В.С. Мухина, Возрастная психология. В. С. Мухина Возрастная психология
Скачать 1.6 Mb.
|
Половая идентификация — единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанную традициями соответствующую половую роль. Половая идентификация осуществляется на основе генотипических предпосылок и социальных условий развития и бытия человека. Генотипические предпосылки определяют половую дифференциацию человека по морфологическими физиологическим признакам мужского и женского пола. Социальные условия определяют половую идентификацию на основе генотипических предпосылок. Родовая половая идентификация - прежде всего разделенный труд мужчин и женщин. Человечество в период родовых отношений людей было вынуждено учитывать физические данные и связанную с этим половую дифференциацию при распределении труда. Кроме того, родовая женщина несла в себе новую жизнь, что держало ее крепче всего у домашнего очага в определенной зависимости от условий. Родовая культура была ориентирована на воспитание мальчиков и девочек через непосредственное включение их в систему исконных профессий мужчины и женщины. За воспитание мальчика поэтому всегда отвечали мужчины, за воспитание девочки - женщины (в первую очередь родители и ближайшие родственники). Родовая половая идентификация побуждала родового человека утверждать себя как мужчину (или женщину) в конкретной деятельности. В некоторых случаях природная половая принадлежность отдельного индивида и деятельность, в которой нуждалась родовая семья, вступали в антагонистические отношения. Так, когда не хватало женских рук для выполнения всех женских обязанностей, новорожденного мальчика путем шаманских обрядов идентифицировали с женщиной, давая ему женское имя, одежду и воспитание. Как сексуальные объекты эти люди теряли свою ценность, становясь предметом насмешек и пренебрежения. Исключения подтверждали правило: чужчины и женщины должны были выполнять свою функцию в дея-^льности ив воспроизведении поколений. В современном цивилизованном обществе половая идентифика-1я не предопределяется разделением труда на мужской и женский. •оловые роли усваиваются через подражание представителям своего пола, через идентификацию сними и обособление от противоположного пола в определенные возрастные периоды. Механизмы идентификации - обособления очень тонко взаимодействуют в процессе развития половой тождественности человека норма половой идентификации имеет большой разброс на протяжении всего онтогенеза и жизни человека. В онтогенезе к концу раннего возраста ребенок устанавливает для себя свою половую принадлежность, а на протяжении первых семи лет интенсивно присваивает поведенческие формы, интересы, ценности своего пола. Стереотипы мужского и женского поведения входят в самосознание ребенка через подражание представителям своего пола. В тоже время у ребенка развивается так называемая доброжелательная пристрастность к различным эмоциональным окрасам к детям своего и противоположного пола. Позиция ребенка, отрока, юноши как представителей пола определяет специфику развития самосознания. Осознание своей половой идентификации имеет наиважнейшее значение для развития человека: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать престиж своего пола в рамках культуры своего этноса, страны определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности. Негативные образования также могут быть связаны с культурными особенностями половой идентификации. Особое место занимает проблема половой идентификации людей, у которых совокупность генетических, морфологических, физиологических и психологических особенностей приводит к их рассогласованию, проявляющемуся в сексуальных переверзиях. В сексуальных переверзиях определенное место занимают наследственно- конституциональные факторы. Однако врожденные извращения полового влечения встречаются сравнительно редко. Чаще всего переверзии возникают в онтогенезе из-за провоцирующей роли микросоциальной среды. К числу распространенных переверзии, связанных с половой идентификацией, можно отнести гомосексуализм и лесбиянство. Чтобы предупредить отклонения в половой идентификации у ребенка и подростка, следует уделять специальное внимание их отношению к своему телу, контролировать игры и общение со сверстниками, для того чтобы правильно ориентировать на ценности половых ролей, с которыми им предстоит отождествить себя по факту своего рождения. Психологическое время личности - четвертое звено структуры самосознания. Человек в своем самосознании относительно своей персоны мыслит в трех временах в индивидуальном прошлом, в настоящем и будущем. Вместе стем он исходит из прошлого, настоящего и будущего его этноса, его государства, и, наконец, он может быть включенным в прошлое, настоящее и будущее человечества. Степень 66 включенности вовсе временные измерения определяет значения и смыслы, которые личность придает своему существованию на Земле, обязанности, которые она возлагает на себя, а также знаменует уровень развития самой личности. Соотнесенность себя с миром в прошлом, настоящем и будущем -наиболее перспективная позиция для бытия и развития человека как личности. Именно в этой позиции он находит возможность осознать ценность человеческого бытия во всей перспективе истории, в настоящем и будущем. Временная рефлексия на путь человечества и на свое индивидуальное место в индивидуальной перспективе жизни дает человеку возможность проникнуться пониманием ценности жизни, стремиться к утверждению бытия через моральное отношение и любовь к людям. Ребенок с помощью взрослого учится вспоминать (Когда я был маленьким, обращаться к своему будущему (Когда я вырасту большим. Притязая на признание, ребенок с помощью взрослого проектирует себя в будущем как сильную, все умеющую и всемогущую личность. Стремление соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем - важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности. Негативные образования, связанные с осознанием себя во времени, могут возникнуть через некритическое отношение к своей персоне, нежелание и невозможность к усилиям воли, а свободные фантазии могут послужить основой для возникновения прожектерства в возрастном периоде, далеко уходящем из отрочества. Психологическое время личности для взрослого человека является своеобразным прибором, позволяющим мерить свой индивидуальный путь, в том числе и время жизни. При этом историческое время его народа и всего человечества вплетается в самосознание человека, в его индивидуальное психологическое время и определяет специфику картины мира, ценностных ориентации, жизненную позицию. Депривация ценностного отношения человека к его прошлому, настоящему, будущему или отсутствие структурированного прошлого в истории развивающегося человека и неопределенность перспективы жизни разрушают внутренний статус личности. Психологическое время личности - индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящими будущим в отрезке объективного времени жизни Вместе стем психологическое время включает в себя прошлое, настоящее и будущее этноса, государства и человечества в той мере, в какой конкретный человек вмещает в индивидуальном сознании национальную и общечеловеческую культуру. Как культура динамична в своей истории (ее настоящее существует через трансформации прошлого и через прогнозы будущего, таки психологическое время личности динамично в зависимости от значимых для нее обстоятельств настоящее может изменять интерпретации прошлого и будущего, трансформируя прежние их образы. Обращаясь к историческим личностям или простым людям прошлого, обращаясь к героями антигероям утопий и фантазий будущего, человек соотносит себя сих образами и тем самым поддерживает духовную и эмоциональную связь с прошлыми будущим. Соотнесение себя с культурными образами прошлого и будущего -естественная для бытия и развития человека позиция. Именно это дает возможность переживать как ценность человеческое бытие во всей истории в сфере сегодняшнего дня ив ближайшей и отдаленной перспективе. В XX в. этот процесс усложнился. Сущностные изменения в развитии общества, порожденные темпом и результатами технического прогресса, стимулируют разрыв с традициями и отчужденное отношение к прошлому. Рефлексия на свой индивидуальный путь в контексте исторического процесса дает человеку возможность проникнуться чувством движения индивидуальной жизни вцепи истории человеческого рода, пониманием ценности жизни и суетности проходящих побуждений, что утверждает человека в необходимости морального отношения и любви к людям. Психологическое время личности - звено самосознания человека, которое позволяет ему адекватно реагировать на свой индивидуальный путь во времени и стремиться объективно оценивать себя в своих притязаниях во всех сферах жизни. В онтогенезе самосознание ребенка с раннего возраста развивается в плане постижения своего Я в прошлом, настоящем и будущем. Образы памяти и воображения содействуют образованию феномена психологического времени. Чем младше ребенок, тем большее участие в формировании жизненной перспективы детской личности должен принимать взрослый. При благоприятных условиях развития самосознания чем старше становится ребенок, тем отчетливее у него понимание ответственности за себя в настоящем и будущем. Однако здесь нет прямой корреляции с возрастом. Развитие социально-необходимой способности к рефлексии на перспективу собственной жизни невозможно без содействия взрослого, заинтересованного в формировании у ребенка личностного психологического времени, опосредующего процесс жизнедеятельности, перспективы жизненного пути. Построение субъективной картины жизненного пути в самосознании развивающейся личности чрезвычайно важно. В условиях депривации развивающейся личности в неблагополучной семье или в детском учреждении интернатного типа чаще всего формируется человек безответственного отношения к собственному времени жизни, без сформированного психологического времени. 68 Эмоциональное неблагополучие, тревога, связанная с прошлым, настоящими будущим у детей, лишенных родительского попечительства, имеют типичную представленность в их сознании (воспоминания по большей части носят негативный, мозаичный характер будущее синкретично). В практику развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства, в настоящее время вводится метод позитивных проективных мифов об индивидуальном прошлом ребенка, что позволяет компенсировать потери в развитии психологического времени личности. Социальное пространство личности - пятое звено структуры самосознания. Родовая культура уже содержала в себе определенную совокупность идей и взглядов, отражающих в традиционной форме (мифы, табу) отношения родового человека к окружающей действительности, другим людям и служащих воспитанию нового поколения. Родовая традиция, имея более ограниченный характер, чем традиция и правовая культура современных развитых обществ, в рамках своей уникальной ограниченности формировала сознание и самосознание родового индивида. Все формы традиционного родового воздействия (мифы, сказания, ритуалы, обычаи и пр) на новые поколения имели исключительное воспитательное влияние. Именно они определяли содержание формирующегося мировоззрения родового человека и давали ему те традиционные поведенческие формы межличностных отношений, которые обеспечивали выживание, трудовую деятельность и воспроизводство нового поколения. Освоение нормативов родового долга имело универсальное значение для выживания рода и каждого родового человека. Внутри рода формирование долга у нового поколения осуществлялось через традиционные социальные ожидания, мифологию, сказания, песни. Чувство родового долга прививалось и через поступки, проявляемые в повседневной жизни рода, в деятельности, в образах инициации. Каждая инициация знаменовала то, что данный индивид поднимается на новую ступень родовой иерархии. Это давало социальное признание - прошедший инициацию уже на новой ступени получал право быть ответственным за свои поступки. Инициация так сильно воздействовала на индивида, что знаменовала собой действительно качественный скачок в его духовном и социальном развитии. Через инициации рождался социально ответственный индивид. Наряду стем что инициация производила покорный роду, стандартизированный социальный тип, позитивным достижением было также то, что родовой человек закалял волю к подчинению родовой концепции долженствования. В структуру самосознания родового человека глубоко входили родовые надо, можно, «нельзя». Как мы уже писали об этом выше, надо - мотив, который превращает несмышленыша в человека ребенок должен чувствовать и осознавать свои человеческие обязанности перед людьми, природой и самим собой. Знание норм поведения и привычки поведения формируются через прививаемое ребенку эмоциональное отношение к нравственным нормам. Ребенок долго осваивает свои обязанности и права, не осознавая их великого значения для себя как человека, принадлежащего к развитой цивилизации. Для него обязанности и права, предоставленные ему обществом, выступают как данность, существующая изначально. Он не может без посредника понять значения прав для собственной личности. Лишь в отрочестве человек предпринимает попытку осознать значения и смыслы прав и обязанностей. При этом через обособление от старших и муки, испытываемые в результате обретаемого одиночества, отрок подходит к пониманию того, что социальное пространство постоянно преподносит все новые и новые проблемные ситуации, которые нельзя всякий раз разрешить преподанным научением и опытом. Отрок открывает, что новую, проблемную для себя ситуацию следует всякий разрешать заново, исходя из существующих в обществе обязанностей и прав. В современных обществах вхождение человека в социальное пространство так же, как ив исторически ранние времена, осуществляется через усвоение прав и обязанностей. Позитивной стороной стремления быть признанным в обществе является нравственное чувство, или совесть, которая резюмируется в житейских отношениях между людьми в значениях и смыслах извечного слова должен. Чувство долга как высшее достижение духовной культуры человечества через притязания на признание становится достоянием развивающейся личности. Реализация потребности в признании развивает активность, навыки общения, другие социальные качества личности, действующей в рамках отношений прав и обязанностей. Сегодня человек в развитом обществе исходит из признания того, что нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав. Современные конституции и Всеобщая декларация прав человека неизменно формулируют уникальное право человека - быть обязанным обществу, другим людям, ближнему. Структура самосознания личности есть совокупность устойчивых связей ее элементов, обеспечивающих определенную целостность и тождественность вовсе периоды развития человеческой истории. Структура самосознания строится во временном и социальном пространствах. Содержательной единицей анализа структуры самосознания выступают ценностные ориентации, которые начинают формироваться на ранних этапах онтогенеза и наполняют ее звенья. Структура самосознания человека неизменно включает ценностные ориентации этноса, к которому он принадлежит. Каждый консолидированный этнос имеет присущую ему, исторически обусловленную этноцентрическую систему ценностей, определяющих особенности содержательного и эмоционального наполнения структурных звеньев самосознания. Это обстоятельство объединяет всех представителей одного этноса механизм идентификации) и формирует готовность к отстаиванию своей этнической уникальности по отношению к другому этносу, прежде всего проживающему водном геоисторическом пространстве. Содержательная сторона самосознания постоянно развивается, причем при постоянстве звеньев структуры самосознания содержательное их наполнение зависит от многих привходящих факторов (предпосылок развития, условий развития, внутренней позиции самого человека). Социальное пространство личности - условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей В качестве условий выступают 1) место, где протекает жизнь человека 2) стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой принадлежит человек 3) внутренняя позиция самого человека по отношению к истории своего этноса, к культуре как целостному, исторически обусловленному явлению. Социальное пространство как феномен культуры определяется значениями и смыслами прав и обязанностей, сформулированных в истории этноса. Каждая культура несет в себе исторически обусловленную систему символов предметы, одежда, жесты, традиционные способы выражения эмоций по исторически обусловленному поводу, чувство собственного достоинства и ценностное отношение к чувству достоинства другого человека- все имеет значения и смыслы, понятные (естественные) для людей общей культуры. В онтогенезе человека социальное пространство осваивается весьма постепенно, через стремление ребенка реализовать свои притязания на признание. Через посредство стремления получить социальное одобрение и быть оцененным как хороший ребенок усваивает ценностное отношение к долженствованию, к тому, что надо, к нравственным нормам. Осваивая обязанности и права, накапливая определенные знания о них, ребенок долго не осознает их значения для себя как человека, принадлежащего к определенной культуре, к современной цивилизации. Практически права и обязанности для ребенка психологически отчуждены от его личности, существуют вне его, при этом обязанности выступают в его сознании как акт социального насилия, а права растворены где-то в социальном пространстве и существуют как некая абстракция. Совсем другое дело современный подросток и тем более молодежь. Именно в отрочестве (в период слет) начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению себя как личности. В этот период происходит явная интенсификация развития одновременно в двух направлениях 1) стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики 2) стремление к рефлексии на свой внутренний интимный мир через самоуглубление и потребность осознать свое место в контексте культуры и истории своей страны и всего человечества. Поэтому-то именно в подростковом возрасте человек может производить впечатление интеллектуально, морально и социально-политически развитого субъекта. Те подростки, которые символизируют своими психическими и социально- политическими достижениями потенциальные возможности возраста, могут демонстрировать способность не быть поглощенными обществом, входить в него с горячностью отрочества и стремиться быть правильно ориентированными в системе прав и обязанностей. Кроме того, получая от общества шаблоны в оценке национальных, политических, религиозных или атеистических идей, такие подростки могут достаточно успешно ориентироваться в этих ценностях и, обладая развитой рефлексией, сознательно искать собственное решение в любой социально значимой проблемной ситуации. Важно отметить, что в отрочестве намечается большой разрыв между путем, пройденным разными подростками от естественной инфантильности детства до углубленной рефлексии и выраженной индивидуальности личности. Этот разрыв может сохраняться ив юности, и во взрослые годы. Поэтому мы наблюдаем большой разброс в освоении людьми социального пространства, в мере идентификации и отчуждения сферы прав и обязанностей. Множество людей не осознает основные принципы, определяющие место человека в социальном пространстве, основополагающие достижения человечества в сфере прав и обязанностей. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (Конституция РФ. Статья 21, п Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности Всеобщая декларация прав человека. Статья 29, п.1).] Депривация человека со стороны ущемления его прав и обязанностей может зомбировать его сознание, повышать конформность, выражаемую в неадекватно лояльном или пассивном поведении. Однако ущемление прав и обязанностей человека может вызывать сего стороны интенсивное сопротивление и стремление противостоять тем, кто уповает на то, чтобы отнять у человека его право обладать всей совокупностью гражданских прав и тем самым лишить его гражданства. 72 §2. Фактор места как условие развития личности формирующийся организм представляет собой наиболее благодатную почву для воспитания. Известно, какое впечатление производят на нас события, совершающиеся в детстве, какое влияние они подчас оказывают на всю дальнейшую жизнь. Поэтому обучение, проводимое в детстве, значительно продуктивнее для развития психических качеств, чем обучение взрослого человека. Условия психического развития по-разному влияют на становление детской психики. Биологические предпосылки - строение организма, его функции, его созревание- необходимы для психического развития, но они не определяют того, какие именно психические качества появятся у ребенка. Последнее зависит от условий жизни и воспитания, под влиянием которых он усваивает общественный опыт. Переход к новой, ведущей деятельности обусловлен всей системой условий жизни ребенка в обществе, а не только тем, чему его учат взрослые. Ребенок развивается, усваивая общественный опыт, овладевая разнообразными действиями, свойственными человеку. Передает ему этот опыт, формирует у него эти действия взрослый именно в процессе обучения. Значит, обучение не должно механически приспосабливаться к развитию. Обучение учитывает достигнутый уровень развития, ноне для того, чтобы на томи остановиться, а чтобы понять, каким должен быть следующий шаг. Обучение опережает психическое развитие, ведет егоза собой. Это положение имеет принципиальное значение для практики воспитания и образования ребенка. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Существуют возрастные периоды особой сензитивности, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. Выделение сензитивных периодов развития объясняется тем, что наибольшее влияние обучение оказывает нате психические качества, которые только начинают формироваться. В этот момент они наиболее гибки, податливы, пластичны, их можно повернуть в любую сторону. Гораздо труднее изменить, перестроить уже сложившиеся качества. Ребенок в силу обстоятельств попадает в определенную социальную среду со сложившимся социальным устройством, с функционирующими национальными традициями. Эта среда по отношению к ребенку выступает как внешний фактор места в системе общественных отношений и определяет особенности развития личности. В качестве внешнего фактора может выступать географическое местожительства человека жители маленького горного аула, большого села и многомиллионного города несут на себе отпечатки условий их существова-иия и развития. Определяет место ребенка в системе общественных отношений и половая идентификация Мужские и женские социальные роли выступают для ребенка как эталонные, ив норме он стремится присвоить те роли, которые соответствуют его природному началу. Эта ориентация формирует уже личностные качества мужчины или женщины и индивидуализирует каждого человека. На место ребенка в системе общественных отношений влияют индивидуальные врожденные и приобретенные особенности самого ребенка красивый и некрасивый подвижный, неугомонный и тихий, флегматичный развитый физически и хилый, болезненный контактный, доброжелательный и закрытый, конфликтный умный и глупый и т.д. Основные жизненные отношения ребенка перестраиваются в случае изменения места ребенка в семье (он вдруг становится старшим братом) или в случае перехода из дошкольного детства к следующей стадии - учебной деятельности, когда меняется вся система жизненных отношений. Существенно здесь то, что теперь у него появляются обязанности не только перед родителями и воспитателем, но и объективно, перед обществом. От выполнения этих обязанностей будут зависеть его место в жизни, его общественные функции и роль. Особое место имеет внутренняя позиция самого ребенка, его потребность к самостоятельности. Помимо идентификации со взрослым мы выделяем стремление ребенка к отделению себя от других людей Это происходит благодаря осознанию ребенком собственных возможностей. Ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет быть таким, как они, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Хотя ребенок большую часть своих возможностей в вербальном плане относит на будущее, это не означает, что в своих действиях он действительно собирается ждать этого будущего. Наиболее ярко эта потребность быть, как взрослые, проявляется в стремлении к самостоятельности, выражаемой в лаконичном заявлении Я сам или Пусти, я сам (этот феномен достаточно тесно связан с развитием личности ребенка в раннем возрасте и описан в мировой психологической литературе). «Сам» - это заявка на свои притязания. В этом случае ребенок вынужден менять стиль отношений с другими людьми. Он должен подтвердить свою самостоятельность, не пасовать в глазах окружающих. Это позитивные возможности. В тоже время стремление утвердиться в своей самостоятельности может столкнуться с волевым недоразвитием, с неумением организовать себя и выполнить намерение. Проигрыш в глазах взрослых ив своих собственных глазах приводит к упрямству и негативизму. В этом случае ребенок может нарочито проделывать то, что запрещается другими людьми, тем самым через противоборство демонстрируя так называемую свою независимость. Это уже негативные образования развития Для того чтобы у ребенка не сложилось внутреннего антагонизма по отношению к другим людям, необходимо, чтобы взрослый брал на себя ответственность за возможно более гармоничное развитие личности ребенка вопреки сопутствующим развитию негативным образованиям. Развитие воли определит успех в достижении поставленной цели. Это утвердит ребенка в его притязаниях на признание. Эмоциональное воспитание сделает его более мягким по отношению к сверстнику или взрослому, а ответная благодарность принесет безусловное удовлетворение. Уравновешенность аффективной сферы ребенка обусловит гармоничное развитие его личности. Что касается негативных образований в личности ребенка, возникающих входе самого развития, то они могут сняться при соответствующем эмоционально-аффективном отношении со стороны взрослого. Знание нормативов нравственности само по себе не имеет для ребенка такого действия, как санкционированное аффектом отношение к тому или иному поступку. Именно отношение взрослого формирует у ребенка специфически человеческие чувства и ценности. Задача формирования гармоничной личности должна состоять не в ориентации на снижение притязания на признание, не в обесценивании предстоящего будущего ребенка, а в придании всем притязаниям правильного направления, в приглушении сопутствующих негативных образований. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем мировоззрение — это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспектив развития человеческого рода Л С Выготский справедливо считал, что мировоззрение - это то, что характеризует в культурном плане поведение человека в целом по отношению к внешнему миру. Личность человека создают ценностные ориентации, которые складываются в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее. Именно поэтому личность есть индивидуальное бытие общественных отношений. Исследуя генезис ценностных ориентации личности, мы вслед за АН. Леонтьевым принимаем положение Ж. Ж. Руссо о двоекратном рождении личности Мы рождаемся, так сказать, два раза раз - чтобы существовать, другой- чтобы жить» 8 А. Н. Леонтьев, в свою очередь, считал, что развитие личности обусловлено двойственностью связей субъекта с миром - предметной деятельностью и общением. Развитие этих соподчинении занимает длительный период. На первом этапе происходит стихийное складывание личности, на втором этапе возникает сознательная личность. О двухосновных способах существования человека и соответственно о двух отношениях человека к жизни писали С. Л. Рубинштейн. Первый способ существования человека - это жизнь, не выходящая за пределы его непосредственных связей. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение- это отношение к отдельным явлениям, ноне к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано стем, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии на ней. Жизнь этого периода рассматривается С. Л. Рубинштейном как природный процесс, в котором очевидны непосредственность и целостность человека, живущего этой жизнью. Второй способ существования человека связан с появлением в его жизни рефлексии. Развитая рефлексия как бы приостанавливает, прерывает процесс жизни и мысленно выводит человека за ее пределы Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному аскетизму, цинизму, к моральному разложению (или - в менее острых случаях - к моральной неустойчивости) либо другой путь - к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни. Рефлексия на человечество в целом, его прошлое, настоящее и будущее характеризует личность как социально зрелую. Идея двоекратного рождения личности продуктивна не только для возрастной психологии, но и для методологии в целом. Хотя у ребенка еще нет мировоззрения (Л. С. Выготский), нет активной воли, он не строит связной системы личностных смыслов, номы уже говорим о личности ребенка. Первое рождение личности осуществляется внутри заданной структуры самосознания. Второе рождение личности связано сформированием мировоззрения, активной воли, с построением связной системы личностных смыслов. И здесь имеют значение «Я-образ», самооценка и самосознание, ориентация на свой пол и ориентация человека во времени. Прошлое человека создает свои особые фиксированные установки (ДН. Узнадзе), которые определяют особенности ценностных ориентации. Как и прошлое, будущее составляет наличное в личности (АН. Леонтьев). Однако второе рождение освобождает человека от непосредственной зависимости в удовлетворении потребностей и положительных эмоций приобщении с другими и от притязания на признание. Истинная личность ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основы. Она принимает участие в жизни общества, стремится к изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями. Социально зрелая личность несет в себе постоянство установок на ценностные ориентации, органически сочетающие понимание не 76 только независимости, но и необходимости зависимости. Социально зрелая личность является носителем идеологии, долга, самостоятельности, свободы и активности. В трудах С. Л. Рубинштейна проблема активности рассматривается в тесной связи с внутренней детерминацией поведения психические факторы выступают в жизни человека не только обусловленными, но и обусловливающими Внутренняя детерминация заключается в подчеркивании внутреннего момента самоопределения верности себе, неодностороннего подчинения внешнему. Только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту, отсутствие сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям или просто приспособление к ним Согласно С. Л. Рубинштейну, человек сознательно преобразует мир. Сознание проявляется и формируется в деятельности. В сознательной деятельности человека проявляется его активность. Как побудительную силу человеческой деятельности С. Л. Рубинштейн выделяет мотив. Побудительная регуляция человеческого поведения осуществляется при помощи эмоций и волевых процессов. С. Л. Рубинштейн теоретически обосновал основное направление психологического разрешения проблемы активности, заключающееся в анализе сознательной деятельности субъекта. Позиция человека по отношению к другому человеку проявляется в поступке. Человек может поступить как все, ив этом случае я сам как внутренняя контрольная инстанция и собственная ответственность человека отпадают. Человек может взять на себя ответственность за свои поступки, - в этом случае он встает на позицию я сам, развертывает свою систему ценностей, значимо-стей. Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающему из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» 12 Таким образом, выдвинутый С. Л. Рубинштейном принцип, согласно которому внешние воздействия преломляются через внутреннюю позицию человека, противостоял как представлениям о фатальной предопределенности активности со стороны внешних воздействий, таки истолкованию активности как особой силы, независимой от взаимодействия субъекта с внешней средой. Среда выступает не как демиург личности, а как условие ее саморазвития. Подлинно человеческое бытие - в человеческой активности, которая состоит в изменении обстоятельств и «самоизменений». Именно поэтому личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее С. Л. Рубинштейн пытался, не морализируя, дать ясный анализ природы человека и его отношения к другим людям. Согласно его взглядам, природе человека свойственно не страдательное начало, а активное действенное отношение к действительности. Раскрытие этого отношения человека к миру возможно через объективную характеристику человеческого способа существования в мире как сознательного и действующего существа, ив созерцании, в познании, в любви способного отнестись к миру и другому человеку в соответствии стем, каков он есть на самом деле, в соответствии сего сущностью и тем адекватнее соответственно его сущности изменить и преобразовать его своим действием. Отсюда человеческая ответственность за серьезное и все упущенное»' 4 При обсуждении активности личности следует обратить внимание на ее мотивацию и самооценку. В свое время КА. Абульханова-Славская выделила типы личностей, активность которых зависит оттого, с каких позиций осуществляется самооценка. Такой подход дает возможность исследовать диалектику многоплановых соотношений, опираясь на психологию личности, и вместе стем не пренебрегать формами ее общественной обусловленности. В свою очередь, АН. Леонтьев считал правомерным обернуть исходный тезис С. Л. Рубинштейна относительно соотношения внешнего и внутреннего в детерминации поведения человека. Он писал: «Внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим сам себя изменяет. По существу, АН. Леонтьевне противостоял идеям С. Л. Рубинштейна, а предлагал свой вариант определения активности человека. В контексте суждений АН. Леонтьева активность определяется тем личностным смыслом, который связывает человека с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Личностный смысли создает пристрастность человеческого сознания» 17 Современная психология представляет личность как системное качество (АН. Леонтьев), которое совокупно характеризует индивида именно как личность. Личность развивается в индивиде в процессе его онтогенеза, но при этом она может и угаснуть в индивиде, если угаснет его социальная активность (ЛИ. Божович, В. В. Давыдов, В. С. Мухина). Эффективно воздействовать на окружающих может не только истинная личность. Человек, безличный для других людей, человек, чье присутствие или отсутствие не меняет стиля жизни других, не обогащает и не обездоливает их, по существу своему безличен. Истинная личность обладает специфической активностью- она завораживающе влияет на других, люди хотят следовать за ней в своем развитии. Активность личности может быть обусловлена целым комплексом социальных установок и внутренней позицией самой личности (объективацией, значимостью, ответственностью, притязаниями и другими мотивирующими факторами). В психологии категория личность связывалась и продолжает связываться с такими категориями, как активность, свобода, талант, деятельность. Определяя понятие личности как активное, свободное, индивидуальное бытие общественных отношений, в контексте данной части обсуждения проблемы личности мы делаем акцент на первую часть определения - активное, свободное, индивидуальное бытие Свободное, индивидуальное бытие человека творит и изменяет обстоятельства, других людей и саму личность. Именно оно может поставить личность в положение социальной активности, те. активного воздействия на окружающую природу, общество, другого человека и на себя. Социальную активность можно рассматривать в двух полярных измерениях - как позитивную и как негативную. Традиционно психология обсуждает социальную активность как сознательную направленность на изменение обстоятельств, других людей и самого индивида для пользы общества, как ответственность за преобразование обстоятельств. Именно в такой форме проявляется позитивная активность. Однако в человеческом обществе формируются также и отчужденные от человечества вообще и от любого человека, стоящего на пути, социально опасные личности, которые тоже творят и изменяют обстоятельства, обладают рефлексией, действуют сознательно, предвосхищая результаты своих действий. Но по своей направленности они асоциальны, лишены чувства ответственности за людей. Асоциальные формы воздействия на общество следует отнести к негативной социальной активности Если личность, несущая в себе мотивацию позитивной активности, выражает ожидания от каждого человека проявлений, достойных личности, и тем самым поднимает каждого в его собственных глазах, утверждая его в возможности проявлять свою свободу, активность, индивидуальность, то негативная активность направлена на уничтожение индивидуального бытия в другом, на превращение другого в ничто. Обсуждая проблему социальной активности, правомерно также ввести понятие социальная пассивность. Это понятие возникает внутри проблемы так называемой безличности. Безличность - характеристика индивида, неспособного творить обстоятельства, несвободного, конформиста. Безусловно, смысл прогресса - в превращении каждого человека в личность, в активного деятеля, необходимого другим. В благоприятных условиях у здорового индивида развиваются три вида активности физическая, психическая, социальная. Физическая активность - естественная потребность здорового организма в движении, в физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий. Она является предпосылкой психического развития в онтогенезе. Психическая активность - это потребность индивида в познании, с одной стороны, окружающей действительности, в том числе общественных отношений, ас другой - в познании индивидом самого себя. Все виды познания осуществляются через рефлексию - форму умственной деятельности, направленную на осмысление действий других людей и своих собственных действий. Социальная активность - потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Позитивная социальная активность обусловлена долженствованием. Подлинно социальная активность состоит в направленности на изменение обстоятельств жизни людей и на самоизменение с пользой для себя и для других. Условием для развития социальной активности выступает комплекс всех факторов места, воздействующих на человека. Социальная активность личности, следовательно, основана на трех ипостасях: мировоззрение - долженствование - воля. Все виды человеческой активности, безусловно, взаимодействуют друг с другом. Однако потеря человеком физической активности не лишает его возможности развивать и утверждать свою психическую и социальную активность именно в силу его социальной природы. Социальная активность личности не только детерминирована ее психической активностью, нов свою очередь, определяет дальнейшее развитие психической и физической активности. Истинная личность несет в себе способность к свободе. Свобода, помысли ЭВ. Ильенкова, понимается в смысле развитой способности преодолевать препятствия, казалось бы, непреодолимые, в способности преодолевать их легко, изящно, артистично, а значит, в способности каждый раз действовать не только согласно уже известным эталонам, стереотипам, алгоритмам, но каждый раз индивидуально варьировать всеобщие вопросы действия применительно к индивидуально-неповторимым ситуациям. Только активная личность способна осуществлять действия свободно, вне стереотипов. Здесь правомерно вспомнить мысль Л. С. Выготского о том, что свободная личность овладевает не только обстоятельствами, но и собственным существом Овладевать правдой о личности и самой личностью нельзя, пока человечество не овладело правдой об обществе и самим обществом. Напротив, в новом обществе наша наука станет в центре жизни. Прыжок из царства необходимости в царство свободы неизбежно поставит на очередь вопрос об овладении нашим собственным существом, о подчинении его себе» 20 Свободная личность неконформна, самостоятельна и активна. Это положение требует определения независимости личности. Однако понимание свободы как независимости от общества, от других людей неправомерно. Считать, что зависимость делает человека безличным - это методологическая ограниченность. Личность социальна, поэтому она исторически и психологически зависит от социального как условия своего развития, как своего естественного человеческого бытия. 80 Свобода личности выражается в принятии определенной мировоззренческой позиции и следовании ей, а наличие воли для следования долгу представляет личность в ее свободном бытии. |