Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3 Способы формирования этнической толерантности младших школьников

  • курсовая работа. Климасова. В современном обществе Российской Федерации в целом и в педагогическом сообществе возрастает интерес к проблеме формирования этнической толерантности школьников


    Скачать 56.52 Kb.
    НазваниеВ современном обществе Российской Федерации в целом и в педагогическом сообществе возрастает интерес к проблеме формирования этнической толерантности школьников
    Анкоркурсовая работа
    Дата26.03.2023
    Размер56.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКлимасова.docx
    ТипЗадача
    #1015034
    страница2 из 3
    1   2   3

    1.2 Характеристика особенностей развития этнической толерантности младших школьников
    В многоэтнической стране особенно важно воспитывать каждого члена общества с раннего возраста в духе этнической терпимости. Поэтому развитие этнической терпимости, а также любой другой формы терпимости должно начинаться в детстве.

    Дети из разных культур, происхождения, происхождения и происхождения приходят в школу, поэтому вы должны научить их уважать не только себя, но и окружающих их каждый день.

    Поэтому воспитание в духе терпимости - это культурная ориентация, отношение человека, живущего в мире и согласии, в стране, в семье, в школе, в классе.

    Все это означает, что каждый человек обладает такими человеческими качествами, как щедрость, сдержанность, ответственность и терпимость.

    В начальной школе целью является привитие чувства уверенности в себе и уважения к себе и другим. Поэтому формирование межэтнической толерантности среди школьников является актуальной проблемой в современном обществе [7].

    Возраст начальной школы можно рассматривать в диапазоне от 6 до 7 лет и от 10 до 11 лет, что является годом начальной школы.

    Функциональное улучшение мозга. Развивается аналитическая и системная функция коры головного мозга. Связь между сжатием и сдерживанием постепенно меняется. Процесс сдерживания становится все более интенсивным, хотя процесс пробуждения все еще распространен, и молодые студенты очень стимулируются и импульсивны. Высокая воспитательная роль педагога в обучении молодых студентов обусловлена тем, что педагог с начала 19-летия пребывание детей в школе становится их неоспоримым авторитетом [9].

    Авторитет учителя является необходимым условием для обучения в низших классах. Однако авторитет не всегда является предпосылкой успешного образования. Воспитание терпимости требует диалога, а не монолога [4].

    Возраст окончания средней школы - возраст формирования личности, который представляется адекватным. Она характеризуется новыми отношениями со взрослыми и коллегами, интеграцией во всю коллективную систему, в новый вид деятельности - педагогическую, которая предъявляет ряд серьезных требований к студенту.

    В начальной школе закладываются основы нравственного поведения, преподаются моральные нормы и правила поведения, начинает кристаллизоваться социальная ориентация личности. [5]

    Молодые студенты немного импульсивны. Они, как правило, действуют немедленно под влиянием прямых импульсов, не задумываясь и не учитывая всех обстоятельств. Это связано с необходимостью активного внешнего расслабления в возрасте регулирования слабой воли поведения.

    Общее нежелание также характерно для возраста: младший ученик еще не имел большого опыта в длительной борьбе за цель, в преодолении трудностей и препятствий.

    Начальные школьные годы открывают большие возможности для развития коллективистских отношений. В течение нескольких лет молодые студенты получают важный опыт благодаря соответствующему образованию для дальнейшего развития командной и групповой деятельности команды. Исходя из возрастных особенностей начальных классов, активно воспитывать сознание национальной толерантности. Согласно электронному существовать Поповой, именно «первичный возраст, в котором у детей формируется этнокультурная толерантность и формируются их этнокультурные позиции» [38, с. 77]

    Предпосылки для воспитания этнокультурной толерантности у младших школьников также имеются:

     эмоциональная привязанность к значимому взрослому человеку;

     высокая потребность в безопасности и эмоциональной близости со взрослым;

     эталонный образ другого человека;  способность сопереживать другим людям;

     самооценка других людей и самооценка себя;

     эмоциональность;

     доверчивость;

     откровенность;

     стремление взаимодействовать со сверстниками и значимыми взрослыми [39, С. 27].

    Механизмами формирования этнической толерантности младших школьников являются обучение, воспитание, деятельность, общение, содержащие объекты и средства национальной культуры.

    Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может осуществляться также через обучение этнокультурной компетентности, культурному ассимилятору, деловым и ролевым играм и др. Формами формирования этнической толерантности являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные отношения. Эти взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (лекции, семинары, дискуссии, конференции), спонтанными или частично организованными (семейные отношения, отношения со сверстниками и взрослыми, игровая и рабочая деятельность, а также со стороны средств массовой информации и т. д.).

    Образовательные учреждения призваны предоставлять достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам, их истории и культурам.

    Это может быть достигнуто путем применения много этнического образования включающий разные уровни:

     межпредметный (включает национально-региональный компонент);

     модульный (реализуется путем включения специальных тем (модулей), отражающих этнокультурную идентичность народов в гуманитарный цикл);

     моно предметное (конкретная часть);

     интегрированные (реализуются в виде взаимодействующих курсов, где аспекты национальных культур представлены в единстве и взаимосвязи);  комплементарные (осуществляются во время внеклассной, внеурочной и внеурочной деятельности) [25]. Этническая толерантность подразумевает не только принятие другого этноса какой он есть, а избирательное отношение к другому этно-классу и его представителям [1].

    Он предполагает, что:

     готовность к культурному обмену и взаимному обогащению знаний;

     способность к взаимной эмпатии, то есть к пониманию менталитета другого этноса;

     нейтрализацию негативных комплексов в поведении другого человека без унижения его личного и социального достоинства;

     налаживание взаимоуважительного диалога.

    Развитие толерантности – это сложный и многоуровневый процесс. Поэтому воспитание этнической толерантности следует начинать с раннего школьного возраста, когда психологические особенности наиболее сенситивны [3].

    Педагогический процесс должен строиться с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, характеризующихся, с одной стороны, высоким уровнем активности, любознательности, с другой – ограниченными возможностями, слабо развитым произволом поведения, чувством защищенности и защищенности [35]. Вся система воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества в образовательной среде школы.

    По мнению многих отечественных и зарубежных авторов (И. А. Баева, Г. В. Грачев, Э. Эриксон, Р. Джонсон, М. Липси, Х. М. Уокер, Б. Дж.Уайз), психологическая защита детей является условием обеспечения адаптации, развития социальной компетентности и толерантности, а также формирования у ребенка ориентации на позитивные отношения в обществе (стремление быть похожим на всех и со всеми), ожидания социального принятия, поддержки, развития чувства идентичности и внутренней позиции по отношению к себе (стремление к уникальности) и другим (стремление к сопереживанию) [10].

    В то же время важными параметрами формирования психологической безопасности и толерантности в образовательной среде школы будут:

     значимые привязанности, связанные со способностью строить эмоционально близкие отношения;

     состояние адаптивности (успешной адаптации), которое связано с психоэмоциональной стабильностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием стресса, чувством угрозы, что интегрально означает переживание чувства психологической безопасности;

     коммуникативная компетентность как способность выстраивать эффективное общение, легкость контакта даже в межэтническом общении;

     внутреннее отношение, связанное с готовностью действовать определенным образом, личностным толерантным отношением к окружающим;

     реальная безопасность и толерантность окружающего общества [5]. «Забота о психологической безопасности образовательной среды и здоровье учащихся становится обязательной целью в работе каждой образовательной организации и педагога, показателем повышения качества образования». Профессиональный стандарт педагога устанавливает требования к наличию у педагога компетенций, позволяющих эффективно осуществлять образовательную деятельность, создавая психологически безопасную толерантную образовательную среду. К таким требованиям относятся: «регулирование поведения обучающихся с целью обеспечения безопасной толерантной образовательной среды для различных этнических групп; проектирование ситуаций и мероприятий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка; создание и поддержание образа жизни, комфортной атмосферы и традиций образовательной организации; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся» [20].

    Таким образом, метод воспитания терпимости полагается на знание педагогов особенностей детского коллектива, взаимоотношений между учащимися.

    Из всего вышесказанного следует, что при работе над толерантностью педагогам необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье и культуре; национальный коллектив учащихся; проблемы во взаимоотношениях детей и их причины; культурную среду, этнопедагогические и этнопсихологические особенности культуры, под влиянием которых формируются межэтнические отношения между учащимися и их семьями.
    1.3 Способы формирования этнической толерантности младших школьников
    Познавательная активность и любознательность школьников, особенно младших школьников, постоянно направлены на познание окружающей действительности, поэтому процесс приобщения к культурной жизни других народов, формирование позитивных межэтнических установок очень эффективен в этом возрасте [12].

    Однако следует иметь в виду, что прямое, открытое воздействие на сферу межнациональных отношений среди школьников может привести к прямо противоположному результату. Дети школьного возраста имеют ряд особенностей: у них еще недостаточно развиты волевые качества, вследствие чего учащиеся испытывают трудности при выполнении однообразной деятельности; они зависимы от общественного мнения, особенно мнения своих сверстников; им свойственна ярко выраженная эмоциональность, интерес к внешним ярким фактам.

    Воспитательная работа в этом направлении должна начинаться уже в начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности.

    Они включают в себя осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий.

    Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и формируется отношение к ним, их своеобразная «оценка», закладываются основы модели поведения для своей и других этнических групп [8].

    Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения основного правила толерантности к людям разных вероисповеданий и национальностей.

    Воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам является одной из важнейших социальных задач школы. Решить ее означает во многом решить проблему межнационального согласия.

    У каждого народа есть свои корни, своя национальная культура, и чем глубже они уходят в землю, тем крепче и мощнее ствол. Для каждого из нас очень важно уметь обращаться к своим корням, к своей родной культуре. Обращение к культурному наследию в контексте модернизации образования означает использование исторического опыта этой культуры в формировании межэтнической толерантности. Современные условия определяют необходимость постоянного "декодирования" предшествующего культурного опыта, его переоценки и адаптации к новой ситуации [14].

    К условиям, при которых система формирования этнической толерантности будет эффективной, относятся:

     развитие у подрастающего поколения чувства гордости за унаследованную этническую культуру (традиции, язык, сказки, песни);

     включение поликультурного материала во все аспекты образования и воспитания;

     развитие понимания и уважения этнических форм и различий;

     создание атмосферы в коллективах, в которой обучающиеся не боятся говорить о своих проблемах, о недружелюбном отношении к ним со стороны других людей;

     проводя идею равенства всех этнических групп народов России, не выделяя ни одну из этнических групп [15].

    Задача приобщения учащихся к их традиционной культуре решается посредством регулярных урочной и организации внеурочной деятельности:

     национальные (в том числе религиозно-духовные) праздники;

     памятные даты исторического значения, юбилеи выдающихся деятелей национальной и духовной культуры, литературы, науки и народных героев;

     олимпиады, выставки по национальной культуре, спортивные национальные игры;

     фольклорные концерты с исполнением национальных песен и танцев;  конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд и национальных художественно-прикладных изделий, костюмов;

     совместные социально-полезные, созидательные и творящие добро дела совместно с родителями;

     изучение художественных промыслов и ремесел народов региона [9; 10].

    При планировании деятельности по формированию этнической толерантности в образовательной организации необходимо четко определить функции, ценности, методы, способы и формы воспитания [13; 14]. Функции этнической культуры народов:

     познавательная,

     мировоззренческая,

     социальная,

     воспитательная,

     коммуникативная,

     эстетическая.

    Духовные ценности народов региона – это язык, литература, история, музыка, изобразительное искусство, театр, религии, фольклор, прикладное искусство, этикет, этнопсихология, отношение к труду.

    Способы обучения: учебно-воспитательный процесс, народная педагогика, система дополнительного обучения.

    Методы: монологический, диалогический, проблемный, развивающий. Формы: урок, семинар, кружок, секция, научно-практическая конференция, реферат, коллективно-творческое дело, выставка, конкурсы и т.д. [16]. Педагогам необходимо учитывать условия для эффективного развития этнической толерантности у школьников:

     готовность и желание педагога решить задачи воспитания школьников в духе межэтнической толерантности;

     возрастные особенности школьников при отборе произведений культуры этносов региона;

     специфика социально-психологических особенностей элементов художественной культуры родного края;

     воспитательные возможности субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе;

     совместная творческая деятельность в разных ее формах (индивидуальная, групповая) в коллективе и через коллектив;

     комплексное воздействие на восприятие обучающихся, благодаря эмоционально-толерантной атмосфере;

     использование тренингов, игровых форм и приемов обучения и воспитания, приучающих к толерантному отношению, общению между собой детей разных наций и народностей;

     обеспечение тесной связи с родителями, семьей, что дает возможность «раздвинуть» рамки урока, связать его с жизнью, дать возможность толерантности быть деятельной;

     позитивная этническая идентификация как условие мирного межкультурного и межэтнического взаимодействия в полиэтническом социуме [24].

    При взаимодействии с учащимися и их родителями мы рекомендуем учителям, классным руководителям и школьным психологам использовать следующие механизмы для создания психологически безопасной и толерантной образовательной среды [32]:

     координация деятельности всех субъектов данной образовательной среды (ученики, учителя и родители);

     привлечение к участию и организации мероприятий всеми субъектами образования, организации классных мероприятий «День именинника», «День мам», «День пап», дни культур края, где обучающиеся будут узнавать новое об этносах нашей многонациональной страны; праздник к 8 марта или 23 февраля, конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья» как классный тур, так и общешкольный.

     обеспечение значимости образовательной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;

     создание благоприятного социально-психологического климата. Характерными чертами которого являются преобладание в классе бодрого, жизнерадостного тона взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строящиеся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. В классе высоко ценят такие черты личности как толерантность, ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

     удовлетворенность образовательной средой школы;

     содействие формированию познавательной мотивации обучающихся;  повышение качества образовательных услуг [26].

    Кроме того, к профессиональным компетенциям педагога, указанным в стандарте, относятся следующие умения и навыки, которые, на наш взгляд, являются определяющими в формировании психологически комфортной и толерантной образовательной среды:

    – умение эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной толерантной образовательной среды;

    – умение общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;

    – умение сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка);

    – умение анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу;

    – умение защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

    Для реализации этих навыков необходимо использовать технологии создания психологически безопасной образовательной среды школы/ Психологическая профилактика – содействие всестороннему развитию личности всех участников образовательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в понимании деструктивного влияния психологического насилия [23]. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, способствующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, а также отказу от использования его форм во взаимодействии. Суть психопрофилактической функции заключается в создании условий с помощью психотехнологий для предотвращения ситуаций психологического насилия.

    При реализации этой функции используются следующие приемы: Повышение социально-психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам этнической толерантности в ходе семинаров, групповых дискуссий по вопросам психологического насилия, конструирования ненасильственных альтернативных форм поведения. 30 Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всех участников образовательной среды.

    Психологическое консультирование – помощь участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным условиям жизни, формировании ценностно-мотивационной сферы и системы отношений к окружающим, осознании ценности ненасилия, преодолении профессиональных деформаций, достижении эмоциональной устойчивости, что способствует личностно-профессиональному росту и саморазвитию [29]. Психологическая коррекция – это активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья и устранение деформаций, вызванных психологическим насилием в межличностных отношениях участников образовательной среды.

    В практической психологии существует два направления коррекции. Первый – это комплекс индивидуализированных мер по усилению регуляторных функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Вторая-это нормативно-ценностная коррекция, которая заключается в выработке определенных направлений в индивидуальноличностной системе норм и норм поведения, в соответствии с которыми человек корректирует выполнение своих жизненных и деятельностных функций. В предлагаемых технологиях в основном используется второй подход, так как работа носит групповой характер. Предметом коррекционной работы являются: негативное или нейтральное отношение к образовательной среде, характеристики взаимодействия, имеющие низкий уровень удовлетворенности ими, проявления психологического насилия во взаимодействии, за которое участник чувствовал себя наименее защищенным, и ряд других характеристик образовательной среды, которые воспринимались как необоснованное лишение личной свободы, что приводило к неадекватному поведению [47]. Психологическая реабилитация – это процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, обусловленных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что было утрачено или может быть утрачено вследствие изменения условий. Именно психологическую подготовку чаще всего рассматривают как реабилитационные психотехнологии. В русле этого направления необходимо использовать тренинги социальных и жизненных навыков [31].

    Подводя итог, можно сказать, что формирование культуры межэтнического общения в образовательной среде – это образовательный процесс, основанный на специфическом содержании и технологии обучения, обеспечивающий усвоение учащимися ценностей, знаний, норм и коммуникативных умений для их последующего применения в поликультурной среде.

    Развитие системы образования должно учитывать как культурные, так и национальные особенности, а также изменения, происходящие в процессе развития общества [5].

    По мнению Дмитриева Т. Д. «культура любого этноса связана с культурой других народов многими нитями. Однако процесс гармонизации отношений между представителями различных этнических групп и самими этническими группами в Российской Федерации был нарушен. Конечно, проблемы взаимоотношений между людьми разных национальностей будут существовать до тех пор, пока существуют сами люди, но главная задача не в том, чтобы решать их силой» [7]. Для этого есть только один путь – путь терпимости.

    Поэтому культура межэтнического общения в поликультурной среде возможна только тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою ценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера по общению – это то, что мы должны видеть, слышать и понимать для того, чтобы создать вокруг себя эмоционально благоприятную 32 среду в многообразии этнических групп в образовательной и государственной среде в целом. А для того, чтобы создать толерантную поликультурную среду необходимо в деятельности учитывать условия для эффективного развития этнической толерантности, функции этнической культуры народов; использовать механизмы, формы, приёмы, методы и ценности, которые были изложены выше в данной работе.

    1   2   3


    написать администратору сайта