Главная страница

Вераксич И. Ю. История зарубежной литературы


Скачать 1.24 Mb.
НазваниеВераксич И. Ю. История зарубежной литературы
Анкорveraksich_posobie_1718v.pdf
Дата15.01.2018
Размер1.24 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаveraksich_posobie_1718v.pdf
ТипДокументы
#14008
страница2 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
3. Творчество Лопе де Вега А. Обзор жизненного и творческого пути драматурга На рубеже XVI–XVII веков Лопе де Вега (1562–1635), опираясь на традиции народного испанского театра и мощную реалистическую традицию эпохи Возрождения, создал испанскую драматургию. Среди плеяды выдающихся драматургов ему принадлежит первое место. Испанцы обожали своего национального гения. Его имя стало символом всего прекрасного.
Лопе Феликс де Вега Карпио родился 25 ноября 1562 года в Мадриде. Его отец, выходец из астурийской крестьянской семьи, был состоятельным человеком, имевшим в Мадриде собственное золотошвейное заведение. Он дал сыну хорошее образование и даже дворянство, купив по обычаю тех времен патент на дворянское звание. Получив первоначальное образование в иезуитском колледже, юноша окончил университет. Уже с юного возраста он состоял на службе у знатных лиц, рано выступал с актерскими труппами, для которых писал пьесы, был одно время солдатом, был несколько раз женат, имел бесконечное количество любовных приключений, под пятьдесят лет сделался сотрудником инквизиции, затем монахом и священником, что не мешало ему вести светский образ жизни, не прекращая до преклонных лет любовных похождений. Лишь совсем незадолго до смерти, под влиянием тяжелых личных переживаний (гибель сына, похищение дочери, Лопе де
Вега стал предаваться аскетическим убеждениями проявлять склонность к мистике. Он умер, окруженный всеобщим почетом. Более ста поэтов сочинили на его смерть стихи.
Разносторонняя жизнь Лопе де Веги находит отражение в его литературном творчестве. Легкость, с которой он писал, богатство и блеск
его творчества приводили в восхищение современников, называвших его чудом природы, фениксом, океаном поэзии. В пять лет Лопе де Вега уже писал стихи, а в двенадцать сочинил комедию, которая была поставлена на сцене. Впоследствии, как он уверял, он не раз писал пьесу в один день. Он испробовал все стихотворные и прозаические жанры. По свидетельству самого Лопе де Веги, им было написано 1800 комедий, к которым надо еще прибавить 400 религиозных пьес и весьма большое количество интермедий. Однако сам Лопе де Вега мало заботился о сохранности своих драматических произведений, которые считались низшим видом литературы, вследствие чего большая часть их при его жизни не была издана. До нас дошел текст лишь 400 пьес
Лопе де Веги (почти сплошь cтиxoтворных), и еще 250 известны лишь по названиям. Драматург рано заметил, что пьесы, написанные по строгим правилам классицизма, не находят в народе должного отклика. Пышные фразы героев воспринимаются холодно, страсти кажутся чрезмерными.
Лопе де Вега хотел нравиться зрителю, он писал для простого люда.
Зачинатели классицистического театра требовали единства впечатления, для трагедии – трагического, для комедии – смешного. Лопе де Вега от этого отказался, заявив, что в жизни не бывает все трагично или все смешно, и ради правды жизни установил для своего театра смешение трагического с забавным, смесь возвышенного и смешного.
Лопе де Вега полагал, что ограничить драматурга двадцатичетырехчасовым временным пределом, требовать от него единства места абсурдно, однако единство фабулы необходимо, единство действия обязательно.
Драматург разрабатывает теорию сценической интриги. Интрига – нерв пьесы. Она связывает пьесу воедино и мощно держит зрителя в плену сцены. С самого начала интрига уже должна крепко завязать узел событий и вести зрителя по лабиринту сценических препятствий.
Лопе де Вега пробовал свои силы в различных жанрах. Он писал сонеты, эпические поэмы, новеллы, духовные стихи. Однако по преимуществу Лопе де Вега был драматургом. Диапазон сюжетов произведений широк человеческая история, национальная история Испании, особенно героические времена, события из жизни современников различных социальных слоев страны, яркие эпизоды из жизни всех народов. Выделяют 3 периода в творчестве драматурга
I период –
(1592–1604) в это время он активно обобщает достижения национального театра, утверждает право писателя на свободное творчество. Лучшие пьесы этого периода – Учитель танцев (1594),
«Валенсианская вдова (1599), Новый свет, открытый Христофором
Колумбом» (1609).
Во второй период (1605–1613) писатель создает свои национально- исторические драмы, используя при этом сюжеты народных романов
«Фуэнте Овехуна» (1613), Незаконный сын Мударра» (1612). В этот период появляются наиболее известные комедии Собака на сене (1613), Дурочка (1613).
III период (1614–1635) пишет драмы Лучший алькальд – король
(1620 – 1623), Звезда Севильи (1623), комедии Девушка с кувшином
(1623), Любить не зная кого (1622). При всей сложности классификации наследия писателя по жанрам обычно выделяют три группы произведений народно-героические, национально-исторические и социальные драмы бытовые комедии, именующиеся комедиями плаща и шпаги аутос – духовные действа. Б. Идейно-художественное своеобразие драмы «Фуэнте

Овехуна» Драма «Фуэнте Овехуна» – одна из вершин творчества Лопе де Вега. Ее можно отнести также к числу исторических пьес, так как действие ее происходит в конце XV века, в царствование Фердинанда и Изабеллы. Самое замечательное в этой пьесе, проникнутой подлинно революционным пафосом, то, что героем ее является не какой-либо отдельный персонажа народная масса. Местечко Фуэнте Овехуна, в переводе обозначает Овечий источник, находится в Испании недалеко от города Кордова. Здесь в 1476 году вспыхнуло восстание против произвола командора ордена Калатравы Фернана Гомеса де Гусман. Командор был убит восставшими. Этот исторический факт и воспроизвел в своей пьесе драматург. Понятие духовный орден ведет нас в глубокую древность Испании. Еще в XII столетии в стране были созданы духовно-рыцарские ордена, военно-монашеские организации для борьбы с маврами. Во главе ордена стоял великий магистр, подчинявшийся совету ордена и римскому папе. Власть великого магистра осуществляли командоры – областные военные наместники. Эти ордена вскоре захватили обширные территории, экономически окрепли итак как они подчинялись непосредственно римскому папе, а не королю, то стали своеобразными опорными пунктами феодальной анархии в стране. Командор ордена Калатравы, Фернан Гомес, расположившийся со своим отрядом вселении Фуэнте Овехуна, чинит насилия над жителями, оскорбляет местного алькальда и пытается обесчестить его дочь
Лауренсию. Крестьянину Фрондосо, который любит ее, удается защитить девушку. Ново время свадьбы Фрондосо и Лауренсии командор является со своими приспешниками, разгоняет собравшихся, бьет алькальда, хочет повесить Фрондосо и похищает Лауренсию, чтобы затем силой овладеть ею. Такого бесчестия крестьяне не могут перенести все они – мужчины,
женщины, дети – поголовно вооружаются и избивают насильников. Вовремя назначенного королем судебного следствия поэтому делу, когда крестьян пытают, кто именно убил Фернана Гомеса, все как один отвечают «Фуэнте Овехуна!». Король вынужден прекратить суд он прощает крестьян и берет Фуэнте Овехуну под свою непосредственную власть. Такова сила народной солидарности.
Командор Фернан Гомес, как гласит историческая хроника, овладел местечком Фуэнте Овехуна своевольно, вопреки воле короля и властей города Кордовы. Восставшие против него крестьяне олицетворяли собой не только борцов против угнетателей народа, но и борцов за политическое единство страны, что и подчеркнул в своей пьесе Лопе де Вега. Это совпало с политической программой испанских властей. Поэтому можно было столь смело славить восставших крестьян. Политическая проблематика пьесы трактуется Лопе де Вегой в исторической перспективе. Брак арагонского инфанта Фердинанда с Изабеллой Кастильской означал присоединение королевства Арагона Кастилии, то есть объединение всей Испании. У Лопе де Веги крестьяне
Фуэнте Овехуны преданы Фердинанду и Изабелле, между тем как командор вместе совсем своим орденом выступает как изменник, поддерживая притязания на кастильский трон другого претендента, что привело бык раздроблению Испании. Таким образом, в пьесе Лопе де Веги национальное единство, народность и подлинное благородство оказываются внутренне связанными между собой. Центральный персонаж пьесы – Лауренсия. Это простая крестьянская девушка. Обаятельная, гордая, острая на язык, умная. У нее высокоразвито чувство собственного достоинства, иона не позволит себя оскорбить. За Лауренсией ухаживают деревенские парни, но пока она и ее подруга Паскуала решили, что мужчины – все до единого плуты.
Лауренсию пытаются соблазнить подарками солдаты, склоняя ее на благосклонность к командору, но девушка отвечает им с презрением Курочка не так глупа, Да для него и жестковата. Перевод К. Бальмонта)
Однако девушка уже знает, что любовь существует в мире у нее уже сложилась определенная философия на этот счет. Водной из сцен пьесы между молодыми крестьянскими парнями и девушками завязывается споро любви. Что есть любовь Существует ли она вообще Крестьянин Менго, один из интереснейших характеров пьесы, отрицает любовь. С ним не соглашается Баррильдо: Не существуй любви, тогда бы Не мог и мир существовать. Перевод К. Бальмонта)
Это суждение подхватывают и другие. Любовь, по мнению
Лауренсии, стремление к прекрасному и конечная цель ее, – изведать наслаждение. Перед нами жизнеутверждающая философия Ренессанса. Характер Лауренсии не сразу открывается зрителю. Мы еще не знаем, какие силы души таит в себе эта крестьянская девушка. Вот сцена у речки Лауренсия полощет белье, крестьянский парень Фрондосо, изнывающий от любви к ней, говорит ей о своих чувствах. Беспечная
Лауренсия смеется над ним. Ей доставляет радость поиздеваться над влюбленным, но он ей нравится, этот честный правдивый юноша. Появляется командор. Увидев его, Фрондосо прячется, а командор, полагая, что девушка одна, грубо пристает к ней. Лауренсия в большой опасности, и ей ничего не остается, как позвать на помощь. Она не называет имени Фрондосо, спрятавшегося за кустом, она взывает к небу. Здесь проверка смелости Фрондосо: сильна ли его любовь, достаточно ли он самоотвержен И юноша спешит на помощь. Ему грозит смерть, но он спасает девушку.
Фрондосо вынужден скрываться. Солдаты командора выслеживают его, чтобы изловить и казнить. Но он неосторожен. Он ищет встреч с
Лауренсией, он любит ее и еще разговорит ей о своей любви. Теперь и девушка не может не любить его, она готова выйти за него замуж. Итак, беспечная Лауренсия, считавшая всех мужчин обманщиками и плутами, полюбила. Все предвещает ей счастье. Скоро должна состояться свадьба. Родители молодых согласны соединить их. Между тем командор и его солдаты бесчинствуют, переполняя чашу терпения народа. Страшные вещи происходят в местечке Фуэнте Овехуна. Но поэт не может быть мрачным, рассказывая даже об этом. Настроения уныния и пессимизма ему чужды, как и его героям – крестьянам. Дух бодрости и веры вправду незримо присутствует на сцене.
Фрондосо и Лауренсия обвенчаны. Крестьяне поют заздравные песни. Свадебное шествие настигает командор со своими солдатами. Командор приказывает схватить обоих. И праздничная толпа рассеяна, молодые супруги схвачены, несчастные родители оплакивают своих детей.
Фрондосо грозит смерть. После долгих пыток, грязных домогательств Лауренсия бежит от командора. И как она преобразилась Она явилась в народное собрание, куда не допускались женщины Мне право голоса ненужно, У женщины есть право стона…

