Главная страница
Навигация по странице:

  • 7.4. Глобальные проблемы современности

  • Основные вопросы

  • VII. Социальная философия. Vii социальная философия


    Скачать 359.45 Kb.
    НазваниеVii социальная философия
    Дата22.03.2022
    Размер359.45 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаVII. Социальная философия.pdf
    ТипЗакон
    #408860
    страница4 из 4
    1   2   3   4
    Роль личности в истории
    Проблема личности в истории издавна привлекала к себе внимание многих мыслителей. Может ли одна личность изменить ход общественного процесса? Каковы пределы возможностей для человека в истории? Что
    делает личность великой? Как следует оценивать деятельность выдающихся людей? Данные и сходные вопросы ставят перед собой историки, политологи, социальные психологи и представители других общественных наук. Специфика подхода социального философа к решению проблемы личности в истории состоит в том, что он исследует, при каких социокультурных условиях и благодаря каким субъективно-личностным качествам человек может оказать значительное влияние на существование и развитие общества.
    Прежде всего, следует указать объективные, т.е. существующие в реальности и не зависящие от человека условия, которые как стимулируют, так и ограничивают его воздействие на исторический процесс. К ним можно отнести исторический тип общества, социальное положение человека, общественные потребности, место и время действия, выпадающий человеку шанс проявить себя, оценку его деятельности другими людьми. Каждый из этих факторов оказывает влияние на пробуждение у личности стремлений, составление планов и реализацию их в реальности, что в итоге позволит ей достичь поставленных целей или даже не предоставит ей хотя бы возможность проявить себя. Маркс писал, что общество ставит перед собой только такие задачи, для решения которых уже сложились предпосылки.
    Точно так же можно сказать, что личность способна выполнить лишь ту миссию, которая встретит понимание и поддержку в обществе.
    Но наличие объективных общественных условий для появления и реализации замыслов человека создаёт лишь благоприятные возможности.
    Потенциальное бытие намерений должно перейти в актуальное бытие достижений, что невозможно без обладания личностью теми качествами, которые требуются для осуществления задуманного. Среди таких качеств можно выделить разумность, целеустремлённость, талантливость, трудолюбие, предприимчивость, уверенность в себе, способность вдохновлять и руководить людьми (там, где успех требует совместных действий) и другие. Личность, страдающая от дефицита этих качеств, либо не возьмётся за дело, либо не доведёт его до конца, либо удовлетворится минимальным результатом. Только человек, знающий, чего он хочет, сильно желающий этого и готовый выполнить задуманное, невзирая на все препятствия, может совершить и завершить дело своей жизни.
    Именно это отличает выдающихся личностей, которые способны добиваться победы там, где другие склонны признать своё поражение.
    Причём, они не только могут использовать подходящие обстоятельства, но и умеют обратить в свою пользу неблагоприятную ситуацию или переломить неудачно складывающееся развитие событий. Тогда они выходят на первые роли из низов общества (Козьмы Минин), формируют новые потребности
    (Стив Джобс), находят для себя место и время действия (Юлий Цезарь), используют свой шанс (Наполеон Бонапарт), дают гениальные ответы на сомнения в их таланте (Джордж Байрон). При этом следует отметить готовность указанных личностей идти ради успеха своего дела до конца, рискуя своим добрым именем, здоровьем, свободой или жизнью, т.е.
    предметом забот обычного человека. Такая самоотверженность, нередко доходящая до самопожертвования, связана с тем, что выдающаяся личность, как правило, воспринимает свою деятельность как собственную миссию, которую никто кроме неё совершить не может.
    Что же является объективным критерием оценки подобных людей, с помощью которого можно отличить выдающуюся личность от обычной, а великого человека – от выдающегося? В исторической литературе нередко можно встретить оценку деятельности знаменитых людей, данную с идеологических или морализаторских позиций. В первом случае выдающихся личностей делят на «прогрессивных» и «реакционных», во втором случае – на «моральных» и «аморальных». Не оспаривая правомерности такого подхода с аксиологической и практической точек зрения (вожди народов во все времена были вынуждены, так или иначе, считаться с общественным мнением, и действовать так, как им позволяло деятельное или пассивное большинство), нужно заметить, что на его основе можно лишь установить положительное или отрицательное значение чужого величия. Само же величие роли конкретной личности признается социальной философией с учётом двух факторов: 1) масштаба деятельности данной личности в истории; 2) богатства новаций, что она принесла, по сравнению с деятельностью своих предшественников. При таком понимании становится ясно, что Александр Великий превзошёл Филиппа Македонского не тем, что более удачно использовал усовершенствованную им фалангу, а тем, что сын поставил и реализовал такие цели, о которых его отец даже не мечтал.
    Чем более значительным будет воздействие личности на исторический процесс, тем более выдающимся станет её значение для данного общества, а через него и влияние данной личности на историю человечества в целом. Но, действуя в конкретной исторической ситуации, выдающийся человек велик не тем, что может остановить или произвольно изменить ход истории, как утверждают волюнтаристы, а тем, что в его деятельности более чем в деятельности других, находят выражение назревшие потребности общества.
    «Великий человек, – писал Г. Плеханов, – является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других». При этом важную роль играют личные качества такого человека (ум, воля, характер), его убеждение в значении своей миссии, харизматическая способность вести за собою людей. «Ничто великое в истории, – замечал Гегель, – не делается без страсти». Выдающийся человек не может отменить общественного развития или направить течение «реки истории» в другое русло, но его деятельность накладывает личностный отпечаток на исторические события, и потомки называют связанные с ним период или эпоху его именем.
    Насколько обоснованно выглядит с этой точки зрения теория элит, представители которой (Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель и др.) утверждают, что народ в целом не может управлять государством и творить историю, поэтому данные функции берет на себя элита общества?
    Такие же мысли высказывали философы Платон и Ницше, а также историки
    Карлейль и Тойнби, согласно которым историческими и государственными
    деятелями могут быть лишь представители высшего слоя общества
    («философы-правители»,
    «высшие люди»,
    «герои»,
    «творческое меньшинство»). Общими признаками такого подхода являются идеализация
    «правящей элиты», которая в силу своей высокой интеллектуальной и культурной одарённости якобы только и может думать о благе государства и общества, и недоверие к способности народа играть разумную и конструктивную роль в истории. Характерно, что для всех представителей данной теории характерно критическое, а то и откровенно враждебное отношение к возможности существования демократии. С точки зрения их последователей, в так называемых демократических государствах тоже управляет не весь народ, а несколько элит, которые ведут борьбу за власть.
    Но, следуя духу времени, некоторые из них все же признают, что народ может управлять этими элитами, используя избирательное право.
    7.4. Глобальные проблемы современности
    Прямым следствием ускорения развития и обострения противоречий современного общества стало появление глобальных проблем. Глобальными
    (франц. global – всеобщий, от лат. globus – шар) они названы потому, что приобрели планетарное значение и затрагивают все человечество в целом.
    Это совокупность таких острейших социально-природных проблем, от решения которых зависит дальнейший прогресс человечества и само существование цивилизации. Глобальные проблемы современности по самому своему характеру таковы, что затрагивают все страны мира и потому могут быть преодолены лишь при содействии всех народов Земли.
    Существуют различные точки зрения на причины появления глобальных проблем. Одни учёные считают, что их следует искать в «демографическом взрыве» 1960-х годов – резком увеличении численности населения в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости, что породило проблему дефицита жизненных ресурсов, которая обостряется с каждым десятилетием.
    Другие полагают, что всему виной несбалансированное социально-экономическое развитие, которое вызвала научно-техническая революция, что привела общество к дисгармонии с природой. Третьи видят глобальные проблемы побочным следствием процесса глобализации, когда более тесное знакомство развивающихся народов с высокими жизненными стандартами развитых народов, породило в них стремление «выбиться в люди» путём экстенсивного развития своей сырьевой экономики. Четвертые, напротив, убеждены в том, что эти беды порождены самой глобализацией, которая обнаружила несостоятельность развития техногенно-потребительской цивилизации, каковой является капиталистическое общество. Как бы то ни было, можно сказать, что со второй половины XX века жизнь человечества проходит под знаком возрастающей угрозы уничтожения человечества.
    За это время перечень глобальных проблем пополнился новыми угрозами, а их приоритетность для человечества подверглась изменениям.

