Главная страница

азия. АЗИЯ В. Важнейшие черты асп


Скачать 396.87 Kb.
НазваниеВажнейшие черты асп
Дата15.01.2022
Размер396.87 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАЗИЯ В.docx
ТипДокументы
#331794
страница3 из 32
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
Развитие капитализма меняло социальную структуру японского общества. Формировался класс буржуазии. В систему наемного труда вовлекалась все большая часть населения. В 1880-е гг. возникли буржуазные политические партии. Они еще не имели массовой базы, четкой организационной структуры и больше были похожи на политические кланы.
В конце XIX в. в Японии были созданы профсоюзы. В 1896г. прошла первая рабочая забастовка. Однако становление профсоюзного и политического рабочего движения было весьма затруднено из-за особенностей социальной структуры японского общества. Препятствовали этому и полицейский террор, и взаимоотношения между рабочими и предпринимателями, в которых большую роль играли традиционные нормы поведения: почитание старших, преданность хозяину, пожизненный наем на работу, коллективная собственность и т. д. Созданная в 1901 г. первая социалистическая организация под руководством Сэн Катаяма вскоре была запрещена властями, несмотря на ее реформистский характер. Еще более жестоким преследованиям подвергалась анархо-синдикалистская организация, выступавшая за «прямое действие», в том числе за всеобщую стачку как средство борьбы с капиталом. Лидер этой организации Котоку и его товарищи были приговорены к смертной казни. К началу первой мировой войны в Японии не было легальных рабочих партий и профсоюзов.
Преобразования в области культуры. «Японский дух, европейское знание». Японская цивилизация отличалась не только терпимостью к внешним влияниям, но главным образом способностью перерабатывать их на свой национальный лад. Так, самобытная религия синтоизма выстояла в борьбе с проникшим из Китая в VI в. буддизмом, затем конфуцианством, заимствуя из них те или иные стороны. Это создало в Японии традицию веротерпимости. Ряд столетий буддизм оставался опорой власти аристократических домов и сегунов (полководцев-предводителей) и государственной религией. Только в XVII— XIX вв. буддизм был потеснен конфуцианством. К середине XIX в. конфуцианство, соединившись с синтоизмом, приобрело политическое значение. Культ величия предков и преданности
господину, государю стал непосредственно относиться к японскому императору. В Японии императорская династия была одна, и поэтому преданность императору была вековой традицией и добродетелью. В XX в. в Японии резко возросло число синтоистских храмов, значительная часть которых была посвящена павшим в войнах. Синтоизм стал официальной государственной религией, которая питала мощную волну национализма в стране накануне и после русско-японской войны.
Восприимчивость японского общества к западным влияниям объясняется рядом особенностей японской цивилизации и культуры.
Первое — это корпоративность. Преданность корпорации в лице вождя, хозяина уходит корнями в далекое прошлое.
Второе — склонность к заимствованию, перениманию чужого опыта, идей и знаний и способность соединять их с национальными традициями.
Восприятие культурного и технического опыта Запада не привело к забвению норм японского образа жизни. Благодаря этим условиям создавался благоприятный климат обновления. Это сказалось на разных сторонах жизни. Были введены европейская система образования, календарь. Уже к началу XX в. в Японии утвердилась западная мода — европейский костюм стал повседневной формой чиновников. Западноевропейские обычаи в сочетании с японской дисциплинированностью, чувством долга, почитания старших и корпоративной ответственностью воспитали тип дисциплинированного работника. Наем на работу в учреждениях, фирмах, предприятиях на пожизненный срок создавал особую атмосферу доверия, ответственности за свою работу и солидарности с хозяином, заинтересованности в процветании предприятия.
Опыт Японии предвосхитил важнейшую тенденцию второй половины XX в. — путь модернизации для ряда других стран Восточной Азии.

  1. Модернизационные процессы в восточном регионе в конце XIX- первой половине XX вв.

