Главная страница
Навигация по странице:

  • «каменными бабами»

  • «сестра - божий работник».

  • Петр I

  • Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОБОЛИЕ"

  • Софьи Степановны Щербатовой

  • Великая княгиня Елена Павловна

  • Николай Иванович Пирогов

  • Екатерина Михайловна Бакунина настоятельницаКрестовоздвиженской общиныЕкатерина Михайловна Бакунина

  • Екатерина Александровна Хитрово

  • Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайловна)

  • «На 400 человек, нас 5 сестёр. Ранения все очень тяжёлые… Я весь день в больнице Война вблизи ужасна, сколько горя, сколько вдов и сирот»

  • "Я всю жизнь не встречал такой

  • Теория и практика сестринского дела. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеВыполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
    АнкорТеория и практика сестринского дела
    Дата15.01.2021
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла00000198-6daf366f.docx
    ТипПротокол
    #168507
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    ТЕМА: «История развития сестринского дела в России»
    Знания традиций сестринского дела является важным фактором формирования ценностных ориентаций сестринского персонала, залогом дальнейших, позитивных перемен в этой специальности.

    Совершенствование и самосовершенствование в профессии невозможно без знания опыта предыдущих поколений. Хорошо знать прошлое нужно для лучшего понимания задач настоящего.

    Современное сестринское дело – это целый комплекс наук, только изучив который, можно по праву называться «медицинской сестрой». 

    Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Не случайно сестринское дело иногда называют самым древним искус­ством и самой юной профессией.
    Перед великим умом я склоняю голову, перед сердцем великим – колени.

    писал Гете
    О больных и страждущих всегда заботились тем или иным образом. В XXI веке медицина стала одной из областей высоких технологий. Но именно в наше время вам, студентам, получающим профессию медицинского работника, необходимо помнить о духовных традициях своего будущего дела. Нельзя забывать традиций, основанных на милосердном отношении к пациентам и принципе участия и сострадания.

    Как всякая наука, сестринское дело имеет свою историю, которая охватывает тысячелетия. Это отражено в памятниках литературы и искусства.

    Женщина заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные памятники в честь женщин, в различных местах расселения первобытных людей

    А рхеологи их называют «каменными бабами», (у славянских народов - «берегинями»)


    Медицина древнего мира - включала в себя широкий спектр самых разнообразных познаний и была достаточно развитой для своего времени по эволюционным понятиям. У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родствен­ники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было, исключение составляли лишь женщины, зани­мающиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным (повитухи). На Руси было принято, чтобы повитуха была вдовой. Иногда это занятие было наследственным.

    Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Но уже в 11 веке был создан первый отечественный трактат под названием «Мази», который для того времени был уникален. Его автором явилась внучка князя Владимира Мономаха – Евпраксия Мстиславовна. В своем труде она осветила вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых заболеваний.

    Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больными членами семьи, оказывали первую помощь при бытовых травмах и ранениях, утешали и ободряли умирающих. Так постепенно сложился фольклорный образ "сестра-мать".

    Один из этапов в развитии женской благотворительности связан с именем католического священника Винсента де Поля.

    В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. Вначале общество называлось "общество милосердия", а члены его - "служительницы бедных". Они должны были по очереди брать ежедневно из общего склада необходимую провизию, приготовлять из нее пищу и разносить больным. Но задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи, но и духовной. "Служительницы бедных" старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религи­озными беседами, чтением и наставлениями.

    Викентием Полем в 1617 году предложен термин «сестра милосердия»

    В Древней Руси врачевание существовало в разных формах:

    в народе сохранялось народное врачевание - языческое кудесничество и знахарство после принятия христианства под сенью монастырей активно развивалась монастырская медицина со времен княжения Ярослава Мудрого на Руси появилась светская (мирская) медицина.
    Что касается сестринского дела, как науки и искусства ухода за больными, то его предыстория самым тесным образом связана с христианской религией.
    Среди женщин Московской Руси была глубоко развита частная благотворительность, она составляла «главное, коренное, неизменное дело всей их жизни», освященное самим Домостроем, этим житейским кодексом домостроевской Руси, поучавшим: «Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и обогрей, и помоги...» Свято исполняли женщины это поучение, в особенности московские царицы.

    Много делали для больных монастыри. Монахи часто пригла­шались для ухода за больными на дому, а в тяжелых случаях боль­ных отправляли в монастырские больницы. Так сложился второй фольклорный образ: «сестра - божий работник».

