Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель исследования

  • Объект исследования

  • Теоретическая значимо

  • Практическая значимость исследования

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Анализ понятия «этническая толерантность» в научной литературе

  • курсовая работа. Климасова. В современном обществе Российской Федерации в целом и в педагогическом сообществе возрастает интерес к проблеме формирования этнической толерантности школьников


    Скачать 56.52 Kb.
    НазваниеВ современном обществе Российской Федерации в целом и в педагогическом сообществе возрастает интерес к проблеме формирования этнической толерантности школьников
    Анкоркурсовая работа
    Дата26.03.2023
    Размер56.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКлимасова.docx
    ТипЗадача
    #1015034
    страница1 из 3
      1   2   3

    ВВЕДЕНИЕ

    В современном обществе Российской Федерации в целом и в педагогическом сообществе возрастает интерес к проблеме формирования этнической толерантности школьников.

    В соответствии с направлением федерального государственного образовательного стандарта, направленного на обеспечение овладением духовных ценностей и культурой народов России. В основе современных стандартов образования лежит воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения демократичного гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поли конфессионального состава российского общества. А также осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностей.

    Актуальность проблемы создания условий для развития этнической толерантности в образовательной среде обусловлена возрастающими потребностями государства и общества, в становлении психологически здоровой личности, которая могла бы успешно справляться с технологическими, информационными и социально-психологическими ситуациями современного мира.

    Таким образом, развитие толерантности к традициям разных народов должно начинаться с детства. В школу приходят дети разных наций, из всевозможных семей, с отличным социальным статусом, поэтому нужно научить их уважению к другим.

    Поэтому воспитание в духе толерантности является неделимой частью воспитания всех обучающихся. Значит, качества: доброжелательность, сдержанность, ответственность и терпимость, должны быть присущи каждому человеку.

    В начальной школе целью формирования толерантного отношения к окружающим является воспитанием у ребенка чувства уверенности в себе и уважения к себе и другим. Поэтому формирование этнической толерантности у младших школьников является очень актуальной проблемой в современном обществе. Это и определило актуальность данного исследования.

    В настоящее время вопрос о развитии этнической толерантности у детей младшего школьного возраста остается недостаточно изученным. Между тем установлено её положительное влияние на психологическое здоровье обучающихся в поликультурной среде, их эмоционально личностное благополучие, формирование их метапредметных и личностных образовательных результатов.

    Поэтому цель исследования в нашей работе является следующей.

    Цель исследования: теоретически обосновать, практическим путём выявить и подобрать программу развития этнической толерантности младших школьников.

    Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать понятие «этническая толерантность» в научной литературе.

    2. Охарактеризовать особенности развития этнической толерантности младших школьников.

    3. Описать способы формирования этнической толерантности младших школьников.

    4. Исследовать особенности развития этнической толерантности младших школьников.

    5. Подобрать программу развития этнической толерантности младших школьников.

    6. Проанализировать эффективность подобранной программы и результаты научного исследования.

    Объект исследования: феномен этнической толерантности.

    Предмет исследования: программа развития этнической толерантности младших школьников.

    Основанием для выдвижения гипотезы исследования явилось предположение о том, что:

    1. Подобранная программа развития этнической толерантности оказывает положительное влияние на уровень этнической толерантности.

    2. Уровень этнической толерантности младших школьников в образовательной среде школы зависит от пола обучающихся.

    3. Формирование когнитивного компонента этнической толерантности в образовательной среде школы зависит от пола обучающихся.

    4. Существует взаимосвязь между эмоциональным и социальным (поведенческим) компонентами этнической толерантности. Методологической основой исследования являются основополагающие психолого-педагогические теории и практики, внесшие большой вклад в разработку понятия «этническая толерантность»:

    Проблеме воспитания толерантной культуры младших школьников посвящены работы С. В. Бобиновой, Е. Г. Петренко, Л. М. Курганской и др. Исследованием толерантности как психологической устойчивости личности занимались Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, П. А. Черкасов и др., как личностной характеристики А. Г. Асмолов, О. А. Кравцова и др., как системой убеждений и ценностей личности И. Б. Гриншпун, Г. У. Солдатова и др.

    Психологи и педагоги разрабатывают программы формирования толерантности (Т. Н. Батенева, Р. Т. Гарданова, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, Т. В. Разумовская, С. В. Мягченкова, П. В. Степанова и др.), предназначенные для детей разных возрастов.

    Многие отечественные и зарубежные философы в той или иной степени обращались к проблеме толерантности в своих диссертациях и научных публикациях: Ж. Лессэ, Дж. Локк, А. П. Мчедлов, Э. Нарагхи, Н. К. Рерих, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Тишков и др.; психологи: А. Г. Асмолов, В. Е. Кемеров, Е. Ю. Клепцова, И. В. Крутова, Ф. М. Малхозова, В.Г. Маралов, А. П. Оконешникова, Г. У. Солдатова и др.

    Для решения поставленных цели и задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:

     по уровню проникновения в сущность (изучение литературы, анализ и синтез, обобщение);

     по этапам поиска (метод отбора материала, метод теоретической интерпретации, метод направленного преобразования);

     психологические (психодиагностические и психолого педагогические методики);

     методы математической статистики.

    Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении этнической толерантности как качества личности, характеристики особенности развития этнической толерантности младших школьников и описании способов формирования этнической толерантности младших школьников, экспериментальном изучении взаимосвязей и содержательной наполненности структурных компонентов этнической толерантности.

    Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны педагогам-психологам, учителям, классным руководителям для организации эмоционально-благоприятного толерантного климата в образовательной среде школы, в которой есть разные этнические группы.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1.1 Анализ понятия «этническая толерантность» в научной литературе
    В данный момент исследование толерантности приобретает особую значимость на фоне конфликтных ситуаций между людьми, этническими группами и государствами.

    Проявление толерантности к человеку, который относится к иной этнической общности, оказывается важным условием для существования и адаптации человека в обществе, для выживания и развития самого общества. Е. Л. Кудрина пишет: «В настоящее время увеличивается опасность межличностного и социального непонимания и формирования различного рода предубеждений к людям иной национальности, другой культуры, вероисповедания» [4, с. 4].

    Таким образом, развитие терпимости в поликультурном сегменте станет целью, отвечающей интересам государства в общем.

    С конца 90-х годов ХХ века и по настоящее время такой социальный феномен, как толерантность, глубоко изучается. В 1995 году Организация Объединенных Наций провозгласила год «терпимости», и в том же году, всего через день, была принята Декларация принципов толерантности. Этот документ определяет толерантность, которая состоит из следующих составляющих: «обеспечение устойчивого согласия между различными конфессиями, политическими, этническими и социальными группами; признание и многообразие различных мировых культур, народов и цивилизаций; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, которые отличаются по внешнему виду, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». Данный правовой документ указывает на важный и глобальный характер рассматриваемого вопроса о развитии этнической толерантности [17].

    Толерантность не зависит и не является результатом каких-либо внутренних или внешних факторов. Толерантность является осознанным выбором каждого гражданина в Российской Федерации.

    Толерантность не заставляет отречься от собственных взглядов и убеждений, а только хочет открытости с разных сторон и предполагает взаимное поощрение. Чувство «опустошенности» одно из главных требований развития и совершенствования личности. Развитие возможно только при зеркальном сравнении себя с другими и отказе от эгоистических наклонностей [34].

    Развитие терпимости оказывается основным этапом на дороге усовершенствования всемирной культуры. Толерантность выступает в качестве минимального требования к общественным отношениям, не допускающим принуждения и насилия. В ситуации, когда общество толерантно, индивиды имеют шанс в полной мере раскрыть свои возможности и возможности общества в целом, одновременно фиксируя эволюцию мировой культуры и создают партнерские группы, готовые следовать этой культуре [46].

    Толерантность понимается как активная нравственная позиция человека (общества) и психологическая готовность проявлять чувство толерантности между людьми разного происхождения [33].

    Главная цель, которая преследуется в развитии терпимости к другим, заключается в признании важности личности, уважении человеческого достоинства и целостности всех людей. Укрепление человеческого достоинства выступает главной целью во всех теориях прав человека, а также почти во всех международно-правовых документах, направленных на защиту и сохранение прав человека; оно является существенным условием для осуществления усилий по созданию мирного климата, а также мощным стимулом для установления демократии; и это является полной противоположностью нетерпимости.

    Наличие нетерпимости является явным симптомом, указывающим на наличие опасной для общества патологии, которая несет с собой насилие. Это своего рода болезнь, требующая модернизации и обновления различных мер по сохранению и защите социального здоровья и общественного благополучия с целью его ликвидации, профилактики и предупреждения. Хотя «профилактическая медицина» в форме всеобъемлющего, непрерывного образования в духе мира, прав человека и демократии является наиболее подходящим инструментом, необходимо приложить значительные усилия для эффективного реагирования на появление самых ранних симптомов. Все члены общества должны уметь видеть симптомы или признаки прогрессирующей нетерпимости и принимать незамедлительные меры, как только появляются негативные предпосылки [42].

    Причиной нетолерантности является убеждение человека или социальной группы в том, что их принятый набор убеждений или образ жизни являются единственно правильными и выше, чем ценности, других. Нетерпимость может привести к ряду серьезных последствий. Источником нетерпимости является отсутствие у людей образования или неуважение к другим, а также преобладающие социальные явления, такие как геноцид и апартеид. В основе таких социальных явлений лежит пренебрежение и отрицание гуманистических принципов [28].

    При разработке и осуществлении профилактических мероприятий необходимо учитывать форму и степень толерантности, которая проявляется в определенной социальной среде, а также необходимо понимать, в чем заключается принципиальное различие между толерантным и нетерпимым человеком.

    В качестве примера возьмем классификацию Г. У. Солдатовой, где описаны основные критерии толерантности и интолерантности [38]:

    1. «Равенство: подразумевает одинаковые социальные блага, одинаковые управленческие, образовательные и экономические возможности 10 для всех людей, независимо от расы, пола, национальной и религиозной принадлежности или отношения к какой-либо другой социальной группе)». 2. «Взаимное уважение членов группы или общества: дружеское отношение и помощь различным социальным группам».

    3. «Равные возможности для всех людей на осуществление своих политических прав и свобод».

    4. «Сохранение, защита и развитие самобытной культуры и языков национальных меньшинств».

    5. «Привлечение людей к мероприятиям публичного характера: привлечение как можно большего числа людей к праздникам и мероприятиям при условии, что такие мероприятия не противоречат культурным и религиозным предпочтениям людей».

    6. «Создание и поддержание условий, позволяющих следовать определенной культуре».

    7. «Свобода вероисповедания, но при условии, что этот факт не затрагивает прав и свобод других людей».

    8. «Люди придерживаются принципов сотрудничества и солидарности в решении общих вопросов».

    Своеобразным антиподом критериев толерантности для Г. У. Солдатовой являются следующие критерии интолерантности [37]:

    1. «Различные насмешки и оскорбления, демонстративное пренебрежение, игнорирование, запугивание, угрозы, притеснения».

    2. «Негативные предубеждения и стереотипы поведения, предрассудки о принадлежности к определенному этносу».

    3. «Проявление этноцентризма: принятие ценностей, взглядов и традиций той группы, в которой человек является эталоном и выше других групп».

    4. «Дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации выражается в лишении определенных общественных благ, попрании прав человека и определенной социальной изоляции».

    5. «Проявления расизма: характеризуются дискриминацией в отношении людей определенной расы, основанной на вере в превосходство одной расы над другой».

    6. «Ксенофобия проявляется в этнофобии, различных религиозных фобиях».

    7. «Национализм: проявляется в убеждении, что одна нация превосходит другую и обладает более широким спектром прав и свобод».

    8. «Фашизм-радикальный политический режим, основанный на антидемократических принципах, характеризующийся жесткими формами насилия и террора».

    9. «Империализм: подавление определенных народов с целью контроля над их богатствами и ресурсами».

    10. «Религиозное преследование, которое характеризуется неуважением к той или иной вере, ее обрядам и ценностям. Осквернение религиозных и культурных символов».

    11. «Официальное или принудительное изгнание».

    12. «Сегрегация и апартеид: насильственное распределение людей разных полов, рас и религий. Эти процессы часто идут во вред одной из социальных групп».

    13. «Репрессии: насильственное лишение права на осуществление своих прав и свобод; уничтожение и геноцид, лишение свободы, физическое насилие, нападения и убийства».

    Подводя итог, можно сказать, что все критерии, предложенные Г. У. Солдатовой, характерны для различных социальных групп, начиная от индивидов и социальных групп и заканчивая обществом в целом. Часто эти критерии не могут быть легко замечены, потому что они часто скрыты. Для того чтобы идентифицировать эти критерии в отдельном человеке или группе, требуется подготовка и заинтересованность [18].

    В наше время личность в течение своей жизни сталкивается с различными видами поведения. В мире преобладает агрессия, с помощью которой часто достигаются цели. Вы можете избавиться от агрессии через поведение, основанное на терпимости. Отсюда следует, что принципы терпимости к другим имеют большое значение в формировании такого поведения [36].

    Если рассматривать толерантность как поведенческий принцип и принцип деятельности, то это позволяет гораздо глубже понять ее социальную значимость и ценность, как в моральном, так и в юридическом смысле. Нравственный смысл предполагает общечеловеческие ценности, открытость человека в общении и правильный поиск средств достижения согласия гуманными методами [48]. Правовой смысл подразумевает защиту человека с точки зрения его прав и свобод, что дает возможности для реализации экономического и социального потенциала без применения каких-либо дискриминационных санкций. Отчуждение или включение в маргинальные социальные группы может вызвать депрессивное состояние, а также чувства фанатизма и враждебности, что приведет к нетерпимости.

    Для того чтобы представители общества были более терпимыми, государствам необходимо принять определенные международно-правовые акты и ратифицировать различные конвенции, направленные на сохранение и защиту прав человека; можно также модернизировать старую или разработать новую правовую базу для поддержания равенства в обществе и обеспечения равных возможностей в различных областях для каждого человека. Если этот процесс не будет запущен, то, вероятно, наименее защищенные социальные группы, исключенные из общественной и политической жизни, станут отправной точкой для развития агрессии и дискриминации [27].

    Активное отношение к субъекту толерантности основывается на активном отношении личности к собственному и социальному существованию, что позволяет признать наиболее эффективными механизмы развития гуманистических отношений в обществе, а через низовые механизмы способствовать эффективной социальной адаптации личности. В качестве субъекта толерантности принято понимать личность, готовую познавать многообразие окружающего мира. Правильное использование этого понятия определяется тем, что такой субъект должен быть равен другим людям, и это равенство должно быть закреплено государством. Таким образом, доступность мира для всех людей является главной чертой толерантности. Если опираться на эту точку зрения, то можно сказать, что терпимые отношения – это взаимно уравновешивающие социокультурные процессы [11].

    Это значит, что толерантность – это мастерство существовать рядом с разными людьми, находить пути разрешения спорных ситуаций, навык нахождения взаимных уступок. Поскольку люди, придерживающиеся разных, часто противоположных норм и ценностей, могут успешно наладить взаимодействие и совместную жизнь, им будет легче справляться с любыми глобальными проблемами.

    Рассматривая толерантность в целом, можно сделать вывод, что неотъемлемой ее частью является этническая толерантность, специфические черты которой мы рассмотрим далее. Исследования многих моделей этнического поведения посвящены рассмотрению толерантности как принципа поведения. Среди зарубежных философов и ученых можно выделить М. Вебера, Э. Фромма, П. Козловского, Ю. Хабермас и другие. В отечественной науке можно выделить Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко, Г. У. Солдатову и др. [19]

    Есть еще один аспект терпимости. На данном этапе прослеживается четкая тенденция, что развитие толерантности и терпимого сознания часто тяготеет к этнографическому воспитанию, а точнее к распространению идеи о том, что общество расколото на этнические линии, и в мире нужно видеть и уважать только представителей определенного этноса.

    В современной российской науке сформировались два подхода к пониманию феномена этнической толерантности:

    1. Один из подходов связан с именем В. А. Тишкова, который рассматривает этническую толерантность как «уважение и невмешательство» [39].

    2. Второй подход более популярен среди современных отечественных исследователей, чем первый, и его автором является Л. М. Дробижева. Этот автор определил этническую толерантность «как готовность принимать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с этими другими на основе согласия» [20].

    Понятие «этническая толерантность» включает в себя следующие термины: «толерантность» - от латинского tolerantia – терпение, терпимость ко всему [2, с. 6]; «этнос» (от греческого ethnos – «народ») – идентичность людей, основанная на общности происхождения и чувстве общности солидарности [5, с. 219].По мнению ряда ученых (С. М. Широкогорова, С. А. Арутюнова, Н. Н. Чебоксарова) «этнос – исторически сложившаяся общность, характеризующаяся общим языком, культурой, особенностью быта, традициями, а также осознание своего единства и отличия от других общностей».

    В психологической литературе, посвященной проблемам этнической толерантности, этот феномен рассматривается как сложное формирование личности, проявляющееся в терпимости к отличному образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, другим чувствам, мнениям и идеям. Ее называют главной особенностью межэтнических отношений в условиях роста многонациональных и поликультурных сообществ [1, 5].

    Также общим определением является понимание этнической толерантности как сложного социально-психологического отношения личности, проявляющегося в степени принятия или неприятия представителей других этнических групп [3, 6].

    Поэтому этническую толерантность можно рассматривать как свойство целостной личности, аккумулирующее личностные, субъективные и индивидуальные свойства человека, взаимосвязь которых определяет особенности терпимого поведения [2].

    На основе анализа научной литературы в исследовании этническая толерантность рассматривается «как динамическое, интегральное нравственное качество личности, характеризующееся уважительным и толерантным отношением к людям других национальностей, вероисповеданию, их взглядам, обычаям, привычкам, социальному положению, их действиям и поступкам, не наносящим вреда психическому и физическому здоровью других людей; умение находить конструктивное решение в спорных и конфликтных ситуациях, сохраняя при этом свою национальную идентичность» [45].

    Другая стратегия изучения толерантности была использована Е. И. Шлягиной, А. Г. Асмоловым и С. Н. Ениколоповым при обзоре «актуального этнопсихологического статуса личности», позволяющего прогнозировать поведение субъекта при встрече с другой этнической культурой, а также являющегося индикатором латентных этнических настроений [30]. Они исследовали разнообразные этнопсихологические проявления личности и выделили три уровня «этнопсихологического анализа современного состояния»:

    -«квазипсихологический уровень, на котором исследуются существующие в массовом сознании представления о нормах восприятия, чертах личности, нравственных ценностях и нормах поведения, отражающих некоторые характерные для данной этнической группы особенности личности».

    - «интерпсихологический, интерсубъективный уровень, на котором исследуются этнические операциональные установки, возникшие в ходе интериоризации существующих этнических стереотипов в массовом сознании и определяющие способы поведения участников той или иной совместной деятельности» [43].

    - «интерпсихологический уровень, на котором изучаются этнические смысловые установки, определяющие действия и поступки индивида как личности. Авторы утверждают, что этническая толерантность личности является одной из форм проявления «смысловых этнических установок».

    В структуре этнической толерантности выделяют три компонента [41]: - познавательный (знания, представления о национальном составе человеческого сообщества; о разнообразии народных игр, фольклора разных народов; степень осознания учащимися сходства и различия между своей и другими национальными культурами);

    - эмоциональный (наличие интереса к знаниям о других национальностях; сопереживание людям разных этнических групп; умение и желание общаться, совместной и общественной деятельности с ними; умение оценивать людей с позиций общечеловеческих ценностей);

    - деятельностный (поведенческие умения и навыки активного участия в мероприятиях этнической направленности; выраженное проявление уважения и терпимости к людям различных этнических групп или отсутствие негативного отношения к ним; способность сознательно регулировать свое поведение в зависимости от ситуаций межэтнического взаимодействия).

    На формирование этнической толерантности влияет целая группа факторов: семья, образовательное учреждение, СМИ, сверстники, а также специально организованное дополнительное образование [1, с. 91] Проанализировав понятия "толерантность" и "этническая толерантность", можно сделать вывод, что эти два понятия имеют ряд идентичных и различных аспектов.

    Основная особенность этнической толерантности определяется тем, что она выступает как один из видов толерантности, а в основе второго лежит принятие другого, зависящее от определенной этнической принадлежности; во-вторых, толерантность может быть принята как черта человека, характеризующая личность, а этническая толерантность выступает как совокупность установок, определяющих отношение к лицам той или иной этнической принадлежности.

    Исходя из этого, можно сделать вывод, что толерантность как черта характера является более устойчивой характеристикой, а этническая толерантность или интолерантность зависит как от внутренних, так и от внешних факторов и довольно легко трансформируется.

    Таким образом, этническая толерантность – это социальный и психологический параметр, определяемый в совокупности принятия или неприятия людьми определенной этнической принадлежности, который зависит от основных компонентов этнической толерантности: когнитивного, эмоционального и деятельностного (поведенческого).
      1   2   3


    написать администратору сайта