Главная страница
Навигация по странице:

  • Модели сестринского дела После изучения темы Студент должен

  • Студент должен

  • Вопросы для самоподготовки

  • ВРАЧЕБНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) МОДЕЛЬ

  • МОДЕЛЬ ВЕРДЖИНИИ ХЕНДЕРСОН

  • СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ

  • Модель (её суть)

  • Определение

  • Источник

  • Приоритетная

  • Фокус

  • МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА: ОДНА ИЛИ НЕСКОЛЬКО

  • Теория и практика сестринского дела. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеВыполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
    АнкорТеория и практика сестринского дела
    Дата15.01.2021
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла00000198-6daf366f.docx
    ТипПротокол
    #168507
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Программный документ «Философия сестринского дела в России» Голицыно, 1993
    Философия сестринского дела является частью общей филосо­фии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой. Она основана на общечеловеческих принципах этики и морали. В цен­тре этой философии человек.

    Сестринское дело основано на древней традиции, целью кото­рой является удовлетворение человеческих потребностей в защите здоровья и окружающей среды.

    Основными принципами философии сестринского дела явля­ются уважение к жизни, достоинствам и правам человека. Мы ве­рим в священность дара жизни и в связи с этим рассматриваем каж­дую отдельную личность как единую целостность с внутренней возможностью к росту и развитию в физическом, философском, социальном, культурном, интеллектуальном и духовном планах.

    Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества. Эти принципы предусматри­вают ответственность сестры перед обществом (в том числе и перед пациентом) и ответственность общества перед сестрой. Общество признает важную роль сестринского дела в системе здравоохране­ния, регламентирует и поощряет его посредством издания законо­дательных актов.

    Целью сестринского дела является осуществление сестринско­го процесса.

    Сестра стремится выполнять свою работу профессионально, уважая и охраняя достоинство пациента, его автономию и гармо­нию с обществом и социальными потребностями.

    Современное сестринское дело является наукой и искусством. Успешное применение философии сестринского дела в России, раз­витие творческого потенциала сестер возможно только в том слу­чае, если общество выполнит свои обязательства по отношению к ним.

    Сестра является специалистом, который обладает знаниями и умениями, несет ответственность за процесс ухода и проявляет ми­лосердие. Сестра - уникальная, общественно активная личность, которая совершенствует свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту опти­мальный уход. Сестра действует как независимо, так и в сотрудни­честве с другими профессиональными работниками сферы здраво­охранения с тем, чтобы удовлетворить потребности общества и от­дельных пациентов в защите здоровья.

    Обязательства сестер включают в себя уважение к пациентам и право их на самоопределение. В соответствии с этим она действует, исходя из принципа: не причинить вреда, делать добро, уметь со­трудничать и быть преданной как профессии, так и пациенту. Сест­ринское дело не имеет ограничений по национальным, расовым признакам, возрасту, полу, политическим или религиозным убеж­дениям, социальному положению.

    Потребность в сестринском уходе универсальна, она необхо­дима человеку от рождения до смерти. Оказывая помощь пациен­ту, сестра старается создать атмосферу уважительного отношения к его ценностям, обычаям и духовным убеждениям. Сестра сохра­няет конфиденциальность, оберегая информацию в интересах па­циента, если она не противоречит его здоровью и здоровью обще­ства.

    Сестра принимает участие в разрешении экологических про­блем.

    Современные сестры обращаются за вдохновением к опыту прошлого, опыту основоположников сестринского движения, под­вижничеству легендарных личностей: Флоренс Найтингел, Екате­рины Бакуниной, Дарьи Севастопольской и других.

    Сестры оптимистично смотрят в будущее и развивают сестрин­ское дело как науку и искусство для народов России.

    С новым сестринским делом для новой России в новое столе­тие!
    Тема занятия: Модели сестринского дела
    После изучения темы

    Студент должен уметь:

    • анализировать информацию и выбирать главное

    • использовать полученные знания в практической деятельности

    • выявлять нарушенные потребности пациента

    • определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья

    Студент должен знать:

    • основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела

    • уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу и потребности повседневной жизни по В.Хендерсон.

    • основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.

    • сравнительную характеристику основных положений моделей Д. Орэм и В. Хендерсон, врачебной модели.

    • принципы выбора модели сестринского ухода


    Вопросы для самоподготовки


    1. Дать определение понятия «Модель сестринского дела»

    2. Перечислить основные положения модели сестринского дела

    3. Дать сравнительные характеристики врачебной модели сестринского дела, модели Д. Орем, В. Хендерсон.

    4. Принципы выбора модели сестринского ухода


    Понятия «сестринский процесс» и «модель сестринского ухода» существенно отличаются друг от друга.

    Модель – это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модели сестринского ухода иногда называют концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепций.

    Модель – это систематически построенный, научно обоснованный и логически связанный набор понятий, которые составляют элементы сестринской практики.

    Единой модели на сегодняшний день не существует. Какую модель выбрать для практического применения? Как выбрать: интуитивно или полагаясь на личное восприятие? Какие модели бывают и что они рассматривают? На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.
    Модель - общая схема, образец, по которому что-то должно быть сделано, некая вспомогательная конструкция для достижения оптимальных результатов сестринской работы; базовые знания (представления) о сестринском деле. Если сестринский процесс - организационная форма сестринской работы, то модель - её непосредственное содержание.

    В основе работы сестринского персонала должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем пациента. Другими словами, в основе должна лежать модель.

    Первым теоретиком в области сестринского дела, автором первой в мировой практике модели сестринского дела, является английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл. На сегодняшний день существуют десятки моделей сестринского дела, которые существенно отличаются друг от друга -например, врачебная модель сестринского дела, модель Верджинии Хендерсон, модель Доротен Орем, Каллисты Рой. Фундамент моделей сестринского дела составляет философия сестринского дела. В каждой их этих моделей авторы по-разному видят шесть основных характеристик ухода:

    • Пациент

    • Источник проблем пациента

    • Цель ухода

    • Способы и направленность сестринских действий

    • Оценка качества и результатов ухода

    • Роль сестры



    ВРАЧЕБНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) МОДЕЛЬ

    Врачебная модель хорошо знакома большинству отечественных сестер, так как именно на нее ранее была ориентирована подготовка сестринского персонала в нашей стране.


    МОДЕЛЬ ДОРОТИ ОРЭМ
    Модель, предложенная Д. Орэм (1971) рассматривает человека как единое целое. Она основана на прин­ципах самоухода, который Д. Орэм определяет как «...деятельность по со­хранению жизни, здоровья и благополучия, которую люди начинают и осу­ществляют самостоятельно...».

    В модели Д. Орэм уделяется большое внимание личной ответственности человека за состояние собственного здоровья. Однако придается большое значение и сестринским вмешательствам для профилактики заболеваний, травм и обучению. Взрослые люди должны рассчитывать, прежде всего, на себя и нести определенную ответственность за своих иждивенцев при сохра­нении (поддержании) здоровья.
    МОДЕЛЬ ВЕРДЖИНИИ ХЕНДЕРСОН

    Из всех моделей сестринского дела наиболее приемлемой для нашей страны признана одна из первых моделей, созданная в 1953 году на основе учения об основных человеческих потребностях американского психолога А. Маслоу - модель Верджинии Хендерсон.

    Для большей наглядности можно представить эту модель в сопоставлении с врачебной моделью сестринского дела, то есть с тем, что мы имеем в наших больницах на сегодняшний день.
    14 жизненно важных повседневных потребностей

    по Верджинии Хендерсон


    1. Нормально дышать

    2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости

    3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности

    4. Двигаться и поддерживать нужное положение

    5. Спать и отдыхать

    6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду

    7. Поддерживать температуру тела в нормальных приделах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду

    8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде

    9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей

    10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнения

    11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой

    12. Заниматься любимой работой

    13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх

    14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.


    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ

    СЕСТРИНСКОО ДЕЛА



    Модель

    (её суть)


    Врачебная

    модель


    Доротен

    Орэм


    Модель

    Верджинии

    Хендерсон


    Традиционная

    модель


    Модель

    дефицита

    самоухода


    Признана наиболее

    приемлемой для нашей страны создана в

    1953 году на

    основе учения об основных человеческих потребностях

    американского

    психолога А. Маслоу

    Определение

    пациента

    Набор анатомических

    органов и

    физиологических

    систем;

    Человек как пассивный

    носитель болезни.

    Авторитарный стиль поведения с пациентом.


    Биологическое и

    функциональное

    существование,

    обеспечивающее

    деятельность по

    самообслуживанию

    14 универсальных

    потребностей

    Биологическое

    существо,

    физиологическая.

    духовная и социальная

    сущность которого неразделимы.