(Перевод К. Бальмонта)
Ноне стонать пришла она сюда, а высказать свое презрение к жалким мужчинам, неспособным защитить себя. Она отказывается от отца. Она обличает трусливых крестьян
Вы – овцы, и Овечий ключ Вам для жилья как раз подходит. Вы – дикари, а не испанцы, Трусишки, заячье отродье. Несчастные Вы ваших жен Чужим мужчинам отдаете К чему выносите мечи Подвесьте сбоку веретена Клянусь вам, я устрою так, Что сами женщины омоют Свою запятнанную честь В крови тиранов вероломных, А вас оставят в дураках…
(Перевод К. Бальмонта)
Речь Лауренсии зажгла крестьян – они восстали. Ярость восставших беспощадна. Командор убит. Жизнерадостная и застенчивая, вполне обычная крестьянка вначале пьесы, Лауренсия походу действия становится признанным вождем восставших. И уже не только личная обида и любовь к Фрондосо руководят ее поступками, но и общие интересы деревни. Заканчивается пьеса счастливой развязкой. Крестьяне победили. И не могло быть иначе, так как всегда побеждает жизнь. В этом главное отличие Лопе де Веги от поэтов и драматургов барокко. Не в темах и сюжетах, не в изображаемых событиях существо вопроса, а в отношении автора к этим темам, сюжетами событиям. В. Идейно-художественное своеобразие драмы Звезда Севильи (1623) Действие пьесы происходит в Севилье, центре Андалузии, в далекие времена, когда страной правил крестьянский король Санчо IV Смелый. Конфликт развивается между королем, не считающимся с человеческим достоинством других, и старой Испанией, хранящей традиции и живущей по законам высокой чести. Два понятия чести и определяют развитие конфликта. Оба воплощаются в центральном персонаже – Санчо Ортисе. Королю понравилась Эстрелья, прозванная народом за свою красоту Звездой Севильи. Он хочет овладеть красавицей, нона его пути встает брат девушки – Бусто Табера. Застав короля в своем доме, он бросается на него со шпагой. Монарх решает убить противника, но для этого использовать благородного Санчо Ортиса, жениха Эстрельи. Король играет на честности Санчо. Прежде чем отдать приказ об убийстве Бусто Таберы, он выводит Санчо на откровенный разговор о
преданности и верности королю и берет с него слово выполнить все приказы господина беспрекословно. Прекрасно зная гордую натуру Санчо, он вручает юноше бумагу, оправдывающую все последующие действия, но
Санчо рвет ее. И только после того как король окончательно убедился в готовности Санчо отомстить за оскорбление монарха, он отдает письменный приказ с именем жертвы и тут же поспешно удаляется с репликой, свидетельствующей о полном равнодушии к судьбам своих подчиненных Прочтите после и узнаете, Кого вам предстоит убить. Хоть имя может вас смутить, Новы уже не отступайте…

(Перевод Т. Щепкиной-Куперник) Узнав, что должен убить Бусто Табера, своего лучшего друга и брата
Эстрельи, Санчо поставлен перед выбором выполнить приказ короля или отказаться. В обоих случаях он заложник чести. Впервые драматург заговорило несвободе человека в антигуманном обществе и о бессмысленности жизни. Санчо убивает Бусто Таберу и навсегда теряет
Эстрелью. Вершиной спора о чести станет сцена суда, в которой Санчо откажется назвать имя человека, отдавшего приказ об убийстве. Акцентируя особое внимание на вопросах чести и традициях старой Испании, Лопе де Вега в тоже время подчеркивал, что, воспитанный в духе этих традиций, Санчо Ортис становится их заложником, оказавшись орудием в руках королевской власти. Характерной особенностью пьесы является то, что автор вносит в сценическое повествование исторический колорит, присущий эпохе Санчо
IV Смелого, который придает действию волнующую поэтичность. Как и многим другим произведениям, для Звезды Севильи характерен и юмор, лукавая шутка. Сразу же после патетического объяснения молодых влюбленных он заставляет слуг, оказавшихся случайными свидетелями этого события, пародировать своих господ. Здесь Лопе де Вега следует своей традиции, внося в сценическое повествование возвышенное и смешное. Список рекомендуемой и использованной литературы

1.
Артамонов, С.Д. История зарубежной литературы XVII–XVIII веков / С.Д. Артамонов. – М Просвещение, 1978. – С. 16–23.
2.
Артамонов, С.Д. Зарубежная литература XVII–XVIII веков хрестоматия. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / С.Д. Артамонов. – М Просвещение, 1982. – С. 20–53.

3.
Виппер, Ю.Б., Самарин, Р.М. Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII века / Ю.Б. Виппер, Р.М. Самарин; под ред.
С.С. Игнатова. – М Университетское, 1954. – С. 5–68.
4.
Ерофеева, НЕ. Зарубежная литература. XVII век учебник для студентов педвузов НЕ. Ерофеева. – М Дрофа, 2004. – С. 6–46.
5.
Плавскин, З.И. Лопе де Вега 1562–1635 / З.И. Плавскин. – МЛ с.
6.
Штейн, А.Л. История испанской литературы / А.Л. Штейне изд. – М Едиториал УРСС, 2001. – С. 192–194.
Лекция 2 Испанская барочная литература XVII века План Особенности развития испанской литературы барокко. Литературные школы испанского барокко.
3.
Луис де Гонгора как ведущий представитель испанской барочной лирики. Испанская барочная драматургия (Кальдерон).
5.
Франсиско де Кеведо и проза испанского барокко. Особенности развития испанской литературы барокко

XVII век в Испании – эпоха глубочайшего экономического упадка, политического кризиса и идеологической реакции. Когда в конце XV века возникло единое испанское государство и была завершена Реконкиста, казалось, ничто не предвещало быстрой катастрофы. Колонизация сначала послужила импульсом для развития экономики, возникновения раннебуржуазных отношений в промышленности и торговле. Очень скоро, однако, обнаружился глубокий упадок испанского государства, его экономики и политики. Золото Америки позволило правящим классами королевской власти Испании пренебречь развитием отечественной промышленности и торговли. В результате к концу XVI века промышленность зачахла. Исчезли целые отрасли производства, торговля оказалась в руках иноземцев. Пришло в упадок сельское хозяйство. Народ нищенствовала знать и высшее духовенство утопали в роскоши. Резко обострились социальные и национальные противоречия внутри страны.
В 1640 году началось широкое сепаратистское восстание в Каталонии (наиболее развитой в промышленном отношении области тогдашней Испании, сопровождавшееся многочисленными крестьянскими восстаниями и бунтами. Постепенно Испания начала терять свои колонии. Все это не могло не наложить отпечаток на испанскую литературу
XVII века. Отличительные особенности испанской литературы XVII века на протяжении первых десятилетий XVII века в Испании сохраняло прочные позиции ренессансное искусство, хотя в нем уже обнаруживались кризисные черты. Передовые писатели все более отчетливо осознают внутреннюю противоречивость идеалов Возрождения, их несоответствие мрачной действительности
господствующей художественной системой в Испании на протяжении всего века было барокко. Тенденции его присущи творчеству художников XVII века Веласкеса (Венера перед зеркалом, Мурильо Иисус раздает хлебы странниками др. Взаимодействие барокко и Ренессанса в Испании было более интенсивным, чем в других странах Западной Европы. Неслучайно и то, что в творчестве крупных деятелей литературы испанского барокко – Кеведо, Кальдерона и других – отчетливо прослеживаются отголоски ренессансных идеалов и проблем испанское искусство барокко было ориентировано на интеллектуальную элиту. В целом искусство испанского барокко отличают суровость и трагичность выдвижение на первый план духовного начала стремление вырваться из тисков жизненной прозы. Во второй половине XVII века для него характерно нарастание мистических тенденций. Литературные школы испанского барокко В литературе испанского барокко (особенно впервой половине века) шла борьба двух его основных школ – культизма (культеранизма) и консептизма.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


написать администратору сайта