    Третий фольклор­ный образ: "Медсестра - служанка врача и больного". Труд медицинской сестры оценивался только как подсобный, не было условий для развития индивидуальности и перспективы роста. И, как следствие, снижение качества ухода.

    В России ещё до татарского нашествия в летописи упоминаются боль­ницы в Киеве, Переславле Южном, Смоленске, Вышгороде, Черни­гове, Новгороде, Пскове, на Волыни, в Галицкой Руси и другие. Сестры-монахини ухаживали за больными бескорыстно, так как считалось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия.

    С естринское дело - не как общественное явление в монастырских больницах, а как официально утвержденная и регламентированная профессия в госпиталях и социальных учреждениях - обязано своим рождением на Руси царствованию и реформам Петра I (1672-1725). Создание русской регулярной армии и флота положило основу для развития регулярной военно-медицинской организации.

    Первый гражданский госпиталь был создан в Москве в 1707 г., ныне — Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко

    В 1715 году по Указу Петра I создаются Воспитательные дома, в которых должны были

    Петр I служить женщины

    (1672 – 1725).

    Однако, затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. Женский труд в гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли «бабы - сидельницы» из вдов и жен больничных солдат.


    В 1803 году в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих.

    В 1814году по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны – супруги Петра I, из Петербуржского "вдовьего дома" на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для "прямого назначения" ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815года 16 из 24 вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак - "Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОБОЛИЕ" (Сердолюбие).


    "Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОБОЛИЕ"


    В 1818году в Москве был создан Институт «сердобольных вдов», а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала.

    С этого момента можно считать, началось развитие сестринского дела в России.

    Первым организатором дежурств сердобольных вдов при Московском вдовьем доме является штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных Христофор фон Оппель.

    В 1822 году фон Оппель, обобщив собственный богатый врачебный опыт и опыт других врачей, издает первый учебник на русском языке, посвященный вопросам ухода за больными - "Руководство и правила, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших, сочиненные Христофором фон Оппелем...". Книга была издана в Москве, в университетской типографии.

    Современная медицина мало похожа на ту, которую знал фон Оппель, но удивительным образом многое, о чем написано в руководстве, в том числе правила, придерживаться которых рекомендует фон Оппель, актуально и сегодня.

    В 1828 году руководство благотворительными учреждениями Повивальным институтом и Мариинской больницей приняла на себя великая княгиня Елена Павловна. Она расширила сеть благотворительных учреждений и способствовала развитию сестринских общин.

    В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение - первая в России община сестёр милосердия, получившая название «Свято-Троицкая». Она существовала на средства благотворительных организаций.

    В общину принимались, согласно Уставу, вдовы и девицы 20 - 40 лет всех сословий и вероисповедания, но с 1855 года - только православные. Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия. В функции сестер входили дежурства на квартирах и в больнице, прием больных, приходивших в общину: профессиональная подготовка женщин была сугубо практической и сводилась к знанию некоторых лечебных процедур и санитарно-гигиенических правил ухода. На одну сестру милосердия порой приходилось по 70 – 80 больных.

    Через 10 лет такого напряженного труда сестра имела право на пожизненную пенсию. Если сестра выходила замуж, она исключалась из общины.

    Следующая организация по уходу за больными возникла в Москве по почину княгини Софьи Степановны Щербатовой и замечательного врача Федора Петровича Гааза, умершего 1 апреля 1848 г. во время эпидемии холеры. Сестры ухаживали за больными в 1-й Градской больнице и больнице, учрежденной Гаазом для чернорабочих. При общине находился сиротский приют.

    Во время Крымской войны (1853 – 1856г) особенно остро проявился недостаток сестер милосердия. Русские войска несли катастрофические потери. Тогда-то, ради хотя бы частичной компенсации их, в обществе и задумались всерьез об организации эффективной медицинской помощи непосредственно на фронте.


    Великая княгиня Елена Павловна
    главным делом жизни Елены Павловны стало учреждение Крестовоздвиженской общины сестер милосердия

    В 1854 году в Петербурге для ухода за ранеными и больными великая княгиня Елена Павловна на свои средства учредила и организовала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия для попечения о раненых и больных воинах – предшественницу Русского общества Красного Креста.
    Главным врачом и непосредственным руководителем общины стал замечательный русский хирург, Николай Иванович Пирогов.



    Пирогов Николай Иванович

    (1810 - 1881) - один из величайших врачей

    и педагогов настоящего столетия и по

    сие время самый выдающийся авторитет

    по военно-полевой хирургии

    Н.И Пирогов

    Я принял предложение великой княгини Елены Павловны и организовал женский труд за раненными и больными на поле битвы. В конце ноября 1854 года первый отряд из 28 человек прибыл в Крым, начальницей отряда была Екатерина Бакунина. Я разделил сестёр на группы: сёстры перевязывающие, которые помогали врачам во время операций и при перевязках; сёстры аптекарши, которые готовили, хранили и раздавали лекарства; сёстры хозяйки, следившие за чистотой и сменой белья, содержанием больных и за хозяйственными службами. Тогда же появился отряд сестёр, который сопровождал раненых при дальних поездках.

    В гибельные месяцы Севастопольской обороны крестовоздвиженские сестры в платьях, напоминающих монашеское одеяние, находились в самом пекле войны. Многие умирали от тифа, некоторые были ранены или контужены. Но все они, перенося безропотно трудности и опасности, бескорыстно жертвуя собой, служили на пользу раненым и больным.
    Н И Пирогов

    «Сёстры день и ночь непременно бывают в госпиталях, помогают в операциях и перевязках, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой, с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий. Трудно решить, чему более удивляться – хладнокровию ли этих сестёр или их самоотвержению. Велика и высока была их обязанность: им поручались и последние желания, и последний вздох умирающих за отечество!»

    Особое место в истории развития сестринского дела в России принадлежит Екатерине Михайловне Бакуниной. Екатерина Бакунина происходила из дворянской семьи. Истинная аристократка, обладающая знаниями, глубоко верующая в бога Екатерина Михайловна была человеком великого смирения – на протяжении долгого времени предпочитала оставаться рядовой сестрой. Екатерина была 40 летней светской дамой, когда в 1853 г. началась Крымская война. Она оказалась в числе тех, кто пожелал немедленно отправиться на фронт. В Крестовоздвиженской общине она прошла начальную медицинскую подготовку и в составе третьего медицинского отряда отправилась к месту боевых действий.

    Екатерина Михайловна проявила большие организаторские способности, неустанно объезжала наиболее отдаленные госпитали, вникая в проблемы снабжения их медикаментами и продовольствием, хозяйственным скарбом и теплой одеждой для раненых. Следует отметить, что когда русские войска оставили Севастополь, Бакунина покинула осажденный город с последней группой раненых.


    Екатерина Михайловна Бакунина
    настоятельница

    Крестовоздвиженской общины
    Екатерина Михайловна Бакунина

    Отец мой – генерал-губернатор Петербурга, мать – племянница М.И. Кутузова. Я получила прекрасное, всестороннее образование. С начала Крымской войны, узнав об организации Крестовоздвиженской общины и преодолев огромное сопротивление родных и знакомых, я добилась зачисления в отряд и отправки в Севастополь. Я стала постоянной помощницей Н.И. Пирогова при операциях: ухаживала за ранеными и больными при их транспортировке из Севастополя. После Крымской войны я стала настоятельницей Крестовоздвиженской общины. В 1860 году отказалась от своего поста и уехала в родовое имение в Тверской губернии, где устроила лечебницу для больных крестьян, аптеку с бесплатной раздачей лекарств. Простой сиделкой выхаживала всех нуждающихся в заботе и милосердии. Была удостоена двух медалей.
    Екатерина Михайловна Бакунина. об этом времени оставила изумительные «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской

    общины, 1854-1860 годы», в которых рассказала не только о своем жизненном пути и своих переживаниях, но и поделилась опытом организации помощи больным и раненым.

    «Итак, сбудется мое сердечное желание, чуть ли не с самого детства: я буду Сестрой милосердия!» - так начинаются её заметки.

    Николай Иванович Пирогов, говоря о неоспоримом вкладе в мировую историю русских сестер милосердия, к наиболее выдающимся среди них справедливо относил Екатерину Бакунину.

    Пироговв своих воспоминаниях с восхищением и уважением пишет не только о редком трудолюбии, но и спокойном мужестве сестры Екатерины: «Ежедневно днем и ночью можно было ее застать в операционной, ассистирующей при операциях, в то время когда бомбы и ракеты … ложились кругом. Она обнаружила со своими сообщницами присутствие духа, едва совместимое с женской натурой».

    Екатерина Михайловна оставила о себе только хорошие воспоминания соотечественников, врачей, раненых…

    Всего на театре военных действий работало 160 сестёр, одной из которых была Екатерина Хитрово.
    Екатерина Александровна Хитрово

    Екатерина Александровна Хитрово происходила из дворянской семьи. Она получила хорошее домашнее образование, навыки воспитания и ухода за детьми. В возрасте 46-и лет поступила на службу в Одесскую богадельню



    Екатерина Александровна Хитрово

    сердобольных сестёр, организованную в 1850 году. Её обязанности – дежурство у постели больного в течение суток через день. Хитрово пишет: «Мне хорошо в моих новых трудах… Дурной запах поражает только обоняние; а в душе в это времярай при мысли облегчения, которое чрез это приносишь страждущей. И ей, когда она видит, что делаешь это с любовью какое сладостное чувство утешения! » во время Крымской войны великая княгиня Елена Павловна поручает Е.А. Хитрово готовить сестёр милосердия для работы в условиях военных госпиталей. В 1855 году она отправляется в Крым «ревизовать» работу сестёр милосердия, где и осталась служить вместе с другими сёстрами Крестовоздвиженской общины.
    Помимо сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины помощь раненым оказывали жены, сестры и дочери севастопольцев.



    Даша Севастопольская

    (Дарья Лаврентьевна Михайловна)
    Я, оставшись сиротой, зарабатывала стиркой белья. Когда наши войска, потеряв сражение 8 сентября, возвращались после продолжительной и упорной битвы обратно к Севастополю изнурёнными, обессиленными физически и морально, со множеством раненых и изувеченных, истекающих кровью, я последовала со своей повозкой за войсками, обратилась в сестру милосердия и принялась помогать страдальцам. К счастью нашёлся в моей повозке и уксус, и какое-то тряпьё, которое употребила для перевязки ран… Проходившие мимо меня команды с ранеными являлись ко мне как на перевязочный пункт за помощью. Таким образом моя повозка была первым перевязочным пунктом, а сама я стала сестрой милосердия. Такой человеколюбивый поступок простой девушки на другой же день разнёсся по всему Севастополю. Николай пожаловал меня золотой медалью на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и 500 рублей серебром. После Крымской войны вышла замуж за рядового Максима Васильевича Хворостова. Прожила долгую скромную жизнь, не напоминая о себе.
    После окончания Крымской кампании Крестовоздвиженскаяобщина была сохранена и в мирное время сестры продолжали свою работу в госпиталях. По ее примеру появились новые общины сес­тер милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси и многих других го­родах.

    Деятельность Н.И. Пирогова и руководимых им сестер Крестовоздвиженской общины произвели огромное впечат­ление на швейцарца Анри Дюнана.

    В 1859 году швейцарец Анри Дюнан, обыкновенный торговец, много путешествовавший, совершил поездку в Италию. В это время там шла война: соединенная франко-итальянская армия выступила против австрийцев. Путешественник стал свидетелем ужасающей бойни - 40 тысяч раненых, умирающих в муках посреди поля боя, почти без медицинской помощи. Это произвело на Дюнана такое впечатление, что он бросил торговые дела и решил посвятить свою жизнь страдающему человечеству.

    В 1862 г. Анри Дюнан, под влиянием поразившей его деятельности сестер Кресто-воздвиженской общины, а также пример Флоренс Найтингейл и ее отряда английских сестер милосердия в период Крымской войны издает «Воспоминания о Сольферино» и принимает окончательное решение создать международную организацию помощи жертвам войны. Частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности.

    Так возникла организация, для которой в честь Дюнана был установлен опознавательный знак, похожий на флаг его Роди­ны. Государственный флаг Швейцарии - белый крест на красном ноле. Эмблемой общества помощи раненым стал красный крест на белом полотнище. И само общество стало называться
    международ­ный Красный Крест.

    По предложению Красного Креста разные го­сударства заключили между собой Женевскую Конвенцию, запре­щающую применять оружие против раненых. В соответствии с ус­ловиями Конвенции больные и раненые солдаты должны получать помощь без различия, к какому лагерю они относятся, а медицинский персонал, его оборудование и учреждения - пользоваться правом неприкосновенности. Они обозначаются отличительной эмблемой - красный крест на белом фоне, а для стран с мусульманской религи­ей - красный полумесяц на белом фоне.

    Россия присоединилась к Женевской Конвенции в 1867 году, тогда же на базе Крестовоздвиженской общины было создано об­щество попечения о раненых и больных воинах. Это общество в 1876 году было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), основной задачей которого являлась благотвори­тельная деятельность и подготовка сестер милосердия. Но если во время войны обучение сестер милосердия проводилось на базе краткосрочных медицинских курсов, то в мирный период в основу подготовки сестер милосердия была положена форма подготовки, выработанная Крестовоздвиженской общиной.