Восток после окончания Первой мировой войны. В Первую мировую войну оказались вовлечены не только европейские страны, но и их колонии, ставшие источниками сырья, людских ресурсов и поставщиками промышленной продукции. Солдаты из заморских владений воевали в Европе. В самих же колониях местные жители в принудительном порядке работали на плантациях, возводили военные объекты. Многие выходцы из колониальных стран погибли на фронте. Были значительными и потери среди мирного населения – люди умирали от голода и непосильного труда.
В то же время война подтолкнула развитие капиталистических отношений в колониальных странах. Сельское хозяйство Востока переходило на капиталистические рельсы. Выросло товарное производство деревни, увеличилось местное промышленное производство. Сокращение ввоза иностранных капиталов и товаров способствовало мобилизации собственных ресурсов колоний.
Во время войны соперничавшие стороны обещали народам колониальных стран свободу в обмен на поддержку в военных действиях. Однако в большинстве случаев эти обещания оказались обманом.
Революционные события в Турции. Османская империя в начале XX в. уже не представляла столь мощную в военном отношении державу, какой она являлась в Средние века и в начале Нового времени. Европейские государства воспользовались её слабостью, захватив важные позиции в экономике Турции и оказывая влияние на её политику. Империя оказалась не в состоянии выплатить огромный внешний долг. В то же время Турция была самым развитым государством исламского мира и сохраняла политическую независимость. В 1910 г. в стране действовало более тысячи фабрик. В образованном обществе чувствовалось европейское влияние – немало его представителей ориентировались на научные знания и демократические идеалы.
В июле 1908 г. оппозиционная организация младотурок, состоявшая преимущественно из военных, совершила государственный переворот. Представители организации возглавили правительство, султан вынужден был ввести конституцию. Однако младотурецкая революция не привела к осуществлению кардинальных реформ. Крайне националистическая позиция нового правительства способствовала обострению межнациональных отношений в Турции, выступления нетурецкого населения жестоко подавлялись. Внешняя политика, проводимая младотурками, была неудачной. В начале XX в. Османская империя потеряла значительные территории в Европе и Африке. Стремясь вернуть утраченные позиции, правительство втянуло страну в Первую мировую войну на стороне Германии.
Османская империя потерпела в Первой мировой войне тяжелейшее поражение. 30 октября 1918 г. она подписала с Антантой перемирие, по которому лишалась Египта, азиатских владений (Ирак, Сирия, Ливан, Палестина, Аравия), всей армии и флота. Была оккупирована даже столица империи Стамбул. Однако при разделе державами Антанты собственно турецких земель – Анатолии – возникло мощное народное движение, которое возглавил генерал Мустафа Кемаль-паша. Под его руководством в 1919 г. было создано революционное правительство и сформирована армия, получившая помощь Советской России, рассчитывавшей на разрастание мировой революции.


Колониальные дары. Рисунок из французского журнала
Обосновавшиеся в Анкаре революционные власти отказались признать подписанный в августе 1920 г. султанским правительством Севрский мирный договор, ограничивавший территорию Турции только центральной Анатолией. Прибегнув к интервенции, Антанта попыталась заставить кемалистов признать мирный договор. Её основную военную силу составляли войска Греции, которой был обещан весь запад Турции. Но турецкой армии удалось нанести противнику ряд поражений и в 1922 г. изгнать из страны. Это заставило державы Антанты признать новые границы Турции (в основном совпадающие с современными).
Во внутренней жизни страны происходили значительные перемены. В 1923 г. власть султана была ликвидирована, Турция стала республикой. Её возглавил Кемаль-паша, получивший фамилию Ататюрк («отец турок»). Он пользовался в народе огромным авторитетом. Согласно конституции, в стране вводились демократические права и свободы. Турция стала светским государством, исламское духовенство утратило все свои привилегии. Запрещались радикальные политические течения, к которым было отнесено и коммунистическое. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Всё население обязали перейти на европейскую форму одежды, европейский календарь и летосчисление. Была введена гражданская форма брака, ликвидировавшая многожёнство.
В ходе проведения экономических реформ в Турции утвердились принципы этатизма. В стране ликвидировались иностранные концессии, на средства государства строились новые железные дороги, портовые сооружения, промышленные предприятия. Турецкое правительство стремилось стимулировать частное предпринимательство. Эти усилия дали положительный результат. Модернизация привела к росту промышленного производства. В то же время в стране установился жёсткий политический режим, фактически исключавший оппозиционную деятельность.