    Источник

    проблем

    пациента

    Нарушения функций

    различных органов и

    систем.

    Понятия сестринского диагноза (проблемы) не существует, все

    проблемы – это проблемы пациента и

    врача.

    Уход носит общий, достаточно

    бессистемный,

    ненаучный, чисто

    симптоматический

    характер и касается

    узкого круга

    физиологических

    проблем (пролежни,

    недержание мочи)

    Дефицит в

    самообслуживании

    (отсутствие возможностей

    осуществлять заботу о себе).

    Любой человек имеет ряд фундаментальных

    потребностей, как

    физиологических, так и психосоциальных. Человек здоров, если он способен

    «функционировать

    независимо», способен самостоятельно

    удовлетворять свои

    потребности в

    дыхании, приёме

    жидкости и пище, выделении и т.д

    Приоритетная

    задача

    медицинской сестры

    Цель ухода

    определяется врачами и

    чаще сводится к выполнению

    врачебных назначений

    Создание условий для

    осуществления

    самоухода.

    (максимум

    самостоятельности).

    Помощь пациенту в

    преодолении

    препятствий для

    осуществления самоухода,

    восстановление

    максимально возможной

    независимости

    пациента в активности повседневной жизни

    Роль

    медицинской сестры

    Помощник врача

    Обеспечение

    помощи в достижении оптимального уровня

    самообслуживания

    ( самосохранения)

    Оказание помощи

    человеку в осуществлении тех действий имеющих

    отношение к его

    здоровью,

    выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая для этого необходимыми

    силами, знаниями,

    волей.

    Роль сестры носит двоякий характер: с одной стороны -

    помощник врача.

    с другой стороны,

    самостоятельный и независимый специалист

    в области ухода.

    Фокус

    вмешательства

    Лечение

    болезни

    Любые изменения

    со стороны

    процесса самообслуживания

    Удовлетворение

    жизненно важных

    потребностей

    Способы вмещательства

    Выбор способа зависит от врача.

    Осуществление

    помощи и соучастие

    Сестринские

    вмешательства:

    • зависимые

    (только по

    указанию врача),

    • взаимозависимые

    • независимые

    Сестра обеспечивает

    компенсацию

    имеющихся у

    пациента ограничений,

    связанных с

    удовлетворением

    потребностей его

    организма в условиях

    болезни.

    Ожидаемый результат

    Не обязателен ни

    для врача, ни для сестры, нигде не

    регистрируется.

    Достижение

    пациентом

    оптимального уровня

    самообслуживания

    (заботы о себе).

    Преодоление

    пациентом

    дезадаптации

    связанной с болезнью.

    Нарушением

    жизненно важных.

    потребностей.



    МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА: ОДНА ИЛИ НЕСКОЛЬКО?

    Итак, вы ознакомились с несколькими моделями из множества существу­ющих. Единой модели на сегодняшний день не существует, хотя, конечно, она способствовала бы лучшему взаимопониманию, как в обучении сестер, так и в практической деятельности, особенно в нашей стране, только начина­ющей реформу сестринского дела.

    Практикующие сестры во многих странах одновременно используют не­сколько моделей, причем выбор моделей (модели) зависит исключительно от невозможности пациента удовлетворить те или иные потребности.

    Осмысление уже разработанных моделей помогает выбрать те, которые пригодны для конкретного пациента. Модель сестринского ухода — это сред­ство, помогающее представить, на чем акцентировать внимание сестры при обследовании пациента, какими должны быть цели и сестринские вмеша­тельства. Для планирования ухода выбирают какие-то элементы из различ­ных моделей.

    Конечно, для нашей страны и для нашей реальности внедрение в сестринскую практику даже очень простой модели Верджинии Хендерсон связано со значительными трудностями, в первую очередь — в преодолении сложившихся стереотипов. Однако один мудрец хорошо сказал, что понятия - как печные трубы, они засоряются, время от времени, и их надо прочищать, чтобы они пропускали смысл. Модель позволяет вернуть понятию «сестра» первоначальный замысел, - «та, которая питает, лелеет и защищает слабого; подготовлена для заботы о слабом». Модели описывают сестринское дело таким, каким оно должно быть. Это описание не обязательно совпадает с тем, что мы встречаем в реальной жизни, но даёт ощущение профессиональной перспективы.

    В связи с изменяющимися потребностями общества в сестринском деле, видимо, будут созданы новые модели.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта