Социология. Влеева. Социология. Выполнение практических заданий по дисциплине социология
Скачать 20.57 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология Группа М20Э111 Студент А. Р. Валеева МОСКВА 2021 Социализация личности: этапы, факторы, механизмы. Под социализацией личности можно понимать процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей и социальных норм, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Усвоение социальных ролей, как и в целом формирование личности, происходит в результате социализации. Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации: первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники. Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых. Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека, а именно: детство; подростковый период; зрелость. Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном С точки зрения субъект-объектных общественных отношений, Петровским А.В., собственную периодизацию социализации предложил и Колберг. Факторы социализации – это условия, определенные обстоятельства, побуждающие индивида к активному действию. Среди факторов социализации выделяют: Макрофакторы - оказывают влияние на социализацию всего человечества или очень больших групп людей, проживающих в определенных странах (вселенная, космос. планета Земля, страна, общество, государство и т.д.). Мезофакторы - это определенные условия социализации групп людей (объединенных национальным признаком, типом и местом поселения, принадлежностью к аудитории того или иного средства массовой коммуникации, этнические особенности, ментальные или духовные). Микрофакторы - это различные социальные группы, непосредственно влияющие на человека и участвующие в процессах его воспитания: семья, рабочий коллектив, группы сверстников и т.д. Социализация человека происходит с помощью следующих механизмов: Закон повторения, суть которого заключается в том, что дети подражают взрослым, а подчиненные своим руководителям; Закон противопоставления связан с тем, что человек в душе выбирает одну из моделей поведения; Закон приспособления реализуется, когда в процессе адаптации друг к другу достигается согласие и компромисс. Важным механизмом социализации Э. Дюркгейм считает, например, принуждение индивида обществом и социальный контроль. П.А. Сорокин к этим механизмам относит - имитацию, принадлежность к какой-либо общности, личностный и социальный контроль. Помимо этого, к механизмам социализации относят следующие группы: Социально-психологические – запечатление (импринтинг), происходящее в основном в младенчестве, когда младенец фиксирует на подсознательном уровне жизненно важные для него объекты. Экзистенциальный нажим – неосознаваемое усвоение норм социального поведения в ходе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание, естественно, это пример какого-либо лица. Рефлексия или внутренний диалог, когда человек что-то оценивает, отвергает или принимает. Социально-педагогические – к традиционному механизму относятся те стереотипы, которые приняты в семье или ближайшем окружении. Их усвоение идет на неосознанном уровне при помощи запечатления. Социальная типология личности. Социальный тип личности – это отражение влияния общественной системы на ценностные ориентации человека, а посредством них – на его поведение в обществе. В современной социологии наиболее широко распространено выделение типов личности на основании ценностных ориентаций: Традиционалисты, ориентированные преимущественно на долг, порядок, дисциплину, законопослушание, выраженность стремления к самореализации и самостоятельности у рассматриваемого типа личности крайне низкое; Идеалисты характеризуются сильно выраженным критическим отношением к традиционным нормам, независимостью и пренебрежением к авторитетам, установками на саморазвитие при любых условиях; Фрустрированные личности, характеризующиеся низкой самооценкой, угнетенным и подавленным мироощущением, ощущением себя за гранью потока жизни; Реалисты сочетают стремление к самореализации и развитое чувство долга и ответственности, здоровую долю скептицизма и самодисциплину, и самоконтроль; Гедонические материалисты ориентируются, преимущественно, на получение сиюминутных удовольствий, и такая погоня превращается в процесс удовлетворения потребительских желаний. Иными словами, социальный тип личности – это отражение влияния общественной системы на ценностные ориентации человека и посредством них на его реальное поведение. На основании критического отношения к социальной реальности выделено четыре типа поведения личности: нигилист; реакционер; реформатор; революционер. Одномерный человек в концепции Г.Маркузе. В работе Г. Маркузе «Одномерный человек» (1964 г.) раскрывалось понимание характера и движущих сил революции в современном обществе. В ней обосновывался тезис о деградации пролетариата в «индустриальных странах», так как он интегрирован в систему и перестал быть «антагонистом» властвующих структур. Одномерное общество формирует одномерное сознание, являющееся результатом манипулятивного воздействия со стороны технократов, бюрократов, партократов и т. п. через индустрию школьно-вузовского образования, средств массовой коммуникации, досуга, армию, церковь и т. д. Повседневный язык современного общества, по мнению Маркузе, формировался в реальной жизни и отражает то, что люди видят по телевидению, слушают по радио, читают в газетах, беседуют с людьми. Все сливается с тем, что они действительно видят, чувствуют, думают. В результате люди говорят и языком своих господ, политиков, авторов рекламных текстов и т. п., и их критическое отношение к действительности ослабляется. Тем самым создается благодатная почва для социального конформизма и манипулирования массовым сознанием, придания ему одномерного характера, и предотвращения опасных для индустриального общества оппозиционных настроений. В результате формируется одномерное видение мира, на котором лежит ответственность возникновения глобальных проблем; - ориентация на абсолютную эффективность производства; - ориентация на создание и удовлетворение порабощающих людей потребностей; - понимание обусловленности человеческого существования исключительно средствами экономического роста; - представление о непосредственном совпадении расширения технико-рациональных структур и действий с духовным развитием общества; - представление о направленности исторического прогресса ко всеобщему эгалитарному равенству или экономическому благополучию. В итоге «одномерный человек» из «спящей массы» (рабочий класс), интегрированный в это общество, не способен ни выработать, ни воспринять революционное сознание как непременное условие и предпосылку социальной революции. Рабочие в случае серьезного кризиса рискуют потерять больше, чем только свои цели. Поэтому они во всех высокоразвитых странах представляют главную силу консерватизма. |