    К 1892 году насчи­тывалось уже 109 общин сестер милосердия, которые работали в военных госпиталях, городских лечебницах и лечебницах Красного Креста, они направлялись на работу в местности, пораженные эпи­демиями и стихийными бедствиями.

    Кроме общин Красного Креста обучение сестер милосердия велось при монастырях и на курсах при больницах.

    Профессия сестер милосердия была уважаема в обществе, тре­бовала особых душевных качеств, человеколюбия и даже самоотречения.

    12 апреля 1877 года Россия объявила Турции войну. Русско-турецкая война длилась десять месяцев и завершилась мирным договором.

    Во время Русско-турецкой войны по просьбе Великой княгини Елены Павловны Екатерина Бакунина возглавляла отряд сестер, отправляющийся на Кавказ. Этой героической женщине (тогда ей было уже 65 лет) пришлось осуществлять руководство всеми военными госпиталями – от Тифлиса до Александрополя. Как простая сиделка она выхаживала не только раненых, но и сестер милосердия, ставших жертвами разгулявшейся сыпного тифа.

    Корреспондент Максимов писал "Весь госпиталь раскинут на вспаханном поле: и потому - грязь непроходная и до того клейкая, что через несколько шагов, вы таскаете как бы страшные кандалы; а при малейшем дожде до того скользко, что двигаешься с постоянным страхом. Зимой со всех сторон занесены палатки госпиталя. Сестры сильно перезябли, они помещаются доселе в юртах - дырявые стены юрт дают свободный ход всем четырем ветрам, дождь и снег проскользают постоянно неожиданными гостями. Пол промерзший; а после полудня или после топки - грязь и слякоть. К утру юрты так стынут, что нужно отогреть заледеневшие сапоги прежде, чем надеть их. Если ночью была вьюга, то платье выгребают из-под снега и тут же надевают его. Одна из сестер слегка отморозила себе ноги. Все эти невзгоды переносятся пока бодро и весело, всякий новый сюрприз в юрте, вроде ледяных сосулек... застывших сапог, отогреваемых на жаровне, возбуждает смех. Серьезно больных... нет, но прихварывают постоянно. Старушка (знаменитая Карцева Е.П., бывшая старшей сестрой милосердия еще в Крымскую войну.) переносит пока войну геройски".
    Героиней русско-турецкой войны стала сестра милосердия Юлия Вревская. Баронесса, дочь генерала, она считала "самопожертвование за благо других" своим долгом.

    Молодая, красивая, образованная женщина, принадлежащая к высшим аристократическим кругам Петербурга, придворная дама императрицы, дочь генерала, баронесса Юлия Петровна Вревская отличалась весьма свободолюбивыми взглядами, её мало удовлетворяли общение с придворными, балы, развлечения.


    Юлия Петровна Вревская:

    «Продам все, что есть,

    куплю лошадь и поеду за войском ….»
    «Я дружила с И.С Тургеневым, живя в Париже, встречалась с В. Гюго, была близка с поэтом Я. Полонским, художником И. Айвазовским. Жажда активной и полезной деятельности привела меня к решению поехать сестрой милосердия на войну за освобождение Болгарии»

    Юлия Вревская

    В 1877 году, с началом русско-турецкой войны, Юлия решает ехать в Действующую Армию. На деньги, вырученные от продажи орловского имения, снаряжает санитарный отряд. Сама Юлия Петровна становится рядовой сестрой милосердия, с 19 июня 1877 года в 45-ом военно-временном эвакогоспитале г. Яссы (Румыния), а с 20 ноября 1877 года в 48-ом военно-временном эвакогоспитале близ города Бяла в Болгарии, выполняет самую тяжёлую и грязную работу. «На 400 человек, нас 5 сестёр. Ранения все очень тяжёлые… Я весь день в больнице Война вблизи ужасна, сколько горя, сколько вдов и сирот», — пишет она на родину. В декабре Вревская работает в прифронтовом перевязочном пункте в деревне Обретеник. Сологуб В.А. писал: "Я всю жизнь не встречал такой пленительной женщины. Пленительной не только своею наружностью, но и своею женственностью, грацией, бесконечной приветливостью и бесконечной добротой... Никогда эта женщина не сказала ни о ком дурного и у себя не позволяла никому злословить, а напротив, всегда и в каждом старалась выдвинуть его хорошие стороны".

    Последнее письмо Юлия Вревская написала своей сестре Наталье 12 января 1878 г. 17 января заболевает тяжёлой формой сыпного тифа. Скончалась 5 февраля 1878 г. Её похоронили в платье сестры милосердия около православного храма в Бяле.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта