|
имтмт. Всемирка - 11 класс. Великобритания во второй половине 40х 70 гг. Хх в Цели
Оборудование урока: Карта, учебное пособие, интернет-ресурсы Ход урока:
Оргмомент
| Психологический настрой на урок
| II. Опрос
| Фронтальный и индивидуальный опрос
| III. Новая тема
1.
НТР. Начало НТР.
2.
Открытие и мирное использование атомной энергии.
3.
Освоение космоса.
4.
Появление новых технологий.
5.
Превращение науки в непосредственную производительную силу.
6.
Развитие общественных наук.
7.
Противоречивый характер НТР.
8.
Информационная революция.
9.
Интернет.
10.
НТР и глобальные проблемы современности.
11.
Социальные последствия НТР.
| Атомная энергия (ядерная энергия) - это энергия, содержащаяся в атомных ядрах и выделяемая при ядерных реакциях.Атомная энергия относится к долгосрочным и относительно дешевым видам энергии.И то и другое крайне важно для современной цивилизации, уже сейчас испытывающей недостаток в энергетических ресурсах, что отражается на возрастании стоимости энергии.Обычно для получения ядерной энергии используют цепную ядерную реакцию деления ядер урана-235 или плутония.
Ядерную энергию использует отрасль, называемая ядерной энергетикой.Эта область науки и техники разрабатывает методы и средства преобразования ядерной энергии в электрическую и тепловую.Основой ядерной энергетики являются атомные электростанции.К началу 90-х гг. в 27 странах мира работало св. 430 ядерных энергетических реакторов общей мощностью 340 ГВт.
На атомных электрических станциях ядерная энергия используется для получения тепла, используемого для выработки электроэнергии и отопления.
Исследование космоса — открытие и разведка космического пространства с помощью космических технологий. Физические исследования космоса ведутся как с помощью пилотируемых космических полетов, так и автоматических космических аппаратов.
Техническому исследованию космоса предшествовало развитие астрономии и создание крупных и относительно эффективных ракет в начале 20 века. Освоение космоса было одним из направлений соперничества между СССР и США в холодной войне. Началом эпохи освоения космоса можно считать запуск первого искусственного спутника Земли — Спутник-1, запущенного Советским Союзом 4 октября 1957 года.
Общество людей отличается от общественных животных наличием развитого РАЗУМА общества (общественным мнением) и РАЗВИТОЙ структуры власти. Власть во все времена подавляла и подавляет разум общества.
У. Ростоу выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития.
Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников. Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание. Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями. Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов. Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта — значительный рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики.
Сообщение
Слайд-шоу
Сообщение
| IV.Актуализация
| Задание 1. Какие направления НТР представляются вам наиболее значимыми для человечества? В какой сфере хотели бы вы проявить себя, применив свои способности и знания?
Задание 2. Какие нравственные проблемы, по вашему мнению, порождает бурное развитие науки и техники?
| V.Закрепление
|
| VI. Д/З:
| § . Вопросы и задания в конце параграфа.
| VII. Итоги урока
| Рефлексия. Подведение итогов.
|
Заполните таблицу:
Этапы НТР
| Основные направления развития науки
| Выдающиеся достижения и открытия
| Социальные последствия НТР
| 50—60-е гг.
|
|
|
| 80—90-е гг.
|
|
|
|
ПОУРОЧНАЯ КАРТОЧКА
Предмет «ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ »
Класс: 11-й Номер урока №__
Тема урокаРазвитие культуры во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
Цели: 1.дать учащимся представление о развитии культуры во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
2. развитие дедуктивного, логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать
3. формирование исторических и гражданских основ личности учащихся, активной жизненной позиции
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы.
Методы: Коллективная работа. Индивидуальная. Развитие мышления.
Оборудование урока: Карта, учебное пособие, интернет-ресурсы Ход урока:
Эпиграф урока: «Художественная культура XX столетия — одна из самых сложных для исследования в истории всей мировой культуры. Ни один век не знал таких трагических социальных потрясений, таких страшных мировых войн, такого ошеломляющего научно-технического прогресса, такого широкого национально-освободительного движения. Судить об искусстве легче «со ступенек времени» — искусство XX века является скорее объектом изучения критика, чем историка» (Ильина Т. В.)
Оргмомент
| Психологический настрой на урок
| II. Опрос
| Фронтальный и индивидуальный опрос
| III. Новая тема
1.
Литература народов мира.
2.
Критический и «социалистический» реализм.
3.
Массовая культура.
4.
Новые направления в искусстве.
5.
Развитие художественной культуры в последних десятилетиях ХХ в.
6.
Развитие культуры в условиях глобализации.
| Необходимо отметить, что в творениях архитекторов второй половины XX в. проявляются две основные тенденции. Одна выступает как продолжение и развитие принципов функционализма, который сложился еще в 20-х гг.: только предназначение сооружения и материал, используемый при его строительстве, определяют архитектурную форму. «Все, что хорошо функционирует, хорошо и выглядит. Просто нельзя представить себе нечто, безобразно выглядящее и хорошо функционирующее» (Иконников А. В.). Возможности современного строительства нашли отражение в этом стиле: металлические и железобетонные каркасные конструкции облегчили стену, превратили ее из несущей конструкции в перегородку, роль которой могло прекрасно выполнить стекло; использование сборных панелей превращало интерьеры сооружения в стандартные копии, но, как детская игра в кубики, позволяло создавать интересные пространственные композиции. Наконец, качества специальным образом изготовленного бетона позволяли увеличивать пролеты перекрытий, железобетонные конструкции можно использовать не только как прямые линии, создавая здание — стеклянный параллелепипед, но и как параболы, эллипсы. В качестве примеров подобного стиля можно продемонстрировать изображение небоскребов Чикаго. Здание аэровокзала «Кеннеди» (Нью-Йорк), оперный театр в Сиднее. Функционализм, доведенный до своего логического завершения — структурализма, нашел свое воплощение в здании Национального центра искусства и культуры Ж. Помпиду в Париже: все несущие конструкции и коммуникации выведены наружу. Этих же принципов придерживался и Р. Роджер при проектировании штаб-квартиры компании «Ллойде» в Лондоне. При изложении этого вопроса можно обсудить с классом вопрос о соотношении основных принципов функционализма и представления о художественном образе, дать возможность учащимся высказать свою точку зрения.
Второй основной тенденцией было стремление уйти от техницизма, представление о том, что архитектурную форму определяют природная среда, культура и функция. Архитекторы этого направления, не отказываясь от технических возможностей, существующих в наше время, используют элементы национального стиля (японские архитекторы Тангэ, Курокава), исторических стилей (классицизма). В мире изобразительного искусства особенно ярко проявилось сосуществование и соперничество двух направлений: развивающего традиционные реалистические принципы и авангардистского. Нельзя противопоставлять эти тенденции: в творчестве многих современных художников прослеживаются оба направления. Поиск новых средств воздействия на зрителя, новых способов самовыражения, новых форм отражения мира присущ обоим направлениям. Просим класс объяснить, к какому направлению оказываются ближе работы художников, упоминаемых в учебнике. Работы С. Дали, Р. Раушенберга и Д. Джонса, П. Пикассо, М. Шагала.
| IV.Актуализация
| В чем заключаются основные теории общественного развития, разработанные на Западе во второй половине ХХ века!
| V.Закрепление
| Какова роль СМИ в современном обществе?
| VI. Д/З:
| § . Вопросы и задания в конце параграфа.
| VII. Итоги урока
| Рефлексия. Подведение итогов.
|
Задание 1. Выберите определение массовой культуры. С какими оценочными характеристиками вы согласны? Аргументируйте свою позицию. Какие характеристики вызвали ваше несогласие и почему? Объясните, почему столь противоречивы оценки этого явления:
1. Массовая культура выполняет функцию идейного воздействия на общество, воздействия на сознание и поведение населения через средства массовой информации.
2. Массовая культура способствовала приобщению к достижениям культуры широких слоев населения.
3. Массовая культура приобщает не к высотам духовного творчества, а к примитивным проявлениям культуры. Это способ развлечения людей.
4. Массовая культура — феномен, рассчитанный на вкусы и стереотипы массового сознания, в рамках которого производство культурной продукции и «индустрия развлечений» были поставлены на поток, превратились в источник доходов и эффективное средство воздействия на массы.
5. Массовая культура используется для отвлечения людей от серьезных общественных проблем.
6. Протест против массовой культуры проявился в молодежных движениях битников и хиппи.
7. С появлением массовой культуры духовное потребление приравняли к материальному и стали подлаживаться под вкусы толпы для того, чтобы скорее продать «культурную продукцию» и получить прибыль.
8. Массовая культура создает «подделку», «дешевку», «китч» — произведения дурного вкуса и невысокой нравственности.
9. Массовая культура подлинно демократическая, так как выражает вкусы и ценности большинства людей.
10. Массовая культура рекламирует ценности, далекие от настоящей духовной жизни.
11. Массовая культура обращается к традиционным ценностям, которые можно считать основой человеческой жизни, — семья, любовь, победа добра над злом.
12. Появление массовой культуры — проявление процесса коммерциализации искусства.
13. Массовую культуру можно и нужно запретить. Задание 2. Используя текст учебника, периодическую печать, сведения, полученные вами на уроках обществоведения и свой личный опыт, определите положительные и отрицательные стороны массовой культуры.
В ходе заключительной беседы выделяем особенности развития современной культуры:
1. Приобщение к культуре, к творчеству множества людей, стремящихся к самовыражению.
2. Влияние НТР на развитие культуры.
3. Разнообразие проявлений духовной жизни, множество направлений, стилей, школ.
4. Соединение элитарной и массовой культуры.
5. Значительная коммерциализация искусства.
6. Развитие экранной культуры.
7. Сочетание тенденций глобализации культуры и культурной идентификации.
ПОУРОЧНАЯ КАРТОЧКА
Предмет «ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ »
Класс: 11-й Номер урока №__
Тема урока
Цели: 1.дать учащимся представление о
2. развитие дедуктивного, логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать
3. формирование исторических и гражданских основ личности учащихся, активной жизненной позиции
Тип урока: комбинированный
Методы: Коллективная работа. Индивидуальная. Развитие мышления.
Оборудование урока: Карта, учебное пособие, интернет-ресурсы Ход урока:
Оргмомент
| Психологический настрой на урок
| II. Опрос
| Фронтальный и индивидуальный опрос
| III. Новая тема
|
| IV.Актуализация
|
| V.Закрепление
|
| VI. Д/З:
| § . Вопросы и задания в конце параграфа.
| VII. Итоги урока
| Рефлексия. Подведение итогов.
| |
|
|