Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология

  • 1.Социологические концепции личности.

  • 2. Проблема потребностей в современной социологии

  • 3.Типология социального характера Д.Рисмена.

  • социаология. практическая работа Иванов. Выполнение практических заданий по дисциплине социология


    Скачать 20.9 Kb.
    НазваниеВыполнение практических заданий по дисциплине социология
    Анкорсоциаология
    Дата04.04.2022
    Размер20.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрактическая работа Иванов.docx
    ТипДокументы
    #441801

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
    Форма обучения: заочная/очно-заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Социология



    Группа 21П179в

    Студент
    Иванов В.А


    МОСКВА 2022

    1.Социологические концепции личности.
    В современной социологии имеются различные концепции личности. Все они признают личность как специфическое образование, сформированное под воздействием тех или иных социальных факторов.

    Ролевая концепция рассматривает личность как совокупность социальных ролей. Она возникла в американской психологии 30-х годов XX в. (ее основоположником был Дж. Г. Мид) и получила дальнейшее развитие в различных направлениях социологии.

    Ролевые концепции личности основаны на идее о том, что личность - это функция от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе. Социальная роль - модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений. Составляющими элементами социальной роли являются:

    1) ролевые ожидания - то, чего ждут от той или иной роли;

    2) ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

    Помимо ролей, имеющих значение для социальной системы и несущих общественную нагрузку, существуют также роли в системе личных отношений людей. Они могут быть различными и даже противоположными в разных группах: друг, враг, доверенное лицо, уважаемый человек. В связи с этим человек вынужден учитывать в своем поведении это разнообразие ожиданий, предъявляемых к нему, и ориентироваться на несколько групп сразу.

    Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут не согласовываться друг с другом. Это может привести к возникновению ролевого конфликта, обусловленного противоречиями, возникшими между функциями, которые выполняет человек.

    Роли могут пониматься объективно, с точки зрения их общественного значения, и субъективно, преломляясь в сознании индивида, по-своему истолковываясь им. Согласно Т. Парсонсу, нормой поведения здесь должны быть не личные мотивы, а социальные потребности в отношении какой-то роли.

    Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования общества. Это связано с местом той или иной группы в социальной структуре, ее социальной значимостью. Интегративным показателем положения социальной группы в системе общественных отношений является социальный статус.

    В любом обществе, в любой сфере общественной жизни складывается пирамида ролей и статусов, определяющая социальное неравенство.

    Одной из самых значительных теорий личности является психоаналитическая концепция 3. Фрейда (1856-1939), который рассматривал человека как систему нужд, а общество - как систему запретов (табу). Он видел в личности три главных психических компонента - «Оно», «Я», «Сверх-Я», которые лежат соответственно в сферах подсознания, сознания и сверх-сознания человека. Таким образом, модель личности 3. Фрейда является трехуровневой. Подсознание (низший слой), или «Оно» включает биологические потребности: сексуальные, отправление естественных надобностей, потребность в пище и т. д. Они представляют собой бессознательные импульсы, «родовые воспоминания». Эти бессознательные стремления личности - потенциал и основной источник ее развития. Человек ищет компромисс между ними и общественно приемлемой формой их реализации.

    2. Проблема потребностей в современной социологии

    С позиций современной социологии человеческая потребность – это «объективно-субъективное» явление. Объективность потребностей заключается в том, что они отражают воздействие общества на сознание и деятельность отдельного человека или социальной группы. Субъективный аспект потребностей связан с тем, что они выражают это воздействие в специфической, сугубо индивидуальной форме. Однако, социологические исследования, как правило, сосредотачиваются на объективной стороне потребностей.

    На сегодняшний день в социологии по отношению к изучению потребностей преобладают эмпирические и статистические методы исследования (опрос, наблюдение, анализ документов, корреляционный анализ, факторный анализ и т.д.). С их помощью изучается динамика изменения потребностей отдельных людей, групп и социальных общностей. Большинство проводимых в настоящее время эмпирических исследований потребностей разных групп населения направлены на решение прикладных задач (развитие региона, формирование молодежной политики и т.д.).

    Несмотря на то, что тема потребностей человека в социологии пока тщательно не проработана, всё же можно говорить о существовании своей научной традиции их изучения. В частности, проблеме формирования и проявления потребностей человека посвящены работы следующих социологов: М. Вебер, М. Хальбвакс, И.В. Бестужев-Лада, П.М. Ершов, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, Б.М. Левин, В.А. и др.

    Наиболее проработанными в теоретико-методологическом отношении можно считать те работы, в которых потребности изучаются с позиций деятельностногоподхода. В границах данного подхода потребность рассматривается как фрагмент системы ценностей, интересов, целей определенного коллектива. Наиболее демонстративны здесь социологические исследования А. Г. Здравомыслова, Л. П. Буевой, А.И. Самсина, Э. Фромма.

    3.Типология социального характера Д.Рисмена.

    Американский социолог Дэвид Рисмен является автором оригинальной концепции о типах социального характера, которая изложена им в книге «Одинокая толпа. Исследование американского характера» (1950). Д. Рисмен разделил все общества по признаку роста народонаселения и дал их характеристику. По его мнению, в истории существует три типа общества.

    1. Общество «высокого потенциала прироста населения». Смертность и рождаемость в этом обществе примерно равны и обе очень высоки, рост населения незначителен. К этому типу общества Рисмен относил средневековую Европу и другие страны, которые можно назвать народными, статусными, общинными.

    2. Общество «переходного роста населения». Для него характерны: смена стабильного соотношения смертности и рождаемости, бурный рост населения, резко возрастающая социальная мобильность, быстрое накопление капитала, экспансия и колонизация. Общество нуждается в новом типе социального характера, предприимчивом, инициативном, любящем риск и все новое. И такой характер появляется. К данному типу общества Д. Рисмен относил общество эпохи Возрождения и Реформации.

    3. Общество «начинающегося спада населения». Это современное индустриально развитое общество (Америка, Западная Европа). Для этого общества характерно сочетание образования с возрастающим потреблением информации и образов, предоставляемых СМИ. Меняются способы и средства достижения целей, воспитания детей, отношения в семье.

    Этим трем типам общества, по мнению Д. Рисмена, соответствуют три типа социального характера.

    1. «Ориентированный-на-традицию». В обществе «высокого потенциала прироста населения» социальный характер людей формируется на основе следования традиции, поэтому Рисмен называет его «ориентированным- на-традицию». Для него характерны следующие черты: высокая степень конформности; приверженность традиции и подчинение властным структурам; контроль за поведением со стороны семьи, клана, религиозной общины; приписываемый статус. Индивид занимает в таком обществе четко определенное место, играет строго фиксированные социальные роли; минимальная социальная мобильность; слабое развитие индивидуальности. Общество не испытывает потребности в социальной мобильности и индивидульности; внешняя мотивация, страх быть опозоренным в случае несоответствия принятым в обществе нормам.

    2. «Ориентированный на-себя». Этот тип социального характера соответствует «обществу переходного роста». Его основными чертами являются: наличие внутреннего, а не внешнего источника мотивации. Человек ориентируется не на внешнее окружение, а на внутренний голос, который определяет его поведение. Зависимость от других людей кажется незначительной; предприимчивость, инициатива, любовь к риску; индивидуальность, самостоятельность, творчество; свобода в выборе целей; разнообразие средств достижения целей; меньший контроль со стороны семьи, клана, прочих авторитетов.

    3. «Ориентированный-на-другого». Этот тип характера присущ обществу начинающегося спада населения. По мнению Рисмена, он возникает впервые в среде высшего среднего класса современной индустриальной Америки, поэтому его считают американским. Чертами этого тина являются: ориентация на других людей, поверхностность и расточительство, неуверенность в себе, внешний источник мотивации. Человек ориентируется на других людей, людей одного возраста и класса, на своих современников. Он строит свое поведение в зависимости от восприятия действий и желаний окружения. Его характеризует стремление быть похожим на других, видеть мир их глазами. Человек зависит в своем поведении исключительно от других людей.

    Такова типология социального характера, предложенная Д. Рисменом. В ней, без сомнения, имеются положения, представляющие теоретический интерес. Отдельные суждения и выводы могут быть применены по отношению к российскому обществу (например, ориентация на традицию и ориентация на себя). Но некоторые положения весьма спорны и вызывают сомнение, например построение типологии на основе роста населения.


    написать администратору сайта