    Так, после распада Советского Союза и утраты гегемонии США менее вероятной выглядит угроза мировой термоядерной войны, которая в 1960-х –
    1980-х гг. была сущим кошмаром для человечества. Ведь, согласно подсчётам экспертов, всего 5% от ядерного арсенала, накопленного великими державами, было достаточно, чтобы вызвать «ядерную зиму». На сегодня более возможны локальные военные конфликты с применением ядерного оружия, хотя военные расходы многих держав, как и торговля оружием, продолжают расти. Между тем, по данным экспертов в конце 1980-х гг., даже одной десятой от военных расходов хватило бы, чтобы обеспечить необходимые капиталовложения в экономику развивающихся стран или чтобы обратить вспять хроническое загрязнение окружающей среды.
    Во многом благодаря усилиям учёных и, в частности, деятельности
    «Римского клуба», была осознана угроза экологического кризиса, который может перейти в необратимую экологическую катастрофу. В 1970-х – 1980-х гг. ежегодно на полях рассеивалось свыше 2 млн. тонн ядохимикатов, в атмосферу выбрасывалось около 200 млн. тонн окиси углерода и более 50 млн. тонн различных углеводородов, около 150 млн. тонн двуокиси серы и более 50 млн. тонн окислов азота. В начале XXI века проблеме борьбы с загрязнением суши, воды и воздуха уделяется повышенное внимание в развитых странах, хотя способы решения этой проблемы нередко оставляют желать лучшего (так, вредное производство и его отходы зачастую просто переносят и переводят в развивающиеся страны). Были подписаны
    Монреальский протокол по борьбе с озоновыми дырами (1989 г.) и Киотский протокол по борьбе с глобальным потеплением (1997 г.), хотя не все ведущие страны последовательно выполняют принятые на себя обязательства, а США до сих пор не подписали Киотский протокол. Нежелание многих государств
    (США, Китай, Индия) ограничивать темпы развития производства, в том числе в горнодобывающей промышленности, что является одной из главных причин загрязнения природной среды, во многом связаны с растущим дефицитом природных ресурсов, исчерпанием запасов нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов.
    Глобальной проблемой для человечества продолжает оставаться угроза
    демографического кризиса, который в разных регионах Земли проявляется по-разному. Если для развитых и близких к ним по экономической динамике стран характерно снижение рождаемости и смертности, что приводит к старению населения, то в развивающихся странах наблюдается обратная картина – высокая рождаемость и смертность, что делает преобладающей группой населения молодёжь, которая зачастую не может найти работу.
    Численность населения планеты в настоящее время составляет более 7 млрд. человек, и прирост населения обеспечивает на 60% Азия, на 20% – Африка, на 10% – Латинская Америка. И хотя темпы роста численности населения
    Земли достигли своего пика в 60-е гг. прошлого века, а с конца 80-х гг. началось их снижение, угроза достижения перенаселения, т.е. невозможности обеспечить население ресурсами для проживания, до сих пор вполне реальна в отдельных странах, особенно в тропической Африке.

    Глобальной проблемой также нельзя не признать распространение
    массовых заболеваний, из которых наибольшую угрозу для человечества на сегодня представляют сердечнососудистые, онкологические заболевания и
    Синдром приобретённого иммунного дефицита (СПИД), являющийся последней стадией развития ВИЧ-инфекции. Особая опасность последнего заболевания состоит в том, что до сих пор не создано вакцины, способной не только замедлить развитие ВИЧ-инфекции, но излечить от неё. Между тем в наше время распространение ВИЧ-инфекции приобрело пандемический характер. С 1981 г., который считается началом эпидемии этого заболевания, по настоящее время СПИД унёс жизни более 25 млн. человек, 60 млн. человек были ВИЧ-инфицированны, 16 млн. детей остались без родителей.
    Согласно официальным данным, с 1987 г. в России было зафиксировано 720 тыс. ВИЧ-инфицированных человек. При этом около 130 тыс. из них умерли за это время. Однако, по данным Фонда ООН по борьбе со СПИДом, реальная цифра ВИЧ-инфицированных в России больше: около 1,2 млн. человек, – что составляет примерно 1% населения нашей страны. Ввиду того, что лечение ВИЧ-инфекции весьма затруднено, ключевую роль в борьбе с её распространением играет профилактика заражения, которой должно уделяться больше внимания – как со стороны государства, так и со стороны общества.
    Глобальной проблемой нашего времени является терроризм. Его можно определить как деятельность, связанную с политически, националистически или религиозно мотивированным насилием и вершимую с целью устрашить население и вынудить власти пойти на уступки. Конечно, терроризм уже давно используется для достижения своих целей – как противниками существующих порядков, так и государством в борьбе с ними. Однако с появлением более массовых средств уничтожения и разрушения и совершенствованием тактики индивидуального и группового террора эта угроза перешла на более высокий уровень, по сравнению с Древним миром,
    Средними веками или Новым временем. Специфика современного терроризма также заключается в том, что его мишенью, как правило, становятся не отдельные представители власти, как было в прошлом, а гражданское население, в котором террористы надеются посеять страх.
    Особую опасность в наше время представляет международный терроризм, который осуществляется под руководством зарубежных лиц, организаций и государств. К началу 1990-х гг. в мире действовало около 500 террористических организаций. За одно десятилетие они совершили 6500 актов международного терроризма, от которых погибло 5 тыс. человек и пострадало более 11 тыс. человек. Новый виток в развитии международного терроризма наступил после 11 сентября 2001 г., когда террористы из организации «Аль-Каида» устроили воздушную атаку ряд объектов на территории США (более 3 тыс. только убитых). Есть основания полагать, что новая волна террора была вызвана перестройкой в сфере международных отношений, вызванных крахом как «биполярного», так и «однополярного» мира.

    Некоторые специалисты считают, что человечество должно включить в список глобальных проблем и такие угрозы, которые пока что больше других занимают умы авторов антиутопий и создателей фильмов-катастроф. Одной из таких угроз может стать столкновение с Землёй крупного астероида,
    метеорита или кометы. Последствия такого столкновения могут быть ужасны и даже фатальны для всего живого на нашей планете. Так, падением одного крупного метеорита некоторые учёные объясняют «пермское вымирание» около 250 млн. лет назад, повлёкшее самое массовое исчезновение живых организмов (96% всех морских видов и 70% наземных видов позвоночных). Меньший по размерам метеорит, упавший на Землю 65 млн. лет назад, привёл к вымиранию динозавров. Другой, возможно, большой угрозой для человечества может оказаться развитие искусственного
    интеллекта, в случае появления интеллектуальных машин и компьютерных программ, вышедших из-под контроля человека и оказавшихся враждебными ему. Во многих произведениях литературы и кинематографа, где в самых мрачных красках рисуется подобная ситуация, все же признается, что причину «бунта машин» против человечества следует искать не в самих отклонениях «искусственного интеллекта», а в стремлении крупных корпораций к обогащению и захвату власти. В этом же ряду глобальных угроз находится и космическая атака со стороны внеземных цивилизаций, которая тоже является популярным материалом для книг-антиутопий и фильмов-катастроф.
    При всей серьёзности глобальных проблем, доставшихся человечеству от прошлого и, возможно, ожидающих его в будущем, следует особенно выделить ту из них, что содержит в себе главные противоречия нашего времени и более или менее явно проявляется в других проблемах. Таковой ключевой проблемой сегодня, по всей видимости, является «противоречие
    Севера и Юга», т.е. увеличивающийся разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, «золотым миллиардом» и остальным человечеством.
    Известно, что среднедушевые доходы в 20 наиболее богатых странах мира в
    37 раз превышают аналогичный показатель в 20 беднейших странах, причём за последние 40 лет этот разрыв удвоился. По оценкам аналитиков
    Программы развития ООН, на начало XXI в. совокупное богатство 225 богатейших людей планеты превышало 1 трлн. долларов, что равнялось ежегодному доходу 2,5 млрд. бедняков, составляющих 47 % населения мира.
    Такое неравномерное распределение общественного богатства в мире приводит к образованию двух полюсов, на одном из которых находятся довольные жизнью владельцы растущих материальных и культурных благ, а на другом – нищие, неграмотные и озлобленные массы, и вторые, не без основания, считают себя обездоленными и ограбленными первыми. Не здесь ли коренятся причины, которые провоцируют военные конфликты, экологический кризис, демографические проблемы, массовые заболевания, нападения террористов и т.д.?
    После того как противостояние между капитализмом и социализмом ушло в прошлое как основное противоречие XX века, на первый план все
    более выходят различия между ведущими цивилизациями. Современное человечество все более испытывает на себе конкуренцию динамично развивающихся стран и высоко пассионарных народов, которые ведут борьбу между собой за новый «передел мира». Как пишет известный экономист М.
    Делягин, «финансовая экспансия Запада, этническая – Китая и религиозная – ислама не просто развёртываются в разных плоскостях; они не принимают друг друга как глубоко чуждое явление, враждебное не в силу различного отношения к ключевому вопросу всякого развития – вопросу власти, – но в силу самого своего образа жизни». Технологическому превосходству богатого Севера, которое обеспечивает ему присвоение природных ресурсов всего мира, противостоит демографическое давление бедного Юга, активные выходцы из которого «захватывают» западные города, перенося в них свои жизненные ценности и культуру. В результате этих взаимосвязанных процессов создаются предпосылки, при которых грядущее «столкновение цивилизаций», возвещённое американским политологом С. Хантингтоном, произойдёт не между отдалёнными странами, а на улицах столиц и крупнейших городов Западного мира. И взрывная сила таких гражданских войн, возможных в обозримом будущем, вполне может стать детонатором для развёртывания глобальной катастрофы. Чтобы этого не произошло, и политикам, и народам нужно уже сейчас больше задумываться не о том, что нас разделяет, но о том, что нас объединяет. И, быть может, культурно- историческая миссия России с присущим ей, согласно отечественным философам, стремлением к соборности и всеединству, реализуется тогда именно в том, чтобы убедить другие народы, что мы должны спасаться сообща, и что все ответственны за всех!
    Основные вопросы:
    1. Общество, его сферы и структура
    2. Культура, цивилизация, формация
    3. Общество и история
    4. Глобальные проблемы современности
    1   2   3   4


    написать администратору сайта