Мустафа Кемаль Ататюрк – первый президент Турции
Национально-освободительное движение в Индии. Индия, самая богатая колония Великобритании, являлась источником сырья и важным рынком сбыта английских товаров. В то же время в стране развивалась собственная промышленность. Главной её отраслью было текстильное производство, но существовали и предприятия тяжёлой промышленности. Богатство в Индии соседствовало с ужасающей нищетой. Никого не удивляли люди, умиравшие от голода на улицах городов. Капитализм почти не затронул индийскую деревню, в ней господствовали традиционные отношения, на которые влияли религиозные идеи индуизма и ислама.
Национально-освободительное движение в Индии имело определённые особенности. Революционные идеи не находили массовой поддержки. Религиозная традиция отвергала призывы к восстанию и насильственному свержению существующего строя. Значительно ближе индийцам были идеи ненасилия. Борьба против английского колониального господства проходила в форме массовых мирных манифестаций, стачек, бойкота английских товаров. Во главе национально-освободительной борьбы встала основанная в конце XIX в. партия Индийский национальный конгресс (ИНК), в которую входили самые разные политики – от крайне левых до правых. Руководили ИНК умеренные представители национальной буржуазии, требовавшие предоставить Индии самоуправление в рамках Британской империи.


Махатма Ганди в Пешаваре. 1933 г.
Стремясь ослабить национально-освободительное движение, англичане попытались сыграть на противоречиях двух религиозных общин и противопоставили ИНК, в котором большинство составляли индуисты, индийских мусульман. Приверженцы ислама со времён Великих Моголов считались в Индии привилегированным правящим слоем. Религиозная рознь приводила к жестоким столкновениям, уносившим множество жизней.
Первая мировая война и революция 1917 г. в России дали новый импульс освободительному движению в Индии. Борьбу возглавил Мохандас Карамчанд Ганди, которого называли Махатма («великая душа»). В основе его действий лежала идея сатьяграхи – ненасиль-ственного сопротивления. В ответ на призыв Ганди по всей Индии прокатилась волна протестов в форме харталов – закрытия лавок, прекращения деловой активности. Английские колониальные власти ответили репрессиями. В 1919 г. английские войска расстреляли мирный митинг индийцев, погибло более тысячи человек. В стране начались акции гражданского неповиновения, охватившие всю страну.
Новый всплеск национально-освободительного движения пришёлся на конец 1920-х – 1930-е гг. Англичанам всё с большим трудом удавалось подавлять антиколониальные выступления. В ответ на проводившиеся под руководством ИНК кампании гражданского неповиновения и бойкоты власти неоднократно заключали его лидеров в тюрьму. И всё же британское правительство было вынуждено начать переговоры с руководителями национально-освободительного движения о предоставлении Индии самоуправления.
Революция в Китае. Китай не стал колонией, но его территория со второй половины XIX в. была поделена западными державами на сферы влияния. В городах создавались поселения, где иностранные предприниматели и купцы пользовались особыми правами и привилегиями. Китайцев возмущало то, что иноземцы хозяйничают на их земле. Росло недовольство и чужеземной маньчжурской династией Цин, с середины XVII в. установившей свою власть в стране. Императорский двор оказался не в состоянии ни противостоять колонизаторам, ни провести назревшие реформы.
В начале XX в. в Китае действовал ряд антиманьчжурских революционных организаций, многие из которых вошли в состав созданной в 1905 г. партии «Китайский революционный объединённый союз» (Тунмынхуэй). Председателем её был избран Сунь Ятсен. В основе идеологии этого политического деятеля лежали «три народных принципа»: национализм (изгнание маньчжуров и восстановление китайского правления), демократия (создание Китайской Республики), народное благоденствие (предоставление всем гражданам равных прав на пользование землёй). В октябре 1911 г. в Китае произошла Синьхайская революция (по китайскому лунному календарю «синьхай» – год, длившийся с 30 января 1911 г. до 17 февраля 1912 г.). Власть Цинской династии пала, была провозглашена республика. Её первым, временным, президентом стал Сунь Ятсен. Но уже в 1912 г. президент был вынужден уступить власть генералу Юань Шикаю, установившему диктатуру и подавившему революционное движение. Сунь Ятсен эмигрировал из страны, а возглавляемый им Гоминьдан (Национальная партия) ушёл в подполье. В 1916 г. Юань Шикай предпринял попытку провозгласить себя императором. Против него выступили все политические силы. Это событие явилось толчком к распаду страны и началу длительной гражданской войны.
По условиям Версальского мирного договора Шаньдунский полуостров, принадлежавший Германии, был передан Японии. Пренебрежение мнением китайцев вызвало в 1919 г. массовое народное движение, получившее название «Движение 4 мая». Российская революция и деятельность Коминтерна способствовали возникновению в стране новой политической силы – Коммунистической партии Китая (КПК).
Базой революционных сил стал южный город Гуанчжоу (Кантон), где в феврале 1923 г. было создано правительство партии Гоминьдан, образованный Сунь Ятсеном после Синхайской революции.


