть – к внутреннему опустошению культуры.

    В целом, численность категорий культуры постоянно растет, что связано с активным развитием культурологии как науки.

    Многомерность и сущность культуры проявляется в ее основных функциях: социальной (гуманистической), познавательной, аксиологической, семиотической, нормативной.

    Социальная или гуманистическая функция проявляется в том, что культура способствует преобразованию, совершенствованию, гуманизации человека и отношений между людьми, а следовательно, и одухотворению общества.

    Познавательная функция реализуется так: через культуру человек получает знание о мире, о самом себе и о других людях. Кроме того, самоосознания любой культуры невозможно без интереса к другой культуре и без попытки ее понимания, без диалога культур.

    Аксиологическая функция выражается в том, что культура определяет систему ценностных ориентиров в жизни человека и общества.

    Семиотическая функция (семиотика – учение о знаках и знаковых системах) – культура закрепляет через систему принятых в ней знаков и символов, содержание ее духовных и нравственных ценностей. Нормативная функция находит свое отражение в том, что внутри культуры формируется регламент общениямежду людьми, нормы и характеристики их поведения.
    Столкновение культуры и цивилизации приводят к необходимости понять закономерности движения культурно-исторического процесса, соотнести их с закономерностями социального развития в целом.

    Идея развития общества, как правило, рассматривается в связи с общественным прогрессом. Если исходить из того, что определяющим в развитии общества является прогресс в производительных силах, то идея прогресса выступает как универсальная, как закономерность развития общества от простых форм к формам более сложным и совершенным. Однако, если определение уровня цивилизации по степени развития ее технического потенциала не вызывает сомнений, то с культурой дело обстоит не так однозначно. Часто культурная ценность того или иного явления определяется его древностью. Иными словами, настоящие ценности культуры определяются временем.

    Попытки выявить закономерности культурного процесса приводят к необходимости ответить на следующие вопросы: что лежит в основе культуры, что определяет стадии ее развития, каковы взаимоотношения между ее элементами, характер отношений к другим культурам.

    Начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.), на основе выделения объективно присущих культуре тех или иных закономерностей, в науке сложились следующие основные концепции культурного процесса: эволюционная, диффузная, теория культурных циклов.

    Сторонники эволюционной теории считают, что культуры эволюционируют, наслаиваются одна на другую и могут существовать лишь слой за слоем. Эволюция в культуре и природе имеет общие закономерности, но культура владеет собственным энергетическим потенциалом, поэтому, припадая к культуре, человек получает положительный или отрицательный заряд. Эволюционизм настаивает на единстве культур. Разные культуры равноценны и равноправны, и могут быть понятны, только как части такого единства.

    Диффузионизм как культурологическое течение полагает, что культуры не эволюционируют, а разливаются, взаимопроникают, образуя культурные круги или культурные автономии. Этнокультурная карта мира не совпадает с политической. Основой культурной автономии выступают элементы, которые делают культурный тип устойчивым: язык, бытовые привычки, жилые здания, керамика, одежда.

    Теория культурных циклов(культурно-исторической типологии, локальных цивилизаций) исходит из того, что культура представлена разными типами культур, которые сменяют друг друга. Каждый тип имеет определенную устойчивость, проходит свой путь и гибнет. Элементы, делающие культурно-исторический тип устойчивым: язык, политическая независимость, культурная самобытность; богатство культуры, достигаемое через многообразие ее национальных черт; сохранение реликтовых культур; отсутствие заимствований в младенческом периоде культуры.

    Итак, многообразие теорий культурного развития свидетельствует о сложности осмысления закономерностей развития культуры, а попытки их выявления часто связаны с конкретными кризисными ситуациями, переживаемыми культурой.



    Тема 17

    Глобальные проблемы современности и общественный прогресс


    1. Понятие социального прогнозирования и его типы.

    2. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

    3. Перспективы социального развития.


    Ключевые термины: глобализация, прогноз, будущее, глобальные проблемы.

    Человеческая деятельность в своей основе представляет собой деятельность преобразующую. Человек в своем сознании не только отражает мир, не только приспосабливается к окружающей действительности, но и преобразует мир своими практическими действиями. Вместе с тем, человек предвидит результаты своей деятельности, предвосхищает будущее. Люди не могут жить, не представляя в той или иной степени перспективу, будущее, которое придает смысл настоящему в его тесном единении с прошлым.

    Проблема прогнозирования связана с изучением законов материального мира и с применением этих знаний на практике. Актуальность проблемы прогнозирования обусловлена следующими факторами: 1) усложнились процессы развития общественной жизни в условиях НТП; 2) усилился драматизм исторической ситуации: проблемы войны и мира, борьба с терроризмом, состояние окружающей среды, энергетические трудности, борьба со СПИДом и другими инфекционными заболеваниеми; 3) расширились объем и масштабы прогностической деятельности, количественное и качественное разнообразие объектов прогнозирования; 4) выросла социальная, экономическая, экологическая и информационная ценность прогнозов.

    Получение социальных прогнозов в различных сферах общества имеет огромное значение для четкого ответа на вопрос о грядущей судьбе человечества. Для понимания сущности социальных прогнозов необходимо выяснить содержание таких понятий как «предвиденье», «предсказание» и «прогнозирование». В них зафиксирована способность видеть существенное в процессах и явлениях до того, как это обнаружено в опыте, на практике, способность познающего субъекта к опережающему отражению действительности. Прогнозирование (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) представляет собой выработку обоснованного предположения о будущем состоянии анализируемого объекта. Понятие «прогнозирование» выражает процесс получения знаний о будущем в виде прогноза на основе научного знания.

    Прогнозозначает предсказание, предположение, прогностическую модель, представляющую собой научно-обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их достижения.

    В отличие от прогнозирования понятия «предсказание» и «предвидение» относятся к знаниям о будущем, полученные любыми путями и методами, в том числе и ненаучными. Прогноз, собственно как и предсказание с предвидением, это не план или программа действий. Что-то из прогнозируемого сбывается, что-то остается не осуществленным или сбывается с принципиально иными следствиями, чем это прогнозировалось ранее.

    Характерной особенностью социального прогнозирования будущего является то, что будущее в отличие от прошлого и настоящего не существует, а выступает как некоторая, далеко не единственная возможность. Графически это можно представить в виде прямой линии, протянувшейся от прошлого к некоторой точке – настоящему – и далее расходящееся во все стороны множество векторов, олицетворяющие возможные варианты будущего.

    Исторически сложились следующие мировоззренческие подходы к изучению будущего: религиозный, утопический и философский.

    Религиозный подход основан на вере в то, что будущее определяется сверхъестественными силами, что его можно познать путем гадания или божественного откровения. Выработанные религией идеи о конце света, о появлении в будущем мессии-спасителя оказывает мощное влияние на многие миллионы людей. Вырабатывая у них своеобразное представление о будущем.

    Утопический подход отрицает настоящее, абсолютизирует будущее. Несправедливому и «неразумному» настоящему устройству общества утописты противопоставляют детально расписанные, созданные силой их воображения, порядки справедливого будущего. Абсолютизируя будущее, утописты представляют его в виде завершенного феномена или системы, в которой будущим поколениям отводится роль пассивных исполнителей некогда провозглашенных истин и скрупулезно расписанных правил поведения.

    Философский подход основан на предвидении будущего как следующей стадии развития природы и общества в рамках познания общих закономерностей этого развития. Уже в древности философская мысль выработала определенные подходы к социальному прогнозированию, базирующиеся на следующих концепциях исторического процесса: 1) на круговороте (цикличности), повторяемости социального развития (Пифагор, живший VI в. до н.э.); 2) на пессимизме (ретроспективе), утверждающем, что человеческое счастье, разумное, справедливое устройство общества осталось где-то позади. (древнегреческий поэт Гесиод и древнеримский поэт Овидий); 3) на оптимизме, вере в постоянно совершаемый общественный прогресс. (Протагор, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар).

    Сегодня теоретической разработкой и обоснованием разных вариантов развития общества и человека в будущем занимается футурология (от лат. futurumбудущее и гр. logosучение). Этой сфере знания посвятили себя многие выдающиеся ученые. Особенное место среди футурологических организаций занимает Римский клуб – международная неправительственная организация, которая объединила озадаченных проблемой выживания человечества ученых, политиков, бизнесменов из разных стран. Сегодня, по определению первого его президента Аурелио Печчеи, «Римский клуб» – это «невидимый колледж», цель которого «способствовать тому, чтобы люди как можно яснее и глубже осознавали трудности человечества», а так же стимулирование установлению новых отношений, политических курсов и институтов, которые бы помогали исправлению современной ситуации.

    Основой научного предвиденья является познание объективных внутренних связей предметов и явлений. Это дает возможность в процессе познания переходить от известного к неизвестному, от прошлого и настоящего к будущему. Если закон развития какого-либо явления (процесса) известен, то, изучая данное явление (процесс), мы можем не только констатировать его настоящее состояние, но и сделать вывод о направлении и характере возможных изменений.

    Социальное прогнозирование базируется на анализе информационного массива – совокупности данных, которые образуют определенную систему научных фактов и характеризуют объект прогнозирования. В состав информационного массива входят разные источники: масс-медиа, политические отчеты, статистические данные, радиопрограммы, данные анкетных опросов экспертов, личностные характеристики политических лидеров, оценки их мировоззренческих убеждений и т. д.

    Важным в прогнозировании является учет того социального, экономического и научно-технического фона, на котором развивается объект прогнозирования. Именно этот фон как совокупность условий (внешних факторов) ограничивает развитие объекта прогноза в будущем, активно взаимодействует с ним.

    Следствием прогнозирования перспектив развития общественных явлений и процессов являются поисковые, нормативные, комплексные и системные прогнозы.

    Поисковый прогноз представляет собой определение возможных состояний объекта в будущем на основе тенденций, присущих ему в прошлом и настоящем. Такой прогноз отвечает на вопрос, в каком направлении происходит развитие, каким будет состояние объекта прогнозирования в определенный период будущего. Примером таких прогнозов могут быть прогнозы численности народонаселения планеты, развития коммуникаций до того или иного конкретного года.

    Нормативный прогноз определяет пути и сроки достижения возможных, желательных состояний объекта на основе определенных социальных норм, идеалов, потребностей, целей. В отличие от поискового, нормативный прогноз строится в обратном направлении, то есть от наперед заданного состояния объекта прогнозирования к изучению современных тенденций и их возможных изменений, которые обеспечивают достижение данного состояния. Нормативное прогнозирование является начальным этапом и необходимым условием научно обоснованного планирования, прогнозирования и проектирования.

    Прогнозирование может быть применено как к управляемым, так и к стихийным процессам и явлениям. Различают следующие виды прогнозов: краткосрочное – на 1–2 года; среднесрочное – 5–10 лет; долгосрочное – 15–20 лет и сверхдолгосрочное – на 50–100 лет.

    Прогнозы разрабатываются с помощью определенных методов прогнозирования, которые представляют собой совокупность способов и процедур отбора и анализа эмпирической информации с целью построения прогноза. Австрийский футуролог Эрих Янч насчитывает около 200 научных методов, специальных методик, логических и технических способов познания будущего. Однако на практике используются не более 15–20 методов прогнозирования. Условно их можно разделить на пять групп:
    1) экстраполяция; 2) экспертные оценки; 3) моделирование; 4) историческая аналогия; 5) сценарии будущего.

    Метод экстраполированияоснован на распространении выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другие его части. Если для заданной системы в прошлом было характерным развитие с определенной постоянной скоростью или ускорением, то есть основания считать, что эта скорость или ускорение остается неизменным и на определенный промежуток времени в будущем. Однако неправильный выбор временных интервалов прогнозирования нередко приводит к несостоятельности продолжения в будущем тенденций прошлого времени.

    Экспертные оценки– это метод анализа и исследования сложных проблем. Его суть заключается в проведении экспертами (ведущими специалистами в разных отраслях науки и техники) анализа проблемы с последующей формализованной обработкой результатов. Обобщенная мысль экспертов принимается как наиболее вероятное решение проблемы.

    Метод моделированияпозволяет с помощью модели сделать прогноз будущего состояния объекта. Существует несколько видов моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, имитационное или компьютерное.

    Имитационное, компьютерное моделирование – экспериментальный метод исследования и прогнозирования динамики сложных систем с помощью ЭВМ. Его можно определить как процесс конструирования модели реальной системы с последующим исследованием и проведением экспериментов на этой модели. Это особенно важно при исследовании сложных социально-экономических процессов на региональном и глобальном уровнях, когда прямой эксперимент принципиально невозможен или может привести к непредвиденным последствиям.

    Кроме имитационных моделей, которые сегодня являются самыми распространенными методами изучения и прогнозирования глобальных процессов, широко используются исторические модели – образы и сценарии будущего. Исторический подход заключается в определении объективных закономерностей и тенденций развития системы и опирается на принцип детерминизма будущего.

    Сценарий представляет собой многовариантный прогноз, который объединяет системный и исторический подходы к изучению сложных систем; в большинстве случаев он носит описательный характер и широко используется при построении комплексных прогнозов. Сценарии выясняют: каким путем шаг за шагом может быть реализована определенная теоретическая ситуация; какие существуют варианты на каждом этапе для каждого участника событий для того, чтобы облегчить или избежать определенного развития событий.

    На практике ни один из рассмотренных методов не может обеспечить высокую надежность прогноза. Поэтому обычно обращаются к комбинированным, комплексным методам. Такой подход дает возможность устранить недостатки отдельных методов, гарантировать большую точность и надежность прогнозов.

    Типовая методика прогнозирования включает в себя следующие элементы: предпрогнозная ориентация (определение объекта, предмета, проблемы, целей, задач, рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования); построение исходной модели прогнозируемого объекта; оценка прогноза; выработка рекомендаций для принятия решений.

    Итак, прогноз дает возможность выявить возможные варианты развития и разрешения проблем будущего, его взаимоисключающие варианты, стихийные и сознательные процессы, определить временные и пространственные параметры. Прогнозирование выполняет определенные функции: социально-гносеологическую, эвристическую, интегрирующую, нормативную, коммуникативную, поисковую и т. п. Оно дает понимание исторической перспективы, помогает определить направление социально-экономического и политического развития, правильно ориентироваться в международных событиях.




    Глобальные проблемы современности являются проблемами общечеловеческого масштаба.

    Глобальные проблемы – это проблемы, которые охватывают весь мир и представляют угрозу для существования цивилизации. Решить их силами одного государства или даже группы государств нельзя. Здесь необходимо мировое сотрудничество на основе полного равноправия, уважения, суверенитета каждого участника, выполнения принятых обязательств, норм международного права.

    Ученые сгруппировали глобальные проблемы в три основные группы. К первой группе относятся: проблемы мира, войны, разоружения, выживания. Вторая группа – это проблемы использования достижений научно-технического прогресса, демографические, развития образования, здравоохранения, культуры. Третья группа – это проблемы, связанные с природными ресурсами, энергией, продовольствием, экологией.

    Система глобальных проблем носит конкретно-исторический характер. Их обострение может вызвать кризис цивилизации. Сегодня как никогда создалась возможность тотального (всеобщего) уничтожения цивилизации, необратимого нарушения механизмов биосферных процессов Земли и околоземного пространства. Человечество не может больше полагаться на стихийность в эволюции миропорядка. Современному миру нужна устойчивость, демократия, цивилизованность, ненасильственность, создающие условия для человеческого выживания.
    Решение глобальных проблем требует нового подхода к пониманию взаимодействия государств и общественных движений.

    Социальный прогресс – это непрерывное поступательное развитие общества, в котором достигаются новые, более высокие рубежи, уровни и лучшие качественные его состояния.

    Важной особенностью социального прогресса является его необратимый характер. Научное предвидение позволяет на основе знаний определенных закономерностей и тенденций исторического развития находить практические средства для решения социальных проблем. Второй особенностью социального прогресса являетсявозрастание его темпов, динамики, стремительности поступательного развития. Для него характерны так же: насыщенность переменами и интенсивность научных открытий, технических изобретений, международного обмена в сфере науки и культуры.

    Ссылаясь на ограниченность природных ресурсов, исследователи сегодня говорят о пределах социального прогресса. Однако история свидетельствует о том, что наличие «определенных» пределов роста социального прогресса скорее может послужить стимулом общественного развития, нежели тормозом, ибо будущие поколения, как это было и в прошлом, найдут выход из трудностей. Интеллектуальный прогресс человечества поможет разумно распорядиться знаниями и найти выход из тупиков и кризисов. Человек усилит свою мощь, как в прошлом письменностью и книгопечатанием, теперь – компьютерами, в будущем – новыми изобретениями и нововведениями. Социальному прогрессу не грозит исчерпание интеллектуальных способностей человека и в этом весь смысл.

    Практика подтверждает, что ведущими тенденциями социального прогресса является возрастание свободы человека, рост гуманистических ценностей, согласование личных и общественных интересов, консолидация демократических сил в борьбе с терроризмом, интернационализация общественных отношений, стремление к справедливости, равенству, к гармонии отношений человека с природой.

    На пути социального прогресса сегодня стали глобальные проблемы. Мир встал перед выбором – погибнуть или выжить. Никогда в прошлом исторический выбор не был таким ясным и однозначным. Ныне живущие поколения должны найти выход не в трагическом эпилоге, а вдохновляющем прологе общечеловеческой гуманитаризации, гуманизации и солидарности. Гуманистическая миссия социального прогресса – обеспечить реальный поступательный процесс развития человечества в соответствии с объективными закономерностями и тенденциями.


    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Модуль 2. Общетеоретическая и социальная философия
    Контрольная часть: Модуль 2

      1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта