Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 12 Диалектика в системе методов философского познания мира

  • закон перехода количественных изменений в качественные

  • Единичное

  • Причина

  • Содержание

  • Возможность

  • Учебник по философии. В результате изучения курса философии студенты должны


    Скачать 1.56 Mb.
    НазваниеВ результате изучения курса философии студенты должны
    АнкорУчебник по философии.doc
    Дата21.06.2018
    Размер1.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник по философии.doc
    ТипДокументы
    #20577
    страница11 из 17
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17
    Атрибутами материи являются: движение, пространство и время.
    Движение есть любое изменение, коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного. Противоположность движения – покой, как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей – движение в равновесии. Движение вечно, покой временен, такова формула их связи.

    Формы движения материи – это способы её изменения. До ХІХ в. все многообразие форм движения сводилось, в основном, к механическим процессам. Это был исходный принцип объяснения мира и человека в нём.

    Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи:

    Механическое движение – перемещение тел в пространстве по определённой траектории или «смена мест», по определению Гегеля (падение камня).

    Физическое движение включает такие явления, как теплота, свет, электричество, магнетизм, гравитация. Тут нет четкой траектории движения, иногда оно носит даже хаотический характер (броуновское движение молекул газа).

    Химическое движение – сложное взаимодействие атомов, что в результате реакций порождает новые вещества (образование озона в атмосфере после грозы). В рамках химических процессов зародились явления жизни на планете.

    Биологическое движение – это существование и развитие живых организмов. Сейчас их на Земле насчитывается 12 млн. Носителем является белок. Тенденция к самосохранению преобладает над тенденцией распада.

    Социальное движение – движение в рамках общественной жизни. Носителем выступает человек – существо деятельное, мыслящее.

    В настоящее время наука открыла целый ряд новых форм движения – геологическую, географическую, космологическую. Это комплексные формы, соединяющие в себе различные процессы и состояние мира.

    Существует новый вариант классификации: 1) мир ядра (частицы, античастицы) – ядерные формы движения; 2) мир электромагнетизма – внутриатомные, молекулярные процессы, взаимодействие заряженных частиц; 3) мир тяготения – плазма, планитарное вещество – гравитационные формы движения; 4) мир жизни – биогенетические, популяционные и подобные процессы на нашей планете; 5) мир человеческого общества – единство материального и духовного.

    Эта классификация сделана с учетом уровня организации материи, её постепенного усложнения. Можно говорить о движении в неживой природе, живой и общественной жизни.

    Человек является сложнейшей системой, синтезом самых различных форм движения.

    Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются: точка, объем, длина, расстояние и др. Свойства пространства – это трехмерность, изотропность (равенство всех трёх измерений) и обратимость (возможность перемещаться в любую точку пространства). Человек покоряет мировое пространство вглубь и вширь.

    Время – длительность существования вещей и процессов, последовательность смены их состояний. Оно представляет собой поток событий, по словам Платона, «движущийся образ вечности». Разным материальным системам присущи своё время и его характеристики: физическое, биологическое, социальное, космическое. Иногда говорят о экзистенциальном времени – сложный поток чувств, эмоций человека. Время имеет три измерения: настоящее, прошлое и будущее, оно необратимо и протекает неравномерно в разных материальных системах.

    Время – всемогущий и безжалостный разрушитель всего сущего, вместе с тем является и творцом всего нового. Временное – тленное, вечное – бессмертное, непреходящее.

    Социальное пространство и социальное время – это вся всемирная история человека как арена его практической деятельности и его результатов. Социальное пространство как очеловеченная Вселенная всегда несёт на себе печать своего времени. Социальное время устремлено в будущее, становится более динамичным. Время – большая ценность для человека: «Спеши жить, поскольку часы идут, дни бегут, а годы летят».

    В философском материализме существенным является вопрос о материальном единстве мира, впервые он решается Гераклитом и Демокритом. Это означает, что окружающий человека мир веществен (материален) по своей природе: 1) все его явления и процессы имеют единую материальную основу, одни законы развития; 2) это единство материи и её атрибутов; 3) единство должно пониматься диалектически, как единство в многообразии, поскольку общее существует через отдельное; 4) все существующее возникает в результате действия естественных сил, следовательно, всеобщий принцип единства мира соединяется с всеобщим принципом развития.

    Материальное единство мира проявляется в: 1)абсолютности и вечности материи, её несотворимости и неуничтожимости; 2) единстве материи и ее атрибутов на всех структурных уровнях; 3) многообразных взаимопревращениях;4) эволюционном развитии живой и социально-организованной материи, на основе менее сложных форм.


    Тема 12

    Диалектика в системе методов философского познания мира


    1. Диалектика и другие формы мышления.

    2. Основные принципы и законы диалектики.

    3. Базовые категории диалектики.


    Ключевые термины: диалектика, метафизика, категория, релятивизм.

    Первоначально под диалектикой понималось искусство вести спор, дискуссию, однако со временем в античной философии вызрело понимание мира как вечного потока, вечного процесса изменения, движущей силой которого является борьба противоположностей (Гераклит, Сократ, Платон).

    Многие черты диалек­тики нашли отражение в философии Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени. Подлинный же триумф ожидал идею развития, начиная с конца XVIII в. (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

    Диалектика – это учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, общества и познания. Диалектика изучает связь и развитие не в полном объеме (в противном случае специальным наукам не оставалось бы объекта исследования), а выявляет их всеобщие черты. Ее задача состоит в том, чтобы воссоздать идеальную модель развития в его всеобщих характеристиках.

    Диалектика является не только теорией, но и методом мышления (познания).

    Диалектика имеет ряд альтернатив. Альтернатива (фр. alternative – чередование) – наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимость выбора между ними. Альтернативами или антиподами диалектики выступают: метафизика, «негативная диалектика», эклектика, софистика, догматизм, релятивизм.

    Анализируя отношение диалектики к метафизике, следует помнить о том, что диалектика рассматривает всесторонне всеобъемлющие связи, в то время как метафизика объединяет, упрощает связи, сводит все многообразие связей к наиболее простым связям одного типа, как правило, к механическим.

    Софистикасознательное использование неправильных доводов и уловок, внешне выступающих как правильные, т. е. происходит вырывание отдельных несущественных связей из взаимосвязей и взаимозависимостей объективной реальности и осуществляется попытка представить их в качестве существенных, определяющих. Можно сказать, что софистика начинается там, где диалектика как метод анализа понятий, отражающих действительность, уступает место искусству языкового конструирования.

    Эклектикабеспринципно, механически объединяет в единое целое несовместимые между собой идеи, связи и отношения, претендуя при этом на объективность и всесторонность анализа процессов и явлений. В современных условиях эклектика приобретает самое широкое распространение в работах многих философов и ученых самых разных направлений. Поливариантность, «лоскутность» мышления достаточно типичны для постмодернизма, в котором даже существует специальный термин – пастиш («свободный полет», «лоскутное одеяло», «всякая всячина», коллаж, складывающийся из противоположных и несовместимых идей и взглядов). Техника пастиша не признает последовательности, логики или симметрии, основывается на парадоксах и путанице.
    Исходными принципами (лат. principium – начало, основа) диалектики как метода познания являются: принцип всеобщей связи и принцип развития. Прежде всего, надо обратить внимание на универсальную взаимозависимость и взаимообусловленность всех явлений действительно­сти, выражающую единство мира. Изменения, происходящие в результате взаимодействия объектов, представляют собой различные формы движения. Необратимое, направленное изменение системы означает самодвижение, то есть развитие, источник которого находится в самом объекте. Эти принципы находят свое отражение в основополагающих понятиях (категориях) и законах.

    Основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Эти законы были сформулированы Гегелем.

    При рассмотрении законаединства и борьбы противоположностей (закона диалектического противоречия) следует особое внимание обратить на то, что процесс развития осуществляется посредством разрешения противоречий, внутренне присущих всем предметам и явлениям.

    Любое развитие проходит через три необходимые стадии: стадию тождества (первоначальное совпадение объектов по определенным признакам), стадию различия (нарастающего несовпадения объектов по некоторым признакам) и стадию противоположности (исключающее друг друга, несовпадающие признаки объекта).

    Противоположности одновременно: а) неразрывно связаны,
    б) взаимоисключают друг друга, в) взаимопроникают и, при определенных условиях, взаимопереходят друг в друга. Взаимодействие противоположностей между собой рождает противоречие (взаимное исключение предполагающих друг друга признаков объекта).

    Развитие противоречия идет путем раздвоения единого («тождества») на противоположности и взаимодействие их между собой. Возникновение предельно резких противоречий называется конфликтом. На стадии конфликта противоречия устраняются (снимаются), возникает новое тождество и процесс повторяется.

    Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей говорит о том, что развитие представляет собой процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многочисленных противоречий. Внутренняя противоречивость, борьба противоположностей дает толчок к развитию, к нарастанию противоречий, к исчезновению старого и возникновению нового.

    Закон единства и борьбы противоположностей, собственно как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер и проявляется в многообразии противоречий, присущих природе, обществу и человеческому мышлению.

    При изучениизакона перехода количественных изменений в качественные студентунеобходимо уяснить, что данный закон показывает каким образом осуществляется развитие, вскрывает его механизм. Содержание этого закона раскрывается через категории «качество», «количество», «мера», «скачок».

    Качество представляет собой устойчивую совокупность свойств, указывающих на то, чем данная вещь является, в чем ее специфика. Количество – это совокупность свойств предметов и явлений действительности, которая указывает на величину, размеры, объем, иначе говоря, – на пространственно-временное положение этих предметов.

    Качество не существует без количества (как и количества без качества). Их единство составляет меру, которая представляет собой те количественные границы, в рамках которых существует данное качество.

    При достижении границ меры происходит переход от одного качества к другому, протекающий в форме скачка (нагрев воды до определенных пределов превращает ее в пар). Скачок – это момент перехода от одного качества к другому, это перерыв постепенности, непрерывности.

    Из всего многообразия скачков обычно выделяют скачки в виде взрыва, когда качество переходит в другое качество мгновенно, и медленные, когда элементы нового качества появляются постепенно.

    Итак, закон перехода количественных изменений в качественные показывает, что количественные изменения постепенно накапливаясь, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям, протекающим в виде скачка.

    При изучении закона отрицания отрицания следует уяснить, что этот закон описывает направленность, цикличность и поступательность развития.

    Важнейшей категорией данного закона является категория «отрицания». В диалектике отрицание характеризуется двумя моментами: уничтожением и сохранением. Диалектическое отрицание – это не уничтожение предмета любым способом, а уничтожение, которое есть вместе с тем и сохранение (единство уничтожения и сохранения). Оно предполагает связь, преемственность между старым и новым. Если бы отрицание было полным, абсолютным, то не было бы развития как единого процесса.

    Категория «отрицание» отражает один из моментов процесса развития, само же развитие, реализуя себя в виде спирали, представляет собой бесконечную цепь следующих друг за другом отрицаний. Диалектика как теория развития и метод познания устанавливает определенный порядок, повторяемость и закономерность в следовании отрицаний (например, зерно – росток – зерно), что находит свое отражение в законе отрицания отрицания.

    Закон отрицания отрицания, выражая сложный, спиралеобразный характер развития,показывает, что на определенном этапе развития повторяются на качественно новой основе некоторые особенности пройденных этапов.

    Законы диалектики позволяют понять следующее: а) закон единства и борьбы противоположностей – почему происходит развитие, его источник и содержание; б) закон перехода количественных изменений в качественные – как происходит развитие, его механизм; в) закон отрицания отрицания – в каком направлении происходит развитие, какова связь нового со старым.
    Категориями называются наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания. К важнейшим парным категориям (их называют также не основными законами диалектики) относятся: единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность.

    Единичное и общее. Единичное – это индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях. Общее – то, что присуще всем предметам и явлениям действительности.

    Единичное и общее находятся в диалектическом единстве. Единичное содержит в себе общее. В свою очередь, общее существует лишь в единичном.

    Причина и следствие. Причина – явление, которое предшествует другому явлению и вызывает его. Следствие – явление, которое вызвано действием причины. Повод – это событие, которое само по себе не является причиной, но дает толчок к действию причины. Это своеобразный пусковой механизм «включающий» причину. Так, убийство эрцгерцога Фердинанда послужило поводом к первой мировой войне. Причиной были противоречия между мировыми державами.

    Необходимость и случайность. Необходимость – это явление, которое имеет причину в самом себе, и, при наличии определенных условий, обязательно происходит. Случайность – это явление, причина возникновения которого лежит во внешних обстоятельствах. Она может произойти, а может и не произойти, может произойти так, а может иначе. В мире нет «чистой» необходимости и «чистой» случайности.

    Содержание и форма. Содержание – это совокупность элементов и процессов, составляющих данное явления или предмет. Форма – это структура содержания, внутренне присущая ему.

    Студенту следует обратить особое внимание на то, что содержание всегда выступает как целое, включающее в себя определенные части. Часть – это относительно самостоятельный элемент целого. Взаимодействие целого и части образует структуру, представляющую собой способ сочетания, принцип связи элементов целого. Элемент – это относительно неделимая часть целого.

    Надо заметить, что часть выявляет свое содержание, как правило, в соотношении с целым, а элемент – в соотношении со структурой и системой. Система – это совокупность тесно связанных между собой элементов, выступающих по отношению к окружающему миру как единое целое.

    В заключение можно отметить, что понятия часть и целое, система, структура, элемент широко используются в различных областях знания, в том числе и в философских исследованиях.

    Сущность и явление. Сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета или процесса. Сущность совпадает с бытием вещи. Она определяет природу предмета, характеризует его признаки. По своему содержанию сущность объективна. Ее нельзя изменить или уничтожить (хотя сама она естественным образом может изменяться). Ее уничтожение означало бы уничтожение предмета, процесса. Явление представляет собой более изменчивую, подвижную, внешнюю сторону предметов. Явление – это форма, в которой обнаруживается сущность.

    Возможность и действительность. Возможность – это то, чего еще нет (явление, процесс, предмет), но что может появиться в силу объективных тенденций развития данного явления. Действительность – это то, что уже возникло, реально существует и функционирует. Иначе говоря, действительность представляет собой осуществленную (состоявшуюся) возможность. Выделяют абстрактную или формальную возможность и реальную или конкретную возможность. Абстрактная возможность – это такая возможность, которая в принципе осуществима, но в данных конкретных условиях не может произойти. Абстрактную возможность составляет все то, что не противоречит законам природы и общества. Реальная возможность – это такая возможность, для которой в данный момент есть все условия превращения ее в действительность. От возможности следует отличать невозможность как то, что противоречит законам природы и общества и не осуществимо нигде и никогда.

    Таким образом, все парные категории диалектики представляют собой противоположности в их единстве и борьбе. В ходе преодоления противоречий путем диалектического отрицания происходит их переход друг в друга, результатом чего становится новый этап развития. Основными категориями диалектики являются следующие: причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность, явление и сущность, форма и содержание, единичное и общее. Постоянно меняясь местами, они отражают логику событий, которая становится логикой нашего мышления. В целом, диалектика дает нам целостную картину мира, в котором все взаимосвязано и находится в постоянном развитии. Современная наука не может обходиться без категорий диалектики. Без них невозможно теоретическое воспроизведение действительности и творческое ее преобразование.



    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17


    написать администратору сайта