Рикши, перевозящие европейских пассажиров. Китай. 1930 г.
Коммунисты и гоминьдановцы установили тесные политические и военные связи в борьбе с реакционными генералами, контролировавшими значительную часть страны. С помощью советских военных специалистов революционеры создали боеспособную армию.
В 1925 г. умер Сунь Ятсен, но, несмотря на эту потерю, Гоминьдан продолжил борьбу за объединение страны.
Правительство в Гуанчжоу объявило себя национальным и начало наступление на территории, занятые реакционными силами. Национально-революционная армия вступила в Центральный Китай, однако военные успехи не смогли предотвратить раскола среди революционеров. Правое крыло партии Гоминьдан возглавил Чан Кайши, занявший пост главнокомандующего Национально-революционной армией. Главными его противниками стали коммунисты, значительно усилившие военное и политическое влияние в ходе вооружённой борьбы. В 1927 г. при поддержке армии Чан Кайши совершил переворот, который привёл к расколу единого с коммунистами блока (фронта).
К 1928 г. войска реакционных генералов были разгромлены, большая и часть Китая оказалась под контролем правительства Гоминьдана. Оно было признано ведущими мировыми державами. Во внутренней политике Гоминьдан взял курс на модернизацию страны на основе буржуазно-либеральных принципов.
Столкновения между коммунистической Красной армией и гоминьдановцами вылились в новый этап гражданской войны. Коммунистам, которых вскоре возглавил Мао Цзэдун, удалось создать в 1935 – 1936 гг. на северо-западе страны новую революционную базу.
В этот период над Китаем нависла угроза иностранного завоевания. В 1931 г. Япония захватила Маньчжурию, а с 1937 г. распространила агрессию на весь Китай. Только тогда коммунисты и Гоминьдан объединились для совместной борьбы против общего врага.
Агрессия Японии в Китае стала прологом Второй мировой войны. В 1931 – 1932 гг. японцы захватили Северо-Восточный Китай и в марте 1932 г. создали здесь марионеточное государство Маньчжоу-Го во главе с Пу И – последним китайским императором из маньчжурской династии. Япония использовала Маньчжурию как плацдарм для дальнейшего подчинения Китая и агрессивных действий против СССР на Дальнем Востоке. Лига Наций оказалась неспособной предотвратить развитие японской агрессии в Китае. В 1932 г. Япония попыталась захватить крупный китайский город Шанхай, а в 1937 г. начала крупномасштабную войну против этой страны. Только тогда китайское правительство, забыв прежние разногласия с СССР, пошло с ним на сближение. Начались советские поставки в Китай военной техники и снаряжения, в боях против японцев участвовали советские лётчики, китайскую армию инструктировали военные специалисты из СССР. Эта помощь вплоть до 1939 г. давала возможность китайцам противостоять Японии.


  1. Религиозная и идеологическая реформация в странах Востока в Новейшее время.

Религиозные реформаторские движения сыграли большую роль в утверждении буржуазных отношений и модернизации общества. Применительно к Востоку решающее значение имела перестройка систем религиозного воспитания и образования, судопроизводства, массовой информации, коммуникации и организации. Уровень и характер их обновления адекватным образом отражали специфику реформирования отдельных конфессий в условиях воздействия на восточное общество, с одной стороны, колониализма и неоколониализма, с другой — национально-капиталистической модернизации.
Христианство
Христианство играло в этих процессах далеко не однозначную роль, будучи представленным тремя потоками: автохтонным (восточнохристианским), западномиссионерским и отпочковавшимися от него «национальными церквами».
Впервые посланцы «христианского Запада» появились на Востоке, как известно, еще до европейской реформации христианства, начавшейся в XVI в. Когда же в восточных странах в конце XVI — начале XVII в. стали объявляться миссионеры из реформированных церквей (прежде всего англиканской и голландской реформатской), то их действия в отношении местного населения мало чем отличались от деятельности остальной миссионерской братии. Ведь этапу тогдашней колониально-торговой экспансии больше всего соответствовало использование христианства в его изначальном виде, приспособленном к тому, чтобы быть идеологической формой внеэкономического принуждения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


написать администратору сайта